2 года ребенку внешность

Не главное. Но…

«Все дети совершенны, прекрасны. Как можно их сравнивать?» Говоря так, мы сильно лукавим. На самом деле внешность и оценивается, и сравнивается, и критикуется. В обсуждениях ребенку дается, так или иначе, характеристика. «Обычный», «нескладный», «интересный», «просто прелесть»… Психологи считают, что такое отношение заложено в коллективном бессознательном со времен зарождения человечества. Общество должно было следить за внешностью новых людей, чтобы вовремя понять, что есть проблемы – например, последствия кровосмешения или болезни. И ставить каждому «плюсы» (и тогда принимать) или «минусы» (и тогда изолировать). Людям цивилизованного общества в этом признаваться трудно, но тем не менее на наше отношение к детям, общение с ними качества внешности оказывают влияние. Даже больше, чем на общение со взрослыми. Впечатление от внешних качеств взрослого человека всегда корректируется личностными особенностями: наличием или отсутствием чувства юмора, своеобразием мышления, речи, привлекательными или отталкивающими качествами характера. Дети в этом плане не так сильно различаются между собой: личностные особенности, познавательные способности только развиваются, в общении проявляются слабее – за счет этого внешность оказывается фактором отношения к тому или иному ребенку более важным. Мы уделяем больше внимания внешне привлекательным детям – чаще замечаем, охотнее говорим комплименты, задаем вопросы, поощряем их намерение общаться с нами. Социальные психологи, проводя эксперимент, выявили, что воспитатели смотрят на красивых детей чуть дольше, чем на всех остальных, охотнее к ними обращаются, помогают. Более того, внешне привлекательных детей мы склонны наделять позитивными качествами, даже не зная, как обстоит дело в реальности. Если несколько дошкольников ссорятся, дерутся, то взрослый, решивший прекратить конфликт, будет ругать тех, кто в этой группе по внешним данным может считаться «обычным». Ребенка красивого в данной ситуации, скорее, не заметят ‒ его ругать не очень хочется. Внешность собственных детей для нас еще более значима – ведь она отчасти наша. Хотя здесь все, конечно, сложнее. Кроме физических данных, значение имеет то, как мы ребенка воспринимаем. Факторов очень много. Желаемый ли ребенок, того ли пола, что хотели, похож ли на нас, есть ли черты любимых людей и, наоборот, тех, к кому мы не особенно благосклонны. Все это складывается в общую картину внешности. От этого зависит, считаем мы ребенка привлекательным, обаятельным, милым или испытываем по этому поводу сомнение и недовольство. И – как мы ему об этом говорим.

Просто советы

«Встань ровно, что ты кривишь ноги? Не зачесывай волосы – лицо получается круглое. Посмотри на себя в зеркало, прежде чем есть пирожки…» Так моя подруга общается со своей шестилетней дочкой. Даже мне слушать тяжело, а каково ребенку? Бедная девочка уже не знает, как ей встать и сесть, – постоянные замечания. Подруга объясняет это заботой. «Кто ей еще скажет правду и научит, как себя вести, чтобы производить хорошее впечатление?» Но, по-моему, это неправильно – так фиксироваться с детства на внешности. Девочка милая, нормального телосложения. А эти постоянные замечания, конечно, испортят ей самооценку. Тем более что присутствие других людей подругу не смущает. «Это просто советы. Вырастет – спасибо скажет». Анна, мама Клавдии, 5 лет

За большим количеством замечаний кроется недостаток любви. Ребенок не вызывает теплых чувств, искренней привязанности, но родителям трудно самим себе в этом признаться и, конечно, невозможно сказать окружающим. «Он меня раздражает всем своим видом» ‒ фраза, которая сразу поставит человека в самый конец списка плохих родителей. Поэтому выбирается что-то приемлемое, хотя бы немного оправданное. «Я строго себя с ним веду, все время контролирую и советую, чтобы он стал хорошим человеком, знал, как себя вести». У ребенка искажается не только самооценка, но и черты характера. Появляется замкнутость, подавленность, неуверенность, социальные страхи. Всю жизнь бывает низкий уровень притязаний и в личной жизни, и в профессиональной. Осознав причины, человек позже бывает в состоянии корректировать самооценку сам, но проходит это не всегда гладко и требует много сил. Родители, конечно, могут это предотвратить. Если разберутся в себе, осознают свое отношение к ребенку, примут это, как есть. Собственная незрелость, вынужденное рождение, неблагоприятные изменения, связанные с появлением ребенка, – причин недостатка любви бывает много. Это всегда драма. Но можно воспринимать эмоциональное общение как необходимую часть заботы, ухода. Пусть нежность будет не такой нежной – такая симулированная любовь, когда речь идет о родителях и детях, все-таки лучше, чем никакой. Тем более что со временем отношение к ребенку может меняться, и тогда взрослым бывает очень жаль упущенного времени.

Это, вроде, комплимент…

Для совсем маленьких детей есть такая разновидность прозвищ: объективно не очень приятные, но для конкретных людей, семьи приемлемые. Девочка двух-трех лет совсем не обижается на то, что ее зовут Лопоушка. Во-первых, это всегда звучит ласково, во-вторых, сравнивать размер ушей, думать, какими они должны быть в идеале, в этом возрасте совершенно неактуально. Однако, по мере расширения круга общения и общих представлений о мире, более четкими и детальными становятся представления о внешней красоте. Слышать «Лопоушка» в возрасте пяти-шести лет (и тем более позже) девочке совершенно не хочется – каким бы ласковым голосом это ни произносилось. Но родители этого упорно не замечают. Наоборот, подчеркивают тот факт, что для них недостаток очевиден, утверждая при этом: нам ты и так нравишься.

«Родители звали меня Пузышко (именно так, в среднем роде) или Шарик и всячески обсуждали эту мою особенность фигуры – заметный живот. Нет, они меня любили, много занимались, даже, думаю, гордились – я хорошо учился, играл на пианино. Но, как только заходил разговор о внешности, я, так или иначе, слышал обо всех своих недостатках (плюс к животу ‒ маленькая нога («Дюймовочка») и сдвинутые брови («Бука»). Меня это просто выводило из себя. Рос с ощущением, что все смотрят – и смеются. В школе, да и потом долгое время был стеснительным. Когда уехал от родителей, с удивлением обнаружил, что большая часть «недостатков» ‒ просто фантазия. Но я все равно занимался спортом, чтобы улучшить осанку, фигуру. И вот дума: почему родители так себя вели? Они ведь никогда не говорили, что нужно что-то исправлять, а поступали прямо наоборот. Например, накладывали мне в тарелку побольше еды, покупали пирожные, а потом говорили: «Какой ты смешной, когда ешь. Шарик ты наш!» Сейчас у меня две дочки. Очень похожи на меня и – самые красивые. Их внешность я никогда не критикую. И никому не позволяю. Хорошо помню, как это неприятно». Егор, папа Елизаветы, 7 лет, и Марии, 4 лет

Читайте также:  Из фарша для ребенка 2 года

Сильная любовь бывает причиной критики, если сочетается с чувством собственности и страхом потерять свой статус единственно важных людей в жизни ребенка. «Да, ты не идеальный, мы видим все твои проблемы. Но мы тебя все равно любим. Никто больше не будет любить тебя так». Примерно таков смысл обидно-ласковых прозвищ («нам можно, мы же ‒ любя»). В сознании родителей вслед за ребенком не происходит «роста» в обращении с ним. Продолжают приветствоваться качества детские, а взрослые воспринимаются негативно. Внешности это касается в первую очередь – она ведь более заметна. Иногда родители даже понимают, что понижают самооценку, но… это тоже их цель. Чтобы обезопасить от всего, что может поранить потом. Вернее, чтобы и не думал идти туда, где можно пораниться. Дети в такой ситуации часто остаются инфантильными, не стремятся расти. Даже внешне и в привычках сохраняют черты ребенка. Чем быстрее родители поймут, что цель воспитания – самостоятельность, тем легче им будет менять свое поведение, следовать потребностям детей. Поощряйте взрослость во всех проявлениях, делайте настоящие комплименты внешности. И никаких Шариков!

Тема для шуток

Есть люди, которым трудно говорить о внешности открыто и серьезно. Они или вообще игнорируют эту тему, или стараются шутить, или демонстрируют легкое пренебрежение. Причем по отношению к самым близким, в том числе к собственным детям, это проявляется в наибольшей степени. «Я красивая в этом платье?» ‒ «Да, просто елка новогодняя». Прогнозы на будущее, сравнения, комплименты – все, вроде бы, носит позитивный характер, но звучит несерьезно. От этого теряет свою роль: ни поддержки, ни помощи в развитии чувства самоценности, ни уверенности от всех этих шуток не получается. Кроме того, в дальнейшем не формируются позитивные отношения с собственным телом, нет понимания своих потребностей и чувства телесного удовольствия. Как в детстве взрослые избегали этой темы, так сейчас сам человек не хочет смотреть на себя в зеркало, смущается, когда приходится раздеваться, не любит выбирать одежду. Так что комплименты (настоящие) важны – с самого рождения. «Какие глазки, какие ушки, какие ножки» ‒ в этом нуждается и младенец, и дошкольник, и… человек в любом возрасте. Детальный «разбор» качеств внешности, выделение того, что особенно прекрасно, необходимо для самопринятия.

«У нас в семье в том, что касается внешности, было какое-то стеснение. Мама в ответ на комплимент всегда оправдывалась: «Да просто с мокрыми волосами уснула ‒ такие пышные поэтому». По отношению ко мне – то же самое. Если видели, как я смотрюсь в зеркало, обязательно обсуждали это между собой, смеялись («Не принцесса – королевна»). Или, например, спрашиваю: «Красивая заколка у меня на голове?» В ответ обязательно что-то вроде: «Лучше покажи, что в голове. Стишок выучила?» Как ни странно, сейчас я тоже избегаю того, чтобы говорить что-то хорошее про внешность. Когда в садике на утреннике чья-то мама сказала: «Какое красивое платье у Стеши, так идет голубой цвет к темным волосам», я ответила: «Нашли в моих старых вещах». Ну почему не сказать: «Да, спасибо, очень приятно»? Ведь мне хотелось в детстве, чтобы мама говорила именно так». Марина, мама Стеллы, 4 года

Источник

Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.

Зная особенности развития детишек разного возраста, проще помочь ребенку раскрыть свои способности

Физическое развитие ребенка 2-х лет

Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:

  • наследственность;
  • питание;
  • климатические условия;
  • физические нагрузки;
  • экология.

Делать какие-либо выводы об отставании или патологически быстром росте, о переборе или недоборе веса обязаны специалисты – в первую очередь, эндокринолог, основываясь на проведенных обследованиях. Самостоятельно диагноз никогда не ставится.

Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:

Читайте также:  Симптомы прорезывания зубов ребенку 2 года
Пол ребенкаРост, смВес, кг
Мальчик84-8912-13,5
Девочка83-87,511,5-13

Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.

Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:

  • Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
  • Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
  • Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.

В возрасте двух лет ребенок еще сохраняет грудничковую пухлость и большой размер головы относительно туловища

  • Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
  • Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.

Двигательные навыки и координация движения

Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: физическое и внутреннее развитие ребенка в 2 года и 3 месяца). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение – осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.

В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:

  • перешагивание через препятствия;
  • подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
  • бег на небольшие дистанции;
  • невысокие прыжки;
  • хождение по бревну или бордюру;
  • пинание мяча ногой;
  • повороты и хождение задом наперед.

Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.

Пока что детки не умеют хорошо владеть своим телом и часто падают

Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами – конечно, под чутким руководством взрослого.

Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:

  • мыть руки и лицо;
  • кушать жидкие блюда с помощью ложки;
  • ходить на горшок;
  • надевать и снимать некоторые вещи.

Психоэмоциональное и социальное развитие

Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.

С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.

В спокойной дружественной атмосфере ребенок будет расти психически и эмоционально уравновешенным, в то время как у постоянно ругающихся родителей, выплескивающих на кроху свой негатив, он станет нервным, беспокойным и капризным.

К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.

Двухлетки с удовольствием общаются с соседями по площадке и находят себе друзей

Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.

Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:

МальчикиДевочки
Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместеОценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним
Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папаПонимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам
Проявляют большую активность и шустростьЯвляются более спокойными и уравновешенными
Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчествуБолее усидчивы, с лучше развитым воображением и речью
Свойственна самостоятельность во всемТребуют постоянного одобрения со стороны взрослых

Умственное и речевое развитие

В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:

  • различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: как родителям научить ребенка различать цвета в 2 года?);
  • уметь группировать предметы по цветам;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • различать свойства предметов – например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
  • знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.
Читайте также:  Ребенок дерется в 2 года петрановская

На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова “кушать”, “падать”.

Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.

Если кроха еще не заговорил или говорит неправильно и с большим трудом, это не является отклонением в развитии. Нужно подождать еще около полугода.

Методы развития ребенка в 2 года

Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: каким должен быть режим 2-х летнего ребенка?). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.

Заниматься развитием ребенка можно даже дома, если у мамы есть на это время

Упражнения для физического развития

Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:

  1. Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
  2. Урожай. Задача крохи – собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
  3. Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
  4. Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
  5. Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.

Зарядка необходима детишкам любого возраста, в том числе и двухлеткам

Упражнения на развитие мелкой моторики

Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:

  1. Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
  2. Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
  3. Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
  4. Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.

Развитие внимания и памяти

Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:

  • В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.

Прятки с игрушкой – отличное развлечение для малыша, развивающее его навыки

  • Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
  • Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
  • Пазлы.

Нюансы занятий с ребенком дома

Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:

  1. “Нет” перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
  2. Чередование активных и пассивных игр.
  3. Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
  4. Соответствие игр возрасту.
  5. Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
  6. “Нет” занятиям по принуждению.
  7. Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
  8. Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
  9. Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник