Значимость развития лексики ребенка
Надежда Мельникова
Формирование лексики у детей дошкольного возраста
А. Кони: |
Слово – одно из величайших орудий человека |
Современная жизнь диктует свои законы. Хорошее владение речью – это искусство, которому нужно учиться. От этого зависят и социальный статус человека и профессиональная карьера. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими проблемы речевого развития, подтверждает, что чем раньше ребенок овладевает хорошей речью, тем меньше у него проблем с обучением в школе, тем реже возникают трудности.
Задача взрослых — помочь малышу овладеть речью. Но для этого надо четко представлять весь путь последовательного речевого развития ребенка в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.
Развитие детского лексикона можно условно разделить на несколько этапов:
1 этап – довербальный. Длится с рождения ребенка до времени появления первых сознательных слов – примерно до 12 месяцев. Это период формирования понимания речи. Ребенок поворачивает голову, когда ему показывают хорошо знакомые предметы, игрушки, выполняет несложные движения (делает «ладушки», машет рукой «до свидания», хотя еще не может обозначить словом совершаемые им действия.
2 этап (от 1 года) – вербальный. Это этап активного усвоения лексики родного языка. В процессе формирования лексики происходит не только увеличение количества слов в речи ребенка, но и уточнение их значений. Вначале значение слова полисемантично, аморфно и расплывчато. Оно может иметь несколько значений и обозначать и предмет, и признак, и действие. Например, слово «би-би» может обозначать и машину, и велосипед, и все что едет. Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение.
3 этап (от 2 до 3 лет) – самый благоприятный этап развития речи ребенка – овладение правилами и нормами родного языка. Важным показателем речевого развития этого этапа является появление к двум годам фразовой речи. В активной речи ребенка появляются различные части речи: глаголы, существительные, прилагательные, числительные, наречия. Активное развитие лексики в этом периоде повышает коммуникативные способности ребенка. При овладении ребенком достаточным словарным запасом, начинает развиваться связная речь, грамматические строй речи, совершенствуются звуковая сторона речи.
4 этап (с 3-х лет)- усвоение морфологической системы русского языка. В этом возрасте происходит значительное увеличение словарного запаса, у ребенка появляются вопросы о значении слов, ребенок сам пытается объяснять слова на основе их значений. К четырём годам формируется правильное звукопроизношение, интонационная сторона речи, а также умение выражать интонацией вопрос, просьбу, восклицание. К этому моменту ребёнок накапливает определённый лексический запас, который содержит все части речи. В этот период происходит становление монологической речи. Ребёнок уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше.
К старшему дошкольному возрасту набирает силу уточнение смыслового значения слов. У детей появляется большой интерес к слову и его значению. Словарь старшего дошкольника активно обогащается и за счёт слов, придуманных самими детьми. Словотворчество становится одной из важных особенностей детской речи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают связной речью, которая является мощным резервом их умственного развития.
Учитывая вышесказанное, можно сказать, что к старшему дошкольному возрасту, ребенок усваивает все основные модели родного языка, а словарь дошкольника этого возраста может рассматриваться в качестве национальной языковой модели.
Нарушения лексики у детей дошкольного возраста
1. Преобладание объема пассивного словаря над активным;
2. Неточное употребление слов, наличие вербальных парафазий;
3. Трудности актуализации словаря;
4. Несформированность семантических полей (смысловые замены слов);
5. Трудности формирования словообразовательных моделей;
6. Трудности формирования антонимов, синонимов;
7. Трудности выделения существенных дифференциальных признаков слов;
8. Ограниченность объема словаря, что затрудняет процесс коммуникации
Основные направления работы по формированию лексики у дошкольников
• Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, внимания, представлений, памяти и др.);
• Уточнение значения слов;
• Формирование семантической структуры слова, организация семантических полей, лексической системы родного языка;
• Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слов из пассивного в активный словарь
• Формирование словообразования.
• Расширение запаса синонимов и антонимов
• Формирование правильного употребления слова в связной речи.
Источник
ГБДОУ НАО «Детский сад п. Амдерма»
Развитие лексики ребенка в онтогенезе
Воспитатель-педагог
Мельникова Елена Николаевна
Развитие лексики в онтогенезе
Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими компонентами оформления высказывания. Нами рассмотрено большое количество взглядов, и выделены наиболее интересные или обще принятые. По данным исследований О.В. Правдиной развитие словаря происходит очень быстро как в количественном, так и в качественном отношении.
Количественное развитие словаря характеризуется следующими средними цифрами к году — несколько слов, к двум годам — 200-300 слов, к трем годам — 1500-2000 слов. О.В. Правдиной. Рост, словаря зависит от условий жизни и воспитания ребенка, поэтому в пределах средних цифр отмечается значительное колебание. Качественный рост словаря происходит по двум направлениям: а) по содержанию — обогащение и дифференциация смыслового содержания употребляемых слов и понятий, обозначаемых ими, б) по форме — постепенное овладение все усложняющейся ритмико-интонационной, звуковой и слоговой структурой слов.
Указанное развитие происходит с определенной постепенностью и последовательностью. Так усвоение частей речи (в чем выражается дифференциация смыслового содержания слов) происходит со следующей последовательностью: существительные это обычно первые слова, глаголы появляются почти одновременно с существительными, наречия — несколько позже. Некоторые формы местоимений появляются очень рано и прочно усваиваются.
Прилагательные начинают употребляться сравнительно очень поздно, числительные поздно и усваиваются во всем своем объеме очень длительно (с развитием счета). Служебные слова появляются в языке ребенка одними из последних. Причастия и деепричастия усваиваются только в школьном возрасте.
Выражением постепенного овладения различными частями речи могут служить следующие данные, взятые из таблицы Е.А. Аркина, характеризующие состав словаря ребенка в 4 года (при словаре в пределах 598-2346 слов) существительных 50,2%, глаголов 27,4%, прилагательных 11,8%, наречий 5,8%, числительных 1,9%, союзов 1,2%, предлогов 0,8%, междометий и частиц 0,9%. (Конечно, в отношении этих данных необходимо учитывать, что частота употребления различных грамматических категорий вообще не одинакова).
Речевое развитие ребенка можно разделить на четыре периода. Первый период. Словарь очень невелик, его составляют так называемые лепетные слова, т. е. слова-звукоподражания (ам-ам, му и т. п.), и слова, состоящие из одного слога. Первые слова являются аморфными (бесформенными), неизменяемыми словами корнями, когда один и тот же звуковой комплекс служит для обозначения самого предмета (часто даже и нескольких предметов), действия с ним или одного из качеств данного предмета. Употребление этих слов обычно сопровождается мимикой и жестом, несколько уточняющими их значение. Так, звукосочетание имеет следующие значения: а) кошка, мех, волосы (сопровождается обычно жестом поглаживания), объединение этих понятий говорит о выделении общего для них качества мягкости, пушистости, б) царапается, лакает молоко (сопровождается жестами, изображающими эти действия).
Таким образом, наблюдается многозначность многих «лепетных слов», а наряду с этим и суженность их содержания по сравнению со словами взрослого человека.
Появляющиеся двусложные слова состоят из двух повторяющихся слогов с ударением на первом слоге (мама, папа и т. д.).
У некоторых детей в этом периоде наблюдается преобладание развития ритмико-интонационной структуры слова над звуковым его оформлением титити — бисквиты и титити — кирпичи). Появление первых слов совпадает с началом употребления первых предложений. Первое предложение в речи ребенка — это аморфное слово. Первый шаг в дальнейшем развитии предложения состоит в объединении сначала двух, а затем и трех-четырех бесформенных слов: Мама каша дать, тата пать (спать). Развитие предложения у ребенка и состоит во все большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов (слов) и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой.
Второй период. Словарь быстро растет количественно (последовательность овладения различными частями речи уже была указана) С ростом словаря и усложнением его ритмико-интонационной структуры и уточнением его звукового оформления появляются и количественно нарастают различные виды искажений слоговой структуры слова, перестановки (говала-голова), сокращения слов (моко-молоко), вставки лишних слогов. Эти искажения часто обозначаются термином литеральные парафазии, но, в отличие от парафазий как явления патологического, детские парафазии довольно быстро самостоятельно изживаются под влиянием речи окружающих и оказываются проявлением активного словотворчества ребенка. Второй период характеризуется быстрым ростом разных типов как простого, так и сложного предложения. Начинается он с перехода от аморфных слов-корней к словам, морфологически расчлененным на элементы, причем этот процесс сразу охватывает ряд грамматических категорий (для существительного — единственное и множественное число, именительный, винительный, родительный падежи и уменьшительные формы; для глагола — повелительное, изъявительное, сослагательное наклонение, настоящее и прошедшее время повелительного наклонения). Уже в этом периоде появляется и постепенно развивается контроль над собственной речью и критическое отношение к речи окружающих, что относится больше к звуковой стороне речи.
Последовательность грамматизации тесно связана со значением изучаемых категорий; овладение этими категориями опережает усвоение внешнего выражения значения. Иллюстрацией, подтверждающей это положение, являются следующие факты: а) раннее усвоение существительных и глаголов, имеющих среди других частей речи наиболее конкретное значение, б) позднее усвоение прилагательных, обозначающих свойства, качества предметов, что является уже абстракцией более высокого уровня, а также употребление предлогов, появляющихся после усвоения соответствующих флексий, а, следовательно, и после появления понимания их значения.
В это время очень характерным является то, что формы слов употребляются всегда правильно по значению (по смыслу) и синтаксически, но в то же время нередко представляют нарушения морфологического характера.
Третий период. Период усвоения морфологической системы. Формы становятся устойчивыми. Этот период характеризуется обширным словарным запасом, овладением слоговой структурой (сначала слова из четырех-пяти слогов, а вскоре и более сложные слова). Одновременно с накоплением и усложнением словарного запаса происходит и развитие смысловой стороны речи — от конкретного значения к абстрактному.
Одновременно усваиваются все части речи, последовательность усвоения обусловлена все меньшей и меньшей конкретностью их значения.
Четвертый период. Уровень овладения языком очень высок: вся сложная система грамматики (синтаксического и морфологического порядка) освоена. Но это относится только к разговорно-бытовому стилю. Усвоение элементов литературного языка падает на школьный возраст — возраст овладения письменной речью (причастия, деепричастия, многие суффиксы отвлеченных понятий). Д.Б. Эльконин указывал, что расширение социальных отношений ребенка, изменение его деятельности и возможностей общения с окружающими взрослыми в дошкольном возрасте приводят к постепенному росту словаря.
М.Ф. Фомичева подразделяет детей на возрастные группы, также выделяя этапы формирования лексики у детей с нормальным речевым развитием: вторая младшая группа. У детей трех лет непрерывно идет процесс увеличения словаря как активного, так и пассивного. Если в два года у ребенка словарный запас составляет 250 – 300 слов, то в три года он имеет, как правило, 800 – 1000 слов. У детей трех лет наблюдается неправильность в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» — велосипед); перестановка в слове слогов («замукальные» – музыкальные); перестановка в слове звуков («певрый» – первый); пропуски в слове звуков. Иногда дети, чтобы избежать стечения согласных звуков, вводят дополнительные согласные, которые постепенно исчезают.
Средняя группа. К четырем годам активный словарь достигает 1900 – 2000 слов. В словаре детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляется образование слов по аналогии.
Старший возраст. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500 – 3000 слов. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода. Вместе с процессом накопления слов у детей идет процесс качественного усовершенствования их произношения. Мы уже не встречаем пропусков, перестановок слогов и звуков. Эти явления могут быть только в некоторых трудных малознакомых словах (Экскаватор).
Подготовительная группа. Дети старшего дошкольного возраста имеют большой словарный запас –3000 – 3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими. Несмотря на довольно большой запас слов, речь ребенка иногда бывает, бедна, потому, что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их обиходный, активный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в них свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорен просторечными словами и оборотами.
Лексика — словарный состав языка, который в онтогенезе ребенка развивается постепенно по мере развития мышления, речи. Лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется, то есть упорядочивается. Таким образом одна из главных задач дошкольного педагога – способствовать правильному развитию лексики ребенка в условиях детского сада, с помощью дидактических упражнений, развивающих игр.
Источник
Библиографическое описание:
Павлова, И. Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста / И. Ю. Павлова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 212-215. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/1934/ (дата обращения: 28.07.2020).
Проблемы и
задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны
всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое
внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько
велико, что задачи по её формированию занимают особое место в
воспитании.
Слово
вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём,
помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным
участником в жизни общества. Слово является основным средством
коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством
регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и
предметное окружение.
В
дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который
позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно
обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и
радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие
словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Словарь – это
лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на
активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека
меньше объема пассивного.
Развитие словарного запаса
при нормальном развитии ребёнка приводится в таблице:
Количественный рост
словарного запаса по Штерну
От 1 до | в 2 | в 3 | в 4 | в 5 лет |
100 | 300-400 | 1000 – | 1600 | 2200 |
Из данных
таблицы видно, что у детей дошкольного возраста развитие словарного
запаса происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте.
Особенность
словаря дошкольника — это значительно меньший его объем по
сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений
об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.
Для развития словарного
запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество
(точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько
полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо
знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями.
Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать
ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и
употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет
благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк,
зоопарк и др.
По мере
развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь
систематизируется, упорядочивается, складываясь в семантические поля
или образования слов, объединенных по смыслу.
Р.И
Лалаевой выделены следующие направления развития словаря:
Расширение объема словаря
Уточнение
значения словаРазвитие
структуры значения словаФормирование
семантических полей и лексической системностиРасширение
связей между словами в лексиконе.
Методика
развития речи дошкольником предлагает такой тип занятий, который
построен в форме игры. Это облегчает усвоение материала, развивает у
детей слуховое внимание, способствует правильному восприятию речи.
Подача материала,
направленного на обогащение словаря, в форме игры учит малышей
соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно
произносить простые и многосложные слова, отвечать на вопросы.
Цель при проведении
подобных занятий одна: пополнение словарного запаса.
Педагоги
широко используют дидактические игры, которые не только позволяют
всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у
детей навыков словарной деятельности.
Дидактическая
игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое
явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного
возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью,
и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в
дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать,
обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.
В
зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три
вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.),
настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все
эти игры можно успешно использовать для активизации словаря
дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они
основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению
ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними,
кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.
Играть
в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего
интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем
дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются
движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления
ребенка
Наиболее
сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием
предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры
имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них
дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и
умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические
ошибки.
Словесные
игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для
подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают
умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на
поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли,
применять знания.
Дидактическая
игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное
(познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно
является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети,
играя, учатся.
Игровые
приёмы по формированию словаря у детей раннего возраста:
Игра: «Холодно
– Горячо».
Цель:
Обогащение словарного запаса существительными
Содержание.
Взрослый просит детей закрыть глаза, затем прячет предмет и задает
вопрос: «Где мишка?» Дети ищут предмет в комнате по
подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее.
Горячо». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям
запомнить новое слово.
Игра:
«Опиши предмет».
Цели:
Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений
о предмете.
Содержание.
Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например,
взрослый обследует яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает
шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно
большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое.
Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое.
Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке,
взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко
сладкое (кислое, кисло-сладкое)».
Игра
«Чудесный мешочек»
Цели:
Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение
представлений о признаках предметов.
Оборудование.Нарядно
оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к
одной лексической группе («Посуда», «Овощи»
или др.)
Содержание.
Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых
относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют,
выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек,
нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка».
Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка,
рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок
берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и
вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее
количество игрушек.
Усложненный вариант
(для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из
мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из
которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный,
деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий,
шероховатый, скользкий, холодный).
Игра «Почта»,
«Укрась елку» «Волшебное дерево»,
«Тематическое лото», «Домино»
Игра
«Посылка»
Цели:
Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках
предметов, развитие связной речи.
Оборудование. Предметы,
коробки по количеству игроков.
Содержание. Каждый ребенок
получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый
игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его.
Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.
Игра
«Аналогии»
Цели:
Активизация существительных с обобщающим значением, развитие
понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного
компонента лексического значения слова)
Содержание.
Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса –
зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово
обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения
(или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик,
транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые –
кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.
Игра
«Съедобное – несъедобное»
Цели:
Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность,
одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие
слухового внимания, общей моторики.
Содержание.
Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был
назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку
нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча.
Аналогично проводятся игры «Живое -неживое»,
«овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние
животные», «Птицы – насекомые», «Одежа
– обувь» и др.
Игра «Я знаю
пять…»
Цели:
Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания
родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта
значения слова).
Содержание.
Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает
игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом
стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее
слово: «Знаю» – и передает мяч дальше. Третий
игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых».
Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех
пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается
дальше.
Игра
с мячом «Ассоциации»
Цели:
Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей
моторики.
Содержание.
Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак
предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово,
обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак0, и возвращает
мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж,
холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.
Возможно проведение игры на
материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без
нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему
нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме
«Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть
представлены соответствующие картинки. Примерный лексический
материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля;
маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.
Игра
«Я собрал в огороде…»
Цели.Расширение
объема словаря, развитие слуховой памяти.
Содержание.
Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на
огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и
добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде
огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное
предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на
огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до
первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В
зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию:
«Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…»,
«Я видел на улице….», «В лесу живет….»,
«На кухне есть….» и т.д.
Игра
«Назови другим словом»
Цели.
Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.
Содержание.
Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч.
Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются
образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч.
Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к
подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.
Игра
с мячом «Скажи наоборот»
Цели.
Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.
Содержание.
Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит
слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать
антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть
мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг
вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на
которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая
свои слова.
Литература:
Алексеева
М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников. – М.: 2000г.Бондаренко
А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: 1974г.Бородич
А.М. Методика развития речи детей. – М.: 1981 г.Колунова
Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи
старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №»9 .Сохин
Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: 1984г.Тихеева
Е.И. Развитие речи детей. – М., 1992Удальцова
Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-М.:
1976г.Ушакова
О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. – М.: 1993г.Ушакова
О.С. Развитие речи дошкольника. – М., 2001Ушакова
О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи //
Дошкольное воспитание. – 1981 г. № 2.Эльконин
Д.Б. Детская психология. – М., 1999Швайко
Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: 1983г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, слово, словарный запас, предмет, мяч, расширение объема словаря, взрослый, игрок, содержание.
Источник