Звуковое воздействие на ребенка для развития речи

Юлия Мамаева
Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста

Влияние музыки на речевое развитие детей.

Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера.

В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребенок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких – матери, отца, бабушки, дедушки и других. Детские глаза и уши смотрят и слушают нас и впитывают полученные знания, как «губка».

В искусстве, особенно в музыке, ребенку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Сами взрослые должны не только любить музыку, знать ее, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребенка в мир музыки.

Музыка в этом вопросе — незаменимый помощник,так как выполняет сразу несколько функций:

1. Музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.

2. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.

3. Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста, а школьникам поможет в изучении иностранных языков. Музыка издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии, фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т. д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.

В работе с детьми дошкольного возраста художественное поэтическое слово занимает очень большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. Поэтическое слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает воспитывать художественно-эстетический вкус с первых лет жизни. У ребенка появляются любимые песенки и стихи. Ярким примером для усвоения песен и развития речи являются потешки, небольшие попевки, которые создают яркий образ, который, как правило, близок и знаком детям и поэтому вызывает различные эмоции. Потешки благотворно влияют на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи.Например: «Петушок», «Гуси», «Пошла млада за водой» и т. д.

Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Повтор важен для детей, еще не овладевших навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.

• Например, упражнение для детей младшего и среднего возраста:

ДВЕ ТЕТЕРИ

Как на нашем на лугу пальцы широко расставлены, легкие движения кистями рук, ладонями вниз.

Стоит чашка творогу. Соединить перед собой руки, сделав круг.

Прилетели две тетери помахать кистями рук как крыльями,

Поклевали соединить большой и указательный пальцы на обеих руках «клювик»

Улетели. Помахать руками

• Для детей старшего возраста:

«Вышли пальцы танцевать»

Раз, два, три, четыре, пять (выбрасывать пальчики из кулачка,

Вышли пальцы танцевать (свободное движение ладошками).

Большой пустился в пляс (круговые движения больших пальцев вокруг друг друга,

Указательный — в припляс (подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста,

Средний пальчик – поклонился (средние пальцы сгибаются и выпрямляются,

Безымянный – притаился

(можно заменить эту композицию, спрятав четвертый палец одной руки в кулачок другой).

А мизинец, удалец! Цепь сомкнул, молодец!

(Можно проверить, как крепко соединились мизинцы.)

Как же дальше танцевать? (Тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы)

Надо цепь нам разорвать.

Как это ни парадоксально, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, особенно с развитием чувства ритма.

Кроме того, пение обладает еще и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и системы, и внутренние органы нашего организма.

Например:

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Например: «Жаба Квака» (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала. (дети зевают)

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)

Да водички поглотала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)

Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Интерес представляет и занятия музыкально-ритмической деятельностью. Очень эмоционально могут проходить занятия ритмической гимнастикой, аэробикой, где звучание музыкальных произведений занимает не последнее место, задавая должный ритм и темп, создавая определенный эмоциональный заряд бодрости и настроения.

«ТРАКТОРА» (Для старших дошкольников).

Цель: координировать движения и слова, развивать ритмичность.

Описание: дети под текст выполняют движения ритмично.

Тара-тара-та-ра-ра – двигаются дробным, топающим шагом

Из колхозного двора

Выезжают трактора. поворачиваются на дробном шаге в круг

Будем землю пахать, выделяют ударные слова

Будем рожь засевать, сильным притопом

Будем хлеб молотить,

Малых детушек кормить.

«МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП» (Для младшего и среднего возраста).

Цель: понимать ритмическую структуру слова в сочетании с музыкой.

Описание: дети выполняют движения под слова песни на музыку М. Гоголевой (см. ноты ниже).

Мы ногами топ-топ, топают

Мы руками хлоп-хлоп, хлопают

Мы глазами миг-миг, подмигивают

Мы плечами чик-чик. Поднимают по очереди плечики

Раз – присели, два – привстали, пружинка

Раз, два, приставной шаг влево

Раз, два приставной шаг вправо

Поиграть нам всем пора! Делают 4 хлопка над головой

В работе над связью поэтической речи и музыки используются театрализованные игры. Они являются подготовительным этапом для работы над театрализацией.

Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваютсяосновные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь. Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость. Речь их становится выразительной, движения более пластичными. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью пластики, мимики, жеста. Стихотворный текст заучивается детьми легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп. Перед исполнением любой роли ставятся определенные задачи, которые помогают будить их фантазию и воображение, особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Дети учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение. Учатся пересказывать текст, соединяя речь с вышесказанным.

Благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.

Таким образом, систематическое и целенаправленное использование музыкальной деятельности способствует успешному развитию детей, как в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», так и в образовательной области «Речевое развитие».

Источник

Елена Павличенко
Консультация для родителей «Звуковая культура речи у дошкольников»

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Звуковая культура речи закладывается в тот период, когда ребенок учится разговаривать. В возрасте от трех до семи лет дети осваивают произношение, интенсивно наполняют лексический запас, открывают для себя грамматический строй устной речи, научаются связно высказываться. У каждого ребенка эти процессы сопровождаются неодинаковой успешностью. Если речевые нарушения не устранить в детстве, то в последующие годы преодолеть их гораздо труднее.

Речь – сложная функция, которая задействует многие части организма. Это не только непосредственное «говорение» и осмысление того, что произносится. Каким будет звукоизвлечение и произношение, зависит от того, насколько развит речевой аппарат, как работают дыхательные мышцы.

Соответственно, звуковая культура речи — это многогранное понятие, включающее чистое произношение, характеристики звучания, речевое дыхание, содержательность высказываний, общую выразительность речи.

В тесной взаимосвязи с работой артикуляционного аппарата и дыхательных мышц находится речевой слух. Детям с ослабленным слухом — или просто рассеянным и невнимательным — трудно уловить и воспроизвести сложные звуки, обеспечить содержательность, выразительность речи. Поэтому, говоря о воспитании звуковой культуры, обязательно включают развитие речевого слуха.

Речь ребенка формируется на примере вербального общения взрослых людей, которые его окружают. Для некоторых родителей и бабушек-дедушек становится открытием, что даже с крохой непозволительно сюсюкать и подстраиваться под детский лепет. С первых дней жизни дети должны слышать ласковую, но при этом правильную речь с точки зрения грамматики и произношения.

Начиная с трехлетнего возраста, дошкольник начнет повторять вслед за взрослыми слово за словом. Крайне важно, чтобы его звукоподражание опиралось на отчетливые правильно произносимые фразы. Какой будет речь дошкольника, в большой степени зависит от внимательного отношения родителей и воспитателей к этому вопросу. Культуру речи необходимо прививать, воспитывать.

Первое, что необходимо соблюдать взрослым, это подавать пример ребенку своей грамотной речью и культурой словесного общения.

Второе, родители обязаны внимательно следить за продвижением своего дитя в освоении родного языка. Здесь важно не умиление детским произношением, а аккуратные подсказки, как употребить слова правильно, побуждение формулировать повествовательное предложение.

В произношении трудных звуков необходимо систематически тренироваться, чтобы предупредить возможные речевые нарушения.

Родителям следует ориентироваться на возрастные нормы формирования чистого произношения. Преодолевая 5-летний рубеж, ребенок должен научиться произношению всех звуков. Уже приближаясь к этому возрасту, взрослым нужно в качестве профилактики возможных речевых проблем у своего ребенка стимулировать развитие его слухового внимания.Это можно делать повсеместно в игровой форме:

• Предложить ребенку закрыть глаза и прислушаться к окружающим звукам. Потом расспросить, что он услышал.

• Практиковать совместное рассказывание сказок, имитируя голоса сказочных героев.

• Учить вычленять звуки в слове: взрослый называет слова, а дошкольник определяет, есть ли в нем обозначенный звук.

Незатруднительно также проводить артикуляционную гимнастику. Такие упражнения для языка как «Лопатка», «Иголочка», «Горка», «Часики», «Лошадка» известны всем. Эти артикуляционные движения просто выполнять, но эффективность их подтверждена многолетней практикой.

Работа по звуковой культуре речипроводится в различных формах:

1. на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;

2. различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;

3. отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);

4. дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

Для воспитания звуковой культуры речитипичны следующие методы:

— дидактические игры («Чей домик?»)

— подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

— дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

— метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

— образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

— краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

— утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

— образное называние звука или звукосочетания (з-з-з — песенка комара, туп-туп-туп — топает козленок);

— хоровые и индивидуальные повторения;

— обоснование необходимости выполнить задание педагога;

— индивидуальная мотивировка задания;

— совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

— оценка ответа или действия и исправления;

— образная физкультурная пауза;

— показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

Источник

Почему логопед-дефектолог, очень часто направляет своих пациентов на занятия в музыкальную школу или на занятия к музыкальному терапевту? И на каком музыкальном инструменте надо играть, чтобы стимулировать развитие речи, а на каком – чтобы стимулировать развитие пространственных представлений? И каким именно школьникам показаны занятия народным вокалом?

Занятия в музыкальной школе или индивидуальные занятия с музыкальным терапевтом – достаточно частая рекомендация, которую я даю на консультациях.

Для малышей с нарушениями коммуникации и неговорящих ребят индивидуальные занятия с музыкальным терапевтом помогут в выстраивании первых коммуникативных паттернов, помогут ребенку начать активно «звучать», активно пользоваться голосом. И постепенный переход к занятиям логоритмикой (сочетание ритма, движения и пения) помогает, в дополнение к занятиям с логопедом, максимально быстро компенсировать задержку в развитии речи.

Часто у детей с разными особенностями поведения и когнитивного развития отмечается рассинхронизация разных уровней нервной системы. И любая ритмичная деятельность (а музыкальные занятия – особенно!) помогают ребенку в синхронизации ритмов и компенсации когнитивных и поведенческих особенностей.

Ребенок, который сокращает слоги и звуки в словах, проглатывает окончания, при пропевании этих же «трудных» слов будет удержать слоговую структуру в полном объеме. Музыка служит в этом случае ритмической основой слова, и если надо спеть в песенке слово «бегемотики», то сократить его и удержать музыкальный ритм не получится.

Кроме того, занятия музыкой, особенно пением, крайне рекомендованы ребятам с малым объемом речевого выдоха, которые не договаривают слова, а тем более фразы. Они у них как бы «затухают» к концу из-за недостаточного объема воздуха. Занятия пением – это та самая нужная и тренировка выдоха, и артикуляционная тренировка.

Есть еще одна категория детей, которым я рекомендую занятия пением, особенно направление «народный вокал»: это школьники, когда –то имевшие выраженные речевые трудности и, на первый взгляд, вполне успешно их преодолевшие. И у которых на занятиях отмечаются специфические «остатки» речевых расстройств: неправильная постановка ударений, трудности подбора однокоренных слов, нарушение ритма и пауз при чтении. В общем, дети, как будто «не чувствующие» язык, которые вынуждены постоянно придерживаться формальных языковых правил и пытаться за счет логики компенсировать языковые нарушения. Таким ребятам пение, а конкретно занятия народным вокалом, пение русских народных песен позволит частично компенсировать нехватку языкового опыта.

Существует крайне интересное исследование (Павлов А.Е. Коррекционно-развивающее влияние занятий музыкой на нейрокогнитивное развитие детей начальной школы. Автореферат дисс., к. псих. Е., М., 2008. – 24с.), которое показывает, что обучение детей по программе начальных классов музыкальной школы позволяет почти полностью компенсировать задержку психического развития.

У этого же автора есть еще несколько любопытных выводов: обучение игре на флейте (на блокфлейте) и игре на фортепиано оказывают одинаковый сильный коррекционный эффект.

При этом игра на пианино лучше воздействует на речевые функции, а игра на флейте – на пространственные функции и нейродинамику.

Надеюсь, эти рекомендации были для Вас полезны и помогут подобрать дополнительные занятия для ребенка, в т.ч. с особенностями речевого развития, осознанно!

Всем отличного настроения и прекрасно говорящих детей!

https://desktop-for-ig.devanco.com/app3

Источник