Анкета роль семьи в речевом развитии ребенка

Анкета роль семьи в речевом развитии ребенка thumbnail

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям  лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ________________________________________________________

3. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?_____________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?______________________________________________________

5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? _____________________________________________________________________

6.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). __________________________________________

7. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)

8.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?

______________________________________________________________________

9.В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).___________________________________________________

10. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?

11. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _________________

12. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?________________________________________________________________

13. В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?______________________________________________________

14. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _____________________________________________________________

15.Ваши замечания, предложения, пожелания    _____________________________________________________________________

Спасибо!

Анкета для родителей по развитию речи ребенка

1. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?

а) читаем много, постоянно;

б) читаем, но редко;

в) не читаем.

2. Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?

а) любит и подолгу слушает;

б) когда как;

в) не любит.

3. Что больше нравиться вашему ребенку:

а) сказки;

б) стихи;

в) рассказы.

4. После чтения рассказа или сказки может ли ребѐнок ее рассказать?

а) да, рассказывает, как ему читали;

б) рассказывает, но на свой лад;

в) частично рассказывает сказку;

г) не рассказывает.

5. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?

а) есть;

б) проявляется, но изредка;

в) очень редко.

6. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?

а) да

б) нет

Рекомендации к развитию речи у детей

1. Старайтесь больше читать малышу. Необязательно выбирать для этого длинные сказки. Можно ограничиться маленькими стишками и загадками.

2. Ограничьте просмотр телевизора ребенком до минимума.

3. Всегда при ребёнке называйте предмет или действие. Например, телевизор – разговаривает, птички – поют, собака ест и т.д. так же перед тем как пойдёте гулять, обязательно говорите, что будете делать во время прогулки.

4. Смотрите картинки в книжках и вместе изучайте их, комментируя: кошка сидит, солнышко светит, цветы растут.

5. При играх с малышом всегда говорите что делаете. Например: вот я беру один кружок от пирамидки и одеваю на основу, теперь я возьму другой и одену поверх первого и т.д. можно при этом называть какого цвета кружки.

6. Изучайте игрушки. Например, вы спрятали что-то ,а потом предложите крохе поискать вместе с вами.

7. Займитесь с ребёнком играми, которые помогут развить моторику. Например, лепите фигурки из пластилина, делайте аппликации и т. д.

8. Во время обучения ребёнка разговаривать уделяйте ему больше своего свободного времени и используйте для обучения игры. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем быстрее он заговорит.

Как развивать речь ребенка в 2 года

Для развития активной речи ребенка в 2 года при благоприятных условиях развития в целом родителям необходимо:

1. Побуждать ребенка к общению с помощью речевых средств, создавая поводы для обращения ко взрослым («расскажи мне», «поблагодари папу», «пригласи бабушку в гости», «узнай у мамы, когда будет готов обед»).

2. Уметь вовремя выдержать паузу в разговоре и позволить ребенку выразить свою мысль словами. Очень часто наблюдается следующая картина: ребенок хочет что-то сказать и взрослые, как только поняли о чем идет речь, обрывают его на полуслове. Бывает и так – ребенку задали вопрос, и он не сразу сообразит, что ответить, а за него тут же отвечает либо сам спрашивающий, либо желающая всегда и во всем помочь мама. Во всех этих случаях у ребенка вряд ли возникнет желание все-таки высказаться.

3. Поощрять замену звукоподражательных конструкций правильными общеупотребительными словами (не «ав-ав», а «собака»; не «би-би», а «машина»).

4. Грамотно выражать свои мысли. Использовать в разговоре с ребенком основные части речи (существительное, глагол, прилагательное), грамотно употреблять предлоги, наречия, местоимения.

5. Четко произносить каждое слово при общении с ребенком. Ребенок должен подражать взрослым при произнесении слов, а не наоборот.

6. Ежедневно уделять внимание артикуляционной гимнастике, которая помогает «почувствовать» ребенку свои язычок, губки, зубки, а значит улучшается способность ими управлять. Упражнения можно выполнять в течение дня в процессе игр, еды, прогулки. Например, вытягивать губы трубочкой, посылать воздушные поцелуи, облизывать губы или ложку, удерживать на языке орешек, мармеладинку. Вы можете прочитать подробнее об артикуляционной гимнастике здесь.

7. Учить ребенка правильно дышать. Очень часто именно неправильное речевое дыхание препятствует нормальному образованию звуков. Важно помнить, что речевой вдох более глубокий, чем в покое, и осуществляется через нос и рот, а речевой выдох, в процессе которого и происходит звукообразование, осуществляется только через рот. Именно на выдохе мы произносим все слова. Работа с дыханием также осуществляется в игровых моментах, как например, задувание свечей, подуть на ватку, на полоску бумаги, пускать мыльные пузыри и так далее.

8. Использовать окружающую обстановку и элементы игрового общения для расширения активного словаря: учить находить предметы по их словесному описанию, ориентируясь на их название, цвет, размер и местоположение; учить не только замечать, но и называть характеристики предметов; формировать навыки обобщения и сравнения знакомых предметов.

9. Читать вслух. Чтение важно для расширения активного и пассивного словарей. Можно учить малыша находить характерные особенности персонажей, знакомых ему по сказкам (лиса рыжая, хитрая; медведь косолапый, любит мед). К тому же в процессе прослушивания ребенком сказок происходит усвоение правильных грамматических конструкций родного языка.

Помните, что речь вашего ребенка — это своего рода зеркало вашей собственной речи. Говорите грамотно и общайтесь со своим ребенком с удовольствием!

Особые рекомендации по развитию речи детей 2-3 лет:

Читайте также:  Ребенку для полного и гармоничного развития его личности

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных.

Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваш малыш, конечно уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый).

Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей.

Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Первые предложения, употребляемые ребенком, состоят из двух, трех слов, еще не согласующихся между собой. Правда ребенок еще не редко ошибается в падежных окончаниях, в согласовании прилагательных с существительными.

В таких случаях надо спокойно поправить ребенка. Например, по аналогии с предложением «капаю землю лопаткой» говорит «капаю савкой». В таких случаях надо поправить ребенка и обязательно предложить ему повторить сказанное в правильном варианте.

В семьях, где ребенка излишне опекают, не воспитывают самостоятельности, стараются предугадать малейшее его желание, у ребенка не развивается потребность в речевом общении. Взрослые даже говорят за него самого, не побуждают к самостоятельным высказываниям.
Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит художественному слову. Даже совсем маленькие дети любят слушать и очень рано начинают реагировать на ритмически организованную речь. Стихи, потешки , прибаутки, особенно сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей на протяжении раннего детства. Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять коротенькие стихи.

Больше возможности для развития речи открываются во время прогулок с ребенком. Яркое, летнее солнце, зеленая листва кустарников, или пушистые снежинки – все это привлекает ребенка и может послужить темой для разговора с ним. Но при условии, что это время вы посвящаете ребенку, а не общению со своими знакомым.

Если же Вас что-то беспокоит или настораживает в речевом общении ребенка на данном возрастном этапе, то следует обратиться за индивидуальной консультацией к учителю- логопеду.

Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”

Развитие речи — одна из важнейших задач психологического и личностного развития ребенка.

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей.

1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?

Родители…………………………………………………………………………………………………….

Детский сад………………………………………………………………………………………………

Другое…………………………………………………………………………………………………..

2. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?

Да и какую…………………………………………………………………………………………………

Нет……………………………………………………………………………………………………………..

3. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?

Да………………………………………………………………………………………………………………

Нет………………………………………………………………………………………………………………

4. Знают ли Ваши дети потешки, сказки?

Да, какие…………………………………………………………………………………………………..

Нет…………………………………………………………………………………………………………..

5. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?

Да………………………………………………………………………………………………………………

Нет………………………………………………………………………………………………………………

6. Какие темы по развитию речи ребенка Вы хотели бы обсудить?

…………………………………………………………………………………………………………………….7. В каких видах деятельности развивается речь ребенка? …………………………………………………………………………………………………………………… Спасибо!

Источник

Анкета для родителей

«Речевое развитие детей»

Уважаемые родители, мы просим Вас ответить на следующие вопросы:

  1. Есть ли у Вашего ребенка трудности  в речевом развитии?   __________________________________________________________________

2. Если есть, то какие?________________________________________________

  1. Знаете ли Вы, к какому возрасту у ребенка должно быть сформировано правильное произношение всех звуков?_________________________________

________________________________________________________________

  1. Как вы считаете, в каком возрасте ребенка надо консультировать у логопеда?__________________________________________________________

5. Нужно ли исправлять речевые нарушения или «само все исправиться, когда вырастет»?_________________________________________________________

  1. Как Ваш ребенок устанавливает контакт с другими людьми? (открыт к общению и легко вступает в контакт, стесняется, замкнут, уходит от общения, плачет, боится и прячется и др.) _______________________________________

__________________________________________________________________

  1. Как Вы оцениваете уровень речевого развития Вашего ребенка?

Низкий, средний, высокий __________________________________________

8. .Нужна ли Вам консультация логопеда?_____________________________

9. Читаете ли Вы ребенку дома книги? Как часто?_______________________

________________________________________________________________

10. Есть ли у Вас дома специальные книги, пособия, игры на развитие речи?

________________________________________________________________

Анкета для родителей по организации театрализованной деятельности в семье

Уважаемые родители! Мы очень заинтересованы в успешном развитии Вашего ребенка и создании необходимых условий для развития его творческих способностей в детском саду и в семье.

Просим Вас ответить на вопросы анкеты или подчеркнуть один из предложенных вариантов ответов.

1. Делится ли Ваш ребенок своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях в кружке, праздниках, проводимых в детском саду? (Да; нет)

2. Устраиваете ли Вы дома театрализованные игры и представления? (Да, нет)

3. Посещаете ли Вы со своим ребенком театры? (Да, нет)

4. Вызывают ли у Вашего ребенка эмоциональный отклик кукольные спектакли? (Да, нет)

5. Слушаете ли Вы с ребенком аудиозаписи сказок? (Да, нет)

6. Знаете ли Вы, как организовать театрализованную деятельность в семье? (Да, нет, затрудняюсь ответить)

7. Хотите ли Вы приобрести знания о том, как организовать театрализованную деятельность с детьми в домашних условиях? (Да, нет)

Большое спасибо за участие!

Анкета для родителей

Уважаемые родители! С целью выявления эффективности проведенного мероприятия, прошу Вас ответить на вопросы:

1. Актуальна ли для Вас тема семинара-практикума? (Да, нет)

2. Считаете ли Вы целесообразным применение материалов семинара-практикума в воспитании Вашего ребёнка? (да, нет)

3. Будите ли Вы в семье организовывать театрализованную деятельность с ребенком? (да, нет, не знаю).

Читайте также:  Критические периоды речевого развития ребенка

4. Оцените организацию и проведение семинара-практикума в баллах (1 2 3 4 5)

5. По каким вопросам развития Вашего ребенка Вы считаете необходимым углубить свои знания?

Большое спасибо за участие!

Памятка для родителей

по организации театрализованной деятельности в семье.

Мамы и папы! Бабушки и дедушки! Если Вы хотите развивать творческие способности своего ребенка и желаете, чтобы Ваш ребёнок был успешен в жизни, чаще предлагайте ему поучаствовать вместе с вами в театрализованной деятельности!

Благодаря этой деятельности у ребёнка будут развиваться:

психофизические способности (мимика и пантомимика) ;

психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память);

речь (монологическая и диалогическая);

творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Он глубже познает окружающий мир; освоит новые способы общения.

Для этого Вы можете вместе с ребёнком:

разыгрывать стихи, сказки, рассказы, мини-сценки по ролям с использованием различных видов театров: игрушек, картинок или использовать предметы- заместители (кубики, камешки и другие подручные материалы). Особое внимание уделяйте интонационной выразительности речи, выразительности жестов, движений.

во время досуга организовывать речевые игры и упражнения, занятия ритмопластикой, сочинять стихи и сказки;

учиться владеть куклами би-ба-бо и тростевыми куклами, другими доступными видами театров;

изготавливать и подбирать атрибуты к сказкам, элементы костюмов, оформлять декорации к представлениям; на семейных праздниках чаще организовывайте театрализованные представления с использованием различных видов театров (плоскостным, пальчиковым и др.) или организуйте игры- драматизации по мотивам сказок.

Желаем Вам всем творческих успехов!

Помните: чтобы развивать творческие способности ребёнка, ему необходимо предлагать особую деятельность, в которой он сможет активно проявить свою индивидуальность и самостоятельность.

Источник

Роль Семьи в речевом развитии ребенка

Правильная и красивая речь – это

богатство, которое может подарить

ребенку каждый родитель, и оно особенно

ценно, потому что останется с ним на всю жизнь.

Год от года родители и педагоги все больше жалуются на то, что дети позже начинают говорить или плохо и мало разговаривают. И специальная логопедическая помощь нужна все большему количеству детей в каждой группе детского сада.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Помимо задержки речевого развития у таких детей отмечаются сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностные, поведенческие трудности, а также несформированность познавательных возможностей. Так как речь в психическом развитии имеетисключительное значение. 

Всем известно, что именно семья формирует ребенка, как личность,развивает его коммуникативные способности, дает широкий круг представлений о жизни. Но современный темп жизни не всегда дает возможность родителям уделять достаточно внимания общению со своими детьми, даже в благополучных семьях. 

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью. 

Не секрет, что беседы со своими детьми, чтение сказок, прогулки, мамины колыбельные теперь заменяют телевизор, компьютер, видео. И экран становится для ребенка главным «воспитателем». И это вполне устраивает взрослых: ребенок не пристает, не безобразничает, ребенок как бы занят, узнает что-то новое. Но это занятие не совсем безобидно, так как может иметь последствия для физического здоровья (нарушение зрения, испорченная осанка, дефицит движения и др., но и для психического развития и, прежде всего отставание в речи.

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. И только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, включается в диалог. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, остаются пустым звуком. 

Речь – это не только средство общения, но и мышления, воображения. Поэтому, сажая малыша перед экраном, родители должны помнить, что становление его внутреннего мира происходит только в совместной жизнедеятельности с ребенком. Конечно, в современном мире нельзя обойтись без телевизора, компьютера, телефона, калькулятора, но важно, чтобы они были средством обучения, а не заменяли собой общение с самыми близкими, дорогими людьми. Родители должны помнить, что именно на них лежит ответственность за развитие речи ребенка, особенно в первые годы жизни. 

И нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребенка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией. 

Речь ребенка развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями.Поэтому чаще посещайте с ним концерты, выставки, гуляйте, занимайтесь спортом. Замечено, что если родители сами творческие личности: например рисуют, лепят, сочиняют сказки, поют, танцуют то и дети в таких семьях, как правило, полностью развиваются. Очень важно, чтобы в тот момент, когда у ребенка происходит становление речи, с ним были любящие, заботливые, понимающие родители. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.

Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончании слов, не сюсюкать. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.). Взрослым необходимо создавать благоприятную речевую среду, чтобы дети усвоили необходимые речевые умения и навыки, которые помогут в развитии и адаптации его в реальной окружающей жизни. В любом случае речь родителей должна быть образцом для детей. Необходимо постоянно повышать свой культурный уровень, сотрудничать с педагогами ДОУ. 
Педагоги и родители должны оказать ребенку своевременную помощь в преодолении речевых недостатков, тем самым можно предупредить дальнейшие трудности в школьном обучении. Так же это благоприятно скажется на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни. Сделайте все от вас зависящее, чтобы привести речь ребенка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить!

Памятка

«Факторы успешного развития ребенка»

Что нужно делать?

Читайте также:  Занятия для развития 5 месячному ребенку

— Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения;

— Создать в доме благоприятную атмосферу, избегать ссор между родителями в присутствии малыша;

— Создавать условия для общения с другими детьми;

— Беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать;

— Не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком

проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме;

— Развивать у ребенка слуховое внимание, тренироватьартикуляционный аппарат, мелкую моторику рук это ведет к развитию речи ребенка;

— Следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу. Речь взрослого – пример для подражания;

— Объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках.

— Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему».

— Задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом

— Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение театров, музеев.

Чего делать нельзя?

— Искажать звукопроизношение — «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком;

— При общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами;

— Наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его;

— Разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят или неправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.

В помощь родителям!

«Творческие задания»

«Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали.

Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

«Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

«Бюро путешествий»

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни?

Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.

«Всегда под рукой»

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

«Лучший друг»

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек — большой или маленький – или животное. Попросите его рассказать о своем «лучшем друге». Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

«Рассказы по картинкам»

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок»).

Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Истории из жизни»

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете.

Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом… Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

«Мой репортаж»

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.

«Семейное ток-шоу»

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон — и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой… До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?» и т. д.

«Измени песню»

Детям нравится петь о знакомых вещах — о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке… Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений — тоже не страшно.

Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Помните!!! Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители!

Всего Вам Доброго!

Источник