Аппетит у ребенка в год и 4 месяца

Аппетит у ребенка в год и 4 месяца thumbnail

Советы доктора Комаровского о том, что делать, если у ребенка плохой аппетит

Хороший аппетит у ребенка — источник нескончаемой радости у родителей. Нет ничего приятнее, чем видеть, как чадо с удовольствием уплетает приготовленный обед, ужин или завтрак. Но чаще бывает наоборот. Мама с бабушкой старались готовили, и не просто так, а именно то, что любит карапуз. А малыш настырно отказывается от еды и капризничает.

В некоторых семьях каждый прием пищи превращается в настоящее сражение между «нехочухой» и его настойчивыми родителями. Ребенка уговаривают, пытаются обмануть разными маневрами и хитростями, настаивают и угрожают, что он не получит конфетку, если не не съест суп. Нужно ли так стараться и что делать, если у ребенка плохой аппетит, рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Аппетит бывает разный

Без еды жизнь невозможна, но не всегда аппетит приходит во время еды. Естественный аппетит возникает тогда, когда пища требуется организму для пополнения энергетических запасов, чтобы выжить. А избирательный сопровождает современного человека значительно чаще. Ребенок хочет печенье, потому что оно ему нравится, и не хочет кашу, потому что печенье лучше.

Избирательный аппетит отражает реальную картину потребностей только у грудного ребенка, он в 8-9 месяцев интуитивно чувствует, что ему требуется кальций, и отказывается есть суп. Не потому, что суп невкусный, а потому, что молоко полезнее. В возрасте 1 года, 2 лет дети по этой же причине отдают предпочтение молочным продуктам.

Если годовалый ребенок принципиально не ест мясо, это еще не значит, что в 3-4 года он не начнет кушать его с удовольствием. Просто для 12-месячного крохи важнее овощи и фрукты, творог и молоко. И он это понимает на интуитивном уровне.

Ближе к 3 годам проблема избирательного аппетита, по словам Комаровского, является надуманной — если ребенок не ест овощное пюре и требует только шоколад и колбасу, это обычная педагогическая ошибка мамы с папой, и никаких медицинских причин такого поведения искать не стоит.

Почему ребенок не ест?

Если карапуз отказывается от еды, у него на то, по словам Комаровского, может быть две причины: он не может или не хочет есть.

Не может — это значит, что аппетит присутствует, но физически покушать затруднительно. Например, у мамы молоко невкусное ( женщина что-то не то съела), дырочка в соске слишком маленькая, и кашка не сосется и т. д. У грудных деток довольно часто во время сосания начинает активно работать кишечник, не ко времени активизируется его перистальтика. Животик крутит, крохе больно, он перстает кушать и плачет.

Довольно часто у ребенка корень проблемы с аппетитом кроется во рту. Стоматит, воспаленные десны при прорезывании зубов, микротравмы десен (царапинки от игрушек, которые побывали во рту, или ногтей) — все это делает процесс поглощения пищи довольно неприятным.

Иногда аппетит отсутствует во время простудных заболеваний или ОРВИ. Если нос не дышит, то во время сосания перекрываться доступ к кислороду, что некомфортно, и ребенок прекращает есть. Если болит горло и глотать неприятно, почти всегда последует отказ от еды.

Порой ребенку не нравится сама предложенная еда — она горячая или слишком холодная, соленая или несоленая, крупная или протертая.

Тут все зависит от личных пристрастий каждого конкретного ребенка. Если мамам и папам удалось понять, что ребенок кушать хочет, но не может, то лучше всего обратиться к врачу, чтобы найти и устранить препятствие, которое мешает крохе нормально питаться.

Если ребенок плохо ест или не ест совсем не потому, что прием пищи доставляет ему неприятные ощущения, то он просто не хочет есть. Однако не стоит сразу обвинять его в хулиганстве и настаивать на том, чтобы каша была съедена. Нежелание кушать тоже имеет свои причины:

  • Болезнь. Даже если родители еще не заметили, что малыш заболевает, сам он, как правило, заранее начинает чувствовать негативные изменения в своем организме. В этом случае ребенок, который ничего не ест, просто «включает» защитный механизм — натощак иммунитету легче бороться с возбудителем болезни. Не стоит кормить малыша насильно, он все делает правильно, как подсказывают ему природные инстинкты. Но это справедливо только для острых инфекций. Если у ребенка длительное хроническое заболевание, отсутствие аппетита — это плохой симптом, но такое случае редко.

    Детский организме легко привыкает к новым для себя условиям, а потому малыш при затяжной болезни начинает есть, как обычно, а при некоторых недугах, к примеру, при сахарном диабете, наблюдается даже повышенный аппетит. Комаровский дает определенные рекомендации, как кормить больного ребенка: никак, пока сам не попросит. И маме нисколько не должно быть стыдно, что она не кормит заболевшее чадо. Это — лучшее, что она сейчас может сделать для его скорейшего выздоровления.

Аппетит у ребенка в год и 4 месяца

Аппетит у ребенка в год и 4 месяца

  • Отказ от еды «по убеждениям». Такое бывает с детьми-подростками, особенно с девочками. Если она вдруг решит, что она стала «толстая», и надо «срочно что-то с этим делать», предложите ребенку более легкие и полезные продукты (салаты, отварное мясо, фрукты, молоко). Если девочка и это отказывается кушать, то голодание становится патологическим и вполне сравнимо с симптомом психической болезни, которая приводит к анорексии и медленной смерти или инвалидности девушки. В этой ситуации накормить силой — тоже не выход, говорит Комаровский, поскольку нужно устранять истинную причину голодовки. В этом помогут врач-психиатр и подростковый психолог или психотерапевт.
Читайте также:  Занятие с ребенком онр 4 года

Аппетит у ребенка в год и 4 месяца

  • Отказ от еды без причин. Есть и такие дети, которые безо всяких болезней едят мало или практически не хотят есть. У них, по словам Комаровского, все-таки есть свои причины не хотеть кушать, такие как, индивидуальные особенности обмена веществ. Ведь у одного ребенка переваривание происходит быстрее, питательные вещества всасываются и усваиваются быстрее, а у других процесс идет более медленно. Поэтому такой «медленный» ребенок отказывается от приготовленного обеда, ведь у него еще завтрак в процессе переработки.

Аппетит у ребенка в год и 4 месяца

Аппетит у ребенка в год и 4 месяца

Аппетит зависит от уровня гормонов.

Если ребенок растет быстрее (у него мама и папа высокие), то есть он будет больше и чаще, чем его ровесник, которому высокий рост генетически «не светит».

На присутствие аппетита влияет и уровень энергозатрат. Если чадо бегает и прыгает на свежем воздухе, то проголодается оно быстрее, чем если оно будет сидеть перед телевизором и смотреть мультфильмы.

Чтобы вернуть ребенку аппетит бывает достаточно просто скорректировать энергозатраты — больше гулять, записать чадо в спортивную секцию. В конце концов, всей семьей отправляться на вечерние прогулки перед ужином — это обязательно даст положительный результат.

Родительские ошибки

Очень часто родители пытаются лечить несуществующую болезнь. Если никаких серьезных острых патологий и инфекций у ребенка не обнаружено, родителям бывает сложно признать, что чадо не ест потому, что его не так воспитывают. И начинается сдача анализов, и обязательно находятся диагнозы, которых «как бы нет» и лечение их — пустая трата времени и денег.

Комаровский советует перестать таскать чадо по поликлиникам и лабораториям, оставить его в покое и просто изменить режим дня и образ жизни — ввести более длительные прогулки, прохладные ванны, заняться спортом.

Аппетит у ребенка в год и 4 месяца

Многие родители заставлять свое чадо есть силой.

К этим действия Евгений Комаровский относит и любимые хитрые приемы: «Смотри, ложка полетела-полетела», «Ешь, а то в парк не пойдем!», «Вот я все папе расскажу!». Загнанный в угол малыш под давлением будет кушать, но без аппетита. А это значит, что желудочного сока будет выделено меньше, печень справится со своей частью работы медленнее, переваривание затруднится. Пользы от кормления силой меньше, чем вреда.

Аппетит у ребенка в год и 4 месяца

Неправильно также давать еду не по возрасту. Если ребенок в год не ест кусочками, требуя протертой пищи, это может быть вполне оправданно. Если у него во рту всего 2 зуба, то жевать кусочки попросту нечем. Однако мамы, начитавшиеся, что кусочки обязательно будут стимулировать остальные зубки скорее расти, сразу бьют тревогу: мол, пропал аппетит. Комаровский призывает реально оценивать возможности своего ребенка. Никто не просит протирать ему пищу до 5-7 лет, но сделать ее удобоваримой, хотя бы пока не вылезут 6-8 зубов, вполне по силам любым родителям.

Советы Комаровского

Если ребенок отказался от супа на обед, не стоит бросаться ему готовить что-то другое. Ругать тоже не стоит. Пусть «нагуливает» аппетит. Единственное, что способно победить избирательный аппетит — это чувство голода. Когда оно станет настоящим, сильным, то налитый суп вызовет массу восторгов и будет быстро съеден безо всяких уговоров. Главное — в следующий прием пищи предложить чаду все тот же суп, а не другое блюдо.

Аппетит у ребенка в год и 4 месяца

Аппетит у ребенка в год и 4 месяца

У ребенка, который страдает отсутствием аппетита, не должно быть никаких перекусов между основными приемами пищи: ни яблок, ни апельсинов, ни конфет.

Такой «легкой добычи» не должно быть в поле его досягаемости. Это правило должны соблюдать все члены семьи, особенно тяжело при этом придется бабушкам и дедушкам, но надо держаться.

Не стоит навязывать малышу свой распорядок еды — завтрак, обед и ужин у вас могут не совпадать с его режимом. Попробуйте вообще не предлагать ему пищу хотя бы день. При этом гуляйте, играйте на воздухе, но ни слова не говорите о еде. Ребенок сам попросит кушать, и съест все, что вы ему предложите, с отменным аппетитом.

Подробнее о том, что делать, если ребенок не хочет кушать, вы узнаете из следующего видео.

Источник

фото 1В 1 год и 4 месяца ребёнок начинает активно проявлять себя как личность и осознавать собственные желания.

Молодые мамочки между собой называют этот возраст пиком капризов.

Настроение крохи становится волнообразным – минуту назад он смеялся, а теперь плачет.

Появляется переборчивость в еде и развлечениях. Как совладать с этим маленьким сорванцом и что нужно знать о его развитии?

Давайте разбираться!

Физические параметры в год и четыре

Пол ребенкаРостОкружность головыВесЗубыОкружность грудной клеткиЗрение
Мальчик78 см49 см11,5 кгПрорезаются верхние клыки и первые коренные зубы47,3 смВсё ещё присутствует физически обусловленная дальнозоркость, которая полностью исчезнет к 3-5 годам.
Девочка83 см45,5 см10,6 кг53,1 см

Что умеет делать малыш?

К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:

Крупная моторика

  • Самостоятельно ходит – малыш уже умеет передвигаться без посторонней помощи. Ноги и руки при этом широко расставлены для удержания равновесия.
  • Поднимается из положения лёжа и сидя – без посторонней помощи и опоры.
  • Садится из положения стоя – пока это выглядит несколько неуклюже. Ребенок просто резко падает на попу.
  • Ползает по лестнице вверх и вниз – при этом вниз спускается на четвереньках.
  • Носит с собой в руках большую игрушку или несколько маленьких.
  • Катает за собой машинку на верёвочке или толкает перед собой игрушку с длинной ручкой.
Читайте также:  Санаторий для ребенка 4 года в беларуси

Мелкая моторика

  • Строит башенку из кубиков или колечек.
  • Открывает крышку у коробки, переворачивает её, чтобы вытряхнуть содержимое.
  • Забрасывает игрушки в коробку.

Зрение

Неотрывно наблюдает за происходящим, указывает пальцем на заинтересовавшие его объекты.

Употребление пищи

  • Пьёт из кружки непроливайки без посторонней помощи.
  • Пробует есть ложкой самостоятельно.
  • Разжёвывает еду, разрезанную на кусочки.
  • Ест мягкие продукты самостоятельно – фрукты, детское печенье и т. п.

Гигиена

  • Любит купаться, пробует намыливать ручки и ножки при помощи кусочка мыла или мочалки.
  • Пробует вытираться полотенцем.

Одевание

  • Самостоятельно снимает носочки, расстёгнутые ботинки и тапочки.
  • Снимает головной убор, если тот не на завязках.
  • Помогает взрослому себя одевать.

Способность сосредотачивать внимание

  • Ждёт пока собеседник договорит, а затем отвечает ему с использованием жестов, коротких слов и мимики.
  • Прослеживает взглядом, куда собеседник указывает пальцем и находит указываемый объект.
  • Подражает действиям окружающих, стараясь воспроизвести их в своих играх.
  • Обращает внимание на иллюстрации в книге – пытается назвать то, что на них изображено.
  • Двигается в такт музыке, пытается танцевать.

Восприятие речи и жестов

  • Указывает пальчиком на домочадцев и объекты — может показать где мама, папа, кошечка, плюшевый мишка и т. д.
  • Называет объекты из книжек по просьбе взрослого или самостоятельно.
  • Выражение симпатии и привязанности
  • Расстроившись, приходит обниматься ко взрослому для получения эмоциональной поддержки.
  • Выделяет среди прочих любимую игрушку и всюду берёт её с собой.
  • Не любит находиться среди незнакомцев, старается как можно скорее найти глазами знакомого человека и подойти к нему.
  • Любит по несколько раз слушать одну и ту же сказку, смотреть мультик и т. д.

Игровая деятельность

  • Понимает назначение бытовых предметов и демонстрирует это знание в играх. Например, кормит мишку с тарелки, возит куклу на машинке и т. д. В играх начинают прослеживаться причинно-следственные связи.
  • Притворяется и подражает – притворяется будто спит, или собирается выйти на улицу. Подражает действиям и жестам взрослых.
  • Любит играть в игры, подразумевающие очерёдность – по очереди забрасывать мячик, рисовать и т. д.
  • Начинает рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами. Двигает карандашом размашисто и экспрессивно.
  • Имитирует звуки, чтобы обозначить какой-либо предмет или животное. Машина –«би-би», кошка –«мяу», собака – «ав-ав» и т. д.

Особенности психоэмоциональной сферы

фото 2В этот период у ребёнка развивается способность сопереживать – эмпатия.

Он начинает чувствовать настроение взрослых и ластится, когда видит, что кому-то грустно или показательно «грустить» за компанию.

Девочки при этом более отзывчивые на эмоциональный контакт – любят обниматься, получать ласку, сидеть на руках.

Мальчикам же больше по душе контактные развлечения со щекоткой, прятками и всем тем что вызывает веселье. Они умеют удивляться неожиданным вещам и смеются над абсурдными ситуациями – когда кто-то неуклюже падает, или нарочито надевает ботинок на голову и т. д.

Справка! В возрасте 16 месяцев дети часто плачут «коллективно», то есть если один ребёнок их компании упал и заплакал, другие тоже начнут капризничать.

фото 6Шестнадцатимесячные малыши чётко выделяют своих фаворитов, как среди родственников (больше любит быть с мамой или папой, сестрой и т. д.), так и среди игрушек.

Появляется любимая игрушка, которую малыш всюду носит с собой и укладывает спать к себе в кроватку, любимая книжка, которая пролистывается раз за разом, любимый мультик, игра.

Из-за своего желания постоянно находиться рядом с объектом привязанности, ребёнок может настоятельно проситься в родительскую постель или прибегать к ним под одеяло среди ночи.

Важно как можно скорее отучить малыша от этой привычки и привить ему любовь ко сну в своей кроватке.

Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей. Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта.

Малыши посмелее постепенно переключаются с одиночных игр на совместные, инициируя общение с другими крохами на детской площадке. Тут на поверхность выходит ещё одна новообретённая черта характера – чувство собственности. Ребёнок в этом возрасте впервые сталкивается с тем, что с его любимой игрушкой хотят поиграть другие дети и зачастую не знает, как на это реагировать, из-за чего возникают приступы плача и агрессии.

Речь

фото 12Шестнадцатимесячный карапуз уже знает от 10 до 50 слов и активно их использует для познания мира.

К примеру, завидев собаку, он указывает на нее пальцем и произносит «ав-ав», ожидая подтверждения от взрослых.

Может просить о содействии, указывая на желанный предмет и повторяя «дай», «пить», «ням» и т. д.

Любит обучающие занятия, в которых нужно повторять и договаривать за взрослым простые лепетные звуки.

Во время самостоятельной игры он также симулирует звуки и слова, сопровождая происходящее, например: играя с машинкой, малыш будет озвучивать её движение протяжным «вжжж».

Речь становится более эмоционально окрашенной – ребёнок задействует мимику, жестикуляцию и начинает интонацией голоса выражать своё настроение. Он явно расстраивается, когда не получает желаемое, и выражает восторг во время весёлых игр.

Читайте также:  Куда отдать ребенка в 4 года ростов

Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?

В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.

Примерное меню

ТрапезаПеречень блюд
ЗавтракКаша на молоке, печенье, молоко.
ОбедСуп, гречневая каша и овощной салат, морс.
ПолдникТворожок, кусочек банана, детское печенье, чай.
УжинОвощное пюре или каша, чай с молоком.

Рецепты блюд

Нежное пюре из говяжьего языка

Вам понадобится:

  • отварной язык – 200 грамм;
  • мясной бульон – 1 чашка.

Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.

Кабачковый суп пюре

Вам понадобится:

  • кабачок – половина от овоща среднего размера;
  • картофель – 4 шт.;
  • куриный окорок – 1 шт.;
  • вода;
  • соль.

Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.

Особенности ухода

Гигиенические процедуры — это весомый элемент ежедневного распорядка дня. Утреннее умывание помогает проснуться, а вечерняя ванночка – уснуть.

Очень важно приучить малыша мыть руки по возвращении с прогулки и перед едой, так как на этом этапе жизни его любопытство не знает предела и в маленьких ладошках может оказаться всё что угодно.

Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов. Его рассмотрим подробнее.

Чистка зубов

фото 19Приучать малыша к чистке зубов при помощи щётки нужно сразу, как только у него появляться первые зубки.

Некоторые карапузы воспринимают этот процесс с энтузиазмом и сами просят щётку, другие же – наоборот, противиться и всячески стараются увильнуть от неприятной процедуры.

Решить эту проблему можно при помощи ароматизированной детской зубной пасты в ярком флаконе и щётки. Постарайтесь закрепить в подсознании ребёнка, что чистка зубов – это весёло и интересно.

Если малыш сам тянется за зубной щёткой – не запрещайте ему, пусть он попробует почистить зубки , но следите за тем, чтобы он случайно не задел щёткой нёбный язычок и его не стошнило.

Важно! Детская зубная щетка в два раза меньше и мягче классической. Площадь щетинок должна быть равна площади двух маленьких детских зубов (1-1,5 см).

Режим дня и сна

Режим — всё такая же важная составляющая жизни шестнадцатимесячного ребёнка. Он помогает ему сохранять энергию в течение дня и учит понимать причинно-следственные связи.

Примерный распорядок дня для малыша этого возраста следующий:

Время сутокЗанятие
7:00 – 8:00пробуждение
8:30 – 9:00завтрак
9:30 – 11:30утренняя прогулка
12:00 – 13:00обед
13:00 – 16:00послеобеденный сон
16:00 -17:00развивающие игры
17:00 – 17:30полдник
17:30 – 18:30вечерняя прогулка
19:00 – 19:30ужин
20:00-20:30купание перед сном
21:00 – 7:00сон

Занятия с малышом

Игры – это один из приоритетных способов обучения шестнадцатимесячного ребёнка. Они увлекают малыша, и тот быстро запоминает новые слова и осваивает новые умения.

Игры

  • Развитие мелкой моторики – перебирание в руках тканей с разной фактурой и плотностью, лепка из пластилина и песка, рисование пальчиковыми красками.
  • Развитие речи – совместное чтение иллюстрированных книжек, карточки с рисунками, угадывание цвета, указание на предмет (покажи где папа, мама, котик и т. д.).
  • Игры на координацию движений и логику – для этого подойдут большие и маленькие коробки, в которые можно складывать предметы, пирамидки из бубликов и кубиков, стаканчики вставляющиеся друг в друга, нанизывание бусинок на ниточку.
  • Игры с тактильным контактом – щекотка, игры в прятки.

Игрушки

  • Для ролевых и сюжетных игр – машинки, куклы, зверята, посудка, бытовые предметы (утюжок, швабра).
  • Для развития моторики – пирамидки, кубики, формочки для песочницы, кинетический песок, фактурные игрушки, мозаики и конструкторы с крупными деталями.
  • Для развития речи – «говорящие» игрушки, иллюстрированные книжки со сказками, карточки с картинками.

При выборе игрушек учитывайте предпочтения ребенка. К примеру, девочки зачастую любят играть с игрушками в сюжетные игры, мальчики же, наоборот, не любят концентрироваться на чем-то надолго, но с удовольствием проводят время за активной игрой в мяч или машинки.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Полезное видео

Рекомендуем вам также посмотреть видео по теме:

Советы родителям

Малыш в 1 год и 4 месяца активно познает мир и каждый день делает маленькие открытия. Рассказывайте ему обо всём, что происходит вокруг: о погодных явлениях, о том, какие звуки издаёт котик или собачка, о том, почему так важно складывать игрушки назад в коробку. Малыш всё впитывает как губка и каждый новый урок служит «кирпичиком» его личности.

Источник