Бабочки для развития ребенка
Вскоре после появления первых цветочков начинают свой полёт разноцветные бабочки. Первой просыпается крапивница, а спустя неделю и лимонница. Это единственные бабочки в нашем регионе, которые зимуют взрослыми. Другие виды зимуют в виде куколок или находятся в отложенных яйцах, пройдёт несколько недель, прежде чем они начнут порхать над цветами.
Первые бабочки произошли от мотыльков, живущих ещё во времена динозавров. Их представители пережили всевозможные климатические изменения на Земле, и дошли до наших дней. В зависимости от того, где они обитали, им приходилось приспосабливаться к местным условиям.
Так появились различные их виды. На Мадагаскаре бабочки обладают самыми длинными хоботками, через которые пьют цветочный нектар, их длина доходит до 28-ми сантиметров. А самая большая бабочка (Attacus altas), имеет размах крыльев в 30 см, она настолько огромная, что издалека кажется, что это птица. Но есть и совсем малышки (Johanssonia acetosea), с крыльями в 2 мм.
У каждой бабочки своя расцветка, но если ты тронешь крылышко, оно станет прозрачным. Так как радужные цвета находятся на своеобразной чешуе, осыпающейся при прикосновении. Перед тем как начать лакомится новым цветком, бабочка пробует нектар на вкус лапками. Среди всего обилия цветов, расписные красавицы, различают всего три: желтый, красный и зелёный.
Откуда появляются новые бабочки
После того как бабочка появляется на свет из куколки, спустя несколько часов она ищет себе партнёра. Некоторые виды ощущают свою пару на большом расстоянии. После их встречи и спаривания, самка откладывает яйца, это всего лишь первый этап формирования, всего у бабочки их четыре.
- Яйцо.
- Личинка.
- Куколка.
- Бабочка.
Некоторые бабочки откладывают до 1000 яиц за лето. Чтобы яйца не уничтожили, самка прячет их: в почве, под листьями, в специальные капсулы из своих желез, под разноцветные чешуйки и даже передают на хранение муравьям.
Последний способ самый необычный, им пользуется определенный вид бабочек – голубянки. Их личинки муравьи прячут на зиму в своём муравейнике, и когда появляются гусеницы, муравьи отдают им свои личинки на съедение. Терпят такое соседство муравьи не просто так, они питаются особой жидкостью, которую выделяют гусеницы.
Личинка бабочки
Личинка появляется из яйца, оболочку которого она съедает, как только его покинет. После чего новорождённая гусеница приступает к поеданию листочка. Чаще всего гусеницы живут по отдельности, но некоторые остаются семьёй до превращения в куколку.
Линька гусеницы
В процессе взросления, гусеница несколько раз сбрасывает кожу, практически как мы одежду, когда вырастаем из неё. При этом кожа с головы форму не теряет, как если бы она сняла карнавальную маску, а кожа туловища скомкивается в гармошку.
Куколка
Когда гусеница достигнет нужного размера, начинается процесс окукливания. Внешне это выглядит, как будто она прицепилась к веточке и застыла, со временем личинка превратится в куколку и будет находиться в таком состоянии, пока не станет бабочкой. Застывает именно куколка, сама же личинка реагирует внутри неё на посторонние движения, но специально тревожить её не стоит.
В состоянии куколки она находится от пары недель, до нескольких месяцев. Куколку ломать нельзя, от этого бабочка раньше не вылетит. В коконе она меняется, у неё растут крылышки, и изменяется кожный покров. Если нарушить её оболочку раньше времени – бабочка погибнет. После того как изменения завершатся, она разрушит кокон и выберется наружу.
Первые часы жизни бабочки
Прежде чем полететь, бабочка должна расправить свои крылышки. Во время нахождения в куколке, они были плотно прижаты к её туловищу. Как только они расправятся и полностью высохнут – она полетит на поиски своей пары и тоже отложит яйца. Подарив жизнь новым бабочкам.
Что едят взрослые бабочки
Листья они больше не «грызут», и не потому что бабочки более утонченные существа, чем гусеницы, а потому что у них отсутствует грызущий ротовой аппарат. Зато у них появляется хоботок, которым они пью различные жидкости, почти как мы через трубочку. Пьют они не только нектар, но и воду с лужи, сок деревьев и фруктов, а некоторые даже кровь буйволов.
Макаронное панно «Жизнь бабочки»
Чтобы изготовить аппликацию, показывающую все этапы жизни бабочки, нам понадобятся такие вещи:
- макароны в виде бантика, спиральки и ракушки;
- картонная тарелка или круг;
- веточки с листочками 3шт;
- рисовое зернышко;
- цветочек.
Тарелку разделим линиями на четыре части, для красоты фон можно разукрасить в разные цвета. Далее наклеиваем элементы на части.
- Веточка с рисовым зернышком (яйцо).
- Спиральная макаронина с листиком (гусеница).
- Ракушка «подвешенная» на веточке (куколка).
- Бантик с цветочком (бабочка).
Вернуться к списку
Источник
Детям о животных: Бурый медведь
Неповоротливый, косолапый, неуклюжий лесной житель — медведь. Он часто встречается в детских мультфильмах и сказках. О том, что же рассказать малышам об этом звере, читайте далее…
Бабочки – одни из самых нарядных, в прямом смысле этого слова, представителей насекомых. Своей необыкновенной красотой они приковывают наше внимание везде и всюду. И даже самые маленькие детки не могут оторвать взгляд и налюбоваться.
И если совсем еще малышам достаточно минимальной информации об этих насекомых, то деткам 4-7 лет будет интересно узнать о них гораздо больше. Так что же рассказать детям о бабочках?
Пожалуй, самое удивительное в бабочках – это завораживающей красоты крылья, состоящие из маленьких чешуек, которые в совокупности определяют характерный данному виду бабочки рисунок. Из-за этой особенности – строения крыльев, бабочек относят к чешуекрылым насекомым. Иногда, глядя на крылья бабочки, кажется, что они запылились – это чешуйки так переливаются на солнышке. Крылья бабочки очень хрупкие и ломкие и даже ласковое осторожное прикосновение к ним может нанести вред насекомому – крылышки помнутся, бабочка больше не сможет летать и погибнет.
У бабочек три пары лапок – шесть ножек. Питаются бабочки с помощью хоботка преимущественно фруктовым соком и нектаром растений.
Живут и защищают свой покой бабочки по-разному: вьют коконы из шелковой нити, которую сами вырабатывают, строят «домик» из песчинок и земли или из собственной кутикулы.
Удивительно, но бабочки населяют почти всю территорию суши на Земле. Немудрено, что существует специальная наука, которая изучает исключительно бабочек, — лепидоптерология.
Еще одной особенностью жизнедеятельности эти насекомых является отсутствие сна, то есть бабочки вообще никогда не спят. А некоторые представители умеют, внимание, нырять. Да-да, нырять!
Чтобы помочь ребенку представить, все огромное разнообразие видов бабочек, полистайте энциклопедию, внимательно рассматривая и сравнивая изображения этих удивительных насекомых. Или отправьтесь на выставку бабочек.
Спросите ребенка о том, в какое время года можно увидеть бабочек на улице. А почему нельзя увидеть бабочек зимой, куда они исчезают?
Расскажите о том, что бабочки проводят зиму по-разному, некоторые, например, с наступлением холодов сразу погибают, некоторые взрослые бабочки прячутся в дуплах деревьев, некоторые пережидают зиму будучи «куколкой». Но есть и бабочки, которые, подобно птицам, улетаю в теплые края.
В завершение беседы, расскажите о том, что к бабочкам непременно нужно относиться бережно – их нельзя ловить и убивать, ведь многие из представителей этих красивых насекомых занесены в Красную книгу и охраняются специальными организациями.
Предложите малышам нарисовать бабочку пальчиками, нарисовать бабочку из клякс, сделать бабочку из втулки или из бумаги.
Изучить других насекомых в игровой форме можно с помощью материала, подготовленного дефектологом-логопедом и музыкальным преподавателем нашего проекта Дерябкиной Юлией Анатольевной, в разделе «Тематические игры. Тема: Насекомые».
А совсем с крошками можно поиграть в музыкально-ритмическую игру «Бабочка».
Занимательного досуга!
Источник
Алевтина Пермякова
Конспект занятия по окружающему миру. Тема «Бабочки»
Занятие по теме «Бабочки»
Программное содержание: познакомить с новым видом бабочек дать детям представление о разнообразии бабочек, жизнедеятельности некоторых видов бабочек, (с их особенностями, внешним видом, взаимосвязи насекомых с цветущими растениями (пьют нектар, опылять растения).
Развивать умение различать разновидности бабочек, активизировать и обогащать словарь детей (бабочка листовидка, хоботок, личинка, куколка).
Способствовать воспитанию любви к природе, бережное отношение к насекомым.
Закрепить знания детей о разновидностях насекомых.
Предварительная работа: чтение литературы, экскурсия на выставку бабочек, просмотр познавательного фильма про бабочек.
Материал: иллюстрации бабочек, куколки, гусеницы, личинки, диск формата DVD.
Релаксация- создание положительного настроя детей на занятие. Снять эмоциональное напряжение, развития скорости переключаемости.
(дети встают в круг, держась, за руки и передают, по кругу «ток» по цепочке друг за другом пожимающего руку стоящего справа).
Ход занятия:
После релаксации дети садятся полукругом на стульчики.
Воспитатель: о чем мы сегодня будем, говорить вы узнаете, отгадав загадку.
Художественное слово:
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел
Шевельнулся, встрепенулся
Взвился вверх и улетел (бабочка)
Воспитатель: ребята давайте закроем глаза и переместимся на остров бабочек в Таиланд и представим что, происходит на острове. Чем они питаются? Как живут бабочки? Как размножаются?
Ответы детей (дети рассказывают о бабочках).
Воспитатель: Да ребята есть бабочки, которые живут очень короткое время только тот период времени, чтобы произвести потомство.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим бабочку, из каких частей она состоит? (выставляет иллюстрации изображения бабочки).
Ответы детей (дети называют строение бабочки голова, туловище, крылья и т. д.).
Воспитатель: Ребята от других насекомых бабочек отличает, прежде всего, четыре больших крыла с ярким запоминающим рисунком. Окраска и рисунок крыльев — важнейший признак вида бабочек, которые насчитывают около 140 тысяч видов.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, от чего получается, такой красивый рисунок?
Ответы детей.
Воспитатель: У каждой бабочки причудливость окраски крыльев зависит от цвета и расположения чешуек, покрывающих крыло со всех сторон. (Показ иллюстрации чешуек бабочки). Кроме того, на крыле находятся бесцветные чешуйки, преломляющие световые лучи — это придает окраске металлический блеск. В тоже время нижняя поверхность, а иногда и форма крыльев призваны скрывать бабочку от постороннего глаза, как на пример у обитающей в тропических лесах Юга — Восточной Азии бабочки — листовидки. (иллюстрация с бабочкой листовидки)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем бабочки нужно быть похожим на листок, цветок или ствол дерева.
Ответы детей (защита от врагов).
Правильно так они защищаются от врагов. Это их защитная окраска или предупреждающая, что эта бабочка ядовита для других насекомых.
Воспитатель: Давайте рассмотрим другие части бабочки.
Голова, глаза, грудь, брюшко, передняя пара ножек, у бабочек укорочена и покрыта густыми волосками — для бабочек это орган вкуса.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что, представляет собой орган вкуса у человека?
Ответы детей (Язык).
Воспитатель: Обратите, внимание на тоненький свернутый в спираль хоботок этим хоботком она сосет нектар, он похож на маленький шланг. Когда она хочет, есть, она его разворачивает и глубоко вводит в цветок. Таким образом, бабочка сосет нектар.
Воспитатель: Ребята а, сейчас мы с вами проведем эксперимент и изготовим бабочку из наших красивых красок. Желтой, фиолетовой, розовый и оранжевой. Альбомный лист бумаги сложить пополам, затем развернуть лист и на одну половину листа капнуть пятно краски. После этого складываем лист пополам. Открывая, получаем оттиск бабочки. У всех получились разные разноцветные бабочки.
Физкультурная минутка:
Воспитатель: ребята, возьмите своих бабочек и подойдите ко мне. Посмотрите какая, красивая у нас поляна, как много цветов! И сейчас мы с вами поиграем. Ваши бабочки должны найти такой цветок, который соответствует цвету вашей бабочки.
(Цветы расположены в разных частях группы). Звучит музыка и
художественное слово:
Мы бабочки пеструшки
Не знаем мы труда.
Резвимся и летаем,
Нам весело всегда
Несемся в высоту
Порхаем и кружимся,
Резвимся на лету
Вот солнышко садиться
Проходит летний день
И бабочки пеструшки
Ложатся спать скорей
Дети перелетают с цветка на цветок и прикасаются к цветку. Когда музыка прекращается, дети возвращаются к воспитателю. Игра повторяется 2-3 раза.
(Дети возвращаются на стульчики).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего мы летали от цветка к цветку?
Ответы детей (собирали пыльцу).
Воспитатель: Правильно, бабочки их опыляют и от этого растения дают семена, плоды. Если бы не было насекомых (бабочек, пчел, мух) не появились плоды яблони вишни и другие растения.
Воспитатель: А, как выдумаете, как бабочки размножаются?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям:
1. Показ иллюстраций по периоду появления от личинки до бабочки.
2. Просмотр части фильма производства компании ВВС «раздел насекомые» — период размножения (на усмотрение воспитателя)
Воспитатель: сначала бабочка откладывает личинку на листке или коре дерева, проходит некоторое время и из личинки появляется гусеница. Ей необходимо много питаться листвой, чтобы вырасти. Когда гусеница вырастает, она изготавливает, куколку. Проходит небольшой период времени и из куколки появляется бабочка.
— Ребята, а вы хотите. Чтобы у нас появился свой остров бабочек в группе?
Ответы детей (да).
Воспитатель: Тогда я вам предлагаю взять по разноцветному листу бумаги и вырезать свою бабочку. (Дети подходят к столам, на которых приготовлены сложенные пополам листы цветной галлограмной бумаги и вырезают бабочек) Звучит спокойная музыка.Воспитатель: Подходит к приготовленной поляне (доске)
Прикрепляет магнитом свою вырезанную бабочку и приглашает всех детей поместить своих бабочек!
Источник
Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Бабочка»
Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.
Цели:
Расширить знания детей о бабочках.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Формировать устойчивые представления о величине, количестве, цвете, расположении предметов в пространстве.
Познакомить детей с понятием «симметрия».
Совершенствовать навыки лепки, наклеивания, рисования карандашами, пальчиками и штампами.
Учить выполнять упражнение на развитие правильного артикуляционного дыхания.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Оборудование:
Игрушка «Бабочка».
Картинка с изображением четырех бабочек, одна из которых отличается от других.
Картинка-схема с изображением бабочки из геометрических фигур, геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона, счетные палочки для усиков.
Силуэтная картинка «Бабочка» на крыльях которой круги разного цвета и размера, соответствующие по размеру и цвету пуговицы.
Разноцветные прищепки, силуэты туловища и головы бабочки, вырезанные из плотного картона.
Бумажные цветные бабочки, прикрепленные к ниточкам.
Цветные бабочки, приклеенные на зубочистки, цветы синего и красного цветов, нарисованные на пенопласте.
Пластилин, горошины, ракушки, вырезанные из цветной бумаги силуэты бабочек.
Картинка-заготовка с нарисованными белыми цветами (серединки разного цвета), цветные карандаши, клей, силуэтные картинки бабочек цвета, соответствующего серединкам цветов.
Пальчиковые краски, картинка-заготовка с изображением бабочки с белыми точками на крыльях.
Силуэтные картинки гусениц и бабочек красного, синего, зеленого, желтого цветов.
Картинка-фон с нарисованными бабочками разного цвета и величины, соответствующие по цвету и величине силуэты бабочек, вырезанные из цветного картона.
Вырезанные из картона цветы разного цвета.
Парашют из четырех секций разного цвета.
Гуашь, штампы «бабочки», картинка-заготовка «луг».
Аудиозапись: «Бабочка».
Ход занятия:
Сюрпризный момент «Кто за окном?»
— Сегодняшняя наша гостья должна вот вот прилететь. Давайте откроем окно. А вот и она! Вы узнали нашу гостью? Кто она? Бабочка.
— Посмотрите на картинку и покажите бабочку, не такую как другие, отличающуюся от других бабочек.
Конструирование «Сложи бабочку»
На картинке-схеме дети выкладывают изображение бабочки из геометрических фигур. Воспитатель просит показать заданную фигуру и назвать ее цвет.
Игра с пуговицами «Бабочка»
— Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и величины.
Дидактическая игра «Гусеницы становятся бабочками»
— Каждая бабочка когда-то была гусеницей. Разложите перед собой гусениц. Назовите, какого цвета каждая гусеница. А теперь давайте превращать гусениц в бабочек. Желтая гусеница станет желтой бабочкой. А какими бабочками станут другие гусеницы? (Дети накладывают по цвету силуэтные картинки бабочек на силуэтные картинки гусениц).
Ручной труд «Бабочка»
— Из большого кусочка пластилина прямым раскатыванием сделать толстую колбаску-туловище. Из маленького кусочка круговым раскатыванием сделать шарик-голову и присоединить к туловищу. Из двух ракушек сделать крылья, из горошин — глаза.
Изобразительная деятельность «Бабочки на цветах»
— Вот выросли цветы на лугу. Нарисуйте карандашом зеленого цвета длинные прямые линии — стебли цветов. А короткие линии — будут травинками.
Обратите внимание, что серединки цветов разного цвета. Сейчас прилетят бабочки и рассядутся каждая на свой цветок — серединка которого того же цвета. что и сама бабочка. Приклейте бабочек на свои цветы.
Подвижная игра «Найди свой цветок»
— Выберите себе цветок того цвета, какой вам больше нравится. Положите цветок на ковер. Теперь дети превращаются в бабочек и садятся каждый на свой цветок — бабочки спят. Вот бабочки проснулись и посмотрели по сторонам (повороты головы влево-вправо).
Бабочки расправили крылышки и взлетели. Полетели бабочки. (Пока дети бегают, воспитатель меняет местами цветы на ковре). Дождик начинается. Бабочки, летите скорее на свой цветок! (После того, как дети отыщут свои цветы, игра повторяется).
Игра с прищепками «Бабочка»
— Сделайте бабочке крылья из прищепок разных цветов. только крылья у бабочки должны быть одинаковые: прикрепили слева красную прищепку, значит и справа прикрепите красную прищепку.
Еще можно сделать бабочке усики из прищепок.
Дидактическая игра «Разложи бабочек»
— Разлетелись бабочки с картинки, помоги вернуть их на свои места. (Дети раскладывают бабочек на картинке соответственно цвету и величине).
Дыхательное упражнение «Отправь бабочку в полет»
Дети берут в руки нитку с прикрепленной к ней бумажной бабочкой и дуют на нее (не раздувая щек).
Пальчиковое рисование «Бабочка-красавица»
— Оставьте отпечатки своего пальчика в белых кружках. Используйте краску того цвета, какого цвета крылышко.
Динамическая пауза «Парашют»
На полу расстилается парашют из четырех секций разного цвета. Детям предлагается полететь, как бабочки и сесть на заданный цвет, перепрыгнуть из одного цвета на другой. Разложить свои цветы на соответствующий цвет на парашюте.
Дидактическая игра «Рассади бабочек на цветы»
— Сосчитайте, сколько цветов лежит перед вами? Три цветка.
Положите перед собой цветы так, чтобы в середине оказался красный цветок, а по бокам — синие цветы. Воткните палочку с бабочкой в красный цветок — посадите ее.
Лепка барельефная «Бабочка»
— Сделайте тонкую колбаску и приложите на место туловища бабочки. а теперь сделайте бабочке красивый узор на крыльях — отрывайте кусочки пластилина и налепляйте на крылышки. Только, если на одном крыле вы сделали желтое пятнышко, значит и на другом крыле в этом же месте должно быть такое же желтое пятнышко.
Рисование штампами «Много бабочек»
— С помощью штампа нарисуйте много бабочек.
Танцевальное упражнение «Бабочки»
Дети повторяют танцевальные движения за воспитателем под музыку.
Скачать конспект игрового занятия для детей 3-го года жизни, тема: «Бабочка»
Источник