Знание как средство развития ребенка
10 жизненно важных навыков, которым нужно обучать детей
Родители и дети
Ответственность за детей несут их родители. Всему тому, что жизненно важно и необходимо знать и уметь для того, чтобы быть успешным и счастливым, должны учить детей их родители. Эта статья раскроет вам 10 жизненно важных навыков, которым нужно обучать детей.
Чему не учат в школе
Знания, которые необходимы для того, чтобы быть счастливым, успешным и здоровым не даются от рождения. Инстинкт самосохранения и прочие врожденные особенности человеческого организма не гарантируют психологического благополучия постольку, поскольку человек – не только биологическое, но и социальное существо. Всему тому, что действительно необходимо для выживания в социуме приходится учиться.
Человек учится с самого своего рождения. Знания приходят с опытом или привносится в сознание в результате передачи их детям от взрослых людей. Процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и есть обучение как основное средство подготовки человека к жизни и труду.
Особая роль в деле обучения подрастающего поколения отводится школе. Хотя это, как правило, не единственное образовательное учреждение в жизни человека, именно тут он усваивает наибольшее количество знаний.
О том, чему учат детей в школе и насколько эти знания полезны, можно спорить долго. Однозначно то, что большинство из них носят чисто теоретический характер. Дети в школе изучают науку, но не практику и не жизнь. Жизненно важным и практически полезным навыкам должны учить детей их родители.
Родители ответственны за своих несовершеннолетних детей, и эта ответственность носит не только юридический, но и психологический характер. За довольно короткий срок детства отцу и матери нужно научиться ребенка многому.
Чтобы понимать чему следуют учить малыша, нужно осознавать цель, а именно знать ответ на вопрос «Каким человеком хочется чтобы вырос ребенок?». Большинство любящих родителей желают своим детям только лучшего, поэтому отвечают: «Здоровым, успешным, счастливым».
Жизненно важные навыки
Первое что нужно понимать, занимаясь воспитанием ребенка: невозможно требовать и ждать от него того, чему его не учат и чего он не наблюдает в поведении и характере родителей.
Глупо требовать от малыша решимости, смелости, самостоятельности, если единственное, что ему внушают это обязанности слушаться старших, сидеть смирно, быстро засыпать, не лезть с вопросами и прочее, то есть быть покорным и безынициативным.
Нерезультативно отучать ребенка от вредной привычки, если она есть и у родителей.
Конечно, немаловажную роль в жизни человека играет и самовоспитание, но все же и оно основано на родительском воспитании.
Помочь малышу вырасти здоровым, успешным и счастливым можно, если прививать ему такие умения и навыки:
1 Любознательность
Чем старше ребенок, тем больше живого, активного интереса к окружающему миру он проявляет: сначала безмолвно ощупывая ручками и пробуя «на зуб», а потом превращаясь в «почемучку» – почему трава зеленая; почему небо голубое; откуда берутся дети? Малыш хочет знать все! И это стремление в нем очень важно не заглушить банальными или ложными ответами или вовсе молчанием в ответ.
Задавать вопросы – умение, необходимое человеку на протяжении всей его жизни. Это основа любознательности. Благодаря этому умению человек познает не только окружающий мир, развивая тем самым интеллект, но и самого себя.
Все великие ученые, изобретатели, первооткрыватели, бизнесмены отличались умением задавать вопросы.
Не «проглатывать» всю поступающую извне информацию, не верить на слово, не доверять непроверенным источникам, а анализировать, сопоставлять, сравнивать, проверять, находить нужную информацию среди гор ненужной, иметь собственное мнение, можно только научившись задавать вопросы.
Кроме умения задавать вопросы, составляющими любознательности являются:
умение учиться;
любовь к знаниям;
наличие увлечений, хобби.
2 Самостоятельность и уверенность в себе
Эти бесспорно необходимые человеку качества также формируются в раннем детстве. Уже в возрасте трех лет ребенок стремится и должен иметь возможность делать то, что он хочет самостоятельно. Как бы ни было страшно родителям за малыша и как бы ни хотелось его оградить от любой опасности, нужно давать ему свободу (естественно предприняв необходимые меры безопасности).
Заглушая инициативность, активность и стремление все делать самостоятельно, можно вырастить инфантильного, боязливого, пассивного, неуверенного в себе ребенка.
Уверенность в себе формируется, когда родители поддерживают, хвалят, поощряют малыша в его начинаниях и дают ему возможность бывать в одиночестве.
Личное пространство и время формирует у малыша умение не бояться одиночества, не считать его чем-то страшным, а воспринимать как возможность разобраться в себе или заняться тем, что интересно.
3 Альтруизм
Осознав свое «Я» примерно в три года, дети понимают что есть «мое», «чужое», «общее» (и не только вещи, но и чувства). Умение делиться, отдавать, бескорыстно помогать, сочувствовать, сопереживать, сострадать, считаться с теми, кто рядом создают противовес природному эгоизму и помогают человеку социализироваться в обществе, где без добра и взаимовыручки не бывает порядка и мира.
Эгоистом быть легче, чем альтруистом. Но, будучи альтруистом, важно также не вдаваться в крайности и не забывать о разумном эгоизме ради своего же блага.
4 Трудолюбие и умение распоряжаться деньгами
В какой-то момент ребенок начинает осознавать ценность денег. Он устанавливает связь между возможностью удовлетворить потребность, наличием денег и трудом. Родителям платят зарплату потому, что они трудятся. Но различный труд оплачивается по-разному, есть и такой, за который человек получает не деньги, а духовные ценности.
Как поощрять ребенка за труд, материально или нематериально – личное дело семьи. Но чтобы ребенок не вырос алчным и не считал, что все можно купить за деньги, он в любом случае должен знать, что такое труд «за спасибо».
Домашняя работа не оплачивается, но любовь к труду чаще всего начинается с выполнения именно этой работы. Малыш помогает маме по хозяйству, а награда за его помощь – ее восхищение, благодарность, забота и любовь, вызывающие массу положительных эмоций. Именно счастье как «оплата» за труд порождают в ребенке желание с радостью трудиться снова и снова.
С другой стороны, дети должны учиться распоряжаться деньгами, ведь во взрослой жизни им без этого не обойтись, а значит, родителям нужно радовать детей деньгами на карманные расходы.
Самая большая проблема – психология бедности, которая чаще всего передается «по наследству» от родителей. Не только детям, но и их родителям нужно учиться психологии богатства. Подробнее о психологии богатства и бедности, читайте в статье https://ourmind.ru/psixologiya-bogatstva-i-bednosti.
5 Умение договариваться
Терпимость к различиям между людьми и понимание того, что все люди разные нужно доносить ребенку, начиная примерно с возраста трех лет. Умение уважать другого, его особенности и интересы пригодится уже в детском саду, когда ребенок только вступит в стадию социализации.
Если эти навыки подкрепляются у дошкольника, то позже превратятся в умение договариваться, находить компромиссы, разрешать конфликты. Формируются такие качества как дипломатичность и бесконфликтность, которые во взрослой жизни помогут выстраивать гармоничные отношения и дома и на работе.
6 Управление временем
Важные составляющие управления временем:
соблюдение распорядка дня,
построение планов на ближайшее будущее,
определение целей и целеполагание.
Если к распорядку дня детей приучают с раннего детства, то остальные навыки вырабатываются позже, примерно в 12-18 лет, когда ребенок уже достаточно развит интеллектуально.
Самое главное, что должен усвоить ребенок от родителей – умение ценить время, не тратить его в пустую, понимать что оно – важный жизненный ресурс.
7 Лабильность и креативность
Несомненно, нужно иметь ценности, принципы и жизненные ориентиры, но важно и не «закостеневать» в них. Мир меняется стремительно и иногда шокирует своими новшествами, но если не приспосабливаться к ним, трудно быть успешным и счастливым.
То, что помогает быть лабильным – креативность в широком смысле этого слова:
умение смотреть на вещи с другой стороны,
нестандартно подходить к решению проблем,
мыслить не только логически, но и творчески,
выходить за рамки привычного и традиционного,
быть творцом своей жизни,
развиваться как личность.
Необходимость меняться вместе с миром, подстраиваться, учиться новому и не останавливаться в развитии должен взять за правило ребенок еще в детве. А если быть точнее – он должен не забыть как это делается, ведь все дошкольники мыслят образно, фантазируют, видят мир не так, как взрослые.
Маленькие дети смотрят на мир в первый раз, поэтому интересуются не только формой, но и содержанием, оттого порой мудрее взрослых.
Школьников учат мыслить логически, загоняя тем самым мышление в рамки, устраняя «за ненадобностью» креативность, любознательность, свободу выбора и множественность правильных вариантов.
8 Уметь находить «свое»
Уметь делать правильный жизненный выбор
В жизни важно понимать и знать себя: свои индивидуальные особенности, способности, таланты, направленность, цели, предпочтения и так далее. Зная «свое», легче его находить. Это знание и умение помогает сделать правильный жизненный выбор.
Один из наиважнейших выбор в жизни – выбор профессии. Его приходится делать еще недостаточно зрелому как личность ребенку, подростку. Этот выбор невозможно сделать верно, если не знать особенности своей личности и не понимать, какая профессия придется по душе.
Именно от незнания себя и неумения находить «свое», дети идут учиться куда ни будь, где престижно, куда сказали родители, куда пошли одноклассники и так далее, а потом деньги за пять лет обучения оказываются выброшенными на ветер, потому что диплом пылится на полке, а ребенок работает не по специальности.
Конечно, не всегда неверный выбор становится причиной невозможности устроиться по специальности. На это влияет множество других факторов. Но все же человек, который отучился по своему направлению, имеет намного больше шансов реализоваться в профессии и стать успешным, потому что он любит выбранное им дело.
Второй, не менее важный выбор в жизни каждого человека – выбор спутника жизни. Здесь тоже важно знать «свое»: какой человек подойдет, с кем будет комфортно, какие отношения станут залогом личного счастья, как отличить любовь от корысти, обмана, нелюбви и тому подобного.
Выходить замуж «потому, что все подружки давно вышли» или женится, потому, что возраст, родители хотят внуков и так далее – часто ошибочный путь.
Стадное чувство и поведение «по указанию сверху» – проблемы очень многих людей, существование которых некоторые ученые связывают с идеологией, царившей в нашем обществе в прошлом веке. Как все в мире, коллективизм не плох, если он не гипертрофирован. Слушать советы старших бывает полезно, но принимать решения нужно самостоятельно.
9 Навыки выживания
Современный мир удобен для проживания из-за большого количества благ цивилизации, но по-прежнему очень хрупок. Хорошо, когда ребенок растет окруженный всем необходимым, но плохо, если он вырастет слишком изнеженным и оторванным от природы.
Хотя во многих школах преподаются основы безопасности жизнедеятельности, хорошо бы именно на практике научить своего ребенка в подростковом возрасте выживать в экстремальных и примитивных условиях:
оказывать первую медицинскую помощь,
организовывать быт в походных условиях,
разводить костер,
различать съедобные и несъедобные растения и плоды,
искать источники воды,
ориентироваться на местности.
10 Умение быть счастливым
Умение быть счастливым, пожалуй, самый важный и жизненно необходимый навык для человека. Как и креативность, умение радоваться жизни присуще всем маленьким детям, их не нужно этому учить.
Проблема в том, что с годами этот навык утрачивается и то, что было просто в детве, становится недосягаемой мечтой во взрослой жизни. Поэтому задачей родителей является подкрепление навыка быть счастливым, радоваться любой мелочи и не унывать как у ребенка, так и у себя!
Составляющие умения быть счастливым:
оптимизм,
позитивное мышление,
умение радоваться мелочам,
умение расценивать ошибки как полезный опыт,
забота о своем психологическом благополучии.
Умение ребенка заботится о своем психологическом благополучии, мало кем в обществе принимается во внимание. А между тем это чрезвычайно актуальная проблема!
Почему в школе преподают физкультуру, но нет предмета «психологическая культура»? А ведь об острой необходимости обучения детей психологичной культуре свидетельствует ужасающая статистика.
Многие страны, входившие в состав СССР, сегодня занимают лидирующие позиции в списке детской смертности по причине суицида. Среди двадцати пяти стран с наибольшим количеством самоубийств Литва, Казахстан, Туркменистан, Россия, Белоруссия, Украина. Россия занимает первое место среди стран Европы по количеству самоубийств среди детей и подростков.
Каждый ребенок должен знать, что любая проблема разрешима, что он может быть счастливым, как бы тяжело ему ни было в данный момент времени, что нужно верить в себя и никогда не сдаваться!
Вот чему действительно должны учить детей их родители!
Источник
На чтение 9 мин. Просмотров 988
Обновлено 30.09.2018
Готовность ребенка к обучению определяется не объемом знаний, что он имеет, а тем, насколько у него развита умственная деятельность, то есть умение анализировать предметы, воспринимать, сравнивать их, систематизировать, группировать, обобщать.
Мыслительные процессы у детей
Именно умение совершать мыслительные операции обеспечивает детям сознательное усвоение знаний и одновременно дальнейшее умственное развитие ребенка.
Умственное развитие ребенка можно проследить в трех плоскостях:
- что ребенок знает, его мировоззрение, сложилась ли у него картина мира на конец дошкольного детства;
- на каком уровне развития находятся умственные способности, познавательные процессы ребенка: восприятие, память, речь, мышление, воображение, внимание; на что направлены его интересы; к чему имеет склонности, способности;
- насколько ребенок овладел некоторыми учебными навыками -чтения, счета, письма, организованности и тому подобное.
Понятно, что в общей картине умственного развития эти показатели взаимосвязаны.
Все дети 5-6 лет имеют определенные общие признаки умственного развития и вместе с тем каждый ребенок по каждому из этих показателей имеет отчетливые индивидуальные различия, которые больше всего зависят от тех условий, в которых растет и развивается ребенок.
Исследователи считают, что более 80 % тех знаний, которые имеет взрослый человек, усваиваются в дошкольном возрасте.
Итак, дошкольный возраст — особый относительно умственного развития ребенка и человека. Именно в эпоху дошкольного детства бурно развиваются все познавательные процессы: восприятие, память, речь, мышление, фантазия, начинают развиваться основные способности, интересы.
Знания, бесспорно, являются важным показателем умственного развития ребенка или взрослого человека.
Но о высоком уровне развития можно говорить только в том случае, когда знания ребенок приобретает самостоятельно, когда строятся занятия, игра, труд или обучение ребенка так, что создаются условия для развития его собственных познавательных возможностей, способностей, познавательных процессов — сенсорики (ощущений и восприятий), памяти, речи, воображения, мышления, внимания.
Умственное развитие ребенка — последовательность
Все эти процессы развиваются в определенной последовательности — от практического разума к теоретическому и, одновременно, в комплексе, то есть те, которые уже развились, являются основой для развития более сложных.
В умственном воспитании нужно предусмотреть определенную цепочку процессов.
Выдающийся исследователь проблем развития ребенка А.В.Запорожец писал, что умственное развитие ребенка как здание: этаж за этажом. Если какой-то этаж опустили, здание будет шатким.
Такие же пробелы бывают в умственном развитии, что проявляется в его этажности (знает, но не понимает), недееспособности и тому подобное.
Важной составляющей готовности к обучению является познавательная активность.
Дети, у которых эта активность развивается своевременно и нормально, нередко досаждают взрослым вопросами типа „Что это?», „Почему?» и др.
Такая своеобразная любознательность детей и удовлетворение ее взрослыми стимулируют умственное развитие ребенка, способствуют формированию осмысленных знаний, то есть таких, которыми дети способны самостоятельно пользоваться в новых для них ситуациях, решать новые бытовые и учебные задачи.
Известно, что не у всех детей, которые приходят в школу, сформированы те умственные свойства, которые обеспечивают им дальнейшее успешное приобретение знаний и навыков. Эти дети испытывают большие трудности как в процессе усвоения знаний, так и во время их применения.
Несформированность умственной деятельности ведет к формальному усвоению знаний, которые характеризуются поверхностностью, и недостаточной гибкостью. Такие знания непрочны, они быстро забываются.
Итак, в многогранном процессе подготовки детей к школе особое место занимает развитие их мыслительной деятельности и познавательной активности. Если ребенок умеет читать, это еще не значит, что он уже подготовлен к школе.
Более значительным показателем этого является понимание прочитанного или прослушанного: умение устанавливать причинно-следственные связи в описанных явлениях, ответить на вопросы по поводу прочитанного, рассуждать.
Игра как средство развития мыслительной деятельности
Развитие мыслительной деятельности дошкольников обычно осуществляется в процессе игры, однако игра при этом должна быть направлена на умственное развитие ребенка и определенных мыслительных действий.
Мыслительный процесс — сравнение
Большого внимания в работе с дошкольниками требует такая важная мыслительная операция как сравнение, поскольку именно оно лежит в основе познания. Узнать какой-то предмет — значит отнести его к некой категории.
Еще К.Д.Ушинский говорил, что если бы мы встретились с предметом, который не могли бы ни с чем сравнить и ни от чего отличить, то мы не могли бы его узнать.
Сравнение неразрывно связано с другими мыслительными операциями: анализом — выделением отдельных частей, признаков предмета и синтезом — их сочетанием.
Ведь чтобы сравнить предметы по какому-либо признаку, нужно выделить его в объектах, которые сравниваются.
Таким образом, обучая детей сравнивать, мы одновременно учим их выделять и сопоставлять признаки предметов.
Развивая у детей умение сравнивать, их нужно приучать делать это последовательно.
Они должны понять, что сравнение осуществляется в определенном порядке. Если, например, сравниваются куклы, то сначала надо рассмотреть волосы, лицо, далее — руки, одежда, ноги, обувь, размер.
Сравнение в определенной последовательности обеспечивает ребенку подходящий анализ всех выделенных признаков.
Развитие анализа, сравнения обеспечивает у дошкольников формирование более сложных мыслительных операций классификации и обобщения, то есть объединение предметов и явлений в группы, классы на основе общих признаков.
Например, овощи растут на огороде, фрукты — это плоды, которые растут в саду на деревьях. Сложность этого процесса заключается в том, что предметы объединяются по общим, существенным признакам, которые не совпадают с внешними.
Каждый предмет имеет различные признаки, по которым он может быть отнесен в ту или иную группу. К примеру, есть тетради для письма, математики, рисования. Чтобы отнести конкретный тетрадь к некой категории, необходимо выделить определенный признак.
Группировка в мыслительной деятельности
Дошкольники, группируя предметы, часто опираются на внешние, видимые признаки и поэтому классифицируют их неправильно. Учитывая то, что правильность обобщения обеспечивает формирование у детей правильных понятий об окружающем мире, развитию этой операции должно уделяться много внимания. С этой целью целесообразно использовать различные игры.
Например, детям предлагаются 16 рисунков, из которых можно образовать восемь пар по родовыми признаками (стол, кровать, брюки, рубашка, корова, лошадь, яблоко, груша, ботинки, сапоги, машина, автобус, морковь, огурец, дуб, береза).
Надо найти пару к каждому рисунку. Когда малыши выполнят задание, воспитатель просит назвать обобщающим словом каждую пару. Если кому-то из детей задание кажется сложным, воспитатель одну группу называет сам. Воспитатель может подготовить много вариантов этой игры, исходя из имеющегося у него материала.
Целесообразно менять принцип группировки, чтобы дети понимали, что между предметами существуют разные связи. Так, можно предложить изображения предметов, которые сочетаются с функциональными связями.
Классификация как мыслительный процесс
Развитие классификации и обобщения у детей лучше происходит, когда их учат видеть несколько признаков в предметах, по которым их можно сочетать.
Например, задача, которая предполагает группировку предметов с учетом двух признаков — функционального назначения и размера. Дети должны выбрать среди рисунков, изображенных на отдельных карточках, подходящие по смыслу и размеру тех, которые представлены на большой карте.
Этой цели хорошо служат такие игры. Воспитанникам предлагают отдельные рисунки, на которых изображены корова, лошадь, свинья, коза, заяц, мышь, тигр, лев, медведь, курица, утка, гусь, воробей, ласточка, индюк, ворона, снегирь. Воспитатель предлагает детям разделить картинки на две группы, назвать одним словом каждую группу.
Малыши имея представления о животных и птицах, делают это без труда. Далее воспитатель дает детям рисунки, на которых изображены только животные и просит разложить и на две группы, но не объясняет как. Дети должны отделить диких животных от домашних. Если дети самостоятельно не справятся с этим, возможны различные виды помощи:
- воспитатель сам кладет тигра в одну сторону, корову — в другую и предлагает детям сгруппировать самостоятельно — это наглядное пособие;
- воспитатель просит детей вспомнить, какие животные где живут, эта помощь предусматривает актуализацию знаний.
После этого аналогично используются рисунки с изображением птиц. Дети должны прежде со всего поделить их на диких и домашних.
Такие игры, формируя умение обобщать предметы по разным признакам, в то же время уточняют, обогащают знания детей, готовя их к обучению.
Развитие мыслительной деятельности предполагает формирование у детей умения размышлять, рассуждать, видеть причинно-следственные связи в явлениях. Этот процесс успешно происходит тогда, когда воспитатель не просто сообщает воспитанникам новые знания, но еще и активизирует их мышление, побуждая детей использовать свои знания о знакомых им явлениях для объяснения новых.
Такая активизация осуществляется в процессе беседы. Воспитатель, например, спрашивает детей: „Подумайте и объясните, почему весной в реке очень много воды?»
Если дети сразу не могут ответить, воспитатель дополнительными вопросами помогает им воспроизвести знания о снеге, весне. В конце концов, детям становится понятным явление, о котором их спрашивали.
Вопросы как стимул к размышлению
Вопросы, которые требуют от детей размышления, могут быть разные, но все они должны быть направлены на активизацию имеющихся у них знаний.
Например, из чего прорастает растение?
- Какой транспорт называют водным?
- Который наземным?
- Который воздушным?
- Почему в воде мяч не тонет, а круглый камень тонет?
- Станет ли снежная баба теплой, если ее одеть в шубу?
- Чем питаются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?
- Почему воздушный шарик большая, но легкая?
- Почему лужи после дождя летом быстро исчезают?
- Почему весной снег начинает таять?
- Растут ли деревья зимой?
- Почему, когда букет ставят в вазу, туда наливают воду?
- Почему у утки есть перепонки между пальцами, а у курицы нет?
Рисунок как средство мыслительной деятельности
Богатый материал для развития мыслительной деятельности дает работа с рисунками. Задачи здесь могут быть самыми разнообразными, но наиболее целесообразными для развития мышления такие, где детям надо рассуждать, раскрывать причинно-следственные связи в изображенных событиях, объяснять их.
Примером одной из таких задач является установление последовательности рисунков. Такие задания вначале выполняются с помощью экспериментатора, постепенно малыши делают это самостоятельно.
Целесообразными являются задачи на сравнение сюжетных рисунков (похожих по сюжету).
Работу с этими рисунками лучше проводить так. Сначала дети составляют рассказ по одной серии рисунков, после рассказа они могут придумать название к ней. Далее такая же работа проводится по второй серии рисунков и лишь после этого малыши получают задание сравнить рисунки, найти, чем они похожи, чем отличаются.
Итак, чтобы ребенок хорошо и охотно учился, ему должно быть интересно, любое дело должно его захватывать, быть нужным, дарить радость, наслаждение, эстетическое удовольствие, раскрывать нравственный смысл той или иной работы.
То есть умственное развитие ребенка от самого начала должно быть направлено на воспитание личности ребенка, на приобщение ребенка к важнейшим человеческим ценностям.
Источник