Аграмматизм у ребенка 5 лет

Аграмматизм у ребенка 5 лет thumbnail

В среднем дошкольном возрасте в норме речь ребенка должна быть сформирована с точки зрения грамматики. Большинство детей в этот период умеют изменять слова по числам, падежам, лицам и родам, при выстраивании предложений используют предлоги и союзы. Но иногда бывают ситуации, когда у них не получается овладеть навыками устной и письменной речи. В такой ситуации малышу ставится диагноз аграмматизм.

Что такое общее недоразвитие речи 3 уровня у ребенка

Некоторые родители сталкиваются с проблемой речевого отклонения у своих детей. Если поставлен диагноз общее недоразвитие речи 3 уровня у ребенка, что это такое надо разобраться в первую очередь.

Дети с нарушением речи

Когда у детей наблюдается недостаточное развитие грамматических, синтаксических и фонетических компонентов речевой системы при нормальном слухе и сравнительно хорошей памяти, диагностируется ОНР КОД ПО МКБ 10.

Речевые отклонения 3 уровня являются самыми распространенными в нынешнее время. Чаще всего диагноз ставится дошкольникам. Малыш часто говорит несвязно, заменяет местами слова и допускает ошибки в построении словесных форм, у него наблюдается дисграфия и дизартрия.

Обратите внимание! Происходят отклонения в результате нарушений ассоциативного ряда, а также из-за общего непонимания простых правил в речевой постановке.

Основные характеристики речи ребенка с ОНР 3 уровня

Диагноз ОНР ставится детям с нормальным уровнем развития интеллекта, который полностью соответствует возрасту, и не имеющим физиологических проблем со слухом. Логопеды характеризуют таких детей, как не владеющих фонетическим слухом и не различающих отдельные звуки. В результате этого они понимают смысл сказанного в искаженном виде.

Для общего недоразвития речи 3 уровня у ребенка характерны искажения следующих речевых навыков:

  • словообразование;
  • звукообразование;
  • смысловая нагрузка слова;
  • грамматический строй.

Проявляется отклонение в том, что разговор дошкольника малопонятен и неразборчив, происходит грамматически неправильное построение фраз, а речевое взаимодействие имеет низкую активность. Ребенок плохо запоминает и произносит новые слова, словесное обобщение затруднено, а внимание рассеяно.

Третий уровень ОНР

Что такое общее недоразвитие речи 2 уровня у ребенка

К грубой форме нарушения речи в детском возрасте, для которой характерны низкие возможности самостоятельной речевой продукции, относится ОНР 2 уровня. В таком случае нарушение речевого развития у детей характеризуется следующими проявлениями:

  • ребенок изъясняется простыми фразами, при этом допуская множественные вербальные ошибки;
  • словарный запас беден;
  • не сформированы навыки словоизменения и словообразования;
  • сильно нарушены фонематические операции и звукопроизношение.

Что лежит в основе ОНР

Причиной возникновения общего недоразвития речи у детей могут стать как внешние, так и внутренние факторы. К внутренним относится:

  • сложное течение беременности;
  • возникновение гипоксии во время беременности или родов;
  • родовые травмы;
  • зпр;
  • дизартрия;
  • черепно-мозговые травмы в детском возрасте;
  • частые болезни;
  • общее ослабление организма;
  • наследственность.

Обратите внимание! Что касается внешних факторов, то к появлению недоразвитости могут привести неблагоприятные домашние условия, дефицит общения с родителями.

В большинстве случаев причиной становится сочетание различных факторов.

Определение ОНР

Что такое аграмматизмы в речи у детей

При постановке диагноза ОНР, многие задаются вопросом, что такое аграмматизм в речи у детей.

Обратите внимание! Нарушения речи, проявляющиеся в проблематичности при построении и восприятии предложений, классифицируется как аграмматизм.

Нарушение речевого развития у детей

Проблемы с речью в детском возрасте может привести к множеству неприятных последствий, так как речевая функция оказывает существенное влияние на процесс детского развития и формирование личности. В случае выявления нарушений необходимо как можно раньше начать занятия для устранения проблемы.

Примеры аграмматизма

В речи малыша заметить отклонения не сложно. В основном, человек начинает повторять некоторые слова, при это испытывает сложности при повторе предложений и допускает множественные грамматические ошибки. Кроме этого дефекты речи наиболее выражены во время разговора.

Самые распространенные примеры аграмматизма в речи:

  • вот…упал …и вот…пришел… вот проснулся;
  • мальчик пошел школа;
  • стереть стол;
  • гости пошли … я пошла гости.

Часто аграмматизмы в речи ребенка сопровождаются низким темпом речи. При появлении первых признаков расстройства рекомендуется незамедлительно обращаться за квалифицированной помощью.

Типы аграмматизмов

В медицинской практике выделяется два основных типа аграмматизмов:

  • импрессивный — характеризуется частичным или полным нарушением понимания смысла грамматических конструкций речи;
  • экспрессивный — это грамматическое нарушение оформления активной речи.

Обратите внимание! При экспрессивном аграмматизме человек неправильно использует предлоги, падежи, склонения.

Аграмматизм: симптомы

Симптоматика патологии полностью зависит от степени проявления отклонений. К основным признакам относятся следующие:

  • ребенок начинает разговаривать намного позже положенного срока;
  • наблюдается затрудненное понимание речи с обращенными ролями;
  • затрудненное понимание предложений с переставленными в более сложную форму словами;
  • ребенок не составляет сложные фразы и предложения;
  • низкий темп речи;
  • опущение артиклей, предлогов или глаголов;
  • невозможность составления предложений с непривычным порядком слов.

Признаки аграмматизма

Где лечат детей с проблемами в развитии речи

При появлении признаков задержки речевого развития к лечению надо приступать немедленно. Выявить отклонения, и поставить диагноз сможет логопед или дефектолог. По результатам обследования в каждом отдельном случае будет подобрано соответствующее лечение.

Обратите внимание! Любая терапия будет эффективной только в том случае, если родители примут непосредственное и активное участие в процессе.

Лечат проблемы в развитии речи с помощью лекарственных препаратов, иппотерапии, нейропсихологии, сенсомоторной коррекции, массажа. Также рекомендуется помощь таких специалистов, как психолог и корректолог.

Центр по развитию речи у детей с задержкой речевого развития

С каждым годом открывается все больше центров развития детей с задержкой речевого развития. В них специалисты гарантируют проведение полной реабилитации. Процесс лечения всегда начинается с консультации и полной диагностики. На основе полученных данных специалисты индивидуально подбирают комплексный курс лечения, а также составляют программу упражнений, которые можно выполнять дома.

Аграмматизм считается сложным неврологическим расстройством, которое требует обязательно квалифицированного лечения. Чем раньше оно будет начато, тем легче будет справиться с патологией. При этом не следует надеяться на моментальные результаты, так как часто процесс бывает длительным.

Источник

Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.

аграмматизмУ детей речевые навыки формируются постепенно в возрасте, приблизительно, до 4 лет. Некоторые ошибки в речи присутствуют у малышей старшего дошкольного возраста. Со временем, при правильном общении окружающих людей оплошности в разговоре, восприятии текстов у детей исчезают.

Если сформировавшийся человек не понимает написанного текста, может назвать только несколько главных слов из прочитанной информации, плохо выражает свою мысль, в его речи отсутствуют глаголы, предлоги, союзы, следует обратиться к доктору.

Возможно, совокупность этих признаков является выражением болезни, имеющей название аграмматизм. Разновидностей отклонения несколько. Правильную диагностику может выполнить только квалифицированный доктор, после разностороннего обследования.

Что лежит в основе развития нарушения?

Способность осознавать и воспроизводить речь у человека зависит от большого количества факторов:

  • возраста;
  • уровня общего развития;
  • образованности;
  • среды общения;
  • коммуникабельности;
  • психологического статуса;
  • физического состояния.

Спровоцировать появление заболевания могут анатомические особенности, органические изменения локальных участков головного мозга, нарушение речи у ребенканапример, сильвиевой борозды, коры лобной или височной долей доминирующего полушария.

Нормальное озвучивание слов, синтаксических конструкций возможно при безукоризненном функционировании всех нервных клеток мозга.

Тотальный аграмматизм у детей может также вызвать нарушенный, в период становления речи, слух. Если звуковые волны плохо воспринимаются слуховыми анализаторами, ребенок плохо слышит, ему трудно, даже невозможно правильно сформулировать предложения.

Речевые навыки могут быть сформированы только при многократном полноценном прослушивании словесных оборотов, погружении в аудио среду языка.

Появляющиеся речевые нарушения у взрослых людей, уже имеющих сформированные навыки произношения предложений, изменением работы слуховых анализаторов объяснить невозможно. В таких ситуациях велика вероятность расстройств неврологического характера.

Аграмматизм характерен для состояний алалии, афазии, речи людей без слуха или с плохим слухом, детей, имеющих отставание в развитии.

Проявления аграмматизма

аграмматизмы примеры

Примеры аграмматизмов

Человеку с данным заболеванием легче понимать однозначные предложения. Например, фраза «Я купила хлеб» будет понята проще, чем предложение «Я слушаю тебя». Во втором случае в отличие от первого, возможен вариант обратного действия «Ты слушаешь меня».

Проще бывают поняты краткие фразы с классическим порядком слов «На улице идет дождь», в отличие от большего предложения с уточнениями «Дождь непрекращающийся идет опять на улице».

Больной человек общается не совсем грамотно с литературной точки зрения. Обиходные речевые конструкции значительно отличаются от правильно выстроенных предложений. Возможность восприятия обыденной речи у людей с проявлением аграмматизма значительно снижена.

Симптомы могут быть выявлены специалистом при внимательном общении, демонстрации наглядных материалов, сопровождающихся просьбой их описать, о них рассказать. Если человек болен, его речь состоит из самых простых предложений, с минимумом слов, часто произносимых медленно.

что такое аграмматизм

Формы нарушения

Специалисты выделяют две основных формы аграмматизма:

  1. Импрессивный характеризуется непониманием речи полностью или частично. Корень имени прилагательного в названии обозначает в переводе с английского «восприятие». Изменения работы клеток головного мозга не позволяют звуковому сигналу трансформироваться в мысли, образы.
  2. Экспрессивные нарушения выявляют при невозможности использовать в речи предлоги, склонения, падежи; при неправильном или неполном оформлении произносимых предложений. Корень имени прилагательного в данном названии имеет смысл в переводе с английского «выражение». Проблемы с функционирование локальной зоны головного мозга препятствуют превращению мысли в речевую фразу. В зависимости от местонахождения проблемного участка возникающая речевая аномалия (афазия) может иметь сенсорный или моторный характер.

Сенсорные изменения обусловлены нарушением возможности чувствовать, воспринимать звуковой сигнал.

Моторные нарушения в центре Брока вызывают трудности управления мышцами гортани, языка, челюстей, которые не позволяют хорошо воспроизводить речь. Часто больной может произнести только основные слова.

Его речь напоминает текст телеграфного сообщения, в котором преобладают имена существительные или, наоборот, присутствуют только глаголы. Такие специфические особенности позволяют уточнить локализацию участка мозга с нарушенной деятельностью.

отличия аграмматизма и недостатка обучения

Постановка диагноза

Правильное установление диагноза – результат комплексного наблюдения, обследования. Очень важно определить:

  • общее состояние человека,
  • его психологический и неврологический статус.
Читайте также:  Какое обезболивающее ребенку 5 лет

При общении специалист оценивает:

  • темп речи;
  • разнообразие употребляемых синтаксических форм;
  • правильное использование падежей, склонений в речи;
  • наличие союзов;
  • присутствие предлогов в диалоге и монологе при описании наглядного объекта.у логопеда

При тестировании оценивают количество слов и слогов в произносимых предложениях, согласованность используемых окончаний.

Для выявления нарушений мозговой деятельности рекомендуют сделать энцефалограмму, ультразвуковое или томографическое исследования.

Суммируя, анализируя полученную информацию, специалист принимает решение об установлении диагноза.

Методы лечения

Аграмматизм – это неврологическое расстройство, требующее помощи квалифицированных специализированных докторов. Медицинское лечение в зависимости от возраста, тяжести состояния больного может включать медикаментозный курс, рефлексотерапию, физиотерапевтические процедуры, воздействие гипнозом.

Коррекция состояния лекарственными препаратами может значительно улучшить кровообращение клеток мозга, сделает более эффективной их функционирование.

Воздействие на активные точки при рефлексотерапии может осуществляться разными методами:

  • механически;
  • термически;
  • электрическим разрядом;
  • лучами лазера;
  • электромагнитными волнами;
  • фармацевтическими препаратами;
  • имплантацией инородных элементов;
  • комбинированием техник.

корреекция аграмматизма и дисграфии

Авторские методики, апробированные многолетним опытом применения? различаются по выбору чувствительных точек на теле пациента и методов действия на них.

Положительные изменения наблюдаются при физиотерапии экспрессивного аграмматизма. При проблемах сенсорного характера правильный выбор физиотерапевтических методов помогает улучшить восприятие больным звуков.

Влияние аномалий моторного характера минимизируется восстановлением активности мышц гортани, челюсти, языка.

Аграмматизм, как и другие нейропсихологические расстройства, поддаются коррекции профессиональным гипнозом, с помощью которого улучшается качество произносимой речи.

Алгоритм лечения подбирают специалисты индивидуально. Помимо медицинской помощи больному в период восстановления понадобится помощь психологов, логопедов, педагогов.

Предвосхитить неприятность можно

детки учатся говоритьДля предотвращения появления аграмматизма очень важен нормальный неонатальный период формирования ребенка. Неврологические расстройства будущего ребенка могут формироваться при тяжелой беременности, усугубленной инфекционными или другими заболеваниями.

Правильный образ жизни, регулярной наблюдение у внимательного доктора будущей мамы – залог рождения здорового малыша.

Аномалии в функционировании клеток головного мозга могут появляться у взрослых людей вследствие перенесенных заболеваний, нарушения кровообращения. Превентивная мера – внимательное отношение к собственному состоянию здоровью, применение в каждодневной практике общеукрепляющих процедур, формирование привычек здорового образа жизни.

Состояние больных при аграмматизме можно существенно улучшать, вплоть до полного выздоровления. Успешное лечение возможно при своевременном обращении к специалистам, неукоснительном соблюдении рекомендаций доктора.

Источник

Аграмматическая дисграфия – это повторяющиеся ошибки на письме, обусловленные недоразвитием грамматического строя языка. Характеризуется неправильным словообразованием, словоизменением по родам, падежам, числам, нарушением согласования и управления слов в предложении, неточностью выражения мыслей, недостаточной связностью изложения. Аграмматическая дисграфия обнаруживается по результатам обследования устной речи, анализа письменных работ. Направления коррекционной работы включают расширение лексического запаса, формирование грамматических категорий, развитие связного высказывания.

Общие сведения

Аграмматическая дисграфия встречается у детей с общим недоразвитием речи, интеллектуальной недостаточностью. По данным исследований в области логопедии, предпосылки к развитию дисграфии имеют около половины старших дошкольников. Однако в чистом виде в школьные годы аграмматическая дисграфия диагностируется редко. Среди второклассников данная форма нарушения письма выявляется в 5,6% случаев. Особенно ярко она начинает проявляться с 3-го класса, когда происходит переход от фонетического к морфемному принципу письма.

Аграмматическая дисграфия

Аграмматическая дисграфия

Причины

В основе расстройства лежит перинатальное, раннее постнатальное повреждение или функциональная незрелость областей головного мозга, отвечающих за устную речь и реализацию письма. Это обусловливает обедненный лексический запас, несформированность грамматической системы родного языка. Аграмматическая дисграфия наблюдается у детей с алалией, дизартрией, ЗПР, умственной отсталостью. Отдельная группа – дети-билингвы.

Дети, угрожаемые по развитию аграмматической дисграфии, в дошкольном периоде часто состоят на учете у детского невролога по поводу резидуально-органического поражения головного мозга перинатального генеза. Нередко у них диагностируется синдром гиперактивности и дефицита внимания, недостаточное развитие мелкой моторики, школьная незрелость.

Факторы риска

Предпосылки для нарушения письма возникают и могут быть замечены у ребенка задолго до начала школьного обучения. Факторами риска появления аграмматической дисграфии выступают:

  • минимальная мозговая дисфункция;
  • органические повреждения головного мозга;
  • многоязычие в семье;
  • педагогическая запущенность;
  • нарушения памяти, внимания, познавательной деятельности;
  • скрытое левшество.

Патогенез

Современные представления о механизме аграмматической дисграфии связывают ее с недоразвитием лексической, морфологической и синтаксической системы языка. Грамматические ошибки – аграмматизмы – возникают на уровне слова, предложения, связного текста. У ребенка отсутствуют навыки словообразования и словоизменения, не сформированы представления о синтаксических связях между структурными компонентами предложения, нарушены операции текстообразования.

Психолингвистическая теория патогенеза рассматривает аграмматическую дисграфию как следствие нарушения внутреннего программирования и грамматического оформления речевого высказывания. Нейропсихологический подход объясняет расстройство письма с позиции нарушения мозговой организации речевой деятельности: контроля и регуляции письма (лобные доли), различения грамматических форм на слух (височные доли), составления и понимания логико-грамматических конструкций (теменно-затылочные доли).

Читайте также:  Конкурсы на день рождения ребенку 5 лет мальчику на день рождения

Классификация

Грамматические ошибки могут допускаться в словах, предложениях и повествовании в целом. В зависимости от этого аграмматизмы делятся на три группы:

  • морфологические (экспрессивные) – заключаются в неправильном падежном склонении слов, использовании предлогов;
  • синтаксические – выражаются в пропуске главных и второстепенных членов предложения, неправильном порядке слов внутри предложения, трудностях составления сложных предложений;
  • аграмматизмы в связной речи – проявляются нечеткой передачей замысла, нарушением последовательности предложений в тексте, нелогичностью повествования.

Аграмматическая дисграфия

Аграмматическая дисграфия

Симптомы аграмматической дисграфии

Предвестниками данного вида дисграфии служат множественные аграмматизмы в устной речи. Ребенок неправильно употребляет числа, падежи, предлоги, затрудняется в связном рассказе или пересказе. Аналогичные недостатки отмечаются и на письме.

На словарном уровне аграмматическая дисграфия выражается в неправильном написании окончаний при словоизменении по родам и числам, склонении по падежам. Выявляются ошибки предложного управления («девочка идут»), согласования существительного и прилагательного («вкусные обед»). Неправильно употребляются предлоги («писать на тетради»), заменяются приставки (собрать – «забрать»), суффиксы (котята – «котёнки»).

На уровне предложения возникают трудности построения сложноподчиненных конструкций. Главное предложение меняется местами с придаточным, иногда опускается совсем или сокращается. В связном тексте нарушаются логические и семантические последовательности изложения. Аграмматическая дисграфия в большей степени проявляется при самостоятельном письме, чем при написании слухового диктанта или списывании.

Осложнения

Школьники с аграмматической дисграфией имеют плохие отметки по родному языку. Снижение успеваемости становится особенно заметным к концу 3-го – началу 4-го класса обучения. До этого ученик может быть хорошистом, но потом ситуация резко меняется. Родители и учителя нередко обвиняют школьника в лени, недостаточном прилежании. Этот факт еще больше снижает мотивацию к обучению, провоцирует конфликтное поведение. Без логопедической коррекции элементы аграмматической дисграфии могут сохраняться вплоть до старшей школы.

Диагностика

Задача по выявлению аграмматической дисграфии возложена на логопеда школьного логопункта. Для этого проводится обследование учащихся в начале и конце учебного года. Работа с детьми, угрожаемыми по развитию дисграфии, должна быть начата незамедлительно. Этапы диагностики:

  • Анализ устной речи. Оценивается уровень речевого развития: объем словарного запаса, сформированность грамматической стороны речи, функции словоизменения и словообразования. На высокий риск возникновения аграмматической дисграфии указывает диагноз ОНР в дошкольном возрасте.
  • Анализ письменных работ. Логопед изучает тетради ребенка по русскому языку, выявляет специфические аграмматизмы. Дополнительно исследуется навык списывания с печатного и рукописного текста, написания слухового диктанта, самостоятельного письма.
  • Консультация психолога. С целью оценки умственного развития производится оценка невербального интеллекта с помощью тестовых методик (матрицы Равена, тест Векслераи др.). Это необходимо для разграничения аграмматической дисграфии у детей с нормальным психическим развитием и нарушений письма у детей с ЗПР.

Целью проводимого обследования является дифференциация форм дисграфии (аграмматическая, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, смешанная), исключение дизорфографии. Для последней характерны многообразные орфографические ошибки. Достоверно диагностировать аграмматическую дисграфию можно в конце третьего-начале четвертого года обучения.

Коррекция аграмматической дисграфии

Коррекция аграмматической дисграфии

Коррекция аграмматической дисграфии

Основные задачи коррекционно-логопедической помощи заключаются в устранении всех видов аграмматизмов, как в устной, так и в письменной форме речи. Обучение организуется с постепенным усложнением материала. На занятиях по устранению дисграфии коррекция осуществляется параллельно по нескольким направлениям:

  • Работа над предложением. Проводится изучение структуры предложения, усвоение его основных элементов. Сначала отрабатывают простые двусоставные и распространенные предложения, затем более сложные – сложносочиненные, сложноподчиненные. Эффективным приемом является использование опорных графических схем для разбора и составления предложений.
  • Работа над словоизменением и словообразованием. Уделяют внимание способам изменения существительных (по числам, падежам), прилагательных (по родам, падежам, числам), глаголов (по лицам, родам, числам). Изучают правила управления и согласования слов. Уточняют значения предлогов, функции приставок и суффиксов. Формируют умения морфологического анализа слова.
  • Работа над текстом. Ребенка учат выделять основную мысль и тему рассказа. Обращают внимание на последовательность предложений и логичность изложения. Самостоятельная работа предполагает составление плана рассказа и связного текста на определенную тему. Усвоенные грамматические навыки закрепляются в различных видах письменной речи.

Прогноз и профилактика

Аграмматическая дисграфия – серьезная проблема, препятствующая качественному обучению. Неправильно ее рассматривать как невнимательность, несобранность ребенка или банальные описки. Самостоятельно аграмматизмы в письменной речи не проходят. При условии своевременной коррекции специфические ошибки письма могут быть преодолены в среднем звене школы, что позволяет ребенку успешно сдать экзаменационные испытания. Профилактика аграмматической дисграфии заключается в преодолении лексико-грамматического недоразвития к началу школьного обучения.

Источник