Звук т постановка для ребенка 3 года
Постановка звука “Т” — наша сегодняшняя тема. Если эта проблема актуальна для вас и вашего малыша… Если ваш ребенок вместо слова “футбол” говорит “фукбол”.
А еще, если:
- переставляет согласные (таблетка — таблекта),
- теряет “Т” (птичка — пьичка),
- заменяет (дети — деци).
Тогда читайте нашу статью. В ней мы расскажем о том, как поставить звук “Т” у ребенка, как закрепить его произношение в повседневной речи.
Правильная артикуляция звука “Т”
Чтобы отчетливо произнести “Т”, надо:
- слегка разомкнуть губы и зубы;
- языком упереться в передние верхние резцы;
- поднять мягкое небо;
- обратить внимание на то, что воздушная струя должна быть толчкообразной;
- не включать голос.
При произнесении мягкого “Ть” в альвеолы у верхних зубов упирается выгнутая спинка языка передней своей частью, а его кончик находится у нижних резцов.
Причинами того, что звук “Т” произносится неправильно, когда формирование речевого аппарата завершено, может быть нарушение мышечного тонуса органов артикуляции либо трудности при дифференциации с другими звуками.
Постановка звука “Т” поэтапно
Классическими приемами коррекционной работы в логопедии являются подготовительный этап, постановка звука, его автоматизация и дифференциация.
Подготовительный этап
На подготовительном этапе проводится артикуляционная разминка, чтобы подготовить к работе речевой аппарат.
Последовательно выполните такие упражнения:
На этом этапе важно также проделать дыхательные упражнения, чтобы при произнесении проблемного звука научиться регулировать силу воздушной струи:
Познакомьте ребенка с характеристикой “Т”:
Покажите на картинках слова с этой буквой, обратите его внимание, как она выглядит и как звучит:
Постановка звука “Т”
Есть несколько способов для логопедов, используя которые можно поставить “Т”:
- по подражанию;
- механический;
- от других звуков;
- артикуляционная гимнастика.
Давайте разберем каждый из них подробнее.
По подражанию
Покажите малышу перед зеркалом, как расположить язычок; продемонстрируйте, как толчками выходит воздух; акцентируйте его внимание на то, что голос при этом не образуется.
Спросите его: “Как стучат в дверь, когда хотят зайти? Правильно, тук — тук”.
Чтобы научить ребенка говорить букву “Т”, попросите его улыбнуться, и немного высунув язычок, плюнуть. Отработав такой навык, можно учиться произносить “Т” уже с правильным положением язычка.
Используйте иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука.
Для фонематического восприятия называйте слова с “Т”, пусть ребенок научится определять его на слух.
Для формирования кинестетического образа малышу будет интересно ощутить короткие воздушные толчки на своей ладошке при произнесении этого звука.
Механический способ постановки “Т”
Если произносить “Та”, положив язык между зубами, а в это время шпателем немного поднять верхнюю губу, то такой прием приводит к тому, что кончик языка занимает правильную позицию за верхними зубами и становится возможным правильное произношение.
Постановка “Т” от других звуков
“Т” можно поставить от “П”. Для этого попросите ребенка повторять “па-па-па”, держа широкий язык между губами. Теперь пусть он широко улыбнется, продолжая повторять то же самое. Вместо “П” слышится “Т”.
Чтобы поставить “Т” от “С”, нужно слегка прикусив язык, попытаться произнести “С”, а потом ритмично смыкать и размыкать зубы. Будет получаться звук “Т”.
Чтобы снять излишнее напряжение во время постановки и расслабить мышцы лица, можно помассировать их подушечками пальцев. А еще — вздохнуть, а потом выдыхая, сказать “Уфф” и улыбнуться:)
Артикуляционная гимнастика для “Т”
Целью артикуляционной гимнастики, как способа постановки звука, является укрепление мышц речевого аппарата, увеличение его подвижности, отработка нужного подъема языка, развитие его гибкости, освоение навыка им управлять.
Выполните комплекс, состоящий из следующих упражнений:
Автоматизация “Т”
Чтобы поставленный звук в повседневной речи звучал уверенно, его надо закрепить. Поэтому на этапе автоматизации его произношение отрабатывают в слогах, словах и предложениях.
Если с ребенком повторять слова, разучивать чистоговорки и стихи, отгадывать загадки, где есть эта буква, проговаривать скороговорки, читать тексты, играя, а не сидя за столом, то процесс освоения нужного звука пойдет значительно быстрее.
Повторяйте вместе с ребенком слоги:
Поиграйте в слова:
Прочитайте чистоговорки со звуком “Т”:
Постарайтесь выговаривать “Т” в скороговорках:
Отгадайте загадки на букву “Т”:
Объясните значение фразеологизмов на букву “Т”:
Повторите предложения:
Дифференциация “Т”
На этапе дифференциации у дошкольников развивается навык различать “Т” и созвучные ему “Д”, “К”, “Г”.
Уметь дифференцировать звуки — это значит, понимать отличие в артикуляции, фонематическом звучании, определять их местоположение в составе слова.
Здесь тот же алгоритм. Проблемный звук отрабатывается в паре с близким по звучанию в слогах, словах и предложениях.
Итак, прочитайте слоги:
Слоги “Та”, “Ка” есть в начале и в конце слов, назовите их:
Слова для дифференциации “Т”:
Вставьте нужную букву:
Прочитайте словосочетания и предложения:
Разучите стихи:
Попробуйте повторить без запинки:
А теперь задание для детей и взрослых — поиграйте в игры.
Как добраться к домику? Только отгадывая слова ????
Помогите бабушке и дедушке собрать картинки:
Точку ставить еще рано
Чтобы, уже имея в своем арсенале правильно поставленный звук “Т”, не продолжать говорить по привычке, ребенку нужна поддержка взрослых и мотивация. Находясь в кругу сверстников, так легко расслабиться и перестать контролировать себя.
Но зато как можно гордиться собой за то, что собственными усилиями, терпением, упорством смог одолеть непокорный звук. Не без помощи взрослых, конечно. ????
Теперь он звучит правильно. А малыш готов к новым свершениям!
Источник
[Т] является звуком раннего онтогенеза и, при условии нормального речевого развития, появляется у детей примерно в полтора года. Если у ребенка старше трех лет он отсутствует, требуется постановка звука [Т]. Для его постановки обязательно нужно учитывать особенности артикуляции.
Как образуется звук
При произношении [Т] артикуляционные органы находятся в следующей позиции: губы немного растягиваются, зубы размыкаются, кончик языка соединяется с верхними резцами, воздушная струя резкая, разрывает смычку, голос отсутствует. В исходном положении губы должны слегка приоткрываться, промежуток между зубными рядами примерно 3-5 мм. Язык кончиком ударяется о верхний альвеолярный отросток, соединяясь с ним.
При воспроизведении [Т] мягкое нёбо приподнимается, разъединяются голосовые складки, а воздушный поток носит толчкообразный характер. Звук [Т] согласный, твердый, смычный, переднеязычный, взрывной, шумный, глухой.
Дефекты произношения звука [Т]
- Искажение. Вместо [Т] слышится звук, не имеющий аналога в родном языке. Назальное произношение фонемы при ринолалии.
- Отсутствие (элизия). Артикуляционный уклад фонемы полностью не сформирован. Встречается при тяжелых формах расщелины неба в случае ринолалии.
- Замена. [Т] заменяется на другую фонему, близкую по акустико-артикуляционному параметру, чаще всего на заднеязычную фонему [К]. При ринолалии наблюдается замена фарингиальным произношением.
- Смешение. Изолированно [Т] произносится верно, но в спонтанной речи заменяется другой фонемой.
- Смягчение. Замена твердого [Т] мягким [Ть], недифференцированное употребление этих фонем.
- Дефект озвончения. Ребенок недостаточно сильно оглушает звук. В речи слышится его звонкая пара [Д].
Подготовительный этап для постановки звука [Т]
Логопедическая работа по постановке любого звука традиционно содержит четыре этапа: подготовительный, собственно постановку, автоматизацию, дифференциацию. Занятие начинается с характеристики артикуляции. Обязательно применять разнообразный наглядный материал: картинный план, артикуляционные профили, ручную модель артикуляции, муляжи, картинки.
Ребенок рассматривает положение артикуляционных органов, определяет характер воздушного потока. Затем с помощью взрослого осуществляет анализ звука по следующему алгоритму: гласный или согласный (имеется ли преграда для выдыхаемого воздушного потока), глухой или звонкий (дрожат ли голосовые связки), твердый или мягкий (приподнимается ли средняя часть спинки к твердому небу).
После знакомства с характеристикой звука необходимо приступать к выполнению артикуляционной гимнастики:
- Заборчик. Зубы крепко сжимаются, губы растягиваются в широкой улыбке. Удерживать эту позицию примерно десять секунд.
- Стрелочка. Передний край языка очень быстро перемещается влево и вправо из одного уголка губ в другой.
- Лепешечка. Распластанный широкий язык располагается на расслабленной нижней губе.
- Непослушный язычок. Максимально открыть рот. Расположить плоский язык на нижней губе, говорить «пя-пя-пя», шлепая верхней губой.
- Побег. Проталкивать язык между сомкнутыми зубами.
- Щеточка. Узким кончиком языка совершать скользящие движения по верхним резцам, переходя к альвеолярным отросткам.
- Верблюд. Подсасывать кончиком языка конфетку, одновременно цокать, потом широким кончиком выплюнуть конфетку.
Помимо артикуляционных упражнений, гимнастика предполагает выполнение дыхательных упражнений:
- Футболист. Очень сильно открыть рот, вытащить плоский кончик языка, на резком выдохе задуть легкий шар в игрушечные ворота.
- Моряк. Подгонять отрывистыми короткими выдохами бумажный кораблик в емкости с водой.
Постановка звука [Т] при дефекте смягчения
Мягкие фонемы характеризуются высоким поднятием спинки языка к твердому небу. Дефект смягчения появляется вследствие повышенного тонуса мышц. На характер дефекта влияет место поражения в коре головного мозга.
Увеличение тонуса мышц языка способствует тому, что он напрягается, оттягивается назад, кончик не выражен. Для устранения этого нарушения применяют логопедические упражнения: горочка, сердитая кошка, лягушонок. Их цель − обеспечение пластичности средней части. В тяжелых ситуациях следует опираться на тактильные ощущения − положить средний и указательный пальцы на язык, чтобы почувствовать расслабление при переходе от мягкого звучания к твердому.
Необходимо продемонстрировать напротив зеркала различие в положении языка и попросить повторить позицию. Затем ребенок воспроизводит за взрослым парные слоги с твердой и мягкой фонемами. При правильном воспроизведении твердого звучания целесообразно незамедлительно приступать к произношению слов.
Постановка звука [Т] при дефекте озвончения
Дефект озвончения проявляется у лиц, имеющих дизартрию или ринолалию, с нарушением голоса и слуха. Его коррекция начинается с подготовительных упражнений: вначале поочередно воспроизводятся вдох и выдох, затем дыхание сопровождается стоном. Сначала упражнение демонстрирует логопед, затем оно выполняется вместе с ребенком, заканчивается самостоятельным выполнением.
Постановка звука [Т] при дизартрии
Применяется несколько методов постановки [Т]:
- Сплевывание. Считается наиболее эффективным приемом постановки. На фоне непроизвольного движения сплевывания добиваются получения звука [Т], зажав краешек языка резцами, потом переводя шпателем его за верхние зубы.
- Постановка [Т] по подражанию от слога ТА. Взрослый перед зеркалом предлагает ребенку проговаривать сначала слоги, а потом слова, со слогом ТА. Затем проговариваются фразы-чистоговорки. Чистоговорки можно применять готовые, или придумывать новые совместно с малышом.
- Межзубный способ. Взрослый демонстрирует ребенку положение язычка. Исходная позиция − язык располагается за зубами и плотно прижимается челюстями с обеих сторон. В такой позиции необходимо сделать глубокий вдох и резко выдохнуть для воспроизведения звука. Добившись межзубного звучания, переместить язык за зубы.
- Оглушение. Оглушить [Д] − произнести шепотом.
- От звука [П]. [Т] вырабатывается как производная фонема от [П]. Начинают с нескольких повторений слога ПА, прижавшись самым широким местом кончика языка к нижней губе. Затем необходимо проговорить исходный слог улыбнувшись, при этом должно слышаться ТА-ТА.
- Механическим путем от слога ПА. Кончик языка в межзубном положении, постановка на фоне [П]. Необходимо многократно воспроизвести слог ПА, одновременно губы раздвигаются при помощи большого и указательного пальцев. При верном выполнении должен послышаться слог ТА.
Автоматизация и дифференциация звука [Т]
После того как ребенок смог верно произнести [Т], необходимо переходить к его автоматизации − закреплению правильного произношения. Начинать автоматизацию следует с развития фонематического слуха − восприятия фонем на слух. Ребенку предлагают вычленить звук из числа фонем, похожих по акустико-артикуляторным характеристикам; вычленить его из ряда слогов; вычленить звук из ряда слов; определить его наличие и местоположение в слове. В начале автоматизации и при недостаточном уровне речевого развития необходимо начинать с далеких по акустико-артикуляционным характеристикам звуков.
Затем переходят к автоматизации фонемы в изолированном виде. Отрабатывается на резком выдохе с использованием игр-звукоподражаний.
Потом необходимо познакомить ребенка с буквой, которая обозначает звук [Т] на письме. Объяснить, чем отличается звук от буквы: звук слышат и говорят, а букву видят, пишут и читают. Подбирают предметы окружающего мира, внешне напоминающие букву Т.
В случае необходимости, тренируется правильное написание буквы. Применяются разнообразные графические упражнения, нацеленные на развитие моторики рук и тренировку получения адекватного изображения буквы. Когда ребенок хорошо говорит звук [Т] изолированно, начинают автоматизацию фонемы в слогах, в словах, в предложении, в связной речи.
После автоматизации звука переходят к его дифференциации − различению от других звуков. Она проводится по аналогии с автоматизацией: изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи. Дифференцируют сначала далекие по акустико-артикуляционным характеристикам звуки, заканчивая фонемами, имеющими сходное звучание и артикуляцию. Постановка звука [Т] считается законченной, если ребенок всегда произносит [Т] безошибочно, в том числе в спонтанной речи.
Источник
Перейти к содержанию
Постановка звука Т требуется, когда ребенку исполнилось 5 лет, но нормальное произношение так и не сформировалось. Логопеды отмечают тенденцию появления ранее не встречавшихся видов дефектного звукопроизношения, в том числе касающегося фонем Т и Д. Родители обязаны контролировать речь ребенка с первых дней обретения им речевых навыков, не смеяться при кажущихся забавными дефектах, а незамедлительно исправлять их у логопеда.
Артикуляция звука Т
Главная причина дефектного произношения Т – недостаточная мышечная сила артикуляционных органов.
Когда проговаривание Т правильное:
- форма губ изменена так, как положено при произношении идущего за Т слогового гласного звука;
- края верхних и нижних зубов приближены друг к другу, но не соединены;
- передняя часть поверхности языка при образовании слогов «то», «та», «ту», «ты» прижимается к зубным альвеолам, формирует преграду, с силой преодолеваемую выдыхаемым воздушным потоком;
- поднятое и прижатое к задней глоточной стенке мягкое небо становится преградой из ротовой в носовую полость;
- поток воздуха движется через ротовую полость;
- голосовые связки расслабленные, не участвуют в формировании звука.
Правильное произношение звука Т
Неправильная артикуляция обычно связана с нарушениями работы речевого аппарата, недостаточной подвижностью нижнего лицевого отдела, патологиями слуха.
Иногда причиной дефекта становится подражание взрослым, которые сами неправильно произносят звук.
Какие ошибки наиболее часто допускают дошкольники, произнося звук Т:
- заменяют Т, формируемый передней частью языка, на К, образуемый задней частью;
- смешивают переднеязычный Т с заднеязычным К;
- смягчают Т, подставляя П либо К;
- сливают в слове Т и Ц, Т и Ч.
Диагностику и занятия по постановке звука проводит логопед, а задача родителей – в домашних условиях применять рекомендованные специалистом упражнения.
Подготовительный этап
Если языковые и нижние лицевые мышцы недостаточно крепкие для успешной постановки звука, перед началом логопедических занятий ребенок обязательно выполняет укрепляющие и тонизирующие упражнения.
Для подготовки артикуляционной мускулатуры применяют следующие упражнения:
- На первом этапе логопед учит дошкольника, как изменить форму губ и положение языка, чтобы получился звук Т. Объясняет на примере фраз «Капля капнула» и «Торт стоит», что в образовании Т участвует концевая часть языка, а формировании К – корневая.
- Чтобы образовался звук Т, выходящий поток воздуха должен быть сильным. Поэтому ребенка необходимо научить ровному и сильному выдоху. Для этой цели подойдут упражнения «Воздушный шарик», «Снежинки летают», «Мыльные пузыри».
- Дальше подготовка включает артикуляционную гимнастику: зубы сомкнуты, губы растянуты в широкой улыбке (удерживать 7 секунд); быстрые движения языком вправо-влево вдоль верхней губы; язык расслаблен, лежит на нижней губе; язык высунут, стуча по нему верхней губой, необходимо проговаривать «пя-пя-пя».
На каждом занятии по постановке звука следует добавлять артикуляционные упражнения, их можно отыскать в логопедических методичках. Так ребенку будет интереснее заниматься.
Постановка звука Т
Логопеды применяют 3 способа постановки звука Т:
- подражательный;
- механический;
- от других фонем.
В процессе постановки обязательна артикуляционная гимнастика, выполняющая вспомогательную функцию.
Желательно, чтобы дошкольник выполнял гимнастику не только на логопедических сеансах, но и дома, занимаясь с родителями.
Постановка звука Т твердого
Рассмотрим способы получения фонемы:
- Подражательный способ подразумевает образование межзубной твердой фонемы в результате плевания. Необходимо сделать достаточно широкую улыбку, обнажив зубы, чуть выставив кончик языка, и сделать плевок. После отработки навыка следует перейти к постановке при сжатых зубах.
- Звук [т] можно поставить от [п]. Для этого необходимо проговаривать «па-па-па-па», при этом расслабленный язык должен лежать на нижней губе, а верхняя губа – бить по поверхности языка. Затем следует широко улыбнуться, это приведет к преобразованию слогов в «та-та-та-та».
- Чтобы поставить [т] от [с], необходимо в быстром темпе сжимать и разжимать передние зубы, прикусывая ими выставленный язык.
- Механический способ подразумевает использование для вспоможения шпателя. Когда ребенок пытается проговорить слог «та», необходимо поднять инструментом верхнюю губу. Язык отреагирует на это действие, прижмется к задней стороне верхнего зубного ряда.
Постановка звука Т от Ть
Возможна постановка и [т’] от [т], и наоборот.
Для формирования мягкой фонемы необходимо:
- попросить ребенка проговорить «та-та-та»;
- в процессе проговаривания, используя шпатель, опустить кончик языка, получатся слоги «тя-тя-тя»;
- звук [т’] можно образовать, щелкая кончиком языка при сомкнутых зубных рядах.
Бывает, что ребенок хорошо произносит [т’], но твердый звук не получается. Отличие [т’] от [т] в том, что при проговаривании второй фонемы кончик языка находится ближе к краю верхнего зубного ряда. Когда ребенок выговаривает [т’], нужно попросить его придвинуть кончик языка ближе к задней стенке верхних зубов.
Постановка звука Т при замене на К
Дошкольника необходимо научить дифференцировать эти фонемы. Можно работать с карточками, изображающими предметы, начинающиеся на Т и К, проговаривать эти слова четко вслух. Попросить ребенка разбить картинки на две группы по наличию изучаемых фонем.
Хороший результат дает упражнение «Поймай слог». Логопед проговаривает несколько слогов, а дошкольник хлопает, когда слышит изучаемый звук. Например:
- для К – ба-ва-ко-со; мо-но-ка-да; ку-сы-ле-де; жу-мо-ре-ке;
- для Т – ру-бу-со-то; не-те-до-шо; ту-жу-са-бо; фе-ра-та-ша.
Артикуляционная гимнастика для звука Т
Цель применения гимнастики на занятиях по постановке звуков – укрепление и тонизирование речевой мускулатуры, повышение гибкости языка и челюстного аппарата, улучшение навыка управления речевыми органами.
Применимы следующие упражнения на артикуляцию:
- «Вкусное варенье». Открыть рот в улыбке. Облизывать верхнюю губу, при этом не подд?