Анкета ребенка 3 года
Анкета-опросник
для родителей детей
младшего дошкольного возраста 3-4 лет
1. Фамилия Имя ребенка:
………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
2. Сколько полных лет ребенку:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Посещал ли ваш ребенок дошкольное учреждение(указать номер , группу)
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
4. Кто занимается воспитанием ребенка:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5. Как Вы считаете, кто должен заниматься воспитанием ребенка:
а)родители
б)детский сад
в)другое
6. Как, вы считаете, нужны ли занятия детям в детском саду:
а)да
б)нет
в) другое
7. Знает ли ваш ребенок свои имя и фамилию:
а)да
б)нет
в)другое
8. Как вы обращаетесь дома к своему ребенку
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
9. Понимает ли Ваш ребенок обращенную к нему речь:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
10. Ваш ребенок владеет речью:
а)хорошо говорит
б)плохо говорит
в) другое
11. Ваш ребенок может определить свои вещи:
а)да
б)нет
в) другое
12. Ваш ребенок умеет владеть ложкой:
а)да
б)нет
13. Ваш ребенок умеет пить из чашки:
а)да
б)нет
14.Ваш ребенок ест самостоятельно:
а)да
б)нет
в)другое
15. Вашему ребенку надо одевать нагрудник во время еды:
а)да
б)нет
16. Ваш ребенок сам просится в туалет:
а)да
б)нет
в)другое
17. Ваш ребенок сам умеет одеваться:
а) нет
б)да
в) другое
18. Ваш ребенок быстро засыпает днем:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
19. Сколько времени для сна нужно вашему ребенку:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
20. Ваш ребенок умеет самостоятельно мыть руки:
а)да
б)нет
в)другое
21. В котором часу вечера засыпает ваш ребенок:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
22. Читаете ли вы своему ребенку книги:
а)часто, как:
б)редко, как:
в) другое
23. Умеет ли ваш ребенок слушать сказки:
а)да
б)нет
24. Сколько времени вы позволяете ребенку смотреть телевизор:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
25. Какие передачи смотрит ваш ребенок:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
26. Сколько времени вы проводите с ребенком на улице:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
27. Вы ходите гулять с ребенком в любую погоду (указать температурные и погодные условия)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
28. Посещаете ли вы с ребенком театр, выставки и т.д. (указать что, как часто)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
29. Ваш ребенок усидчивый:
а)да
б)нет
в)другое
30. Ваш ребенок умеет собирать кубики:
а)да
б)нет
в)другое
31. Ваш ребенок умеет собирать пазлы:
а)да
б)нет
в)другое
32. Ваш ребенок умеет лепить из пластилина:
а)да
б)нет
в)другое
33. В какие игрушки играет ваш ребенок дома:
………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
34. Есть ли у вашего ребенка любимая игрушка:
а)да
б)нет
в) другое
35. Ваш ребенок играет один или в компании:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………
36. Умеет ли ваш ребенок убирать за собой игрушки:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………
37. Как ваш ребенок реагирует на новых людей:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
38. Часто ли болеет ваш ребенок:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
39. Есть ли у вашего ребенка проблемы с питанием (указать какие)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
40. Есть ли аллергия у вашего ребенка:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
41. Как вы считаете, какие виды наказания приемлемы для вашего ребенка
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
42. Наказываете ли вы своего ребенка:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
43. Какие качества характера вы хотели бы видеть в своем ребенке:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
44. Какие дополнительные кружки вы хотели бы посещать со своим ребенком:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
45. Согласны ли вы, взаимодействовать вместе с воспитателем в воспитании вашего ребенка:
а)да
б)нет
В) другое
46. Охарактеризуйте своего ребенка:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
47. Пожелание воспитателю в работе с вашим ребенком:
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
БЛАГОДАРИМ ЗА ОТВЕТЫ !
НАДЕЕМСЯ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО!
Источник
Анкета
« Что умеет ваш ребенок »
- Имя, фамилия ребенка
- Дата рождения
3) Состав семьи
4) Рисует ли ваш ребенок дома? а) да; б) нет.
5) Чем ребенку больше нравится рисовать?
а) красками; в) фломастерами;
б) цветными карандашами; г) ничем.
6) Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы
( пальцем, ладошкой, другими предметами ?
а) да; б) нет.
7) Обращаете ли вы внимание ребёнка на красоту природы в разное время года?
а) да; б) нет.
8) Укажите виды деятельности Вашего ребенка дома
Будние дни (вечер) Выходные дни
а) Занятия рисованием, лепкой, конструированием;
б) Подвижные игры; в) Пешие прогулки вместе с родителями;
г) Прослушивание рассказов, сказок; д)Просмотр детских TV передач;
е) Занятия физическими упражнениями; ё) Другое.
9) Изменилось ли здоровье Вашего ребенка за время посещения детского сада?
а) Улучшилось; б)Осталось таким же; в) Ухудшилось.
10) Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?
а) читаем очень много, постоянно; б) читаем, но редко;
в) не читаем.
11) Что больше нравиться вашему ребенку сказки, стихи, рассказы?
а) сказки; б) стихи; в) потешки.
12) Есть ли у ребенка потребность к творчеству?
а) есть; б) проявляется, но изредка; в) очень редко.
13) Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?
а) любит и подолгу слушает; б) когда как; в) не любит.
14) Чем удивляет вас ваш ребёнок?
а) любознательностью; б) настойчивостью;
в) пассивностью; г) ваш вариант
15) Насколько эмоционально относится ребёнок к интересному для него занятию?
а) спокойно; б)увлечённо;
в)равнодушно; г) радостно
16) Какие цвета знает Ваш ребенок?
17)Какой цвет путает (с каким?
18) Различает ли ваш ребенок геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник?
а) да; б) нет.
19) Во время совместных строительных игр с ребенком, обращаете ли Вы внимание, что материалы могут быть разными по длине, ширине, высоте, величине?
а) да; б) нет.
20) Правильно ли выполняет ребенок Вашу просьбу: принести предмет (любой)определенного цвета (например, красного, синего); формы, величины (например, большой круглый мяч?
а) да; б) нет; в) инода.
21) Понимает ли Ваш ребенок значение слов: тихо-громко?
а) да; б) нет.
22) В каких видах деятельности, по Вашему мнению, ребенок чаще проявляет инициативу и самостоятельность?
а) в игре; б) в общении;
в) познавательно – исследовательской деятельности;
г) двигательной деятельности.
23) Какие приёмы и как часто используются в семье для развития у ребёнка умения общения?
а) указаний; б) объяснений; в) внушения;
г) убеждения; д) просьб.
24) Умеет ли ваш ребёнок действовать с предметами в соответствии с их социальным назначениям?
а) да; б) нет.
25) . Что больше всего беспокоит вас в общении ребенка со сверстниками и взрослыми?
а) ничего;
б) неуверенность моего ребенка;
в) затрудняюсь ответить.
Источник
Анкета «Мой ребенок. Какой он?»
Мы хотим лучше узнать Вашего малыша. Расскажите о нем!
Фамилия и имя ребенка: ________________________________________________________________
Дата рождения: _______________________________________________________________________
Как вы называете ребенка дома (включая ласкательные имена): _______________________________
Имя и отчество тех взрослых, которые будут приводить ребенка и забирать его из детского сада
(мамы, папы, бабушки, дедушки, няни…):___________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Каков состав Вашей семьи? _____________________________________________________________
Если у малыша есть братья или сестры, их имя и возраст: ____________________________________
Каков характер отношений между членами семьи? __________________________________________
Кому малыш отдает предпочтение? _______________________________________________________
Нет ли недостатка внимания, негативного отношения к ребенку, гиперопеки? ___________________
Не сложилось ли у малыша негативного отношения к кому-либо из членов семьи? _______________
Кто занимается воспитанием ребенка? ____________________________________________________
Нравится ли ребенку в дошкольном учреждении? Долго ли он привыкал к детскому саду?)
______________________________________________________________________________________
Легко ли ребенок контактирует с детьми и со взрослыми? Радуется ли, когда к Вам приходят гости?
______________________________________________________________________________________
Избирателен ли малыш в общении? ______________________________________________________
Улавливает ли он шутку в общении, в играх? _______________________________________________
Каковы взаимоотношения ребенка с другими детьми?
______________________________________________________________________________________
Понимает ли ребенок Ваши эмоции?______________________________________________________
Каким образом ребенок реагирует на новую игрушку? Радостно восклицает, взмахивает руками,
подпрыгивает, молча берет и рассматривает, фактически не реагирует…) ________________________
_____________________________________________________________________________________
Откликается ли ребенок на эмоциональные проявления, переживания других людей и героев книг?
Может ли сопереживать? ________________________________________________________________
Как Вы можете определить характер ребенка? (Вспыльчивый, капризный, доброжелательный,
упрямый, негативный, послушный, ласковый…)_____________________________________________
Какие черты беспокоят Вас в его характере? (упрямый, негативный, послушный, ласковый… )
______________________________________________________________________________________
Есть ли у Вас дома животные, птицы, растения, и т.д.? Каково отношение ребенка к ним?
______________________________________________________________________________________
Как Ваша семья проводит досуг, выходные дни, отпуск? Чем больше всего малыш любит заниматься?
___________________________________________________________________________
Какие игрушки и игры у него есть? Какие из них любимые?
______________________________________________________________________________________
В какие совместные игры Вы играете с ребенком? Сюжетно-ролевые, дидактические, обучающие,
спортивные, игры-развлечения ____________________________________________________________
Каким образом привлекает Вас ребенок к совместной игре? Предлагает поиграть, посмотреть …
______________________________________________________________________________________
Играет ли малыш сам? __________________________________________________________________
Каков характер его игры? (Манипулирует, переставляет игрушки с места на место, разбирает игрушки,
исследует их…) _______________________________________________________________
Есть ли замысел в его игре? ____________________________________________________________
Играет ли ребенок вместе с Вами в настольные игры? (Если да, то запишите их названия.)
______________________________________________________________________________________
Вовлекаете ли Вы малыша в совместную деятельность: накрывать на стол, убирать игрушки…
______________________________________________________________________________________
Чем занимается ребенок на прогулке? С кем общается? Во что и как играет? Наблюдает ли за окружающим?
______________________________________________________________________________________
Какие книжки Вы читаете ребенку? (Запишите их названия.)
______________________________________________________________________________________
При чтении к чему проявляет интерес? К картинкам, к содержанию… С какого возраста?
______________________________________________________________________________________
Есть ли у малыша любимые фильмы, мелодии и т.д.? (Запишите их названия.)
______________________________________________________________________________________
Проявляет ли он интерес к телепередачам? (Запишите их названия.)
______________________________________________________________________________________
Любит ли ребенок рисовать? (Если рисует, то чем?) ________________________________________
Обращается ли малыш за помощью к взрослым? В каких случаях?
______________________________________________________________________________________
Любит ли ребенок лепить, конструировать, играть с мозаикой? Не вызывают ли затруднений эти виды
деятельности? Может ли он выполнить задание по описанию, по образцу, по представлению?
______________________________________________________________________________________
Как ребенок решает возникающие трудности? Плачет, обращается за помощью (спрашивает взглядом,
интонацией, речевыми средствами), наблюдает за Вашими действиями (молча, мешает Вам)…
______________________________________________________________________________________
Есть ли у малыша возможность и потребность в психологической разрядке? Каким образом это
проявляется? Кричит, уединяется, затихает, «общается» с игрушками, пытаясь воспроизвести
взволновавшие его ситуации, слушает музыку, рисует, конструирует …
____________________________________________________________________________________
Спасибо!
Источник
Уважаемые родители!
Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.
1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ________________________________________________________
3. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?_____________________________________________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?______________________________________________________
5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? _____________________________________________________________________
6.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). __________________________________________
7. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)
8.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?
______________________________________________________________________
9.В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).___________________________________________________
10. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?
11. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _________________
12. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?________________________________________________________________
13. В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?______________________________________________________
14. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _____________________________________________________________
15.Ваши замечания, предложения, пожелания _____________________________________________________________________
Спасибо!
Анкета для родителей по развитию речи ребенка
1. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?
а) читаем много, постоянно;
б) читаем, но редко;
в) не читаем.
2. Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?
а) любит и подолгу слушает;
б) когда как;
в) не любит.
3. Что больше нравиться вашему ребенку:
а) сказки;
б) стихи;
в) рассказы.
4. После чтения рассказа или сказки может ли ребѐнок ее рассказать?
а) да, рассказывает, как ему читали;
б) рассказывает, но на свой лад;
в) частично рассказывает сказку;
г) не рассказывает.
5. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?
а) есть;
б) проявляется, но изредка;
в) очень редко.
6. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?
а) да
б) нет
Рекомендации к развитию речи у детей
1. Старайтесь больше читать малышу. Необязательно выбирать для этого длинные сказки. Можно ограничиться маленькими стишками и загадками.
2. Ограничьте просмотр телевизора ребенком до минимума.
3. Всегда при ребёнке называйте предмет или действие. Например, телевизор – разговаривает, птички – поют, собака ест и т.д. так же перед тем как пойдёте гулять, обязательно говорите, что будете делать во время прогулки.
4. Смотрите картинки в книжках и вместе изучайте их, комментируя: кошка сидит, солнышко светит, цветы растут.
5. При играх с малышом всегда говорите что делаете. Например: вот я беру один кружок от пирамидки и одеваю на основу, теперь я возьму другой и одену поверх первого и т.д. можно при этом называть какого цвета кружки.
6. Изучайте игрушки. Например, вы спрятали что-то ,а потом предложите крохе поискать вместе с вами.
7. Займитесь с ребёнком играми, которые помогут развить моторику. Например, лепите фигурки из пластилина, делайте аппликации и т. д.
8. Во время обучения ребёнка разговаривать уделяйте ему больше своего свободного времени и используйте для обучения игры. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем быстрее он заговорит.
Как развивать речь ребенка в 2 года
Для развития активной речи ребенка в 2 года при благоприятных условиях развития в целом родителям необходимо:
1. Побуждать ребенка к общению с помощью речевых средств, создавая поводы для обращения ко взрослым («расскажи мне», «поблагодари папу», «пригласи бабушку в гости», «узнай у мамы, когда будет готов обед»).
2. Уметь вовремя выдержать паузу в разговоре и позволить ребенку выразить свою мысль словами. Очень часто наблюдается следующая картина: ребенок хочет что-то сказать и взрослые, как только поняли о чем идет речь, обрывают его на полуслове. Бывает и так – ребенку задали вопрос, и он не сразу сообразит, что ответить, а за него тут же отвечает либо сам спрашивающий, либо желающая всегда и во всем помочь мама. Во всех этих случаях у ребенка вряд ли возникнет желание все-таки высказаться.
3. Поощрять замену звукоподражательных конструкций правильными общеупотребительными словами (не «ав-ав», а «собака»; не «би-би», а «машина»).
4. Грамотно выражать свои мысли. Использовать в разговоре с ребенком основные части речи (существительное, глагол, прилагательное), грамотно употреблять предлоги, наречия, местоимения.
5. Четко произносить каждое слово при общении с ребенком. Ребенок должен подражать взрослым при произнесении слов, а не наоборот.
6. Ежедневно уделять внимание артикуляционной гимнастике, которая помогает «почувствовать» ребенку свои язычок, губки, зубки, а значит улучшается способность ими управлять. Упражнения можно выполнять в течение дня в процессе игр, еды, прогулки. Например, вытягивать губы трубочкой, посылать воздушные поцелуи, облизывать губы или ложку, удерживать на языке орешек, мармеладинку. Вы можете прочитать подробнее об артикуляционной гимнастике здесь.
7. Учить ребенка правильно дышать. Очень часто именно неправильное речевое дыхание препятствует нормальному образованию звуков. Важно помнить, что речевой вдох более глубокий, чем в покое, и осуществляется через нос и рот, а речевой выдох, в процессе которого и происходит звукообразование, осуществляется только через рот. Именно на выдохе мы произносим все слова. Работа с дыханием также осуществляется в игровых моментах, как например, задувание свечей, подуть на ватку, на полоску бумаги, пускать мыльные пузыри и так далее.
8. Использовать окружающую обстановку и элементы игрового общения для расширения активного словаря: учить находить предметы по их словесному описанию, ориентируясь на их название, цвет, размер и местоположение; учить не только замечать, но и называть характеристики предметов; формировать навыки обобщения и сравнения знакомых предметов.
9. Читать вслух. Чтение важно для расширения активного и пассивного словарей. Можно учить малыша находить характерные особенности персонажей, знакомых ему по сказкам (лиса рыжая, хитрая; медведь косолапый, любит мед). К тому же в процессе прослушивания ребенком сказок происходит усвоение правильных грамматических конструкций родного языка.
Помните, что речь вашего ребенка — это своего рода зеркало вашей собственной речи. Говорите грамотно и общайтесь со своим ребенком с удовольствием!
Особые рекомендации по развитию речи детей 2-3 лет:
С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных.
Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.
Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.
Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.
Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.
Ваш малыш, конечно уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый).
Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.
На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей.
Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.
Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.
Первые предложения, употребляемые ребенком, состоят из двух, трех слов, еще не согласующихся между собой. Правда ребенок еще не редко ошибается в падежных окончаниях, в согласовании прилагательных с существительными.
В таких случаях надо спокойно поправить ребенка. Например, по аналогии с предложением «капаю землю лопаткой» говорит «капаю савкой». В таких случаях надо поправить ребенка и обязательно предложить ему повторить сказанное в правильном варианте.
В семьях, где ребенка излишне опекают, не воспитывают самостоятельности, стараются предугадать малейшее его желание, у ребенка не развивается потребность в речевом общении. Взрослые даже говорят за него самого, не побуждают к самостоятельным высказываниям.
Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит художественному слову. Даже совсем маленькие дети любят слушать и очень рано начинают реагировать на ритмически организованную речь. Стихи, потешки , прибаутки, особенно сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей на протяжении раннего детства. Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять коротенькие стихи.
Больше возможности для развития речи открываются во время прогулок с ребенком. Яркое, летнее солнце, зеленая листва кустарников, или пушистые снежинки – все это привлекает ребенка и может послужить темой для разговора с ним. Но при условии, что это время вы посвящаете ребенку, а не общению со своими знакомым.
Если же Вас что-то беспокоит или настораживает в речевом общении ребенка на данном возрастном этапе, то следует обратиться за индивидуальной консультацией к учителю- логопеду.
Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”
Развитие речи — одна из важнейших задач психологического и личностного развития ребенка.
Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей.
1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?
Родители…………………………………………………………………………………………………….
Детский сад………………………………………………………………………………………………
Другое…………………………………………………………………………………………………..
2. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?
Да и какую…………………………………………………………………………………………………
Нет……………………………………………………………………………………………………………..
3. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?
Да………………………………………………………………………………………………………………
Нет………………………………………………………………………………………………………………
4. Знают ли Ваши дети потешки, сказки?
Да, какие…………………………………………………………………………………………………..
Нет…………………………………………………………………………………………………………..
5. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?
Да………………………………………………………………………………………………………………
Нет………………………………………………………………………………………………………………
6. Какие темы по развитию речи ребенка Вы хотели бы обсудить?
…………………………………………………………………………………………………………………….7. В каких видах деятельности развивается речь ребенка? …………………………………………………………………………………………………………………… Спасибо!
Источник