Безопасный период развития ребенка

Безопасный период развития ребенка thumbnail

Сегодня, в век высоких технологий, казалось бы, нет ничего естествнннее безопасности. Наша посуда не бьется, окна плотно закрываются, мы пользуемся шкафами и сейфами, gps-ами и камерами наблюдения…. и все равно наши дети непрерывно находят неприятности — режутся, обжигаются, ударяются и выпадают из окон. Как воспитывать ребенка, чтобы подобное не случилось в вашей семье? Необходимо создать ему безопасное пространство для развития! Прошу обратить внимание на всю фразу — безопасное пространство_ДЛЯ_РАЗВИТИЯ, потому что просто безопасное пространство — это «мягкая комната». Многие сейчас скажут, мол, что вы, какая «мягкая комната», у нас не так! Но к сожалению, у многих так, особенно у бабушек 🙂 И если это не обитая матрасами каморка без окон, то это — вечное нельзя/не лезь/не трогай, это «детский мир» в доме. В таком случае ребенок года за 3 привыкает к «мягкому» миру вокруг, и когда вдруг где-то встречается с ножиком — ждите беды.

Понятие безопасного пространства, пожалуй, можно разделить на две категории — базовую безопасность и безопасное развитие. 

Базовая безопасность включает в себя, в первую очередь, адекватных родителей, которые не подвергают детей физическому насилию и прочим опасным для жизни ситуациям. Родители берут на себя всю отвественность за жизнь и здоровье ребенка, стопроцентную ответсвенность, это значит, что если я-мама вижу, что папа оставил на пороге пилу, я не жду, когда он оторвется от телевизора и унесет ее в шкаф на балкон — я беру и уношу. Если я занимаюсь с ребенком, используя острые предметы, например, резьбой по дереву — я не увлекаюсь сама, я слежу за ребенком. Если я проветриваю комнату, то не пускаю ребенка на окно и т.д.

Безопасный период развития ребенка

Базовая безопасность подразумевает со стороны родителя:

  • Отсутствие возможности у маленького ребенка самостоятельно покинуть квартиру/дом;
  • Закрытые окна (использование специальной фурнитуры)
  • Неподвижно закрепленные тяжелые/опасные предметы интерьера (чтобы ребенок не мог уронить на себя телевизор, аквариум, триумфальную арку)
  • Недоступность электричества (закрытые розетки, соединения и прочие подобные штуки)
  • Возможность безопасного передвижения по всей квартире
  • Безопасные домашние животные
  • Недоступность химии и лекарственных препаратов.
  • Правила для ребенка.

Базовая безопасность с точки зрения ребенка — это знание определенных правил. Ваш ребенок знает слово «нельзя!»? А как быстро он на него реагирует? 

«Нельзя» — это некая такая абстрактная субстанция, которая может относиться к чему угодно. Нарушение этого нельзя бывает караемо, а бывает, и забывается. Дети, которые часто слышат это слово, со временем вырабатывают к нему стойкий иммунитет и начинают реагировать на него очень выборочно. В общем, к базовой безопасности «нельзя» относится с большим трудом и то, только для тех детей, которые всегда на него реагируют. «Нельзя» еще сложно тем, что приходится долго объснять почему нельзя, о чем нельзя и насколько сильно нельзя.

С точки зрения базовой безопасности два необходимых слова — это «СТОП» и «ОПАСНО». Эти слова могут звучать только в крайних случаях. Например, Вася бежит за конфетой. «Вася, тебе НЕЛЬЗЯ конфету» — это когда у Васи жутчайшая аллергия на сладкое и конфета уже номер стодесять.
«СТОП» — это когда у Васи на пути к конфете открытый колодец. Это когда Вася выбегает на проезжую часть, когда на него бежит собака, когда он бежит под качелю, когда впереди разбитая бутылка — реальная опасная-приопасная опасность. В этом случае Вася останавливается как вкопанный, вы подходите и объясняете — вот колодец/машины несутся/стекло острое валяется — это опасно. Если Вася просто далековато отбежал от вас, и вам лень за ним бежать — кричите «стоп» — связка «стоп=опасность» быстро разрывается. 
Вася готовится взять конфету, а вы говорите «ОПАСНО», когда конфета вынимается из мусорного ведра, поднимается с земли на улице, когда это вишня в коньяке, когда руки только что были сами знаете где…. Слово опасно изначально вводится в сознание ребенка с пояснениями:

  • не трогай — плита горячая — это опасно
  • обходи стороной — стекло острое, им можно порезаться — это опасно
  • на подрконнике не играют — можно упасть — это опасно

Таким образом опасность постепенно осознается и данное слово начинает применяться само по себе. 

Безопасный период развития ребенка

Следующий раздел правил скорее относится к воспитанию. Это те ситуации, в которых ребенок приучен действовать только в сопровождении родителей. Это соблюдение таких прописных истин, как:

  • переходим дорогу за руку по пешеходному переходу/светофору
  • гуляем/бегаем/играем в нескольких шагах от мамы (сколько шагов зависит от мамы и возраста ребенка)
  • общаемся с людьми на улице в присутствии и с согласия родителей
  • берем угощения из чьих-либо рук только с позволения родителей
  • определяем перечень игр и игрушек в которые играем с родителями (там могут быть мелкие детали, острые штучки или иные «проблемные» игры)
  • и т.д. 

Конечно, все это усреднено. Чем младше ребенок, тем сильнее ограничения, но постепенно круг прав и обязанностей расширяется.

И здесь мы начинаем говорить о развивающей среде. О безопасной развивающей среде. Многие считают, что развивающая среда (безопасная, ага) — это когда можно все, что не опасно для жизни. В какой-то степени это так. Но развития здесь маловато. Развитие, по большому счету, это срисовывание. Копирование, повторение, обучение у взрослого. Сколько бы возможностей и открытых дверей вы ни было перед ребенком, он может взять только то, что даете вы. Он перенимает навык ни тогда, когда вы рассказываете о нем (навыке, действии, картинке), а когда сами делаете что-то, причем много раз — сначала это делаете вы, потом вы делаете это с ребенком, потом ребенок делает это сам (вы помогаете), потом ребенок делает это один, но вы всегда готовы ответить на вопрос. 

Таким образом, безопасная развивающая среда — это когда вы все делаете вместе с ребенком — убираетесь, готовите, стираете, гладите, рисуете, вырезаете. Т.е. все опасное — острое, горячее, ледяное, колючее и прочие бытовые штуки ребенок познает в открытом процессе рядом с родителем. 

Читайте также:  Ребенок до года развитие по месяцам режим дня

Происходит это, как правило, в несколько этапов.

1. Младенец.

Младенцу, конечно, мы в руки ничего из того, что может его поранить, не даем. Однако мы берем его с собой на кухню, и вообще везде, где он с любопытством наблюдает на процессом уборки, приготрвлении еды и прочими хозяйственными делами. Когда младенец начинает ползать, вы ставите ему первые базовые ограничения — закрываете розетки, убираете из зоны досягаемости все, что можно на себя уронить и далее по списку. Но, например, горячие батареи вы одеялами не завешиваете, а даете возможность потрогать. Т.е. вы за ребенком следите и, если он повадился вставать у батареи, не отгоняете его, а даете дотронутся — это горячо. Если у вас очень горячие батареи — ребенку будет достаточно одного раза, чтобы занести их в список «опасного». Если батареи еле теплые — за них можно держаться и спокойно вставать. Так же даем потрогать свою кружку с горячим чаем (не кипяток, конечно), но не даем трогать утюг или плиту. Все в рамках разумного. Даем попробовать горчицу, мартини оставляем себе. Кстати, если вы не можете правдиво объяснить ребенку почему «нельзя» — не употребляйте/не делайте этого при ребенке. То, что у меня в фужере — только для взрослых, конфеты — тетины/дядины/для взрослых, телевизор — можно только взрослым — это очень плохие отговорки. По сути они не учат ребенка ничему. Дали попробовать перца Чили — сразу понял почему это для взрослых. Алкоголь пробовать не давайте, это наказуемо. И к сожалению, многим детям нравится.

2. Активное «вместе» — ребенок от 1,5 до 3 лет.

В этот период мы-родители активно передаем детям навыки базовой личной безопасности, навыки самообслуживания и далее по желанию — творчество, спорт, что угодно, что Вы сами с удовольствием делаете. 
Как это выглядит? На личном примере. Повторюсь, мы можем учить детей только своим примером. «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя» — как раз из этой области.

Итак, что мы делаем с ребятишками в самом их удивительном возрасте — от полутора-двух до трех-четырех лет?

  • Учимся безопасно закрывать и открывать двери в комнатах (чтобы не прищемить пальцы)
  • Учимся мыть лицо и ручки, овощи и фрукты, пользоваться краном, регулировать температуру воды
  • Учимся самостоятельно выбирать маршрут движения на улице (обходить лужу; не наступать туда, где сложно оценить глубину, чтобы не провалиться; не ходим под сосульками; учимся правильно падать, если подскальзываемся; обходим качели; обходим опасные предметы на дороге; не приближаемся к проезжей части; отбегаем строго к обочине, если видим машину и т.д.)
  • учимся взаимодействовать с животными
  • учимся одеваться, застегивать пуговицы и молнии, обуваться
  • учимся пользоваться «взрослой» посудой, аккуратно обращаться со стеклянной и керамической посудой
  • учимся различать поверхности и особенности обращения с ними (линолеум, дерево, кафель), не бьем посуду на кафеле, например 🙂
  • учим справляться с неожиданными ситуациями, озвучивать свои чувства и страхи, оказывать себе минимальную первую помощь (научите детей растирать-размасажжировать себе место удара, например. вместо того чтобы дуть или целовать)

Многие считают, что до трех-четырех лет для ребенка и за ребенка все делает мама — и умывает, и одевает, и кормит. Мама создает условия, инициирует интерес к развитию. Ко многому мы можем приучить ребенка гораздо раньше, чтобы он был внимательным, чтобы он был более гибким в любых условиях. 

Безопасный период развития ребенка

В этом возрасте мы развиваем малыша через творчество — лепка, глина, рисование(общение с разными видами красок, карандашей, мелков), кинетический песок, тесто, вырезалочки (общение с ножницами и клеем). В это время мы можем начинать развивать ребенка физически. В идеале — спорт с родителями — «мягкая школа». Вы можете посмотреть эти занятия в интернете и делать с ребенком дома. В это время мы встаем на самокат, ролики, коньки, садимся на велосипед или беговел. Кататься на велосипеде, замечу, это не там, где мама катит за ручку велосипед, а чадо тыкает в музыкальные кнопочки ))) Мы ходим всей семьей на длительные пешие прогулки, мы активно познаем спортивные комплексы и площадки в меру своих возможностей….

Все без фанатизма, все в меру сил и возраста, все на личном примере. 

3) Время первого настоящего «я сам» 3-6 лет

В этом возрасте мы начинаем постепенно отпускать детей. Расширяется круг их прав и обязанностей. В руках мальчиков появляюися отвертки, в руках девочек ножи и овощечистки. 
В возрасте чуть старше трех лет во многих детях просыпается активный интерес к деятельности взрослых. Они начинают с нами готовить, мыть полы, разбираться с аккумуляторами и батарейками. А мы начинаем постепенно передавать им дела. К 6-7 годам обычный российский ребенок чисто теоретически должен быть готов провести 5-7 часов дома один, а значит должен уметь:

  • накормить себя (разогреть еду в микроволновке/на плите, что-то отрезать, вскипятить чайник, сварить картошку-макароны-сисиску, убрать за собой посуду!)
  • открыть-закрыть двери и не потерять ключ
  • зажечь свечку или включить фонарик (на случай отключения электричества) и т.д.

Т.е. как бы страшно нам ни было, мы начинаем давать детям в руки ножи, учить их пользоваться плитой и чайником, определять степень кипяй точности кипятка, даем им в руки иголку, спицы и они начинают жить, можно сказать, своей жизнью. 

Здесь важно помнить о двух моментах. 

Разрешите детям ошибаться. Это опыт. И если вы поддетживаете ребенка, помогаете преодолеть ошибки, неудачи, страх, то появляется желание пробовать снова и снова. Критика же рубит на корню любую инициативу. 
Последнее и самое главное — никто не застрахован от случайностей. Если  ребенок порезал палец — не корите себя, сделайте все для максимально эффективного восстановления, проведите работу над ошибками и запомните опыт.

Читайте также:  Концепция развития ребенка по льву выготскому

 Будьте рядом со своим малышом, помогайте ему осваивать новое, но не делайте вместо него. Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь».

Автор — Екатерина Федотова

Томск-2015

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Источник

Какие сроки беременности считаются наиболее опасными и как сократить риски до минимума?

Беременной женщине на протяжении всех девяти календарных (10 акушерских) месяцев следует соблюдать особые меры предосторожности – ведь с момента появления двух полосок на тесте и до момента первого крика малыша в родзале именно она полностью в ответе за все, что происходит с крохой. Неосторожные действия могут привести к печальным последствиям. Однако в течение беременности выделяют наиболее опасные периоды, когда вероятность различных угроз повышается. Какие это сроки и как минимизировать риски, мы расскажем в этой статье.

Безопасный период развития ребенка

Важнейшее правило безопасности для беременной и будущего ребенка – своевременное лечение правильно подобранными препаратами. В течение 9 месяцев женщину могут беспокоить токсикоз, отравление, расстройство пищеварения, аллергия – состояния, когда не обойтись без приема энтеросорбента. Однако при беременности подойдет не каждый сорбент. С марта 2019 года беременным не назначают средство Смекта по причине обнаружения в сырье для изготовления этого препарата токсичного свинца. Свинец в составе Смекта может оказывать вред ребенку, в частности – его головному мозгу (о чем сообщалось в письме AMSN, Франция). Российское общество акушеров-гинекологов отреагировало на письмо французского регулятора рекомендацией: назначать беременным российские препараты, которые хорошо себя зарекомендовали. Средством первого выбора обозначен Энтеросгель. Насыщенная водой формула Энтеросгель минимизирует риск развития запоров у беременных, способствует восстановлению эпителия и нормализации микрофлоры ЖКТ в отличии от мелкодисперсных кишечных сорбентов. Средство безопасно для будущего ребенка, поскольку не впитывается в кровь, а «работает» непосредственно в просвете ЖКТ. Эти отличия делают Энтеросгель средством первого выбора для назначения беременным.

В чем кроется опасность?

Опытные врачи-гинекологи и акушеры давно заметили, что за весь период вынашивания плода у женщины, даже если ее беременность протекает без осложнений, существуют периоды повышенной опасности. При совпадении осложнений и опасных сроков беременность может прерваться.

Чаще всего в первом триместре женщине угрожает самопроизвольный выкидыш, а также замершая беременность, при которой плод погибает, прекращает развитие, но продолжает оставаться в матке еще некоторое время. Во втором триместре существуют определенные недели, на которых повышается вероятность возникновения судорог, гестоза. Вторая половина беременности имеет свои тревожные «рубежи», при пересечении которых повышается вероятность преждевременных родов.

Критические периоды – не народный миф и не выдумка, а реальность, о которой нужно обязательно узнать заранее, чтобы соблюдать осторожность и не подвергать риску жизнь и здоровье малютки.

Давайте рассмотрим каждый из таких периодов.

Безопасный период развития ребенка

Первый триместр

Первый триместр завершается 13 неделей беременности включительно. Этот период – без преувеличения самый важный этап. Из нескольких клеток вырастает эмбрион, который постепенно превращается в плод. Именно в эти три месяца у ребенка закладываются все органы и системы, формируются конечности, головной мозг, кровообращение, половые органы. Любые негативные воздействия в первом триместре (например, бесконтрольный прием лекарственных препаратов, заболевание ОРВИ или другой вирусной инфекцией, высокий жар и т. д.) могут привести к необратимым последствиям – от патологий развития ребенка до его гибели и отторжения.

Чуть позже, во втором триместре, малыша от токсинов, лекарственных препаратов, принимаемых мамой, будет защищать плацента – это лучший природный барьер, но пока плацента еще только формируется и не функционирует, а значит, ребенок совершенно беззащитен перед многочисленными угрозами извне.

Сам по себе первый триместр – один большой опасный срок. Но в нем, тем не менее, специалисты выделяют три наиболее опасных периода. Самый первый приходится на имплантацию оплодотворенной яйцеклетки в функциональный слой маточного эндометрия. Это происходит примерно через неделю после овуляции, что соответствует 2-3 акушерской неделе беременности.

Безопасный период развития ребенка

Главный фактор риска на этом сроке – отсутствие имплантации или отторжение плодного яйца в течение нескольких дней после того, как ему все-таки удалось прикрепиться к стенке матки. В большинстве случаев это происходит незаметно для женщины. Просто в срок или с небольшой задержкой приходят очередные месячные, а о том, что беременность была, женщина не догадывается.

Имплантация может завершиться неудачей из-за множества причин, среди которых воздействие токсичных веществ (курение, алкоголь, лекарственные препараты), стрессы и эмоциональные потрясения, гормональные нарушения в организме женщины, врожденные патологии плода, несовместимые с жизнью (естественный отбор), высокий уровень физических нагрузок, которые в этот момент испытывает женщина, а также наличие изменения эндометрия матки (эндометриоз, рубцы на матке после операций).

Довольно часто с имплантацией оплодотворенной яйцеклетки возникают трудности у женщин, которые страдают миомой матки, имеют врожденные или приобретенные анатомические аномалии строения матки, а также у женщин, которые сделали несколько абортов, ведь каждое выскабливание истончает эндометрий.

Безопасный период развития ребенка

Второй опасный период в первом триместре – 4-6 неделя беременности. В это время начинается задержка, уже «полосатятся» тесты, но это в том случае, если наступления беременности ждут. Если же женщина не подозревает о своем «интересном положении», то она в этот период находится в ожидании менструации и не всегда заботится о том, чтобы в организм не попадали тот же никотин или алкоголь, а также пара таблеток от головной боли. На этом сроке идет закладка зачатков внутренних органов эмбриона. Риски патологий и аномалий наиболее высоки.

Третий критический период первого триместра – 8-11 неделя беременности. В этот период идет интенсивное формирование плаценты. Могут происходить внезапные «скачки» гормонального фона, которые могут привести к выкидышу. Также этот период считается одним из самых опасных по вероятности замирания развития плода в утробе матери.

Читайте также:  Поль игры в развитии ребенка

Второй триместр

Середина беременности заслуженно считается более спокойным периодом. Опасностей меньше, самочувствие будущей мамочки лучше. Малыш начинает шевелиться, но пока его размеры невелики и эти шевеления не доставляют неприятных ощущений женщине, скорее, они ее радуют и удивляют. В этом периоде малыш начинает активно расти, все внутренние органы малютки уже сформированы.

Плацента теперь не только питает ребенка и обеспечивает его кислородом, но и защищает его от нежелательных веществ, которые она задерживает по принципу живого барьера.

Безопасный период развития ребенка

Безопасный период развития ребенка

На второй триместр приходится один опасный период, в течение которого женщине следует быть внимательной и осторожной. Начинается он с 18 и завершается 21 неделей беременности (включительно). Именно на этом сроке может случиться так называемый «поздний выкидыш», отхождение вод. Риск замершей беременности обычно ограничен 21-22 неделей. Неразвивающаяся беременность после этой акушерской недели – большая редкость.

Причины, которые могут привести к выкидышу на столь позднем сроке (встречается такое явление в 1-2% случаев), чаще всего связаны с развитием истмико-цервикальной недостаточности, в результате которой шейка матки слишком слаба, чтобы удерживать растущий плод дальше. Внутренний зев раскрывается, происходит выкидыш. Также причина часто кроется неправильном расположении «детского места» (предлежании, отслойке) или в половых инфекциях, которыми женщинам могла заболевать уже после наступления беременности.

Третий триместр

Основная опасность третьего триместра беременности – возможность начала преждевременных родов, ведь не факт, что малыш будет готов к появлению в наш мир – у него может не завершиться процесс созревания легочной ткани, быть малым вес. Это две основные причины неонатальной смертности недоношенных малышей.

Безопасный период развития ребенка

Безопасный период развития ребенка

Самым опасным в последней трети срока вынашивания крохи считается период с 28 по 32 неделю. На этом сроке преждевременные роды не обязательно закончатся благополучно для жизни и здоровья малыша. Спровоцировать роды в это время может гестоз (поздний токсикоз), преждевременное старение или отслойка «детского места», а также истмико-цервикальная недостаточность, которая была диагностирована ранее.

Гормональные аномалии в организме будущей мамы, сильные стрессы, избыточная прибавка веса – все это факторы риска.

Как избежать осложнений?

В первом триместре женщина должна быть особо внимательной к своему самочувствию. С сигаретой и алкоголем следует распрощаться при первых признаках второй полоски на тесте, а лучше – на стадии планирования беременности за полгода до зачатия. Любые медикаменты в этот период на пользу малышу не пойдут. Исключение составляют назначенные врачом гормоны, витамины, фолиевая кислота.

Женщине следует воздерживаться от контакта с бытовой химией, лаками и красками, ацетоном, бензином, нитратами и солями тяжелых металлов. Если ее работа связана с деятельностью на вредном производстве, следует предоставить справку из женской консультации по месту работы – по закону женщину переведут на менее опасные работы.

Безопасный период развития ребенка

Безопасный период развития ребенка

Беременная должна хорошо высыпаться, нормально питаться.Секс не противопоказан, если нет угрозы выкидыша. На самолете летать можно, но осторожно, опять же при отсутствии угрозы прерывания беременности. В первом триместре нужно позаботиться о ранней постановке на учет, сдать все анализы и пройти обследования. При появлении любых болей, необычных выделений из половых органов, следует незамедлительно обратиться к врачу.

Во втором триместре рекомендации те же, но женщине могут быть разрешены некоторые лекарства, ведь плацента уже выполняет свои барьерные функции. Важно посещать врача согласно намеченному графику, не пропускать визита в консультацию. Выявить проблемы и минимизировать их при проблемах с шейкой матки, при угрозе позднего выкидыша, поможет своевременная диагностика. В 95% случаев угрозы беременность удается спасти, если женщина своевременно обращается к врачу, а не сидит дома в ожидании, что «все пройдет само».

В третьем триместре важно следить за весом, отмечать шевеления плода и не допускать развития гестоза. Женщина должна быть готова к тому, что ее могут в любой момент госпитализировать в течение опасного периода третьего триместра для того, чтобы провести сохранную терапию. Некоторых из будущих мам, входящих в группу риска, госпитализируют «на всякий случай», чтобы они могли под наблюдением врачей пережить «кризисный период». К группе риска относятся женщины после ЭКО, с истмико-цервикальной недостаточностью, гестозом, многоплодной беременностью, выраженным маловодием или многоводием.

Безопасный период развития ребенка

При появлении любых нетипичных болей, аномальных выделений нужно сразу обращаться к доктору. Лучше перестраховаться, чем недоглядеть. С 32 недели лучше избегать путешествий воздушным транспортом, больше отдыхать, не нагружать себя домашней работой.

Индивидуальные опасности

Существуют и индивидуальные опасные периоды, которые довольно сложно объяснить сухим языком медицинской науки, но об их существовании знает каждый врач. Если у женщины предыдущая беременность завершилась выкидышем или замиранием плода, к примеру, на 16 неделе беременности, то именно 16 неделя последующей беременности будет самой опасной для конкретной женщины. Довольно часто негативный сценарий повторяется с точностью до недели. Поэтому при постановке на учет обязательно вспомните как можно более подробно, на каких сроках и чем закончились ваши предыдущие беременности. Эта информация поможет врачу спланировать, как защитить вас и малыша в ваш собственный «критический срок».

Женщинам, которым долго не удавалось забеременеть, обычно сложнее носить беременность – практика показывает, что в 20% случаев после долгожданного зачатия происходит выкидыш на раннем сроке. В 15-20% случаев не удается доносить беременность до родов и женщинам, которым помогли забеременеть врачи-репродуктологи в ходе протокола ЭКО.

Чем выше возраст будущей мамы, тем более вероятно, что опасные периоды беременности будут протекать тяжелее, с осложнениями. Как ни странно, но в группу риска по возрасту попадают не только «возрастные» беременные, но и слишком молодые будущие мамы, которым едва исполнилось 18-19 лет.

В следующем видео вы услышите важную информацию о критических периодах развития плода.

Источник