Актуальность раннего развития ребенка
Общеизвестно, что раннее детство – это возраст, когда происходит закладка основ здоровья и характера человека; особый период становления всех органов и систем ребенка. Поэтому крайне важно создать ребенку максимально благоприятные условия для роста, воспитания, развития, независимо от того, где происходит этот период детства – в семье или в детском саду.
Анализ современного положения детей раннего возраста в Российской Федерации свидетельствует о чрезвычайной важности активной социально-педагогической защиты и поддержки раннего детства и о том, что она требует высокой квалификации педагогов, всех, кто по долгу службы занимается детьми.
Главное отличие психологии ребенка заключается в том, что внутренний, психологический план (ценности, представления, мотивация и т.д.) у него только складывается и находится в процессе интенсивного становления. Это порождает характерные особенности детей раннего возраста. Прежде всего, это поглощенность текущим моментом. Вся жизнь, все радости и огорчения происходят «здесь и сейчас». Невозможно представить себе нормального двухлетнего малыша, который спокойно наблюдает за окружающими его новыми предметами. Зависимость от ситуации характеризует не только поведение, но и внутреннюю, психическую жизнь ребенка.
Эмоции и аффекты в этом возрасте тоже крайне ситуативные и проявляются преимущественно в момент сиюминутного восприятия чего-либо, вызывающего аффект. Быстрый переход от смеха к слезам и обратно – типичная черта ребенка одного-двух лет.
Для ребенка очень важна предсказуемость ожидающих его событий. Привычный порядок дня, привычная обстановка, знакомые близкие люди создают уверенность в себе и ощущение спокойствия и устойчивости своего существования. Другое дело, когда какое-либо изменение внешнего мира производится самим ребенком – когда он сам что-то строит или разрушает, склеивает или разрывает на мелкие части, – это приносит ему максимальное удовольствие. Персонажи и события сказок также воспринимаются не отстраненно, а в связи с собственным опытом. Для родителей удивительно, что дети могут по 20–30 раз слушать одну и ту же сказку или смотреть один и тот же мультфильм. Для взрослых главное – узнать, что будет дальше и чем всё кончится, и если мы уже знаем, что будет дальше, то теряем к произведению интерес. У детей всё наоборот. Чем лучше они знакомы с со- держанием сказки, тем с большим удовольствием ее слушают. Для них главное не сюжет произведения, не его финал, а сам процесс восприятия и узнавания знакомых слов и событий. Такое узнавание дает чувство собственной компетентности, уверенности в себе, устойчивости окружающего мира. То, что для взрослых скучно, для детей становится источником ярких эмоций и впечатлений.
Специфика работы ДОО с детьми раннего возраста такова, возрастные особенности детей, с одной стороны, открывают широкие возможности и резервы раннего возраста, которые могут быть реализованы только при участии взрослого. Однако, с другой, — особенности детей раннего возраста существенно осложняют работу воспитателя и предъявляют массу требований к нему. Очевидно, что работа педагога предполагает, прежде всего, ориентацию на возрастные особенности детей и на понимание тех трудностей, с которыми сталкиваются воспитатели. Остановимся на основных особенностях и проблемах работы с маленькими детьми.
Особенность первая. Необходимость включения в детскую деятельность.
Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Только взрослый может организовать и поддерживать интересную для малышей игру. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием: она требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий с другими и, конечно же, если ребенок по-настоящему включен в нее, приносит эмоциональное удовлетворение.
Особенность вторая. Необходимость личной обращенности к ребенку.
Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные к целой группе. Между тем воспитатели часто пытаются объяснять что-то всем сразу или руководить целой группой малышей. Они показывают какой- либо способ действия с игрушками или объясняют что-то новое. Но в этих условиях малыши не воспринимают новую информацию. Они могут действовать, подражая другим, заражаясь общей активностью, но новое содержание они при этом не усваивают.
Особенность третья. Неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Важнейшая особенность работы с детьми раннего возраста -неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются бесполезными. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Поведение воспитателя должно быть предельно выразительным, эмоциональным и «заразительным». Здесь требуется повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Прежде всего, необходимы естественность и непосредственность в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, они быстро угадывают ложь, недоброжелательность, равнодушие.
Особенность четвертая. Необходимо принимать ребенка.
Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает. Оно означает полное признание человека без всяких условий, типа «Я люблю тебя только тогда, когда ты делаешь всё правильно». Это требование принять достаточно сложно. На первый взгляд оно вступает в противоречие с предыдущим принципом, согласно которому воспитатель должен быть искренним, а значит, – выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако безусловное принятие другого относится к восприятию личности в целом, но не к одобрению неправильного поведения малыша. Другими словами, вы можете выражать по отношению к ребенку не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеете права оскорблять его личность.
Особенность пятая. Необходима эмпатия. Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Это требование необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако применительно к раннему возрасту они приобретают особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план. Именно в этой сфере педагоги сталкиваются с рядом специфических трудностей.
Знакомство ребенка с ДОО – первый и очень важный шаг, от которого во многом зависит успешность всего адаптационного периода ребенка. Ни один из взрослых, находящихся в группе, не навязывает свое общение ребенку, пока ребенок сам не выбрал себе объект для общения. Тот педагог, которого выбрал ребенок, и начинает знакомить ребенка с помещением групповой комнаты, с детьми и персоналом, следя за тем, чтобы не перегружать ребенка информацией. Вопрос о времени пребывания ребенка в детском саду решается совместно: родители и педагоги детского сада.
Подводя итог, можно отметить, что основным условием развития ребенка раннего возраста является его общение с близким взрослым. Именно в общении с взрослыми происходит развитие высших психических функций, ребенок усваивает нормы и образцы поведения. Организуя взаимодействие с ребенком, взрослый берет на себя ответственность за его воспитание, развитие, дальнейшее будущее. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Источник
Пожалуй, невозможно найти в обществе более важную задачу, чем воспитание нового человека. Безусловным фактором дальнейшего общественного прогресса может стать лишь высоко сознательный, способный и нравственно развитый индивид, обладающий гражданственной жизненной позицией.
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.
Данная задача приобретает в настоящее время особую актуальность, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. После того, как матери получили возможность воспитывать детей до трёх лет дома, не теряя места работы и получая пособие по уходу за ребёнком, система детских яслей фактически распалась. Воспитатели, имеющие опыт работы с детьми до 3-х лет, либо переквалифицировались на работу с дошкольниками, либо ушли из системы образования. Однако в настоящее время происходит обратный процесс: в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией всё больше молодых матерей вынуждены отдавать своих малолетних детей в ясли.
Одним из федеральных проектов, реализуемых в рамках национального проекта «Образование» является федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей», направленный на создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализацию программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. Но оказание на базе дошкольных организаций услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям, в особенности воспитывающим детей раннего возраста на дому, невозможна без одновременного создания условий для раннего развития самих детей. Задачей, системы дошкольного образования, в этих условиях, становится повышение доступности дошкольного образования для детей раненого возраста (что связано с исполнением президентского Указа № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
Кто они сегодняшние воспитанники? Есть теория «Теория поколений» , созданная в конце 20 века, предполагает , что у людей , которые родились в одно время , пережили опыт в детстве, будут одинаковые ценности. И эти ценности будут отличать их от людей других поколений . Так что это за поколение и какое оно? Когда старшие поколения сетуют на то, что дети теперь совсем другие, они во многом правы. С развитием технологий этот разрыв ощущается еще больше. Когда стало понятно, что дети разных поколений имеют свои особенности мышления и поведения, возникла теория поколения. В 90-е годы Уильям Штраус и Нил Хау пришли к выводам, что рождение в определенный период предопределяет навыки, мышление, ценности и поведение людей. Штраус и Хау выделили 4 поколения Миллениума: 1943-1960 — поколение бэби-бумеров 1961-1981 — поколение X 1982-2004 — поколение Y (миллениалы) с 2005 — поколение Z. Некоторые специалисты уверены, что современные технологии ускорили смену поколений (средний цикл — 20 лет) и с 2010 года на свет рождаются дети поколения Альфа. Чем Альфа-дети отличаются от других?
Они родились в мире , где технологии решают всё. Малыши с раннего возраста контактируют с разными устройствами , которые используются для их развлечения и развития. Они отлично в них разбираются и могут справиться с любым сложным девайсом. Им интересен мир технологий и инноваций. Дети Альфа приобрели уникальную способность — делать несколько заданий одновременно. Они мобильны и любят учиться, но только при условии, что это им интересно. Кроме того, дети из поколения Альфа самостоятельны и знают, чего хотят. Они умеют решать любые трудности, находят выход из конфликтных ситуаций и не признают криков, угроз и насилия. На них не действуют общепринятые системы обучения, построенные на методе кнута и пряника. Для альфа детей намного важнее внутренняя мотивация, чем внешняя. Но работать они предпочитают в одиночестве, а живому общению — виртуальное.
На что мы обращаем внимание при воспитании Альфа детей . Альфа-дети самостоятельны, любознательны, талантливы, смотрят на мир позитивно и знают чего хотят. Но также они чувствительны, ранимы и требуют к себе творческого подхода. Поэтому им нужны взрослые, которые умеют договариваться и идти на компромиссы. Взрослым надо научиться быть понимающими, принимающими и поддерживать любые творческие начинания ребенка. Отказаться от критики и любого вида насилия, вместо этого практиковать больше объятий и слов любви. Придется смириться с тем, что эти дети не признают правила ради правил. Им надо знать, что это действительно важно и рационально.
Так как же помочь взрослым воспитать современного ребенка, как помочь педагогам, которые работают с малышами, соблюдая все современные требования? Тем более, что длительное время не хватало методической литературы, новых образовательных программ и технологий по работе с детьми раннего возраста.
В настоящее время существует несколько образовательных программ для дошкольных организаций по развитию детей раннего возраста. На наш взгляд, одной из программ, отвечающей всем современным требованиям является программа «Теремок».
«Теремок» — современная комплексная образовательная программа для воспитания и развития детей от двух месяцев до трех лет в специально смоделированной среде. • Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации психофизического и социокультурного развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и образовательного «запроса» семьи. • Описывает целевые ориентиры, ключевые задачи и базисное содержание пяти образовательных областей: • Социально-коммуникативное развитие • Познавательно развитие • Речевое развитие • Художественно-эстетическое развитие • Физическое развитие
«Теремок» — это вариативная программа, которая изначально нацелена на поддержку образовательного запроса разных семей (в т.ч. оказавшихся в сложной жизненной ситуации) и реальный учет особенностей разных регионов Российской Федерации (природно- климатические, экономические, культурно- исторические). В ней представлены три наиболее востребованные в России организационные формы (варианты): группа «Вместе с мамой», «Группа кратковременного пребывания ребенка в детском саду», «Группа полного дня». Предусмотрен вариант и для малокомплектных детских садов (по статистике, во многих регионах России их число превышает 50%).
Также к программе разработан полный комплект учебно-методических пособий по раннему возрасту.
Наше дошкольное учреждение реализует образовательную программу для детей раннего возраста «Теремок». Воспитатели применяют вариативные формы и методы, которые призваны обеспечить активное участие ребёнка в образовательном процессе в соответствие с его интересами, поддерживают личностно-ориентированный характер его взаимодействия.
В первые три года жизни ребенок стремительно развивается и усваивает огромное количество информации. «Есть мнение современных психологов, которые говорят, что если оценивать «середину жизни человека» не по количеству прожитых лет, а по объему освоенного опыта, то она, как это ни странно, будет приходиться на возраст около трех лет». А значит, появление и внедрение в российской системе дошкольного образования современных программ для малышей крайне важно для успешного развития новых поколений.
Также на базе нашего Доу в 2019-2020 учебном году была создана муниципальная стажировочная площадка «Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста», направленная на совершенствование профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач воспитания детей раннего возраста.
Работа площадки «Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста» включала разные формы работы со стажерами, стажеры выполняли предложенные задания, формировали свою профессиональную компетентность. Также стажеры выступали инициаторами обсуждения актуальной темы.
Работа площадки началась в сентябре 2019 года. Прошло 9 заседаний стажировочной площадки. Стажировку за это время прошли более 20 педагогов Энгельсского муниципального района. Приняли активное участие в работе площадки 20 педагогов из нашего ДОУ и 26 педагогов из других ДОУ ЭМР.
На сайте МАДОУ «Детский сад № 18» создана страница стажировочной площадки, где выставляется информация о проведенных мероприятиях.
Таким образом, повышение квалификации педагогов в форме стажировки позволяет совершенствовать профессиональные навыки в альтернативной форме при территориальной (транспортной) доступности, развивать профессиональные компетенции педагогов, приобретать и закреплять на практике актуальные знания, умения, навыки в процессе прохождения стажировки, осуществлять диссеминацию лучшего педагогического опыта воспитания, обучения и развития воспитанников, накопленного образовательной организацией.
Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.
Раннее детство – основа общего развития ребенка, стартовый период человеческих начинаний. Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в первые три года жизни, ведь ранний возраст – это период, когда ребенок интенсивно впитывает в себя социальный опыт человечества.
Хочу закончить свое выступление словами Василия Александровича Сухомлинского:
«… как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Только от нас, взрослых зависит, какой человек вырастит, а для этого есть все необходимые средства развития: и программы, и технологии, и всевозможные технические средства.
Источник