2 года ребенку советы родителям

2 года ребенку советы родителям thumbnail

Любой ребенок с рождения имеет индивидуальный темперамент, он и определяет поведение малыша на ранних этапах развития. Воспитательные мероприятия целесообразно начинать с момента осознания ребенком своей личности. Психология воспитания ребенка 2–3 года включает советы, которые способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности. По поведению 2–3-летнего малыша рано судить, каким будет его характер во взрослом возрасте. Он только учится управлять собой, и родители должны помочь ему в этом.

Психология ребенка в 2 года

Такое явление, как кризис двух лет, знакомо многим родителям малышей. Иногда ребенок в этом возрасте буквально преображается, начинает упрямиться на каждом шагу и проявлять непослушание. Он с недетским упорством отклоняет любые требования и при помощи протеста утверждает свое «я».

Психология ребенка в 2 года как девочки, так и мальчика, подвергается значительным изменениям. В это время кроха начинает осознавать свою индивидуальность, он учится управлять своим телом и контролировать естественные отправления. Он понимает, что не является одним целым со своей матерью, а представляет собой автономную личность.

Чтобы подчеркнуть свою самостоятельность малыш сопротивляется любым просьбам и всячески противодействует давлению родителей. Лишь путем противопоставления себя взрослым, он вступает на путь индивидуализации. Этот период родителям надо просто пережить, поскольку без него невозможно дальнейшее формирование.

Особенности психологического развития ребенка 2 лет:

  • Малыш учится подражать. Родитель или педагог для него — эталон.
  • Быстро развивается речь и пополняется словарный запас. Малыш может выполнять сложные действия по просьбе родителя. Он пытается понять, о чем разговаривают взрослые и принимать участие в беседе.
  • Он еще не сильно интересуется сверстниками. Любимый вид его деятельности — исследование предметов, и на этом этапе надо помочь ребенку изучить их свойства.
  • Кроха начинает осваивать общепринятые нормы поведения.
  • Он не способен планировать свои действия и поступки. Ребенок действует спонтанно, под влиянием импульса.
  • Малыш исследует свое тело и его свойства в различных положениях, начинает использовать мимику.

Малыш пытается управлять собой физически и психологически (самостоятельно садится на горшок, отказывается выполнять просьбы, убегает от взрослого во время прогулки). В 2 года в психологии ребенка появляется чувство автономности, которое нуждается в подкреплении.

Взрослым необходимо проявить терпение и гибкость. Не надо пытаться сломить упрямство ребенка, но и бесконечно уступать тоже нельзя, есть риск воспитать домашнего тирана. Лучше отвлечь малыша, переключить его внимание на что-нибудь интересное и веселое. Это поможет избежать противостояния. Необходимо хвалить ребенка за каждое достижение, стимулировать его творчество и фантазию. Он должен чувствовать, что его мнение уважают и с ним считаются, как со взрослым. Но в вещах, касающихся здоровья и безопасности малыша, следует проявлять твердость. Он быстро усвоит, что в некоторых случаях упорствовать бесполезно.

Особенности поведения и психология ребенка 2–3 года жизни

Речь о правильном поведении малыша до достижения им 3 лет не идет вообще. В это время его поступки продиктованы особенностями темперамента. Ребенок может вести себя непредсказуемо, меняя свои предпочтения многократно в течение дня.

Психология детей от 2 до 3 лет имеет свои особенности:

  • Просыпается тяга к новым видам деятельности. В этот момент важно предоставить возможность их освоения.
  • Малыши делают рывок в умственном развитии. Упражнения должны быть направлены на развитие моторики, подойдут аппликации, лепка, шнуровка. Эти виды деятельности улучшают образное мышление и память.

Психология и развитие ребенка 2,5 года характеризуется появлением самостоятельных занятий и формированием воображения. Не надо сильно загружать малыша развивающими упражнениями, ему полезно заниматься игрушками. Желательно приобрести несколько кукол, кубики, зверушек и конструктор. В двухлетнем возрасте ребенок сооружает из игрушек замысловатые строения. Он кормит, укладывает спать кукол и зверей. При этом малыш разговаривает от лица каждого из персонажей. Это нормальные психологические особенности поведения детей 2–3 лет.

Чтобы развить память дошкольника надо читать ему поэзию. Если малыш в состоянии легко запомнить небольшие стихи, то можно пытаться выучить другую информацию (имена и фамилии родных, адрес, возраст). Читать сказки и стихи желательно каждый день, это помогает развить речь. Подойдут сказки Пушкина, стихи Барто, Чуковского и Маршака. В 2–3 года малыши хорошо усваивают новые языки, это время надо использовать для их изучения, особенно если родители ребенка разных национальностей.

Психология детей 2–3 лет такова, что часто возникают сложности с эмоциональным состоянием. Малыш выясняет границы своего влияния путем протеста. В этом возрасте ребенок стремится делать все самостоятельно. Чтобы это желание не исчезло, надо позволять ему несложные действия, которые он сможет осилить.

Строгие запреты нередко приводят к возникновению истерик и агрессии. Поэтому психология воспитания детей до 3 лет включает преподнесение информации в форме игры. Это снимет напряженность и позволит не допустить припадка истерии. В этом возрасте возможны первые проявления тревожности.

Если в этом возрасте были получены психологические травмы на фоне стресса, страхов, испуга, в будущем человеку потребуется психологическая помощь, которую должен оказывать специалист, например, психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.

Развитие речи и артикуляционных навыков

В два года ребенок многое понимает и часто неплохо говорит, его словарь быстро пополняется. С малышом надо разговаривать как можно чаще. Замечено, что у молчаливых родителей дети осваивают речь гораздо позже. Фразы должны быть лаконичными, но при этом эмоционально окрашенными. Нельзя коверкать слова, разговаривая с ребенком.

Дети, у которых есть сестры и братья, хорошо разговаривают уже в возрасте 2 лет. Они изъясняются простыми фразами о том, что интересно малышу. Старшие дети используют в своих играх действия и команды, требующие выполнения. Это способствует развитию речевых навыков. В играх со сверстниками этого нет.

Читайте также:  У ребенка 2 года нет запаса зрения

В играх двухлетних детей должен участвовать взрослый или старший ребенок, который инициирует совместные действия (например, приготовление куличиков, построение домика). Это поможет малышам действовать коллективно, конкурировать и взаимодействовать при помощи речи.

Пособие по детской психологии для родителей малышей 2–3 года жизни рекомендует:

  • играть в игры с подражанием звукам. Малышам это нравится и параллельно развивает артикуляционные навыки;
  • рассматривать книги и предлагать ему самому заканчивать простые фразы;
  • проговаривать или пропевать сложные слова;
  • изучать свойства предметов, например, мягких игрушек (цвет, размер, температуру и т. д.);
  • разучивать скороговорки и песенки.

Родители играют важную роль в становлении речи малыша. Многое зависит от их усилий и терпения. Но не стоит изводить малыша беспрерывными занятиями и замечаниями. Развитие речи должно проводиться в форме игры и заканчиваться в тот момент, когда дошкольник теряет интерес, и его внимание рассеивается.

Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет отличия

В начале 3 года жизни малыши начинают осознавать свою принадлежность к одному из полов. До 2 лет половая самоидентификация отсутствует. Осознание наступает раньше, если ребенок посещает детский коллектив. Его можно отметить по разделению детей на группы для совместной игры.

Особенности психологии ребенка 2–3 года, мальчики:

  • не любят повторений в обучении;
  • воспринимают информацию больше визуально, чем на слух. Поэтому им лучше показать, чем рассказать;
  • несмотря на общепринятое мнение, мальчики иногда бывают более эмоциональными, чем девочки. Не надо запрещать им плакать, если для этого есть веская причина;
  • мальчишки больше используют дальнее зрение, поэтому им необходимо много места для развлечений. Они любят подвижные занятия (догонялки, сражения, игры с мячом);
  • любят игрушки, которые предполагают трансформацию и движение: машины, конструкторы, кубики и т. д.;
  • они стремятся конкурировать, выделяться, это желание можно перенаправить на спортивные мероприятия.

Мальчикам надо с раннего возраста прививать уважительное отношение к девочкам. Объяснять недопустимость драк с ними. Беседовать о роли мужчины в семье как защитника и главы. Этим лучше заняться отцу, и на своем примере демонстрировать отношение к женщинам в семье.

Отличия в психологии ребенка 2–3 года, девочки:

  • знания лучше воспринимают поэтапно, любят повторение и закрепление;
  • информацию в основном воспринимают в аудиоформе, поэтому им лучше не показывать, а объяснять;
  • девчонки неравнодушны к ярким и красивым вещам. Для игр им подойдут куклы и мягкие игрушки, с которыми можно разыгрывать сценки;
  • они чувствительны к ласке и больше нуждаются в проявлении нежности, чем мальчишки.

Девочкам 2–3 лет можно приобрести наборы посуды, мебели и бытовой техники, чтобы они могли играть в хозяек. Они стремятся подражать мамам и любят помогать по хозяйству. Это поможет развить у них желание заботиться о ком-либо, проявлять материнские чувства.

Задания для детей, еще не освоивших речь

Не всегда малыш в 2 года умеет говорить. Это не должно быть поводом для беспокойства, если он понимает, когда к нему обращаются, выполняет просьбы родителей, смотрит во время общения прямо в глаза. Он обязательно со временем заговорит. Нужно больше разговаривать с ним, читать книжки, петь ему песенки. Также для интеллектуального развития важно задействовать мелкую моторику.

Формирование речи зависит частично и от физического развития малыша. Кроме занятий на мелкую моторику, надо позволять ему подвижные игры (езду на велосипеде, лазание по спортивным снарядам, лестницам). Полезно приобрести игрушку-сортер минимум с 4 разными формами. Во время игры надо называть геометрическую форму и пальцами ощупывать границы контура. Опустить в соответствующее отверстие.

Нельзя ограничивать мальчика в переливании воды и пересыпании любых предметов из одной формы в другую. Нужно только предварительно создать площадку, которую проще убирать. Можно делать аппликации, вырезать, лепить из пластилина шарики и колбаски, рисовать фигуры. Все эти действия полезны для развития малыша.

Нравственное воспитание

В возрасте 3 лет уже можно прививать детям любовь к родным местам, развивать гражданственность. Следует начинать с развития самоуважения, благородства в отношении к окружающим в быту, изучения национальной культуры. Если преподнести это в интересной форме дети все быстро усвоят. Проще всего прививать патриотическое воспитание при помощи мультипликации. Есть много мультфильмов как современных, так и советских, которые передают благородные и сильные образы витязей, русских богатырей, а также отважных, склонных к самопожертвованию женщин.

Советы психолога родителям по воспитанию ребенка 2–3 лет

До достижения малышом возраста 2–2,5 лет, его бессмысленно наказывать. Он еще не ощущает себя виновником происшествия. Он видит результат своих действий, но никак не связывает его с собой, и не осознает как это произошло. Единственное, что он вынесет из наказания или порицания — что он плохой и его не любят.

До определенного времени надо воздержаться от гневных тирад и подробных объяснений, как нельзя делать. Малыш все равно их не в состоянии понять. На этом этапе достаточно четких и разумных ограничений и запретов.

Приблизительно с 2,5 лет ребенок начинает себя ощущать самостоятельной личностью, и он уже способен понять, кто виноват в произошедшем инциденте. Он осознает, что некоторые действия являются хорошими и радуют близких людей, а иные — плохими. Но он еще только учится управлять собой, и время от времени будет продолжать поступать наперекор.

Читайте также:  Ребенок 2 года спит запрокинув голову

Часто в этом возрасте у детей появляются воображаемые друзья, на которых они перекладывают ответственность за плохие поступки. Это позволяет малышу не чувствовать за собой вину от содеянного проступка. Важно понять мотивы его поведения. Для этого надо обсудить с малышом происшествие, и помочь исправить ситуацию. Делать это надо спокойным, дружелюбным тоном, тогда он не будет бояться наказания и охотно объяснит, что им двигало.

В трехлетнем возрасте дети часто ведут себя плохо, определяя границы дозволенного и поступая назло родителям. Это дает им ощущение взрослости и самостоятельности. Если наказывать за проступки, то вместо послушания малыш окажет сопротивление. Важно на этом этапе проявить терпение, со временем отношения с малышом наладятся.

Источник

Дети с самого рождения обладают единичным темпераментом, от которого зависит их поведение в ранние периоды развития. Воспитательные процессы рекомендуется начинать со времени осознания ними собственной личности. Воспитание ребенка 2–3 года, психология, советы направлены на его слаженное, разностороннее развитие. Характер малыша в этом возрасте не является предпосылкой его темперамента, характера в будущем. В это время происходит его обучение самоуправлению. Задача родителей заключается в оказании ему надлежащей помощи.

Психология 2-летнего ребенка

Кризис 2-х лет — это период в жизни маленького представителя общества, с которым сталкиваются многие родители. В это время малыш из послушного ангелочка превращается в упрямца, непрерывно проявляющего непослушание. Протест высказывается по поводу любых требований. Он является первым проявлением его личного «Я».

Развитие и психология ребенка в 2,5 года характеризуется рядом существенных изменений. Осознание собственной личности ассоциируется с первыми навыками управления телом, его контролем. Он перестает воспринимать себя и маму, как одно целое, воспринимает себя, как отдельную личность.

Противодействия, протесты, непослушание — это способы проявления детской самостоятельности. Посредством такого поведения малыш делает первые шаги на пути индивидуализации. Важно пережить этот период изменения психологии ребенка в 2 года, воспринимать его как первый шаг к дальнейшему формированию личности.

Особенности психологии ребенка 2–3 года (мальчиков и девочек):

  1. Развитие способности подражания. Первый образец для него — родитель или воспитатель.
  2. Развитие речи. По просьбе малыш способен выполнять более сложные задачи. Он старается понять смысл разговоров взрослых, принять в них участие.
  3. Предпочтение предметов перед сверстниками. Происходит активное изучение окружающих предметов. Они более интересны, чем игры с другими детьми. Важно помочь малышу в исследовании их свойств, качеств.
  4. Освоение, понимание принятых поведенческих норм.
  5. Отсутствие способности планировать действия. Поступки малыша происходят импульсивно, спонтанно.
  6. Исследование собственного тела. Наряду с применением мимики в этот возрастной период происходит изучение тела, его свойств.

В 2-летнем возрасте дети тянутся к физическому и психологическому управлению собой. Они отказываются от выполнения требований, садятся на горшок и т. д. Психология детей 2–3 лет характеризуется проявлением независимости. Это чувство надо не приглушать, а поддерживать.

Родителям в воспитательном процессе требуется терпение. Важно умеренно поддерживать здоровое упрямство, но не ценой постоянных уступок, потакания всем капризам (присутствует риск воспитания маленького тирана). Лучший вариант — отвлечение внимания, его переключение на другое интересное занятие.

В психологии детей от 2 до 3 лет важную роль играет похвала (она должна присутствовать при любом достижении), поддержка креативности, фантазии. Мнение ребенка должно быть не менее важным, чем взрослого человека. Твердость требуется только в отношении вещей, представляющих угрозу его безопасности. Отсутствие уступок даст ему понять, что в определенных случаях противостояние не принесет желаемого результата.

Поведенческая специфика 2–3-летнего ребенка

Психологические особенности детей 2–3 лет не предполагают правильных рамок поведения. В этот период их действия обусловлены типом темперамента. Поступки непредсказуемы, мнение и желания меняются по нескольку раз в день.

Особенности поведения, психологии ребенка в 2–3 года:

  1. Желание изучения новых предметов, видов активности. Важно обеспечить малышу возможности для познания мира.
  2. Ускоренное умственное развитие. Целесообразно заниматься с ребенком. Подойдут упражнения на развитие моторики (шнуровка, лепка и т. п.). Кроме двигательных навыков, эти занятия улучшат память, поддержат развитие образного мышления.

Психология ребенка в 2 года (девочки, мальчика) характеризуется способностью к самостоятельной деятельности, развитием воображения. Чрезмерная загруженность развивающими занятиями нецелесообразна. Не меньшую пользу принесут игры с игрушками. Наиболее подходят куклы, плюшевые игрушки, конструкторы, соответствующие возрасту. Играя с игрушками, малыш входит в их мир, говорит от имени каждого его представителя. Это нормальный этап развития и поведения в этом возрасте.

Развитию памяти поспособствует чтение ребенку стихов, сказок. Подходит также изучение другой информации (напр., имен членов семьи, их фамилий, адреса проживания и т. д.). Ежедневное чтение также поддерживает формирование речевых навыков. В возрасте до 3 лет детям легко даются языки, поэтому в интернациональной семье полезно начинать их непринужденное обучение.

Запреты часто становятся причиной истерик, агрессивного поведения. Поэтому советы в психологии воспитания ребенка в 2 года включают изучение информации в игровой форме. Такой подход устранит напряженность, предотвратит истерические приступы. Этот возрастной период — время первых проявлений тревожности.

Психологические травмы, вызванные стрессом, страхом чреваты проблемами в дальнейшем. Иногда для их решения требуется специализированная помощь.

Артикуляционные и речевые навыки

В 2-летнем возрасте дети хорошо понимают многие вещи. В это время быстро пополняется их словарный запас. Психология воспитания детей до 3 лет акцентирует внимание на важности разговоров с ними. Ребенок неразговорчивых родителей часто начинает разговаривать позже сверстников. Разговор надо вести, используя лаконичные, понятные предложения, избегать коверкания, уменьшения слов.

Читайте также:  У ребенка 2 года температура каждый вечер 37

Малыши, имеющие братьев, сестер, учатся разговаривать быстрее. Старшие дети излагают мысли языком, понятным ребенку, в играх применяют простые команды, поддерживающие развитие речевых, артикуляционных навыков. В общении со сверстниками такой фактор отсутствует.

Согласно детской психологии для родителей, в 2–3 года дети должны играть под присмотром взрослого человека. Старший человек сможет направить взаимные действия (напр., построение домика из кубиков). Это поспособствует развитию конкуренции, способности к коллективным взаимодействиям с применением речи.

Рекомендации по психологии ребенка в 2–3 года (девочки, мальчика):

  • подражание звукам — такие игры интересны детям, кроме того, они способствуют развитию артикуляции;
  • рассматривание ярких книг, чтение с предложением малышу самому придумывать окончания простых предложений;
  • повторение простых слов;
  • изучение свойств окружающих предметов (размер, цвет и т. д.);
  • изучение простых песенок.

Согласно психологии развития детей в 2 года, первостепенную роль в формировании речевых способностей играют родители. В этом процессе важно их терпение, упорство. Но надо помнить: занятия, упражнения должны быть ненасильственными, заканчиваться в момент потери интереса к ним.

Отличия в психологии 2-летних девочек и мальчиков

С з-м годом жизни наступает период идентификации детьми половой принадлежности. До этого времени такое разделение отсутствует. Посещение детского коллектива ускоряет это осознание. Оно проявляется, в частности, дифференциацией детей на группы для игры.

Особенности воспитания, психологии мальчика в 2 года:

  • критическое отношение к повторениям в процессе обучения;
  • преимущественно зрительное восприятие информации, нежели слуховое (поэтому мальчикам лучше показывать вещи, а не рассказывать о них);
  • часто мальчики более эмоциональны по сравнению с девочками; при наличии причины надо позволять им проявлять чувства, плакать;
  • для мальчиков характерно применение дальнего зрения, из-за чего им для игр надо больше пространства; они более предпочитают подвижную активность (с мячом, догонялки и т. д.);
  • то же самое относится к игрушкам — предпочтение отдается игрушкам, предполагающим движение (конструкторы, кубики и т. д.);
  • мальчики тянутся к конкурированию, они хотят выделяться; поддержать их развитие можно с помощью подходящей спортивной деятельности.

Роль родителей в воспитании мальчика также заключается в объяснении ему важности уважения девочки, недопустимости ударов, толканий. Необходимы беседы о роли мужчины в семье. Это лучше доверить отцу, который, кроме теоретических объяснений, должен на собственном примере показать почтительное отношение к женщине.

Особенности психологии девочки в 2 года:

  • поэтапность, повторение, закрепление — так девочка лучше осваивает знания;
  • для восприятия информации преимущественно используется слух, поэтому девочкам лучше не показывать предметы, а рассказывать о них;
  • в игрушках для девочки должны присутствовать яркие цвета; им подойдут плюшевые игрушки, куклы;
  • девочкам требуется больше проявлений нежности, чем мальчикам.

2–3-летней девочке можно приобрести игрушечный кухонный набор, комплект бытовой техники. Это поспособствует поддержке желания заботиться о доме. Девочки стараются подражать мамам, тянутся помогать по хозяйству. Поэтому такое приобретение пойдет на пользу их развитию.

Задания, способствующие развитию речи

В 2 года не все малыши умеют разговаривать. Но если они реагируют на обращение, при разговоре смотрят в глаза, могут выполнять родительские просьбы, это не является причиной для беспокойства. Они заговорят — всему свое время. Для ускорения этого процесса важно читать им, петь понятные песенки. Интеллектуальное развитие также поддержит тренировка мелкой моторики.

Физическое развитие также играет роль в формировании речи. Занятия для мелкой моторики важно сочетать с подвижными действиями. Полезная для развития детей игрушка-сортер. В процессе игры называйте фигуру, позволяйте малышу ощупывать ее контур, помогайте вставлять в предназначенное для нее отверстие.

Согласно психологии ребенка в 2,5 года, нельзя запрещать ему специфические игры, такие как пересыпание предметов или переливание воды из одной емкости в другую. Но важно создать удобные для всех условия (в частности, выбрать для игры место, несложное в отношении последующей уборки). Поддержат развитие малыша такие занятия, как лепка, вырезание, формирование из пластилина.

Моральное воспитание

После достижения 3-летнего возраста можно начинать прививание нравственных основ. Первые шаги — развитие самоуважения, почтительного отношения к окружающим. Лучше воспримется информация, преподнесенная в интересной для малыша форме, например, с помощью мультфильмов.

Рекомендации родителям в отношении воспитания 2–3-летних детей

Психология ребенка в 2 года (до 2,5 лет) указывает на отсутствие чувства вины. Наказывать его нецелесообразно. Хотя он видит последствия, в его разуме они не ассоциируются с предыдущими действиями. Наказание для него — это свидетельство отсутствия любви.

До 3 лет важно исключить гневные объяснения, поскольку детской психикой они не воспринимаются. В этом возрастном периоде будет достаточно разумных табу, четко высказанных ограничений.

Примерно после 3 лет начинается осознание вины за произошедшее. Это период восприятия себя, как индивидуальной личности, способности понять различия между хорошими поступками, приносящими радость родителям, и плохими, огорчающими их. Но ввиду отсутствия самоконтроля продолжается противостояние.

Часто вина за плохой поступок приписывается воображаемому другу, характерному для этого возрастного периода. В этом случае родителям необходимо понять причины действий малыша. Это можно сделать путем дружелюбного разговора с ним, спокойной просьбы о помощи в направлении ситуации.

3 года — это возраст, характерный плохим поведением. Путем противостояния испытываются границы дозволенного, обретается чувство самостоятельности. Наказание может повлечь за собой сопротивление вместо ожидаемого послушания. В это время важно терпение. Со временем малыш «перерастет», отношения с ним наладятся.

ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Источник