2 года ребенок не держит голову

2 года ребенок не держит голову thumbnail

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) (пери- + лат. natus — «рождение» + греч. encephalon — «головной мозг» + греч. patia — «нарушение») — термин, объединяющий большую группу различных по причине и не уточненных по происхождению поражений головного мозга, возникающих во время беременности и родов. ПЭП может проявляться по-разному, например синдромом гипервозбудимости, когда повышена раздражительность ребенка, снижен аппетит, малыш часто срыгивает во время кормления и отказывается от груди, меньше спит, труднее засыпает и т.д. Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы. У таких детей значительно снижена двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует. Часто проявления перинатальной энцефалопатии выражены незначительно, но детишки, перенесшие данное состояние, все же требуют к себе повышенного внимания, а иногда — и специального лечения.
Причины заболевания

К факторам риска возникновения перинатальной патологии головного мозга относятся:
Различные хронические заболевания матери.
Острые инфекционные заболевания или обострения хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
Нарушения питания.
Слишком молодой возраст беременной.
Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при оказании помощи во время родов.
Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).
Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Следует отметить, что наиболее часто встречаются гипоксически-ишемические (их причина — недостаточность кислорода, возникающая во время внутриутробной жизни малыша) и смешанные поражения центральной нервной системы, что объясняется тем, что практически любое неблагополучие в период беременности и родов приводит к нарушению снабжения кислородом тканей плода и в первую очередь головного мозга. Во многих случаях причины возникновения ПЭП установить не удается.

Составить объективное представление о состоянии ребенка в момент рождения помогает 10-балльная шкала Апгар. При этом учитывается активность ребенка, цвет кожных покровов, выраженность физиологических рефлексов новорожденного, состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Каждый из показателей оценивается от 0 до 2 баллов. Шкала Апгар позволяет уже в родзале оценить адаптацию ребенка к внеутробным условиям существования в течение первых минут после рождения. Сумма баллов от 1 до 3 указывает на тяжелое состояние, от 4 до 6 — на состояние средней тяжести, от 7 до 10 — на удовлетворительное. Низкие баллы относят к факторам риска для жизни ребенка и развития неврологических нарушений и диктуют необходимость применения экстренной интенсивной терапии.

К сожалению, высокие баллы по шкале Апгар полностью не исключают риск возникновения неврологических нарушений, ряд симптомов возникает уже после 7-го дня жизни, и очень важно как можно раньше выявить возможные проявления ПЭП. Пластичность мозга ребенка необычайно велика, своевременно проводимые лечебные мероприятия помогают в большинстве случаев избежать развития неврологического дефицита, предупредить нарушения в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.
Течение ПЭП и возможные прогнозы

В течение ПЭП выделяют три периода: острый (1-й месяц жизни), восстановительный (с 1 мес. до 1 года у доношенных, до 2 лет — у недоношенных) и исход заболевания. В каждом периоде ПЭП выделяют различные синдромы. Чаще наблюдается сочетание нескольких синдромов. Такая классификация целесообразна, так как она позволяет выделить синдромы в зависимости от возраста ребенка. Для каждого синдрома разработана соответствующая тактика лечения. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть состояния, правильно назначить терапию, строить прогнозы. Хочется отметить, что даже минимальные проявления перинатальной энцефалопатии требуют соответствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов.

Перечислим основные синдромы ПЭП.

Острый период:
Синдром угнетения ЦНС.
Коматозный синдром.
Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
Судорожный синдром.
Гипертензионно-гидроцефальный синдром.

Восстановительный период:
Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
Эпилептический синдром.
Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
Синдром вегето-висцеральных дисфункций.
Синдром двигательных нарушений.
Синдром задержки психомоторного развития.

Исходы:
Полное выздоровление.
Задержка психического, моторного или речевого развития.
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (минимальная мозговая дисфункция).
Невротические реакции.
Вегетативно-висцеральные дисфункции.
Эпилепсия.
Гидроцефалия.
Детский церебральный паралич.

Все больные с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями мозга нуждаются в стационарном лечении. Дети с легкими нарушениями выписываются из роддома под амбулаторное наблюдение невролога.

Остановимся более подробно на клинических проявлениях отдельных синдромов ПЭП, которые наиболее часто встречаются в амбулаторных условиях.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости проявляется усилением спонтанной двигательной активности, беспокойным поверхностным сном, удлинением периода активного бодрствования, трудностью засыпания, частым немотивированным плачем, оживлением безусловных врожденных рефлексов, переменным мышечным тонусом, тремором (подергиванием) конечностей, подбородка. У недоношенных данный синдром в большинстве случаев отражает понижение порога судорожной готовности, то есть говорит о том, что у малыша легко могут развиться судороги, например, при повышении температуры или действии других раздражителей. При благоприятном течении выраженность симптомов постепенно уменьшается и исчезает в сроки от 4-6 месяцев до 1 года. При неблагоприятном течении заболевания и отсутствии своевременной терапии может развиться эпилептический синдром.

Судорожный (эпилептический) синдром может проявляться в любом возрасте. В младенчестве он характеризуется многообразием форм. Часто наблюдается имитация безусловных двигательных рефлексов в виде приступообразно возникающих сгибаний и наклонов головы с напряжением рук и ног, поворотом головы в сторону и разгибанием одноименных руки и ноги; эпизодов вздрагиваний, приступообразных подергиваний конечностей, имитаций сосательных движений и пр. Порой даже специалисту бывает сложно без дополнительных методов исследований определить природу возникающих судорожных состояний.

Читайте также:  Нужна ли виза в грецию для ребенка 2 года

Гипертензионно-гидроцефальный синдром характеризуется избыточным количеством жидкости в пространствах головного мозга, содержащих ликвор (спинномозговую жидкость), что приводит к повышению внутричерепного давления. Врачи часто называют это нарушение родителям именно так — говорят, что у малыша повышенное внутричерепное давление. Механизм возникновения этого синдрома может быть различным: чрезмерная выработка ликвора, нарушение всасывания избытков ликвора в кровеносное русло, либо их сочетание. Основными симптомами при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, на которые ориентируются врачи и которые могут контролировать и родители, являются темпы прироста окружности головы ребенка и размеры и состояние большого родничка. У большинства доношенных новорожденных в норме окружность головы при рождении составляет 34 — 35 см. В среднем в первое полугодие ежемесячный прирост окружности головы составляет 1,5 см (в первый месяц — до 2,5 см), достигая к 6 месяцам около 44 см. Во втором полугодии темпы прироста уменьшаются; к году окружность головы — 47-48 см. Беспокойный сон, частые обильные срыгивания, монотонный плач в сочетании с выбуханием, усиленной пульсацией большого родничка и запрокидыванием головы сзади — наиболее типичные проявления данного синдрома.

Однако большие размеры головы часто бывают и у абсолютно здоровых малышей и определяются конституциональными и семейными особенностями. Большой размер родничка и «задержка» его закрытия часто наблюдаются при рахите. Маленький размер родничка при рождении повышает риск возникновения внутричерепной гипертензии при различных неблагоприятных ситуациях (перегревание, повышение температуры тела и др.). Проведение нейросонографического исследования головного мозга позволяет правильно поставить диагноз таким пациентам и определиться с тактикой терапии. В подавляющем большинстве случаев к концу первого полугодия жизни ребенка отмечается нормализация роста окружности головы. У части больных детей к 8-12 месяцам сохраняется гидроцефальный синдром без признаков повышения внутричерепного давления. В тяжелых случаях отмечается развитие гидроцефалии.

Коматозный синдром является проявлением тяжелого состояния новорожденного, которое оценивается 1-4 баллами по шкале Апгар. У больных детей проявляются выраженная вялость, снижение двигательной активности вплоть до полного ее отсутствия, угнетены все жизненно важные функции: дыхание, сердечная деятельность. Могут отмечаться приступы судорог. Тяжелое состояние сохраняется 10-15 дней, при этом отсутствуют рефлексы сосания и глотания.

Синдром вегето-висцеральных дисфункций, как правило, проявляется после первого месяца жизни на фоне повышенной нервной возбудимости и гипертензионно-гидроцефального синдрома. Отмечаются частые срыгивания, задержка прибавки массы тела, нарушения сердечного и дыхательного ритма, терморегуляции, изменение окраски и температуры кожных покровов, «мраморность» кожи, нарушение функций желудочно-кишечного тракта. Часто этот синдром может сочетаться с энтеритами, энтероколитами (воспаление тонкого, толстого кишечника, проявляющееся расстройством стула, нарушением прибавки массы тела), обусловленными патогенными микроорганизмами, с рахитом, утяжеляя их течение.

Синдром двигательных нарушений выявляется с первых недель жизни. С рождения может наблюдаться нарушение мышечного тонуса, как в сторону его снижения, так и повышения, может выявляться его асимметрия, отмечается снижение или чрезмерное усиление спонтанной двигательной активности. Часто синдром двигательных нарушений сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития, т.к. нарушения мышечного тонуса и наличие патологической двигательной активности (гиперкинезы) препятствуют проведению целенаправленных движений, формированию нормальных двигательных функций, овладению речью.

При задержке психомоторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Преимущественное нарушение психического развития можно заподозрить при слабом монотонным крике, нарушении артикуляции, бедности мимики, позднем появлении улыбки, задержке зрительно-слуховых реакций.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего поражения центральной нервной системы. При ДЦП нарушения развития носят, как правило, сложную структуру, сочетаются нарушения двигательные, нарушения речи, задержка психического развития. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей; страдает мелкая моторика, мышцы артикуляционного аппарата, мышцы-глазодвигатели. Нарушения речи выявляются у большинства больных: от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. У 20 — 25% детей имеются характерные нарушения зрения: сходящееся и расходящееся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения. У большинства детей отмечается задержка психического развития. У части детей имеют место нарушения интеллекта (умственная отсталость).

Синдромом гиперактивности с дефицитом внимания — нарушение поведения, связанное с тем, что ребенок плохо владеет своим вниманием. Таким детям трудно сосредоточиться на каком-либо деле, особенно если оно не очень интересное: они вертятся и не могут спокойно усидеть на месте, постоянно отвлекаются даже по пустякам. Их активность зачастую слишком бурная и хаотичная.
Диагностика

Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен на основании клинических данных и знаний особенностей течения беременности и родов.

Данные дополнительных методов исследований носят вспомогательный характер и помогают уточнить характер и степень поражения головного мозга, служат для наблюдения за течением заболевания, оценки эффективности проводимой терапии.

Нейросонография (НСГ) — безопасный метод осмотра головного мозга, позволяющий оценить состояние ткани мозга, ликворных пространств. Он выявляет внутричерепные поражения, характер поражений мозга.

Допплерография позволяет оценивать величину кровотока в сосудах головного мозга.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. По данным ЭЭГ можно судить о степени задержки возрастного развития мозга, наличии межполушарных асимметрий, наличии эпилептической активности, ее очагов в различных отделах мозга.

Видеомониторинг — способ, позволяющий оценить спонтанную двигательную активность у ребенка с помощью видеозаписей. Сочетание видео- и ЭЭГ-мониторингов позволяет точно выявить характер приступов (пароксизмов) у детей раннего возраста.

Электронейромиография (ЭНМГ) — незаменимый метод в диагностике врожденных и приобретенных нервно-мышечных заболеваний.

Читайте также:  Головоломки для ребенка 2 года

Компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) — современные методы, позволяющие детально оценить структурные изменения головного мозга. Широкое использование этих методов в раннем детском возрасте затруднено из-за необходимости применения наркоза.

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) позволяет определить интенсивность обмена веществ в тканях и интенсивность мозгового кровотока на различных уровнях и в различных структурах центральной нервной системы.

Наиболее широко при ПЭП используются нейросонография и электроэнцефалография.

При патологии ЦНС обязателен осмотр окулиста. Изменения, выявляемые на глазном дне, помогают диагностировать генетические заболевания, оценивать степень выраженности внутричерепной гипертензии, состояние зрительных нервов.
Лечение

Как уже говорилось выше, дети с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями центральной нервной системы во время острого периода заболевания нуждаются в стационарном лечении. У большинства детей с легкими проявлениями синдромов повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и двигательных нарушений удается ограничиться подбором индивидуального режима, педагогической коррекцией, массажем, лечебной физкультурой, применением физиотерапевтических методов. Из медикаментозных методов для таких больных чаще используют фитотерапию (настои и отвары седативных и мочегонных трав) и гомеопатические препараты.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме учитывается степень выраженности гипертензии и выраженность гидроцефального синдрома. При повышенном внутричерепном давлении рекомендуется приподнять головной конец кроватки на 20-30°. Для этого можно подложить что-либо под ножки кроватки или под матрас. Медикаментозная терапия назначается только врачом, эффективность оценивается по клиническим проявлениям и данным НСГ. В легких случаях ограничиваются фитопрепаратами (отвары хвоща полевого, листа толокнянки и др.). При более тяжелых случаях используют диакарб, уменьшающий выработку ликвора и увеличивающий его отток. При неэффективности медикаментозного лечения в особо тяжелых случаях приходится прибегать к нейрохирургическим методам терапии.

При выраженных двигательных нарушениях основной акцент уделяется методам массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии. Медикаментозная терапия зависит от ведущего синдрома: при мышечной гипотонии, периферических парезах назначают препараты, улучшающие нервно-мышечную передачу (дибазол, иногда галантамин), при повышенном тонусе применяют средства, способствующие его снижению — мидокалм или баклофен. Используются различные варианты введения препаратов внутрь и с помощью электрофореза.

Подбор препаратов детям с эпилептическим синдромом зависит от формы заболевания. Прием противосудорожных препаратов (антиконвульсантов), дозы, время приема определяются врачом. Смена препаратов осуществляется постепенно под контролем ЭЭГ. Резкая самопроизвольная отмена препаратов может спровоцировать учащение приступов. В настоящее время используют широкий арсенал противосудорожных средств. Прием антиконвульсантов не безразличен для организма и назначается только при установленном диагнозе эпилепсии или эпилептическом синдроме под контролем лабораторных показателей. Однако отсутствие своевременного лечения эпилептических пароксизмов приводит к нарушению психического развития. Массаж и физиотерапевтическое лечение детям с эпилептическим синдромом противопоказаны.

При синдроме задержки психомоторного развития наряду с немедикаментозными методами лечения и социально-педагогической коррекцией применяются препараты, активирующие мозговую деятельность, улучшающие мозговой кровоток, способствующие образованию новых связей между нервными клетками. Выбор препаратов большой (ноотропил, луцетам, пантогам, винпоцетин, актовегин, кортексин и пр.). В каждом случае схема медикаментозного лечения подбирается индивидуально в зависимости от выраженности симптоматики и индивидуальной переносимости.

Практически при всех синдромах ПЭП больным назначают препараты витаминов группы «В», которые могут применяться внутрь, внутримышечно и в электрофорезе.

К годовалому возрасту у большинства зрелых детей явления ПЭП исчезают либо выявляются незначительные проявления перинатальной энцефалопатии, не оказывающие существенного воздействия на дальнейшее развитие ребенка. Частыми последствиями перенесенной энцефалопатии являются минимальная мозговая дисфункция (легкие нарушения поведения и обучения), гидроцефальный синдром. Наиболее тяжелыми исходами являются детский церебральный паралич и эпилепсия.

Источник

Альбина
, Оренбург

2167 просмотров

5 июля 2017

Добрый день! Помогите, пожалуйста, разобраться, насколько прописанное лечение адекватно возрасту ребёнка.
Мальчику 2 месяца 2 недели. Не держит вертикально голову, при потягивании за руки из положения лёжа голова провисает назад, при ходьбе ножки подгибаются. Назначено: актовегин — 10 уколов по 1 мл внутримышечно, электрофорез 10 сеансов, массаж, воротник Шанца носить месяц, снимая только на ночь. Ребёнок улыбается, агукает, следит за погремушкой. Хорошо прибавляет в весе: рост 60 см, вес 5800 гр. В массаже не сомневаюсь, а вот уколы не дают покоя.
Проживаем в селе, невролог один единственный, проконсультироваться больше не с кем. Надеюсь на вашу помощь, спасибо!

Уролог, Венеролог

Добрый день.
Назначенное лечение полностью адекватно и уместно. Можете не переживать по поводу актовегина, это безопасный препарат. Назначается для улучшения питания мозга кислородом, хуже точно не будет, а в комплексе с массажем эффект очевиден.

2 года ребенок не держит голову

Гинеколог, Терапевт, Венеролог

Добрый день,. вам назначили правильное лечение. Ничего опасного не прописано. Продолжайте наблюдаться у невролога.

2 года ребенок не держит голову

Гематолог, Маммолог, Онколог

Добрый день. Ребенок у вас развивается по возрасту. Головку дети начинают держать с 3месяцев. Чаще выкладывайте на живот. И какая ходьба ребенку в 2,5 месяца?

Альбина, 5 июля 2017

Клиент

Ольга, конечно, не в общепринятом понятии ходит. Его ставят на стол, придерживают и он шагает (к слову, не охотно). Вот и я думаю, не слишком ли серьёзное лечение. Может и массажа бы хватило.

2 года ребенок не держит голову

ЛОР

Уверенно удерживать голову детки начинают примерно с 3 месяца.Почаще нужно укладывать ребенка на животик,это поможет укрепиться мышцам шеи.Когда ребенок начинает держать голову в положении лежа, он еще не способен удерживать ее ровно в вертикальной позе, поэтому следует придерживать шею крохи, приподнимая его. Только к 4 месяцу мышцы окрепнут настолько, что грудничок начнет держать голову сам.

2 года ребенок не держит голову

Гематолог, Маммолог, Онколог

До 4 месяцев можно скорректировать массажем, только потом медикаментозное лечение.

2 года ребенок не держит голову

Гинеколог

Альбина, здравствуйте! А при выкладывании на животик ребенок поднимает голову, хотя бы немного? Лечение Вам назначено минимальное, скорее всего выраженных проблем нет. Но, если есть какие-то сомнения или Вы видите что-либо. что Вас настораживает, лучше получить мнение еще одного доктора, потому что при проблемах в этом возрасте чем раньше назначена адекватная коррекция, тем больше шансов на успех. Если не знаете, где проконсультироваться, загляните сюда:https://www.nczd.ru/teleconsilium.htm, консультации осуществляются бесплатно. Возможно в России есть центры и поближе к Вам, которые оказывают такие услуги.

Читайте также:  Как счесывать корочку на голове у ребенка 2 года

Альбина, 5 июля 2017

Клиент

Анна, на животике он головку держит! Я бы с радостью показала другим специалистам, но возможности нет((
Спасибо всем ответившим!

2 года ребенок не держит голову

Дерматолог, Косметолог, Венеролог

Добрый вечер. Окружность головы соответствует нормам возрастным? По поводу воротника мне сомнительно, т.к. в момент фиксации ребенок не может осуществлять самостоятельно движения, таким образом укрепление мышц под вопросом. Остальные рекомендации вполне адекватные. Я бы еще добавила плавание (в ванне/бассейне). Выкладывайте чаще на живот, используйте развивающий коврик, чтобы малыш тянулся за игрушками и поворачивал голову, таким образом будут укрепляться мышцы шеи.

2 года ребенок не держит голову

Педиатр, Терапевт, Массажист

Добрый день. Слабость мышц есть. Хотя, по нормам, ребенок должен держать голову к 3! Месяцам, но наблюдая за младенцами- я скажу крайний срок- 2 месяца. Чаще в месяц- уже головушка прямая.
По поводу назначений невролога. Все, что касается детской неврологии лечиться хорошо до года, и чем раньше- тем лучше ответ на терапию. При средней и тяжелой симптоматике лечение должно быть ранним и серьезным. Назначения адекватные. Нужен еще лечебный массаж. Воротник обязателен- на нем хорошая динамика. Оставте сомнения. Возможно одного курса будет достаточно для решения проблемы. Но если упустите время- потом будете лечиться долго и безуспешно.

Альбина, 5 июля 2017

Клиент

Наталья, спасибо за развёрнутый ответ! И за то, что обратили внимание на автоматическую походку. Дело же не только в шее. Последнее предложение крайне убедительно!

2 года ребенок не держит голову

Гинеколог

Если на животе голову держит. значит грубых проблем быть не должно. Возможно, следует прислушаться к мнению Вашего врача, следовать ее рекомендациям. Если видимого прогресса в обозримом будущем не увидите — ищите возможность консультации еще где-нибудь.

2 года ребенок не держит голову

Педиатр, Терапевт, Массажист

Рефлекс автоматической походки должен быть- он уходит в 3 месяца. Потом возвращается к 6.У Вас перинатальная энцефалопатия среднетяжелая с синдромом мышечной дистонии. Лечитесь.

2 года ребенок не держит голову

Невролог

Альбина, добрый день! Не стоит так переживать, что ребенок не удерживает голову — до 3-х, а то и до 4-х месяцев он и не должен уметь это делать! Мало того, если ребенок до 3-х месяцев хорошо справляется с этой задачей, есть повод подозревать повышенное внутричерепное давление. Я бы назначила только массаж, от всего остального советую категорически воздержаться.
Наблюдайте за малышом и если только к 5-6 месяцам он не научится удерживать хорошо голову, тогда можно будет подключить дополнительные методы лечения.
Будьте здоровы и спокойны!

2 года ребенок не держит голову

Эндокринолог, Терапевт, Диетолог

Альбина, все с вашим малышом нормально. На животике головку держит, значит еще мышцы до конца не укрепились. В весе прибавляет, гулит. Если есть желание пришлите адрес электронной почты, я вам вышлю книжку по массажу для деток от рождения до 3-х лет. Очень хорошая книжка, неврологи в НИИ педиатрии советовали. Массаж очень хорошо укрепляет мышечную систему и плаванье для малыша так же очень полезно. Только круг не на шею, а есть круги на поясе.

Альбина, 5 июля 2017

Клиент

Марина, спасибо за предложение! [email protected] -почта. Плаваем ежедневно в ванной именно с кругом на шее, буду искать другой (впервые слышу, благодарю!).

2 года ребенок не держит голову

Ортопед, Травматолог

Уколы можно не колоть. Актовегин — никак не поможет ребенку держать голову.
Что касается воротника, то до 3,5 мес я бы то же воздержался.
Электрофорез и массаж не повредят.
На животик выкладывать — верный совет.
Ребенка не нужно мучить и требовать от него, чтобы он ходил и ползал раньше общепринятых сроков. Все должно быть вовремя. Ранняя ходьба — это плоскостопие и сколиоз в будущем. Поэтому меньше читайте женских форумов и живите спокойно. Всему свое время.

Альбина, 5 июля 2017

Клиент

Константин, я и не требую от ребёнка опережения по всем статьям. Согласна, что всему своё время. В том то и дело, что врач говорит, что у ребёнка не всё в порядке. То, что она прописала, то и делаем. Но лечение у меня вызывает сомнения, поэтому и хотела услышать мнения других врачей.

2 года ребенок не держит голову

Эндокринолог, Терапевт, Диетолог

Да круг такой предпочительнее, книгу отправила пользуйтесь. Удачи вамдумаю без уколов все нормализуется.

Терапевт

Лечение уместно,скорее всего шейный отдел позвоночника в родах пострадал. Надо искать остеопата.Раньше в деревнях были бабки — повитухи

2 года ребенок не держит голову

Уролог

Что то Вы слишком рано хотите от ребенка всего того, что написали. Подождите, всему свое время. И чего его колоть то зря? Актовегин вообще есть ничто. Но стоит это ничто приличных денег. Да и все, что назначено, мне кажется ни к чему, после трех месяцев все начнет и так проявляться, а Вы подумаете, вот, лечение помогло.

Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?

Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ — получите свою 03 онлайн консультацию от врача эксперта.

Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально — задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!

Источник