Аутизм ребенок 1 год симптомы

Слово «аутизм» восходит корнями к греческому термину autos, который в переводе на русский язык означает «я сам». Это состояние, при котором человек удаляется из социума. Другими словами, он выбирает для себя жизненный сценарий по типу «изолированное я». Швейцарский психиатр Эйген Блейлер впервые ввел слово в оборот в 1911 году для обозначения симптомов, связанных с шизофренией. С 1940 года исследователи из США обозначили аутизм у детей как эмоциональные и социальные проблемы развития.

Примерно в то же время немецкий ученый Ганс Аспергер обнаружил аналогичное состояние, которое позже вошло в практику медицины в качестве синдрома Аспергера. С 1960-х годов методы лечение аутизма были сосредоточены на таких средствах, как ЛСД, электрошоковое воздействие и болевые методы изменения поведения (наказания). С 1990-х годов поведенческая и языковая терапии заняли главенствующие положения.

Когда симптомы аутизма у детей становятся очевидными?

Симптомы аутизма у детей могут отличаться, однако во всех случаях это дефекты развития, которые влияют на общение, поведение и взаимодействие с другими людьми. Одни дети начинают демонстрировать отклонения раньше, другие – на несколько месяцев позже. Однако свыше 50 % родителей отмечают у детей с ASD отклонения к тому моменту, когда ребенку исполняется 12 месяцев, а свыше 80-90 % взрослых удостоверяются в диагнозе к двум годам.

Первые годы ребенка – время резкого физического, эмоционального и социального совершенствования.

Важно, чтобы родители отслеживали возможные отклонения. У одного ребенка из 68 развивается аутизм. Нарушения в пять раз чаще диагностируются у мальчиков, чем у девочек. Это расстройства широкого спектра, поэтому симптомы аутизма могут выражаться в разной степени: от легкой до тяжелой формы. Такую информацию приводит Джухи Пандей, доктор философии, педиатрический нейропсихолог и ученый Центра аутизма детской больницы Филадельфии. 

Ранние признаки болезни появляются еще до того, как ребенку исполнится три года. Симптомы могут возникнуть в 12 или 18 месяцев, однако у некоторых диагностика болезненного состояния может произойти позже – только во втором или третьем классе. Многие признаки неблагополучия со временем проходят, какие-то становятся менее выраженными.

12 симптомов аутизма, о которых родители должны рассказать педиатру

Не всегда симптомы расстройства аутистического спектра проявляются в кабинете врача, поэтому специалисты могут пропустить аутизм у детей во время немногочисленных приемов. Это объясняет, почему родителям нужно делиться своими наблюдениями, настаивать на дополнительных обследованиях при первых подозрениях Ранняя постановка диагноза улучшит результаты терапии. Перечислим лишь основные 12 симптомов аутизма у маленьких детей:

  1. Плохой зрительный контакт. Малышам свойственно смотреть на лица окружающих людей, они пытаются разглядеть детали, потрогать ручкой выступающие части, сосредоточиться на ярких чертах. Дети с аутизмом уклоняются от контакта глаз. Эти малыши не задерживают взгляд на родителе, смотрят вскользь, мимолетно. Однако отсутствие зрительного контакта не всегда является прямым симптомом аутизма. Возможно, подрастающий ребенок просто стесняется проявлять эмоции и заинтересованность.
  2. Повторяющиеся движения, жесты: хлопанье руками и вращение ими, щелчки пальцами, раскачивания взад-вперед. Зацикленность на одинаковых жестах должна насторожить родителей. Рассказать о ней врачу нужно обязательно.
  3. Скриптовый язык – именно так специалисты называют пристрастие ребенка к повторению одинаковых фраз, жаргонизмов. Иногда эти слова поются, становятся похожими на определенный мотив, который заседает у малыша в голове. Ведущие эксперты клиники Майо говорят, что это серьезный знак, который нельзя оставлять без внимания.

       

  4. Чрезмерная чувствительность, сенсорное отвращение: у ребенка вызывают негатив определенные вещи, которых он избегает. Это может быть неприятие прикосновений к гладким или мягким поверхностям, избегание объятий с людьми, определенных запахов и звуков (работающий пылесос, смывание воды в туалете). Эти раздражители заставляют ребенка запираться от окружающего мира. Проявляются такие действия в закрывании руками ушей при звучании раздражителей, глаз при виде определенных символов, поворотах головы в сторону.
  5. Осмотр игрушек, а не игра с ними. Большинство малышей производят тщательный осмотр игрушки перед тем, как использовать ее в своих целях. Однако дети с аутизмом зацикливаются на конкретных действиях. Если обычный ребенок будет гонять автомобиль по полу или управлять самолетом в воздухе, аутист начнет без передышки крутить колесо машины, внимательно рассматривать дно вертолета. Интерес таких детей проявляется к детали объекта, а не к нему самому.
  6. Игра в одиночку – не путайте с застенчивостью малыша. Тем не менее игра без стремления привлечь к ней друзей и свидетелей может являться признаком детского аутизма.
  7. Отсутствие интереса к аналоговым (имитационным) играм. Если для обычного ребенка нормально использовать игрушки не по назначению (выступление певца, где вместо микрофона используется банан), то при аутизме такая деятельность не вызывает интереса.

     

  8. Навязчивый интерес. Дети с симптомами аутизма могут зацикливаться на одной и той же теме: футбол, прогноз погоды по телевизору, рассказы о собаках и многое другое.
  9. Отсутствие реакции на имя. В возрасте 12 месяцев большинство детей будет реагировать на то, как их зовут окружающие люди. Если ребенок этого не делает, это может свидетельствовать об аутизме.
  10. Стереотипное поведение. По словам Юниса Кеннеди Шрайвера, исследователя «Национального института детского здоровья и развития человека» Америки, ребенок-аутист «застревает» на определенных привычках, интересах или актах поведения. Например, он может стремиться всегда держать в руке одну и ту же игрушку или тратить всё свое время на выстраивание определенной фигуры из мозаики, детского конструктора, маленьких машинок. Эти действия важны для ребенка с аутизмом. Совершая их, он чувствует себя спокойным и защищенным от внешнего мира. 
  11. Утрата языка и социальных навыков. Аутисты не стремятся разговаривать. Даже ребенок, который привык ранее болтать или шуметь, может прекратить это, когда повзрослеет.  
  12. Не реагирует на просьбы родителей показать вещь. Дети обычно начинают давать предметы, которые просят принести родители, с 14 месяцев. Если малыш не показывает на самолеты, собачек, кошек во время обращенных к нему вопросов, это должно насторожить. Обеспокоиться стоит и в тот момент, когда ребенок не смотрит на ту вещь, которую ему показывает взрослый.  

Если у малыша наблюдается сразу несколько симптомов, характерных для аутизма, родители обязательно должны говорить о них с врачом. Постановка диагноза и своевременно разработанная терапия способны оказать самое положительное влияние на течение сложной болезни.

Причины возникновения аутизма у детей

Основные причины аутизма остаются неизвестными. Большинство исследователей согласны, что к развитию патологии приводят генетические, метаболические, биохимические и неврологические нарушения. Некоторые ученые винят во всем факторы экологической обстановки. 

В 1998 году британские СМИ опубликовали материал о том, что в развитии аутизма виновата вакцина против кори, паротита, краснухи. Несмотря на то, что выборку исследования составили всего 12 детей, оно получило мировую огласку. В дальнейшем было проведено много изысканий по теме, но доказательств утверждение о связи вакцины и аутизма не нашлось.

Опубликовавшие материалы журналы выпустили опровержения в части достоверности результатов эксперимента. К тому же полиция Британии нашла злой умысел в таком изложении. Было выявлено, что адвокат семьи с ребенком-аутистом, который искал «неопровержимые доказательства», заплатил руководителю исследовательской группы 435 000 фунтов стерлингов (более полумиллиона долларов) для того, чтобы сфальсифицировать данные.  

Споры о Тимеросале

Через год после шумихи в британских средствах массовой информации периодически стали появляться сведения о связи Тимеросала с аутизмом. Соли ртути использовались для предотвращения роста патогенных грибов и бактерий в детских вакцинах. Несмотря на то, что серьезных доказательств возникновения аутизма из-за Тимеросала не было, соединение было выведено из большинства лекарственных препаратов для детей к 2001 году по настоянию Американской академии педиатрии и Службы общественного здравоохранения США.

Выяснением связи Тимеросала и аутизма ученые занимались на протяжении длительного времени, но ни одно из исследований не показало научно обоснованного факта взаимосвязи.

Количество больных аутизмом детей продолжало стремительно расти, несмотря на то, что опасное соединение было изъято из большинства детских вакцин. В 2004 году Комитет по проверке иммунизации Института медицины Америки опубликовал отчет по этой теме. Группа ученых рассмотрела все исследования вакцин и аутизма, опубликованные и не вышедшие на страницах прессы. Итогом стал 200-страничный отчет, в котором опровергалась связь болезни и лекарств.     

Существует ли профилактика аутизма? Что делать, чтобы ребенок был здоров?

К 2018 году не установлены точные причины возникновения аутизма у детей, но большинство исследователей единодушны: гены играют ключевую роль. Бытует мнение, что малыш может родиться с нарушениями развития, если его мать подвергалась во время беременности воздействию определенных химических компонентов. Однако точного метода определения аутизма в утробе матери не существует.

Хотя родители никак не могут предотвратить рождение ребенка с аутистическим расстройством, папа и мама способны снизить риски такого развития событий. Для этого необходимо организовать сбалансированное питание, заниматься посильной физической нагрузкой, проходить скрининги и исследования для исключение известных науке дефектов плода. Следует пить прописанные врачом витамины и добавки. Обязательно согласовывать принимаемые во время беременности лекарства, чтобы исключить риски осложнений. Нужно избегать алкоголя и сигарет.   

Методы диагностики аутизма у детей

Ранняя диагностика аутизма может оказать существенное влияние на жизнь ребенка с диагнозом ASD. Однако установить болезнь на начальном этапе не всегда просто. Для этого не существует лабораторных тестов. Врачи полагаются на наблюдения за поведением детей, внимательно относятся к рассказам обеспокоенных родителей.

Аутистические расстройства имеют широкий спектр симптомов. Одни люди, «пребывающие в спектре», имеют серьезные умственные недостатки. Другие очень умны и способны жить самостоятельно.

Первый этап диагностики проходит под контролем педиатра в 18 и 24 месяца. В это время врач осматривает ребенка, следит за реакциями, разговаривает с малышом. Родителям задают вопросы об истории семьи, о поведении ребенка. Ориентируются на следующие признаки:

  • У ребенка должна быть улыбка к шести месяцам.
  • К девяти месяцам он должен уметь имитировать звуки и менять выражение лица.
  • Бормотание и воркование с его стороны должно быть отчетливым к моменту исполнения 12 месяцев.

Проверяются особенности зрительного контакта, признаки взаимодействия с окружающими людьми, реакции на привлечение внимания, чувствительность к свету, звукам. Исследуются качество сна, пищеварения, реакции раздражительности и злости. Серьезные опасения вызывают две основные категории:

  1. Проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием.
  2. Ограниченные и повторяющиеся модели поведения.    

Может быть рекомендовано генетическое тестирование, чтобы исключить другие причины возникновения негативных симптомов. К обследованию подключаются иные специалисты: детские неврологи, психологи. Еще одним полезным ресурсом диагностики является опросник (модифицированный тест) M-CHAT для детей раннего возраста. Достаточно пройти его, ответив на ряд вопросов, чтобы узнать, есть ли повод для волнений.

Лечение аутизма

В лечении детей с аутизмом используются программы индивидуального подбора, которые формируются в зависимости от степени тяжести отклонений. Одной из ведущих стратегий является модель раннего старта Денвера или игровая терапия (ESDM). Суть ее – в поощрении положительных откликов, совместных действий с родителями. Благодаря модели обучения происходит:

  • увеличение социального взаимодействия;
  • снижение факторов беспокойства для ребенка с аутизмом;
  • улучшение навыков общения;
  • поощрение самовыражения и соответствующих ситуации реакций.

Востребован прикладной анализ поведения (ABA), поощряющий систему вознаграждений за развитие ситуативного поведения. Также есть много других моделей, которые используют врачи. Все они подбираются персонально и направлены на устранение негативных симптомов аутизма у конкретного ребенка.

Фото: Рexels

Источник

Малыш, который не любит общаться и много времени проводит в одиночестве, предпочитая находиться среди неодушевленных предметов, вызывает тревогу у родителей.

Врач, по совокупности признаков и данным специальных тестов может поставить диагноз «аутизм».

Что делать, почему заболевание обнаружилось именно у данного ребенка, и что ожидать в будущем – вот основные вопросы взрослых.

Аутизм – это заболевание или поведенческий синдром?

Аутизм принято классифицировать, как поведенческое расстройство, связанное с врожденными аномалиями головного мозга.

Некоторые психиатры склонны относить болезнь к патологиям нервной системы или к психическим заболеваниям, сходным с шизофренией.

Такое разночтение в определении аутизма связано с тем, что хотя в мозге присутствуют очаги органического поражения, невозможно определить механизм поломки.

Все больше врачей-психиатров считают, что появление аутизма провоцирует целый комплекс различных органических и психологических проблем.

Группы риска

Современные методы оценки и выявления аутизма позволили выяснить, что:

  • Мальчики в несколько раз чаще страдают аутизмом, чем девочки, соотношение четыре к одному;
  • Первенцы болеют чаще, чем следующие дети, однако с количеством детей вероятность аутизма повышается для каждого последующего ребенка;
  • В семье, где аутизмом страдал кто-либо из предков, вероятность рождения ребенка с этим заболеванием высока;

Причины развития некоммуникабельности

В возникновении аутизма виновны до тридцати причин, а также пять генов, механизм действия которых на развитие болезни не определен окончательно.

Известно лишь что:

  • Они имеют свойство наследоваться, а значит, в рамках одной семьи дети с этим синдромом рождаются регулярно;
  • Они вызывают поломки клеток или синапсов головного мозга, заставляя его иначе реагировать на внешние раздражители;
  • Они могут вызывать предрасположенность к аутизму, формируя благоприятные условия для возникновения заболевания.

Некоторые данные свидетельствуют о влиянии на развитие мозга инфекционных заболеваний, перенесенных матерью в первый и второй триместр беременности.

Краснуха, ветрянка и корь, которыми болела мать во время вынашивания малыша, могут стать толчком для развития болезни.

Влияние неблагоприятных внешних факторов на женщину, вынашивающую малыша, могут повысить риск заболевания аутизмом у ее ребенка.

Это ядовитые вещества, фенолы, загрязнение воздуха солями тяжелых металлов и другие побочные явления больших производств и мегаполисов.

Вакцинация, по последним исследованиям, не вызывает аутизм, а лишь служит спусковым крючком, запуская дремавшие ранее аномалии.

Диагностика при помощи тестов

Диагностика заболевания проводится при помощи различных тестов, как генетических, так и психологических.

В настоящее время разработано несколько десятков диагностических тестов, позволяющих выявить заболевание как можно раньше.

1.Прорыв в ранней диагностике аутизма при помощи генетического теста, в котором из двухсот тридцати семи маркеров выделяют те, которые отвечают за наличие заболевания. Достоверность теста составляет семьдесят процентов.

2.Тесты-опросники, предназначенные для родителей младенцев, и ориентированные на выявление признаков, характерных для аутизма.

3.Тесты-мультфильмы, рассчитанные на индивидуальную реакцию ребенка дошкольного возраста. Помогают психиатру точнее идентифицировать заболевание.

Симптомы

У детей выделяют три основных группы симптомов заболевания, которые характерны для раннего (с младенчества до 2 лет), детского (от 2 до 10 лет) и подросткового (с 11 до 18 лет) аутизма.

Ранние признаки аутизма чаще всего диагностируется у младенца, которого принесли на прием по поводу глухоты или пониженного слуха, так как дело оказывается вовсе не в проблемах со слухом, а в развитии поведенческой патологии.

Симптоматика раннего аутизма:

1.Младенец  до 1 года не смотрит в глаза, отворачиваясь либо смотрит сквозь взрослых.

2.Ребенку не удобно на руках у матери, либо он всегда слишком напряжен, либо излишне расслаблен, как бы отстранен.

3.Малыш плохо сосет грудь, часто плачет или лежит безучастно с открытыми глазами.

4.Новорожденный до 1 года не реагирует на звуки или голос родителей, либо впадает в истерику от звука пылесоса или льющейся воды.

5.Младенец не проявляет интереса к матери, не реагирует на нее, не тянет ручки навстречу. Безучастное отношение и неадекватная реакция на мать.

6.Малыш часто монотонно раскачивается, сидя в кроватке.

Симптоматика детского аутизма

1.Ребенок не пытается произносить слоги или слова, начинает сразу говорить полными фразами. Всегда говорит предложения, сказанные взрослыми, причем копирует не только слова, но и интонацию. Легко запоминает огромные по объему стихи или страницы книг, цитирует их, но неспособен поддержать разговор на простейшую тему.

2.Вообще, не многие аутисты необычайно одаренны в математике или обладают музыкальным талантом, как принято думать, подобным даром обладают лишь около десяти процентов детей.

3.Называет себя «ты» или «он», копируя обращение к себе.

4.Малыш сильно привязан к привычному порядку вещей, игрушек, предметов мебели. В се должно лежать на своих привычных местах, иначе у ребенка начинается истерика. Даже ремонт в детской или кухне может вызвать неумолкаемые рыдания, так как он привык к определенному цвету обоев.

5.Игры малыша очень своеобразные, он подолгу раскладывает предметы или катает шарик перед собой. Игрушки почти не интересуют таких детей, им больше по душе кухонная утварь и столовые приборы, которые они могут рассматривать часами, просто пронося их перед собой. Им нравится повторять ритмичные движения и звуки.

6.Ребенок аутист никогда не играет с другими детьми, избегает общения с ними или боится их.

7.Даже у маленьких детей на лице всегда сосредоточенное, серьезное выражение.

8.Практически у всех малышей наблюдается бессонница, они беспокойно спят, могут просыпаться в три или пять часов утра.

Дети, страдающие этим заболеванием, могут проявлять не все симптомы, и выраженность симптоматики варьируется от очень легкой до чрезвычайно тяжелой.

Кроме того, ребенок может проявлять самоагрессию при нарушении привычного порядка вещей, а также агрессию к окружающим.

Что ждать от малыша, страдающего заболеванием

Если врач поставил диагноз «аутизм», то родители должны быть готовы к следующему:

  • Аутизм невозможно вылечить, это заболевание останется на всю жизнь, но его возможно компенсировать, приспособить существование ребенка к окружающему миру;
  • Некоторые дети навсегда останутся отчужденными от общества и не смогут получить профессию и создать семью, а также полноценно обслуживать себя;
  • Некоторые дети смогут приобрести высокий уровень в образовании и добиться успеха в жизни;
  • Постоянному лечению малыша, посещению коррекционных классов, а также сеансов психотерапии, которые просто необходимы для родителей;
  • Терпению и неизменной на многие годы обстановке квартиры, так как смена мебели или обоев сильно травмируют ребенка;
  • Усилению симптомов заболевания и регрессу в пубертатном периоде;
  • Поиску няни на время отъезда родителей в отпуск, жизненно необходимый для них, так как ежедневный тяжелый труд истощают нервную систему;
  • Маленьким ежедневным радостям и редким крупным победам, настолько вдохновляющим родителей.

Помощь необщительному ребенку

1.Родители ребенка, страдающего аутизмом, могут помочь ему, позволяя в разумных пределах самому устанавливать распорядок дня. Сон, прогулки и приемы пищи желательно подстраивать под желания малыша.

2.Обязательно нужно посещать специальные коррекционные группы и занятия, чем раньше, тем больше они принесут пользы. Не стоит пытаться отдавать ребенка в обычные садик или школу, он все равно не сможет общаться со сверстниками, и будет испытывать мучения и страх от их попыток сблизиться.

3.Нужно соблюдать повседневные ритуалы, помогающие малышу лучше освоить самообслуживание, например мытье рук или одевание всегда представляют собой определенный набор последовательных движений.

4.Ребенку необходимо соблюдать особую диету, исключающую глютен и казеин, то есть, мучные и молочные продукты. Одновременно с диетическим питанием надо принимать ферментные препараты и витаминные комплексы.

5.Следует приобрести утяжеленное одеяло или жилет, а также кресло-качалку. Эти простые предметы помогут ребенку успокоиться во время истерических припадков.

6.Давать возможность малышу несколько часов отдохнуть в комнате, лишенной каких-либо сенсорных раздражителей.

7.Дети аутисты очень устают от общения в группе, эмоционально истощаются, поэтому нужно свести общение с другими людьми к минимуму, если малыш беспричинно плачет или проявляет признаки депрессии.

Многие родители воспринимают диагноз ребенка трагично, как приговор, но на самом деле практически все аутисты, заболевание у которых диагностировалось в раннем возрасте, неплохо социально адаптируются.

Они могут общаться со сверстниками, неплохо ладят с братьями и сестрами, и нуждаются в любви и помощи родителей. Ребенок аутист – это не больной человек или инвалид, а просто другой в своем восприятии мира.

Источник

Читайте также:  Ребенок 1 год встает во сне