Актуальное развитие ребенка по новоселовой
*С.Л. Новоселова Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца.
В качестве основы классификации выдвигает категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры.
1-класс игр — игры, возникающие по инициативе самих детей:
а. Игры — экспериментирования:
*с природными объектами
* общения с людьми
*со специальными игрушками для экспериментирования
б. Сюжетно-самодеятельные игры:
*сюжетно-отобразительные
*сюжетно-ролевые
*режиссерские
*театрализованные
2-класс игр — игры, связанные с исходной инициативой взрослого:
а. Обучающие игры:
*автодидактические
*сюжетно-дидактические
*подвижные
*музыкальные
*учебно-предметные дидактические
б. Досуговые:
*интеллектуальные
*забавы
*развлечения
*театральные
*празднично-карнавальные
*компьютерные
3-класс игр — игры народные, идущие от исторических традиций этноса:
а. Обрядовые игры:
*культовые
*семейные
*сезонные
б.Тренинговые игры:
*интеллектуальные
*сенсомоторные
в. Досуговые:
*игрища
*тихие
*забавляющие, развлекающие
Предлагаемая классификация игр позволит представить направление использования различных видов игр в педагогическом процессе.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
— в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
— как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Спектр целевых ориентаций
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр — по логике разыгрываемой роли, в имитационно — моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности).
Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.
В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» я т.д.), встроенных в основное содержание обучения.
Методика обучения детей теории музыки В.В.Кирюшина. Эта методика основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленного персонажа (октава — жирафа, терция — сестрица, диссонанс — злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети с трехлетнего возраста незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Деловые игры
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов (рис. 5).
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария — условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап подготовки
— общее описание игры
— содержание инструктажа
— подготовка материального обеспечения
Ввод в игру
— постановка проблемы, целей
— условия, инструктаж
— регламент, правила
— распределение ролей
— формирование групп
— консультации
Этап проведения
Групповая работа над заданием
— работа с источниками — тренинг — мозговой штурм — работа с игротехником
Межгрупповая дискуссия
— выступления групп — защита результатов — правила дискуссии — работа экспертов
Этап анализа и обобщения
вывод из игры
анализ, рефлексия
оценка и самооценка работы
выводы и обобщения
рекомендации
Рис. 5. Технологическая схема деловой игры
Этап проведения — процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Источник
МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»
«Классификация игры»
С.Л. Новоселова
Разработка по самообразованию.
Подготовила старший воспитатель
Степанова Л.Н.
Январь 2016г
1 Классификация игр.
Игра представляет собой особую деятельность, которая рассветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Детские игры явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.
Разные авторы по своему рассматривают классификацию игр и дают определение самого понятия «игра».
Рассмотрим классификацию игр по С.Л. Новоселовой.
В основе классификации лежит представление о том, что по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
Выделяет три класса игр:
- Игры, возникающие по инициативе ребенка
- Самостоятельные игры
- Игра – экспериментирование;
- Самостоятельные сюжетные игры
- Сюжетно-отобразительные,
- Сюжетно-ролевые (творческие)
- Режиссерские
- Театрализованные;
- игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательными целями:
игры обучающие:
- дидактические,
- сюжетно-дидактические,
- подвижные;
досуговые игры:
— игры – забавы,
- игры – развлечения
- интеллектуальные
- празднично-карнавальные
- театрально-постановочные
- игры, идущие от исторически сложившихся традиции, этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх. В свою очередь творческие игры разделяют на режиссерские, сюжетно – ролевые и театрализованные.
В режиссерских играх, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки). Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам. Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной книги. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий. В игре главным компонентом является речь. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые и выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, ритм высказываний, логические ударения и. т.д. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, и.т.д.) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензии.
Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность и остаются такими в младшем школьном возрасте.
Важнейшее условие для развития режиссерских игр – создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры.
На протяжении детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Основой сюжетно – ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно – ролевой игре — одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определят линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и.т.д. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д.Ушинский: « ….в игре же дитя – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями ». Как всякая творческая деятельность, сюжетно – ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
Сюжеты игр разнообразны. Условно сюжеты делятся на бытовые, производственные (больница, магазин), общественные (школу, полет на Луну).
Содержание игры, отмечает Д. Б.Эльконин, — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношении между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
Основное условие для развития сюжетно – ролевой игры – это совместные игры взрослого и ребенка.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы). Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями).
В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно – ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр), дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, творчество.
На интерес к театрализованным играм у детей среднего и старшего возраста влияют содержание произведения, включение их в ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль малышам, родителям. Укреплению интереса способствует участие в оформление спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок.
Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условие для того, чтобы как можно больше изобразительности, творчества проявили сами дети.
Основная особенность дидактических игр определена их названием. Это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании и реализуется с помощью игровых действии, которые выполняют дети.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнять игровые действия, добиться результата. Активное участие побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему – то научиться в легкой, непринужденной форме. Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов.
1.Обучающая (дидактическая) задача.
Для детей обучающая задача формируется как игровая. В игровой задаче раскрывается «программа» игровых действии. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: « Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и.т.д.
2. Игровые действия.
Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: нащупать игрушку, описать ее и. т.д. Детей в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия.
3.Правила.
Правила обеспечивают реализацию игрового действия. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.
Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности) по преобладающим движениям (игры с мячом, с лентами, с обручем).
Таким образом, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивается активность и инициатива, формируются навыки самоорганизации в игре
2 Значение игры в формировании личности ребенка.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игры это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Воспитательное значение игры во многом зависит от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворительно назревших индивидуальных потребностей. С другой игра всегда направлена в будущее, так как в ней либо моделируются какие то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функции, а также для физической закалки развивающегося организма.
А.С.Макаренко писал: « Есть еще один важный метод – игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра – это норма, и ребенок ее должен всегда играть, даже когда делается серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь это игра».
Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся преодолению трудности ставят задачи и решают их. Игра – это средство, где воспитание переходит в самовоспитание.
Основное значение игры связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового.
Игровая деятельность влияет также на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и пониманию.
Важнейшим средством для воспитания становится и игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познании (мышления, воображения) упрощению его интересов, развитию речи.
И велико значение игры в усвоение норм поведения, правил взаимоотношении но этим не исчерпывается его значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условие, когда он должен сделать самостоятельный выбор.
Игра в наибольшей степени способствует формированию новообразовании ребенка, его психических процессов, в том числе и воображения. К.Д.Ушинский обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.
Важное свойство, которое развивается в игре, но без которого не может состоятся и учебная деятельность указывал В.В.Давыдов – это способность переносить функции одного предмета на другой не обладающей этими функциями. Благодаря этой способности дети используют в игре предметы – заместителей, символические действия. Широкое использование – предметов заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами, знаками, что потребуется в учение. Воображение помогает ребенку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации.
Игра также является средством коммуникации.
Согласно Г.Л. Лэндрету « … дети общаются по средствам игры ….».
Игру детей можно оценить более полно если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированными ими самими игре, чем в словах по скольку в игре они чувствуют себя более удобно. Игра – это средство обмена информации. Она дает средство для разрешения конфликтов и передачи чувств. Свои чувства ребенок часто просто не может выразить вербально. На этом уровне у него не хватает когнитивных, вербальных средств, для выражения того, что он чувствует, в эмоциональном плане. Он не может настолько сосредоточится на интенсивности своих переживании, чтобы можно было их адекватно выразить в словах. По исследованиям многих авторов, например Пиаже, мы знаем, что дети не способные полноценному абстрактному мышлению и рассуждению примерно до одиннадцати лет. Слова состоят из символов, а символы – это абстракция. А мир ребенка мир конкретных вещей. Игра – это конкретное самовыражение ребенка и способ его приспособления к собственному миру.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиниться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка. В игре возникает новая психологическая форма мотивов не в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функции и смысла человеческой деятельности, как в игре. Игра – такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок перехода умственных действии с опорой на речь. Роль игры в развитии ребенка огромна: усвоение знания об окружающей среде и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умении, навыков, привычек — все связано с игрой. Ведь только играя, ребенок не замечает, что его обучают, не теряет интереса к обучению, не скучает.
Овладевая действиями игры, ребенок произвольно осваивает произвольные стороны психических процессов, а также действия замещения. Также постепенно ребенок осваивает собственно человеческий знаково – символический мир – прежде всего вербально очерченное пространство, которое стандартизирует, социализирует его, а также особое знаково – символическое пространство, где доминируют образы воображения.
Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности, способствуют не только решать задания, но и развивают любознательность и всесторонний интерес ребёнка к окружающему миру.
Заключение.
Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни. Главными формами организации этой жизни детей является: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно – практическая деятельность.
Игра – самоценная деятельность для детей, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Игра имеет большое значение и для развития личности ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретает опыт взаимодействия и взаимопонимания.
Умственное развитие, развитие мышления являются также важной стороной в развитии личности младших школьников, в частности её познавательной сферы. Мышление человека характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Именно направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений, на выделение в вещах и явлениях главного и неглавного, существенного и несущественного и отличает мышление как познавательный процесс от восприятия и ощущения.
Сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного воспитания
Cписок литературы
1 Аникеева Н.А. Воспитание игрой: Кн. для учителя. – М. Просвещение,1987- 144с.
2 Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под. Ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагог – Пресс ,1999 – 536с.
3 Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: « Академия», 1995 – 347с.
4 Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:»Академия»,2000. – 416с.
5 Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов. – М.: Просвещение, 1996. – 144с.
Источник