Антропометрия ребенка 1 года жизни

Антропометрия ребенка 1 года жизни thumbnail

I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

наблюдение за динамикой физического развития.

II. ПОКАЗАНИЯ:

оценка физического развития.

III. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: нет.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: не оставляйте ребенка без присмотра.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство ребенка.

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

  1. Электронные весы.
  2. Горизонтальный ростомер
  3. Сантиметровая лента
  4. Пеленки
  5. Дез. раствор, чистая ветошь, емкость для использованной ветоши, 95% (70%) спирт.

V Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Подготовка к процедуре:

  1. Объясните маме смысл манипуляции, получите информированное согласие.
  2. Вымойте руки гигиеническим способом, осушите.

Взвешивание:

  1. Уравновесить весы.
  2. Протереть весы дез. раствором.
  3. Включите электронную систему весов (до цифры 90 кг).

Выполнение процедуры:Измерение роста новорожденного, Измерение окружности грудной клетки новорожденного ребенка, Измерение окружности головы детей.

  1. Положить на весы, сложенную в несколько раз чистую пеленку; взвесить ее (заметить вес на табло).
  2. Нажать на кнопки «0», затем «Т», чтобы вес пелёнки на табло был со знаком (-).
  3. Уложить ребенка на пелёнке.
  4. Заметить вес ребёнка на табло.
  5. Снять ребенка, положить его в кроватку или отдать матери.

Окончание процедуры:

  1. Записать результат (не забыть вычесть вес пеленки) в медицинскую документацию.
  2. Убрать пеленку со столика, обработать пеленальный столик дез. раствором.

Измерение роста новорожденного:

Подготовка к процедуре:

  1. Объяснить маме смысл манипуляции и получить информированное согласие.
  2. Вымыть руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Протереть ростомер дез. раствором, постелить пеленку.

Выполнение процедуры:

  1. Ребенка, одетого в распашонку, уложите на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась к неподвижной планке ростомера, ноги ребенка выпрямить в коленных суставах, к подошвам приложить поперечную планку ростомера
  2. По боковой планке со шкалой определить длину тела ребенка.

Окончание процедуры:

  1. Записать результат в медицинскую документацию.
  2. Убрать пеленку, обработать ростомер дез. раствором.

Измерение окружности головы новорожденного:

Подготовка к процедуре:

  1. Объяснить маме смысл манипуляции и получить информированное согласие.
  2. Вымыть руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Проверить целостность сантиметровой ленты, четкость обозначений
  4. Ленту протереть дез. раствором или 95% (70%) спиртом.

Выполнение процедуры:

  1. Ленту наложить на затылочный бугор сзади, спереди — на уровне надбровных дуг.

Окончание процедуры:

  1. Записать результат в медицинскую документацию.

Измерение окружности грудной клетки новорожденного ребенка:

Подготовка к процедуре:

  1. Объяснить маме смысл манипуляции и получить информированное согласие.
  2. Вымыть руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Раздеть ребенка.

Выполнение процедуры:

4. Наложить ленту сзади под нижними углами лопаток, спереди — на уровне сосков.

Окончание процедуры:

  1. Записать результат в медицинскую документацию.
  2. Ленту протереть дез. раствором или 95% (70%) спиртом.

ПРИМЕЧАНИЕ: оценить физическое развитие по центильным таблицам.

Робот блога считает, что это может быть вам интересно

  1. Сбор мочи у детей раннего возраста. Сестринский процесс.
  2. Список препаратов для оказания неотложной помощ
  3. Местные ванны для маленьких детей: ручная, ножная ванна.
  4. Помощь ребенку ДО ГОДА с высокой температурой. Сестринский процесс.
  5. Алгоритм, правила, техника разведение антибиотиков для маленьких детей
  6. Техника взятия мазка из носоглотки на менингококк у ребенка
  7. Техника взятия мазков ИЗ ЗEBА И НОСА НА ДИФТЕРИЮ
  8. Инструкция Как пользоваться газоотводной трубкой для новорожденных.
  9. Применение пузыря со льдом. Сестринский уход.
  10. Взятие соскоба на энтеробиоз. Сестринское дело.
  11. Патронаж новорожденного ребенка образец. Бланк врачебного патронажа.
  12. Измерение артериального давления у новорожденного ребенка
  13. Определение числа дыхательных движений у новорожденного ребенка.
  14. Отсасывание слизи из зева и носа новорожденного ребенка
  15. Подача кислорода. Оксигенотерапия. Сестринский уход.
  16. Контрольное кормление, взвешивание. Сестринское дело, уход.
  17. Пеленание новорожденного ребенка(детей). Сестринское дело.
  18. Подмывание новорожденного ребенка. Сестринское дело.
  19. Патронаж к новорожденному и ребенку первого года жизни
  20. Первый туалет новорожденного ребенка(детей). Сестринское дело.

Источник

Цель:оценка физического развития ребенка.

Оснащение: медицинские горизонтальные весы, горизонтальный ростомер, сантиметровая лента, пеленки, емкость с 0,5% раствором хлорамина, ветошь.

Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра. Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения. Взвешивание.

1. Протереть весы раствором хлорамина и уравновесить весы.

2. Положить на весы сложенную вчетверо чистую пеленку и взвесить ее.

3. Закрыть затвор весов.

4. Ребенка уложить на весы так, чтобы голова находилась на широкой части чаши весов.

5. Передвинуть килограммовую гирю вправо на цифру равную примерному весу ребенка, открыть затвор. Маленькой гирей (граммовой) уравновесить весы.

6. Закрыть затвор весов, снять ребенка с весов и отдать матери или положить в кроватку.

7. Записать результат.

Измерение роста.

1. Протереть ростомер раствором хлорамина, постелить пеленку.

2. ребенка одетого в распашонку, уложить на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась к неподвижной планке ростомера, а козелок уха и наружный угол глаза были на одной вертикальной линии. Ноги ребенка выпрямить в коленных суставах легким нажатием руки, к подошвам приложить поперечную подвижную планку ростомера.

3. По боковой планке со школой определить длину тела ребенка.

4. Ребенка отдать матери, результат измерения записать.

Измерение окружности головы.

1. Проверить целостность сантиметровой ленты, четкость обозначений.

2. Ленту протереть раствором хлорамина.

3. Ленту наложить на затылочный бугор головы, а спереди соединить на уровне надбровных дуг ребенка.

Измерение окружности груди.

1. Поднять распашонку, наложить сантиметровую ленту на нижние углы лопаток, а спереди — на уровне сосковой линии.

Читайте также:  Меню для ребенка 1 год при анемии

2. Запомнив результат, ребенка отдать матери, результаты измерения записать в историю развития ребенка.

Антропометрия детей старшего возраста.

Цель:определение физического развития ребенка.

Оснащение:весы напольные, ростомер вертикальный, сантиметровая лента, емкость с 0,5% раствором хлорамина, ветошь.

Техника выполнения манипуляции. Взвешивание.

1. Открыть затвор, уравновесить весы, закрыть затвор.

2. Поставить ребенка на весы. Передвинуть большую (килограммовую гирю) влево на цифру равную примерному весу ребенка. Открыть затвор. Затем маленькой (граммовой) гирей уравновесить весы.

3. Закрыть затвор и снять с весов ребенка (или попросить сойти).

4. Записать результат взвешивания и обработать весы раствором хлорамина.

Измерение роста ребенка.

1. Ребенка просят разуться и вплотную встать к вертикальной шкале ростомера так, чтобы ноги были сомкнутыми, а пятки прижаты к шкале. При этом козелок уха и наружний угол глаза должны находиться на одной горизонтальной линии.

2. Осторожно опускают планку до уровня головы и запоминают результат измерения.

3. Просят ребенка сойти с ростомера, результат измерения записывают.

Измерение окружности головы.

1. Проводят наложением сантиметровой ленты на затылочный бугор, а спереди смыкают на надбровных дугах.

2. Результат записывают. Измерение грудной клетки.

1. Наложить сантиметровую ленту сзади на нижние углы лопаток, спереди -по нижнему краю околососковых кружков.

2. Определить величину окружности и записать результат.

Особенности измерения окружности грудной клетки у девочек пубертатного возраста.

1. У девочек с развитыми молочными железами ленту проводят спереди на уровне верхнего края 4 ребра над молочными железами. Руки должны быть свободно опущены вдоль тела. Снять результат.

2. Необходимо контролировать, чтобы девочка не поднимала плечи, не отводила руки вперед или в сторону

Определение числа дыхательных движений.

Показания:оценка дыхательной системы ребенка.

Оснащение:секундомер или часы с секундной стрелкой, фонендоскоп.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Подготовка больного.

1. Успокоить ребенка.

2. Детям раннего возраста подсчет дыхания лучше проводить во сне.

3. Ребенка старшего возраста удобно посадить или уложить в постели, для отвлечения его внимания взять за руку, как для подсчета пульса.

Техника выполнения манипуляции. Детям старшего возраста.

1. Согреть руки.

2. Положить руку на живот или грудную клетку.

3. Определить количество дыхательных движений за 1 минуту.

4. Записать полученные данные в лист наблюдения.

Детям раннего возраста.

1. Осторожно расстегнуть одежду.

2. Использовать лучше не контактный, а визуальный способ: подсчитать ЧДЦ по экскурсии грудной клетки или движению живота.

3. Использовать фонендоскоп, приблизив его к носу ребенка или.установив его на грудную клетку.

4. Определить количество дыхательных движений за 1 минуту.

5. Записать полученные данные в лист наблюдения.

Примечания.

Медсестра должна оценить:

■ характер дыхания (поверхностный или глубокий), » ритм дыхания

■ тип дыхания

■ у детей до 1 года дыхание брюшное или диафращальное,

■ на 2 — м году дыхание смешанное,

■ в 3 — 4 года преобладает грудное дыхание,

■ после 7 лет у мальчиков — брюшное, у девочек — грудное дыхание.

■ частое дыхание — тахшшоэ, редкое дыхание — брадипноэ, отсутствие дыхания — апноэ.

Возраст ЧДД в иин.
Новорожденные 40-60
1-6 месяцев 40-35
7-12 месяцев 35-30
1 — 6 лет 30-25
7-11 лет 23-20
12-16 лет 20-18
Взрослые 18-16

Источник

ЦЕЛЬ:диагностическая

Показания: все дети

Противопоказания: нет

Подготовка инструментов:

1. Весы чашечные

2. ростомер горизонтальный.

3. 1% раствор хлорамина

4. лента измерительная

5. пеленка

Подготовка больного: распеленать или раздеть ребенка

Техника выполнения: взвешивание детей первых двух лет жизни осуществляется на чашечных весах.

весы обработать хлорамином и положить пеленку, индивидуальную для каждого ребенка

открыть затвор

уравновесить весы

закрыть затвор

положить или усадить ребенка на чашечные весы

открыть затвор, взвесить ребенка

закрыть затвор и снять ребенка с весов

обработать весы 1 % раствором хлорамина. Если весы уравновешены без пеленки, то из общего веса вычитают массу пеленки.

Взвешивание детей старше двух лет осуществляется на напольных весах также, как у взрослых.

Определение роста осуществляется на горизонтальном ростомере:

Детей первого года жизни:

укладывают на горизонтальный ростомер таким образом, чтобы голова прилегала к неподвижной стенке.

Нажимая на колени, добиваемся распрямления ног

Подвижную планку подвигаем к стопам ребенка. По ней судим о росте ребенка.

Ростомер обрабатываем хлорамином после завершения манипуляции.

Рост детей старше одного года измеряется на вертикальном ростомере также как у взрослых.

Измерение окружности головы:

Оснащение:

1.сантиметровая лента

2.70% этиловый спирт

3.марлевая салфетка

4.ручка и бумага

Подготовка к процедуре:

Объяснить маме цель и ход исследования, получить согласие мамы.

Подготовить необходимое оснащение.

Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки.

Уложить или усадить ребенка.

Выполнение процедуры:

Наложить ленту на голову ребенка по ориентирам:

Сзади – затылочные бугры.

Спереди — надбровные дуги.

Примечание: следить, чтобы палец исследователя находился между лентой и кожей головы ребенка.

Читайте также:  Ребенок 1 год 3 месяца не стоит самостоятельно

Записать результаты измерения. Сообщить результаты маме.

Измерение окружности груди:

Оснащение:

1. Сантиметровая лента.

2. 70% этиловый спирт.

3. Марлевая салфетка.

4. ручка, бумага.

Подготовка к процедуре:

Объяснить маме цель и ход исследования, получить согласие мамы.

Подготовить необходимое оснащение.

Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки.

Уложить или усадить ребенка.

Выполнение процедуры:

Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам:

Сзади – нижние углы лопаток, спереди – нижний край околососковых кружков (у девочек пубертатного возраста – верхний край 4 ребра над молочными железами).

Определить показатели окружности груди.

Записать результаты.

Сообщить результаты маме.

Осложнения: нет

Профилактика: нет

Последующий уход: результаты измерения записываются.

ПОДСЧЕТ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ.

Цель:диагностическая

Показания:Заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы у детей

Противопоказания:нет

Подготовка инструментов: 1.фонендоскоп

2. секундомер

Подготовка больного:успокоить ребенка. Подсчет дыхательных движений у детей раннего возраста лучше проводить во сне, в постели, на пеленальном столе, на руках у матери.

Техника выполнения:

у новорожденного ребенка лучше использовать фонендоскоп для точного подсчета дыхательных движений, приблизив его к носу

ребенка или установив на грудную клетку.

2. определить количество дыхательных движений за 1 минуту

3. полученные данные сравнить с возрастной нормой

4. у детей более старшего возраста, предварительно согрев руки, положить руку на живот или грудную клетку ( в зависимости от типа дыхания), не фиксируя внимания ребенка на производимом подсчете, определить количество дыхательных движений за 1 минуту и сравнить показатели с возрастной нормой.

Средние показатели частоты дыхательных движений

В минуту у здоровых детей в зависимости от возраста.

Новорожденные — 40-60 2 — 6 лет — 25-30

Месяцев — 35-40 7 — 11 лет 18-23

Месяцев — 30-35 старше 12 лет 16-20

Осложнения и профилактика:нет

Последующий уход: не требуется

ИССЛЕДОВАНИЕ ПУЛЬСА У ДЕТЕЙ

Цель: диагностическая

Показания: обследование сердечно-сосудистой системы здоровых детей, заболевания

сердечно-сосудистой системы, органов дыхания.

Противопоказания: нет

Подготовка инструментов: нет

Подготовка больного: успокоить ребенка, удобно уложить или усадить его.

Техника выполнения:

1. У детей раннего возраста пульс можно исследовать по пульсации большого родничка, сонной артерии, височной артерии, а также с помощью фонендоскопа, путем определения частоты сердечных сокращений. Исследование лучше проводить во сне, но частота пульса во сне меньше на 20 ударов в минуту.

Соотношение между частотой дыхания и пульса

У новорожденных и грудных детей — 1 : 2,5

У детей дошкольного возраста — 1: 3,5

У детей школьного возраста 1 : 4,5

При пневмониях и других бронхолегочных заболеваниях это соотношение может резко нарушиться, в основном за счет учащения дыхания.

Средние показатели частоты пульса у детей в минуту в зависимости от возраста

Новорожденные — 140 – 160

До года — 130 — 135

2 года – 115 — 110

3 года – 110 – 105

3 – 7 лет – 105 – 90

8 – 12 лет – 80 – 75

старше 12 лет – 75 – 70

2. Медицинский работник занимает удобное положение сидя на стуле.

3. У детей старшего возраста пульс обычно исследуют на лучевой артерии, как у взрослых.

Медицинский работник должен оценить:

— ритм пульса – определяется по интервалу между пульсовыми волнами

— частоту пульса – определяют путем обхватывания кисти ребенка в области лучезапястного сустава пальцами правой руки – I палец располагается на тыльной стороне предплечья, а 2 – 4 на лучевой артерии. Частоту пульса необходимо определить за 1 минуту и полученные данные сравнить с возрастной нормой.

— напряжение – определяют по силе, с которой нужно нажать лучевую артерию, чтобы полностью прекратилось ее пульсовые колебания

— наполнение – характеризуется степенью наполнению артерии кровью (от степени напряжения и наполнения зависит величина пульса)

Осложнения и профилактика: нет

Последующий уход: не требуется

ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ

Цель: диагностическая

Показания:1. Сердечно — сосудистая патология

2. почечная патология

3. обследование больного

Противопоказания:нет

Подготовка инструментов: 1.фонендоскоп

2. тонометр со специальными манжетами для детей.

Размеры их должны быть до 1 года — 3,5 х 7 см.,

до 2 лет — 4,5

х 9 см., до 4 лет — 5,5 х 11 см., до 7 лет — 6,5 х 13 см.,

до 10 лет

— 8,5 х 15 см., после 10 лет стандартные размеры.

Подготовка больного:определение А/Д должно производиться в спокойном положении ребенка, который или сидит или лежит на кровати, руку необходимо освободить от одежды.

Техника выполнения:манжетку накладывают так, чтобы локтевой сгиб оставался свободным. Резиновым баллончиком накачивают воздух до исчезновения пульса на артерии. Затем, постепенно выпуская воздух из манжеты, замечают уровень на шкале в момент появления пульса, а затем его исчезновение. Эти два показателя соответствуют максимальному и минимальному А/Д. Максимальное давление называется — систолическим, минимальное — диастолическим.

Осложнения:нет

Читайте также:  Вязать спицами штаны на ребенка 1 год

Последующий уход: не требуется

ПОДГОТОВКА МАТЕРИ К КОРМЛЕНИЮ

Цель:профилактическая

Показания:грудное вскармливание

Техника выполнения:

1. мать надевает косынку, маску, моет руки с мылом

2. обрабатывает сосок и околососковый кружок раствором фурациллина 1 : 5000

3. мать сцеживает несколько капель молока в пеленку

4. первые четыре дня мать кормит ребенка лежа, затем может кормить сидя

5. во время кормления ребенок должен захватить сосок и околососковый кружок

6. ребенка держат у груди не более 15 — 20 минут.

Последующий уход:

1. после кормления ребенка несколько минут подержать вертикально

2. после кормления мать должна сцедить оставшееся молоко и вымыть грудь

кипяченой водой.

ПОДМЫВАНИЕ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ

Цель: профилактическая

Показания: загрязнение кожи после акта дефекации, после ночного сна.

Противопоказания: нет

Подготовка инструментов: 1. Кувшин с водой (температура 37 град.С)

2. водный термометр

3. тазик

4. мыло

5. пеленка

6. детский крем

Подготовка ребенка: взять ребенка из кроватки, распеленать или раздеть.

Техника выполнения:

1. вымойте руки с мылом

2. ребенка уложите на предплечье лицом кверху, удерживая за бедро

3. девочку подмывайте спереди назад, не применяя резких движений,

мальчика — в любом направлении

4. мокрые места осушите промокательными движениями и складки кожи смажьте

детским кремом.

Осложнения:

1. занесение инфекции с частицами испражнений в половые органы девочки и

развитие заболеваний мочевыводящих путей

2. ожоги кожи.

Профилактика: соблюдение правил подмывания, не применять для подмывания

температуру воды выше 38 град.С, не подмывать детей в непроточной воде (тазике).

Последующий уход: одеть ребенка и уложить его в кроватку.

ОБРАБОТКА ПУПОЧНОЙ РАНКИ

Цель:профилактическая

Показания:новорожденный ребенок

Противопоказания:нет

Подготовка инструментов: 1. 96% этиловый спирт

2. 5% раствор калия перманганата

3. марлевые тампоны

4. 3% раствор перекиси водорода

5. индивидуальные палочки с ватой

Подготовка больного:ребенка распеленать

Техника выполнения:

1. вымыть руки с мылом и обрабатывают их 96% этиловым спиртом,

2. расширяют ранку и закапывают перекись водорода 3%,

3. деревянной палочкой с ватным тампоном очищают ранку от центра к периферии,

4. деревянной палочкой с ватным тампоном, смоченным 96% спиртом тушируют ранку,

5. деревянной палочкой с ватным тампоном, смоченным в 5% растворе перманганата калия обрабатывают пупочную ранку, не касаясь кожи вокруг

пупка.

Осложнения:ожоги кожи вокруг пупочной ранки

Профилактика:соблюдение техники выполнения манипуляции

Последующий уход:не требуется

ТЕХНИКА ПЕЛЕНАНИЯ

Цель:лечебная

Показания:новорожденные дети

Подготовка инструментов:1. Байковое одеяло

2. 1 — фланелевую и 4 — ситцевые пеленки

3. подгузник

4. теплую и холодную распашонки

Техника выполнения:

1. положить одеяло и на него холодную пеленку

2. положить в 8 раз сложенную пеленку (вместо клеенки)

3. положить фланелевую пеленку на 1-2 см ниже одеяла

4. положить ситцевую пеленку на 1-2 см ниже теплой пеленки

5. положите половинчатую пеленку, а на нее подгузник (сложенный в виде треугольника).

6. на ребенка оденьте тонкую распашонку — распашным назад, края подогните на уровне пупочка

7. на ребенка оденьте теплую распашонку — распашным наперед и тоже подогните

8. два нижних угла подгузника проведите между ногами, а два других сверху, навстречу друг другу

9. оберните ножки пеленкой

10. запеленайте малыша в тонкую пеленку и закрепите ее

11. запеленайте малыша в теплую пеленку и тоже закрепите ее

12. запеленайте малыша в одеяло и закрепите его.

Осложнения:нет

Последующий уход:не требуется

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ВАННА

Цель:профилактическая

Обязательные условия:

1. не купать сразу после кормления

2. при купании обеспечить температуру воздуха в комнате 24-25 градусов

3. определять температуру воды только с помощью водного термометра

Приготовить: 1. Ванну

2. щетку

3. воду холодную и горячую кипяченую

4. водный термометр

5. кувшин

6. детское мыло

7. мягкую губку

8. пеленку или подставку для купания

9. простынку

10. чистое белье

11. перманганат калия

12. вазелиновое масло

Техника выполнения:

1. промойте ванну специальной щеткой с мылом, обдайте кипятком

2. поставьте в ванну подставку для купания, налейте воды 1/3 ванны и добавьте перманганата калия до розового цвета

3. измерьте температуру воды водным термометром (37 — 38 град.С)

4. ребенка первых месяцев жизни погрузите в воду, в пеленке погрузите осторожно, одной рукой придерживают головку ребенка

5. свободной рукой намывайте волосистую часть головы, шею, туловище, руки, ноги

6. по окончании купания ребенка облейте чистой водой из кувшина, (вода в кувшине на 1-2 град.С ниже чем в ванне)

7. заверните ребенка в чистую простынку и высушите промокательными движениями

8. кожные складки обработайте растительным маслом или детским кремом.

Купают:

До 6 месяцев — ежедневно

С 6 месяцев до 1 года — через день

С 1 года до 3 лет — 2 — 3 раза в неделю

С 3 лет — 1 раз в неделю

Осложнения:нет

Последующий уход:не требуется



Источник