Знакомство ребенка 5 лет с цифрами
Секрет номер 0, а может вовсе не секрет: счёт и знание цифр это разные навыки, и первым делом придется заняться счётом. Для этого громко считаем:
— ступеньки;
— яблоки / ягодки / кусочки на тарелке;
— лапки / рожки / хвосты / носы и даже пятнышки на спинках животных, которых повстречали на улице и увидели в книжке.
Счёт часто осваивается «сам собой» без каких-то особых упражнений и усилий родителей. А вот цифры сами собой редко запоминаются, вот тут и начинаются настоящие секретики.
1. Почему названия животных и имена людей дети запоминают легче, чем названия цифр? Потому что зверюшки пушистые, зубастые, добрые, злые, а цифры….неживые, поэтому неинтересные. Первое, что нужно сделать прежде чем знакомить ребёнка с новой цифрой — придумать ей смысл и наполнить эмоционально. Это очень просто, особенно, если счёт из пункта 0 вы более менее освоили. «Сколько тебе лет? 2! Правильно, вот твоя цифра 2. Где Машина/ Петина цифра? Покажи! Молодец! Какая это цифры? Правильно, два.» Приговарием и пальчиком тыкаем в цифру. Достаём фотографию с прошлого дня рождения, там где торт и красивая цифра 1. И рассказываем эту невероятную историю, как Петя (или Вася) был мааааленьким и у него была своя цифра — один! А теперь он такой большой и у него цифра… Какая? (тыкаем — тыкаем в новую «знакомую» двойку) правильно, два! Вот так с двумя цифрами и познакомились.
2. Закрепление это второй секрет, который все знают, но делают не совсем правильно. Не надо одну и ту же книжку с цифрами листать или на один и тот же плакат на стене показывать и задавать вопрос «какая цифра?». Вообще плакаты можно снять, жизнь вокруг нас наполнена цифрами, дайте ребёнку это увидеть. Найдите знакомые цифры на номере папиной машины. Ждёте на остановке автобус, скажите малышу, что нам нужен автобус с цифрами «три три». И номер дома посмотрите и запомните.
3) Допустим, вы исчерпали резерв эмоционально заряженных цифр. Ну вот нет ничего вокруг с цифрой 8, тогда включаем третий секрет — ассоциации. Рисуем цифру 8, объявляем как её зовут, говорим, что это не просто цифра, это… Матрёшка /снеговик. Пририсовывавем глаза, пуговки и прочие атрибуты, потом ещё раз обводим жирным контур цифры и говорим, что этого снеговика зовут «ВОСЕМЬ», а что он снеговик это большой секрет, так что тссс. Потом где-то увидев 8, спросите на ушко тихонько «гляди, снеговичок спрятался, как его зовут».
4. Ещё один секрет, это стихи. Вот как это делать на примере очень лёгкого, смешного стихотворения.
Только солнышко встает,
Начинает Галка счет.
Вот Петух шагает важный.
Петуха узнает каждый:
Шпоры носит господин.
Галка счет ведет:-ОДИН!
Подбежал к нему Щенок,
Чуть не сбил он Петю с ног…
Вот шальная голова!
Продолжает Галка:- ДВА!
За щенком пришел котенок,
Полосатый, как тигренок.
А глаза, как фонари.
Говорит нам Галка:- ТРИ!
Из крапивы вылез Гусь:
«Никого я не боюсь…
Я храбрей всех в целом мире!»
Щурит Галка глаз:- ЧЕТЫРЕ!
Пробежала лишь минутка,
На тропинку вышла Утка.
Стала Галка прибавлять,
Получилось ровно ПЯТь!
С неба бабочка спустилась
И над Уткой закружилась.
Хочет на нос ей присесть,
Рассмеялась Галка:- ШЕСТь!
У реки догнал их Ёж,
Что на елочку похож.
Объявила Галка всем:
-Вас теперь, ребята, СЕМь!
За ежом пришла Коза-
Любопытные глаза.
Говорит ей Галка:- Фрося,
Я тебя считаю: ВОСЕМь!
Кто там спрятался за кустик?
Кто свистит там? Это- Суслик!
Он решил игру затеять.
Посчитала Галка:- ДЕВЯТь!
Зажужжала тут Пчела,
В хоровод всех позвала.
-ДЕСЯТь!- всех считает Галка.
Вот и кончилась считалка.
Оно длинное, поэтому сажаем ребёнка на качели и весело читаем в ритм раскачиваний. Главное, когда звучат цифры, доставать листочки с цифрами. Чувствуете, что текст немножко уложился в голове, тогда в самый ответственный момент (в конце каждого четверостишия) замолкаем, стимулируем ребёнка самостоятельно назвать цифру, которую мы показываем.
5. И последний совет-секрет: дать ребёнку присвоить цифру чему-нибудь. Например, у нас остались наклейки с цифрами и мы поняли, что у наших игрушечных машин, в отличие от настоящих, нет номеров. Устраняя этот недостаток, мы играли в ГИБДД, по очереди проводя техосмотр и присваивая (и приклеивая) произвольный номер.
У вас девочка? Тогда достаём 5 игрушечных кошек и читаем стихотворение «Вы послушайте, ребята, я хочу вам рассказать, родились у нас котята, их по счёту ровно пять». Вы читаете, ребёнок развешивает «медальончики» с цифрами, называя котят.
Источник
Конспект занятия № 14
«Помощь квадрату и прямоугольнику.»
(Счет в пределах 10. Знакомство с цифрами 1 и 2. Закрепление представления о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника. Пространственное направление.)
для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 5 — 6 лет
Дата: 04.12.18 г.
Образовательная область: Познавательное развитие
Занятие: ФЭМП
Приоритетное направление: Познавательное развитие, интегрируется с физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: развитие умения считать в пределах 10.
Задачи:
Образовательные:
— Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).
— Познакомить с цифрами 1 и 2.
— Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.
— Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.
Развивающие:
— Развивать мышление, внимание, память.
— Развивать словарный запас детей.
Воспитательные:
— Воспитывать интерес к математике через игру.
Предварительная работа: игровые упражнения – «Считай дальше», «Расставь ёлочки в ряд», «Геометрические фигуры».
Формы работы: Индивидуальная, групповая, совместная деятельность воспитателя с детьми.
Методы:
Словесные: вопросы к детям, игровое упражнение «Считай дальше», «Звуки леса».
Наглядные: набор квадратов и прямоугольников разного цвета и величины, полоски-модели, набор плоских геометрических фигур, большие и маленькие круги одного цвета (по 10 штук), карточки с цифрами 1 и 2 .
Практические: физкультминутка, игровое упражнение «Сравни фигуры», «Найди четырехугольники», «Покажи цифру», игра с кругами, игровое упражнение «Не ошибись».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Индивидуальная работа: Игровое упражнение «Не ошибись» (по образцу).
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: набор квадратов и прямоугольников разного цвета и величины, полоски-модели, набор плоских геометрических фигур, большие и маленькие круги одного цвета (по 10 штук), карточки с цифрами 1 и 2 .
Раздаточный материал: Наборы плоских геометрических фигур, карточки с цифрами 1 и 2.
Мотивация: помощь квадрату и прямоугольнику.
Ход занятия:
I.Вводная часть. Мотивационный момент:
Воспитатель: (дети стоят на ковре) Ребята, сегодня просят вас о помощи прямоугольник и квадрат. Они спорят, и считают каждый себя главным. Прямоугольник считает что он выше, и значит он главный, а квадрат считает раз он весь ровный со всех сторон, значит он главный. Поможем им разобраться?
II.Основная часть.
Игровое упражнение «Сравни фигуры».
На магнитной доске выложены квадрат и прямоугольник. Воспитатель выясняет у детей, как называются фигуры и чем они отличаются: «Что общего у этих фигур? (Четыре стороны и четыре угла.) Как можно назвать их одним словом?» (Четырехугольники.) Воспитатель обращает внимание на соотношение длины сторон у каждой фигуры с помощью полосок-моделей.
Игровое упражнение «Найди четырехугольники».
У детей на столах разложены геометрические фигуры. Воспитатель предлагает найти среди них четырехугольники. Один ребенок выполняет задание на магнитной доске.
Затем воспитатель проверяет задание и просит детей обосновать свой выбор.
Воспитатель: Ребята сегодня мы познакомимся с цифрами. Что такое цифра?Цифра — это знак для обозначения числа. Кто знает, какая цифра изображена? Сколько предметов может она обозначать? Воспитатель открывает коробку, показывает шар и спрашивает: «Сколько шаров в коробке? Какой цифрой можно обозначить число один?» Обращает внимание на цифру на коробке и спрашивает: «На что похожа цифра один?» (ответы детей)
Эта цифра — единица.
Тонкий носик, будто спица,
Вниз повесила. Грустна,
Ведь она всего одна.
Воспитатель предлагает детям найти цифру 1 у себя, показать ее и обвести пальцем.
Аналогично воспитатель знакомит детей с цифрой 2.
По воде скользит едва,
Словно лебедь, цифра два.
Шею выгнула дугой,
Гонит волны за собой.
Игровое упражнение «Покажи цифру»
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат карточки с цифрами 1и 2. Я буду называть части тела, а ваша задача показывать соответствующую цифру. Готовы? Тогда слушайте внимательно: один нос, два глаза, одна голова, два уха, один рот, две руки. — Какую цифру показали? Какую цифру вы показали? Почему показали цифру один (два?) (Я показал цифру один, потому что число один обозначается цифрой один) Правильно!Цифра -это знак. Она показывает число.
Физкультминутка
Два хлопка над головой
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем,
И на двух ногах поскачем.
Игра с кругами.
В верхней части доски воспитатель располагает 10 больших кругов близко друг к другу, а в нижней части – 10 маленьких кругов далеко друг от друга.
«Чем отличаются круги в верхней и нижней частях доски? – спрашивает воспитатель. – Одинаковые ли они по величине и одинаково ли расположены? Что можно сказать о количестве кругов? Как это можно проверить?» (С помощью счета и способами наложения и приложения.)
Дети закрывают глаза, а воспитатель располагает 8 больших кругов близко друг к другу, а часть – далеко друг от друга. Дети определяют количество кругов (вопросы аналогичны предыдущим).
Игровое упражнение «Не ошибись».
Дети встают лицом к воспитателю, который предлагает им повторить следующие движения: поднять вверх правую (левую) руку, сделать наклоны вправо (влево), определить, что находится впереди (сзади) от воспитателя.
III.Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали? Мы смогли им помочь?
А теперь я предлагаю вам отправиться погулять и поиграть в наши любимые игры.
Источник
Игра-ведущая деятельность у дошкольника. С помощью игры ребёнок изучает новые знания и закрепляет их. Математические игры познакомят ребят с цифрами, числами, основами счёта, с арифметическими действиями, а также поспособствуют развитию речи, внимания, памяти, мышления.
«Убери цифру»
Игра развивает внимание, быстроту реакции, мышление, ловкость, и закрепляет навыки счета.
Выкладываем последовательно карточки с числами от 0 до 10. Взрослый задаёт задание, а ребёнок должен выполнить его. Например, «Убери цифру 7», «Убери цифру между 2 и 4», Убери цифру, которая больше 3 на 2 и т.д.
Задания можно задавать в виде загадок, отгадка будет, та цифра, которую необходимо убрать. Например:
На стебелёк она похожа,
Стоит почтенно, как вельможа.
Прямая, ровная всегда,
После нуля идёт она.
«Какое число пропущено»
Ребёнок называет пропущенное число. В процессе игры закрепляем знания числового счёта от 0 до 10 и тренируем внимание.
«Путаница»
В процессе игры закрепляем знания цифр, счёта от 0 до 10 в прямом и обратном порядке, а также внимание и память.
Раскладываем цифры по порядку, далее ребёнок отворачивается, а взрослый меняет их местами. Задача ребёнка найти и исправить ошибку.
«Какая цифра убежала»
Игра аналогична предыдущей, разница в том, что цифры (1,2) убираются. Ребёнок должен сказать, какой цифры нет, и где она стояла. Например, нет 4 она стояла между 3 и 5.
«Назови соседа»
Игра также поможет закрепить знания о счете от 0 до 10 в прямом и обратном порядке. Для игры понадобятся карточки с изображением вагончиков, в окошках написаны числа, одно окошко не подписано. Задача ребёнка, назвать пропущенное число. Если игра проходит в детском коллективе, то можно преобразовать ее в соревнование. Кто быстрее назовет правильный ответ.
«Посчитаем»
Игра с мячом, от 2х игроков. С помощью игры закрепляем умения считать в прямом и обратном порядке.
Перед игрой договариваемся, в каком порядке будет счёт. Кидаем по кругу мяч и считаем, темп счёта должен быть быстрым.
«Лесенка»
Игра помогает развивать у ребёнка представление о последовательности чисел, умения сравнивать их.
Рассматриваем (предварительно построенную из конструктора или нарисованную на бумаге) числовую лесенку. Считаем ступеньки (прямой и обратный порядок), называем самый маленький порожек, затем большой — сравниваем, далее сравниваем между собой другие.
«Собери все лепестки»
Игра помогает закрепить знания о составе числа.
Для игры понадобятся лепестки с примерами, серединки цветка с числами. Взрослый предлагает ребёнку собрать цветок в соответствии с правильностью решения примера. Если игра проходит в детском коллективе, можно разделиться на 2 команды и посоревноваться, кто быстрее соберёт «правильные» лепестки для цветка.
«Математическая рыбалка»
Игра поможет познакомить и закрепить знания о составе числа. Взрослым предлагает разложить рыбок (с написанными на них примерами) в нужное ведро (с написанными на них числами).
«Домики»
Игра также направлена на изучения и закрепления знаний о составе числа.
«Точечки»
Игра по методике развития семьи Никитиных.
Раскраски и обводилки
Математические лабиринты и цепочки
Другие упражнения и игры
Разнообразные дидактические игры и игровые упражнения помогают детям лучше усвоить и закрепить новые знания, а также повторить пройденное.
Вам может быть интересно:
Математические игры на прогулке.
Стоит ли детям запрещать считать на пальцах?
15 интересных и необычных способов выучить с ребёнком буквы.
Источник
Как знакомить детей с цифрами
Известно, что в подготовительной к школе группе детей знакомят с цифрами от 0 до 9. В первом квартале дошкольники знакомятся с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, во втором — с цифрами б, 7, 8, 9, 0, в третьем — ребята используют знания о цифрах при различении монет достоинством 1, 2, 3, 5, 10 копеек и для записи арифметических действий (сложения и вычитания).
Следует иметь в виду, что дети шести лет еще до обучения на занятиях знают многие цифры, пишут их. По начертанию этих знаков дошкольники различают номера домов, автобусов, троллейбусов, квартир. Но это эмпирические знания. Они недостаточно осознаны, не систематизированы, не связаны со знанием чисел.
В старшей группе большое внимание уделяется обучению детей счету конкретных совокупностей, формированию знаний о числах в пределах 10: об образовании чисел, о независимости числа от качественных признаков предметов счета (цвета, формы, величины), их расположения, о связях и отношениях между смежными числами, т.е. о том, какое из смежных чисел больше (меньше) и на сколько.
Постепенно дети учатся отвлекаться от наглядного материала. К шести годам они уже хорошо понимают значение числа как показателя равномощности множеств, начинают оперировать числами как абстрактными понятиями.
В подготовительной к школе группе знания, умения и навыки детей в счетной деятельности в основном закрепляются. Упражнения проводятся более сложные:
если в старшей группе дошкольники от частного шли к обобщенному, то теперь при выполнении заданий они часто оперируют числами в уме, общие, известные положения иллюстрируют на наглядном материале, доказывая, объясняя, подтверждая правильность своих высказываний.
Шестилеткам уже вполне доступно понимание условного письменного обозначения чисел и действий с ними.
Вначале знания о цифрах даются детям одновременно с закреплением их знаний об образовании последующих и предыдущих чисел натурального ряда до 10 путем прибавления или вычитания единицы, а также с одновременным сравнением смежных чисел, определением связей и отношений между ними.
По мере усвоения все большего числа цифр вводятся упражнения на счет в пределе изучаемых цифр в прямом и обратном порядке и обозначение чисел цифрами. Закрепляются порядковый счет, знания о месте числа в натуральном ряду чисел (перед, до, после, между) и обозначении его цифрой, о записи состава числа из двух меньших с помощью цифр.
Знакомство детей с цифрами включает в себя показ, называние цифр, обозначение ими чисел, упражнения с демонстрационным и раздаточным материалом (групповые и индивидуальные), дидактические игры.
Исследование А. Леушиной показало, что лучше знакомить детей с образованием чисел на основе демонстрации сразу двух одинаковых чисел, одно из которых увеличивается на единицу, и получается следующее число, или уменьшается на единицу, и получается предыдущее число. Одновременно дети сравнивают числа, устанавливают их равенство, неравенство, определяют, какое число больше, какое меньше. В подготовительной к школе группе этот процесс сопровождается записью его цифрами. Используются карточки с печатными цифрами.
На первом занятии воспитатель знакомит детей с цифрами 1 и 2. Вначале он спрашивает детей о том, какие числа они знают, затем говорит, что все числа можно записать с помощью цифр: «Сегодня мы познакомимся с цифрами 1 и 2 и научимся обозначать ими числа».
Воспитатель вызывает ребенка и предлагает ему на верхней полоске наборного полотна положить один красный кружок, а на нижней — столько же оранжевых, затем прибавить к одному оранжевому кружку еще один такой же кружок. Затем можно спросить у детей, правильно ли выполнено задание, сколько красных кружков, оранжевых (красных — 1, а оранжевых — 2; 2 оранжевых кружка больше, чем 1 красный, а 1 красный кружок меньше, чем 2 оранжевых).
— Какое число больше: два или один? А какое меньше?
Затем воспитатель говорит: «Число один обозначают цифрой I». Ставит ее рядом с красным кружком, произнося при этом четверостишие: «Вот один или единица. Очень тонкая, как спица». «Число два обозначают цифрой 2». Ставит ее рядом с двумя оранжевыми кружками, произнося слова четверостишия:
«А вот эта цифра — 2. Полюбуйтесь, какова. Выгибает двойка шею, волочится хвост за нею». Воспитатель проводит указкой по контуру цифры 2. Предлагает детям показать то одну, то другую цифру из раздаточного материала, нарисовать цифры 1, 2 в воздухе. Затем дошкольники раскладывают изображения разных предметов, например яблок и груш: одно — на верхней полоске карточки, два — на нижней. Обозначают их цифрами.
При формировании знаний о цифрах в качестве раздаточного материала хорошо использовать пособие М. Щербак «Касса цифр и счетного материала».
На втором занятии закрепляются знания о цифрах 1 и 2. Методы и приемы работы меняются. Например, воспитатель располагает на фланелеграфе цифры,
предлагает детям рядом с цифрами положить соответствующее число предметов, вызванным к столу — хлопнуть в ладоши, присесть 1—2 раза, а остальным — поднять соответствующую цифру, обозначить цифрами число стоящих перед детьми больших и маленьких матрешек, высоких и низких елочек и т. п. Предлагается также показать цифрой число, которое получится, если к одному прибавить один, если от двух отнять один, на наглядном материале доказать правильность своего ответа.
На третьем занятии воспитатель знакомит детей с цифрами 3 и 4. На наборном полотне сначала выставляются в 2 ряда (один под другим) 1 красный и 2 оранжевых кружка. Всем предлагается обозначить цифрами, сколько всего кружков. Затем воспитатель просит на следующей, третьей полоске сверху положить 3 желтых кружка, спрашивает:
«Как число 3 можно получить из 2? На сколько 3 больше 2? На сколько 2 меньше 3?», говорит, что число 3 обозначается цифрой 3 (показывает ее и ставит рядом с 3 кружками). Воспитатель произносит четверостишие: «За двойкой, посмотри, выступает цифра 3. Тройка — третий из значков, состоит из двух крючков».
Под 3 кружками детям предлагается положить 4 зеленых и сосчитать их. Воспитатель говорит, что число 4 обозначается цифрой 4. Показывает ее, кладет рядом с четырьмя кружками, произнося слова: «За тремя идут четыре, острый локоть оттопырив».
Далее следует упражнение в порядковом счете. Детей просят назвать первое число в ряду (сверху вниз), второе, третье, четвертое. Воспитатель спрашивает, как они догадались. (Эти числа обозначены цифрами. Можно не считая, а глядя на цифры, сразу сказать, какое число.) Затем дети называют числа в обратном порядке. Проводится работа с раздаточным материалом. Предлагается показать цифры 3, 4, положить цифру 3 на верхней полоске карточки, а 4 — на нижней, рядом с цифрами — соответствующее число предметов.
Затем воспитатель показывает карточку то с одним числом предметов, то с другим, а дети — соответствующую цифру, и наоборот, воспитатель показывает цифру, а дети — соответствующее число предметов на карточке, причем предметы могут быть разными.
На четвертом занятии закрепляются знания детей об уже изученных цифрах (1, 2, 3, 4). Проводятся упражнения, отличные от тех, что были на предыдущих занятиях. Например, воспитатель показывает цифру — дошкольники отсчитывают соответствующее количество предметов; воспитатель называет число, воспроизводит звуки, движения, а дети показывают цифрой следующее или предыдущее число, число, которое больше, меньше названного на единицу. Ребята играют в «Путаницу», цель которой — научить расставлять цифры по порядку.
На пятом занятии дети знакомятся с цифрой 5.
При знакомстве со всеми цифрами по порядку рекомендуется вначале демонстрировать числовую лесенку до того числа, которое дети уже научились обозначать цифрами, и предлагать обозначать количество предметов цифрами. На числовой лесенке могут быть разные предметы для обозначения разными цифрами одних и тех же предметов, но разного цвета, например 7 рядов кружков окрашены в цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а 8, 9, 0 — в розовый, коричневый, черный цвет.
Знакомство с цифрой 5 и последующими цифрами (б, 7, 8, 9) проводится аналогично. К числовой лесенке подстраивается соответствующее число
предметов. Дети считают их. Воспитатель обозначает их цифрой. При этом обращает внимание на конфигурацию каждой новой цифры, используя движение указкой по цифре, сравнение, стихотворные тексты. При знакомстве с цифрой 5 воспитатель произносит слова:
«А затем пошла плясать по бумаге цифра 5. Руку вправо протянула. Ножку круто изогнула». Дети рисуют в воздухе изучаемые цифры. Затем упражняются в выкладывании двух групп предметов на двух полосках карточек раздаточного материала и обозначении их цифрами (б и 7, 8 и 9).
В тех случаях, когда дети путают цифры, близкие по начертанию (1, 4, 7; 2 и 5,6 и 9,3 и 8), рекомендуется провести ряд упражнений на их различение: выводить цифры в воздухе, сравнивать, анализировать элементы цифр; например, у цифры 6 вверху крючок, а внизу кружок, а у цифры 9 внизу крючок, а вверху кружок. Цифра 9 — это как бы цифра б наоборот. Цифра 8 похожа на снеговик, а цифра 3 — на два крючка, цифра 2 похожа на плавающего лебедя и т. д.
В последнюю очередь дошкольники знакомятся с цифрой 0. Хотя эта цифра стоит на первом месте среди всех цифр, используемых для обозначения чисел, усвоение ее сложнее для детей, так как этой цифрой ничего не обозначается.
При знакомстве с нулем необходимо показать, с одной стороны, образование числа нуль и обозначение его цифрой 0, с другой — количественную характеристику числа 0 как совокупности, не содержащей в себе ни одного предмета, с третьей — использование цифры 0 для записи отдельных чисел больше девяти, в частности числа 10.
При знакомстве с образованием числа 0 проводятся упражнения на последовательное уменьшение какого-либо числа на 1. Например, воспитатель предлагает поставить 4 матрешки, а затем убрать одну, сказать, сколько осталось, и т. д. Когда не останется ни одной матрешки, спросить у детей: «Сколько теперь осталось матрешек?» (Ни одной.) Воспитатель объясняет, что когда нет ни одного предмета, говорят, что число предметов равно нулю и обозначается это цифрой 0 (показывает), спрашивает:
«На что похожа цифра 0?» (На овал.) Просит детей нарисовать цифру 0 в воздухе.
Подобные упражнения проводятся с другим дидактическим материалом на другом числе, например 3, когда дети последовательно отнимают по одному все предметы, а последнее число нуль обозначают цифрой 0.
При определении места числа 0 в натуральном ряду детям показывают числовую лесенку с изображением кружков от 1 до 9 и обозначением всех чисел цифрами.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что все цифры идут по порядку от 1 до 9 сверху вниз.
01
002
0003
00004
000005
0000006
00000007
000000008
0000000009
Педагог предлагает детям назвать в цифры, которые они знают, объясняет что других цифр нет, с помощью этих десяти цифр записываются все числа.
«Сейчас мы запишем цифрами число 10». Просит кого-либо из детей под 9 кружками на числовой лесенке поло жить 10 кружков, объясняет, что число десять записывают с помощью двух цифр: 1 и 0, цифра 1 ставится слева, а 0 — справа.
Итак, дети познакомились со все цифрами. В дальнейшей работе знания о цифрах закрепляются одновременно с представлениями о числах: о связях и отношениях между смежными числами, о независимости числа от качественных признаков предметов счета, их расположения, о количественном и порядковом счете, о составе числа из двух меньших чисел. Проводятся различные дидактические игры и упражнения, например игра «Найди соседей» или «Найди соседа», когда нужно цифрами обозначить смежные числа. Даются карточки, на которых цифрами обозначают 1 число («Найди соседей») или 2 числа («Найди соседа»). Дети должны найти цифры «соседи» среди мелких карточек и закрыть ими пустые гнезда.
Материал для игр.
1
2
3
4
1 3
2 4
3 5
4 6
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Проводится игра «Цифры заблудились». Цель: расставить все цифры по порядку. Игра «Угадай». Цель: словесно определить место каждой цифры в ряду цифр от, самой маленькой до самой большой. Детям предлагают загадывать загадки друг другу о цифрах. Вначале воспитатель дает образец загадок. «Какая цифра стоит перед цифрой 1?», «После цифры 3?», «Между цифрами 5 и 7?», «Какая цифра стоит перед цифрой 7?» и т. п.
После знакомства детей с составом чисел из двух меньших они «записывают» состав чисел с помощью цифр. Проводится упражнение с использованием пособия «Найди цифру». Вверху карты изображена цифра. Ниже в двух клетках — числа, из которых можно составить число, записанное цифрой вверху. Берутся все случаи состава того или иного числа.
3 4 5 6 7
1 1 1 1 1
2 2 2 2 2
3 3 3 3
4 4 4
5 5
6
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Проводится упражнение «Обозначь цифрой день недели». Воспитатель называет день недели, а дети цифрой показывают его порядковый номер, и наоборот, педагог показывает цифру, а дети называют день недели.
Наряду со знакомством детей с печатными цифрами проводятся упражнения, подготавливающие руку к письму цифр. Дошкольникам раздают тетради в клетку. Ребята обводят клетки в различных частях листа, рисуют по клеткам четырехугольники, круги, вписывают одни фигуры в другие, штрихуют, считают их.
В третьем квартале знания о цифрах используются при знакомстве с монетами, когда дети учатся различать монеты достоинством в 1, 2, 3, 5, 10 копеек.
При обучении детей решению задач цифры используются для показа чисел, о которых говорится в тексте, для записи действий сложения и вычитания с одновременным ознакомлением детей со знаками +, -, =.
Источник