5 линий развития ребенка

Лариса Хуторская
Линии развития, определяющие готовность ребёнка к школьному обучению

В современной педагогической и психологической литературе неоднократно рассматривалось содержание основных составляющих психологической готовности к школе (мотивационной, эмоционально-волевой, умственной и социально-психологической). Однако, особый интерес представляет несколько иной подход к готовности к обучению в школе, основанный на результатах научной деятельности Д. Б. Эльконина.

Отечественный психолог Д. Б. Эльконин проанализировал три линии развития к концу дошкольного возраста:

1. линию формирования произвольного поведения.

2. линию овладения средствами и эталонами познавательной деятельности.

3. линию перехода от эгоцентризма к децентрации.

Развитие по этим линиям определяет готовность ребёнка к школьному обучению.

— Линия формирования произвольного поведения.

При диагностике ребёнка к школьному обучению по мнению

Д. Б. Эльконина, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения — подчиняется ли он правилу.

Д. Б. Эльконин, много лет проработавший учителем начальных классов, вспоминал, как ребёнка в первом классе на первом уроке попросили нарисовать 4 кружочка, затем раскрасить три -жёлтым и один — синим. Дети красили разными цветами и говорили: «Так красиво». Эти наблюдения показывают, что правила ещё не стали правилами поведения ребёнка. По мнению Д. Б. Эльконина превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения — важный признак готовности.

Под руководством Д. Б. Эльконина был проведён интересный эксперимент. Перед ребёнком куча палочек. Экспериментатор просит брать по одной и перекладывать их в другое место. Правила нарочно сделаны бессмысленными. Испытуемыми были дети 5,6,7 лет. Экспериментатор наблюдал за детьми через зеркало Гезелла. Дети, которые готовятся к школе, скрупулёзно выполняют эту работу. Дети поменьше некоторое время продолжают перекладывать палочки, а потом начинают что-то строить. Самые маленькие привносят в эти занятия свою собственную задачу. Когда происходит насыщение, входит экспериментатор и просит работать ещё: «Давайте договоримся, вот эту кучу палочек сделаем и всё». И более старший ребёнок продолжал эту однотонную, бессмысленную работу, потому что он договорился со взрослым. Детям среднего дошкольного возраста экспериментатор говорил: «Я уйду, а Буратино останется». Поведение ребёнка менялось: он посматривал на Буратино и делал всё правильно. Если несколько раз осуществлять это действие с замещающим звеном, то и без Буратино дети подчиняются правилу. Этот эксперимент показал, что за выполнением правила лежит система социальных отношений между взрослым и ребёнком. Когда ребёнок подчиняется правилу, он встречает взрослого с радостью. Сначала правила выполняются в присутствии взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним. Если бы соблюдения правила не

заключало в себе системы отношений со взрослым, то никто бы никогда этих правил не выполнял. Готовность ребёнка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, подчёркивал Д. Б. Эльконин.

— Линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности.

Включает в себя овладение ребёнком средствами для выделения параметров вещей (эталонами). Для младшего и среднего дошкольника характерно глобальное, целостное представление об объекте. К концу дошкольного возраста он должен уметь выделять параметры объекта, т. е. правильно (планомерно и расчленено) обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами, определять на что похоже по цвету, форме, величине и т. д. а затем сравнивать их между собой. Таким образом, ребёнок осваивает общественно выработанные способы познания предметов, овладевает средствами познавательной деятельности, что важно для школьного обучения. Л. С. Выготский отмечал, что ребёнок должен уметь видеть в предмете, в вещи какие-то отдельные стороны, параметры, которые составляют содержание определённого предмета науки.

— Линия перехода от эгоцентризма к децентрации.

Эгоцентризм или центрация означает, что ребёнок может видеть весь мир только со своей точки зрения. Никаких других точек зрения для ребёнка сначала не существует. Стать на точку зрения науки, общества ребёнок не может. В ходе специально организованного развития и грамотно организованной игровой деятельности дошкольников происходят основные процессы, связанные с преодолением «познавательного эгоцентризма». В разнообразных играх детей частое переключение с одной роли на другую, переход с позиции ребёнка на позицию взрослого приводит к систематическому «расшатыванию» представлений ребёнка об абсолютности своего положения в мире вещей и людей и создаёт условия для осваивания разных позиций. Такие изменения в поведении были проверены в исследовании В. А. Недоспасовой. В эксперименте был использован модифицированный тест К. Берта и Ж. Пиаже о трёх братьях (было три брата: Миша, Петя и Слава. Сколько братьев у Миши, у Пети, У Славы). Ребёнку предлагали условно стать Мишей, затем Петей, затем Славой и ответить на вопрос с позиции каждого из детей. Через подобную «условно-динамическую» позицию ребёнок приходил к пониманию объективных отношений. Как в игре, ребёнок условно принимает на себя роль другого, но в то же время постоянно ориентируется на поведение партнёра (например, «доктор» учитывает позицию «пациента»). В исследовании В. А. Недоспасовой ребёнок условно принимал на себя роль каждого из трёх братьев и постоянно принимал во внимание, как выглядит ситуация с точки зрения других братьев. В этом исследовании можно было видеть процесс преодоления центрации.

Благодаря децентрации дети становятся другими, предметом их мысли, их рассуждения становится мысль другого человека. Никакое

обучение невозможно до тех пор, пока мысль учителя не станет предметом рассуждения ребёнка.

Вашему вниманию хотим предложить

Игры и упражнения для развития децентрации у старших дошкольников.

Эгоцентризм или центрация — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им не свойственно сильно переживать по поводу чувств другого, стать на его позицию. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, встать на позицию другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.

Игра «Сотворение чуда»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Игра «Зоопарк»

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.

Игра «Маски»

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

Описание игры. На одного ребенка, который стоит перед остальными детьми, надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья эта маска, ребенок предлагает кому-либо из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится тот ребенок, который его изображал.

Игра «Фантазии»

Цель: развитие коммуникативных способностей, эмпатии, воображения.

Описание игры. Воспитатель говорит детям: «Представьте себе, что вы включаете телевизор, а там ваша мама отвечает на вопросы журналиста».

Далее воспитатель исполняет роль журналиста, а ребенок, кто пожелает, — роль мамы. Журналист может попросить маму рассказать о сыне (дочери, о том, что ей больше всего нравится в ее ребенке и чем она не довольна, об увлечениях ее ребенка и о том, как она относится к ним и т. п.

Читайте также:  Игры для развития личности ребенка дошкольного возраста

Игра «Обувь»

Цель: развитие воображения, выразительности движений, децентрации, чув-ства юмора.

Описание игры.

1-й вариант. Воспитатель называет обувь и предлагает кому-либо из детей «пройтись» в этой воображаемой обуви.

Обувь может быть разной: туфли на высоком каблуке, валенки, балетные тапочки, калоши большого размера и т. п.

2-й вариант. Воспитатель называет обувь, и дети все вместе демонстрируют ее.

3-й вариант. Воспитатель раздает детям карточки с изображением обуви (каждому свою). Каждый ребенок должен «пройтись» в той обуви, которая изображена на карточке, а остальные дети отгадать, что это за обувь.

Игра «Волшебный карман»

Цель: развитие воображения, выразительности движений, сообразительности, произвольности, децентрации.

Описание игры. Водящий достает из кармана воображаемый предмет и выполняет с ним какие-либо, характерные для этого предмета действия. Остальные дети отгадывают, какой это предмет, но только после того как водящий закончит все действия. Ребенок, который назвал предмет правильно, становится водящим.

Игра «Оживи маску»

Цель: развить умение понимать настроение другого человека, прогнозировать и предвидеть то или иное настроение.

Каждому ребёнку раздаются маски-настроения. Ребёнок должен рассказать, что вызвало то или иное настроение. Поощряются реальные и фантастические сюжеты.

Варианты игры: детям предлагается придумать ситуацию, которая вызвала бы противоположное настроение.

Игра «Моё настроение»

Цель: развить умение описывать своё настроение, распознавать настроение других.

Детям предлагается поведать остальным о своём настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении – всё зависит от фантазии и желания ребёнка.

Игра «Берёзки»

Цель: развитие выразительности движений, наблюдательности, воображения.

Описание игры. Дети изображают и обсуждают настроение деревьев в разное время года, следуя словам воспитателя:

«Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.

Осень. Облетают листья на березах. Все чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону.

Зима. Веточки на березах дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.

Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки».

Игра «Волшебный лучик».

Цель: воспитывать взаимопомощь, эмпатию, оптимизм.

Предложите детям представить, что однажды солнышко послало на землю добрый волшебный лучик.

Дети должны придумать, чем и как волшебный лучик поможет людям в разных ситуациях.

1. Кто-то заблудился в лесу.

2. Кто-то поссорился со своим товарищем.

3. Кто-то получил замечание.

4. У кого-то заболела мама.

5. Кто-то опоздал на поезд и т. д.

Например, людям, которые опоздали на поезд, лучик подарит билет на солнечный поезд. На нём человек доедет до солнышка, которое угостит его солнечным обедом, а потом лучик, быстро отнесёт его в то место на земле, куда он хочет попасть.

Попросите детей нарисовать, как волшебный лучик помогает людям в разных ситуациях.

Игра «Мудрая сова».

Цель: развивать творческую активность, взаимопомощь, эмпатию.

Детям раздают картинки с рисунками разных лесных жителей. Дети встают в круг. Один из них – мудрая сова. Каждый придумывает какую-нибудь ситуацию, в которую попал его лесной житель, и спрашивает совет у совы.

Например, два зайчика на полянке подрались между собой из-за одной большой ягоды клубники.

Совет совы. Поскольку ягодка одна, зайчата должны подарить её своей маме.

Если мудрая сова в течении нескольких секунд не может дать мудрого совета, совою становится тот, кому ничем не помогли.

Наимудрейшая та сова, которая даст лесным жителям больше мудрых советов. Потом можно нарисовать то, что им посоветовала мудрая сова.

Игра «Счастливые предметы».

Цель: развитие эмпатии, желания помочь другому.

Взрослый делит детей на группы и раздаёт им картинки с рисунками разных предметов: окна, дерева, дома и т. д. Каждая группа должна придумать сценку про то, как сделать, чтобы тот или иной предмет стал счастливым.

Например, чтобы окно стало счастливым, его нужно вымыть, покрасить, прикрепить красивые ручки и т. д. Дерево полить, удобрить и т. д.

Можно попросить детей показать свои сценки с помощью мимики, жестов. Все вместе отгадывают, какие предметы изображают их товарищи и что было сделано, чтобы предметы были счастливыми.

Упражнения на развитие пространственной децентрации.

Упражнение «Справа, слева».

Цель: развитие понимания детьми левого и правого.

Взрослый предлагает ребенку по очереди шесть заданий следующего содержания:

1)покажи мне свою левую руку, правую; покажи мне свою правую ногу, левую.

2)покажи мою левую руку, правую; покажи мою левую ногу, правую. 3)находится ли карандаш слева или справа от меня? А монета?

4)ты видишь эту монету, где она у меня, в левой или в правой руке? А этот браслет?

5)где карандаш, слева или справа от ключа? А монета? Ключ слева или справа от монеты? Слева или справа от карандаша? А монета слева или справа от карандаша? А от ключа?

6)я тебе покажу три вещи, но только на один момент. Ты хорошенько посмотришь на них, а затем скажешь мне, как они расположены. Посмотри внимательно. Те же вопросы по поводу трех предметов, что и в предыдущем тесте.

Упражнение «Угадай-ка»

Цель: развивать умение ребенка становиться на точку зрения своего партнера, децентрироваться.

Организация: работа в парах и четверках.

Взрослый находится с детьми в хорошо знакомом им помещении, предлагает детям сесть на стульчики напротив друг друга и сыграть в «Угадай-ку», то есть, глядя на своего партнера, постараться рассказать о том, что тот видит перед собой. Дети выполняют данное задание по очереди.

Упражнение «Нарисуй предметы»

Цель: выявить способность детей стать на точку зрения другого, учесть его позицию.

Организация: групповая.

Перед детьми, сидящими за столами, чуть выше уровня их глаз расположены в ряд три предмета: мяч, неваляшка, чайная чашка. Взрослый просит детей назвать предметы, определить их положение относительно друг друга (неваляшка — в центре, мяч — справа от нее, а чашка — слева, ручка чашки повернута вправо). Затем детям предлагают зарисовать все три предмета так, как они видят их сами.

Далее взрослый размещает за этими предметами игрушку, например, мишку, «лицом» к детям. И спрашивает детей: «Как вы думаете, когда мишка смотрит на эти предметы, он видит их так же как вы, или нет? Нарисуйте, пожалуйста, как видит мяч, неваляшку и чашку мишка.

Дети рисуют на обратной стороне листа так, как по их мнению «видит мишка».

Литература

1. Безруких М. М. Ребёнок идёт в школу. Знаете ли вы своего ученика? М., 1996.

2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.

3. Кравцов Г. Г. Шестилетний ребёнок: психологическая готовность к школе. М., 1991.

4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М. : АРКТИ, 1999.

5. Нечипорук Н. И. Развивающие игры для дошкольников. Харьков, 2007.

6. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. М., 2009.

Источник

15.04.2015

За год малыш научился многому: садиться, ползать, даже ходить, но следующий год для малыша должен стать не менее насыщенным и интересным. Ребенок научился ходить, а значит, наступил этап активного познания окружающего мира, это надо использовать во благо и в целях развития нашего малыша.

Читайте также:  Рабочая тетрадь для развития ребенка 6 лет распечатать

 Обучение крохи будет более эффективным, если оно будет направлено и организовано взрослым. А для того, чтобы родителям понимать, в какую сторону двигаться в части совместных занятий с ребенком, предлагаем вам план. План охватывает все сферы жизнедеятельности малыша, и направлен на развитие его когнитивных процессов.

Упражнения для развития логики ребенка в период с 1 года до 2 лет

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные — по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки — домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.

Упражнения для развития внимания детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Игра в «Найди пару» — с носочками, варежками, карточками (лото), игра «Угодай-ка»
2. Игра «Что в этой комнате?» — по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
4. «Найди по звуку» — мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
5. «Найди маму» — игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
6. «Найди похожий узор» — разновидность игры «найди пару» — найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов

В процессе игр с ребенком, общения, чтения книг, уделяйте внимание следующим понятиям:
1. Большой-маленький.
2. Название цветов, можно использовать игру «Цветик-семицветик»  (как базовых – синий, красный, желтый, зеленый, а позже познакомить со всеми цветами радуги и нетипичными цветами, например, салатовый).
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
4. Один-много.
5. Горячий-холодный.
6. Высокий-низкий.
7. Вверх-вниз.
8. Предлоги.
9. Грустный-веселый.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.

Лексические темы

С ребенком важно постоянно общаться и рассказывать ему о том, что происходит вокруг, давать понятийное обозначение предметов, с которыми сталкивается ребенок.  Таким образом, мы работаем над развитием словарного запаса и понятийного аппарата ребенка. Ощупывание предметов, игры с ними, будут способствовать быстрейшему усвоению новых знаний.

Итак, в возрасте от 1 года до 2 лет, для развития речи ребенка, вводим следующие понятия:

1. Посуда.
2. Рыба.
3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
4. Машины.
5. Кораблик.
6. Домики.
7. Цветы.
8. Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты, для этих целей, можно сделать наглядный материал: овощи и фрукты своими руками.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда, отлично подойдет игра «Одевалка».
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

Творчество для детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе  – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудно – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
3. Рисование пальчиками.
4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет — внутри листа вырезается простой силуэт — например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально: все — таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
8. Лепка из пластилина, теста: учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку» и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто — получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Упражнения для развития речи и артикуляции ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Продолжать учиться звукоподражанию. Учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) — если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» — стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок).
4. Читать книги, для малышей лучше предлагать мягкие книжки, которые можно сделать самим или из плотного картона.
5. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») — обычно это возможно осуществить в среднем — к двум годам (у всех индивидуально).
6. По возможности, побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!», «скажи, что это», «скажи, как мяукает кошечка», и т.п.).
7. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания («давай покачаем куклу, спой ей «а-а», «побибикай машинкой — «би-би», «попроси у мишки чашку, скажи, «дай, мишка!» и т.п.).

Читайте также:  Развитие ребенка 3 лет по сказке

Упражнения для развития музыкального слуха и чувства ритма у детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Логоритмика — танцы под музыку (например, методика Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая — медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
5. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
6. Прослушивание классической музыки фоном.
7. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает — мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – «принеси куклу, дай мячик»).

Упражнения для развития сенсорики у детей в возрасте от 1 года до 2 лет

Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п. родители могут сами сделать сенсорные ладошки или сенсорные мешочки, для организации занятий с ребенком в домашних условиях.

1. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
2. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
3. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
4. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации ребенка от 1 до 2 лет

1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» — передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
5. Катать мячики, машинки.
6. Учиться прыгать на месте (ближе к 2 годам, можно учиться прыгать на батуте).
7. Бить по мячу ногой.
8. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному — из стульев и т.п.).
9. Лазать: на детской площадке, с поддержкой взрослым (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван — с дивана, забираться на стул и т.п.
10. Учиться переносить различные предметы на подносе.
11. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти, значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния, если торопить события и «заставлять» ребенка ходить — это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
12. Ходить по наклонным поверхностям — в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
13. Толкать тележку, игрушечную коляску.
14. Тянуть за собой предметы на веревочке.
15. Играть с мамой в догонялки.
16. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
17. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
18. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
19. Учиться катать машинку через “тоннель”.
20. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
21. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Ролевые игры для детей от 1 до 2 лет

1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
2. Покорми, умой куклу.
3. Шофер — отвези игрушку на машинке-грузовичке.
4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
5. Стираем и развешиваем белье.
6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

Развивающие упражнения для детей в быту

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» — т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» — концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы («помоги поставить тазик на место»).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Социальные навыки малышей в возрасте от 1 года до 2 лет

Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
3. Делиться игрушками, вкусняшками и меняться с другими детками или мамой (Не настаивать и не заставлять, а просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка — настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
5. Показывать ребенку кукольный спектакль.

Источник