Знание роль знаний в развитии личности ребенка
Представления ребенка о социальном мире формируются на основе знаний, которые он получает. Знания могут выполнять разные функции в формируемом у детей социальном опыте.
Естественно предположить, что первой такой функцией является информативная функция, т. е. знания несут в себе информацию о разных сторонах социальной действительности. Значение данной функции состоит в том, что ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире. «Детская мысль в этот период, — пишет Д. Б. Эльконин, — направлена на дифференциацию и обобщение явлений действительности. Именно на основе такой дифференциации возникают первые общие представления о природных и общественных явлениях, дающие первый контур того, что условно может быть названо мировоззрением — мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об единичных фактах, а к знанию об их связи».
Информативность объективно принадлежит знанию, т. е. любое знание информативно. Однако в субъективном смысле, т. е. для каждого отдельного человека, понятие информативности неоднозначно: для одного данное знание информативно, а для другого — нет. Например, для ребенка двух лет знание о том, что животное, которое он видит в своем доме, называется кошкой, информативно. Для ребенка пяти лет эти же знания уже не несут в себе новую информацию, т. е. для него они неинформативны.
Это зависит от характера социального опыта индивида, от того, какие знания об изучаемом явлении уже есть у человека, от уровня развития познавательных интересов, создающих ситуацию открытости к информации, т. е. человек с развитыми познавательными интересами готов к принятию новой информации в большей степени, чем ребенок с низким уровнем познавательных интересов.
Проанализируйте круг знаний о социальной действительности, очерченный в разных программах, с точки зрения информативности этих знаний для детей дошкольного возраста. Для каждого человека существуют низший и высший пороги информативности знаний. Низший порог — это предел, за которым ребенку о предмете или явлении «все известно», это своего рода фундамент, на котором начинает выстраиваться новое знание. Высший порог — это планка, за которой процесс познания труден, поскольку знания сложны для ребенка данного возраста. Мешает пониманию низкий уровень развития психических процессов или недостаточность багажа ранее приобретенных знаний. Например, воспитатель рассказывает ребенку о космическом корабле: «Это корабль, который не плавает в море, а летает в воздухе. Он может очень быстро, с космической скоростью пролететь сквозь стратосферу, долететь до Марса. В основе устройства космического корабля лежит действие реактивного двигателя и т. д.». В данной информации специалист, знающий особенности детского развития, может выделить знания, которые выходят за «верхнюю планку», за верхний порог информативности. Тогда мы говорим, что эти знания недоступны детям определенного возраста.
Стр. 20
Знать о порогах информативности необходимо и ученому, занимающемуся проблемой отбора сведений и разработкой программы, и воспитателю-практику, ежедневно передающему детям информацию.
Информация о социальной действительности, о фактах, событиях, явлениях, как правило, вызывает к себе у ребенка какое-то отношение, затрагивает не только его ум, но и душу. Малыш переживает события, радуется им или огорчается, дает им моральную оценку «хорошо» или «плохо». Переживание информации, а не только ее усвоение делает знания значимыми для ребенка, благодаря чему они вносят вклад в становление его морального облика, в формирующуюся картину мира. Для дошкольников характерно явление «опережающего отношения», когда знания еще неточны, неполны, а отношение к явлению, факту уже складывается. Вероятно, оно является следствием подражания взрослым в их оценках и мнениях. Конечно, как начальный этап формирования у детей отношения к социальному миру такая «заражаемость» чувствами взрослого вполне оправданна и важна. Но для последующего развития и углубления чувств необходимы знания, которые бы позволили формировать осознанное отношение к воспринимаемым явлениям.
В отличие от других знаний, которые получает ребенок, знания о социальном мире, о людях, их взаимоотношениях, деятельности обязательно должны быть эмоциогенными — порождающими эмоции. Иначе говоря, они должны быть окрашены чувством, нести в себе потенциал, порождающий эмоции, так как главное назначение таких знаний — влиять на формирующиеся мировоззрение, мироощущение и активно-действенное отношение к окружающему.
Влияние на ребенка эмоциогенной функции проявляется в интересе к изучаемому объекту, в ярких экспрессивных реакциях (смеется, плачет), в просьбах много раз повторять (чтение сказки или др.)- Малыш как бы наслаждается переполняющими его впечатлениями, эмоциями. Такое состояние чрезвычайно важно для воспитания социальных чувств, их развития. Однако здесь, как и в информативности, есть свои границы, которые определяют, насколько ребенок может осознавать и переживать воспринимаемое. Некоторые социальные чувства в полной мере недоступны дошкольнику (чувства долга, национальной гордости, патриотизма и др.). Не всегда дети могут понять причину огорчения или радости взрослых, т. е. ребенок дошкольного возраста располагает далеко не всей гаммой человеческих чувств. Следовательно, и не стоит требовать их от него. Однако доступные знания должны не только нести информацию, но и быть окрашены чувствами и вызывать чувства. Этого требуют особенности психического развития ребенка дошкольного возраста.
Стр. 21
Педагогическая задача заключается также и в том, чтобы знания, приобретаемые детьми, не лежали мертвым грузом, а активно служили им в выработке взглядов, реализо-вывались в их поведении, деятельности. Значит, уже в содержании знаний должна быть заложена побудительная сила к совершению поступка, действия. Необходимо, чтобы знания были «действенно значимыми» (Н. Ф. Добрынин) для ребенка, служили своего рода регулятором его поведения и деятельности. Регуляторная функция знаний тесно связана с информативной и эмоциогенной, она как бы проецирует знания на конкретные поступки и деятельность. Конечно, не все знания обладают для ребенка регуляторной силой. Это зависит и от содержания знаний, и от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Одни знания могут иметь прямой выход на деятельность и взаимоотношения, и тогда они становятся содержанием игр, рисования, определяют (через усваиваемые нравственные нормы) характер взаимоотношений ребенка с другими детьми и со взрослыми. Есть и такие знания, которые не могут быть перенесены реализованы в конкретной деятельности. Они составляют своеобразный багаж, перспективу развития. Например, знания о героизме взрослых людей в период войн. Дети эмоционально, с большим интересом воспринимают подобного рода знания, но применить их не могут. Но это не означает, но они выполняют лишь информативную и эмоциогенную функции. Регуляторная, побудительная функция проявляется в обогащении формирующегося идеала ребенка. По мере их осознания малышом они из далеких превращаются в близкие, из «неясных» в «ясные» (Н. Н. Поддьяков), доступные воплощению в поступках и деятельности. Регуляторная функция таких знаний проявляется в желании детей отражать их в играх, изобразительной, речевой деятельности. Это положение доказано в ряде исследований (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Л. В. Компанцева, Т. А. Маркова, Ч, В. Мельникова и др.) и подтверждено практикой.
Выберите из любой программы для детского сада содержание знаний о социальном мире и покажите наличие или отсутствие всех трех функций знаний. Если вы не обнаружите ка-кой-то функции, попробуйте усовершенствовать программу с этих позиций.
Стр. 22
Учет вышеназванных функций помогает при составлении программы знаний о социальной действительности.
Проблема отбора знаний для дошкольников подробно рассматривается в разделе «Дидактика» курса дошкольной педагогики. В контексте данного предмета необходимо вспомнить положения концепции Л.С.Выготского, А.А.Усовой, В.В.Давыдова, Н.Н.Поддьякова, которые отмечают, что ребенок дошкольного возраста способен усваивать и понимать информацию о социальном мире. При этом ему доступны не только отрывочные знания, но и система, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.
Н. Ф. Виноградовой предложены принципы, которыми следует руководствоваться при отборе содержания для ознакомления детей с окружающим миром: принцип интеграции — установление соотношения между информацией естественнонаучного характера и сведениями о человеческой деятельности; культурологический принцип — приобщение к культуре; принцип педоцентризма — отбор наиболее значимых для ребенка актуальных знаний; принцип экологизации содержания и принцип теоретизации содержания, понимаемый автором как формирование у ребенка умений выделять существенное, выстраивать умозаключения, сомневаться, доказывать.
На основе изученных принципов попробуйте составить собственную программу ознакомления детей с социальной действительностью. Обоснуйте выбор содержания. Подходы к отбору содержания знаний об окружающем социальном мире могут быть разными, но при этом необходимо, чтобы они могли реализовываться в трех обозначенных выше функциях, а стержнем программы являлось понятие «человек». Все аспекты социальной действительности должны рассматриваться через показ детям человека, его сущности, его деятельности. Это поможет воспитывать в детях гордость за принадлежность к человеческому роду, стремление самим быть носителями общечеловеческих ценностей, преобразователями и творцами мира.
Стр. 23
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Источник
Р. Сирс
Три фазы развития ребенка в процессе социализации.
1. Фаза рудиментарного поведения (первые месяцы жизни).
2. Фаза вторичных мотивационных систем (внутри семьи).
3. Фаза вторичных мотивационных систем (вне семьи).
А. Валлон
Человеческий ребенок есть существо социальное генетически и биологически. Социальная природа человека не насаждается путем внешних влияний, социальное уже включено в биологию как абсолютная необходимость.
Л.С. Выготский.
Социализация личности начинается с детства и продолжается всю жизнь. Только в процессе активной общественной жизни человека возникают и развиваются его новые потребности. У человека нет врожденных форм поведения в среде, его развитие происходит путем присвоения форм и способов деятельности. Это служит причиной накопления социального опыта.
Факторы, влияющие на социализацию личности:
— микрофакторы;
(первый социальный опыт ребенок приобретает в семье; механизм социализации объективно заложен в структуре семьи, в ее воспитывающей функции; ребенок подражает взрослым, усваивает нормы и правила поведения; в семье происходит половая идентификация; семья удовлетворяет потребности ребенка в эмоциональной защищенности, первичной информации; обогащение социального опыта ребенка происходит в процессе его общения со сверстниками)
— мезофакторы;
(этнокультурные условия; этнос имеет свои специфические черты, которые образуют национальный характер, менталитет; ребенок присваивает тот этнический характер, с которым встретился в своей жизни впервые; дети, растущие в различных этнических условиях, существенно отличаются друг от друга; мезофакторы имеют свои механизмы социализации личности – передача этнокультуры, заложенной в социальном опыте родителей и близких ребенку людей; на характер социального опыта оказывает влияние место проживания ребенка)
— макрофакторы;
( влияние на социализацию личности ребенка оказывают – космос, планета, общество, государство; группе факторов принадлежит объединяющее начало; факторы создают предпосылку для воспитания планетарного мышления; внутри планетарного мышления закладывается основа толерантного воспитания; социализация поколений осуществляется под влиянием демографических, экономических, экологических, политических и др. процессов).
В методике социальной работы с дошкольниками можно выделить две большие группы задач:
1. Задачи, направленные на развитие самого ребенка:
— формирование у детей представлений о социальном мире и самих себе в нем;
— воспитание социальных чувств, оценочного отношения к окружающему миру, событиям в нем происходящим;
— формирование активной позиции, мироощущения, способности к преобразованию, творчеству.
2. Задачи научно-методического характера, направленные на разработку педагогического механизма воздействия на ребенка.
— разработка эффективных методов и приемов, способствующих развитию когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ребенка при ознакомлении с социальной действительностью;
— использование при построении педагогического процесса всех видов деятельности ребенка и разных форм ее организации.
Роль знаний в социализации личности ребенка
Знания могут выполнять разные функции в социальном опыте детей:
— информационная функция
Значение данной функции состоит в том, что ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире. Эльконин Д.Б. пишет о том, что «детская мысль в этот период направлена на дифференциацию и обобщение явлений действительности». Эльконин подчеркивает, что «на основе дифференциации возникают первые общие представления о природных и общественных явлениях, дающие первый контур того, что условно может быть названо мировоззрением, в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об единичных фактах, а к знанию об их связи». Информативность объективно принадлежит знанию, то есть любое знание информативно.Однако в субъективном смысле, то есть для каждого отдельного человека, понятие информативности неоднозначно: для одного данное знание информативно, а для другого — нет. (пример ребенок-кошка). Для каждого человека существует низший и высший порог информативности знаний. Низший порог – это предел, за которым ребенку о предмете или явлении «все известно», это фундамент, на котором начинает выстраиваться новое знание. Высший порог – это планка, за которой процесс познания труден для ребенка определенного возраста. (пример с космическим кораблем), (необходимо проанализировать круг знаний о социальной действительности, очерченный в ваших программах, с точки зрения информативности для детей вашей группы).
— эмоциогенная функция
В отличие от других знаний, которые получает ребенок, знания о социальном мире, о людях, их взаимоотношениях, деятельности обязательно должны быть эмоциогенными – порождающими эмоции. Главное назначение таких знаний – влиять на формирующиеся мировоззрение ребенка. Влияние на ребенка эмоциогенной функции проявляется в интересе к изучаемому объекту, в ярких экспрессивных реакциях (смеется, плачет), в просьбах много раз повторять (чтение сказки). Ребенок как бы наслаждается переполняющими его впечатлениями. Такое состояние важно для воспитания социальных чувств. Однако здесь, как и в информативности, есть свои границы, которые определяют, насколько ребенок может осознавать и переживать воспринимаемое.
— регуляторная функция
Данная функция знаний тесно связана с информационной и эмоциогенной, она как бы проецирует знания на конкретные поступки и деятельность. Конечно, не все знания обладают для ребенка регуляторной силой. Одни знания могут иметь прямой выход на деятельность и взаимоотношения, тогда они становятся содержанием игр, рисования, конструирования, определяют (через нравственные нормы) характер взаимоотношений с другими детьми и со взрослыми. Есть и такие знания, которые не могут быть перенесены и реализованы в конкретной деятельности. Они составляют своеобразный багаж,перспективу развития. (пример- знания о героизме взрослых в период войны).
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Представления ребенка о социальном мире формируются на основе знаний, которые он получает. Знания могут выполнять разные функции в формируемом у детей социальном опыте.
Естественно предположить, что первой такой функцией является информативная функция, т. е. знания несут в себе информацию о разных сторонах социальной действительности. Значение данной функции состоит в том, что ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире. «Детская мысль в этот период, — пишет Д. Б. Эльконин, — направлена на дифференциацию и обобщение явлений действительности. Именно на основе такой дифференциации возникают первые общие представления о природных и общественных явлениях, дающие первый контур того, что условно может быть названо мировоззрением — мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об единичных фактах, а к знанию об их связи».
Информативность объективно принадлежит знанию, т. е. любое знание информативно. Однако в субъективном смысле, т. е. для каждого отдельного человека, понятие информативности неоднозначно: для одного данное знание информативно, а для другого — нет. Например, для ребенка двух лет знание о том, что животное, которое он видит в своем доме, называется кошкой, информативно. Для ребенка пяти лет эти же знания уже не несут в себе новую информацию, т. е. для него они неинформативны.
Это зависит от характера социального опыта индивида, от того, какие знания об изучаемом явлении уже есть у человека, от уровня развития познавательных интересов, создающих ситуацию открытости к информации, т. е. человек с развитыми познавательными интересами готов к принятию новой информации в большей степени, чем ребенок с низким уровнем познавательных интересов.
Проанализируйте круг знаний о социальной действительности, очерченный в разных программах, с точки зрения информативности этих знаний для детей дошкольного возраста. Для каждого человека существуют низший и высший пороги информативности знаний. Низший порог — это предел, за которым ребенку о предмете или явлении «все известно», это своего рода фундамент, на котором начинает выстраиваться новое знание. Высший порог — это планка, за которой процесс познания труден, поскольку знания сложны для ребенка данного возраста. Мешает пониманию низкий уровень развития психических процессов или недостаточность багажа ранее приобретенных знаний. Например, воспитатель рассказывает ребенку о космическом корабле: «Это корабль, который не плавает в море, а летает в воздухе. Он может очень быстро, с космической скоростью пролететь сквозь стратосферу, долететь до Марса. В основе устройства космического корабля лежит действие реактивного двигателя и т. д.». В данной информации специалист, знающий особенности детского развития, может выделить знания, которые выходят за «верхнюю планку», за верхний порог информативности. Тогда мы говорим, что эти знания недоступны детям определенного возраста.
Стр. 20
Знать о порогах информативности необходимо и ученому, занимающемуся проблемой отбора сведений и разработкой программы, и воспитателю-практику, ежедневно передающему детям информацию.
Информация о социальной действительности, о фактах, событиях, явлениях, как правило, вызывает к себе у ребенка какое-то отношение, затрагивает не только его ум, но и душу. Малыш переживает события, радуется им или огорчается, дает им моральную оценку «хорошо» или «плохо». Переживание информации, а не только ее усвоение делает знания значимыми для ребенка, благодаря чему они вносят вклад в становление его морального облика, в формирующуюся картину мира. Для дошкольников характерно явление «опережающего отношения», когда знания еще неточны, неполны, а отношение к явлению, факту уже складывается. Вероятно, оно является следствием подражания взрослым в их оценках и мнениях. Конечно, как начальный этап формирования у детей отношения к социальному миру такая «заражаемость» чувствами взрослого вполне оправданна и важна. Но для последующего развития и углубления чувств необходимы знания, которые бы позволили формировать осознанное отношение к воспринимаемым явлениям.
В отличие от других знаний, которые получает ребенок, знания о социальном мире, о людях, их взаимоотношениях, деятельности обязательно должны быть эмоциогенными — порождающими эмоции. Иначе говоря, они должны быть окрашены чувством, нести в себе потенциал, порождающий эмоции, так как главное назначение таких знаний — влиять на формирующиеся мировоззрение, мироощущение и активно-действенное отношение к окружающему.
Влияние на ребенка эмоциогенной функции проявляется в интересе к изучаемому объекту, в ярких экспрессивных реакциях (смеется, плачет), в просьбах много раз повторять (чтение сказки или др.)- Малыш как бы наслаждается переполняющими его впечатлениями, эмоциями. Такое состояние чрезвычайно важно для воспитания социальных чувств, их развития. Однако здесь, как и в информативности, есть свои границы, которые определяют, насколько ребенок может осознавать и переживать воспринимаемое. Некоторые социальные чувства в полной мере недоступны дошкольнику (чувства долга, национальной гордости, патриотизма и др.). Не всегда дети могут понять причину огорчения или радости взрослых, т. е. ребенок дошкольного возраста располагает далеко не всей гаммой человеческих чувств. Следовательно, и не стоит требовать их от него. Однако доступные знания должны не только нести информацию, но и быть окрашены чувствами и вызывать чувства. Этого требуют особенности психического развития ребенка дошкольного возраста.
Стр. 21
Педагогическая задача заключается также и в том, чтобы знания, приобретаемые детьми, не лежали мертвым грузом, а активно служили им в выработке взглядов, реализо-вывались в их поведении, деятельности. Значит, уже в содержании знаний должна быть заложена побудительная сила к совершению поступка, действия. Необходимо, чтобы знания были «действенно значимыми» (Н. Ф. Добрынин) для ребенка, служили своего рода регулятором его поведения и деятельности. Регуляторная функция знаний тесно связана с информативной и эмоциогенной, она как бы проецирует знания на конкретные поступки и деятельность. Конечно, не все знания обладают для ребенка регуляторной силой. Это зависит и от содержания знаний, и от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Одни знания могут иметь прямой выход на деятельность и взаимоотношения, и тогда они становятся содержанием игр, рисования, определяют (через усваиваемые нравственные нормы) характер взаимоотношений ребенка с другими детьми и со взрослыми. Есть и такие знания, которые не могут быть перенесены реализованы в конкретной деятельности. Они составляют своеобразный багаж, перспективу развития. Например, знания о героизме взрослых людей в период войн. Дети эмоционально, с большим интересом воспринимают подобного рода знания, но применить их не могут. Но это не означает, но они выполняют лишь информативную и эмоциогенную функции. Регуляторная, побудительная функция проявляется в обогащении формирующегося идеала ребенка. По мере их осознания малышом они из далеких превращаются в близкие, из «неясных» в «ясные» (Н. Н. Поддьяков), доступные воплощению в поступках и деятельности. Регуляторная функция таких знаний проявляется в желании детей отражать их в играх, изобразительной, речевой деятельности. Это положение доказано в ряде исследований (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Л. В. Компанцева, Т. А. Маркова, Ч, В. Мельникова и др.) и подтверждено практикой.
Выберите из любой программы для детского сада содержание знаний о социальном мире и покажите наличие или отсутствие всех трех функций знаний. Если вы не обнаружите ка-кой-то функции, попробуйте усовершенствовать программу с этих позиций.
Стр. 22
Учет вышеназванных функций помогает при составлении программы знаний о социальной действительности.
Проблема отбора знаний для дошкольников подробно рассматривается в разделе «Дидактика» курса дошкольной педагогики. В контексте данного предмета необходимо вспомнить положения концепции Л.С.Выготского, А.А.Усовой, В.В.Давыдова, Н.Н.Поддьякова, которые отмечают, что ребенок дошкольного возраста способен усваивать и понимать информацию о социальном мире. При этом ему доступны не только отрывочные знания, но и система, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.
Н. Ф. Виноградовой предложены принципы, которыми следует руководствоваться при отборе содержания для ознакомления детей с окружающим миром: принцип интеграции — установление соотношения между информацией естественнонаучного характера и сведениями о человеческой деятельности; культурологический принцип — приобщение к культуре; принцип педоцентризма — отбор наиболее значимых для ребенка актуальных знаний; принцип экологизации содержания и принцип теоретизации содержания, понимаемый автором как формирование у ребенка умений выделять существенное, выстраивать умозаключения, сомневаться, доказывать.
На основе изученных принципов попробуйте составить собственную программу ознакомления детей с социальной действительностью. Обоснуйте выбор содержания. Подходы к отбору содержания знаний об окружающем социальном мире могут быть разными, но при этом необходимо, чтобы они могли реализовываться в трех обозначенных выше функциях, а стержнем программы являлось понятие «человек». Все аспекты социальной действительности должны рассматриваться через показ детям человека, его сущности, его деятельности. Это поможет воспитывать в детях гордость за принадлежность к человеческому роду, стремление самим быть носителями общечеловеческих ценностей, преобразователями и творцами мира.
Стр. 23
Источник