Базарный здоровье и развитие ребенка
Лариса Ипполитова
Здоровьесберегающие технологии. Методика Базарного
2 слайд
Базарный Владимир Филиппович, ученый, врач, хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук и педагог — новатор, руководитель Московской областной лаборатории физиолого – здравоохранительных проблем образования.
3 слайд
Здоровье — самое главное богатство человечества. Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек в полной мере может стать творцом своей судьбы, добиться успехов в личной жизни.
4 слайд
Итак, методика В. Базарного называется «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Ее целью является воспитание здоровых, духовно и физически развитых детей. Эта цель достигается посредством реализации следующих задач (наслайде)
5 слайд
Методика В. Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральных законов РФ и запрос общества на здоровое поколение. Это технология признана научным открытием Академией медицинских наук, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ.
6 слайд
Рассмотрим основные принципы технологии В. Базарного. С чего начинается обучение по системе доктора Базарного?
7 слайд
Прежде всего, занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости. Задача педагога – изначально предоставить детям свободу выбора. Это самый главный момент режима динамических поз. В целом этот режим существенно повышает психическую активность детей, в том числе их познавательные способности. «Не усади!» – заповедь Базарного.
8 слайд
Важнейшая особенность всех занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного материала, Для этого используются карточки или картинки, расположенные в любой точке группы, а также так называемые сенсорные кресты.
9 Слайд
Обязательным и важнейшим учебно – воспитательным предметом В. Ф. Базарного является хоровое пение. Пение – мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей. Хоровое пение снимает стресс, дает возможность ребёнку расслабиться.
10 слайд
Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т. к. на стопе имеется проекция всех органов. Детям очень нравится ходить по массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения. Это так легко, просто, доступно, результативно.
11 слайд
90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Поэтому для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования использую в своей работе гимнастику для глаз, разработанную Базарным.
12 слайд
Гимнастика для глаз полезна всем. В процессе занятий для разминок и фмзкультминуток, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются офтальмотренажеры «Бегущие огоньки», которые представляют собой плакаты-схемы зрительных траекторий.
13 слайд
Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем. Занимают все эти упражнения не более 3-4 –х минут
14 слайд
В нашей группе есть “Диаграмма” для разгрузки зрения, где дети прослеживают путь зверей к транспорту. Это прекрасно снимает напряжение с глаз, расслабляет, снимает психологическую утомляемость.Эту диаграмму используем для закрепления пространственных представлений: вверх – вниз, вправо – влево.
15 слайд
А вот этот тренажёр называется схема зрительно-двигательной траектории Базарного.
• Каждый цвет выполняет определенную функцию
Красный – активизирует психический процесс, согревает, если холодно.
Зеленый – цвет гармонии, равновесия, успокаивает.
Желтый (коричневый) – цвет радости, оптимизма; поднимает настроение.
Синий – цвет осуществления желаний.
Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.
• «Обход»взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:
o только глазами при неподвижной голове и туловище;
o с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.
• Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо-эмоционального состояния человека.
•Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.
Давайте попробуем выполнить несколько элементов этой гимнастики. Для этого я приглашаю желающих выйти.
К нам прилетела бабочка, увидела яркий цветок и не знает на какой цвет присесть. Поможем бабочке? Помогаем только глазами.
1. расслабиться и подвигать зрачками слева — направо; затем справа налево; повторить 3 раза;
2. медленно переводить взгляд вверх — вниз, затем наоборот; повторить 3 раза;
А сейчас глаза неподвижны, движения выполняем только головой.
3. представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки, сначала в одну сторону, потом в другую; повторить 3 раза; и т. д.
Бабочка на конце палочки исполняет роль зрительного тренажера. А так же можно использовать лазерный лучик.
16 слайд
Работаем мы в группе не долго по этой методике, но уже можно сказать, что у ребят повысилась работоспособность, внимательность, активность. У детей отмечается интерес к знаниям. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми. Применение методики В. Ф. Базарного дало положительные результаты в профилактике заболеваний, здоровье детей значительно улучшилось.
Хочется подвести итоговую черту словами В. А. Сухомлинского о том, что к ребёнку нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь.
Источник
Использование методики В.Ф. Базарного – основа воспитания здорового дошкольника.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Автор: Сидорова Зоя Григорьевна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок» г. Мичуринск
Назначение работы: данная публикация предназначена для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал по использованию технологий В.Ф.Базарного. Методика направлена на укрепление физического и психического здоровья ребёнка.
Цель: формирование физически здоровой личности.
Задачи:
• совершенствовать учебно-воспитательный процесс, направив его на сохранение здоровья детей;
• пропагандировать здоровый образ жизни;
• обеспечить благоприятные условия для развития физического и психического здоровья дошкольника.
Одним из приоритетных направлений моей деятельности является воспитание здорового дошкольника, так как с каждым годом количество детей абсолютно здоровых заметно уменьшилось. Дети уже при поступлении в детский сад имеют отклонения от норм физического развития, имеют хронические заболевания, агрессивны, страдают дефицитом движения. Поэтому придать оздоровительную направленность УВП в группе своих воспитанников стало моей первоочередной задачей.
Все сетуют на малоподвижный образ жизни современного человека. Но этот «образ жизни» сами и создаем. Так, например, ребенок по своей природе весь в движении. Сидеть для него противоестественно. Еще с древних времен люди знали, что движение — это жизнь. А как организовано рабочее место у большинства современных людей и у всех детей? Только в положении сидя за столом. И так из года в год… всю жизнь. Нет выбора! Вот и болезни копятся и нас одолевают.
Из всех компонентов здоровьесбережения ребенка я отдала приоритет оздоровительной методике В.Ф. Базарного «Здоровое духовное, физическое и интеллектуальное развитие детей в системе дошкольно-школьного воспитания».
Базарный Владимир Филиппович (р. 4.05.1942), русский учёный, врач и педагог-новатор. Более 25 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы — сохранение и укрепление здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа, убедительно показав, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах и школах ориентирована против природы ребёнка.
Здоровьеохранительные и здоровьесберегающие принципы, конструирование учебно-познавательной деятельности в детском саду предусматривают:
С того момента как детские сады были превращены в чисто образовательные учреждения, в которых занятия стали проходить на стульчиках, в школу стали идти дети, как правило, с нарушенной осанкой.
Внедрение режима моторной свободы динамических поз, когда дети меняют в процессе занятия позы «стояние-сидение», осуществляется посредством конторок.
Их особенность состоит в том, что рабочая поверхность находится под наклоном. Угол наклона от 14 до 18 градусов. Изменение динамических поз на начальном этапе адаптации детей к ним происходит через каждые 10 минут, позже – через 15 минут.
Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы –
режим меняющихся поз,
когда можно работать стоя за конторкой и сидя за столом в течение занятия. Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.
Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.
Для работы с наглядностью используется сенсорно-дидактическая подвеска, крест или коромысло.
На нем располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами могут находиться где угодно: на коромыслах, на занавеске, за цветком и т.д. Поэтому дети не прикованы к столам и стульям, постоянно находятся в движении.
Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, —
«режим зрительных горизонтов»,
когда дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении на так называемых «коромыслах», которые подвешены к потолку в четырех углах комнаты. Чтобы выполнить задание, дети должны совершить десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем, вынуждены тянуться вверх, вдаль, выпрямив спины и вытянув шеи.
Физкультминутки проводятся с использованием
офтальмотренажера.
Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. При этом движения глаз должны сочетаться с движением головы. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, красочной, привлекающей внимание.
Физкультминутка снимает зрительное утомление, тренирует шейные позвонки, повышает активность детей на занятии.
На специальную палку-указку прикрепляется (вставляется в прорезь) любая картинка, за которой дети следят глазами.
Физкультминутка. Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (следят глазами за указкой по красному овалу офтальмотренажёра)
Больше спать не захотел, (следят глазами за указкой по синему овалу офтальмотренажёра )
Шевельнулся, потянулся, (следят глазами за указкой по короткой полоске офтальмотренажёра )
Взвился вверх и полетел. (следят глазами за указкой по длинной полоске офтальмотренажёра)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Предлагаем детям посмотреть, как бабочка летит по красному овалу (водим указкой по красному овалу).
Потом она полетела по синему овалу ( водим указкой по синему овалу).
Затем бабочка начала порхать по длинной жёлтой дорожке, и т.д.
Дети пробегают глазами в сопровождении движения головы и туловища по схеме и обратно. Систематические занятия по схеме офтальмотренажера способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.
Методика В.Ф. Базарного успешно используется мною и при организации коррекционно-речевой работы с детьми. Логоритмические упражнения, широко практикуемые в работе с детьми логопатами, заменили «сидячее — слушающую» форму организации коррекционной работы на раскрепощенный двигательный режим — выполнение речемоторных упражнений под шаговый ритм.
Эта методика затрагивает не толь физическое, но и духовное, и интеллектуальное развитие детей. Известно, что чем жестче ограничено пространство, тем больше мы уходим в депрессию, в состояние хронической угнетенности. Немалую отрицательную роль играет и бедность цветовой гаммы, а ведь мозг ребенка настроен на многоцветье. И чтобы вернуть детям цветной и яркий, движущийся мир и хоть частично расширить зрительные горизонты, используются
«экологические буквари».
Экологический букварь — это настенное панно (по ширине не менее 2- метров) на котором изображен лесной пейзаж: деревья, река с мостиком, берлога, лесная избушка. На этом фоне демонстрируется дидактический материал. В процессе выполнения заданий дети свободно передвигаются по комнате, не нарушая сам процесс ведения занятия. Общение педагогов с детьми проходит в форме диалога и сотрудничества. Весь познавательный материал преподносится детям через игровые упражнения, что позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Вот уж действительно обучение без принуждения.
Положительные результаты оздоровительной методики налицо: дети гораздо лучше воспринимают материал по развитию речи, изучению элементарных математических представлений, художественному творчеству. Двигательная активность детей на занятиях составляет 50-70%. Дошколята раскрепощены в своем поведении, общительны, эмоциональны, а самое главное – крепче физически.
Спасибо за внимание.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД во 2 младшей группе «Первый шаг на пути к здоровью»
Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Сундучок здоровья»
Работа учителя-логопеда с семьей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей
Здоровьесберегающие технологии для дошкольников своими руками
Похожие статьи:
В каком случае образовательные технологии наносят ущерб здоровью воспитанника и педагога
Здоровьесберегающие технологии у детей с ОВЗ (с нарушением слуха) в начальной школе
Источник
Коробейников А.А. — Актуальная европейская проблема : внедрение здоровье развивающей педагогики: — М., 2009.
В книге отражена взаимосвязь образования и здоровья, одна из самых актуальных проблем нашего времени. К решению этой сложной проблемы постоянно привлечено внимание педагогов, врачей и родителей.
Коробейников А.А. — Актуальная европейская проблема : внедрение здоровье развивающей педагогики
Материалы Всероссийского форума с международным участием
Образование и здоровое развитие учащихся (Сборник часть 1)
Материалы Всероссийского форума с международным участием
Образование и здоровое развитие учащихся (Сборник часть 2)
Материалы Всероссийской конференции с международным участием.
Образование и здоровое развитие учащихся (Сборник часть 3)
Материалы I Всероссийской
научно-практической конференции
«Опыт и перспективы поло-личностного
(гендерного) образования в России»
(г. Железногорск, 22-23 сентября 2009 года)Раздельное обучение мальчиков и девочек
Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17- 18 мая 2012 г.
Актуальные вопросы долголетия
Сборник материалов VI краевой Конференции «Здоровое развитие детей» участников Общероссийского общественного движения «Российский Союз за здоровое развитие детей» в Алтайском крае
ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ В.Ф. БАЗАРНОГО
По материалам Международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся» (12—15 октября 2010 года, г. Москва)
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
В данном пособии автор представляет практические материалы — систему экспресс-контроля, позволяющую оценить динамику физического, нравственного, психического и творческого развития ребенка в школе в зависимости от уровня организации воспитательного процесса, избранной методики образования, а также уровня профессиональной подготовки учителя и воспитателя.
Книга адресована всем, кто заинтересован в том, чтобы дети выросли здоровыми и крепкими: родителям, бабушкам и дедушкам, учителям и психологам, руководителям учебных учреждений, школьным медработникам и педиатрам, руководителям органов власти и образования всех уровней.
Базарный В.Ф. — Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие.
Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически «чистых» прописей
Базарный — Перьевое письмо
О нарастающей психической трагедии молодых (и не только) людей сегодня много пишется и это, в общем-то, видно уже невооруженным взглядом. Ну откуда на наши головы пали все эти бедствия: звериная жестокость молодых, педофилия, наркомания, убийства, самоубийства и т. д. — хватаются за головы миллионы родителей, бабушек и дедушек.
Школа возрождения или школа вырождения
Книга была выпущена Советом Федерации и Парламентской Ассамблеей Европы в 2009 году.
Дитя человеческое: психофизиология развития и регресса
Контроль за качеством развития и динамикой здоровья детей в учебном процессе
Экспресс-контроль в школе
В монографии впервые в отечественной и зарубежной литературе с позиций возрастной физиологии, целостности организма, единства его с внешней средой освещаются особенности развития зрительной системы у детей в различных экологических регионах и средовых ситуациях.
Зрение у детей
Почему национальные проекты «Здоровье» и «Образование» реализуются «успешно», а сверхзаболеваемость и сверхсмертность народа неумолимо нарастает?
Спасём детей — спасём Россию
Работа содержит новые данные об особенностях половой индивидуализации функционирования мозга у мужчин и женщин, знакомит с онтогенезом различной организации функциональной асимметрии у детей разного пола, показывает влияние доминантности различных полушарий на способности человека к различным видам деятельности, а также на способ переработки и усвоения учебной информации у школьников.
Куинджи — Гендерный подход к обучению
Источник