Аппликации ребенку 4 года формы

Аппликации ребенку 4 года формы thumbnail

Как известно, в настоящее время творческие люди более успешны и достигают высот в своей профессиональной сфере. Аппликации с детьми являются одним из способов для творческого развития.

Занимаясь такими видами деятельности, как рисование, лепка, поделки и аппликации (то есть делать то, что можно подарить или потрогать), малыш чувствует свою значимость (я смог это сделать). Это очень важно для маленьких создателей, это побуждает ребёнка делать что-то новое. Таким образом развивается фантазия, воображение, творческое мышление. Начинать делать аппликации с детьми можно и нужно с раннего возраста, ещё до того, как малыш пошёл в детский сад.

В интернете можно найти множество различной информации о том, как развивать творческие способности ребенка с раннего возраста. Книга «Первые поделки малыша» Светланы Ивановой поможет молодым родителям разобраться в данном вопросе более подробно. Она рассчитана на детей 1.5-5 лет и является руководством к действию и позволит каждое занятие проводить интересно и весело. Все занятия представлены в игровой форме, и каждый родитель сможет организовать их с лёгкостью и удовольствием, как для себя, так и для ребёнка. Книга состоит из 24 тематических занятий и творческой поделки к каждому из них.

В данной статье мы подробно поговорим об аппликации с детьми 2, 3, 4 лет, о различных техниках, расскажем, какие есть нетрадиционные техники аппликаций. И, конечно же, вы найдёте различные идеи простых аппликаций с детьми.

аппликации из бумаги для детей

Польза аппликаций для детей

Как и любой другой вид творческой деятельности, аппликации с детьми очень полезны:

  • Способствует развитию мелкой моторики малыша, что отлично сказывается на работе головного мозга
  • у ребёнка расширяется кругозор, знакомится с окружающим миром
  • Аппликации с детьми положительно сказываются на развитии речи
  • Формируются такие качества, как терпение, упорство. Приучайте малыша убирать своё рабочее место, тем самым воспитывая трудолюбие
  • В процессе занятий карапуз получает новые сенсорные впечатления

Как раз на этих особенностях молодым родителям следует акцентировать своё внимание на этапе раннего развития малыша.

Материалы для аппликации

В настоящее время разнообразие материалов для аппликаций с детьми огромно. Это не только цветная бумага. Аппликации можно делать из ватных дисков и палочек, различных круп, песка, ткани, природных материалов (например, осенние листья), салфетки, стикеры, вата, фольга и так далее. Главное, проявить фантазию и показать малышу этот многообразный и многоликий мир искусства.

Но, все же главными атрибутами аппликаций остаются картон (основа), клей, бумага и ножницы.

Картон, или другая плотная бумага чаще всего используется для основы аппликаций. Он может быть однотонный, цветной, различной фактуры. Размер основы зависит от самой аппликации. Но для малышей лучше всего брать основу не меньше формата А-4.

Клей. Без этого инструмента практически не обойтись. С его помощью склеиваются детали. Для маленьких детей клей можно заменить собственно приготовленным клейстером и смазывать детали пальчиком. Затем научить ребёнка пользоваться клей-карандашом, а после уже и работать клеем ПВА с помощью кисточки.

Бумага является основным материалом для аппликаций с детьми. Такой материал уже давно знаком малышу. Сначала дети держат бумагу, мнут, рвут ее на кусочки руками, затем учатся перелистывать странички в книге. Для аппликаций лучше всего покупать плотную бумагу, она не будет рваться или сворачиваться при склеивании. Тонкую бумагу лучше использовать, когда аппликация предполагает технику «мятая бумага».

Ножницы. Детские ножницы имеют безопасные концы, но такой предмет не следует давать ребёнку раньше трёх лет. Родителям нужно очень ответственно подойти к обучению малыша пользоваться ножницами. Необходимо показать, как их правильно держать, как передавать, обучить технике безопасности. Сначала ребёнок учиться просто резать бумагу так, как вздумается. После этого научите малыша нарезать полоски, квадраты, а затем уже более сложные фигуры.

Делаем аппликации с детьми

Занимаясь с ребёнком аппликациями, помните, что малышу следует давать такие задания, которые будут ему под силу и соответствует его возрасту. Не нужно требовать от своего крохи выполнения сложной поделки. У него не будет получатся, а основную работу будет выполнять мама, и это может навсегда отбить интерес к творческой деятельности.

Творческие занятия в раннем возрасте не должны превышать 10-15 минут. Не заставляйте малыша заниматься, если он капризничает или не в настроении.

Первые аппликации

Перед тем, как начать делать аппликации с ребёнком, покажите, как нужно намазывать клей на деталь, приклеивать ее к основе и разглаживать ладошкой, чтобы лучше держалась. Здесь важно, чтобы ребёнок понял саму суть такой работы.

Научите малыша правильной технике. Если пользуетесь клей-карандашом, следите, чтобы во время нанесения ребенок держал его перпендикулярно бумаге. Саму же деталь во время нанесения клея необходимо придерживать пальчиками одной руки. Пока у малыша не получается, помогайте ему, но не делайте все за него. Со временем он всему научится.

аппликации из геометрических фигурЗанимаясь первыми аппликациями из бумаги с детьми, можно изучать геометрические фигуры, цвета. Нарежьте из цветной бумаги различные фигуры, озвучивая названия, научите малыша приклеивать их на основу. Сначала ребёнку совсем не важно, какой получится результат, ему интересен сам процесс. Наверняка, карапузу придёт по душе такое занятие.

После того, как ребёнок научился уверенно приклеивать детали на основу, можно приступить к аппликациям посложней, с сюжетом. Например, вырезать из бумаги зеленого цвета елку, приклеить на основу. Затем вырезать небольшие разноцветные круглые шары, звездочки и предложить малышу украсить елочку. Только не поправляйте ребёнка, вы же не на выставку собираетесь с полученными работами. Помните, что в раннем возрасте для детей важен процесс занятия, а не то, насколько красивым получится результат.

В интернете можно найти очень много разнообразных шаблонов для первых аппликаций с детьми 2-3 лет. Смысл их в том, что на бумаге нарисован самый простой рисунок, например, кот. Ваша задача — вырезать тонкие полоски из цветной бумаги и дать малышу приклеить коту усы. Или это может быть дерево. Нарисуйте на цветной бумаге листья, вырежьте их и также предложите малышу “одеть” дерево.

Проявив фантазию, вы можете самостоятельно на альбомном листе нарисовать крупные рисунки, персонажей из сказок или рассказов, стихотворений, животных, предметы и приклеивать с малышом различные детали, завершая образ изображения.

Интересные аппликации для детей получаются из обыкновенных стикеров. Возьмите альбомный лист, нарисуйте машинку (размером не больше стикера). Приклейте два стикера так, чтобы машинка оказалась под ними. Получается “окошко” (или “дверцы”), открывая которое малыш видит машинку. Играйте с малышом: “Где спряталась машинка? Давай мы ее сейчас найдем ”.

Внесите разнообразие с помощью других материалов. Используйте вату, в качестве снега, или бороды деда мороза, или сделайте лед на зимнем озере из фольги.

Читайте также:  Электрофорез ребенку 4 года

аппликация домикаппликация домик

Техники аппликаций

Многие мамы и папы считают, что занятия аппликациями -это не для малышей, т.к. они требуют различных сложных действий: вырезание ножницами, приклеивание деталей в нужное место. Также для выполнения поделки необходимо достаточное количество времени, а маленьких детей, как правило, сложно заинтересовать чем-то более 10 минут.

На самом деле, существует много различных техник аппликаций с детьми раннего возраста-без использования ножниц, «рваная бумага», «мятая бумага» и т.д. Ниже мы рассмотрим более подробно основные техники аппликаций с детьми раннего возраста. Занятия нужно проводить в игровой форме, использовать различные материалы. А красивые поделки получаются за несколько минут. Задача родителей-заинтересовать своего кроху.

Техника «мятая бумага»

Такой метод подойдёт для малышей до трёх лет. Ребёнку предлагается лист цветной бумаги, его необходимо разорвать на кусочки, затем каждый смять. Благодаря такой техники аппликаций красивые картины получаются всего за несколько минут. Приклеивать готовые детали можно по одной, окунув в клей, или намазать саму основу клеем и уже к ней приклеивать детали. Для таких аппликаций подойдёт тонкая цветная бумага. Занимайтесь с малышом, разыгрывая интересный короткий сюжет.

Корм для птичек. Дайте карапузу лист жёлтой бумаги, предложите порвать его на кусочки (или заранее приготовьте кусочки сами). Покажите ребёнку, как нужно смять каждый кусочек, чтобы получились небольшие мятые комочки. Предложите малышу покормить птичек, рассказывая, что наступила зима, птичкам тяжело достать еду, может быть, поможем птичкам, давай их накормим?

Звёздное небо. Возьмите темную основу. Для звёзд подойдёт жёлтый лист бумаги. Также предлагайте малышу порвать на кусочки и смять, затем приклеить на основу (наступила ночь, город в темноте, только месяц светится. А где же звездочки? Давай сделаем звёздное небо)

как сделать аппликацию из бумаги

Техника «рваная бумага»

Такой вид аппликации подразумевает разрывание листа бумаги на мелкие кусочки. Особенность и простота в том, что не нужно смазывать клеем каждую деталь. Достаточно только намазать полностью основу или часть её, и уже к ней приклеивать бумажки (или просто рассыпать по поверхности), необязательно разглаживать каждую деталь, кончики могут быть приподнятыми, тем самым создавая некую «пушистость».

Можно придумать небольшой сюжет, заранее нарисовав изображение (например, в тарелку насыпать кукурузные хлопья, украсить кулич, сделать на дереве ягоды для снегирей), или нарисовать домик и «разукрасить» его маленькими порванными кусочками.

аппликации для детей 2 3 лет

простые аппликации

делаем аппликации

Использование наклеек

Сегодня в книжных магазинах достаточно широкий выбор разнообразных книг с наклейками на всевозможные тематики. Приобретите такие книги, вашему малышу обязательно понравятся наклейки. Их необходимо приклеивать на изображение, делая их завершёнными. Книжки бывают разной степени сложности. Также можно купить и отдельные листы с наклейками.

Придумывайте различные игры с малышом. Например, купите наклейки с изображениями собак. Поиграйте с малышом в «домик для собачек». Для этого возьмите лист бумаги, нарисуйте большой дом с множеством окошек, предложите малышу приклеить наклейки в каждое окошко.

Также во время занятий аппликациями хорошо использовать наклейки в виде ярких простых фигур и форм (звездочки, сердечки, кружочки, квадратики, цветочки и тому подобное). Можно придумать много различных игр с использованием таких наклеек. Например, дайте малышу лист зеленого картона и предложите ему сделать цветочную полянку. Нарисуйте девочку в платье, попросите ребёнка украсить одежду.

Приклеивание готовых изображений

Здесь вам в помощь придут любые газеты, журналы с яркими изображениями. Просто вырезайте картинку и предлагайте малышу приклеить к основе. Также можно вырезать из цветной бумаги конфетку, грушу или любой другой предмет. Когда малыш приклеит несколько изображений на основу, можно дорисовать остальные детали, таким образом получится законченная картина. Как всегда, используйте простой игровой сюжет. Например, вырежьте несколько рыбок и попросите малыша наполнить аквариум рыбками.

бумажные аппликации

Знакомство с ножницами

Знакомить ребёнка с ножницами рекомендуется к трём годам, не раньше. Приобретите специальные детские ножницы. Объясните ребёнку, как правильно пользоваться ножницами, что нельзя ими размахивать, в чем может быть опасность при использовании данного инструмента, чтобы карапуз случайно не поранил пальцы. Научите малыша правильно передавать их-ручками вперёд.

Сначала детей учат резать лист бумаги на полоски. Затем используется метод неточного вырезания, т.е. на листе рисуется фигура, а малышу необходимо примерно по линии вырезать деталь. Если у вашего крохи не получается, возьмите его руку в свою и показывайте, как нужно вырезать. Обычно, процесс обучения по вырезанию ножницами длится достаточно долго. Со временем детали будут получаться все более аккуратными и точными.

На начальном этапе вырезайте с малышом билетики, салфетки для кукол или игрушек, разноцветные полоски , приклеивайте их на основу, тем самым получая полосатый коврик для щенка. Затем усложняйте задачу. Нарисуйте треугольник и попросите малыша вырезать крышу для домика. Сделайте аппликацию гусеницы из кружочков.

Нетрадиционные техники аппликаций с детьми

Для того, чтобы поддерживать интерес малыш к занятиям аппликациями и создавать что-то новое и интересное, предлагайте ему и другие нестандартные материалы: вату, ватные диски и палочки, ткань, фольгу, пуговицы, листья, ветки, пластилин.

Детям по-старше предлагайте делать различные поделки из круп, песка, макарон и семян. Предварительно крупу можно покрасить, и поделки получатся цветными, яркими и красивыми. Манку можно покрасить гуашью, только без воды.

аппликация из крупы

Для таких аппликаций с детьми отлично подойдут детские раскраски. Распечатайте листы с рисунком, предложите малышу намазать раскраску клеем и далее «раскрашивать» её крупой.

аппликация ежик

Вата отлично подойдёт для аппликаций животных, которые имеют белую и пушистую «шубку», снега, облаков. Для основы можно также использовать раскраски, или нарисовать вместе с малышом, а ватой дополнить рисунок. Например, нарисуйте зеленую полянку с цветочками, голубое небо, а облака сделайте из ваты.

нетрадиционные техники аппликаций

Аппликации ладошками. С помощью такой техники можно получить интересную поделку. Предложите ребенку сделать контур своей ладошки на листе цветной бумаги, затем вырезать. Из таких ладошек можно сделать практически все, что угодно: солнышко, рыбку, животных, бабочку.

аппликация ладошки

Вариантов аппликаций можно придумывать бесконечно. Проявите фантазию, спросите у своего малыша, чтобы он хотел изобразить. Творите и создавайте вместе.

Идеи аппликаций

разные аппликацииАппликация ежик
аппликация машинкаАппликация машинка
аппликация из круговАппликация из кругов
аппликация грибАппликация гриб
аппликация из ватных дисковаппликация из ватных дисков
обучение детей аппликацииАппликация из ватных дисков
аппликации в дошкольном возрастеАппликация домик из ватных палочек и ваты
легкие аппликацииАппликация цветок объемная
аппликация цветыОбъемная аппликация цветы
аппликация рыбкаОбъемная аппликация рыбка
аппликация из ладошекАппликация из ладошек

Читайте также:  Жировик на носу у ребенка 4 года

Источник

Маргарита Платцева
Методика проведения аппликации в разных возрастных группах

Методика проведения аппликации в разных возрастных группах

     Одним из видов изобразительной деятельности в дошкольном учреждении является аппликация.

     Своеобразие аппликации заключается как в характере ее изображения, так и в технике ее исполнения.

     Изображение в аппликации обладает большей условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения – рисунком, живописью.   Для аппликации характерна обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используется локальный цвет без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается.

     Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезание отдельных форм и прикрепление их к фону.

     Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации – вырезанием (отдельных предметов, сюжетное вырезание, декоративное) и наклеиванием форм (декоративное – из геометрических и растительных форм и предметное – из отдельных частей или силуэтов). Подготовительными  упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при  помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора.

     Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу разных сортов. Для фона берут более плотную бумагу – белую из альбомов для рисования, цветную, тонкий картон. Наклеиваемые формы вырезают из тонкой бумаги разной фактуры. Если нужных оттенков бумаги нет, ее можно окрасить.

      Процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов (клей, кисточки и подставки для них, клеенка, ветошь, ножницы).

     Ножницы должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами. Для работы используют как клейстер (сваренный из крахмала или муки, так и клей ПВА (для  аппликации из природного материала, ткани, семян растений). Канцелярский клей в дошкольном учреждении не используется.

1 младшая группа

Программные задачи:

Формировать у воспитанников представления о (об):

— изобразительном характере аппликации;

— свойствах материалов и элементарных приёмах их использования.

Формировать умения:

аппликационной деятельности (без наклеивания; с наклеиванием; с использованием дополнительного материала);

— составлять образ из отдельных частей;

— создавать цветовое и композиционное решение предметной аппликации в сотворчестве со взрослым.

Методика работы:

     Основной методический прием — показ способа действия на фоне игры.

Используется фланелеграф и готовые формы или фигурки. По образцу воспитателя малыши выкладывают подготовленные формы на поверхности фланелеграфа. Показ сопровождается рассказом. В работе с детьми 2-3 летнего возраста педагог подводит их к пониманию того, что вещи, существующие в окружающем мире, можно не только узнать в вырезанных из бумаги или картона силуэтах, но с ними (силуэтами) можно интересно играть, передвигая по поверхности фланелеграфа; можно создавать сюжетные картинки, а декоративными элементами украшать другие предметы (платочек, салфетку, сапожки и т. д.).

     Прикрепляя силуэт женской фигуры к фланелеграфу,воспитатель говорит: «Это я. Я иду в детский сад. А вот выбежал котенок, а за ним собачка. Нужно помочь котенку. Я возьму его на руки. Спрячу под зонтик. Собачка бегает. Ищет котенка (фигурка перемещается по фланелеграфу). Не нашла, побежала дальше».

     Можно предложить детям сходить друг к другу в гости; навестить бабушку; поиграть с шариками и т. д. (всё при помощи отдельных форм на фланелеграфе).

2 младшая группа

Программные задачи (аппликация):

Формировать у воспитанников представления о (об):

аппликационной деятельности (предметная, сюжетная, декоративная);

— цветовых сочетаниях элементов и фона;

— материалах аппликации.

Формировать умения:

— наклеивать простые формы, использовать способ обрывания;

— составлять узоры на различных геометрических формах, используемых в качестве фона, создавать из готовых форм простые предметы и элементарные сюжеты, украшать изделие (машина, солнышко, я еду на поезде, плывут кораблики, жар-птица, шапочка для куклы);

— создавать аппликации из разных материалов (бумаги, ткани);

— видеть и использовать в аппликации сочетание цвета деталей фона.

     Помимо этих задач,решаются задачи познавательного развития: ориентация дошкольников в пространстве (правая-левая сторона, определение объектов на листе бумаги – в середине листа, сверху, снизу); закрепление геометрических форм (круг, квадрат, треугольник); цвета, величины предметов.

Методика работы:

     Развитие двигательных функций руки у детей четвертого года жизни еще не совершенно, поэтому они не могут пользоваться ножницами. Навык работы с ножницами формируется в семье и индивидуальной работе с ребенком.

      Овладение навыками   выполнения аппликации начинается с наклеивания нескольких готовых форм в один ряд на полоске бумаги. Это несложное задание вызывает у ребенка затруднение. Поэтому для наклеивания вначале предлагается несколько одинаковых по размеру и цвету кругов.

    На первых занятиях ребенка обучают технике наклеивания: правильно держать кисточку, набирать немного клея, аккуратно намазывать форму с обратной стороны, пользуясь при этом клеенкой, раскладывать формы на нужное место намазанной стороной, прижимать их ветошью, не сдвигать, класть кисточку только на подставку.

     Дальнейшее усложнение происходит за счет введения кругов другого цвета и расположения их по чередованию цветов.

     Затем вводится новая форма – квадрат. Постепенно усложняется композиция аппликаций – расположение форм по углам квадрата и по краю круга.

     Наклеивают дети сначала изображение, состоящее из одной части, затем из двух-трех (например, гриб, флажок, снеговик, домик и др.).

     Для детей данного возраста важно, чтобы каждое задание по аппликации было связано тс конкретным образом.

     Задача воспитателя –ко всем декоративным заданиям по наклеиванию геометрических форм подобрать соответствующие предметные названия: «Украсим платочек» (квадрат, «Распишем тарелку» (круг) и др.

     Для воспитанников второй младшей группы большое значение имеет материал для работы. Каждому ребенку дают готовые формы яркого цвета. После объяснения задания и раздачи форм дети сначала раскладывают их на листе, и только после проверки воспитателем правильности выполнения задания на столы ставят клей. В дальнейшем все оборудование и инструменты, кроме цветных форм,  можно подготовить заранее.

Средняя группа

Программные задачи:

Формировать у воспитанников представления о (об):

— различных приёмах и формах вырезания;

— материалах для аппликационной деятельности.

Формировать умения:

— создавать предметную, сюжетную, декоративную аппликациюиз различных материалов: бумаги, ткани, природного материала (предметная: самолет, автобус, одуванчик, букет цветов, натюрморт (овощи, фрукты);сюжетная: полёт ракеты, весёлый хоровод, листопад, заюшкин огород;декоративная: платочек, варежки, флажки);

Читайте также:  Ребенку 4 года пукает

— подбирать узоры из различных форм, цветовую гамму, создавать коллажи;

— вырезать формы, наклеивать, использовать способ обрывания, элементы флористики;

— создавать работы с использованием техники прямолинейного и криволинейного вырезания.

     (из раздела «Детский дизайн»: экспериментировать с различными художественными материалами и техниками, использовать доступные виды изобразительной деятельности – аппликация).

Методика работы:

     В средней группе педагоги должны развивать у воспитанников умение составлять предмет из нескольких частей, распознавать в узоре несколько форм, развивать чувство цвета, учить различать цвета по контрасту. В процессе аппликации у дошкольников формируется умение видеть формы по величине, ребята знакомятся с формой овала, треугольника, трапеции. Педагоги продолжают формировать у воспитанников представления о пространственных ориентирах на листе бумаги (середина — центр листа, вверху посередине, внизу посередине, слева, справа, между, в уголках вверху, в уголках внизу).

     Основное усложнение заданий заключается в развитии композиционных умений (наклеивание формы в различных сочетаниях) и освоение навыка пользования ножницами.

     Расположение элементов зависит от содержания задания.     Так, бусы или флажки изображаются на изогнутой нити, а части Снеговика (пирамидки) постепенно уменьшаются в размерах.

    Композиция узора остается элементарной: заполнение углов, краев. Появляется и новая, более сложная задача — украшение центра формы.

     Усложняются композиционные задачи и в наклеивании предметов, состоящих из отдельных частей. В изображение вводится больше деталей, так как дети этого возраста способны выделять из общей формы основные части, например, окна, дверь.

     Освоение навыка вырезания ножницами — новая задача. Дети учатся разрезать бумагу по прямой полосе шириной 3-4 см (чтобы результат достигался после 1-2 движений лезвий ножниц). Нарезанные кусочки бумаги дети используют сначала в играх, затем при наклеивании.

     После овладения резания по прямой линии дети учатся вырезать округлые формы.

     Обучение способам вырезания, где основным методическим приемом является показ,  проводится в два этапа: 1 – показ со словесным сопровождением, 2 – только визуальный.

Воспитатель берет в руки бумажный квадрат,ножницы и говорит: «Сейчас я вам покажу, как из этого квадрата вырезать круг. Начинаю резать с середины квадрата. Ножницы «бегут» навстречу уголку. Видите – уголок упал, а  ножницы оказались на середине другой стороны квадрата. Таким же образом я срежу второй уголок, третий, четвертый. А теперь снова  все глазки смотрят только на мои руки. Показываю еще раз». Повторный показ проходит молча и быстро.

     Проблемные задачи по аппликации могут быть направлены на овладение процессом построения композиций с подготовленных форм, способами вырезания, обрывания и др.Примерные задания: «У каждого из вас есть цветной лист бумаги. Представим, что это частичка земли, а над ней светит солнышко. Что солнышко видит с высоты? Из вещей, лежащих на подносе (на подносе – силуэты различных вещей, нужно выбрать те, которые может увидеть солнышко, и украсить ими «землю». Подумайте, как лучше разместить вещи, солнышко же смотрит сверху».Или: «Ночью была метель. Всё замело снегом. Нам нужно подготовить «снег» и показать, как он укутал землю, деревья, крыши домов. Каким способом лучше сделать «снег» — вырезать ножницами либо оборвать пальцами и почему?»

     В средней группе в конце занятия воспитатель вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация (похода она на предмет или нет, аккуратно ли наклеены формы (остался ли чистым фон, не видно и следов клея).

Старшая группа (5-6 лет)

Программные задачи:

Формировать у воспитанников представления об изобразительных возможностях аппликационной деятельности, свойствах материалов.

Формировать умения:

— создавать предметную (веселые портреты, цветные зонтики, машины, листочки, весенний букет, сюжетную (наш город (коллективная, стайка дельфинов, аквариум, цветущий луг, декоративную (альбом, галстук для папы, узор для рушника, поздравительная открытка) аппликации из разных материалов: бумаги, ткани, природного материала;

— использовать техники изображения (приемы: прямолинейное и криволинейное вырезание;способы: симметричное, парносимметричное, силуэтное; способ обрывания; полуобъемная аппликация, элементы флористики).

(из раздела «Детский дизайн»: свободно экспериментировать с различными художественными материалами и техниками).

     У воспитанников старшей группы формируются дальнейшие представления о геометрических фигурах и формах, а также умения их видоизменять.

Методика работы:

     В старшей группе педагоги формируют у детей умение вырезать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в  разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое и в несколько раз. Вначале вырезание прямоугольных  и округлых форм продолжается в тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой). Затем водятся предметы с более мелкими частями. Использование приёма вырезания предметов из бумаги, сложенной вдвое (а в конце учебного года — в  несколько раз, позволяет создать интересные и выразительные композиции, облегчает получение симметричной формы и экономии время.   Освоение данного приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности умения расчленять предмет на половины. Поэтому рекомендуется при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге.

     В старшей группе у детей развивается умение компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических форм. В декоративные композиции также включаются разнообразные растительные формы — листья, цветы.

     На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные сочетания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения. В композициях используются новые цвета (оранжевый, фиолетовый, дети учатся различать светлые и темные оттенки, развивается умение красиво сочетать эти оттенки в узоре.

     Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку, воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая их соотношения друг с другом.

     Образец используют в тех случаях, когда дети впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в выборе цвета, размеров, расположения форм на листе и др.

     У воспитанников  старшей группы формируется умение выполнять аппликацию из различных материалов (бумага, ткань, природный материал). Некоторые аппликационные работы выполняются детьми коллективно. Распределение обязанностей  между детьми воспитатель проводит в соответствии с их желаниями.

Старшая группа (6-7 лет)

Программные задачи:

Формировать у воспитанников представления о (об) использовании средств  выразительности аппликации (предметной, сюжетной, декоративной).

Формировать умения:

— в технике вырезания: владение приемами (прямолинейное и криволинейное) и способами (симметричное и парносимметричное) вырезывания, обрывания;<