Бессознательное я и развитие ребенка

Бессознательное я и развитие ребенка thumbnail

«Да он/она всё равно ничего не понимает», «Да что бы они там понимали…», «Дети до 6 лет ничего не помнят» — знакомые фразы? А, быть может, кому-то из вас так говорили родители или другие взрослые?

По специфике моей деятельности и будучи мамой, я сразу улавливаю подобные изречения в адрес деток, в частности в вопросах их воспитания и отношения к ним. Признаться, в эти моменты внутри меня вздыхает сказочный старый гном, вздыхает со словами: «Эх, вы…!»

Для каждого родителя его чадо бесспорно является самым лучшим, самым ценным и любимым, но вот парадокс… при этом же эти самые родители недооценивают умственные способности своего ребёнка. Отчего это происходит, и как избежать серьёзных ошибок воспитания?

Все психологи мира твердят — глубинные психологические проблемы/травмы роддом из детства! По моему наблюдению из терапии с клиентами и по личному опыту, смело заявляю, что серьёзные травмы и ограничивающие убеждения закладываются у ребёнка в возрасте до 5–6 лет. Я бы назвала этот период очень значимым в формировании собственного «Я» и «Я и другие», «Я и мама». Осознаёте всю ответственность воспитания нового человечка?

Безусловно, воспитательный процесс очень непростой и требует много сил, терпения и нервов от родителей, и вполне объяснимо, когда некоторым из нас проще думать и верить, что ребёнок чего-то не понимает или не запомнит. Данными убеждениями очень славно съезжает ответственность, и эта ответственность прежде всего за свои слова, действия и транслируемый ребёнку образ жизни.

Обратите внимание на то, что и как вы говорите своим детям. Посещение детских площадок раньше для меня было невыносимым испытанием, «яжемамы», и «яжебабушки», и дети, лишённые детской беззаботности, гуляющие, словно собачки на поводке… Мой слух частенько резали такие фразы: «Не залазий-упадёшь, испачкаешься!», «Не трогай-поломаешь!», «Ты заболеешь-оденься!». Родители не утруждаются объяснять и проводить профилактических разговоров с ребёнком, почему так делать не следует… есть тупо чёткая установка для подсознания.

На первый взгляд кажется, что все эти фразы звучат безобидно, и многие скажут, что это обычное проявление заботы и воспитания. Увы, нет, это не так. Так вам проще объяснить самим себе, что вы как родитель делаете всё верно и воспитываете своих детей, как воспитывали ранее вас мамы и бабушки. А спустя долгие годы, уже во взрослом возрасте в кабинете и на консультации у психолога вы разбираетесь с причинами своих страхов, своей неуверенности в себе, в причинах своих психосоматических заболеваний… и слава Богу, если вы действительно доходите до психолога и коуча и прорабатывайте эти моменты, чтобы стать эффективнее. Скажите честно, вы уверенны, что желаете своему ребёнку подобных страхов и проблем в будущем? Безобидные для взрослого фразы, сказанные ребёнку, приобретают вид пророческих внушений для его подсознания.

В окружении найдётся достаточно лиц, пожелавших загнать вашего ребёнка в удобные и общепринятые рамки. Удобные и правильные для воспитания в садике, школе, доп.секции и колледже. Задача родителей в качестве фундамента воспитания предоставить максимум возможностей и моральной поддержки для роста и развития своих детей! Прислушиваться или нет к моим рекомендациям — ваше личное дело, а вот работа с последствиями — уже моя проф.компетенция…

Достойное общение с ребёнком на равных существенно облегчает вопрос воспитания, главное — не терять самообладания, проверено лично! Старайтесь договариваться, разговаривать и объяснять причины и последствия тех или иных бытовых и жизненных действий. Минимизировав раздражение на своё чадо и напитав своё сердце неоспоримой верой в него самого, мы сможем вырастить достойное поколение способных, осознанных и психологически здоровых людей!

Источник

Вопрос от Галины:

Внучке 1 годик. Как только начинает общаться со сверстниками, сразу замахивается и начинает шлепать их. Говоришь: «Не надо, погладь». Погладит и тут же норовит шлепнуть. Чуть раньше все смеялись, когда она играла так со старшим братом (шлепая друг друга по щечкам, они смеялись, и всем было весело). Сейчас мне совсем не весело, ведь это преграда на пути нормальной коммуникации. Подскажите, пожалуйста, как быть? Спасибо. С уважением, Галина.

Отвечает Надежда Астахова, воспитатель с 25 летним стажем, психолог:

Здравствуйте, Галина!

Хорошо, когда бабушка обращает внимание на поведение ребёнка и задаёт вопросы по тревожащим её моментам. Давайте рассмотрим вашу ситуацию с разных точек зрения. Для начала с физиологической. Вашей внучке 1 годик. Это переходный период между младенчеством и ранним детством. Сейчас ещё рано говорить о коммуникациях ребёнка. У неё формируется наглядно-действенное мышление. То есть она с удовольствием повторяет то, что вызывает положительную реакцию у взрослых.

Хлопать по щёчкам, когда все радуются – это так здорово! Эту игру можно переформатировать, например, таким образом: надуть щёчки и прижать их ладошками, а не хлопать – выпустить воздух со звуком, потом посмеяться и обнять друг друга. При этом говорить ласковые слова – думаю, найти их не трудно. Попробуйте и не огорчайтесь, если получится не сразу. Будьте настойчивы и одновременно мягки и доброжелательны. Ребёнок позже скопирует ваши действия.

Первая реакция на других детей?

В этот период у ребёнка могут возникать реакции протеста, противопоставления себя другим. Похоже, что подобное поведение вашей маленькой внучки – первая проба отношений со сверстниками. Но это проявление детками не осознаётся! Это объясняется просто – до трёх лет дети не понимают, что есть другие люди. Они воспринимают только себя и свои бессознательные желания. Вот и не хочет годовалая девочка видеть кого-то рядом, кроме своих родных, с кем хорошо и комфортно.

Раскрываем бессознательные закономерности развития

В этом возрасте ребёнком движет бессознательное, в котором скрыты заданные от рождения свойства психики, и ничего больше. Реакция неприятия других малышей вполне естественна, но это ещё не коммуникация. Такой способ реагирования малышки на других деток, скорее всего, проявление бессознательной неприязни к другому. Это архетипичное, то есть начальное, состояние младенческой психики. Не пугайтесь этого слова, мы все развиваемся снизу вверх по нарастающей и начинаем всегда с архетипа. С этой неприязни начинается осознание маленьким человечком других людей.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана детально разбирает это состояние человека. Все психологические надстройки и налаживание связей с другими впереди, годика через полтора-два. По мере взросления, благодаря любящей семье, в которой выстроены эмоциональные связи, ваша малышка впитает культурные навыки общения с другими людьми. Она будет проявлять себя соответственно своим врождённым особенностям. Пугаться и строить пессимистические прогнозы не стоит. А вот разобраться в причинах и выработать правильную стратегию поведения можно, если понимать закономерности развития психики ребёнка.

Как проявляются врождённые свойства

Системно-векторная психология рассказывает о заданных каждому человеку врождённых психических свойствах – векторах. Всего существует восемь векторов, восемь групп свойств и желаний, определяющих поведение человека и особенности взаимоотношений с миром и окружающими людьми. Наблюдая за маленьким ребёнком, можно по его поведению определить некоторые свойства, характеризующие вектор. У каждого современного человека в психическом может быть от 2 до 5 и более векторов.

Все дети разные

Вы сами наблюдаете, что все дети различаются по своим свойствам. Есть тихие и спокойные, а есть шумные, непоседливые: только начнут ходить, и уже побежали – не каждая бабушка может за ними угнаться! Наверняка вам доводилось видеть ребенка с умным, не по годам вдумчивым взглядом? Такое ощущение, что он смотрит прямо в космос и всё понимает. Такие дети – обладатели звукового вектора. А другая малышка – егоза, крутится перед зеркалом, как обезьянка. Если чего-то хочет – запросто закатит истерику! Это — проявления зрительного вектора.

Читайте также:  Стадии развития эмбриона ребенка

Список наблюдений может быть очень длинным, да вы и сами можете пронаблюдать это на детской площадке, когда гуляете с внучкой. Каждый вектор с его уникальными свойствами характеризуют конкретные признаки, и он проявляет себя определенным поведением. Сочетания векторов создают особенности психики и проявляются по-разному, в зависимости от того, как развились заданные при рождении свойства. Нет плохих и хороших векторов. Есть развитые и неразвитые свойства.

Не секрет, что взрослые зачастую пытаются переделать характер ребёнка, не понимая, что заданные свойства нельзя изменить. Их можно только развить. Причём развитие возможно до пубертата. Дальше ребёнок реализует то, что получилось в процессе воспитания.

А теперь поговорим о самом важном!

Очень хорошо, когда есть бабушки, которые помогают мамам в уходе за детьми! Но как бы ни была хороша бабушка, маленький ребёнок полностью зависит от состояния мамы. Мой личный опыт бабушки и мамы неоднократно это подтвердил.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что именно мама обеспечивает ребёнку чувство защищённости и безопасности, наличие или отсутствие которого окажет влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Состояния мамы всегда влияют на состояние ребенка. А доченька, как маленький приёмник, подключённый напрямую к маме, транслирует её ощущения во внешний мир через своё бессознательное. И хорошо, когда состояния мамы гармоничны.

Самое мудрое решение

Бабушки, умудрённые жизненным опытом, видят поведение внуков, да и своих взрослых детей через себя. Они всегда преисполнены благих намерений, готовы поделиться опытом, высказать свою тревогу и озабоченность, дать мудрый совет. Но дети не всегда прислушиваются к ним. Из своего опыта бабушки могу сказать: когда появляются внуки, и мы помогаем своим взрослым детям их растить – наступает удивительное время нашего нового открытия мира человека.

Теперь, оглядываясь на свои ошибки в прошлом, мы хотим предостеречь от них самых любимых людей – детей и внуков. Возможно, лучший способ это сделать – пойти по пути открытий в вопросах воспитания, которые помогают понять сущность ребёнка. И выбрать направление, которое природа уже предопределила, обеспечив маленького человечка всеми свойствами для исполнения его желаний. И, знаете, это возможность узнать не только ребенка, но и понять себя! Системно-векторная психология Юрия Бурлана открывает перед вами этот удивительный мир уже на бесплатных онлайн-лекциях. Регистрируйтесь здесь.

Автор Надежда Астахова, воспитатель с 25 летним стажем, психолог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Ответы на вопросы

3 Сен, 2016

Комментариев:

2

Просмотров:

1291

Теги: Дети ответы

Источник

Елена Кириллина
Стадии психосексуального развития по Фрейду. Что важно знать родителям!

Поговорим немного о стадиях психосексуального развития ребёнка (по Фрейду)

Современные родители знают, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного чада. А как иначе понять кроху, помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью и просто хорошим человеком?

Зная механизмы развития психики, сделать это, безусловно, легче. Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.

Оговорюсь, сразу, я не считаю теорию Фрейда истиной или чем-то совершенно идеальным и универсальным правилом. Есть множество взглядов на развитие наших детей. Мне очень хочется рассказывать о разных взглядах на развитие ребёнка. И начну я с Зигмунда Фрейда.

С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.

Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:

оральная стадия – от рождения до полутора лет;

анальная стадия – от полутора до трех лет;

фаллическая стадия – с трех до 6-7 лет;

латентная стадия – с 6 до 12-13 лет;

генитальная стадия – с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.

Итак, что же нам, родителям важно знать?

Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти «застревание», иначе говоря – фиксация. Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.

А детские травмы – это чаще всего неразрешенные конфликты между родителями и ребенком.

Оральная стадия развития

Как понятно из названия, главным органом чувств малыша в этот период является рот и всё, что с ним связано. Именно с помощью рта он не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Поскольку ребёнок ещё не отличает своё тело и мать, воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь – как продолжение себя самого. Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности.

Поэтому, то, как мама в этот период относится к нему закладывает отношение к самому себе, собственным зависимостям и доверием к миру в целом. Вот почему так важно на протяжении всего этого периода сохранять грудное вскармливание. Ведь для крохи просто не существует в мире ничего более важного, чем материнская грудь. Если же ситуация сложилась иначе, и малыш вынужден питаться искусственными молочными смесями, обязательно нужно брать его во время кормления на ручки, так, чтобы хотя бы частично воспроизвести ситуацию естественного вскармливания. Очень важен телесный контакт, кроха должен всем своим маленьким тельцем ощущать тепло мамы.

В этом возрасте карапузы часто беспокойны, когда мамы нет рядом. Они отказываются спать одни в кроватке, начинают кричать, даже если мама отлучается совсем ненадолго, постоянно просятся на ручки. Не отказывайте малышу. Приходя на его зов, выполняя его просьбы, вы не потакаете капризам, а подтверждаете его уверенность в себе и в окружающем мире. Строгость воспитания сейчас сыграет с вами и с ребенком злую шутку.

Читайте также:  Упражнения для развития прыжка у ребенка

Фрейдвыделил два крайних типа материнского поведения:

• излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;

• чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.

Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих «материнского» отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.

Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность.

Во втором полугодии первого года жизни наступает орально-садистическая стадия развития. Она связана с появлением у ребенка зубов. Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. Вследствие укуса стремление ребенка к наслаждению вступает в конфликт с реальностью.

Людям с фиксацией на этой стадии присущи такие черты, как цинизм, сарказм, склонность к спорам, стремление доминировать над людьми с целью достижения собственных целей.

Слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии. Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.

Что для нас, родителей, в этом важно:

Уметь разрешать исследовать мир и себя ртом;

Спокойно реагировать на все пачкания самого себя и других едой во время прикорма;

Что же касается сосаний пальца, троганий груди и тд. Это связующее звено между успокоителем-мамой (грудью) и собственной саморегуляцией. В идеале это потихоньку должно сходить на нет. Можно также пробовать использовать вместо груди игрушку. Это означает, что отучение от груди произошло с некоторыми остаточными явлениями. И сейчас важно учить переносить это на внутреннюю сторону. Показывать и рассказывать ребёнку о том, что он успокаивается с помощью груди, он просто к этому привык. Но это уже неприятно маме. И будет здорово преодолеть себя и научиться успокаиваться самому или с помощью игрушки. Это будет здорово, ведь это большая победа. В первую очередь над своими привычками.

Анальная стадия развития

Анальная стадия развития наступает примерно в полтора года и продолжается до трех лет.

Главное удовольствие данного периода, потребность — контроль над собственными выделениями. Вспомните, были ли у вас в детстве эксперименты с вашими фикалиями? Испачкаться, попробовать на вкус)

Будущие формы саморегуляции, самоконтроля берут, по мнению Фрейда, начало именно в этот период. Ребёнок воспринимает свои выделения как часть себя. Как относятся к ним, так и ко мне. Поедание экскрементов, означает, что я принимаю себя всего.

К этому важно относится толерантно.

Большинство родителей именно в промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать ребёнка к горшку. Фрейд считал, что малыш получает огромное удовольствие от акта дефекации и, в частности, от того, что может самостоятельно контролировать столь ответственный процесс! В этот период ребенок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку – это своего рода экспериментальное поле, где ребенок может проверить свои способности и вдоволь насладиться новым умением.

Необходимо понимать, что интерес ребенка к собственным испражнениям на этой стадии развития вполне естественен. Малышу еще незнакомо чувство брезгливости, зато вполне понятно, что фекалии – это первая вещь, которой ребенок может распорядиться по своему усмотрению – отдать или, напротив, оставить в себе. Если мама и папа хвалят малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и последующим своим поведением стремится получить их одобрение. В свете этого попытки карапуза измазаться какашками или испачкать ими что-нибудь приобретают позитивный оттенок.

Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку. Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам, к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи,тогда у малыша формируется один их двух типов характера:

• анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей; Людям этого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.

• анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров. Для представителей этого типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.

В ситуации, когда родители ведут себя более корректно и хвалят малыша за успехи, а к неудачам относятся снисходительно, результат будет иным. Ребенок, чувствуя поддержку со стороны семьи, приучается к самоконтролю, формирует позитивную самооценку. В будущем такого человека отличает щедрость, великодушие, желание делать подарки близким.

Фаллическая стадия

Фаллическая стадия развивается в возрасте 3-6 лет. И она различается у мальчиков и девочек. Главные вопросы этого периода связаны с гениталиями. Исследование тела, ананизм, сортирный юмор, расспросы родителей. Причем Фрейд считал, что ребёнок хоть и смутно, но всё же осознает сам «первичный акт».

Ребенок активно интересуется собственными половыми органами. Он узнает, что мальчики и девочки непохожи друг на друга.

Кроху занимают вопросы отношений между полами.Именно в этот период дети задают сакраментальный вопрос: «Откуда берутся дети?» Не нужно воспринимать повышенный интерес ребенка к «запретной» теме, многочисленные «неприличные» вопросы и желание лишний раз потрогать собственные гениталии как ужасающее подтверждение того, что в семье растет маленький извращенец. Это нормальная ситуация развития, и лучше всего отнестись к ней с пониманием.

Строгие запреты, ругань и запугивания лишь нанесут малышу вред. Ребенок все равно не перестанет интересоваться темой полов, а страх быть наказанным может превратить его в невротика и в будущем сказаться на интимной жизни.

Читайте также:  Составление индивидуального маршрута развития ребенка

Самые разные школы психологии, говоря о развитии психики ребенка, называют 3-летний возраст критическим. Психосексуальная теория Фрейда не исключение. По его мнению, в этот период ребенок переживает так называемый Эдипов комплекс – для мальчиков; или комплекс Электры – для девочек.

Эдипов комплекс.

– это бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола. Для мальчика это желание занять место отца рядом с матерью, стремление ею обладать. В этот период мальчик воспринимает мать как идеал женщины, положение отца в семье вызывает у ребенка зависть и желание соперничать. «Мама, я хочу на тебе жениться!» – вот фраза, говорящая сама за себя.

Папа представляется как конкурент. В этом возрасте часто можно услышать «пусть папа уйдёт», дети становятся более чувствительными к маме, обнимаются, хотят спать с мамой, убрав папу с кровати.

Адекватная позиция родителей — мама любит тебя и папу, спать она будет с папой также как и ты когда вырастишь будешь спать с женой.

Фиксация на данной стадии может выражаться как постоянное завоевывание женщин и потеря к ним интереса, они хвастливы и постоянно пытаются доказать, что он «настоящий мужчина».

В возрасте 6-7 лет мальчик начинает идентифицировать себя с отцом, а зависть и желание соперничества сменяется стремлением походить на отца, стать таким же, как он. «Мама любит папу, значит, я должен стать таким же смелым, сильным, как он». Сын перенимает у отца систему моральных норм, что в свою очередь создает предпосылки для развития супер-эго ребенка. Этот момент является заключительным этапом прохождения Эдипова комплекса.

Комплекс Электры

– вариант Эдипова комплекса для девочек – девочек соответственно тянет к отцу и появляется некоторая агрессия к матери.

Фиксация у девочек может приводить к постоянному флирту, невольному соблазнению и даже беспорядочным половым связям. .

Разрешение комплекса Электры происходит аналогично разрешению Эдипова комплекса. Девочка подавляет влечение к отцу и начинает идентифицировать себя с матерью. Становясь похожей на собственную мать, она тем самым увеличивает вероятность в будущем найти мужчину, похожего на отца.

Фрейд считал, что травмы в период Эдипова комплекса могут стать источником неврозов, импотенции и фригидности в будущем. Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его на показ, любят красиво и вызывающе одеваться. Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда нагло. Любовные победы они ассоциируют с жизненным успехом. Постоянно стремятся доказать себе и окружающим свою мужскую состоятельность. При этом в глубине души они далеко не так уверены, как стараются казаться, ведь их все еще преследует страх кастрации.

Латентная стадия

С 6 до 12 лет сексуальные бури на время затихают, и энергия либидо направляется в более мирное русло. В этот период основное внимание ребенок уделяет социальной активности. Он учится устанавливать дружеские отношения со сверстниками, много времени посвящает освоению школьной программы, активно интересуется спортом, различными видами творчества.

Формируются новые элементы структуры личности ребенка – эго и супер-эго.

Когда малыш появляется на свет, все его существование подчинено единственному компоненту личности, которое Фрейд назвал «Оно» (Id). Оно – это наши неосознаваемые желания и инстинкты, которые подчиняются принципу удовольствия. Когда стремление к наслаждению вступает в конфликт с реальностью, из Оно постепенно начинает появляться следующий элемент личности «Я» (Ego). Я – это наши представления о себе, осознаваемая часть личность, которая подчиняется принципу реальности.

Как только социальное окружение начинает требовать от ребенка соблюдения определенных правил и норм поведения, это приводит к возникновению последнего, третьего элемента личности – «Сверх-Я» (Super-ego). Сверх-Я – это наш внутренний цензор, строгий судья нашего поведения, наша совесть. Помните, что именно здесь закладывается то, чем человек будет руководствоваться в жизни.

На этой стадии развития очень важно давать положительный пример, но, что, ещё важнее — уменьшайте количество тех установок, которые мешают вам самим жить. Типа «быть хорошим», «нельзя сильно радоваться, а то будет плохо», «любовь это боль» и прочее. Проработайте всё это до латентной стадии Вашего ребёнка. Дайте ему в жизни больше свободы и радости.

На латентной стадии развития все три компонента личности сформированы. Таким образом, на протяжении всего этого периода идет активная подготовка к завершающему этапу психосексуального развития – генитальной стадии.

Генитальная стадия

После латентной стадии к 12 годам начинает вновь включаться сексуальная энергия. Заканчивается примерно к 18 годам. Вместе с ней — агрессия и возбудимость. Всё это подкрепляется изменениями в гормонах. Всё это толкает подростков к действиям, различными способами пробовать удовлетворять собственные желания.

Символизирует становление зрелой, взрослой сексуальности, которая остается с человеком до конца жизни. В этот момент происходит объединение сразу всех предыдущих сексуальных стремлений и эрогенных зон. Теперь целью подростка является нормальное сексуальное общение, достижение которого, как правило, сопряжено с рядом трудностей. По этой причине на протяжении всего прохождения генитальной стадии развития могут появляться фиксации на различных предыдущих стадиях. Подросток как бы регрессирует к более раннему детству. Фрейд считал, что все подростки в начале генитального развития проходят гомосексуальный этап, который, однако, не обязательно носит ярко выраженный характер, а может проявляться в простом стремлении общаться с представителями своего пола. Если не происходит фиксации и родители дают ребёнку всё это прочувствовать, то этот интерес уходит.

Для успешного прохождения генитальной стадии необходимо занимать активную позицию в решении собственных проблем, проявлять инициативу и решительность, отказаться от состояния детской инфантильности и пассивности. В этом случае у человека формируется генитальный тип личности, который в психоанализе считается идеальным.

В заключение необходимо добавить, что психоаналитическое учение практически исключает благополучное прохождение всех стадий психосексуального развития. Каждый из рассмотренных этапов наполнен противоречиями и страхами, а значит, при всем нашем желании оградить ребенка от травм детства на практике это не представляется возможным. Потому правильнее было бы сказать, что у любого человека существуют фиксации на каждой из перечисленных стадий развития, однако у одного в большей степени преобладает и читается оральный тип личности, у другого – анальный, у третьего – фаллический.

При этом одно не подлежит сомнению: имея представление об особенностях протекания психосексуального развития, мы можем значительно снизить риск получения серьезных травм на той или иной стадии развития, способствовать формированию личности малыша с минимальным для него ущербом, а значит, сделать его немножко счастливее.

Источник