Звуки для развитие ребенка
Мамин разговор и колыбельные – лучшая развивающая среда
Содержание:
- Что слышит новорожденный?
- Изменения в слуховом развитии ребенка к 2 месяцам
- Слуховые стимулы, необходимые для развития ребенка
- Слух ребенка: когда стоит насторожиться
Продолжаем серию статей психолога Екатерины Бурмистровой об эмоциональном, сенсорном и физическом развитии младенца в первые сорок дней. Периодом новорожденности наши врачи называют обычно первый месяц, но мы говорим о сорока днях — так принято у западных специалистов и это лучше соответствует физиологии ребенка. Сегодня — о том, что слышит малыш первых месяцев жизни и что ему полезно слышать.
Что слышит новорожденный?
Новорожденный малыш слышит очень хорошо: как раз слух у него работал еще внутриутробно и прекрасно работает после рождения. Например, чуткие дети могут пугаться резких звуков. Дети спокойные могут не реагировать на резкие звуки, вплоть до того, что у них подозревают глухоту. Но в целом у новорожденного работает так называемая речевая доминанта, т.е. всем остальным звукам он предпочитает голос собственной мамы.
Мы можем наблюдать так называемое слуховое сосредоточение: ребенок, слыша голос мамы, разговаривающей с ним или поющей колыбельную, поворачивает голову (если уже может, к концу первого месяца), ищет источник звука. При этом он как бы замирает, прислушивается. Маленькие детки реагируют на события окружающего мира всем телом — это так называемая генерализованная реакция, когда по ребенку можно видеть, что он удивился, сосредоточился: все тело удивилось, изменился тонус мышц.
Так что слышит ребенок хорошо. Ему очень нравятся ритмичные напевные звуки, в частности, звуки колыбельной — это самое предпочтительное из того, что вообще ребенок может слышать.
Это должно быть мамино исполнение. Именно материнская колыбельная, исполненная живым голосом. Очень известны эксперименты (которые, правда, проводились с детьми чуть постарше — второго-третьего месяца жизни) — в их результате выяснилось, что дети каким-то образом отличают запись от живого звука. Может быть, больше обертонов, может быть, больше интонирования, может быть, по-другому распределяется звук, но они всегда реагируют на запись хуже, чем на живой голос.
При этом есть одно из предубеждений материнских, которое мешает петь: мамы часто считают, что, если у них нет ни слуха, ни голоса, и они станут петь своим малышам колыбельные, то они испортят детям слух и голос. Это чистый миф. Нужно обязательно петь. Для ребенка это самое развивающее и самое приятное. Никакие аудиопрограммы для раннего развития не имеют смысла применительно к малышам первого года жизни. Приведу такую дагестанскую поговорку: про плохого человека в Дагестане говорят, что мама или не пела над его колыбелью совсем, или пела плохие песни. Настолько это считается в народном сознании важно для формирования человека в целом.
Колыбельная, соединенная с теплом тела матери, соединенная с запахом, — это как раз тот самый момент возвращения к сенсорному миру матери, к источнику тепла, любви, в котором ребенку максимально комфортно находиться.
Изменения в слуховом развитии ребенка к 2 месяцам
К концу первого месяца ребенок может довольно четко поворачивать голову к источнику звука, также будет заметно вздрагивание всем телом при резком и неприятном звуке. Если издать какой-то необычный для ребенка резкий пугающий звук, то он вздрогнет. При этом если над вашей квартирой делают капремонт, и звук дрели является постоянным, — вот тут ребенок привыкает.
К концу периода сорока дней можно видеть, что ребенок на привычные звуки реагирует меньше. Скажем, при первом включении дрели или пылесоса малыш может прореагировать негативно, но если это повторяется и повторяется, и никакой опасности для ребенка не следует, эта реакция смягчается и вообще потом пропадает. Феномен слухового привыкания.
Еще один очень интересный феномен, который можно наблюдать к концу второго месяца, иногда чуть раньше. Если мама-таки колыбельные поет, ребенок, не умеющий говорить, начинает подвывать, пытается имитировать каким-то образом звуки.
К концу первого месяца, к концу сорока дней появляется первое гуление — малыш «поет» гласные звуки. Появление гуления напрямую связано со слуховыми стимулами. Если слуховых стимулов — колыбельных, разговоров с малышом — было мало, гуление появится позже.
Слуховые стимулы, необходимые для развития ребенка
К стимулам, оказывающим влияние на развитие слухового восприятия малыша, относятся и песни, и просто разговор. Причем, это может быть не разговор с малышом, а разговор около малыша. Если ребенок живет в насыщенной слуховыми стимулами среде, он нормально разовьется. Но если он родился в семье глухонемых, или у мамы настолько сильная послеродовая депрессия, что она вообще не может с ним никак разговаривать, и никого нет рядом, то ребенок может в своем развитии немножко замедлиться.
Поэтому даже если вы с ребенком дома один на один, старайтесь с ним разговаривать. Молодые мамы это инстинктивно чувствуют, но находятся в плену предубеждений: боятся говорить неправильно, боятся, что для слуха малыша разговор «сюсюкающий», на детском языке, будет вреден.
Я хочу развеять этот миф: самое полезное для слуха малыша — это разговор на языке нянь и кормилиц, так называемом беби-токе (baby-talk). Сюсюканье — это то, что нужно малышу слышать, это его слуховое предпочтение, потому что в этом типе разговора как раз преувеличенное интонирование, большое количество гласных. Это очень мелодическая речь, нечто среднее между речью и пением.
И это именно то, на что лучше всего реагирует ребенок. То, что ему потом будет легче воспроизвести. Современные исследования психофизиологов как бы открывают заново то, что было всегда известно в народной педагогике: всегда над ребенком пели, говорили ему пестушки и величания. Любое действие сопровождали какими-то припевочками, подпевочками, прибаутками, напевной речью.
Слух ребенка: когда стоит насторожиться
Если к концу второго месяца (мы говорим о сорока днях, но всегда прибавляем две недели на индивидуальные темпы развития — получается два месяца) ребенок не реагирует на звуки никак из вышеперечисленных способов: не реагирует ни на резкие звуки, ни на напевные колыбельные, у него не появляется гуление — вот тогда стоит проконсультироваться, проверить слух. Сначала домашними способами. На неожиданный звук у ребенка есть ведь реакция с самого начала. Поэтому если вы позвоните валдайским колокольчиком, или прошуршите пакетиком, или пошумите каруселью — ребенок должен выдать реакцию. Если к концу второго месяца ее нет, это основание для тревоги.
Продолжение следует.
Источник
/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет
Фонематический слух – очень важный навык для овладения устной речью, а затем и грамотным письмом. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи.
Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Как помочь ребенку в этом? Конечно же, играючи!
Что такое фонематический слух?
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу звуков речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного (например, «дом-сом-лом-ком»). Если этот навык не сформирован, ребёнок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Развивать фонематический слух у детей необходимо для успешного обучения чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, и это иногда тормозит развитие связной речи. Развитое фонематическое восприятие нужно и для обучения иностранным языкам.
Обычно звуковой сигнал подается в первичную, затем вторичную зону (центр Вернике) слуховой коры головного мозга, распознается, преобразуется в нейронный код. Затем сигнал проходит в речедвигательный центр коры (зону Брока) и подается на артикуляционный аппарат.
Если звуковой сигнал был воспринят с нарушением, то оно передается и дальше: человек неправильно произносит слово или неправильно его пишет под диктовку.
Чаще всего исследователи определяют фонематическое восприятие как умственные действия по анализу, специально воспитанные умения по выделению фонем (значимых звков) и установлению звуковой структуры слова.
Какими бывают нарушения фонематического слуха?
Обычно фонематический слух развивается к пятилетнему возрасту. Но иногда его формирование задерживается. Это может быть вызвано проблемами во внутриутробном периоде или во младенчестве. При этом физиологический слух порой прекрасно развит, ребенок произносит все звуки правильно.
В этом случае родители не замечают проблемы. Но когда ребенок идет в школу и начинает писать, появляются ошибки. Получив рекомендации обратиться к логопеду, многие родители недоумевают: зачем, если ребенок хорошо говорит?
Но часто при нарушении или недоразвитии фонематического слуха звукопроизношение также нарушено. В речи ребенка происходит звукозамена: «шапка» – «хапка», «чашка» – «тяска», «птица» – «пцица» и т. п.
В письменной речи возможны следующие ошибки::
- замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (парным согласным, например): «верплюд»;
- пропуски букв и слогов (часто ударных гласных, как ни странно): «корва» вместо «корова»;
- перестановка букв и слогов: «Моксва» вместо «Москва»;
- недописывание слов: «пое» вместо «поет», «разны» вместо «разный». Очень часто в тетрадях наблюдаю недописывание буквы «й». Чаще всего дети не слышат именно звук [й’] – [j].
Все эти особенности указывают на нарушение звукового анализа и синтеза, устранить которое можно только с помощью специалистов: логопедов-дефектологов и нейропсихологов.
При регулярных занятиях с логопедом 2–3 раза в неделю проблема устраняется в среднем за 3–12 месяцев.
Игры для развития фонематического слуха
«Эхо»
Взрослый рассказывает детям, что такое эхо и где с ним можно повстречаться: эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. В первом туре ведущий называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку. Постепенно, чередуясь в роли водящего с детьми, можно переходить не только к сложным словам, но и к стихотворным строчкам или иностранным выражениям, объясняя их значение.
«Перевозим грузы»
В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).
«Заколдованное слово»
Ведущий рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова и запирает их в своем замке, откуда пленники не могут выбраться, потому что не знают, из каких звуков состоят. Спасти их может тот, кто правильно и нужном порядке назовет эти звуки – тогда слово становится свободным.
«Путаница»
Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например:
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.
Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия: пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, а также памяти, воображения и исполнительности.
23.04.2020
Подготовила Tonje
Обсуждение на форуме («связанная» тема)
Лёля
(26/04/2015)
Цитата: |
Во втором полугодии происходит различение самих речевых звуков: в них выделяются два разных компонента — тембровой (фонематический) и тональный (звуковысотный), которые несут разную нагрузку в понимании речи. В большинстве современных языков, в том числе и в русском, смыслоразличительными единицами являются тембровые различия звуков, или фонемы. Овладение речью как средством общения возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха, который осуществляет определенный анализ, отделяя высоту звуков от их фонематических особенностей, и тонкое дифференцирование самих фонематических различий. Речевое общение требует особенно тонкого различения тех звуковых единиц, изменение которых влечет за собой изменение смысла слова (например, «том-дом» или «мак-лак» и пр.). В это время начинается интенсивное развитие фонематического слуха ребенка, в результате которого к концу года ребенок уже различает многие слова взрослого и понимает их значение. Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом называемый и прежде неоднократно показываемый предмет. Шести-семимесячный ребенок поворачивает голову в сторону этого предмета, если он находится на постоянном месте, и фиксирует его взглядом. В 7-8 месяцев младенец уже может найти названный предмет в любом месте. В этом же возрасте ребенок начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения на слово «ладушки», например он хлопает в ладошки, а на слово «до свидания» — машет ручкой. К концу года младенец понимает название большинства своих игрушек и простых, знакомых действий (пить, есть, лежать, ходить и пр.). Помимо развития фонематического слуха и понимания слов взрослого, во втором полугодии интенсивно развиваются собственные голосовые реакции ребенка, которые на первом году имеют характер предречевых вокализаций, которые входят в состав комплекса оживления и достаточно часто наблюдаются уже в первом полугодии жизни. К ним относятся: Вокализации младенца первого полугодия мало напоминают человеческую речь, они скорее похожи на бульканье воды или пение птиц, их очень трудно воспроизвести. И вот, в середине первого года, когда это «щебетание» достигает своего апогея, в вокализациях ребенка появляются совсем четкие и ясные звуки, очень похожие на осмысленную человеческую речь: «ба-ба-та», «ма-ма-да-да» и пр. Вокализации такого типа, воспроизводящие звуки речи, называют лепетом. С появлением лепета (к 5-6 месяцам) ребенок охотно использует свои голосовые возможности для привлечения внимания окружающих и общения с ними. Лепет впервые появляется и наиболее ярко обнаруживает себя в ситуациях общения со взрослым. К концу года появляются своеобразные лепетные тирады с ярко выраженным интонационным рисунком. Это так называемое «лепетное говорение», которое всегда обращено к взрослому: ребенок заглядывает ему в глаза, жестикулирует, улыбается или сердито ворчит. Внешне он совершенно точно воспроизводит ситуацию речевого общения, и хотя никакого речевого содержания в таком общении пока что нет, взрослый без труда понимает, что хочет «сказать» ему ребенок. Лепет является наиболее прогрессивным видом предречевых К концу года у многих детей также появляются отдельные слова, которые имеют свое постоянное значение и свое звучание. Например: няй-няй (дай), ав-ав (собака), ам-ам (кушать). Это так называемые «автономные слова». Очевидно, что появление лепета — это результат насыщения слышимой речью. Однако возникает вопрос: всякая ли слышимая ребенком речь ведет к его собственному речевому развитию. Ответу на этот вопрос была посвящена работа В. В. Ветровой, выполненная под руководством М. И. Лисиной. |
ВЗЯТО ИЗ: ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ https://psyera.ru/2353/predposylki-razvitiya-rechi
Tatyana_T, зачем же начинать со сбора слов? Конечно, ребенок не вдохновится этим «вдруг». Кубики и склады нужно изучать в игре.
Хочет считать — пожалуйста. Он считает, а вы добавляйте: «раз — это БЫ, два — это ДУ, три — это ЛЮ» и т.д.
Стройте башни, дома. А потом пропевайте, например, фасад (или крышу) на любую мелодию.
Вариантов игр можно придумать великое множество. А сидеть составлять слова, конечно, скучно.
Tatyana_T, посоветую вам купить какой-нибудь букварик или азбуку для первоклашек. Там как раз уроки начинаются с изучения крупных единиц. Есть картинки, по которым можно составлять предложения, потом такие полосочки, обозначающие слова — их надо делить на слоги, потом гласные звуки находить. Необязательно по ним заниматься, но это может вам подсказать, в каком направлении работать.
Кубики Зайцева купили, но деть ими абсолютно не вдохновился. Одно слово с трудом собираем (и то в основном с помощью мамы), а дальше говорит «что-то уже не хочется больше. Все хватит. Давай я лучше тебе сосчитаю эти кубики… »
Зато начали играть и неплохо справляться с заданиями типа «хлопай в ладоши, когда услышишь что-то съедобное» и называю ему разные предметы.
KR*OKSA, спасибо за совет!
Попробуем вычленять слова их простых предложений. Казалось бы идея-то на поверхности лежит! А я слоги, буквы… даже не подумала о словах! Видимо рано начинать с букв, нужно сначала учиться просто слушать и слышать, и воспринимать услышанное.
Развивать фонематический слух надо в комплексе. Обычно в школе он изучается с более крупной единицы. Так из речи сначала выделяют предложение. Из предложения слово. (Сколько слов в предложении) Потом определяют сколько в слове слогов. А потом уже звуков. А если уж совсем правильно то — сколько гласных и сколько согласных.
Вам в вашем возрасте можно уже выделять слово из предложения. Но предложения на первом этапе должны быть без предлогов и частиц. Н-р: Девочка играет. А ребенку можно предложить положить столько карандашей сколько он услышал слов.(В нашем случае 2) Многие занимаются с детьми так называемыми диктантами: мама проговаривает предложение, а дитё палочки чертит или карандашики на столе выкладывает. Естественно как и слова в предложении палочки чертятся раздельно и в конце ставится точка. Когда ребенок научился слышать и выделять слова можно переходить к слову.Рисовать точки или выкладывать кружочки, столько сколько в слове звуков. Слова следует брать без Ь и Ъ знаков и без букв: Е Ё Ю Я.
Потом следует знакомить с ударением.
Заметьте,что все это можно проделывать без знания букв. Это азы развития фонематического слуха.
И чем дальше, тем больше.Научились считать звуки — учим гласным и согласным. А согласные бывают твердые и мягкие.Например МА-твердо МЯ- мягко. Можно как игру использовать.
Цитата: |
с кубиками Зайцева нужно заниматься по особой методике, вроде как воспитатели и педагоги должны пройти специальную подготовку, чтобы учить детей, иначе эти кубики не помогут, что занятия должны обязательно согласно приложенной инструкции проходить, по какой-то там хитрой методике. |
Действительно, очень «хитрая» методика, без пол-литра не разобраться!
Извините. Не удержалась. К Вам это ни в коей мере не относятся. Любят у нас педагоги объяснять свое бездействие посторонними факторами.
Большинству моих знакомых для работы с кубиками не потребовалось ничего более, чем книга, которая идет в комплекте с кубиками. Если останавливает только незнание методики — можете смело приобретать комплект, там есть все необходимые рекомендации.
Еще есть замечательная книга, где описано много интересных игр с использованием КЗ. Завтра посмотрю автора и название и напишу (сейчас в той комнате ребенок спит).
Что касается возраста — уже с года-полутора вполне можно начинать постепенно вводить игру с кубиками.
Про кубики Зайцева думала неоднократно.
Несколько раз советовалась с воспитателем в саду. Но она меня «отговорила», объяснив тем, что с кубиками Зайцева нужно заниматься по особой методике, вроде как воспитатели и педагоги должны пройти специальную подготовку, чтобы учить детей, иначе эти кубики не помогут, что занятия должны обязательно согласно приложенной инструкции проходить, по какой-то там хитрой методике. В итоге кубики я так и не купила (решив что мы пока еще малы, тогда нам еще 4 лет не было), а сейчас думаю стоит приобрести.
По Зайцеву не пробовали заниматься?
Мы с сыном кубиками Зайцева именно играли, а не занимались. Читать начал как-то без особых усилий.
Система Зайцева хороша как раз тем, что ребенок учит не буквы (Тэ и Ю), а запоминает сразу склад (ТЮ), и перед ним не стоит задача «сложить буквы в слог». Сейчас он любое слово легко раскладывает на буквы-фонемы («пишет» по таблице указкой). Конечно, «пишет» так, как слышит, а не по правилам русского языка, но это поправимо.
что-то меня тоже возраст ребенка смущает… Рано еще..
А может ему рано в слога скадывать буквы? С 5 лет рекомендуют чтению учить. У нас после 5 лет все фонематические нарушения прошли сами собой, потому-что время пришло.
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите «ctrl+enter»
ошибки в отзывах пользователей не исправляются
Источник