Антенатальный период развития ребенка

Антенатальный период (латинский ante — перед и natalis — относящийся к родам) — период внутриутробного развития плода от момента образования зиготы до 40 недель. Антенатальный период условно делят на 2 периода: эмбриональный и фетальный, состоящих из определенных этапов, по которым совершается непрерывное развитие организма. Каждому этапу присущи свои особенности биохимических процессов и функций нейрогуморальной регуляции и взаимодействия отдельных систем организма плода.

В эмбриональном периоде (от момента образования зиготы и до 12 недель) происходит закладка и дифференцировка тканей, стремительное первичное становление их функций, формирование частей тела и внутренних органов (см. Зародыш, Эмбриональное развитие). У 8-недельного эмбриона сформированы голова, туловище, конечности, начинается развитие пальцев рук и ног, лицевого скелета; можно различить нос, рот, уши. В этот период начинает функционировать сердце. Фетальный период делится на ранний и поздний антенатальный и интранатальный. Ранний антенатальный период длится от начала 12-й до 29-й недели внутриутробной жизни. К этому времени большинство органов плода уже сформировано. Поздний антенатальный период продолжается от 29-й недели внутриутробной жизни до начала родов. В течение 38—40 недель признаки зрелости плода (см. Доношенность) достигают полного развития.

Согласно теории системогенеза П. К. Анохина в процессе внутриутробного развития плода происходит ускоренное избирательное становление всех тех структур и связей, совокупность которых обеспечивает развитие к моменту рождения функций, необходимых ребенку для существования во внеутробной среде(см. Системогенез).

От того, как протекал антенатальный период, благоприятно или неблагоприятно для плода, зависит состояние ребенка после рождения, его адаптация к внеутробному существованию, характер возможной патологии.

В процессе внутриутробного развития различают периоды, которые получили название критических (П. Г. Светлов, 1959). К ним относятся период имплантации (7—12-й день) и период образования зачатков органов (3—6-я неделя беременности). К критическому периоду относят также 3-й месяц беременности, в течение которого заканчивается формирование плаценты и ее функции достигают высокой степени активности. В этот период происходят существенные изменения в жизни плода. Появляются новые рефлексы, образуются зачатки коры головного мозга; происходит формирование костномозгового кроветворения, появляются в крови лейкоциты; повышается активность и интенсивность обмена веществ.

В. И. Бодяжина предлагает различать еще один критический период в течении внутриутробной жизни плода (20—24-я неделя). В это время происходит формирование важнейших функциональных систем плода. Знание особенностей этих периодов составляет одну из сторон антенатальной охраны плода (см.). При действии повреждающих факторов среды особенно легко нарушаются характер и направленность процессов обмена, типичных для данного критического периода развития. В связи с этим возникают нарушения эмбриогенеза, которые могут носить необратимый характер (см. Антенатальная патология).

Антенатальное формирование ферментативных систем

Развивающийся эмбрион для своего развития, роста, дифференциации тканей, осуществления специальных функций требует большого количества энергии. Источником энергии являются процессы окисления. У плодов функционируют системы цикла Кребса, Эмбдена—Мейергофа, Варбурга—Кейлина. Для совершения этих процессов необходимо 20—30 различных энзимов, несколько коэнзимов, причем возникновение этих коэнзимов и энзимов сочетается с периодами наиболее интенсивного роста органов, и появление ферментов строго специфично. Цитохромоксидаза появляется вместе с началом формирования дыхательной системы. Запасы гликогена как источника энергии появляются вначале в плаценте и легких плода. В печени гликоген депонируется на 12—15-й неделе беременности. К 20—24 неделям печень становится единственным органом утилизации гликогена и берет на себя функции регуляции уровня глюкозы в крови. Фермент глюкозо-6-фосфатаза обнаруживается после 10-й недели беременности в печени. На сроке 15 недель этот фермеш находят в почках.

В период дифференциации тканей щелочная фосфатаза достигает максимума. Этот фермент имеет отношение к образованию примордиального фолликула. Мак-Кей (McKay) обнаружил наибольшую активность этого фермента в период формирования нервной трубки, желудочно-кишечного тракта,печени. В наибольшем количестве этот фермент находят в тканях, где идет наиболее активный процесс синтеза новых белков из нуклеиновых кислот. Чрезвычайно важно исследование фермента карбоангидразы, принимающего активное участие в регуляции кислотнощелочного равновесия у плода. Мнения по поводу активности этого фермента противоречивы. Г. М. Савельевой выявлена низкая активность этого фермента у плодов без признаков гипоксии. Автор объясняет это преобладанием процессов анаэробного гликолиза в обмене плода. При выраженной гипоксии плода увеличение количества недоокисленных продуктов обмена приводит к возрастанию активности карбангидразы. Это зависит от компенсаторной реакции организма, направленной на уменьшение ацидоза за счет усиленного выделения углекислоты. В печени имеется целый ряд ферментов, осуществляющих биосинтез и метаболизм стероидов: 3-бета- стеропддегидрогеназа, 20-альфа — гидроксистероиддегидрогеназа. Эти ферменты появляются на 25-й неделе беременности. Печень плода очень активна в отношении конъюгации стероидов с серной кислотой, под влиянием фермента сульфокиназа. В яичках плодов мужского пола обнаружен полный спектр активных энзимных систем для биосинтеза стероидных гормонов.

Читайте также:  Развитие ребенка как субъекта детской деятельности

Система нейрогуморальной регуляции плод — плацента — мать

Развитие и совершенствование функций органов и систем плода находятся под многообразным влиянием процессов, происходящих как в организме матери, так и в самом плоде, то есть внутриутробная жизнь плода совершается в единой нейро-эндокринной системе плод — плацента — мать.

Плацента (см.) является главным органом образования прогестерона, который синтезируется путем превращения материнского холестерола. Плацентарный прогестерон поступает к плоду, где он широко метаболизируется и используется для синтеза стероидов в надпочечниках плода. На разных уровнях развития плода, по мере созревания и вступления в строй энзимных систем, надпочечники плода синтезируют различные гормоны. Так, плод менее 10 мм длиной вырабатывает андростендион, 11-бета-андростендион, дезоксикортикостерон, кортикостерон, кортизол. Однако главным гормоном является андростендион. Плод более 10 мм длиной вырабатывает в большей степени кортизол и кортикостерон и меньше андростендиона. Уровень образования этих стероидов зависит от концентрации в плазме прогестерона, поступающего от матери, и концентрации тройных гормонов. Деятельность надпочечников плода находится под влиянием АКТГ, выделенного его гипофизом. Относительная недостаточность ферментов 21-гидроксилазы, 3-бета-олстеро-иддегидрогеназы создает условия, при которых надпочечники плода имеют затруднения в синтезе активных глюкокортикоидов и минерало-кортикоидов. Этот механизм, по мнению Шорта (R. V. Short), является важным, так как позволяет плоду быть целиком под контролем гомеостазиса матери, получая активные стероиды, углеводы, электролиты через плаценту.

Деятельность надпочечников плода очень важна для поддержания нормального гормонального статуса во время беременности. Обладая 17-альфа и 16-гидроксилазной активностью уже на сроке 15 недель беременности, надпочечники плода человека синтезируют дегидроэпиандростерон, из которого в плаценте синтезируется эстриол. И по уровню последнего в моче и крови матери судят о жизнеспособности плода.

Тесная взаимосвязь надпочечников плода с функционированием плаценты и материнскими эндокринными органами может нарушаться при патологии плода или матери. От состояния и адекватной регуляции обменных процессов, происходящих во время беременности в организме матери, в равной степени в плаценте и в плоде, зависит течение антенатального и постнатального периодов.

Библиография: Клосовский Б. Н. и Космарская Е. Н. Передача заболеваний от матери к ребёнку в эмбриогенезе по принципу «орган к органу» и вопросы профилактики, в кн.: Антенатальная охрана плода, под ред. М. С. Малиновского, с. 208, М., 1968; Пути снижения перинатальной смертности, под ред. В. И. Бодяжиной и Л. К. Скорняковой, М., 1964.

Источник

План лекции

Лекция №1

Г.

«Периоды детского возраста. Антенатальный период»

1. Введение

2. Периоды детского возраста

3. Особенности развития плода

4. Развитие плода по месяцам внутриутробной жизни

5. Последствия отрицательных воздействий на плод во время внутриутробного периода

6. Особенности связи между матерью и плодом во время беременности

7. Влияние процесса родов на плод

8. Значение патронажей, их сроки и количество

Организм ребенка находится в процессе роста и развития, которые непрерывны. Нельзя рассматривать ребенка как взрослого в миниатюре. В практической деятельности необходим индивидуальный подход как к здоровому, так и к больному ребенку с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей. Этому способствует выделение в детском возрасте отдельных периодов, между которыми нельзя провести четкой грани.

Для каждого человека окончание одного возрастного периода и начало другого индивидуально. Границей служат определенные морфологические признаки. Например, границей грудного периода является появление первого молочного зуба. Однако, в рамках сложившейся государственной системы медицинской помощи и статистической науки, границы возрастных периодов чётко ограничены.

Наиболее удобным является деление на:

· внутриутробный (антенатальный),

· интранатальный период

· внеутробный (постнатальный) период.

I. Антенатальный или внутриутробный период (270-290 дней):

1. Герминальный период (первые 7 дгней) – от момента зачатия до момента имплантации с стенку матки. Яйцеклетка движется по маточной трубе, выделяя гормоны, которые вместе с гормонами матери подготавливают матку к имплантации. В конце этого периода зародыш представляет собой гаструлу с питательным желточным мешком.

2. Период имплантации (до 9-х суток) – внедрение зародыша в матку.

3. Эмбриональный период (до конца 6-7 недели внутриутробной жизни). Зародыш питается содержимым желточного мешка. Плацента отсутствует.

4. Эмбриофетальный период (до конца 9 недели жизни) – переходный период от эмбрионального к фетальному. Продолжается 2 недели. Начало формирования плаценты. Её основная функция – барьерная.

Читайте также:  Курация ребенка с оценкой полового развития

5. Фетальный период (с 9 недели до рождения) этот период делится на 2: ранний фетальный (до 175 дня жизни) – интенсивный рост плода и тканевая дифференцировка; поздний фетальный (со 176 дня до рождения) – менее интенсивный темп роста.

II. Интранатальный период:

1. Продолжается от начала появления родовой деятельности до момента пережатия пуповины (до 24 часов)

Внеутробный или постнатальный период (от момента рождения до 17-18-летнего возраста):

III. Внеутробный или постнатальный период (от момента рождения до 17-18-летнего возраста):

1. Период новорожденности (0-28 день)

2. Период грудного возраста (с 29 дня до 1 годда жизни)

3. Преддошкольный период (от 1до 3 лет)

4. Дошкольный период (от 3 до 6-7 лет)

5. Младший школьный период (от 6-7 до 12 лет)

6. Старший школьный период или период полового созревания (от 13 до 17-18 лет)

Особенности развития плода: беременность длится от зачатия до родов в среднем 270-290 дней. Роды начавшиеся в этот срок называются срочными.

При соединении мужской и женской половых клеток происходит слияние 23 материнских и 23 отцовских хромосом.

После оплодотворения яйцеклетка движется по маточной трубе в матку. В течение от 15 мин до 32ч деления плодного яйца не происходит. Затем из 1 клетки образуется 2, далее деление происходит каждые сутки, образуются 4,8,16 клеток.

Прежде чем попасть в матку плодное яйцо превращается в пузырь. На 7 сутки зародыш прикрепляется к стенке матки.

Питательные вещества к этому времени в нем исчерпываются и происходит имплантация эмбриона в слизистую оболочку матки: клетки врастают в слизистую, быстро делятся, разрастаются и ветвятся, внутри разветвлений постепенно формируются кровеносные сосуды.

Из зародышевого узелка формируется тело плода, а из поверхностного слоя клеток образуется детское место – плацента. Плодное яйцо, внедрившееся в стенку матки называется эмбрионом.

А период от зачатия до 8 недели — эмбриональным. В этот период формируются внезародышевые части:

1. Околоплодный пузырь – замкнутый мешок, в котором находится плод и околоплодные воды.

2. Околоплодные воды – появляются за счет секреции околоплодного пузыря, а в дальнейшем и почек плода, т.е. первичной мочи плода.

3. Плацента – или детское место – образуется за счет поверхностного слоя плодного яйца, обеспечивает питание плода, снабжение его кислородом, отвечает з выведение из его организма продуктов обмена веществ. Окончательно формируется на 16-й неделе беременности

4. Пуповина – пупочный канатик – соединяет тело ребенка с плацентой, по пуповине кровь течет от плода к плаценте и обратно, но обмена между кровью матери и плода не происходит — только обмен веществ!

Первый месяц внутриутробного развития:

На 1-2 неделе эмбрионального развития клетки зародышевого слоя разделяются на 2 слоя и принимают форму диска 0,25 мм в диаметре.

На 3-й неделе между 2 дисками образуется 3-й слой клеток. Из каждого слоя формируются различные органы и ткани.

Средний слой дает начало хорде – из неё образуется позвоночник, мышцы скелета, хрящи, кости, внутренние органы, сосуды, сердце, кровь, лимфа, половые железы, оболочки, выстилающие полости тела.

Наружный листок – кожные покровы , эпителий в области глаз, носа, ушей, а т.ж. из него развивается нервная система.

Внутренний листок в дальнейшем дает начало пищеварительной, дыхательной системам, печени и поджелудочной железе.

К 20 дню зародыш обособляется от внезародышевых частей. У него определяется передний (голова) и задний (нижние конечности, таз) концы.

На 3 неделе у эмбриона имеются зачатки всех основных органов и систем организма: пищеварительная трубка, поджелудочная железа, бронхи, трахея, появляются зачатки почек. На переднем конце зародыша формируется пластина – начало мозга, образуется начальная структура ВНС, сердечная трубка, клетки крови, костная система, возникает зачаток пупочной ножки – впоследствии пуповины.

На 4 неделе образуется пупочный канатик, дающий возможность зародышу плавать в околоплодных водах. Зародыш имеет крупный головной конец.

К концу первого месяца внутриутробной жизни сформированы зачатки всех органов и систем. Длина эмбриона 5-8мм, вес 2-3г, строение приобретает двустороннюю симметрию.

Второй месяц внутриутробного развития:

Образуются зачатки легких, происходит рост кишечника. Начинает работать сердце, развивается НС. Формируется лицо, конечности, глаза сближаются, появляется плоский нос.

На 5 неделе появляются зачатки рук и ног, на 6 – части нижних конечностей, зачатки пальцев – на 7 неделе.

На 7 неделе – зачатки зубов

Читайте также:  Задержка темпового развития у ребенка до года

На 8-й — вырисовываются губы, начинает развиваться мышечная система, формируется лицо.

С 50-го дня возникают мозговые импульсы, начинают дифференцироваться все слои больших полушарий мозга.

Длина 2,5-3 см, вес 4-5г.

Третий месяц внутриутробной жизни:

С 3 месяца зародыш называется плодом. В этот период формируются внутренние органы. Образовалась плацента. ЧСС 130-150 в минуту. Развивается печень, выполняющая функцию кроветворения.

На 6 неделе – появляются ЭР, на 12-16 неделе – белые кровяные тельца.

Продолжается окостенение скелета, начинают сокращаться мышцы. Зародыш двигает конечностями, поворачивает голову, открывает рот. Начинает формироваться голосообразующий аппарат. Плод делает попытки сосать и глотать, начинается процесс пищеварения.

В коне 3 месяца формируются наружные половые органы, но пол определить трудно. Интенсивно развивается НС. В ответ на раздражение – плод сжимает пальцы в кулак.

Длина 9см. вес 15-25г.

Четвертый месяц внутриутробного развития:

В этот период плод нанимает всю полость матки, женщина начинает ощущать активные движения плода.

Интенсивно развивается скелет и пищеварительная система. Дифференцируются внешние половые органы, пол становится различимым на УЗИ. Печень превращается в орган пищеварения, красный костный мозг – в орган кроветворения. В крови определяются все форменные элементы и резус-фактор. В кишечнике формируется меконий – первородный кал, имеющий темный цвет. Почки функционируют, выделяют мочу, за счет которой пополняются околоплодные воды. Окончательно формируется плацента. При сосании пальцев или кулака плод заглатывает околоплодные воды, которые обеспечивают деятельность пищеварительной и выделительной систем.

Происходит интенсивное развитие нервных клеток, начинают функционировать надпочечники и вилочковая железа. Кожа у плода морщинистая, сквозь неё просвечивают кровяные сосуды. Длина плода 12-17см, вес 200гр.

Пятый месяц внутриутробного развития:

Развивается ПЖС, кожа морщинистая, но не такая красная. Сальные железы выделяют секрет бело-серого цвета – первородную (сыровидную) смазку, которая скапливается в местах скопления сальных желез (подмышечные впадины, пах, сгибы рук и ног)- она защищает кожу от повреждений и микроорганизмов.

Через переднюю брюшную стенку женщины можно выслушивать сердцебиение плода.

Начинает функционировать кишечник, половые железы.

Продолжает формироваться ГМ, вестибулярный аппарат. На лице – появляются гримасы и улыбки. Опускаются уголки губ.

Длина 25-27см, вес около 300гр.

Шестой месяц внутриутробного развития:

Продолжает оформляться лицо плода: глаза сформированы, на веках есть ресницы, на голове и теле пушковые волосы, на коже – сыровидная смазка. Появляется ПЖС.

Движения плода активные, имеют место и постоянные дыхательные движения, хотя легкие не раскрыты.

Все отделы ЖКТ сформированы. Кроветворением занимаются в красный костный мозг, селезенка, вилочковая железа. На поверхности мозга формируются борозды и извилины. Плод свободно перемещается в околоплодной жидкости. Периодически плод впадает в сон, который сменяется активными движениями. Фаза медленного сна – более 50% суточного времени (у взрослых 20%)

Будущий младенец начинает реагировать на резкие световые и звуковые раздражители, тревогу матери- ведет себя беспокойно или сжимается.

Плод не является жизнеспособным. Рост 30см, вес 600-700гр.

Седьмой месяц внутриутробного развития:

Женщина ощущает активные, беспорядочные движения плода. Околоплодные воды достигают объема 0,7л. Положение плода неустойчивое, чаще головой вниз.

Кожа начинает разглаживаться, цвет красноватый. В легких формируются альвеолы, но легкие не расправляются. Но начинает образовываться сурфантант (вещество, которое обеспечивает раскрытие альвеол во время вдоха).

Начинают выделяться гормоны гипофиза, щитовидной железы, надпочечников и поджелудочной железы. Головной мозг дифференцирует информацию от органов чувств. Плод хорошо слышит, различает внешние звуки, развивается зрительное восприятие.

Рост 35см, вес 1000-1200гр.

Восьмой месяц внутриутробного развития:

Плод занимает все пространство матки, движения целенаправленны, занимает положение, которое сохраняется при рождении. Наиболее часто – головой вниз – головное предлежание, спиной к левой стороне матки, иногда в поперечнике матки — поперечное положение).

Продолжают развиваться все органы и системы: альвеолы легких, окончательно формируется сердце, но ССС сохраняет черты присущие только плоду, печень приобретает дольчатое строение.

Рост 40см, вес до 1600гр.

Девятый месяц внутриутробного развития:

Исчезают пушковые волосы, ПЖС достаточно развит, сыровидная смазка остается только в складках и на волосистой части головы, половых органах. Хотя продолжается созревание органов и систем, организм плода является зрелым и имеет все признаки доношенности.

Возникают и совершенствуются АФО, обеспечивающие нормальные роды: 1.кости черепа мягкие податливые

2.швы черепа не сформированы

3. роднички открыты

К исходу 9 месяца начинается родовая физиологическая деятельность.

Рост плода к рождению 45-60см, вес 2500-3500 и больше.

Источник