Антропологическое сопровождение раннего развития ребенка в семье
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .
Антропологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста учебно-методическое пособие
Доступна только бумажная версия документа
147 с.
Количество страниц
О произведении
Ответственность
Кобзарева Инна Ивановна
ББК
Ю983.401.1я73-14, Ч411,6(2)331я73-14, Ю984.92я7, Ю949.246я7, Ч491.31-11я7, Ч491.95я7
Общее примечание
На обл.: Краевая науч.-исслед. лаб. Антропология детства, 2003 — 2016
Еще
Библиотека
Российская национальная библиотека (РНБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Пожалуйста, авторизуйтесь
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале.
Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом.
Заполните форму.
Источник
Детские годы играют важнейшую роль в
интеллектуальном и личностном развитии и
составляют критический период, от которого
зависит все будущее человека. Именно в первые три
года жизни ребенок учиться тому, что будет
использовать в течение всей своей дальнейшей
жизни.
Роль родителей в психическом развитии ребенка
первых трех лет жизни уникальна. Ребенок не может
хорошо развиваться сам по себе, без активного и
грамотного вмешательства взрослого. Даже
относительно здоровый ребенок будет со временем
или отставать в развитии, или оно будет
негармоничным, если уход и общение с ним будет
неправильным. Кроме того, результатом искреннего
и доброжелательного позитивного общения
взрослого и ребенка окажутся сформированные у
малыша чувство доверия к миру, привязанность к
родителям и другим близким людям.
Поэтому необходимо уделять особое внимание
повышению уровня
информационно-профилактической работы с
родителями, формированию у родителей навыков
позитивного общения с ребенком раннего возраста.
С этой целью была создана и адаптирована к
условиям нашего реабилитационного центра
программа психологического сопровождения семьи
ребенка раннего возраста.
Под психологическим сопровождением семьи в
данной программе подразумевается комплекс
взаимосвязанных и взаимообусловленных мер,
представленных разными психологическими
методами и приемами, которые осуществляются в
целях создания оптимальных
социально-психологических условий для
сохранения психологического здоровья семьи и
полноценного развития личности ребенка раннего
возраста в семье.
Цель данной программы – создание условий для
целостного психического развития ребенка
раннего возраста, на решение конкретных проблем,
возникающих в семье в процессе его развития
через оказание психологической помощи и
поддержки семье.
Задачи программы:
- повышение родительской компетентности в
вопросах воспитания и развития ребенка раннего
возраста (от рождения до трех лет); - обучение родителей методикам раннего развития
ребенка; - обучение родителей созданию наиболее
благоприятных условий для развития ребенка,
навыкам и приемам правильного позитивного
взаимодействия с малышом.
Формы и методы оказания
психологической помощи и поддержке семье
1. Психологическое консультирование
(психологическая помощь родителям в понимании
особенностей поведения ребенка (непослушание,
капризы, агрессивность, сложности в контакте с
детьми или взрослыми, страхи, нарушение сна и
аппетита и т.д.; обучение родителей созданию
наиболее благоприятных условий для развития
ребенка, навыкам и приемам правильного
позитивного взаимодействия с малышом).
2. Активное социальное обучение: тренинг,
психологические игры, анализ ситуаций и т.д.
(формирование знаний, социальных установок,
умений и навыков самопознания и саморегуляции,
общения и межличностного взаимодействия).
3. Обучающие занятия (обучение родителей
приемам организации игровой и учебной
деятельности детей, способствующей психическому
развитию, ознакомление их с развивающими,
дидактическими играми).
Модели работы психолога с семьей
В зависимости от характера причин, вызывающих
проблему и этапа сопровождения семьи
используются различные модели помощи семье:
1. Педагогическая модель. Данная модель
базируется на гипотезе недостатка
педагогической компетентности родителей,
дефиците у родителей знаний и умений по
воспитанию детей. Она направлена на повышение
психолого-педагогической культуры родителей,
расширение и восстановление воспитательного
потенциала семьи, активное включение родителей в
процесс социального воспитания детей. Психолог
вместе с родителями анализирует ситуацию,
намечает программу мер.
2. Психотерапевтическая модель. Используется
тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в
области общения, личностных особенностей членов
семьи. Она предполагает анализ семейной
ситуации, психодиагностику личности,
диагностику семейных отношений. Практическая
помощь заключается в преодолении барьеров
общения и причин его нарушений.
3. Диагностическая модель. Основывается на
предположении дефицита у родителей специальных
знаний о ребенке. Объект диагностики –
психическое развитие ребенка. Диагностическое
заключение может служить основанием для
принятия организационного решения.
Этапы психологического сопровождения
семьи
Этап | Задачи этапа |
Диагностический (ориентировочный) этап | 1. Установление контакта с родителями ребенка. Диагностика семьи: выявление трудностей, возникающих у родителей при общении и воспитании ребенка. 2. Психологическое |
Этап планирования | Разработка индивидуальной программы психологического сопровождения ребенка и семьи. Определение объема и вида необходимой психологической помощи родителям ребенка. |
Этап оказания помощи | 1. Оказание необходимой обучающей помощи родителям ребенка в создании условий, необходимых ребенку для полноценного психического развития. 2. Оказание необходимой |
Отслеживающий этап | Отслеживание эффективности оказания обучающей и психологической помощи. |
Методическое обеспечение программы
1. Психологическая диагностика семьи.
Психологическая диагностика семьи проводится
в ходе собеседования с родителями путем оценки
анализа жизни семьи, отношений в семье и работы с
опросниками “АВС”, “PARI”, “ОРО”, выявляющими
стиль воспитания в семье, тип отношения к
ребенку.
Для общей бальной оценки результатов
обследования семьи используется определенная
схема оценки (Приложение 1).Результаты
обследования семьи позволяют определить степень
нуждаемости родителей в психологической помощи.
По результатам психологической диагностики
семьи последующая психологическая помощь
родителям оказывается по следующим
направлениях:
— ознакомление родителей с закономерностями
психического развития, психологическими
особенностями ребенка, растущего в условиях
дефицита возможностей здоровья;
— обучение родителей приемам организации
игровой и учебной деятельности ребенка,
способствующей психическому развитию,
ознакомление их с развивающими, дидактическими
играми;
— оптимизация системы внутрисемейных отношений
с целью повышения степени их позитивного влияния
на развитие ребенка;
— расширение информированности родителей о
потенциальных возможностях ребенка, о его
перспективах в социальном аспектах с целью
формирования у них адекватной и конструктивной
позиции в отношении будущего ребенка.
2. Программа занятий по формированию навыков
позитивного общения с ребенком раннего возраста
“Крошка на ладошках”. (Приложение 2)
Использованная литература
1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с
ребенком (период раннего детства). – СПб.:
Издательство “Речь”, 2005.
2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых.
– М., 2000.
3. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец:
психологическое взаимодействие. – Спб., 1999.
4. Токарева Ю.А. Психологическое сопровождение
семьи при реабилитации: Учебное пособие. –
Екатеринбург: УрГИ, 2007.
5. Фопель К. Психологические группы. Рабочие
материалы для ведущих: практическое пособие. –
М., 1999.
Источник
Первые три года жизни являются чрезвычайно
важным и ответственным этапом в развитии
ребенка. В данный период наблюдается
максимальный темп формирования предпосылок,
обусловливающих все дальнейшее развитие
организма. В этом возрасте закладываются основы
для благополучного развития всех психических
функций ребенка, а также фундаментальные
личностные образования, такие как общая
самооценка, доверие к людям, интерес к
окружающему миру и др.
В раннем детстве контроль за психическим
развитием необходим для раннего выявления
отклонений, планирования индивидуальных мер
коррекции и профилактики, направленных на
создание условий полноценного развития всех
сторон психики ребенка. Важность такой работы
связана с исключительным значением ранних
этапов психического онтогенеза для развития
личности. Благодаря быстрым темпам развития в
период раннего детства незамеченные или
показавшиеся незначительными отклонения от
нормального могут привести к выраженным сдвигам
в более зрелом возрасте. [2]
Кроме того, ранний возраст представляет более
широкие возможности коррекции за счет большей
пластичности детской психики, чувствительности
к воздействиям, направленным на оптимизацию
психического развития ребенка. Поэтому
своевременное выявление возможных отклонений в
развитии маленького ребенка чрезвычайно важно.
Если начать коррекционные мероприятия уже с
младенческого возраста, есть шанс устранить все
проблемы к дошкольному и младшему школьному
возрасту, что, соответственно, позволит
предотвратить возникновение дальнейших
отклонений.
Анализ статистических данных показывает, что
на сегодняшний день до 80% детей рождаются
физиологически незрелыми, около 70% — имеют
диагностированное перинатальное поражение
центральной нервной системы. А у части детей,
родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в
первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей
30% нуждаются в реабилитации, 45% — в коррекционной
помощи того или иного направления. [1] Все больше
проявляется необходимость создания службы
раннего сопровождения, на это уже направлены и
ценностные ориентации государства и общества.
Открываются психолого-медико-педагогические
центры, консультативно-диагностические пункты,
создаются службы раннего сопровождения,
разрабатываются программы комплексного
психолого-медико-педагогического сопровождения
детей раннего возраста. Именно эта форма
организации раннего сопровождения начала
осуществляться в нашем детском саду.
Целью нашего сопровождения является создание
оптимальных условий, необходимых для
полноценного физического и психического
развития, эмоционального и социального
благополучия ребенка раннего возраста.
Задачи программы:
- раннее выявление отклонений в развитии ребенка;
- создание необходимой развивающей среды;
- разработка и применение индивидуальных мер
коррекции; - стимуляция потенциальных возможностей ребенка;
- осуществление профилактики неблагополучного
развития детей.
Нормативно-правовая база (основные документы):
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон РФ “Об образовании”.
- Письмо МО РФ “Об интегрированном воспитании и
обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ” - Приказ “О специализированной помощи больным
при нарушении речи и других ВПФ” - Приказ “О совершенствовании системы
мед.обеспечения детей в ОУ” - Положение о работе ПМПк ДОУ.
- Устав ДОУ.
Основные принципы:
Принцип междисциплинарного подхода
особенности
педагогической среды [1]
Организационная модель службы
психологического сопровождения:
I блок ориентирован на детей и включает в себя
организационные формы оказания помощи детям
раннего возраста с проблемами в развитии.
Содержание работы в данном направлении
заключается в реализации наблюдений и
диагностической работы с целью изучения того,
как проходит период адаптации ребенка к детскому
саду, оценки уровня развития малыша, и
своевременного выявления детей, имеющих
отклонения в физическом, интеллектуальном,
эмоциональном развитии, трудности в обучении и
социальной адаптации.
По результатам наблюдений и диагностических
мероприятий делаются выводы, заключения, даются
устные и/или письменные рекомендации родителям и
педагогам группы по наиболее эффективному
простраиванию дальнейшего взаимодействия и
коррекционно-развивающей работы с детьми. При
выявлении недостатков в развитии
разрабатываются и реализуются индивидуальные
программы развития. Полученная информация о
ребенке может быть использована для создания
развивающей среды в группе, изменения
обстановки, смены стиля взаимодействия с детьми,
пересмотра распорядка жизни малышей и т.д.
II блок в организационной модели службы
ориентирован на оказание психологической и
информационной помощи педагогам, работающим с
детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:
а) ознакомить педагогов с особенностями и
закономерностями развития детей раннего и
младшего возраста;
б) при возникновении необходимости обучить
адекватным способам взаимодействия с детьми с
определенными трудностями;
в) помочь создать условия, способствующие
повышению эмоционального комфорта в группе и
стимулирующие развитие личности ребенка.
Деятельность III блока в организационной
структуре службы направлена на оказание
психолого-педагогической помощи родителям детей
раннего возраста. В настоящее время эта помощь
оказывается на консультативном уровне:
индивидуальные и групповые консультации,
информация в “уголках родителей” (стендовые
консультации, информационные листки, памятки и
т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с
личностными особенностями ребенка, отслеживания
динамики изменений в развитии личности и т.д.). В
дальнейшем планируется организация в детском
саду Школы молодых родителей, где родители
смогут поделиться опытом, получить необходимые
теоретические знания и практические навыки
взаимодействия с детьми.
Направления деятельности психолога:
Моя работа в диагностическом направлении
обеспечивает, прежде всего, определение уровня
развития ребенка, его соответствие нормативным
показателям ведущих для данного возраста линий
развития. Полученные результаты позволяют
определить характер психофизического развития
каждого ребенка – его нормативность, наличие
опережения либо задержки, как в целом, так и по
отдельным линиям.
Диагностика осуществляется мною в ходе
анкетирования родителей, бесед с педагогами и
родителями, индивидуального педагогического
обследования уровня психофизического развития
ребенка (заполнение карты психофизического
развития ребенка по эпикризным срокам (авторы
Н.М. Аксарина, К.Л. Печора) [2]), углубленного
психолого-педагогического обследования ребенка
(по методикам Н.В. Серебряковой [3], Е.О. Смирновой
[4], Е.А. Стребелевой [5]), в ходе наблюдений за
ребенком.
Диагностическая функция является базовой по
отношению ко всем остальным функциям службы,
определяя содержательную основу их реализации.
В профилактическом направлении я работаю
на обеспечение профилактики возникновения
отклонений в развитии, обусловленных
несоответствием требований среды реальным
возможностям ребенка.
Средствами профилактики выступают специально
организованная предметно-пространственная
среда в группе, развивающее взаимодействие,
сотрудничество взрослых с ребенком в различных
видах деятельности, индивидуальные и групповые
развивающие занятия с педагогом (с учетом
рекомендаций педагога-психолога),
психопрофилактические занятия.
Работа в развивающем направлении
направлена на стимуляцию потенциальных
возможностей ребёнка, создание
психолого-педагогических условий
своевременного появления и развития у него
ведущих психологических новообразований
данного возраста, овладение ребёнком
соответствующими формами деятельности и
общения.
Реализуется развивающая функция в процессе
индивидуальных и групповых занятий с педагогом и
развивающего взаимодействия родителей с
ребенком.
Коррекционное направление – предполагает
целенаправленную работу по изменению
развивающей среды, адаптации ее к возможностям и
потребностям ребенка, создание
психолого-педагогических условий преодоления
имеющихся у ребенка трудностей в овладении
деятельностью, способами и средствами
взаимодействия с окружающими, развитии
психологических функций.
Реализуется коррекционная функция в процессе
специальной организации
предметно-пространственной,
коррекционно-развивающей среды, специально
организованного взаимодействия взрослых с
ребенком, а также в ходе коррекционных занятий.
Консультативное и просветительское
направление – направлено на создание
необходимого информационного и мотивационного
поля ранней психолого-педагогической помощи,
активное включение родителей ребенка раннего
возраста с ограниченными возможностями здоровья
в целенаправленный коррекционно-развивающий
процесс. Адресатами консультативной помощи
являются как родители детей раннего возраста,
так и педагоги, медики, другие специалисты.
Содержание консультативной помощи включает
информацию о закономерностях развития ребенка в
раннем возрасте, об индивидуальных особенностях
развития ребенка, задачах, направлениях и
средствах развивающего взаимодействия взрослых
с ребенком и т.д.
Консультативная функция реализуется в
процессе индивидуальных и групповых
консультаций родителям и педагогам, а также в
виде оформления стендовых консультаций.
На данном этапе я ставила перед собой задачу
обобщить, систематизировать накопленный опыт,
методы и формы работы с детьми раннего возраста,
а также выстроить систему действий по
становлению службы сопровождения развития
ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ.
В данный момент эта система осуществляется так:
Система психолого-педагогического
сопровождения:
- Анкетирование родителей (еще до поступления
ребенка в детский сад) (см. Приложение
1). Устные и письменные рекомендации
родителям по развитию детей раннего дошкольного
возраста и по подготовке к поступлению в детский
сад (см. Приложение 2). Изучение
медицинской карты. (Предварительный сбор
информации о ребенке, его особенностях, стиле
семейного воспитания, определение уровня
готовности ребенка к поступлению в детский сад.) - Наблюдение за детьми в группе. Беседы с
родителями и воспитателями. Проведение
психологической диагностики уровня
адаптированности ребенка к ДОУ (см. Приложение
3). Основной задачей на этом этапе становится
выявление, комплексное обследование и отбор
детей раннего возраста, имеющих отклонения в
физическом, эмоциональном развитии и социальной
адаптации. - Заполнение воспитателем под руководством
психолога карты психофизического развития
ребенка раннего возраста (см. Приложение
4) с целью отслеживания гармоничности
/дисгармоничности развития ребенка, обобщения
информации об уровне развития детей,
планирования направлений индивидуальной работы
(индивидуально по эпикризным срокам каждого
ребенка). - Психолого-педагогическое обследование детей с
целью определения актуального уровня развития,
выявления проблем и недостатков развития. - Рекомендации родителям и педагогам. Разработка
и осуществление индивидуальных комплексных
коррекционно-развивающих программ (в случае
необходимости).
Предполагаемые результаты:
- Раннее выявление отклонений в развитии детей.
- Устранение выявленных проблем в развитии в
течение дошкольного детства. - Повышение психолого-педагогической
грамотности педагогов и родителей. - Создание специально организованной
педагогической среды.
Литература:
- Баранова М.Л. Справочник руководителя
дошкольного образовательного учреждения.
Организация психолого-педагогической помощи
детям раннего возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. - Диагностическое обследование детей раннего и
младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В.
Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005. - Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста
в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2002. - Смирнова Е.О. Диагностика психического развития
детей от рождения до 3 лет. – СПб.: Детство пресс,
2005. - Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая
диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.
Источник