Арт терапия для развития речи ребенка

Юлия Пономаренко
Арт-терапия в познавательно-речевом развитии детей

Под арт-терапией следует понимать собой технологию развития и лечения с помощью художественного творчества. А так же – это отличный метод безболезненно для других выразить свои чувства и эмоции. Арт-терапия воспитанников — это эффективный и простой метод психологической поддержки, который сформирован на творчестве и игровой сфере.

Формирование способности самовыражения и самопознания через развитие личности является основной целью арт-терапии, что разрешает исцелять психику дошкольника, знакомит с окружающим миром.

Арт-терапия предлагает воспитаннику сформировать свои эмоции и чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Благодаря этому, ребенок обретает свою цельность, оригинальность и индивидуальность [3, с. 105].

Педагоги и родители дошкольного учреждения вовлечены в инновационные процессы, которые являются новым содержанием дошкольного образования, а так же формами, методами и приёмами работы с детьми. Результативностью педагогической диагностики являются общие для всей направленности недостатки развития речи. Стало известно, что нарушения речи у дошкольников, не являются исключительно логопедической проблемой, речь ограничивает возможности познания детей. Совместно с речевой сферой страдает эмоциональная, а так же сенсорно — перцептивная сфера дошкольника. Работа с такими детьми, в которой применяются обычные методы и приёмы, не всегда даёт эффективные результаты. Исходя из этого, важно использовать новые технологии, которые одновременно обеспечивают познавательное развитие дошкольников и стимулируют их речевую активность. Несущей особые развивающие и коррекционные возможности, является технология, которая называется арт-терапия [2, с. 53].

Междисциплинарный метод арт-терапии, соединяет в себе различные области — психологию, педагогику, медицину и т. д. Арт-терапия многофункциона: во-первых, арт-терапевтическая среда психологически безопасна, а так же безоценочна и свободна; во-вторых, с помощью творчества дошкольника можно проследить динамику речевого и познавательного развития; в-третьих, арт-терапия является осознанием собственной ценности. Средством невербального общения можно отнести арт-терапию, что делает ее важной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью и кому очень сложно в словах выразить свои мысли.

Задачами влияния арт-терапии на познавательно-речевое развитиевоспитанников являются:

1. Использование методов арт-терапии, познавательно-речевого развития.

2. Применение ресурсов сказкотерапии, которые положительно влияют на обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.

3. Формирование культурного наследия через музыку и живопись, а так же расширить кругозор дошкольников.

4. Развитие уверенности в себе, креативности.

5. Воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками.

6. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.

7. Обучение новым приемам рисования.

8. Снятие мышечного и эмоционального напряжения [2, с. 143] .

К видам арт-терапии, которые влияют на познавательно-речевое развитие,можно отнести:

— цветотерапия (формирование у воспитанников внимания и сосредоточения);

— песочная терапия (развитие мелкой моторики, которая закрепляет речевые навыки дошкольников);

— игротерапия (способность развития общения, создание близких отношений со сверстниками, поднимает самооценку воспитанников);

— музыкотерапия (формирование целенаправленного развития речевого напрвления);

— сказкотерапия (способность коррекции проблем и развитие личности дошкольника);

— терапия с помощью воды (дает возможность при трудностях с адаптацией, что обогащает эмоциональный опыт воспитанника).

Можно отметить, что занятия с дошкольниками с помощью арт-терапии, проходят очень интересно и насыщенно, потому что взаимоотношения с детьми строятся на игровом сюжете, где дошкольники выполняют указанные задания воспитателя. Кроме того, с помощью арт-терапии можно заинтересовать малоактивных дошкольников, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем [1, с. 88].

В работе с воспитанниками, можно использовать следующие техники арт-терапевтического характера:

— марания;

— штриховка;

— рисование с помощью пальцев;

— рисование предметами окружающего пространства;

— рисование под музыку;

— каракули;

— монотипия;

— рисование на мокрой бумаге.

Здоровьесберегающей технологией в работе с детьми легко можно отнести арт-терапию. Это отличный метод работы с воспитанниками с различными способностями, который позволяет каждому дошкольнику взаимодействовать со своей ступенью.

Арт-терапия может использоваться для навыков речи и является отличным фактором для определения самооценки и укрепления уверенности в себе. А так же оказывает влияние на становление дошкольника как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей и развивает творческое начало, а именно, затрагиваются все направления, относящихся к Основной образовательной программе детского дошкольного учреждения [3, с. 225]. В новом направлении педагогической практике является арт-терапия, которое объединяет арт-терапию и обучение. Так же имеют мощные возможности, актуализация которых имеют актуальность кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности дошкольника, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности воспитателя и воспитанника.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка плюсы

Использование методов арт-терапии имеет потенциалов неформально реализовывать процесс соединения научных и практических знаний, умений и навыков в различных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно-эстетической и т. д.) Как показывает опыт работы, использование арт-терапии с дошкольниками повышает мотивацию, которая способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Развивающий и обучающий, а так же воспитательный процесс, включают в себя арт-педагогические технологии.

Источник

Елена Антонцева
Арттерапия — способ развития речи и художественных способностей детей

Среди детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практически отсутствуют здоровые дети. Многие соматически ослаблены и имеют предрасположенность к болезням. Среди них имеется большой процент детей с нарушением психических функций.

В процессе работы в детском доме мною было подмечено, что в поведении детейдошкольного возраста отмечаются колебания: у некоторых появляется утомление, проявляющееся снижением интереса к занятиям, непоседливостью, изменением эмоционального фона настроения, снижение темпа психической активности (медленно включаются в задания, долго обдумывают заданный вопрос). У большинства малышей имеются отклонения в моторном развитии, проявляющиеся различной степенью выраженности. Выявляется несформированность навыков самообслуживания, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Тематические рисунки детей примитивны, диспропорциональны, им свойственны схематизм, бедность композиции, недостаток реализма. Внимание таких детей – дошкольников отмечается неустойчивостью, особо проявляющаяся, когда детям предлагается задание, требующее активизации мыслительной деятельности, недостаточно сформированный уровень вербально – логического мышления, слабая память.

Игровая деятельность характеризуется бедностью воображения и творчества. С трудом возникает замысел игры, сюжеты тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику.

Состояние речи характеризуется недостаточной сформированностью фонематических процессов, дефектным звукопроизношением, наличием аграмматизмов. В наибольшей степени страдает связная речь.

Недостатки эмоционально – волевой сферы проявляются наличием у детей негативных черт характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость, негативизм и т. д.). Отмечаются проблемы формирования нравственно –этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно этических нормах поведения. Для детей характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствии критики. Такие дети нуждаются в особом подходе, психологической коррекции. Несвоевременная коррекция чревата устойчивым низким уровнем обучаемости и несформированностью социальной зрелости. Группы в дошкольных учреждениях, укомплектованные детьми, имеющими различные нетяжелые нарушения развития, не могут работать по существующим программам, и требуются специальные методические разработки, определяющие организацию и содержание коррекционно – педагогического процесса.

С целью преодоления негативных последствий мною была пересмотрена система педагогического воздействия. Приоритетным направлением моей работы является развитие коммуникабельных способностей детей, т. к. развитие речи — это основа свободно и логично излагать свои мысли, знакомиться с окружающим миром, адаптироваться в обществе.

Мною разработаны интегрированные занятия, где речевые задачи решаются при помощи элементов арттерапии. Интеграция в системе специально – организованных занятий очень актуальна,так как:

— интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

— помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства

— воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка.

Воспитательное воздействие отдельно — взятого вида искусства велико (литература, рисование, музыка, театрализованная деятельность, но синтез нескольких видов искусств многократно увеличивает ее воздействие на ребенка.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Разучивая стихи, игры с движениями, обыгрывая и ритмически их оформляя, у детей развивается не только память, но и чувства ритма и темпа.

Привить любовь и интерес к литературе можно,применяя несколько несложных советов:

-ежедневно читать детям литературу, соответствующую возрасту и подготовки детей

-стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменение тембра голоса,

-рассматривать иллюстрации к произведению во время чтения

-систематически оформлять книжные уголки по тематике

-прививать привычку бережного обращения с книгой.

Применение изотерапии позволяет развить эстетический вкус и снизить переживание чувства одиночества, повышенную тревожность, страхи, искаженную самооценку, повысить уровень развития мелкой моторики руки. Каждый ребенок,испытывающий страх перед чистым листом и говоря: «я не умею», на подобных занятия имеет потрясающий успех, т. к.используются нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тампоном, печатками, оттиском, в технике «граттаж», «монотиии» и др.

Читайте также:  Онтогенез речевого развития ребенка

Театрализованная деятельность помогает через игру, фантазию и сочинительство эмоционально раскрепостить ребенка, снять зажатость, обучить чувствованию и художественному воображению. Игры- путешествия, этюды на воображение, игры- импровизации, мини – этюды, появление сказочных персонажей, участие самих детей в постановках кукольных спектаклей, играх-драматизациях — все это способствует развитию диалогической, монологической речи, звуковой культуры языка и фонематического слуха

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музицирование, словотворчество, актерской игры. При этом малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности.

На время общения с искусством ребенок уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов, и тревожности или от внутрисемейных отношений. В ходе общения с искусством ребенок становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным. Отмечаются положительные изменения в эмоциональной, познавательной сферах.

Работа с детьми строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребенка самостоятельность, инициативность, творческую активность; способствовать снижению напряженности, скованности. Поэтому считаю, работу с применением арттерапиив воспитательно — образовательном процессе наиболее целесообразной.

Источник

Анна Кузина
Использование арт-терапии в развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в разных видах детской деятельности

Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием методов арт-терапии, изотерапи и, игротерапия как методы арт-терапии.

Ключевые слова: связная речь, дети дошкольного возраста с речевыми нарушениями, изотерапия и игротерапия, как разновидность методов арт-терапии.

Дошкольный возраст важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Вместе с тем, проблема развития, обучения и воспитания дошкольников с ОНР становится особенно значимой. Наиболее раннее распознавание и методическая работа по устранению данной речевой патологии является залогом успешного обучения в школе.

Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной и интересной, т. к. развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Развитие связной речи является центральной задачей лингвистического развития детей. Под связной речью понимается развернутое и целостное изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно и образно.

В настоящее время недостаточно раскрыто влияние методов арт-терапии на развитие связной речи у детей с речевыми нарушениями. Далее раскрыты вопросы об использовании методов изотерапии и игротерапии, как методы арт-терапи, позволяющие развивать связную речь у дошкольников при систематическом и целенаправленном использовании в общеобразовательной деятельности ДОУ.

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием. Рисование стимулирует развитие мелкой моторики, мышления, воображения, речи, помогает снять напряжение. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов (А. И. Захаров и др., рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие [5].

Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

В образовательных учреждениях педагоги могут применять данный метод в развитии связной речив следующих вариантах:

— рисование на сюжет рассказа с последующим представлением своего рисунка — прием работы над связной речью детей.

— рисование на определенный сюжет способствует лучшему осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность.

— занятия с кубиком по развитию связной речи, где дети могут его раскрасить, а затем рассказать сказку или рассказ связанный с лексической темой.

используя рисования разными способами (пальчиками, ладонью, ватными палочками, печатаньем различных предметов, развивается мелкая моторика рук, необходимая для развития связной речи.

Так же эффективным будет совместное использование игровой терапии с изотропией. Например, ребенок нарисовав русскую народную сказку, он может проиграть с педагогом или с другим ребенком какой-либо сюжет из сказки, где будет присутствовать диалогическая или монологическая речь детей. Используя данную терапию систематически, целенаправленно и грамотно организовывая – это путь к развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Читайте также:  Ребенок 3 года половое развитие

Игровая терапия – особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, быть самим собой, а с другой – установить отношения с воспитателем и детьми (что невозможно в индивидуальном общении). Игровая терапия – это приём, используемый для диагностики и лечения расстройств у детей с нарушением речи. Такие специальные игры дают детям возможность выразить себя во многих отношениях с гораздо большей искренностью и непосредственностью, чем в том случае, когда им задают какие-то прямые вопросы. Все игры должны быть выстроены так, чтобы четко прослеживалась тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала [4].

Речевая патология, затрагивающая все стороны речи, как правило, наблюдается у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. В основе этих нарушений стоит церебрально-органическая недостаточность или (если использовать более употребляемый термин) минимальная мозговая дисфункция. Дети с нарушением такого генеза страдают несформированностью не только речевых, но и когнитивных функций.Поэтому игровая терапия в комплексе с другими методами позволяет составить ряд познавательных процессов: наглядно-образное и словесно-логическое мышления, памяти, внимания и прогностической деятельности. В организации и управлении игровой терапией при формировании речевой деятельностиможно выделить следующие правила:

1. Речевая игра должна приносить радость. Не следует заставлять ребёнка играть, нужно создать условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности.

2. Оживить игру по развитию речи внесением нового материала, чтением сказки, изготовлением моделей и пусть дети фантазируют, придумывают новые способы уже знакомой игры.

3. Создавать в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживать речевую активность детей.

4. Хвалить ребёнка даже за малейшие успехи, особенно если что-то получилось у него впервые.

5. Наблюдать, анализировать активность детей в овладении языком, с тем, чтобы помочь ему освоить новые языковые формы.

6. Строить свои взаимоотношения с детьми на взаимном доверии, искренне разделять их радость, успехи, показывать образцы организованной речи [1;6].

Песочня игротерапия является одной из разновидностью игротерапии с помощью которой можно не только гармонизировать психоэмоциональное состояние, но и решить непосредственно коррекционно-развивающие задачи.

Принципы по использованию песочной игротерапии в развитии связной речи:

развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями [3];

• повышается мотивация и интерес к коррекционно-развивающей деятельности (с одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет, с другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге — это придает уверенность ребенку, он ощущает себя успешным);

• стабилизируется эмоциональное состояние детей, дольше сохраняется работоспособность (песок обладает свойством поглощать негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека) [2];

• более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика; совершенствуются коммуникативные навыки ребенка.

• расширяется словарный запас слов, вырабатывается навык связного высказывания, развиваются фонематический слух и восприятие, осваиваются навыки звуко-слогового анализа и синтеза; закрепляется навык правильного звукопроизношения (когда ребенок играет с песком, он говорит о своих ощущениях, он проговаривают то, что у него получилось, подражает героям, вступают в диалог).

Таким образом, наполняя разные виды детской деятельности, методами арт-терапии, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.

Список литературы

1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М.Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под. ред. Г. А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 66 с.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: «Златоуст», 1999. — 80 с.

4. Каттанарх Э. Игровая терапия. Там, где небо встречается с бездной / Пер. с англ. Е. Багдаевой // Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. — М., 1995.

5. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2006.

6. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре, под ред. Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 1982.

Источник