Асоциальный ребенок в 2 года

Асоциальный ребенок в 2 года thumbnail

0-1 Год

Новорожденный – абсолютно асоциальный тип. Разговариваешь с ним, делаешь «козу», но в ответ младенец разве что пускает слюни и активно машет конечностями. Однако довольно скоро можно заметить, что малыш не просто так сучит ручками и ножками, а со вполне определенным смыслом.

Глазной контакт

Уже через 2 недели после рождения ребенок начинает фокусировать взгляд на лице матери и других людей. Интересно, что даже очень яркие игрушки пока не удостаиваются такой чести. Двухмесячный малыш способен довольно долго смотреть на человеческое лицо, следя за изменениями его положения. Задача взрослых – превратить глазной контакт в один из самых действенных способов влияния на поведение ребенка: если мимика родителей достаточно выразительна, то к году крохе будет хватать одного взгляда на них, чтобы почувствовать одобрение или понять, что не стоит лезть в лужу.
Замечено, что отделы головного мозга, отвечающие за зрительное восприятие, развиваются быстрее под влиянием внешних стимулов. Например, у недоношенных детей к моменту «запланированного» рождения глазной контакт лучше, чем у новорожденных, появившихся на свет в срок. Поэтому чем чаще вы смотрите в глаза малышу, тем больше у него возможностей для тренировки.

Комплекс оживления

Трехмесячный младенец не только фокусируется на вашем лице, но и активно двигает руками, ногами, улыбается и гулит. Такое поведение называется «комплексом оживления» и является способом, с помощью которого малыш выражает активное желание общаться. Именно поэтому не стоит оставлять ребенка в одиночестве в течение всего периода бодрствования: если кроха не плачет, это не означает, что к нему не нужно подходить. «Агукайте» в унисон с ним, описывайте окружающие предметы и обязательно рассказывайте о том, что вы в данный момент делаете.

Поведение привязанности

После 6 месяцев ребенок уже воспринимает лицо человека как единое целое, и вполне способен выделять маму среди других близких. Попытка унести дитя от матери обычно сопровождается громким протестом. Такая реакция называется «поведением привязанности». Предпочтение матери всем остальным людям – важный этап социального развития, ведь мама не только ухаживает за малышом, но и является посредником между ним и окружающей средой. Не слушайте тех, кто убеждает «не приучать кроху к рукам». На самом деле близость с мамой обеспечивает ребенку ощущение безопасности, уменьшает тревогу и агрессию, стимулирует инициативность в общении и способствует развитию познавательной активности.

Нейрофизиологи полагают, что лицо сочетает в себе признаки, запускающие реакцию внимания: сложность конфигурации, упорядоченность черт, движение (ведь мама то склоняется к ребёнку, то разговаривает с ним, из-за чего мимика постоянно меняется). Поэтому лицо и особенно область глаз становится для младенца сильным эмоциональным стимулом.

Повторение слогов и слов

От 5 до 8 месяцев у ребенка появляется лепет. Простенькое «агу» заменяется на цепочки повторяющихся слогов: «ба-ба-ба», «дя-дя-дя» и т.д. Так юный оратор тренирует свой артикуляционный аппарат и одновременно фонематический (то есть речевой) слух. От 8 до 10 месяцев ребенок обретает способность подражать цепочкам слогов, произнесенных взрослым, и копировать их интонацию. Поэтому не жалейте времени на разговоры на «тарабарском» языке. Совсем скоро ваши старания увенчаются успехом, и малыш начнет понимать и выполнять простые просьбы («дай маме печенье», «отряхни ручки»). К году карапуз может произносить несколько слов или их «кусочков» в виде начальных или ударных слогов. Если же чадо молчит, как партизан, волноваться пока не стоит. В этом возрасте гораздо важнее понимание малышом речи взрослого.

Указательный жест

Годовалый ребенок начинает показывать пальцем на интересующие его предметы. Он делает это для того, чтобы направлять свое внимание. Кроме того, малыш понимает, что указательный жест, используемый взрослыми, означает, что ему следует посмотреть в нужном направлении, а не на руку или лицо родителей, как он делал раньше. Функция взрослых заключается в постоянном подтверждении правильности выполненного ребенком действия и назывании найденных объектов: «Да, это птичка! А это машина!». В результате у малыша накапливается словарный запас, и он получает первый опыт диалогов.

КОГДА НАЧАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ?

Развитие ребенка на первом году жизни подчиняется строгим биологическим законам. Поэтому стоит насторожиться, если появление описанных навыков задерживается больше чем на месяц. Необходимо проконсультироваться у врача-невролога, если:
— малыш старше 2 месяцев смотрит «сквозь» человека, а не на него;
— лепет отсутствует или состоит не из слогов, а ТОЛЬКО из гортанных или труднопроизносимых взрослым звуков. Из них не может «вырасти» речь, поэтому важно найти причину проблемы;
— ребенок старше 6 месяцев не делает различий между мамой и другими взрослыми и ведет себя со всеми одинаково.

1-3 года

В этот период ребенок активно эволюционирует из маленькой хваткой обезьянки в человека, с которым можно не только поговорить, но и договориться.

Развитие речи

Малыши сильно различаются по объему словарного запаса и качеству артикуляции, особенно в период от 1 до 2,5 года. Поэтому, вместо того чтобы переживать, что соседский ребенок может произнести слово «трансцендентность», а ваш – нет, обратите внимание на коммуникативную функцию речи своего чада. Она проявляется в том, что ребенок активно пытается объясниться с вами, используя звуки или слова, и выражает недовольство, если это не получается.

К 2 годам понимание речи развивается настолько, что карапузу становится доступно выполнение сложных просьб, например: «Возьми мячик и отнеси его папе». Простые настольные игры, требующие следования различным командам, помогут развить этот навык.

Подражание

Ребенок старается ни в чем не отставать от взрослых. Он с серьезным видом разговаривает по телефону, ковыряет ключом замочную скважину и с удовольствием повторяет все то, что вы адресуете «подрезавшим» вас водителям. Непременно позаботьтесь о качестве «наглядного материала», чтобы потом не пришлось пенять на зеркало.

Читайте также:  Питание ребенка в 2 года рецепты детские рецепты

Освоение бытовых навыков

Безболезненное освоение бытовых навыков предполагает соблюдение ряда принципов:
— ненавязчивость и доброжелательность. Этот принцип не означает, что при первом же недовольном попискивании ребенка вы оставляете попытки приучения. То, что для вас составляет огромный труд, для малыша должно выглядеть как игра;
— регулярность. Даже если ни один зажигательный танец не нашел отклика в душе взыскательного зрителя, необходимо постоянно улучать моменты для того, чтобы усадить его на горшок или убедить залезть одной ногой в колготки. Как только ребенок поймет, что теперь эти странные действия – неотъемлемая часть его жизни, он перестанет сопротивляться;
— постепенность. Объективно оценивайте возможности малыша. Пусть сначала он научится сам доедать «последнюю ложку», затем «три последние ложки» и т.д.

Понимание слова «нельзя»

В психологической литературе часто встречаются упоминания о том, что ребенка не стоит ограничивать большим количеством запретов. Некоторые взрослые понимают эти рекомендации слишком буквально и запрещают малышу только то, что опасно для его жизни (залезать пальцем в розетку, выбегать на дорогу и т.д.). Тем не менее независимо от педагогических воззрений родителей в обществе полным-полно табу, и ребенку лучше узнать о них именно от родных:
— знакомя малыша с новым запретом, подчеркивайте, что он касается всех детей или даже всех людей, чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным;
— подчеркните пользу запрета для самого ребенка («если ты не будешь есть с пола, у тебя не заболит живот»);
— запрещая что-либо, не принимайте свирепый вид. Если вы заботитесь о благополучии ребенка, то и выглядеть должны соответствующе.

Проявление интереса к общению

Выражение «тянется к другим детям» в этом возрасте имеет буквальный смысл. Хотя ребенок еще не умеет играть со сверстниками, он стремится находиться рядом и хочет повторять их действия. Так, если качели заняты, малышу позарез нужно на них залезть, но, как только сиденье освобождается, он мгновенно теряет интерес к качанию. Даже если карапуз оповещает посетителей детской площадки о своем приходе криком «банзай», ни в коем случае не нужно уходить в безлюдное место. Будьте активным посредником между ребенком и его ровесниками, тем самым помогая чаду освоиться и найти свое место в чужой игре.

КОГДА НАЧАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ?

Наличия хотя бы одного из следующих пунктов достаточно для того, чтобы насторожиться и обратиться к психологу:
— в 2 года ребенок в большинстве случаев говорит ради того, чтобы получить удовольствие от звучания слов, а не с целью общения;
— к 3 годам ребенок не проявляет интереса к другим детям, а, наоборот, активно избегает их. Сказанное не относится к ситуациям, когда малыш оберегает свои игрушки;
— к концу рассматриваемого периода ребенок, несмотря на систематическое обучение, не усвоил никаких бытовых навыков.

3-5 лет

Данный возрастной промежуток очень важен для социализации, поскольку именно в этот период ребенок начинает подстраивать свое поведение под требования и ожидания других людей. Прежде чем сделать так, как хочется, он задумывается, «прилично» это или «неприлично». Если раньше роль взрослых заключалась в том, чтобы лишь слегка «помогать природе», направляя поведение ребенка, то теперь необходимо погружаться во все нюансы и разбирать каждую ситуацию.

Источник

Девочки привет. Совсем редко захожу… Я опять к вам с переживаниями… Какие раньше были проблемы подружки в курсе. Так вот у меня опять началось. С раннего возраста обходил детей стороной, иногда начинал плакать от особо шумных детей. Когда у нас были гости всегда я слышала: «ой какой спокойный ребенок.» « а он говорит вообще??» вообщем был самый стеснительный… молчал всегда, стеснялся. Как только гости уходили ребенок становился собой: бегал, прыгал, смеялся, болтал что-то… Когда ехали в лифте с незнакомыми, он улыбался им и отворачивался, ну явно стеснялся и это выглядело мило. Мы ходили на развивашки одно время, но перестали благодаря нашему любимому папочке… То он мне машину не давал с ребенком съездить, то режим нарушал, так что нам вечером на развивашки надо, а он засыпает. Вообщем ходить перестали, о чем жалею. Давно видела, что у нас проблемы с социумом. Все ждала когда перерастет. Но всё только хуже стало и теперь стеснение сменилось явным страхом. Теперь если кто-то заходит он сразу замирает весь, сжимается и начинает уводить меня в комнату подальше из коридора сразу. В гости теперь с ним вообще невозможно сходить, начинает плакать еще в подъезде. И часа 2 может истерить, надо отвлекать постоянно, потом даже если успокоится, начинает играть, то только около меня и ни разу не улыбнется даже. Если мне уйти в туалет в гостях, это всё трагедия, потом у меня на руках будет плакать еще минут 20… Дети между собой играют в гостях все или рядом хотя бы, кто-то ведет себя скромно, кто-то активно, а мы никак. Мне говорят: надо приучать, он же загнанный такой у тебя и будет всегда((( Так неприятно это слушать… А как приучать?? Папа наш вообще отказывается теперь в гости с нами ходить, говорит это одна нервотрепка и ребенку и всем нам… Это правда так. А до 1.5 лет было терпимо. А теперь вот так(( Говорят на площадках надо гулять побольше… Но с этим вообще всё плохо. Он не хочет там гулять, к детям не идет, садится в коляску и всё, до истерики. Бывает могу чем-то завлечь, но на пару минут, потом опять в коляску и не хочет гулять. Одно время только сидя и гуляли. Мне надоело, начала переживать, что вообще ногами не хочет ходить, с бабушкой тоже самое, стала с ним без коляски выходить только около дома, стал ходить ногами, но у нас у дома пока что мало детей гуляет или вообще нет. Заметила если никого нет рядом чувствует себя более уверенно. Но тут девочка подошла 2.8, начал отходить от нее, она за ним, потом вроде познакомили их, но он весь настороженный и пошел к подъезду, начал домой просится и пришлось идти домой( В поликлинике мальчик подошел постарше, приобнял, погладить хотел, у того крокодильи слезы. Муж говорит ну сходите в развивашки. А я после гостей и прогулок таких даже боюсь туда идти, платить за то, чтобы он там истерил и нервничал. Мне даже стыдно и неудобно. Такое чувство, что отшельниками становимся. Я в 10 месяцев подозревала аутичные черты, мне тут 100 человек написали, что я дура и это ерунда всё. Потом у нас был сильный толчок в развитии, вроде перестали отставать от сверстников и я успокоилась. А теперь такое… Я не знаю, что думать, вернее думаю опять много и надумала обострение мигрени. И все эти слова знакомых разных «делайте что-нибудь, а то и будет всю жизнь таким загнанным нелюдимом» мне как ножом по сердцу…Но я реально не знаю что делать. Вокруг вижу только общительных социальных детей. Я хочу найти таких мамочек у кого было подобное и когда прошло или не прошло… Пожалуйста, без тапок( Я понимаю, что ребенок должен отличать своих и чужих, и это хорошо и должен стесняться, но тут речь о том, что чувство ребенок реально боится, боится всего до истерики…(

Читайте также:  Позиция ребенка в 2 года

Источник

Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться. Жан Мольер

Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок. Карл Маркс

Каторга создает каторжника. Виктор Гюго

Кто открывает школы, тот закрывает тюрьмы. Виктор Гюго

Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь. Платон

Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования. Карл Маркс

Исправить может только такое средство, которое заставит виновного осознать, что он поступил плохо, что надо жить и поступать иначе. Розга же действует лишь короткое время; когда дети подрастают и перестают бояться ее, вместе с ней исчезает и совесть. Феликс Эдмундович Дзержинский

Мы в повседневной жизни постоянно сталкиваемся с проблемой детского поведения, идущего, как минимум, вразрез с мнением взрослых. А порой и ведущего к непоправимым последствиям. И надо разобраться, в чем проблема такого поведения и есть ли реальные способы с ним бороться и свести к минимуму.

Мы здесь не будем брать крайний случай, когда детские преступления связаны с необходимостью выживания. На такие поступки его (как, впрочем, и большинство взрослых) в такой ситуации толкает само состояние общества. И если в общественной жизни будут ликвидированы причины, толкающие его членов совершать асоциальные поступки (кражи и даже убийства) ради выживания себя или своих родных и близких, то эти люди станут вполне здоровыми членами такого общества. Ибо такие преступления – всего лишь социальная болезнь, а не аномалия поведения, не генетическая предрасположенность и не психическое расстройство, как об этом любят рассуждать буржуазные «специалисты».

Рассмотрим случай поведения ребенка в достаточно обеспеченной семье, когда вопросы выживания не довлеют над ним, а, по крайней мере, разрешаются взрослыми, не затрагивая его личной жизни.

Любой ребенок в жизни полон энергии и желания самоутвердиться. И в этом желании он идет по пути наименьшего сопротивления. Любознательность и желание узнать новое толкают его на любые поступки, и ограничением им может стать только накопленный отрицательный опыт. Никакое наказание не сможет остановить его, если он хочет понять что-то новое для себя. Запрет может дать даже абсолютно противоположенный эффект. На начальном этапе наказание может остановить его на какое-то время, но настанет момент, когда и оно станет бесполезным. Только понимание, что данное действие может нанести ему вред напрямую или опосредованно, через близких ему людей, может остановить ребенка.

Врастание ребенка в общество происходит не сразу, он не становится моментально подготовлен для взрослой самостоятельной (независимой от старшего поколения) жизни в окружающем его обществе (безотносительно того, того каким это общество является), поскольку существовать вне общества для человека практически невозможно (человек вне общества превращается в животное – примеры известны).

Это происходит сначала на примере старших, методом проб и ошибок. методом повторения всех их действий, а потом с появлением возможности говорить и задавать вопросы, через получение объяснений по непонятным темам. При этом надо заметить, что чаще всего ребенку объясняться и получать ответы от тех, с кем ему проще общаться в силу ряда причин. А это более старшие дети и взрослые, которые в силу ряда причин могут легко общаться с детьми.

Старшие дети в данном случае выступают своеобразным фильтром, который преобразует информацию о предмете разговора в более простые (не путать с примитивными), доступные для данного возраста формы. Взрослые же в силу ряда причин либо выражаются слишком «заумно» и недоступно для детей, либо, наоборот, скатываются до такой примитивизации, иногда при этом еще и искажая факты, что неизвестно, что страшнее, такое или «наукообразное» объяснение. Дети очень четко умеют отличать правду от лжи, и потому часто получается, что вскоре такие взрослые начинают терять авторитет. Кроме того, ребенку всегда нравится отношение «на равных», потому не каждый взрослый, а только умеющий так относиться к ребенку может найти с ним общий язык. Потому наиболее часто наставниками ребенка выступают именно старшие товарищи и более продвинутые в данных вопросах сверстники. Более младшие, пусть и более продвинутые дети, как правило, авторитетом не пользуются, и это понятно. В детстве такая разница очень заметна.

Читайте также:  У ребенка 2 года кудрявые волосы

И очень плохо, если таким авторитетом в глазах ребенка становится ассоциальной элемент, сразу возникает проблема, которая нарастает по мере взросления данного ребенка.

Взрослые же, зачастую сами того не понимая, толкают ребенка именно на путь сопротивления, требуя от него не дисциплины, а послушания. Послушный ребенок – что вроде бы может быть лучше? Только вот одна маааленькая разница. Дисциплина – она обращается к разуму ребенка, требуя разумного понимания того, почему мы должны поступать так или иначе, а послушание – это подавление его своим авторитетом. Вопрос состоит лишь в том, насколько хватит этого авторитета. А потом пойдет скрытое сопротивление, а затем и открытый протест. А еще дисциплина подразумевает, что взрослый должен понять причины, по которым ребенок пошел на ее нарушение, принять и разобрать его аргументы в свою пользу и только тогда делать выводы, объясняя доступно для ребенка свое решение и принимаемые меры.

Да, дисциплина, как и послушание, подразумевают систему наказаний, без них никуда не деться. Но если дисциплина подразумевает прекрасное понимание ребенка, за что и каким образом его наказали, то при послушании ребенок часто не понимает – за что. Чаще всего ему, просто ничего не объясняя и не выслушивая причин такого поведения, дают подзатыльник или стегают его ремешком (впрочем, везде по-разному).

Я уж не буду говорить, что нельзя за одну провинность наказывать больше одного раза. И если мама уже наказала своего сына или дочь, папе незачем делать это еще раз после прихода с работы, даже если его об этом просят. А если нужно, чтобы наказание вынес именно папа, то уж сообщите ребенку об этом, пусть ждет и думает над своим поведением.

Очень смешно видеть, когда для пресечения неправильного поведения используют такой «страшный» метод наказания, как… заставить читать книгу! Дорогие родители, а что же вы не сажаете принудительно своего ребенка смотреть мультики у телевизора или играть в компьютерную игру? Наказывать работами по дому, игрой с младшими братьями и сестрами, чтением и другими делами, которые не должны вызывать отторжение у нормально развивающегося ребенка, – огромнейшая глупость, если не сказать больше.

Школа вносит свои пять копеек. Именно она пропагандирует и навязывает детям в обязательном порядке именно послушание. Но что поделать, выросшая из недр церкви современная школа несет в себе дух идеализма и метафизики. А учительский состав подбирается, по большей части, к сожалению, по остаточному принципу и предпочитает не вносить ничего нового, противоречащего духу такой школы и общества. Современное же буржуазное классовое общество (впрочем, как и другие классовые общества) детей начинает ломать, пытаясь подогнать под единый стандарт, под стандарт, нужный системе власти, характерной для данного эксплуататорского классового общества. Ведь нужно каждого человека загнать в рамки законопослушного гражданина, в рамки тех понятий, которые выгодны правящему классу. И тут годятся любые методы, вплоть до самых непопулярных. И где, как не в школе, способны сделать это наиболее просто?

Самый простой способ – сделать это через систему наказаний. И тут главное – понимать, что в разных обществах понимание наказания совершенно разное.

В буржуазном (да и в любом эксплуататорском классовом) обществе, наказание – это особая мера государственного принуждения, применяемая к лицу, совершившему некий поступок, противоречащий законам этого общества. А в, например, социалистическом – мера социальной защиты общества от ассоциативных элементов, осуществляемая лишь до того момента, пока человек, совершивший преступления, не перестанет быть опасным для данного общества, не осознает своих ошибок в поведении и поступках, то есть пока он социально не поправится. То есть в одном случае человек, совершивший проступок, обществом опускается, вплоть до полного понижения в правах без права возврата, а в другом лишь признается социально больным, требующим соответственного лечения.

Дети наиболее чувствительны к наказаниям разного рода. А сама детская среда, как правило, не склонная к компромиссам, очень чутко реагирует на общественных изгоев. Потому в буржуазном обществе попасть в такие изгои – сразу противопоставить себя всем остальным и, понятное дело, попасть в общество себе подобных, без права вернуться в привычную старую среду.

Таким образом, постоянно, на протяжении почти всего этапа взросления ребенок подвергается со стороны родителей и школы своеобразной ломке, подстройке под общепринятые рамки, чего, собственно, не должно быть, если общество является здоровым, а родители разумными людьми. Асоциальное же поведение ребенка является своеобразным его протестом против такой ломки, с одной стороны и способом его (ребенка) самоутверждения как личности, с другой.

В нормальном обществе и при разумных родителях ребенок учится встраиваться в общество с наименьшими для себя потерями, спокойно самоутверждаясь как личность, за счет помощи старших товарищей и сверстников.

Но даже в буржуазном обществе возможно избежать детского асоциального поведения, относясь к ребенку в семье изначально как к самостоятельной личности.
Сергей Плетнёв.

Источник

Источник