3 года ребенку интернет

В Интернете немало угроз: негатив, агрессия, непристойности, буллинг, опасные незнакомцы… Как защитить ребёнка от всего этого? Расскажем об особенностях детской психики в каждом возрасте и дадим список рекомендаций. Об этом должен знать каждый родитель.

Без Интернета трудно представить современную жизнь. Посмотреть мультик, скачать фильм, прочитать статьи, поиграть в игры, найти ответ на любой вопрос – возможности «мировой паутины» безграничны. Но при таком обилии информации возникает вопрос: как обезопасить детей от нежелательного контента?

По данным ресурса security.mosmetod.ru, в 2010 году Интернетом в России пользовались 43,3 млн человек, а к середине 2018 года – уже более 90 млн человек (это 81% населения). Такой большой рост пользователей, считают специалисты, может иметь негативные последствия, а Всемирная организация здравоохранения уже признала интернет-зависимость болезнью.

Самым опасным возрастом считается подростковый период. Согласно статистике, к 2018 году 56% детей постоянно находятся в сети. И если младших дошкольников родители ещё могут контролировать и регулировать их время «сидения» в Интернете (88%), то подростки, в основном, входят в сеть самостоятельно. Лишь 7% из них «зависают» в паутине под присмотром взрослых.

Также, по данным security.mosmetod.ru, больше половины пользователей до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержанием, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми.

Среди детей 5-7 лет частые запросы – это мультики и видеоигры. В 8-11 лет к этому добавляется образовательный контент и соцсети (более 80% российских подростов имеют свой профиль). Среди подростков популярны такие ресурсы, как «ВКонтакте», Google, Yandex, YouTube, Instagram, Likee, Tiktok.

https://lucky-child.com/

Дарим 1000 баллов (1балл=1руб) при регистрации на сайте https://lucky-child.com на покупку детской дизайнерской одежды Lucky Child. Зарегистрироваться сейчас!

Почему «всемирная паутина» столь популярна и чем она опасна? Давайте разбираться.

Какие существуют виды интернет-угроз 

Есть три основных вида опасности, подстерегающие юных пользователей:

  • нежелательное содержимое сайтов, пропагандирующих экстремизм, насилие и формы поведения, отклоняющиеся от общепринятых норм;
  • прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи;
  • различные виды мошенничества.

Дома и в школе детей учат не открывать дверь незнакомцам, не садиться в машину к посторонним, не разговаривать с чужими людьми, проверяют знание ПДД, правил поведения в общественных местах и парках. При этом никто не рассказывает детям о том, как надо вести себя в Интернете и с какими опасностями они могут там столкнуться.

Чем опасна «дружба» с телевизором и Интернетом

1. В первую очередь, чрезмерное пользование гаджетами влияет на психику ребёнка. Телевидение быстро информирует о событиях в мире и даёт «вкусную» картинку, вызывая тем самым привыкание. Ребёнок «подсаживается», и ему хочется больше. А Интернет позволяет найти всё, что угодно, не прилагая каких-либо усилий. Легко, быстро и доступно.

2. Длительное нахождение в статичном положении перед голубым экраном может привести к состоянию перевозбуждения. В итоге после завершения просмотра передачи/видеоролика ребёнок не знает, куда направить свою энергию.

3. Дети до 6-7 лет активно формируют картину окружающего мира через призму родителей. Чтение близким человеком сказок, рассказов позволяет малышам применить на себя некую роль, «прожить» ситуацию и сделать выводы в тесном контакте с родителем. Телевизор или смартфон не могут этого себе позволить.

4. После просмотра телевизора ребёнок некоторое время не в состоянии сосредоточиться. А рекламные вставки из-за более активной подачи видеоряда, музыкального сопровождения могут вызвать чувство тревоги.

Кроме того, реклама навязывает стереотипы. Думаю, многие сталкивались с такой ситуацией, когда после какого-либо ролика ребёнок начинает просить рекламируемую вещь. Возможно, у него уже есть такая игрушка, или, скорей всего, она ему не нужна, но кроха убеждён в необходимости этой вещи.

5. Просмотр телевизора/видеороликов не развивает речь. Наоборот, у ребёнка появляется особый стиль разговора – телевизионный. Чтобы речь правильно формировалась, малышу нужно видеть, как работает речевой аппарат при произнесении слов. Гаджеты не предоставляют в полном объёме такую возможность.

Особенности детской психики 0+

Следующая фраза может показаться банальной, но всё действительно начинается с пелёнок. На самом деле мы, взрослые, очень часто сами знакомим детей с Интернетом. Сегодня малыши знакомятся с гаджетами до года. Порой родителям удобно посадить ребёнка перед телевизором, дать смартфон и заняться своими делами. Но что мы имеем? Детская психика находится в стадии развития и обладает повышенной уязвимостью. И та информация, которая взрослому кажется обычной, на ребёнка может оказать негативное воздействие.

У малыша идёт пассивное восприятие окружающей действительности. Кроха развивается именно при тактильном общении с близкими людьми. Он не воспринимает видеоряд как речь, обращённую к нему, хотя может смотреть один и тот же мультик несколько раз. Однако выводов при этом малыш не делает, только копирует жесты и мимику.

У малыша до 6 лет высокий уровень познавательной активности, поэтому важно утолять его жажду знаний не через голубой экран, а через книги и общение с родными. Никакой развивающий мультик не заменит живой диалог.

_____________________

Семейный психолог Лариса Суркова на своём официальном сайте пишет, что «разговаривать» можно и нужно уже с животом, так у малыша формируется пассивная речь.

– «Говорите с ребёнком с рождения. Пусть вы думаете, что он вас не понимает. Это формирование пассивного словаря. Всё, что вы вложите в него до трёх лет, вы получите после. Ставьте песни, аудиосказки. Общайтесь сами, привлекайте папу и всех приходящих в дом. Говорите, как можно больше!»

Особенности детской психики 6+

Малыш готовится стать школьником. В этот период происходит формирование индивидуальности ребёнка, он учится отстаивать свои границы. Поэтому в ответ на испорченную вещь одноклассником может поругаться с ним, сказать, что так нельзя.

Но сегодня ребёнок всё чаще после школы (а иногда и на переменах) уходит в виртуальный мир, где ведёт борьбу с врагами, монстрами, зомби. Его убивают, он убивает. Ребёнок теряет границы времени и пространства. Яркие картинки прочно оседают в несозревшем сознании и могут всплывать в самые неподходящие моменты.

В 6-8 лет важно научить ребёнка реально решать свои проблемы, так как он находится в социуме, где у каждого есть своё мнение. Но из-за увлечения компьютерными играми в столь юном возрасте реальность малыша зачастую искажается. Порой, он пытается решить проблему так, будто находится в виртуальной игре, и у него 10 жизней. Ребёнок может внезапно проявить агрессию, броситься в драку на обидчика. В то же время психологи говорят, что не в самих играх дело, а в их неправильном использовании, психических качествах личности и атмосфере в семье.

Читайте также:  Протесты ребенка в 3 года

_____________________

Психолог Жанна Алешкович в интервью для сетевого издания Onliner.by поделилась:

– «Ребёнок, играя, учится агрессивному поведению и приобретает опыт – это плохо. У него снижается восприимчивость как зрителя к агрессии и искажается представление о реальном мире».

Возраст от 6 до 12 лет – это самый чувствительный период для усвоения моральных, культурных норм, духовных ценностей. Ребёнок остро реагирует на конфликты внутри семьи и школы. Поэтому задача родителей – обучить младшего школьника навыкам делового общения, критического мышления, сотрудничества, объяснить, что он – член общества и несёт ответственность за свои поступки.

Особенности детской психики 12+

После 11-12 лет ребёнок пытается осознать своё «Я». В этот период наблюдается всплеск активности в социальных сетях и чатах. Подросток хочет найти себя, и Интернет даёт ему такую возможность: заводить страницы, менять ники и аватарки, а, значит, пробовать что-то новое.

Безусловно, с одной стороны, социальные сети позволяют общаться с большим кругом людей по всему миру, но с другой – юный пользователь незащищён от случайных контактов с незнакомцами. Согласно статистике, которую приводит медийно-сервисная платформа «Афиша», подросток в соцсетях регулярно получает предложения дружбы от незнакомцев (70%), в том числе взрослых (18%).

Специалисты отмечают, что чаще всего злоумышленники стараются завлечь подростка для участия в непристойных сценах. Последствия могут быть плачевными: хищение детей, страх признаться во всём родителям, стыд из-за того, что видео и фото «гуляют» на просторах Интернета.

Так, в 2012 году в Канаде стал известен случай смерти 15-летней Аманды Тодд. Девочка покончила жизнь самоубийством из-за жестокой травли в Интернете. В 12 лет она зарегистрировалась на Facebook, завела друзей, одним из которых оказался некий Айдин. Он уговорил подростка показать ему обнажённую грудь, заснял это на камеру и выложил в сеть.

Аманда

После того, как друзья девочки увидели фото, началась травля. Аманда сменила место жительства и школу, но через год Айдин поставил то же фото на аватарку и стал знакомиться с друзьями девочки. Аманда вновь подверглась унижениям и сменила школу. А после того, как на неё напали 15 подростков, она попыталась совершить суицид. Её удалось спасти, но интернет-буллинг (коллективная травля в сети) продолжался, и 10 октября 2012 Аманда покончила с собой. Позже полицейские выяснили, что пользователь Айдин склонил к непристойным действиям в соцсетях около 40 детей.

Особенности детской психики 16+

После 16 лет дети становятся крайне уязвимы, возрастает риск самоубийства. Добавьте к этому давление со стороны родителей и учителей из-за ЕГЭ, и вы получите гремучую смесь напряжения, ранимости и страхов. Ежегодно май и июнь становятся самым тревожным временем для учеников 9 и 11 классов. Известно немало случаев, когда в страхе не сдать экзамен, дети совершали суицид.

Кроме того, в Интернете всё чаще встречаются сообщества, которые призывают осуществить этот акт. Подростки, желая острых ощущений, из-за чувства тревоги, на зло родителям (причин много), не понимают до конца, что всё по-настоящему и навсегда. Масла в огонь добавляют и СМИ: зачастую масс-медиа широко освещают подобные происшествия, тем самым придавая им ещё большую популярность.

В мае 2016 года «Новая газета» опубликовала расследование о суицидальных пабликах «Группы смерти». Автор статьи Галина Мурсалиева рассказала историю 12-летней Эли, которая в 2015 году выпрыгнула из окна с 14 этажа. Журналист связала этот случай с группами во «ВКонтакте», которые организовывали квесты и задания, расшатывающие психику подростков.

Статья вызвала большой резонанс. Многие обвинили автора в излишней эмоциональности и недостаточном количестве фактов. Тем не менее, публичное обсуждение привело к принятию законов: первый – о досудебной блокировке сайтов, опасных для несовершеннолетних; второй – об уголовной ответственности за склонение детей к самоубийству. Одного из предполагаемых администраторов паблика арестовали, а в нескольких регионах России прошли обыски у предполагаемых участников подобных сообществ.

Как обезопасить ребёнка

Институт Исследований Интернета приводит такие данные: 23% родителей используют какие-либо средства обеспечения безопасности в сети, кроме антивирусов. За последние 3 года увеличилось число семей, использующих настройки безопасного (детского) поиска, с 5% до 23%. В 3 раза выросла популярность услуги «Детского Интернета» от провайдера. Причина этих изменений в том, что информационной безопасности стали больше уделять внимания, а также появились «продвинутые» молодые родители.

Что может сделать родитель, чтобы обезопасить ребёнка от влияния нежелательного контента?

16 правил Интернет-безопасности для детей

1. Ограничить время провождения в сети.

2. Использовать средства обеспечения безопасности (антивирусная программа, настройки безопасного поиска, безопасный режим в соцсетях, использовать контентные фильтры).

3. Подключить у провайдера услугу «Детский Интернет».

4. «Родительский контроль». С помощью этой функции в системе Windows можно регулировать использование компьютера детьми.

5. Установить бесплатную программу «Интернет Цензор». Она блокирует сайты, на которые вы не хотите, чтобы заходили с вашего компьютера.

Читайте также:  У ребенка гноятся глаза что делать 3 года

6. Следить, чтобы ребёнок смотрел программы/фильмы с соответствующей маркировкой по возрасту (0+, 6+, 12+, 16+, 18+).

7. Объяснять детям, что не всё то, что пишут в Интернете – правда. Рассказать, в чём опасность «всемирной паутины».

8. Донести до ребёнка, что нельзя где-либо при регистрации указывать своё реальное имя и фамилию. Помогите юному пользователю подобрать надёжный логин.

9. Мониторить друзей и подписчиков ребёнка в соцсетях (нет ли среди них взрослых людей, незнакомых ребят с другой школы/города/района).

10. Объяснить, что онлайн-друзья могут отличаться при встрече. И пусть онлайн-дружба такой и остаётся (по крайней мере для младших школьников).

11. Быть внимательными к ребёнку. Убедитесь, что он не жертва интернет-буллинга. Если у ребёнка в подписках нет друзей, то, возможно, он удалил их именно потому, что подвергся издёвкам со стороны.

12. Слушать и поддерживать ребёнка в любой ситуации. Проводите больше совместного времени. Старайтесь вместе читать и рассуждать над прочитанным. Отдавайте предпочтение активным играм, чем нахождению в четырёх стенах.

13. Рассказать, что нельзя скачивать файлы, полученные от незнакомых пользователей.

14. Вводить компьютерные игры следует только после формирования игровой и творческой деятельностью, то есть после 6 лет. До этого времени малыш может вполне обойтись без виртуального мира.

15. Помните, что до 7 лет ребёнку не нужен Интернет. Младшим школьникам достаточно 30 минут в день, по мнению педиатров. В 10-12 лет ребёнок может проводить в Интернете не более 1 часа. Старше 12 – не более 1,5 часа.

15. Кроме того, родители тоже должны с осторожностью использовать свои социальные сети. Очень часто взрослые размещают в своём аккаунте фото и видео своих детей. У каждого для этого свои цели: кто-то хочет поделиться с онлайн друзьями фотографиями своих малышей, кто-то использует их для продвижения своего профиля (вспомним блогеров). В любом случае это большая информационная база для мошенников.

16. Читать специальную литературу (и детям, и взрослым):

  • Ефимова, Л.Л. «Информационная безопасность детей»
  • Цветкова М.С., Якушина Е.В. «Информационная безопасность/Правила безопасного Интернета». Пособие для 2-4 классов
  • Цветкова М.С., Якушина Е.В. «Информационная безопасность/Безопасное поведение в сети Интернет». Пособие для 5-6 классов
  • Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. «Информационная безопасность/Кибербезопасность». Пособие для 7-9 классов
  • Министерство образования и науки РФ ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Памятка для родителей «Родителям о психологической безопасности детей и подростков». Москва, 2018

Да, избавить ребёнка полностью от гаджетов сегодня невозможно. Минимум, что может сделать родитель, это тщательно следить за контентом и уметь ставить чёткие рамки пользования Интернетом. При этом, нам, взрослым, самим стоит задуматься над фразой «счастье любит тишину» и как можно меньше «сидеть» на своих страницах и делиться личными фото.

_____________________

Семейный психолог Людмила Петрановская советует насильно не вытаскивать детей из гаджетов, а предложить им альтернативу:

– «Если они слышат от родителей нелицеприятные вещи, назидания и указы – зачем им выныривать из понятного виртуального мира? Смысла-то нет. Сделайте реальный мир ребёнка таким, чтобы он ему понравился».

Светлана Александрова

Читайте другие статьи на тему безопасности детей в нашем блоге:

Источник

Наш проект предлагает исключительно технические меры по защите ваших детей от негативного влияния компьютеров, мобильных устройств и Интернета. Однако, мы понимаем, что в этом вопросе всё зависит от родителей. Поэтому, мы собрали для вас мнения и рекомендации психологов по вопросу безопасности гаджетов и Интернета.

Далее представлены мнения Американской академии педиатрии, Юлии Гиппенрейтер, Андрея Курпатова, Евгения Комаровского, Ирины Скоробогатовой.

Постигаем цифровой мир через общение

На симпозиуме «Growing Up Digital» в октябре 2015 года Американская академия педиатрии представила новые рекомендации безопасности гаджетов для родителей: мобильные устройства могут быть полезны, но только в том случае, если ребенок будет осваивать их вместе с родителями, постигая цифровой мир через общение

Как и во всем остальном, начните с себя. Помните, что дети копируют прежде всего ваше поведение. Как часто проверяете почту, новости или обновления? Есть ли у вас дни, свободные от электронных средств общения и развлечения?

Старайтесь делать открытия вместе с ребенком. Будьте посредником в его отношениях с цифровым миром. Побуждайте малыша исследовать, задавать вопросы, будьте готовы сами отвечать и делиться опытом.

При использовании гаджетов сосредоточьтесь на содержании, а не на продолжительности применения. Пусть в приоритете будут образовательные игры и программы, которые помогали бы тренировать навыки внимания, общения, запоминания. Вместо просмотра видео выбирайте интерактивные программы, общайтесь удаленно через скайп или другие программы-менеджеры.

Правильно используйте потенциал социальных сетей. Присутствие в социальных сетях особенно важно для подростка, который только учится выстраивать свою собственную идентичность и ищет одобрения других. Если в эти моменты вы будете рядом, это поможет ребенку лучше понять принципы сетевой жизни и избежать ошибок.

Обязательно создавайте «свободные зоны». Выделяйте островки пространства (в спальне, на кухне), которые всегда будут свободны от электронных устройств. Дайте ребенку понять, что приносить сюда планшет или смартфон нельзя. 

Выбирайте те приложения, которые были разработаны совместно с детскими психологами и педагогами или получили их одобрение.

«Как отвлечь ребенка от гаджетов?» Андрей Курпатов

Врач-психотерапевт Андрей Курпатов отвечает на вопрос «Как отвлечь ребенка от гаджетов?» 

«Отучить – значительно сложнее, чем приучить. Поэтому если вы еще не погрузили своего ребенка в цифровой мир, то, конечно, лучше не экспериментировать и дождаться того времени, когда гаджет не окажет такого вредоносного воздействия на формирование нейронных сетей головного мозга ребенка. В цифрах это.. до трех лет – использование любых экранов противопоказано. 

Если ребенок старше 3 лет, то вы можете постепенно демонстрировать какое-то видео на экранах, желательно, чтобы оно не было интерактивным, не призывало ребенка к какой-либо коммуникации. Телевизор — 15 минут. После 10 лет вы можете постепенно увеличивать это время до получаса в день, час в выходные. Моя рекомендация – до 10 лет максимально выдержать без этого.»

Читайте также:  Симптомы сальмонеллеза у ребенка 3 года

— Что делать если ребенок уже имеет цифровую зависимость?

«Вам предстоит очень непростое дело. Наша задача состоит в том, чтобы, если такая зависимость есть, находить возможность постепенно отучать ребенка от гаджетов и сформировать по этому поводу соответствующую деятельную стратегию. Есть другие способы, например – аудио-передачи или аудио-сказки, могут быть диафильмы с неподвижными картинками, красочные книги. Вот у вас есть замещающий контент. 

И второе для борьбы – это время, которое есть у ребенка свободное. Если вы создадите ситуацию, при которой у ребенка не будет свободного времени, то вы таким образом тоже аккуратно вынимаете его из этого бесконечного цифрового потребления. Это могут быть кружки, секции, встречи с другими детьми. Любое время, которое ребенок может взаимодействовать с гаджетом, замещать на социальное взаимодействие. 

И третье, что вы должны делать, это формировать и демонстрировать собственные отношения к гаджетам. Т.е. вам самим нужен будет цифровой карантин, который позволить продемонстрировать ребенку модель поведения, в которой живут без гаджетов.»

«Родители, учитывая свое видение настоящего и будущего ребенка, должны просто своей волей вводить ограничения на гаджеты, и чем раньше, тем лучше.» Юлия Гиппенрейтер

Известный психолог Юлия Гиппенрейтер дает совет о том, что не нужно делать, общаясь с ребенком:

«Не заменяйте реальный мир гаджетами! Особенность новых технологий заключается в том, что они дают мгновенную обратную связь. То есть ребенок, выращенный на гаджетах, не привык к тому, что реакция на его действия может быть запоздалой, отложенной.

Еще одна особенность: это взаимодействие физически ограниченное. С гаджетами небольшие манипуляции руками приносят огромный поток информации. В результате они не дают возможности изучать физические законы взаимодействия предметов. 

Когда вы ограничиваете взаимодействие детей с гаджетами, заполняйте освободившееся время активностями, в которых ребенок получит то, что технологии ему не дают.

Подвижные занятия, реальные действия с предметами, эмоциональное общение с мамой и папой – на это стоит обращать особое внимание. Если делиться эмоциями с ребенком, прививать ему вкус к реальному миру, то к моменту, когда он пойдет в школу, лимиты гаджетов будут ему хорошо известны. И он сам не захочет сидеть в телефоне больше получаса.»

— Что делать, если ребенок постоянно сидит в компьютере и телефоне?

«Это вопрос глобальный. Вопрос цивилизации. Что делать с тем, что хлеб стали печь не в русской печке, а покупать в магазине? Идет очень сильная перестройка всей жизни и средств общения.

Что ты хочешь как родитель от своего ребенка? Каких ты придерживаешься идеалов, стандартов его жизни – теперешней и будущей? Наверное, ты хочешь, чтобы он общался с живыми людьми, вел активную социальную жизнь.

Родителю надо определить свою базисную установку для ребенка. Допустимую долю ухода в виртуальный мир. Компьютерные игры – это полностью искусственная жизнь. Общение через социальные сети, хотя более реально, и даже может эмоционально затягивать, однако сильно ограничено. Оно лишено таких важных составляющих, как зрительный контакт, интонации голоса, чисто физические прикосновения, жесты. 

Родители, учитывая свое видение настоящего и будущего ребенка, должны просто своей волей вводить ограничения на гаджеты, и чем раньше, тем лучше. Мы знаем, что шоколад – это вкусно, хорошо и вполне допустимо, но одним шоколадом кормить ребенка никто не будет, как бы тот в данный момент этого ни хотел. 

Надо стараться использовать компьютер максимально конструктивно, например, не застревать на мультиках и играх, а знакомить ребенка с образовательным потенциалом Всемирной сети. Ребенку будет интересно узнать перевод или толкование каких-то слов, посмотреть образовательные фильмы, обучающие программы – все это очень важно.

Известный врач, педагог и создатель собственной системы воспитания Мария Монтессори говорила, что на родителе и учителе лежит важнейшая функция – обогащать среду. Обогащенная среда – это игрушки, книги, сказки, мифы, в конце концов, ресурсные люди, от которых можно многое узнать и почерпнуть. 

«Ребенок должен в полной мере познать основы жизни» Евгений Комаровский

«По глубокому убеждению Евгения Комаровского, для начала ребенок должен в полной мере познать основы жизни. К примеру, если взять упавший в реку мяч. Ребенок видящий ситуацию воочию понимает, что мяч не тонет, а просто будет унесен течением. Когда же малыш видит ситуацию на экране, ему сложно понять куда же делся мяч. 

Несмотря на то, что техника облегчает родительскую жизнь, она приносит немалый вред здоровью ребенка. Одно из самых распространенных последствий — близорукость. Проблемы со зрением — не единственные, так сидячий образ жизни, неправильное статичное положение рук и спины ведет к повреждению шейного и грудного отделов позвоночника. Чрезмерное увлечение гаджетами приводит также к психологическим проблемам. Дети все больше погружаются в виртуальный мир и не нуждаются в живом общении, что в будущем может негативно сказаться на их социализации. Маленький ребенок в период формирования двигательной системы, роста основных органов, адаптации сосудистой системы к постоянно меняющейся физической активности не должен «прилипать» к мерцающему экрану, уверен доктор Комаровский. Детям старшего возраста полностью запрещать пользоваться гаджетами нельзя, необходимо научить их чувству меры.»

«Слежка за детьми — обычное и необходимое дело» Ирина Скоробогатова

Психолог Ирина Скоробогатова считает, что слежка за детьми — обычное и необходимое дело.

«Надо проверять не только какой контент использует ребенок, но и что он делает в социальных сетях», — считает эксперт.

Источник