Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года thumbnail

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Привычка говорить правильно формируется в раннем детстве. Ребенок, которого научили говорить отчетливо и красиво, не будет испытывать проблем ни в детском саду, ни в школе, ни во взрослой жизни.

К сожалению, далеко не все дети в возрасте 3-4 лет обладают хорошей дикцией, но это исправимо. На помощь родителям может прийти логопед и домашняя зарядка для улучшения артикуляции. О том, как делать артикуляционную гимнастику детям раннего дошкольного возраста, мы расскажем в этом материале.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

О методе

Артикуляционный комплекс упражнений – это зарядка для укрепления мышц речевого аппарата. Если они слабые, то с произношением у малыша будут проблемы. По мере укрепления губ, голосовых связок, щек и шеи, а также язычка произносить различные звуки и их сочетания ребенку становится проще. А постепенно правильное произношение становится привычным.

Гимнастика имеет лечебно-профилактическое предназначение, то есть она способствует исправлению неправильной речевой привычки, а также может предотвратить появление дефектов речи.

В ходе выполнения упражнений улучшается кровообращение речевых мышц, снижается повышенный мышечный тонус, который мешает малышу беспрепятственно произносить определенные звуки. В ходе выполнения статических упражнений ребенок учится устанавливать правильное положение речевого аппарата, а динамические задания помогут в освоении произношения.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

Кому показаны и противопоказаны занятия?

Такая речевая гимнастика, безусловно, полезна всем малышам. В возрасте 2-3 лет формируются основные речевые навыки, тогда же, увы, формируются и дефекты речи. Разумно начинать занятия с трехлетнего возраста, а если малыш относится к категории раннеговорящих, то и в 2,5 года.

После трех лет становятся очевидны некоторые отклонения и аномалии в произношении звуков. Так, в этом возрасте отчетливо проявляется заикание. Многие детки из-за слабости мышц речевого аппарата в этом возрасте «жуют» половину алфавита, из-за чего бывает сложно понять, что именно говорит ребенок. Также может проявиться заикание и дизартрия.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

Гимнастические артикуляционные упражнения помогут в установлении дикции, силы голосовой подачи, произношении, увеличат скорость говорения, улучшат разборчивость речи.

Однако есть ситуации и состояния, при которых заниматься этим видом гимнастики временно или абсолютно не стоит.

К противопоказаниям относятся врожденные пороки сердца, если гимнастику совмещают с дыхательной, психические недуги, при которых ребенок не понимает «вводных» и не ориентируется в том, что от него хотят.

Больные зубки или стоматит также являются временным противопоказанием. Раны, воспаления языка, нёба, внутренней поверхности щек, ангина в самом разгаре – все это состояния, при которых артикуляционную гимнастику проводить не рекомендуется.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

Общие требования

Если принято решение делать вместе с малышом такую гимнастику, помните, что стартовать надо с легких заданий и поэтапно переходить к более сложным.

Наиболее легкими и доступными для новичков считают статические упражнения, при которых нужно удерживать речевые мышцы в заданном положении. С динамическими упражнениями спешить не стоит. В возрасте 2-4 лет эти упражнения пока считаются довольно сложными, но по мере совершенствования статической группы можно добавлять и динамические задания.

Важно проводить занятия в игровой форме, иначе зарядка очень быстро наскучит малышу и он откажется выполнять задания.

Необходима систематичность – гимнастику нужно делать ежедневно на протяжении достаточно долгого времени. В день можно проводить 3-4 занятия по 5 минут. Эти «пятиминутки» не дадут ребенку устать и будут интересными.

В каждое задание постарайтесь включать 2-3 упражнения, не более. Обязательно повторяйте уже усвоенные ранее задания и приемы, и лишь одно задание в ходе занятия выбирайте новое, еще не знакомое.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

Гимнастика проводится в сидячем положении. Шею и руки ребенок должен научиться расслаблять. Лучше всего проводить занятия перед зеркалом. В нем ребенок может увидеть себя, свои губы и мимику во время произношения, а также сравнить их с вашими мимикой и расположением губ и языка.

Будут полезны отпечатанные или нарисованные карточки с картинками, которые будут иллюстрировать некоторые упражнения. Например, для упражнения «Еж» нужно иметь картинку с ярким и красочным веселым ежиком. Это позволит ребенку лучше представить себе задачу.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

Не обижайте малыша, не критикуйте, не ругайте его, если что-то не получается.

Обида и огорчение лишь усилят мышечные зажимы, подорвут у него веру в свои силы, он начнет отказываться от занятий. Голос мамы должен быть мягким и негромким, не требовательным.

Читайте также:  Что давать ребенку при начинающемся кашле в 3 года

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

Рекомендованные упражнения

Для конкретного ребенка комплекс может быть назначен индивидуальный, но среди базовых заданий для детей указанного возраста можно отметить следующие:

  • «Дудочка». Попросите ребенка вытянуть губки трубочкой вперед и максимально долго подержать именно так. При усложнении упражнения можно попросить чадо производить что-то вроде «ду-дууууу».

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

  • «Завтрак котенка». Покажите малышу картинку котенка, который пьет молоко из мисочки. Попросите малыша открыть рот и продемонстрировать, как кошки лакают молоко. Усложняйте задачу, попросив открывать рот шире, одновременно улыбаться и поглаживать при «лакании» языком нёбо.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

  • «Еж». Это активное упражнение. Покажите малышу карточку с ежиком и прочитайте стишок: «На клубочек он похож, милый, добрый, славный еж». Ребенок в начале стиха делает вдох, а в конце двустишия нужно активно выдохнуть и на выдохе как можно громче произнести «пых-пых».

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

  • «Ворота». Мама читает: «Мы ворота открываем, в гости всех мы приглашаем! ». Задача малыша – широко открыть рот, подержать его в таком состоянии 5-7 секунд и плавно закрыть.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

  • «Шарики». Попросите ребенка надуть щеки, как воздушные шарики. Задача – как можно дольше удержать их в таком положении, а затем резко хлопнуть ладошками по щекам, сдуть «шарики».

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

  • «Часики». Мама показывает карточку, на которой изображены часы с маятником. Читает: «Тихо часики идут, пять минут, семь минут» (на этих словах ребенок высовывает язык и пробует кончиком в воздухе описать круг, подобно часовым стрелкам). Мама продолжает: «Ну а маятник – мастак, тик-так, тик-так! » (ребенок после круговых движений кончиком язычка переходит к перемещению кончика языка вправо и влево, как маятник).

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

«Щенок и змея». Попросите ребенка показать, как летним днем дышит щенок – язык вялый, широкий и распластанный по нижней губе. А потом попросите показать, как это делает змейка – язык становится подвижным и «острым».

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

При дефектах определенных звуков добавляйте упражнения на улучшение произношения именно этих «проблемных» звуков:

  • «Зоопарк». Покажите карточку с тигром и спросите у малыша, как рычит тигр – «Р-р-р». Показывайте картинки тех животных, в наименовании которых есть сложный для малыша звук и просите озвучивать название и показывать, как «разговаривает» зверь: на выговаривание звука «Р» – тигренок, барсук, рыбка, жираф, на отрабатывание звука «Л» – лев, лайка, лиса, дельфин, лань, олень, лемур, на «Ш» и «Ж» – жук, шмель, жираф, жеребенок, шакал, на «С» – собака, сова, слон, лиса, суслик.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

«Чистоговорки». Можно использовать различные стишки-чистоговорки. Главное требование – повторение «проблемного» звука. При нечетком произношении «Р», например, можно придумать что-то вроде: «Ра-ра-ру, ра-ра-ру, погуляю по двору, ру-ру-ра, ру-ру-ра вот уже домой пора! ». Аналогичные чистоговорки можно сочинить самостоятельно на любой звук, который не слишком хорошо получается произносить у ребенка.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

Полезные советы

Обязательно введите в программу занятий некоторые упражнения из дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой. Она считается очень эффективной при развитии речи. В частности, можно взять обычное перышко и попросить ребенка как можно дольше удерживать его в воздухе, делая резкие короткие выдохи. Научите ребенка дышать спокойно и размеренно. На последнем выходе после 5-6 вдохов-выдохов можно произнести короткие слоги «Ра», «Са», «Ля» и т. д.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

Не заставляйте и не принуждайте ребенка продолжать занятие, если он устал и начал отвлекаться и капризничать. Лучше прерваться и вернуться к занятию позже, когда малыш будет настроен поиграть и позаниматься. От принуждения пользы не будет.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 3 года

Узнать о других интересных артикуляционных упражнениях для детей вы можете из следующего видео.

Источник

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

«Дудочка»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой. Упражнение вырабатывает движение гууб вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.

«Киска лакает молоко»

Дети открывают рот, губы в улыбке, и широким кончиком языка гладят небо, делая движение назад – вперед. Гимнастика развивает подвижность языка.

«Пыхтелка»

На щетку колючую очень похож

В клубочек свернувшийся маленький…(еж).

Дети произносят на активном выдохе слог «пых». Упражнение способствует укреплению губ и обучают равномерному выдоху.

«Зверек»

Словно рыженькая стрелка,

По деревьям скачет…(белка).

Читайте также:  Адаптация ребенка 3 4 года

Поднимают верхнюю губу и опускают нижнюю, обнажая сомкнутые зубы, опускают губы обратно. Упражнениие развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

«Мишка вытягивает губы».

Не умеет песни петь,

Любит мед. Кто он? (Медведь).

Вытягивают вперед сомкнутые губы, удерживают их в таком положении 5-10 секунд и возвращают обратно. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляюет мышцы губ вперед, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность.

«Зайчик»

Зубы сомкнуты. Верхнюю губу приподнимают, обнажая верхние резцы. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз, развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

«Подуем на горячий чай»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.

«Очень вкусно»

Дети приоткрывают рот и облизывают язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Упражнение развивает подвижность языка.

«Откусим пирожок»

Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык. Упражнение усиливает кровоснабжение ммышц языка.

«Птенчик»

Открывают широко рот, язык спокойно лежит в ротовой полости. Удерживают рот в таком положении 5 – 10 секунд. Упражнение учит детей спокойно открывать и закрывать рот, удерживать губы и язык в заданном положении.

«Пила»

Запилила пила,

Зажужжала, как пчела.

Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого неба и образует с ними щель. Произносят на ровном, продолжительном выдохе звук ж. Упражнение способствует равномерности и продолжительности выдоха.

«Топор»

Что за шум? Что за гром?

Я ударил топором.

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постукивают о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д. Упражнение развивает подвижность языка.

«Молоток»

Застучали молоточки,

Ударяют по гвоздочкам.

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние резцы. Барабанят напряженным широким кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося «т-т-т». Упражнение способствует подвижности языка.

«Погреем руки»

Дети приоткрывают рот, положив широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты. А посередине образовался небольшой желобок. Подставляют ко рту ладошки и плавно дуют на них. Упражнение учит выпускать длительнрую направленную воздушную струю.

«Рычание»

Дети приподнимают верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и произносят звук р. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх, развивает ее подвижностть.

«Вой»

Вытягивают губы вперед трубочкой и произносят на продолжительном выдохе звук у. Упражнение способствует выработке равномерного продолжительного выдлоха, укрепляет мышцы губ.

Артикуляционная гимнастика для укрепления мышц языка

1. Слегка улыбаются, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на верхнюю губу. Держат язык в таком положении 3-5 секунд и убирают в рот.

2. Слегка улыбаются, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на нижнюю губу. Держат язык в таком положении 3-5 секунд и убирают в рот.

3. Открывают рот. Широким языком облизывают верхнюю губу и убирают язык в глубь рта.

«Трубочка»

Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.

«Улыбка»

Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

«Улыбка – трубочка»

Чередуют положение губ. Упражнение развивает подвижность губ.

Артикуляционная гимнастика.

Дети покусывают нижнюю губу верхними зубами, приподняв верхнюю губу. Упражнение стимулирует движения верхней челюсти.

Дети покусывают верхнюю губу нижними зубами. Упражнение стимулирует движения нижней челюсти.

Артикуляционная гимнастика.

Широко открывают рот, как при звуке а и производят длительный выдох.

Растягивают губы в улыбку, как при звуке и, и производдят длительный выдох.

Округляют губы, как при звуке о, и производят длительный выдох. Упражнения способствуют укреплению жевательно-артикуляторных мышц.

Артикуляционная гимнастика

Дети беззвучно произносят гласные А, Э, И, О, У, держа кончик языка у нижних зубов. Упражнение укрепляет жевательно – артикуляторные мышцы.

«Белка грызет орешки»

Двигают челюстями вправо – влево при закрытом и открытом рте. Упражнение стимулирует движения нижней челюсти.

«Орешек»

Язык поочередно упирают то в оддну, то в другую щеку, задерживаясь в каждом положении на 3 – 5 секунд. Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек.

Читайте также:  Ребенку год и 3 месяца мало ест

Артикуляционная гимнастика

Дети произносят шепотом звук о. Упражнение укрепляет мышцы губ и вырабатывает продолжительный равномерный выдох.

«Чашечка»

Рот широко открыт. Передней и боковой края широкого языка подняты, но зубов не касаются. Упражнение учит удерживать губы и язык в заданном положении.

«Конфетка»

Рот закрыт, Напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.

«Самовар»

Иван Иваныч Самовар надувают обе щеки и удерживают в таком

Был пузатый самовар, положении 3 -5 с.

Трехведерный самовар.

В нем качался кипяток, Поочередно надувают правую и левую щеки,

Пыхтел паром кипяток, как бы перегоняя воздух из одной щеки в

Разъяренный кипяток, другую.

Лился в чашку через кран, Сжимают губы, надувают щеки, удержи-

Через дырку прямо в кран, вают воздух 2 – 3 с и выпускают через губы,

Прямо в чашку через кран. произнося «Пых!»

Артикуляционная гимнастика.

Слегка улыбнувшись, медленно открывают рот (как для пропевания звука а, держат в таком положении 5 – 10 с и медленно закрывают рот. Упражнение учит детей спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка.

«Ветерок»

Упражнение для формирования ровного продолжительного выдоха. Дети округляют губы, как для произнесения звука у, и спокойно выдыхают воздух на свою ладошку.

«Индюк»

Упражнение для обучения подъему языка и подвижности его кончика. Дети приоткрывают рот, кладут язык на верхнюю губу и производят движения кончиком языка по вепрхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно убыстряется. Добавляется голос, пока не послышится «бл – бл». Обращать внимание на то, что кончик языка должен загибаться кверху.

«Теленок пьет молоко»

Дети открывают рот, губы в улыбке. Широким передним краем облизывают верхнюю губу сверху вниз, а затем втягивают язык в рот до середины неба. Упражнение укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной связки.

«Теленок улыбается»

Дети улыбаются так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживают губы в таком положении под счет от 1 до 5. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, укрепляет мышцы губ и развивает их подвижностть.

«Теленок вытягивает язычок»

Дети улыбаются, приоткрывают рот и широким языком стараются дотянуться до подбородка, затем убирают язык в рот. Упражнение повторяется 3-5 раз. Оно отрабатывает движение языка вниз, растягивает подъязычную связку, укрепляет мышцы языка.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение для укрепления мимико-артикуляторных мышц. Дети опускают вниз уголки губ, затем сморщивают все лицо, потом открывают рот и поднимают вверх брови.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение для расслабления мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Дети улыбаются, приоткрыв рот, покусывают язык, продвигая его постепенно вперед – назад.

«Иголочка»

Дети открывают рот, высовывая язык как можно дальше, напрягая его, стараясь делать узким, и у держивают в таком положении под счет от 1 до 5. Упражнение учит делать язык узким и удерживать его в таком положении.

«Катушка»

Дети улыбаются, открывают рот, кончик языка упирают в нижние зубы. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Повторять 5-8 раз в спокойном темпе. Упражнение развивает подвижность языка и укрепляет его мускулатуру.

«Хобот»

Упражнение отрабатывает движение губ вперед и развивает подвижность губ и языка. Дети открывают рот, вытягивают губы и язык вперед, загнув вверх боковые края языка.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение укрепляет жевательно-артикуляторные мышцы. Дети беззвучно произносят звук а, открывая и закрывая рот, держа кончик языка у нижних резцов.

«Любопытный язычок»

Дети слегка приоткрывают рот, кладут язык на нижнюю губу и производят им движение вперед – назад. Затем язык убирают в рот. Выполняют 5-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы языка и развивает его подвижность.

«Язык здоровается с верхней губой».

Дети, слегка улыбнувшись, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на верхнюю губу, держат его в таком положении 3-5 с и убирают в рот. Нужно обратить внимание на то, чтобы двигался только язык, а нижняя губа «не помогала» ему. Упражнение отрабатывает движение языка вверх, укрепляет его мышцы.

Источник