Адаптация ребенка в группе и развитие общения
Зарубина Ю. Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г.
Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ
Введение
С самого рождения ребенок испытывает потребность в общении с окружающими людьми. Ребенок растет, и эта потребность увеличивается. Младенцу достаточно для общения родителей и узкого круга родных и знакомых. С 2–3 лет ребенок стремится играть с другими детьми.
Во взаимодействии со сверстниками ребенок усваивает разные формы и правила поведения, учится общаться с другими детьми, добиваться того, что он хочет, и учитывать желания других. Во время общих игр происходит развитие эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится подражать другим, осваивает новые действия, игры, увеличиваются активный и пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки ребенка.
У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы. Отсутствие навыков общения, а также недостаточность механизмов саморегуляции затрудняют интеграцию такого ребенка в детские группы.
К нам в Центр лечебной педагогики часто приходят родители с детьми, которые испытывают трудности адаптации в детской группе. Обычно работа с таким ребенком начинается с индивидуальных занятий, а первым опытом посещения групповых занятий часто становится КРУГ – ритмически организованное, краткое по времени и эмоционально насыщенное занятие. Оно интересно и доступно детям, которые только начинает посещать группу. Для тех, кто уже адаптировался в группе, КРУГ является традиционным началом группового дня. Это занятие создает положительный эмоциональный фон в группе, повышает активность во взаимодействии между детьми и помогает им настроиться на групповые занятия.
Наша публикация поможет специалистам в организации занятия КРУГ.
Командный подход в работе с ребенком
Ребенок с нарушениями развития нуждается в разносторонней помощи. В развитии любого ребенка участвуют разные специалисты: врач, воспитатель, учитель, психолог, тренер, преподаватели рисования, физкультуры, музыки и др. Тем более необходимо участие разных специалистов в развитии ребенка с какими-либо нарушениями.
В Центре лечебной педагогики реализуется комплексный подход: с каждым ребенком работает многопрофильная команда, включающая педагога, психолога, дефектолога. При необходимости в команде появляется инструктор ЛФК, музыкальный или игровой терапевт, специалист по предметно-практической деятельности и т.д. Таким образом, лечебно-педагогическую команду составляют разные специалисты, и в Центре лечебной педагогики всех их называют одним словом – педагог. В дальнейшем изложении мы также будем называть педагогом любого специалиста, который работает с ребенком – это может быть как воспитатель, так и логопед, психолог, преподаватель ЛФК, специалист по игровой терапии и т.д.
За развитием ребенка и его занятиями наблюдает врач: это может быть невролог, психиатр, педиатр или другой врач, участие которого особенно необходимо данному ребенку в связи с его особенностями. Также активными членами команды являются родители ребенка. Каждый участник команды вносит свой вклад в общую работу – разные специалисты по-своему видят проблемы ребенка и потенциал, который позволяет их преодолеть.
При составлении и реализации коррекционно-развивающей программы специалисты обязательно взаимодействуют: обсуждают результаты работы, происходящие с ребенком изменения, высказывают пожелания о дальнейших занятиях, вносят коррективы в их программу. Таким образом учитывается мнение каждого члена команды. Если среди них нет единодушия, общей линии поведения, вся коррекционная работа будет бессмысленной.
Интегративные группы
Другой базовый принцип, на котором строится работа в Центре лечебной педагогики, – интеграция. Работая с ребенком, имеющим нарушения развития, мы стремимся к тому, чтобы он стал активным членом общества, научился жить не в искусственной среде (как это бывает, когда детей с нарушением в одной сфере собирают в одном специальном детском саду или школе), а в обычном социуме, в котором живут самые разные люди. Большинство наших детей в силу тяжести нарушений не только не способны ходить в коррекционный детский сад, но и просто оказываются изолированы дома. Когда ребенок начинает ходить в детский сад и адаптируется в группе сверстников, мы считаем это своей победой. Это требует большой подготовительной работы.
Группа в Центре лечебной педагогики часто является первым местом, где ребенок попадает в среду сверстников. Мы стараемся, чтобы в одной группе оказались дети с разными проблемами: дети с нарушениями эмоционально-волевого, познавательного, речевого, двигательного развития занимаются вместе. Такой способ формирования группы обусловлен тем, что у любого, даже самого «тяжелого» ребенка есть свои сильные стороны, которые позволяют ребенку почувствовать себя успешным и помочь другим детям. Например, дети с органическими поражениями ЦНС проявляют интерес и эмоциональную привязанность к сверстникам, провоцируют их на взаимодействие, что очень важно для детей с аутизмом, для которых характерно уплощение эмоциональной сферы и недостаточная ориентация на взрослых и сверстников. И наоборот: аутичные дети часто демонстрируют хорошие творческие способности (музыкальные, изобразительные) и на занятиях «подают пример» детям, которые испытывают трудности в соответствующей сфере.
Для педагогов, работающих в такой группе, появляются дополнительные задачи: необходимо так организовать процесс общего занятия, чтобы в нем могли участвовать все дети, всем было интересно и полезно.[1] Так, необходимо учитывать темп, наиболее удобный каждому ребенку в группе, надо подобрать увлекательную игру, в которой всем захочется участвовать, сказку, интересную для разных детей. Это дает педагогу возможность для творчества, поиска разнообразных игр и заданий. В интегративной группе можно использовать тот факт, что одна и та же игра может служить для решения разных задач у разных детей. Так, игра «У Авдотьи, у старушки…» для одного ребенка будет стимулом, помогающим включиться в общий ритм игры, другому ребенку эта игра поможет в освоении образа тела, третьего ребенка эта игра будет побуждать смотреть на других детей, которые показывают, какую позу надо повторить.
Введение ребенка в группу
При нарушениях психического развития мы часто видим у ребенка трудности регуляции поведения, угнетение когнитивной и эмоциональной сфер. Если сразу, без подготовки, принять такого ребенка в группу, то в новой для него среде он оказывается без всяких средств к поддержанию взаимодействия с детьми и взрослыми. Это может привести к дезадаптации ребенка и неприятию им новых условий.
У каждого ребенка, даже имеющего очень тяжелые нарушения развития, всегда есть возможности для установления контакта. Для того чтобы ребенок обратил внимание на взрослого и доступным способом ответил на обращение к нему, необходима специальная работа педагога. На индивидуальных занятиях специалист аккуратно выстраивает общение с ребенком, основанное на доверительных отношениях. Эмоциональная связь со взрослым не только расширяет представления ребенка об окружающем мире, но и меняет его восприятие самого себя. Ребенок начинает лучше осознавать свои эмоции, представлять результаты своих действий и, следовательно, становится более открытым для общения с другими людьми. Таким образом, появляется возможность для включения ребенка в групповые занятия, а эмоциональный контакт с педагогом становится необходимым «мостиком» для этого. Педагог сопровождает и поддерживает ребенка при первом опыте пребывания на групповых занятиях, помогает сориентироваться в новой среде и преодолеть страх и неуверенность. Сначала время пребывания ребенка в группе должно быть коротким, дозированным по насыщенности. Это проще осуществить на ритмических занятиях. Ритм захватывает ребенка, недирективно удерживает его в групповой среде. В ЦЛП существует несколько видов занятий, задающих ритмически организованную среду: музыкальные, физкультурные, фольклорные игры, танцы и КРУГ. Среди них КРУГ имеет ряд преимуществ.
КРУГ – самое короткое групповое занятие, которое проводится в ЦЛП. На этапе введения ребенка в группу это особенно важно, так как позволяет ребенку быстрее научиться участвовать в занятии от начала до конца. Если же ребенок не готов участвовать в новом для него занятии дольше нескольких минут, мы даем ему возможность участвовать не все время, а присоединяться к детям, чтобы поиграть в любимую игру, а затем снова выйти из круга.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник
Зарубина Ю. Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ
Введение
С самого рождения ребенок испытывает потребность в общении с окружающими людьми. Ребенок растет, и эта потребность увеличивается. Младенцу достаточно для общения родителей и узкого круга родных и знакомых. С 2–3 лет ребенок стремится играть с другими детьми.
Во взаимодействии со сверстниками ребенок усваивает разные формы и правила поведения, учится общаться с другими детьми, добиваться того, что он хочет, и учитывать желания других. Во время общих игр происходит развитие эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится подражать другим, осваивает новые действия, игры, увеличиваются активный и пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки ребенка.
У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы. Отсутствие навыков общения, а также недостаточность механизмов саморегуляции затрудняют интеграцию такого ребенка в детские группы.
К нам в Центр лечебной педагогики часто приходят родители с детьми, которые испытывают трудности адаптации в детской группе. Обычно работа с таким ребенком начинается с индивидуальных занятий, а первым опытом посещения групповых занятий часто становится КРУГ – ритмически организованное, краткое по времени и эмоционально насыщенное занятие. Оно интересно и доступно детям, которые только начинает посещать группу. Для тех, кто уже адаптировался в группе, КРУГ является традиционным началом группового дня. Это занятие создает положительный эмоциональный фон в группе, повышает активность во взаимодействии между детьми и помогает им настроиться на групповые занятия.
Наша публикация поможет специалистам в организации занятия КРУГ.
Командный подход в работе с ребенком
Ребенок с нарушениями развития нуждается в разносторонней помощи. В развитии любого ребенка участвуют разные специалисты: врач, воспитатель, учитель, психолог, тренер, преподаватели рисования, физкультуры, музыки и др. Тем более необходимо участие разных специалистов в развитии ребенка с какими-либо нарушениями.
В Центре лечебной педагогики реализуется комплексный подход: с каждым ребенком работает многопрофильная команда, включающая педагога, психолога, дефектолога. При необходимости в команде появляется инструктор ЛФК, музыкальный или игровой терапевт, специалист по предметно-практической деятельности и т.д. Таким образом, лечебно-педагогическую команду составляют разные специалисты, и в Центре лечебной педагогики всех их называют одним словом – педагог. В дальнейшем изложении мы также будем называть педагогом любого специалиста, который работает с ребенком – это может быть как воспитатель, так и логопед, психолог, преподаватель ЛФК, специалист по игровой терапии и т.д.
За развитием ребенка и его занятиями наблюдает врач: это может быть невролог, психиатр, педиатр или другой врач, участие которого особенно необходимо данному ребенку в связи с его особенностями. Также активными членами команды являются родители ребенка. Каждый участник команды вносит свой вклад в общую работу – разные специалисты по-своему видят проблемы ребенка и потенциал, который позволяет их преодолеть.
При составлении и реализации коррекционно-развивающей программы специалисты обязательно взаимодействуют: обсуждают результаты работы, происходящие с ребенком изменения, высказывают пожелания о дальнейших занятиях, вносят коррективы в их программу. Таким образом учитывается мнение каждого члена команды. Если среди них нет единодушия, общей линии поведения, вся коррекционная работа будет бессмысленной.
Интегративные группы
Другой базовый принцип, на котором строится работа в Центре лечебной педагогики, – интеграция. Работая с ребенком, имеющим нарушения развития, мы стремимся к тому, чтобы он стал активным членом общества, научился жить не в искусственной среде (как это бывает, когда детей с нарушением в одной сфере собирают в одном специальном детском саду или школе), а в обычном социуме, в котором живут самые разные люди. Большинство наших детей в силу тяжести нарушений не только не способны ходить в коррекционный детский сад, но и просто оказываются изолированы дома. Когда ребенок начинает ходить в детский сад и адаптируется в группе сверстников, мы считаем это своей победой. Это требует большой подготовительной работы.
Группа в Центре лечебной педагогики часто является первым местом, где ребенок попадает в среду сверстников. Мы стараемся, чтобы в одной группе оказались дети с разными проблемами: дети с нарушениями эмоционально-волевого, познавательного, речевого, двигательного развития занимаются вместе. Такой способ формирования группы обусловлен тем, что у любого, даже самого «тяжелого» ребенка есть свои сильные стороны, которые позволяют ребенку почувствовать себя успешным и помочь другим детям. Например, дети с органическими поражениями ЦНС проявляют интерес и эмоциональную привязанность к сверстникам, провоцируют их на взаимодействие, что очень важно для детей с аутизмом, для которых характерно уплощение эмоциональной сферы и недостаточная ориентация на взрослых и сверстников. И наоборот: аутичные дети часто демонстрируют хорошие творческие способности (музыкальные, изобразительные) и на занятиях «подают пример» детям, которые испытывают трудности в соответствующей сфере.
Для педагогов, работающих в такой группе, появляются дополнительные задачи: необходимо так организовать процесс общего занятия, чтобы в нем могли участвовать все дети, всем было интересно и полезно.[1] Так, необходимо учитывать темп, наиболее удобный каждому ребенку в группе, надо подобрать увлекательную игру, в которой всем захочется участвовать, сказку, интересную для разных детей. Это дает педагогу возможность для творчества, поиска разнообразных игр и заданий. В интегративной группе можно использовать тот факт, что одна и та же игра может служить для решения разных задач у разных детей. Так, игра «У Авдотьи, у старушки…» для одного ребенка будет стимулом, помогающим включиться в общий ритм игры, другому ребенку эта игра поможет в освоении образа тела, третьего ребенка эта игра будет побуждать смотреть на других детей, которые показывают, какую позу надо повторить.
Введение ребенка в группу
При нарушениях психического развития мы часто видим у ребенка трудности регуляции поведения, угнетение когнитивной и эмоциональной сфер. Если сразу, без подготовки, принять такого ребенка в группу, то в новой для него среде он оказывается без всяких средств к поддержанию взаимодействия с детьми и взрослыми. Это может привести к дезадаптации ребенка и неприятию им новых условий.
У каждого ребенка, даже имеющего очень тяжелые нарушения развития, всегда есть возможности для установления контакта. Для того чтобы ребенок обратил внимание на взрослого и доступным способом ответил на обращение к нему, необходима специальная работа педагога. На индивидуальных занятиях специалист аккуратно выстраивает общение с ребенком, основанное на доверительных отношениях. Эмоциональная связь со взрослым не только расширяет представления ребенка об окружающем мире, но и меняет его восприятие самого себя. Ребенок начинает лучше осознавать свои эмоции, представлять результаты своих действий и, следовательно, становится более открытым для общения с другими людьми. Таким образом, появляется возможность для включения ребенка в групповые занятия, а эмоциональный контакт с педагогом становится необходимым «мостиком» для этого. Педагог сопровождает и поддерживает ребенка при первом опыте пребывания на групповых занятиях, помогает сориентироваться в новой среде и преодолеть страх и неуверенность. Сначала время пребывания ребенка в группе должно быть коротким, дозированным по насыщенности. Это проще осуществить на ритмических занятиях. Ритм захватывает ребенка, недирективно удерживает его в групповой среде. В ЦЛП существует несколько видов занятий, задающих ритмически организованную среду: музыкальные, физкультурные, фольклорные игры, танцы и КРУГ. Среди них КРУГ имеет ряд преимуществ.
КРУГ – самое короткое групповое занятие, которое проводится в ЦЛП. На этапе введения ребенка в группу это особенно важно, так как позволяет ребенку быстрее научиться участвовать в занятии от начала до конца. Если же ребенок не готов участвовать в новом для него занятии дольше нескольких минут, мы даем ему возможность участвовать не все время, а присоединяться к детям, чтобы поиграть в любимую игру, а затем снова выйти из круга.
Источник
При нарушениях психического развития мы часто видим у ребенка трудности регуляции поведения, угнетение когнитивной и эмоциональной сфер. Если сразу, без подготовки, принять такого ребенка в группу, то в новой для него среде он оказывается без всяких средств к поддержанию взаимодействия с детьми и взрослыми. Это может привести к дезадаптации ребенка и неприятию им новых условий.
У каждого ребенка, даже имеющего очень тяжелые нарушения развития, всегда есть возможности для установления контакта. Для того чтобы ребенок обратил внимание на взрослого и доступным способом ответил на обращение к нему, необходима специальная работа педагога. На индивидуальных занятиях специалист аккуратно выстраивает общение с ребенком, основанное на доверительных отношениях. Эмоциональная связь со взрослым не только расширяет представления ребенка об окружающем мире, но и меняет его восприятие самого себя. Ребенок начинает лучше осознавать свои эмоции, представлять результаты своих действий и, следовательно, становится более открытым для общения с другими людьми. Таким образом, появляется возможность для включения ребенка в групповые занятия, а эмоциональный контакт с педагогом становится необходимым «мостиком» для этого. Педагог сопровождает и поддерживает ребенка при первом опыте пребывания на групповых занятиях, помогает сориентироваться в новой среде и преодолеть страх и неуверенность.
Занятие КРУГ – это групповое занятие, направленное на стимуляцию активного участия ребёнка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции.
Название занятия продиктовано расположением его участников. Дети садятся в КРУГ на стульчики или располагаются кружком на полу. Такое расположение ограничивает на время внешнее пространство, помогая детям сосредоточиться друг на друге и на предлагаемых играх. КРУГ самое короткое групповое занятие, длительность его 5-15 минут. На этапе введения ребенка в группу это особенно важно, так как позволяет ребенку быстрее научиться участвовать в занятии от начала до конца. Если же ребенок не готов участвовать в новом для него занятии дольше нескольких минут, мы даем ему возможность участвовать не все время, он может присоединиться к детям, поиграть в любимую игру, а затем выйти из круга.
При введении в группу важно, чтобы ребенок имел возможность сначала понаблюдать за происходящим и только потом стать участником занятия. Условия, в которых проводится занятие КРУГ, дают ребенку такую возможность. Находясь в той же комнате, что и остальные дети, ребенок может не сидеть вместе с ними в кругу, а наблюдать со стороны. Постепенно он привыкнет к новой ситуации и в какой-то момент сам решится сесть в общий круг и сделать что-то вместе с остальными детьми.
На занятии ребенок сидит напротив других детей, это помогает ему сосредоточиться на лицах участников, на игровых и подражательных действиях, в ограниченном пространстве круга легче удержаться, а короткие задания позволяют легче регулировать время участия ребенка в занятии.
Главная цель занятия КРУГ – дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и, таким образом, почувствовать себя частью коллектива.
На занятии решаются как общие задачи, направленные на социальное и эмоциональное развитие ребенка, так и специфические, непосредственно связанные с особенностями нарушений в развитии детей, входящих в группу.
Основными задачами занятия являются:
– создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
– формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
– стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка;
– развитие произвольной регуляции поведения;
– развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;
– формирование представлений об окружающем мире.
Структура и содержание занятия КРУГ
Основные составляющие Круга:
- приветствие;
- сенсорные игры;
- ритмические игры;
- игры по правилам;
- окончание Круга.
КРУГ начинается с приветствия. Для того чтобы помочь детям сконцентрировать внимание, можно зажечь свечку и поставить ее в центр Круга. Все берутся за руки, говорят вместе: «Добрый день», потом поют про каждого, кто пришел, повторяют его имя хором («А где наш Миша?»). Это помогает ребенку почувствовать себя членом группы. Дети начинают обращать внимание друг на друга, радоваться встрече. В момент эмоционального подъема активизируется их речь.
Приветствие может проходить в разных формах. В группу детей младшего возраста или детей с глубокими нарушениями может «прийти», например, пушистый медвежонок с колокольчиком, «подойти» близко к каждому ребенку, чтобы его можно было услышать, увидеть и потрогать, поздороваться с каждым. Дети здороваются с Мишкой с помощью жеста (пожимают лапу, гладят по голове и т. п.), а те, кто может, отвечают словами.
Другой вариант: каждый здоровается со своим правым соседом, хлопая его по коленке, передавая таким образом приветствие следующему. Если ребенок еще не может сам произнести слова приветствия, то это за него делает педагог.
Сенсорные игры – важная составляющая Круга. Они помогают создать благоприятный эмоциональный фон в группе, привлекают внимание и стимулируют активность ребенка. Сенсорные игры очень разнообразны. Можно, например, вместе рассматривать интересную игрушку, передавать её по кругу, выделяя характерные признаки (мяч жёлтый, круглый, мягкий и т.д.), а также использовать звучащую игрушку (барабан, молоток), где дети учатся считать. Воспитатель может принести на КРУГ разнообразные природные материалы – листья, снег, сосульку – это особенно важно для детей с тяжелыми двигательными нарушениями, которые часто не могут получать такой опыт во время прогулки, как это происходит с обычными детьми.
Интересную игру можно организовать, если принести на Круг тазик с водой – «озеро» – и предложить детям запускать в воду рыбок, кораблики и вылавливать их. Из мешочка дети могут по очереди доставать платочки, ленточки, шляпы или очки и наряжаться.
Ритмические игры – основное наполнение Круга. Их цель – эмоциональное единение детей и взрослого, заражение эмоциями.
Взрослые рассказывают стихи-потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.) и вовлекая детей в эти движения. Используются стихотворения с эмоциональной кульминацией, когда надо сделать акцентированное движение или крикнуть что-то, например игры «Вышли мыши как-то раз», «Федя-бредя», «Шалтай-болтай». Хорошо активизирует детей смена ритма (наличие пауз, изменение темпа), например игра «Дедушка Егор». Все это помогает ребенку присоединиться к общему действию – сначала эмоционально, а потом и собственным движением.
Важно, что к ребенку нет прямого обращения со стороны взрослого, требования выполнить какое-то движение – он делает это самостоятельно, увлекаемый ритмом и эмоциями.
Если дети активно участвуют в простых ритмических играх, им предлагают игры на подражание.
Подражание – необходимая ступень в развитии игровой деятельности ребенка. Обычно ребенок осваивает множество таких игр в раннем возрасте, общаясь с мамой. Это известные всем «Ладушки», «Сорока-белобока» и другие несложные пальчиковые игры. Такие игры – важная часть общения и начало общей игры с родителями и близкими ребенку взрослыми. Эти игры подготавливают ребенка к более сложным играм, где требуется активное взаимодействие, усвоение игровых правил. Кроме того, они совершенно необходимы для речевого развития.
Игры на подражание обязательно вводятся в занятие КРУГ во всех группах.
В группах детей раннего возраста и детей с тяжелыми нарушениями развития игры на подражание должны иметь несложный, ритмичный текст и простые движения. Например, «Так мы топаем ногами», «Гули-гули-гули-гоп», «Надувала кошка шар», «Лунь плывет», «По болоту идти нелегко». Многим детям со сложными нарушениями развития требуется помощь в организации движения.
Для более старших детей подбираются игры с более сложным текстом, требующие разнообразных движений и жестов. Например, «Мы охотимся на льва», «У Маруси две ноги», «Свинка Ненила», «Правая и левая», «На Алтайских горах», «Дождь идет», «Шагает слоненок».
Особое внимание уделяется побуждению ребенка к проявлению собственной активности (выбор стихотворения, придумывание новых движений), запоминанию сложных моторно-двигательных программ, специальным упражнениям (например, стимулирующим межполушарное взаимодействие – «На Алтайских горах»).
Некоторые игры КРУГА привлекают внимание детей к своему телу («У Маруси две ноги», «Черепаха», «Та-та-два кота», «Правая и левая»), способствуют осознанию ребенком себя («Раз-два-три, посмотри, это – я, это – ты», «Рыбки плавали в пруду»).
Игры по правилам
Игры по правилам направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры. Первые, самые простые правила предполагают, что участники производят действие по очереди. Для этого на занятии КРУГ часто используются игры с предметами.
Дети с тяжелыми нарушениями развития учатся брать игрушку, совершать с ней простые игровые действия, ставить ее в определенное место. Одно и то же действие поочередно выполняется каждым ребенком, как, например, в играх «Ты, веревочка, крутись…», «Строим дом». Основное условие такой игры – дождаться своей очереди и выполнить несложные действия с игрушкой. Ребенку не всегда легко сразу понять и принять эти условия. Повторение игры из раза в раз, наблюдение за другими детьми помогает ему вовремя вступить в игру и выполнить действие правильно.
Для детей с негрубыми нарушениями эмоционального и речевого развития, имеющими более высокий уровень произвольности в деятельности, подходят такие игры, как «Цирк», «Волшебный мешочек»,«Собираем пирамиду». Играя, дети учатся выполнять более сложные и разнообразные действия по речевым указаниям взрослого, следить за выполнением правил игры. Таким образом, у них появляются новые возможности регуляции своего поведения.
В играх с предметами дети могут усвоить бытовые подробности, важные для развития представлений об окружающем их предметном мире (например, «Одеваем куклу»).
Более сложными являются ролевые игры по правилам. Здесь один ребенок выполняет роль ведущего и выполняет какое-то действие или последовательность нескольких действий. Такие игры направлены на активное взаимодействие между детьми. Ролевые игры расширяют коммуникативные способности ребенка, помогают восполнить недостаток общения и эмоциональных связей с другими людьми.
Особенно важны ролевые игры с правилами в группах детей с эмоционально-волевыми проблемами. Таким детям важно научиться реагировать на обращение, проявлять инициативу в общении, выдерживать хотя бы непродолжительный контакт глазами с другими людьми. Эти трудности прорабатываются индивидуально с каждым ребенком, но занятия в группе, в частности, на занятии КРУГ, дают ему возможность применять навыки взаимодействия и общения в игре со сверстниками. Становясь водящим в игре, ребенок оказывается в поле внимания других детей. Он должен проявить себя, совершить выбор. Таким образом, у ребенка развивается представление о собственном Я.
У ролевых игр, составляющих занятие КРУГ, очень простой, эмоционально насыщенный сюжет, несложные правила. Один из детей исполняет роль водящего. Эта роль может сводиться к совершению одного действия – кинуть мячик кому-нибудь («Лови мячик»), найти игрушку, спрятанную у другого («Найди игрушку»), придумать и показать движение, которое повторяют все остальные участники игры («У Авдотьи, у старушки…»).
В некоторых ролевых играх используются тактильные способы взаимодействия. Например, «Найди игрушку», «На болоте старый пень…», «Гуси вы, гуси, красные лапки».
Дети с более легкими нарушениями осваивают также и речевые способы взаимодействия. В этом случае можно использовать игры «Правая рука», «Угадай, чей голосок».
В конце занятия КРУГ все берутся за руки и говорят «Молодцы».
Таким образом, КРУГ может стать для ребенка одной из ступенек на пути к выходу в широкий мир, в котором он будет жить и общаться. Для каждого участника КРУГ представляет такую интегративную среду, которая готова принять ребенка с любыми особенностями. В такой среде ребенок с нарушениями развития может найти понимание и поддержку, а также интересную деятельность, в которой ему захочется участвовать. Это позволит ему самому также сделать шаг навстречу другим людям.
Источник