Антиигрушка в развитии ребенка

Антиигрушка в развитии ребенка thumbnail

Наталия Сыромятникова
Что такое «Антиигрушка»? Консультация для родителей

Что такое «антиигрушка»?

Игра— это один из важнейших видов деятельности для детей во всем мире. Она имеет такое же значение для ребенка как еда, сон. Игра развивает, обучает, воспитывает, успокаивает, лечит.

Игрушка-это инструмент игры.

По какому принципу родители выбирают игрушки для своих детей?

Современные детские магазины завалены множеством игрушек, и родители покупают чаще всего, не задумываясь о последствиях. Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки — «ребенок хочет именно ее». Или — «я ему обещал, если он выполнит то-то и то-то». Покупается соответствующая, мягко говоря, удивительная игрушка.

Часто можно увидеть в детских комнатах горы бесполезных кукол и игр, вызывающих пресыщение и отсутствие удовольствия от игрушки и бережного к ней отношения.

Плохая игрушка – это больше, чем некрасивый, не функциональный предмет – это антиигрушка, формирующая искажённые ценности в душе ребенка, формирующая страхи, тревожность, агрессию. Игрушка особым образом программирует поведение ребенка. И важно помнить, как воздействует игрушка, и что за программу она в себе несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка может быть антиигрушкой.

Признаки антиигрушки:

Антиигрушка – это точное повторение предмета, как правило, копия или уменьшенная модель – машины, дома, животного, человека и т. д. Вследствие этого – она не несет в себе творческого начала: не оставляет возможности для домысливания, для развития фантазии ребенка. Возможен и другой вариант – исключительная абстрактность формы, немыслимые, не встречающиеся в природе цвета. Следствие – утрата ребенком чувства реальности. Антиигрушка механизирована, максимально технократична (всевозможные электронные модели, иногда она сама управляет действиями ребенка (например, как тамагочи). И в том, и в другом случае она тормозит активность ребенка, программирует его действия. Антиигрушка часто бывает монстроподобна. Представляя собой образ «нечистой силы», она демонизирует сознание ребенка. Также в антиигрушке содержится идея обладания, а не радостного постижения мира через игрушку; у ребенка она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. •

Антиигрушке свойственно транслирование негативного психоэмоционального и духовно-нравственного содержания. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно является и паровозиком, и телефоном, открывает, казалось бы, разнообразные возможности для детской активности.

Но такое «разнообразие» дезориентирует малыша — он не знает, что нужно делать с этой сложной игрушкой — возить, разговаривать по телефону или же кормить слоника. Причем полноценное выполнение перечисленных действий весьма ограничено: перевозить что-либо на таком слоне невозможно (ничего не положишь и никого не посадишь); телефонная трубка все время падает; слон не является в полной мере слоном, поскольку он — телефон на колесах. Гораздо полезнее было бы в данном случае разъединить эти функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению и способу действия предмета. Игрушка должна быть безопасной не только для физического, но и для психического здоровья ребенка. Игрушка должна быть понятной ребенку, простой по назначению, развивающей фантазию и воображение, самостоятельность и сообразительность. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки, как мячи, кубики, вкладыши, обычные куколки и т. п., не могут наскучить ребенку, так как благодаря своей простоте они чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения и тысячи новых комбинаций с ними. Выбор правильных игрушек для ребенка – это отличный родительский вклад в гармоничное развитие ребенка. Игры и игрушки сопровождают нас от рождения и до смерти однако наибольшую пользу они приносят именно в раннем возрасте.

Игрушки – это отличное и эффективное средство познания окружающего мира и духовно-нравственного развития.

Источник

Антиигрушка.

Игра — основной вид деятельности дошкольного возраста.

Большинство детских игр связано с использований разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире.

Игрушки являются для ребёнка, той средой, которая позволяет ему исследовать окружающий мир, формирует и реализуют свои творческие способности, выражает свои чувства, а также учит общаться и познавать себя.

Подбор игрушки- дело серьёзное и ответственное. От успешности зависит не только игра ребёнка, но и прогресс в его развитии.

При выборе игрушки надо учитывать не только их красоту и санитарное – гигиенические свойства, но и возможность психологический эффект.

Главное в выборе игрушки- просто подумать, что она собой представляет и какие качества сформирует.

Ситуация на рынке современных игрушек не простая. С одной стороны полки ломятся от широкого ассортимента. А с другой- выбрать хорошею игрушку довольно сложно.

Какая же игрушка считается хорошей? Детские психологи и мы- воспитатели сходимся во мнении, что правильная игрушка-та, которая несёт добро и вызывает положительные эмоции, а также развивает у ребёнка способность к игровой деятельности.

Сегодня мы поговорим о антиигрушках.

Антиигрушка — это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию. Антиигрушка — это не просто плохая игрушка, т.е. некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто антиигрушками выступают внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов фирменные изделия зарубежного или отечественного производства. Но какие психические процессы и личностно-смысловые отношения проявляются во взаимодействии ребенка с антиигрушкой?

Монстры, вурдалаки, киборги, роботы — транс-формеры, устрашающего вида насекомые, и прочие чудовища:

Постоянное искажение образа человека – печальная современная тенденция, касающаяся не только игрушек, но и фильмов, мультфильмов, детских сказок и компьютерных игр. Сейчас стало модно снимать детские фильмы о вампирах, оборотнях, с утрированными и странными выражениями лица, роботах-трансформерах, киборгах, устрашающего вида насекомых и прочих чудовищах. Более того, детей заставляют относиться к ним положительно, сопереживать им, восхищаться ими. То есть героями современных детей больше не являются доблестные рыцари и отважные Иван-Царевичи – теперь они восторгаются и хотят быть похожи на разную нечисть со страшной наружностью и ужасной внутренней природой.

Читайте также:  Развитие воображения и его роль в жизни ребенка

Психологи бьют тревогу. Дело в том, что ребенку свойственно идентифицировать себя с игрушкой, с которой он играет: смотреть на мир ее глазами, разговаривать ее голосом и присущими ей репликами, примерять на себя те качества, которыми наделена его игрушка. Немудрено, что дети проявляют несдержанность, раздражительность, утрачивают человечность и милосердие. Примечательно, что игрушки-монстры не предполагают разнообразных совместных игр, лишь сюжет «охотник и жертва». К чему это может привести, понятно без лишних слов.

Если начистоту, то страшные игрушки существовали во все времена. Ребенку легче различать добро и зло, имея перед собой соответствующие примеры из сказок (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-яга, Горгона). Однако устрашающая внешность этих персонажей соответствует их внутренней сущности: они страшные, потому что злые. Такие игрушки предназначаются для обыгрывания негативных эмоций ребенка, для осознания и оценки собственных некрасивых и неправильных поступков.

И совсем иначе обстоит дело с многочисленной категорией современных игрушек-монстров. Большая часть подобных персонажей (Человек-паук, Халк, киборги, куклы-монстры, добрые вампиры и пр.) имеют устрашающую внешность, но позиционируются как добрые и хорошие. При этом основным их занятием является борьба с похожими на них, но злыми героями. Главная опасность таких двойных стандартов заключается в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добром и злом.

Игрушки в виде монстров, мертвецов и вампиров запросто могут привести к разрушению целостности психики ребенка, очень чувствительной в отличие от психики взрослого человека.

Куклы Барби:

Современные Барби, имея разные имена, очень похожи друг на друга. По заказу мордашка Барби может быть похожа на лицо самой девочки, таким образом игрушка приобретает силу второго «Я». Зачем это? Играя в Барби, ребенок приходит как бы «на все готовое» (слишком все предопределено) -это квази-игрушка по определению психолога А.Н. Леонтьева. Ребенок оказывается в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой — комплекс неполноценности, приводящий к неврозу.

Куклы, изображающие молодую женщину или девушку-подростка, могут быть полезны для коллективной ролевой игры девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Но они совершенно ни к чему малышке двух — трёх лет, поскольку преждевременно активизируют в ней интерес к тем сферам жизни, к которым она еще не готова ни физически, ни психологически (флирт, шопинг, успешная карьера).

Барби — это псевдоидеальная модель женщины, секс-символ общества потребления, чудовищная духовная подмена архетипа Матери. Ее можно одевать, раздевать, приобретать все новые вещи для нее. Через Барби транслируется образ жизни — бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров.

Барби- блондинки, брюнетки. с особняками и симпатичными женихами Кенами.Воспитываясь рядом с этой куклой девочки понимают, что не соответствуют параметрам этой куклы-идеал, образ которой прочно отложится детском подсознании. Это для девочки может быть определённой психологической травмой.

Еще одна характерная черта нашего времени — тенденция к сексуализации детского сознания (активное формирование циничного отношения к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса), одной из причин которой являются куклы с половыми органами.

Что плохого в этих игрушках — это же только игрушки? Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка, как мы могли убедиться, может быть антиигрушкой.

Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. В противоположность этому современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Если же ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть, навсегда. Став взрослым, он будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал он первые в своей жизни моменты игры, с чьей помощью происходило познание мира.

Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше.

Источник

Екатерина Шапочанская
Игрушки и антиигрушки

Игрушки и антиигрушки

Игра в жизни каждого ребенка имеет особое значение. В игре ребенок приобретает новые знания и опыт, пополняет и активизирует активный словарь, развивает познавательные способности, тренирует волю, смелость, выдержку, умение уступать. Ребенок в игре осваивает опыт человеческой деятельности. Он зачастую изображает то, что видел, слышал, пережил, свое отношение к людям, к жизни, к ситуации. В игре приобретается позитивный настрой и хорошее настроение.

Читайте также:  Развитие навыка чтения умственно отсталого ребенка

Детская игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Антиигрушка – это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию.

Современные игрушки для детей представляют собой широкий ассортимент товаров на любой возраст, вкус и кошелек. В отличие от не столь далекого прошлого, в нашей стране сейчас нет жестких ограничений и нормативов на продажу детских товаров, поэтому производители стараются продать все, что имеет какой-либо спрос, а иногда – и искусственно этот спрос «подогреть». Так среди детских игрушек появляются и «антиигрушки» – этакие уродцы, вызывающие у адекватного взрослого человека брезгливое отвращение, но привлекающие детей новизной и грамотной рекламой.

Современные игрушки: богатство выбора

Многие помнят те времена, когда в магазинах детских товаров царило унылое однообразие. Надо сказать, что при этом детские игрушки были милыми и забавными. Пухлые куклы-пупсы с улыбающимися лицами, мягкие плюшевые собачки и медведи, музыкальные неваляшки, издающие мелодичный звон…

Выбор современных игрушек поистине огромен. Появились куклы-младенцы, которых сложно отличить от живого ребенка, плюшевые животные, настолько мягкие и приятные на ощупь, что их невозможно не обнять и не «потискать», модели техники, тонко воспроизводящие детали настоящих машин и самолетов.

А также – куклы-трупики, виртуальные игры, в которых нужно расстреливать людей или сбивать их на автомобиле, плюшевые фекалии… Подобные творения сложно назвать игрушками, скорее это «антиигрушки», которые не способствуют развитию ребенка, а, наоборот, ведут к разрушению его личности и моральной дезориентации.

Почему же подобные экземпляры так часто встречаются среди современных игрушек? Все просто – потому что их покупают. Доброта, нежность, забота – вечные ценности сложно «продавать» – слишком древний это товар, и слишком большая конкуренция. Выпустив же жуткого уродца и проведя масштабную рекламную компанию, производитель привлекает внимание к своему товару, заставляет спорить и обсуждать, и у многих возникает желание увидеть воочию, приобрести то, о чем все говорят.

Современная антиигрушка

Антиигрушка – это не просто плохая игрушка, то есть некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто антиигрушками выступают внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов фирменные изделия зарубежного или отечественного производства. Современные антиигрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества.

Умная и добрая игрушка

У нас есть хорошие и «умные», вернее сказать, мудрые игрушки. В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Они учат малышей добру и справедливости во время своих вечерних встреч. Учат не обманывать и не предавать и многому другому. И всё это рассказывается в понятной для детей форме. Эти положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью.

Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолётов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков – столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Любая игрушка, изготовленная своими руками, самая лучшая для ребёнка. А ещё есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камешков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лент, собрать всякую безделицу и сделать игрушку из всего этого подручного материала.

Уважаемые родители, покупайте своим малышам правильные игрушки и тогда они вырастут добрыми, умными и отзывчивыми!

Источник

Дарья Гренко
Влияние антиигрушки на детей дошкольного возраста

Игрушка — верный спутник игрового процесса и необходимое звено между

ребенком и миром игры. Детская игра моделирует жизненные ситуации, и

игрушка помогает ребенку глубже прочувствовать их.

Игра не только впитывает в себя знания детей об окружающей их социальной

действительности, но поднимает их на более высокий уровень, придает им

сознательный и обобщенный характер. Через игру мир сложных социальных

отношений, которые еще не доступны ребенку в его неигровой деятельности,

вносится в жизнь ребенка и поднимает ее на более высокий уровень.

Влияние игрушки отражается не только положительно, но и отрицательно.

Антиигрушка- это специфическое средство информации,

пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и

здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому,

психическому и нравственно-духовному развитию.

Антиигрушка — это не просто плохая игрушка, т. е. некачественно сделанная,

грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто

антиигрушками выступают внешне безупречно изготовленные из экологически

чистых материалов фирменные изделия зарубежного или отечественного

производства.

«Антиигрушка» не развивает, а ведет к личностному разрушению. Ее

чрезмерная имитационность и «сенсорная агрессивность» (от куклы Барби до

компьютерного dum-а) подавляет собственное стремление ребенка выдумывать,

фантазировать, создавать, мыслить, радоваться, общаться. У кого есть дети, сразу

поймут, о чем речь.

Современные девочки и мальчики, те самые, для кого игра — жизненная

Читайте также:  Раннее развитие ребенка беляево

необходимость и условие для развития, на самом деле «разучиваются»

конструктивно играть. Это беспокоит специалистов-психологов и педагогов во

всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы прыгать, а

бабочки летать? Изменились и само качество,сама суть детской игры: она стала

невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Оказалась прерванной

многовековая цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения

другому. И это привело к кризису игровой культуры. В начале 70-х годов газеты

пестрели заголовками: «Куда уходят детские игры?», «Кто поможет игрушке?» и

т. п. Но, по мнению известного педагога В. М. Григорьева — собирателя,

организатора и «реставратора» народной игры, играть стали не меньше,а хуже:

«…качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм —

шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще

переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, жестокое

обращение с животными, бессмысленное разрушительство и т. п. Необходимы

спасение и возрождение традиционных народных игр — генетического фонда

игровой культуры каждого народа».

Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело

современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится

идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию

вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Массовость

производства профанирует индивидуальные эмоциональные отношения с

игрушкой как с «другим Я». Внешняя привлекательность игрушки-товара

становится важнее игрового применения, отсюда — новые формы, материалы, не

свойственные традиционной игрушке. Сегодня детская игрушка как часть

современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма

мрачной и безрадостной картины мира, о чем свидетельствуют детские рисунки.

Современные игры и игрушек свидетельствуют об очевидных трансформациях

картины мира наших детей.В ней появились существенные сдвиги в сторону:

во-первых, меркантилизации детского сознания, выражающейся в

преувеличенном отношении к деньгам, желании в будущем заниматься только

бизнесом, приобретении финансовой самостоятельности любой ценой.

во-вторых, вестернизации как ориентации на западные ценности, за которыми

стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией

криминальной жизни и пр.

в-третьих, в детской картине мира нарастает тенденция к танатизации —

мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожению природы,

экологической катастрофы и т. п. Именно эта тенденция во многом

спровоцировала рост детских самоубийств — не без помощи средств массовой

информации, а также таких специфических ее форм,как игрушки:

трансформеры, куклы-киллеры, настольные игры типа «Гибель цивилизации»,

«Война миров» и аналогичные им.

Еще одна характерная черта нашего времени — тенденция к сексуализации

детского сознания (активное формирование циничного отношения к интимной

стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса,

одной из причин которой являются куклы с половыми органами.

Игрушка с половыми органами, якобы для адекватной полоролевой

социализации ребенка, способна вызвать преждевременный сексуальный интерес,

а в сочетании с усилиями СМИ и, главное, взрослыми «внушениями»

способствует сексуализации детского сознания и по сути является

интеллектуальным растлением.

Недостаток игрушек действует отрицательно на ребенка, но и чрезмерное

разнообразие тоже действует на психику угнетающе. Вместо радости возникают

раздражение, досада, расстройство. На языке психоанализа такое состояние

называется фрустрацией.

Пресыщение влечет за собой скуку, апатию. Вот почему педиатры раньше

настоятельно советовали родителям давать ребенку для игры всего несколько

игрушек, а остальные убирать подальше, чтобы он их подзабыл и потом, когда

произойдет выдача очередной «порции», увлеченно играл ими, как абсолютно

новыми.

Не способствует развитию детской инициативы и новая тенденция создавать

полностью укомплектованный мир игрушечных персонажей. Самый яркий пример

«империя Барби». Для нее можно приобрести в магазине все, начиная от нарядов и

кончая автомобилем или яхтой. Вроде бы здорово, лишь бы деньги были. Но

человека, разбирающегося в детской психологии, это в восторг не приведет.

Ребенку для развития необходимо прикладывать какие-то усилия: домысливать,

фантазировать, учиться делать многое своими руками. Зачем шить, рискуя

уколоться иголкой, выкраивать из лоскутков, распарывать и перешивать, если чтото

не получится, когда кукольное платье можно купить в магазине? Зачем

напрягаться?

В итоге формируется психология потре6ителя, привычка скользить по

поверхности, уклоняться от трудностей — то, на что сейчас так часто сетуют

родители и что очень мешает ребенку, когда он поступает в школу. Ведь игра, по

определению крупнейшего детского психолога Д. Б. Эльконина, это «школа

произвольного поведения». Ребенок, играя, учится контролировать свои эмоции,

действовать по чужому заданию, а не только по собственной прихоти, осваивает

трудные виды деятельности. Взять хотя бы нанизывание бус. Трудно даже

перечислить, сколько полезных умений и навыков получит девочка, сделав такое

украшение своими руками. Это вроде бы незатейливое занятие тренирует мелкую

моторику, усидчивость и внимание, способствует освоению формы предметов,

может помочь в овладении счетом, развивает художественный вкус и фантазию,

учит заботе о других (если бусы предназначены для куклы или кому-то в подарок).

Всего этого ребенок, которому купили игрушечные бусы в магазине, будет лишен.

К психологам все чаще приводят детей, которые не могут адаптироваться к

коллективу сверстников, постоянно вступают в конфликты и не удерживаются

даже в дорогих частных школах. И когда специалисты начинают разбираться,

нередко оказывается, что от природы ребенок совсем не агрессивен. Просто он

подражает своим любимым киногероям, воспроизводит модели поведения,

которые сплошь и рядом предлагаются в компьютерных играх. А начиналось все

еще раньше, с выбора игрушек.

Источник