5 лет ребенку как сказать что мама умерла

Для ребенка страшна идея конечности. Ему трудно своим сознанием объять и принять идею того, что то, что есть сейчас, когда-нибудь закончится насовсем

Эта статья не будет легкой для чтения. Тема эта непростая, и я давно обещала читателям написать об этом.

Даже если ваш ребенок совсем еще мал, рано или поздно он будет задавать вам вопросы на эту тему. Надеюсь, что эта статья поможет вам лучше подготовиться к такому разговору.

В моей многолетней психологической практике детским и семейным психологом мне приходилось прямо во время консультации сообщать детям о том, что кто-то из их родных ушел из жизни. Это был запрос семьи. Взрослые просто не знали, как рассказать об этом ребенку.

Один раз ко мне обратилась мама 7-летней девочки, папа которой умер, не приходя в сознание, в больнице. Мужчину уже похоронили, а девочка продолжала спрашивать: «Когда я пойду навещать папу? Я скучаю по нему». И меня попросили сообщить ребенку о том, что папы уже нет в живых.

Недавно был случай, когда отец семейства утонул в реке, а двое его детей продолжали долгое время думать, что он в командировке. Я рассказывала маме детей о том, как лучше сообщить детям о том, что случилось.

В этой статье я расскажу вам о том, как, на мой взгляд, лучше всего говорить с ребенком о смерти. Возможно, есть психологи, которые смотрят на этот вопрос по-другому. Я же поделюсь с вами моим опытом работы с детьми и теми инструментами, которые мне всегда помогали.

Как говорить с ребенком о смерти

Для ребенка страшна идея конечности. Ему трудно своим сознанием объять и принять идею того, что то, что есть сейчас, когда-нибудь закончится насовсем. Мысль о том, что когда-нибудь умрут значимые для ребенка люди и исчезнут из его жизни – очень пугающая. Идея того, что контакт будет прерван и не будет возможности общаться очень пугает ребенка, и у него может появиться сильная тревога по этому поводу и даже развиться различные страхи.

Поэтому так важно не уходить от этой темы, а отвечать на вопросы ребенка и разговаривать с ним об этом.

По-моему мнению, для ребенка важно создать идею того, что кроме этого мира есть еще и другой мир, про который мы мало знаем. Здесь, на земле, мы называем его «Небеса». Именно туда отправляются те, кто уходит из этой жизни. При этом, с родными людьми, которые на «небесах» можно продолжать общаться и они могут наблюдать за нами оттуда. Когда ребенок слышит об этом, то его тревога становится меньше или даже уходит.

Не важно, верующий вы человек или нет. Эта идея не привязана к какой-либо религии. Важно дать ребенку идею того, что ни что не заканчивается, а лишь меняет свою форму и место прибывания.

Вы можете рассказать ребенку терапевтическую историю «Снежинка-капелька», которую я придумала для того, чтобы можно было поговорить с ребенком на тему смерти, если его начнет беспокоить этот вопрос. Эту историю можно рассказывать не только маленьким детям, но и школьникам.

«Жила была маленькая Снежинка. Однажды засветило солнышко и снежинка стала таять. Она думала, что умирает, а оказалось, что она просто превратилась в Капельку. Потом Капелька упала в ручеек и решила, что умерла, так как растворилась в ручейке. Но она быстро поняла, что просто стала частью ручейка.

Потом ручеек впал в реку и Капелька подумала, что теперь уж она точно умерла. Но потом она осознала, что просто стала частью быстрой реки.

Затем река впала в большой океан. И снова Капелька подумала, что теперь она точно исчезла. Но потом Капелька поняла, что стала частью большого океана, и ей это очень даже понравилось.

Как-то раз она лежала у самой поверхности океана и из-за тёплого солнышка вода вместе в Капелькой стала постепенно испаряться! Капелька снова подумала, что умирает. Но оказалось, что она стала подниматься в небо с другими капельками и превратилась в пар. А потом она поднялась в красивое облачко и поняла, что из пара снова стала капелькой!

А потом пошел дождик и Капелька пролилась на землю в виде дождя вместе с остальными капельками и впиталась в землю. Ну всё, подумала Капелька, теперь-то я уж точно умерла. Но под землей протекал подземный родник, она слилась с ним и снова стала частью родника. Вместе с родником она потекла под землей, навстречу реке, куда потом впадал подземный родник.

И тогда Капелька поняла, что когда настанет зима, она замерзнет и снова станет Снежинкой. И что она не умирает, а все время меняет свою форму и путешествует в разные места.

Далее, я рассказываю ребенку, что если умирает кошечки, собачки или любые другие зверюшки, то их души тоже улетают на небеса. Там они радостно прыгают, резвятся, играют друг с другом и даже могут летать. В тех мирах очень красиво и хорошо. Но точно никто не знает, как там все происходит.

Я предлагаю придумать и нарисовать ребенку этот небесный мир. Ребенок рисует, как он себе его представляет – здесь нет никаких ограничений для его фантазии. Мы с ним обсуждаем эти рисунки и я спрашиваю с интересом, что там нарисовано.

Затем я перехожу к вопросу о человеческой жизни. Мы продолжаем говорить о том, что когда человек проживает свою долгую жизнь, он оставляет свое тело и его душа тоже улетает на небеса. А самое замечательное, что с теми родными, кто уже улетел на небеса, можно разговаривать, можно писать им письма и даже рисовать им рисунки.

Читайте также:  Выпадение волос у ребенка 5 лет причины и лечение

Можно привести ребенку в пример родных, которые ушли из жизни ранее (бабушек/прабабушек, дедушек/прадедушек) и рассказать, что они смотрят на вашу семью с небес, радуются нашим успехам и шлют нам свою любовь.

На тему того, как рассказывать ребенку о смерти, я очень рекомендую вам добрый, душевный, мудрый семейный фильм «Собачья жизнь». В основе фильма лежит идея о том, что душа собаки постоянно переходит из одной собаки в другую, каждый раз в поиске своего предназначения и смысла жизни. Разные собачьи судьбы, но за кадром — голос одного и того же главного героя — собаки Бэйли, жизнь которой красной нитью проходит через весь фильм.

В этом фильме также затронуты темы семьи, любви, верности, преданности, дружбы. Вы получите большое удовольствие от просмотра.

Кроме того, что это просто хороший фильм для семейного просмотра, его важно посмотреть детям и взрослым, у кого есть домашние питомцы. Ведь рано или поздно с нашими любимым питомцами приходится прощаться (как бы грустно нам ни было это осознавать). А эта прекрасная мудрая философская притча о том, что душа любимого животного на самом деле никуда не исчезает. Так что, если вы сейчас горюете и оплакиваете любимого питомца, фильм точно поможет вам легче пережить потерю.

Фильм также может быть началом беседы с ребенком, которого беспокоят вопросы на тему смерти. Думаю, что смотреть его можно примерно с 7-летнего возраста вместе с вами и вашими комментариями.

Ещё мои читатели очень хорошо отзывались о мультфильмах «Тайна Коко» и «Кубо, легенда Самурая». А вы смотрели фильм «Собачья жизнь»? Понравился вам фильм? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях фильмами и мультфильмы на эту непростую тему. В том числе и для взрослых (только пишите в комментариях — для кого предназначен). Давайте подскажем друг-другу идеи.

Ребенку легче принять идею смерти, конечности, близких и любимых людей, а также любимых питомцев, если он думает о том, что их души улетают на небеса

Часто родители задают такие вопросы:

Нужно ли самим начинать говорить с ребенком на тему смерти?

Начинать самостоятельно говорить на эту тему я не рекомендую. Зачем? Если у ребенка возникнут такие вопросы и он будет их задавать, волноваться, тревожиться — тогда можно ответить ровно столько, сколько спрашивает ребенок, без деталей и подробностей.

Также, если у ребенка ушел из жизни близкий человек или любимый питомец, и ребенок переживает, плачет и при этом не говорит на эту тему и не задает вопросов, я рекомендую обязательно поговорить с ним, используя рекомендации из моей прошлой публикации. Не оставляйте ребёнка наедине с его переживаниями, даже если они ничего не спрашивает.

Если рассказывать ребенку про другой мир, не захочется ли ему туда отправиться?

Очень многие родители в своих комментариях выразили беспокойство о том, не повлияет ли идея того, что есть «небеса» после смерти на желание ребенка отправиться «в другой мир» Подумайте вот о чем. В мире миллионы верующих людей разных религиозных конфессий — буддисты, индуисты, христиане, мусульмане, иудеи и т.д. В каждой из этих религий так или иначе есть идея того, что после физической смерти в этом мире душа продолжает свою жизнь где-то еще. Но в семьях верующих не происходят миллионы детских суицидов, правда?

Ребенку легче принять идею смерти, конечности, близких и любимых людей, а также любимых питомцев, если он думает о том, что их души улетают на небеса. При этом не нужно радужно и красочно расписывать эти «небеса», делать их привлекательными и интересными. Вы можете просто сказать о том. что точно никто не знает, что там и как. И ЭТО ПРАВДА, Никто не знает. Поэтому это не является обманом. Это мягкий способ помочь ребёнку принять идею смерти.

Кроме того, важно сказать о том, что на небеса невозможно попасть по своему желанию, Туда можно попасть только прожив длинную и счастливую жизнь.

Подростковые суициды происходят от того, что ребенок не справляется со своими психологическими проблемами и вовремя не получает необходимую помощь близких людей. Если у родителей и подростка нет добрых, доверительных, уважительных отношений, то взрослые просто не замечают тревожных сигналов в поведении ребенка, не следят, чем он занимается в жизни или в соц. сетях, не понимают, что он стоит на краю пропасти.

Не потеряет ли ребенок доверия ко мне, если я его буду обманывать?

Это тоже самое, что беспокоиться, не потеряет ли ребенок доверия к вам, когда узнает, что Дед Мороза и Зубной Феи на самом деле не существует, игрушке не живые и чудес не бывает. Вы же не рассказываете всю правду, что Дед Мороз — это сосед Вася с приклеенной бородой, а любимый зайка не живой, а просто изделие из хлопка и синтепона. В детстве дети верят в волшебство, в сказку и обычно взрослые поддерживают у ребенка эту веру и не беспокоятся, что ребёнок вырастет и потеряет к ним доверие. Кроме того, как я уже писала выше, никто не знает, что там на самом деле.

Поделитесь в комментариях:
— Была ли вам статья полезна?
— На какие еще вопросы по этой теме ответить в следующей публикации?

Читайте также:  Успокоительное на ночь ребенку 5 лет

Екатерина Кес, детский и семейный психолог © ipsyholog.ru
???? Подписаться на канал

Источник на сайте

***

P.S. Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопки соц-сетей или мессенджеров.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

Еще больше рекомендаций, как справиться с детскими капризами, нытьем и непослушанием вы сможете узнать на бесплатном онлайн-курсе «ВОСПИТАНИЕ БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ»

***

Читайте также:

Источник

1.

Нина

[3675511125] — 11 февраля 2013, 23:40

Ужасно(((( бедный мальчик

Может к детскому психологу за консультацией?

3.

Света

[1642348] — 11 февраля 2013, 23:45

4.

Гость

[3336267860] — 11 февраля 2013, 23:48

Старая Кукрыникса

У нашего партнёра, соучредителя нашей фирмы, умерла жена. Болела недолго, скоропостижно скончалась. Молодая, 32 года было ей. Мальчик у них , 5 лет.Вот я думаю, как объяснить ребёнку в таком возрасте, что мамы больше нет, что она больше не придёт???

5.

Гость

[4054622941] — 11 февраля 2013, 23:57

Гость

Старая Кукрыникса

У нашего партнёра, соучредителя нашей фирмы, умерла жена. Болела недолго, скоропостижно скончалась. Молодая, 32 года было ей. Мальчик у них , 5 лет.Вот я думаю, как объяснить ребёнку в таком возрасте, что мамы больше нет, что она больше не придёт???

автор, а вы-то тут причем?

6.

Старая Кукрыникса

[862721454] — 11 февраля 2013, 23:57

7.

Старая Кукрыникса

[862721454] — 11 февраля 2013, 23:59

Гость

ГостьСтарая Кукрыникса

У нашего партнёра, соучредителя нашей фирмы, умерла жена. Болела недолго, скоропостижно скончалась. Молодая, 32 года было ей. Мальчик у них , 5 лет.Вот я думаю, как объяснить ребёнку в таком возрасте, что мамы больше нет, что она больше не придёт???

автор, а вы-то тут причем? —

мне тоже интересно , может автор любовница папы ? Ужас , бедный ребёнок .

8.

Горгона Б.

[1245768081] — 11 февраля 2013, 23:59

Кукрыникса, ну Вы нашли, где спросить. Здесь все больше про коричневые выделения и дырявые носки у мч. Но сочувствую.

9.

Гость

[700416557] — 12 февраля 2013, 00:00

Ага, автор, они сами никак про психолога не догадаются. И нет среди них старших, которые сумеют объяснить. Тупая тема.

10.

Старая Кукрыникса

[862721454] — 12 февраля 2013, 00:04

11.

Старая Кукрыникса

[862721454] — 12 февраля 2013, 00:05

Гость

Ага, автор, они сами никак про психолога не догадаются. И нет среди них старших, которые сумеют объяснить. Тупая тема.

12.

Гость

[3837191977] — 12 февраля 2013, 00:08

14.

Гость

[4118289730] — 12 февраля 2013, 00:11

Гость

5 лет мало.

Года через 2-3 он уже и вспомнить маму не сможет

15.

Старая Кукрыникса

[862721454] — 12 февраля 2013, 00:13

Зябка

Ну не знаю… Говорят вроде того, что мама на небесах, стала ангелом, все видит и его, ребенка, любит, и будет помогать ему оттуда и всегда оберегать.

Чем раньше сказать, тем лучше.

18.

Гость

[1492818466] — 12 февраля 2013, 00:36

Гость

5 лет мало.

Года через 2-3 он уже и вспомнить маму не сможет

19.

Гость

[1492818466] — 12 февраля 2013, 00:37

Старая Кукрыникса

ЗябкаНу не знаю… Говорят вроде того, что мама на небесах, стала ангелом, все видит и его, ребенка, любит, и будет помогать ему оттуда и всегда оберегать.

Чем раньше сказать, тем лучше.

Вот я сегодня с мужем говорила. Он думает,что надо сказать, что мама уехала надолго. А я не согласна. Врать нельзя. Мальчик же будет спрашивать постоянно о маме, ждать.

20.

Гость

[3191048779] — 12 февраля 2013, 01:26

Врать ни в коем случае нельзя, он будет ждать, и обижаться что «Она уехала и его оставила». Надо сказать как есть…

ой, в пролом году в знакомой семье было:( Девочке 4 года. Мать с отцом попадают в аварию и мать погибает. Девочка жила с отцом и его матерью. Сказали про мама на небесах. Вроде нормально сначала все было. А потом кошмары по ночам, бессонница, отрешенность. Работали с психологом. Вроде немного наладилось. И тут погибает отец. И бабушка(его мать) не выдерживает, с сердцем в больницу и тоже погибает. Девчонку отдают родителям ее матеи, те в Минске. Девочка не разговаривает уже 4 месяца. Просто молчит

и обида на Бога смертельная. Бог забрал у нее маму, папу и бабушку.

23.

Гость

[3191048779] — 12 февраля 2013, 01:37

Rinata

ой, в пролом году в знакомой семье было:( Девочке 4 года. Мать с отцом попадают в аварию и мать погибает. Девочка жила с отцом и его матерью. Сказали про мама на небесах. Вроде нормально сначала все было. А потом кошмары по ночам, бессонница, отрешенность. Работали с психологом. Вроде немного наладилось. И тут погибает отец. И бабушка(его мать) не выдерживает, с сердцем в больницу и тоже погибает. Девчонку отдают родителям ее матеи, те в Минске. Девочка не разговаривает уже 4 месяца. Просто молчит

Гость

Какой ужас… Но все таки, я считаю что говорить надо всегда правду, особенно в таких случаях!

Читайте также:  Тошнит ребенка 5 лет без температуры

25.

Гость

[3191048779] — 12 февраля 2013, 01:46

Rinata

надо, наверное, по возрасту смотреть. Вот сказали 4 летней про Бога и небеса. Она — то не понимает еще смерть и вечность этого события. Сначала по ночам в темноту шептала, с мамой разговаривала. А потом стала в тенях и шорохзе маму слышать,нервные срывы, ночные кошмары

Rinata

надо, наверное, по возрасту смотреть. Вот сказали 4 летней про Бога и небеса. Она — то не понимает еще смерть и вечность этого события. Сначала по ночам в темноту шептала, с мамой разговаривала. А потом стала в тенях и шорохзе маму слышать,нервные срывы, ночные кошмары

27.

Гость

[2195492256] — 12 февраля 2013, 02:45

я сейчас плачу…

28.

Гость

[1691713117] — 12 февраля 2013, 08:08

29.

форсунка

[3846140540] — 12 февраля 2013, 08:24

30.

Гость

[1190216114] — 12 февраля 2013, 10:48

33.

Гость

[3236443861] — 12 февраля 2013, 12:39

Была такая ситуация у знакомых, только там папа умер, общались они на эту тему с очень хорошим психологом и самое важное, что он тогда сказал — это то, что ребенок обязательно должен быть на похоронах. Его нельзя ни в коем случае отстранять от этого, так как потом будет масса проблем. Ребенку 6 лет было.

Зябка

Не знаю, чем может помочь психолог.

Какие такие волшебные слова он может знать, чтобы сказать ребенку о смерти матери? Значит папа сказать боится, так надо поручить это сказать чужой тетеньке? Зачем впутывать в это незнакомого человека, психологи что, боги?

Скорей папе надо к психологу, чтоб тот ему объяснил, как сказать ребенку.

Потому что о смерти матери должен говорить самый близкий ребенку человек, ибо

только он хорошо знает своего ребенка.

35.

мышь серая

[728257270] — 12 февраля 2013, 19:18

Гость

5 лет мало.

Года через 2-3 он уже и вспомнить маму не сможет

36.

Тася

[2541375677] — 12 февраля 2013, 19:56

37.

золотая

[3350916688] — 12 февраля 2013, 20:41

Гость

5 лет мало. Года через 2-3 он уже и вспомнить маму не сможет

38.

Гелла

[2776654603] — 12 февраля 2013, 21:15

Гость

Была такая ситуация у знакомых, только там папа умер, общались они на эту тему с очень хорошим психологом и самое важное, что он тогда сказал — это то, что ребенок обязательно должен быть на похоронах. Его нельзя ни в коем случае отстранять от этого, так как потом будет масса проблем. Ребенку 6 лет было.

39.

Старая Кукрыникса

[862721454] — 12 февраля 2013, 22:56

41.

Василиса

[842745564] — 13 февраля 2013, 01:50

Моей подруге было 4 года, когда умер ее папа. Сначала тоже не знали как сказать… сказали что он в больнице ещё… потом месяца через 3 выложили правду. А спустя полгода умерла ее мама… тоже по началу говорили что она в больнице. А когда сказали, девочка отреагировала нормально. часто вспоминала маму тепло. не грустила. видимо не поняла ещё что произошло.

42.

Гость

[2330199014] — 13 февраля 2013, 14:02

Гелла

Вот точно!!! Мне было 4, когда умерла обожаемая бабушка, у которой я практически жила месяцами. Скоропостижно умерла. Как я умоляла взять меня на кладбище! Я прекрасно понимала что это моя последняя возможность цвидеть ее. Не взяли…. Обида до сих пор

43.

Гость

[144517556] — 17 февраля 2013, 02:02

Ребенку нужно сказать правду, без эмоций, в спокойной, доступной для его понимания форме. Предварительно дать общее представление о том, откуда берутся люди (мама рожает из животика) и куда они уходят после смерти (становятся не живые, их тело специальном ящике закапывают в землю, а душа улетает на небо). И что так заведено в природе, такой порядок устроен в жизни для всех людей и изменить его никто не в силах. Тогда ребенок будет знать в последствии, что тело мамы лежит в земельке, и можно будет сводить на кладбище, показать это место, посидеть там, а с маминой душой можно разговаривать. Я хоть взрослая тетка, но с тех пор как умер мой дедушка, а он был очень большой души, замечательным человеком, я верю, что дедушка смотрит на меня с неба, и стараюсь жить так, чтобы не было стыдно перед ним. Стала ответственнее за свои поступки, за отношение к близким людям и вообще ко всем людям вокруг, более восприимчивой, доброй и не равнодушной к чужим проблемам, к чужому горю. Надо, чтобы ребенок тоже как-то подобным образом воспринял эту утрату, не замкнулся в себе, не был запуган, не озлобился.

44.

Старая Кукрыникса

[862721454] — 22 февраля 2013, 18:50

Сегодня встречались с этим парнем. Ребёнок не знает еще ничего. Нашли психолога, будет с мальчиком работать.

45.

Татьяна

[1804027313] — 25 ноября 2013, 14:46

Сначала папе бы с психологом поработать. Может и ребенку тогда не понадобится помощь в итоге.

Источник