Бег в развитии ребенка

Бег в развитии ребенка thumbnail

В России набирают популярность детские забеги: практически на любом старте, помимо стандартных взрослых дистанций, организаторы устраивают и детские соревнования. Как правило, это бег от 300 до 2000 метров. Подобный формат создан для любителей бега, которые могут участвовать в соревнованиях всей семьёй. Массовые старты дают возможность детям и их родителям понять – могут ли  занятия лёгкой атлетикой стать их желанным выбором.

О том, с какого возраста можно начинать бегать, как должна проводиться подготовка юных бегунов и как действовать тем, кто хочет отдать своего ребёнка в спортивную школу по лёгкой атлетике, мы пообщались с главным тренером сборной России по лёгкой атлетике Юрием Борзаковским.

С какого возраста дети могут начинать бегать

По федеральным стандартам ребёнок может начинать занятия легкой атлетикой с 9 лет – именно с этого возраста зачисляют в спортивную школу. Но жизнь круто изменилась, и сейчас дети проявляют интерес к бегу намного раньше. Этому способствуют и сами родители, которые активно принимают участие в массовых любительских забегах, и пропаганда здорового образа жизни.

Поэтому сейчас не редкость встретить в парке бегущего малыша вместе с папой или мамой. А организаторы марафонов готовы регистрировать на забеги детей с 6-ти лет.

Подпишитесь на «Марафонец» в Telegram.
Анонсы статей и полезные подборки каждую неделю.

Дистанции на детских забегах варьируются от 300 м до 2 км. В подготовке юного атлета не требуется специальная программа. Дети обычно активны в этом возрасте и много времени проводят на улице и на детских площадках, где тратят энергию и силы. Сами пробежки могут занимать от 200 метров до 1 км, лучше, чтобы это были игры в «догонялки» или различные эстафеты. И грамотный тренер или родитель так и делает.

Иногда можно использовать 5-минутный бег для разминки. Но! Не нужно заставлять ребёнка бегать несоизмеримые для его возраста длинные дистанции. Это не приведёт ни к чему хорошему, а попросту отобьёт желание к бегу. Поэтому делаем нагрузки интересными и увлекательными! Тогда ребёнок с желанием будет проводить время и с радостью идти на любую тренировку.

Не нужно ни в коем случае ставить ребёнку темповые задачи. Ребёнок должен сам ощущать, как ему бежать и с какой скоростью. Перед забегом ребёнку необходимо показать всю дистанцию, которую предстоит бежать, сравнив её с чем-то знакомым. Например: «Помнишь, как мы бежали от зоопарка до озера? Тут бежать столько же! Ты пробегал эту дистанцию неоднократно». Естественно визуальный контроль за состоянием цвета кожного покрова и утомляемостью ребёнка никто не отменял.

Какое количество тренировок будет безопасным для ребёнка

Ребёнку до 10 лет оптимально бегать три-четыре раза в неделю, не забывая, что он ещё резвится во дворе на детской площадке и посещает уроки физкультуры в школе. Километраж – по желанию, но не больше 3 км. Не стоит заставлять ребёнка бегать, если он сам этого не хочет.

Про длинные дистанции и тем более про полумарафоны и марафоны можно думать после 18 лет. Ведь это не просто испытание для мышц и беговой подготовки, но и огромная нагрузка на весь организм! Только подготовленному атлету стоит выходить на данную дистанцию.

Нельзя ни в коем случае грузить маленького ребёнка длительными тренировками. Для одного кросс в 5 км – обычная дистанция, так как он посещает спортивную школу по фигурному катанию или лыжам, а для другого это расстояние будет мучением.

Конечно, примером в беге могут стать и родители. Начните бегать по выходным небольшие расстояния в парке или по интересным местам в вашем городе. Найдите единомышленников. После регулярных совместных пробежек появятся силы и желание участвовать в массовых забегах. Тем более, что сейчас это не просто пробеги, а радостные спортивные события с заслуженной медалью на финише, независимо от занятого места. А все дети любят поощрение и похвалу.

Как питаться и правильно выбирать экипировку

Взрослые хорошо знают, что от качества питания зависят спортивные успехи. А вот детям пока ещё сложно ориентироваться самостоятельно в большом количестве продуктовых соблазнов. Поэтому родители должны регулировать употребление неполезных продуктов питания. Конечно, речь идёт о газировках, чипсах, промышленных сладостях и другом фаст-фуде. Чем меньше ребёнок употребляет подобного питания, тем лучше.

Несомненно, родители должны быть примером для своих детей. В юном возрасте вся информация поступает из семьи, затем из школы.

Чем больше в рационе ребёнка будет зелени и овощей, тем здоровее он будет. Не забываем о сезонных фруктах, достаточном количестве белка, которое необходимо получать из нежирных сортов мяса и рыбы. Молочные продукты, если они хорошо усваиваются у ребёнка и не являются аллергенами, также полезно включать в питание детей. Только обращайте внимание на количество сахара в различных йогуртах и творожных продуктах. Лучше выбирать натуральные продукты.  

Читайте также:  Развитии речи ребенка раннего

Помните и о питьевом режиме: ребёнку полезнее пить негазированную воду, и она должна быть всегда в доступе, можно пить домашние компоты и морсы.

Допускается в питании ребёнка использовать и добавки в виде витаминов. Детям, проживающим в северных районах нашей страны, особенно необходим витамин D и омега-3. Проконсультируйтесь с вашим врачом о дозировке препаратов, прежде чем давать их ребёнку.

Поговорим об экипировке для занятия бегом. Если ребёнок занимается в закрытом манеже стадиона, то для помещения будет достаточным надеть шорты и футболку из ткани, которая хорошо отводит влагу и охлаждает.

На улицу, особенно в зимнее время года, так же, как и взрослому, ребёнку нужно надевать два слоя: термобельё и такую экипировку, которая бы обеспечила не только отведение влаги, но и терморегуляцию. Шапку нужно надевать не шерстяную, а на флисе. Обязательно флисовые перчатки. Кроссовки могут быть летними, а носки просто тёплыми и высокими, не шерстяными.

Бегать детям в сильный мороз (ниже 10 градусов) или метель и гололёд – не нужно. И после пробежки сразу уходить в тёплое место и переодеваться в сухую одежду.

Не стоит сразу покупать много дорогой и брендированной одежды. Для ребёнка главное – комфорт при занятиях и безопасность материала, из которого сшит спортивный костюм.

Индустрия моды тоже заинтересована в новых молодых бегунах. Ведь это возможность продать больше кроссовок и спортивных костюмов. И конечно, мировые бренды обещают каждому ребёнку стать чемпионом именно в их экипировке.

Что касается кроссовок, то в случае с детьми важно смотреть не на различные навороты типа встроенного геля, амортизатора или датчика блютус с автоматической записью бегового трека, а именно на удобство и безопасность. Если позволяют финансы, то беговую обувь нужно покупать у проверенных производителей.

Обязательно нужно приходить в магазин с ребёнком и опытным путём подбирать подходящую колодку. 

Как определить предрасположенность ребёнка к бегу

Профессиональные спортсмены и опытные тренеры уверены, что предрасположенность к бегу есть у каждого ребёнка.

Если желание ребёнка бегать стало больше, чем просто принимать участие в массовых забегах, и его возраст подходящий (9 лет), то есть смысл задуматься о поступлении в спортивную школу по лёгкой атлетике.

В любой секции или в любой спортивной школе перед зачислением или первой просмотровой тренировкой вас попросят принести справку от врача с формулировкой «допущен к занятиям физической культурой». В некоторых секциях, где требуется значительная выносливость для ребёнка, просят справки с конкретной формулировкой. Подобные справки просят и организаторы массовых детских забегов.

Справки о пригодности к занятиям в спортшколе выдают только после сдачи ряда анализов, а также ЭКГ с нагрузкой.

Справка на забег и марафон: как сделать, зачем нужна, образец

Выбрать направление в лёгкой атлетике можно только с 13 лет. Ваш тренер увидит ваши способности и порекомендует нужный путь. Также с этого возраста есть смысл определяться: стайер ваш ребёнок или спринтер. В этом тоже поможет разобраться опытный тренер. Считается, что выносливость можно развить и накопить, а спринтерскую скорость преобразить. Спринт либо есть, либо его нет. Но каждый стайер в любом случае должен поддерживать свои скоростные качества.

Однако существуют и медицинские противопоказания к занятиям в спортшколе по лёгкой атлетике, например, плохое зрение и прогрессирующее его ухудшение. Также отказать в зачислении в спортивную школу могут в случае невыполнения спортивных нормативов, соответствующих возрасту и выбранной направленности.

Как подготовить ребёнка к бегу

  • быть ему примером;
  • приобрести удобную обувь и экипировку;
  • проводить весёлые занятия и эстафеты;
  • поощрять любые успехи.

Сколько стоит отдать ребёнка в лёгкую атлетику

Как правило, спортивные школы по лёгкой атлетике бесплатны для детей. Да и в целом, лёгкая атлетика считается одним из самых недорогих видов спорта: экипировку для ребёнка можно подобрать в ценовом диапазоне от 3 тысяч рублей, включая кроссовки.

В крупных городах можно ходить в частные беговые школы или клубы. В среднем, индивидуальное занятие с тренером может стоить от 800 до 1500 рублей. Разовое посещение групповых занятий ребёнку обойдётся от 250 до 500 рублей.

Как попасть в спортивную школу по лёгкой атлетике

  • ребёнку должно быть не менее 9 лет;
  • он должен любить бег;
  • нужно прийти на просмотр;
  • нужно посетить врача и убедиться, что нет противопоказаний;
  • должен быть настрой на тренировочный режим.

Где можно бегать с ребёнком, если вы не планируете идти в большой спорт

Разумеется, начать бегать можно в ближайшем парке или стадионе в вашем городе. Если вам нужна компания и вдохновение на пробежку, то, возможно, в вашем городе есть parkrun – бесплатные утренние парковые пробежки по субботам. Посмотреть, есть ли ваш город в списке этих пробежек, можно на сайте parkrun.ru.

Читайте также:  Консультация для родителей народные игры в развитии ребенка

Что такое parkrun: история, правила, клубы, система штрихкодов

Зарегистрировать ребёнка для участия в забегах parkrun можно с 4 лет. Но важно, что ребёнок до 14 лет на протяжении всей дистанции должен бежать в сопровождении взрослого. Если в вашем городе нет таких забегов – вы можете сами стать его создателем.

Каждый год во всех городах нашей страны проводится Кросс нации, в котором также любой ребёнок можно бесплатно принять участие и пробежать дистанцию, подходящую ему по возрасту. На Кросс нации регистрируют с 6 лет.

Если вы живёте в небольшом городе и у вас нет беговой школы или парковых пробежек, вы можете организовать всё сами. Нет ничего лучше, чем собственным примером показывать пользу и прелесть бега.

Источник

Мелёхина Татьяна
Консультация «Роль бега в жизни ребенка»

Здоровье — важнейшее условие нормальной жизнедеятельности и состояния общества и каждого человека. Здоровье надо рассматривать не только как нормальную структуру и функцию организма, отсутствие жалоб и каких-либо болезненных проявлений, но и как уровень адаптации организма к условиям среды, возможность приспособиться к повышенным и меняющимся ее требованиям без болезненных проявлений.

Консультация «Роль бега в жизни ребенка»

Поскольку период дошкольного детства является, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, педагоги дошкольного образования должны максимально интенсивно использовать этот период для формирования основ здоровья ребенка и его представлений о здоровом образе жизни.

Бег в развитии ребенка

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического здоровья ребенка. Максимальную пользу для укрепления здоровья детей оказывает АЭРОБНАЯ нагрузка. В условиях дошкольного учреждения из всего многообразия аэробных упражнений наиболее доступен бег.

Бег в развитии ребенка

н не требует создания специально подготовленной материально-технической базы и больших финансовых затрат. Во время бега увеличивается потребление кислорода, увеличивается газообмен, происходит щадящая тренировка сердечной мышцы, укрепляются все системы организма. Глубокое и частое дыхание является прекрасной дыхательной гимнастикой, во время которой массируются легкие, печень, селезенка, желудок, кишечник. В классическом значении оздоровительный бег рекомендуется, как средство формирования и совершенствования сердечнососудистой системы ребенка.

Бег в развитии ребенка

ег — прекрасное средство укрепления психики. При систематических аэробных пробежках происходит улучшение подвижности нервных процессов. Дети, регулярно занимающиеся бегом, менее подвержены плохому настроению и угнетенным состояниям. Бег уравновешивает нервную систему и является профилактикой повышенной тревожности, агрессии и невропатических состояний детей дошкольного возраста.

Бег в развитии ребенка

Результаты работы заметны уже после одного года работы по данному направлению. И в заключении, хочу напомнить, что любые оздоровительные мероприятия, в том числе и оздоровительный бег, должны, прежде всего, приносить радость ребенку и проходить на высоком эмоциональном фоне, что значительно усилит оздоравливающий эффект.

Здоровье — важнейшее условие нормальной жизнедеятельности и состояния общества и каждого человека. Здоровье надо рассматривать не только как нормальную структуру и функцию организма, отсутствие жалоб и каких-либо болезненных проявлений, но и как уровень адаптации организма к условиям среды, возможность приспособиться к повышенным и меняющимся ее требованиям без болезненных проявлений.

Поскольку период дошкольного детства является, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, педагоги дошкольного образования должны максимально интенсивно использовать этот период для формирования основ здоровья ребенка и его представлений о здоровом образе жизни.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического здоровья ребенка. Максимальную пользу для укрепления здоровья детей оказывает АЭРОБНАЯ нагрузка. В условиях дошкольного учреждения из всего многообразия аэробных упражнений наиболее доступен бег. Он не требует создания специально подготовленной материально-технической базы и больших финансовых затрат. Во время бега увеличивается потребление кислорода, увеличивается газообмен, происходит щадящая тренировка сердечной мышцы, укрепляются все системы организма. Глубокое и частое дыхание является прекрасной дыхательной гимнастикой, во время которой массируются легкие, печень, селезенка, желудок, кишечник. В классическом значении оздоровительный бег рекомендуется, как средство формирования и совершенствования сердечнососудистой системы ребенка. Бег — прекрасное средство укрепления психики. При систематических аэробных пробежках происходит улучшение подвижности нервных процессов. Дети, регулярно занимающиеся бегом, менее подвержены плохому настроению и угнетенным состояниям. Бег уравновешивает нервную систему и является профилактикой повышенной тревожности, агрессии и невропатических состояний детей дошкольного возраста.

Бег в развитии ребенка

Результаты работы заметны уже после одного года работы по данному направлению. И в заключении, хочу напомнить, что любые оздоровительные мероприятия, в том числе и оздоровительный бег, должны, прежде всего, приносить радость ребенку и проходить на высоком эмоциональном фоне, что значительно усилит оздоравливающий эффект.

Бег в развитии ребенка

Источник

Бюджетное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15

Бег как одно из составляющих физического развития ребенка в ДОУ

Читайте также:  Методика триз для развития ребенка

Елец 2017

Древнегреческие мудрецы говорили:

Хочешь быть здоровым — бегай!

Хочешь быть красивым — бегай!

Хочешь быть умным — бегай!

Этими словами они подчеркивали огромное значение бега для укрепления здоровья, достижения гармоничного телосложения, развития умственных способностей [1]. Ребенок в дошкольном детстве должен получить всестороннее развитие: физическое, духовное, нравственное. Физическое развитие должно включать разные виды движений: бег, прыжки, ходьбу, метание, лазанье, которые позволяют дошкольнику активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем заниматься спортом.

Двигательный опыт необходим дошкольнику во всех проявлениях его жизненной индивидуальности. Мышцы ребенка в движении работают интенсивно, приводя в функциональные действия все системы жизнедеятельности организма дошкольника.

Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы, углубляется дыхание, улучшается легочная вентиляция, которая помогает повысить умственную и физическую работоспособность детей.

Быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость становится эффективнее за счет разнообразия основных движений.

Экспериментальное исследование предполагало выявление уровня развития бега у старших дошкольников. В эксперименте участвовало 14 детей старшего дошкольного возраста.

Старшим дошкольникам были предложены следующие упражнения: бег приставным шагом, бег на носках, приседания на бегу, подъем колен на бегу и др.

Анализ результатов показал, что в процессе обследования мы выделили три качественные группы:

— дети с достаточно высоким уровнем развития бега;

— дети со средним уровнем развития бега;

— дети с низким уровнем развития бега.

Анализ результатов наблюдения за организацией игровой деятельности старших дошкольников в течение дня показал, что работа с детьми проводится, но игры используются однотипные, очень мало игр с бегом. У дошкольников сформированы определенные игровые навыки: играть по правилам игры, действовать в игре согласованно. Дети проявляют интерес к подвижным играм, с удовольствием играют в них.

Анализ анкетирования родителей показал, что большинство (75%) родителей играют с ребенком дома, но не всегда. В основном большое внимание родители уделяют сюжетно-ролевым играм. Инициатором игр выступает ребенок.

Подвижная игра занимает последнее место, потому что нет условий, а на улице ребенок предпочитает играть с друзьями в те игры, которые они любят. Пятая часть родителей (25%) смогли назвать подвижные игры с бегом.

Анализ беседы с детьми по организации игровой деятельности в ДОУ и дома показал, что спортом необходимо заниматься, чтобы «быть сильным и защищать маму», «вырастить и ходить в школу» и др.

В ДОУ дети играют в разные игры: «Дочки-матери», «Магазин», «Лото», «Лохматый пес», «Детский сад», «Домино», «Летает не летает» и др. Старшие дошкольники знают подвижные игры, такие как «Мышеловка», «Зайцы и волк», «Гуси-лебеди», «Лохматый пес», «Пузырь» и др. Детям очень нравится играть в подвижные игры.

Предметно-развивающая среда в ДОУ построена с учетом возрастных особенностей детей. Она разнообразна и динамична. В группе организован спортивный уголок с современным оборудованием, в музыкальном и спортивном залах проводятся детские праздники, вечера досуга для детей и родителей.

В результате анализа физкультурного оборудования в спортивном зале, игровой комнате старшей группы, на площадке в ДОУ имеются следующие виды:

1. Оборудование в спортивном зале: гимнастические скамейки, обручи, мячи, кегли, воротца, скакалки, палки, велотренажеры и др.

2. Оборудование на площадке: баскетбольная корзина, кольца разного диаметра, гимнастические скамейки, качели, лесенки «Глобус», горки, ступеньки, переносные пособия, используемые в помещении и др.

3. Оборудование в игровой комнате: мячи, крупные бусы для нанизывания, скамейки, горка, скакалки, пуфики из поролона, шведская стенка и др.

Также в процессе непосредственной образовательной деятельности по физической культуре используется нестандартное оборудование, изготовленное своими руками. Весь инвентарь поддерживается в хорошем рабочем состоянии.

Таким образом, для проведения коррекционно-педагогической работы по формированию бега у старших дошкольников мы разработали следующую методику:

1. Создать у детей старшего дошкольного возраста — наглядную картину игровой ситуации, выделить игровые образы, воздействовать на воображение и эмоции дошкольников, активизировать их творческую инициативу.

2. Разучить с детьми игры, объяснить правила, непонятные моменты, отметить значение и своеобразие подвижных игр.

3. Познакомить старших дошкольников с новыми подвижными играми, включающие в себя определенные движения, способствующие развитию у них навыков бега.

4. Вовлекать в игры малоактивных детей. Принимать активное участие в подвижных играх детей не только в роли ведущего, что будет примером для менее активных дошкольников.

5. Использовать положительный пример, выделять и поощрять стремление детей в выполнении бега.

6. Для распределения ролей в играх использовать народные считалки.

7. При необходимости провести дополнительную работу по организации подвижных игр по подгруппам (особенно с детьми, у которых наблюдается низкий уровень развития бега).

8. Провести беседу с родителями о значении подвижных игр, бега в развитии детей.

Библиографический список

Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М., 1986.

Источник