Значение творческой деятельности для развития ребенка
Творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в
отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле.
Творческая деятельность – одна из наиболее продуктивных в детском возрасте. Все мы в детстве рисовали,
лепили, пели, танцевали. Эти действия жизненно необходимы, человек всегда творит, только с возрастом потребность в этом у большинства людей угасает. Нужно отметить, что до определенного возраста
фактически вся деятельность ребенка может быть названа творческой, созидательной.
В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру.В игре дети больше
всего проявляют свои наклонности, по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. В каком-то смысле игра – это почва, питательный раствор для проявления детского творчества. В спонтанных детских
играх, не обусловленных четкими правилами, наиболее полно проявляется детское воображение. Игры детей по сути своей есть зачатки искусств и различных видов человеческой деятельности. Зачатки
театра, соревнования, армии, суда – через игру ребенок познает мир и проявляет свои творческие способности.
Другое понятие, обуславливающее творчество детей – воображение. Этот феномен подробно исследовал в
своих работах замечательный советский психолог Л.С. Выготский. Он уделял воображению ребенка особое внимание, проводя определенную черту между воображением взрослых и воображением детей.
Выготский утверждал, что наиболее полноценно эта психическая особенность проявляется у взрослых, следовательно, детям нужно обеспечивать все условия для развития воображения – только так человек
может нормально развиваться.
Для того, чтобы творческая деятельность ребенка развивалась, ему нужно получать больше опыта,
впечатлений любого характера. Ему нужно больше «кубиков», больше частичек реальности, чтобы было больше вариантов для их комбинирования. Ребенок, чей опыт впечатлений беден, не сможет себе
представить картину, которую описывает ему преподаватель – будь то картина сражения на уроке истории, взаимоотношение героев и их внешний облик на уроке литературы или объемная фигура на уроке
геометрии. Именно в этом проявляется ценность творчества для общего развития.
Без развития детского воображения, без наполнения ребенка опытом живых впечатлений могут возникнуть
самые банальные трудности в учебе, а затем и в дальнейшей жизни, ибо для большинства профессий, хотя мы редко об этом задумываемся, требуется достаточно развитое воображение, чтобы продуктивно
работать.
В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие
предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать
придуманное. Иногда мы, даже не подозревая, развиваем творческие способности детей посредством игр и общения. Но для гармоничного развития необходима последовательность и методичность. Например,
играя в развивающие игры, не стоит доводить ребенка до пресыщения. Как только вы чувствуете, что интерес начинает ослабевать, игру лучше отложить. Но и долгие перерывы делать тоже нельзя.
Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей.Программа должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. К наглядным методам
относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, определять, на что они похожи. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы,
беседы. Например, совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных
моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы, можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.
Детское творчество многогранно и разнообразно. Художественное творчество включает широкий круг разных
видов деятельности ребенка. Любые рисунки, вышивки, поделки из бумаги, глины, пластилина, аппликации, оригами, художественные композиции, литературные произведения входят в эту группу. Взрослые
участвуют в процессе творчества, помогая детям осваивать необходимые техники. С возрастом у детей могут меняться интересы, а с ними и виды художественного творчества. Смена интересов к
изобразительной деятельности, танцам, музыке, литературе, драме вполне нормальна – ребенок ищет себя. Самый распространенный вид творчества – изобразительное. Все дети любят рисовать, к 4-5 годам
он уже рисует знакомые предметы, а в 9-10 лет его рисунок становится осмысленным рассказом с игровым сюжетом. Еще Аристотель отметил, что рисование положительно влияет на развитие личности. Это
подтверждают современные психологи. Первыми задатками литературного творчества можно считать первые попытки ребенка в 1-3 года манипулировать звуками и сочетать между собой разные слова. В это
время его нельзя отделить от других видов деятельности: ребенок, рисуя на бумаге, одновременно сочиняет целую историю и напевает песенку. Уже учась в школе, дети начинают понимать ценность
литературного произведения, учатся писать сочинения, эссе и рассказы. Не все проходит гладко, порой рисунки бывают непонятны, а в сочинениях встречаем фразы, которые называют юмором детей. Это
неважно. Важно, что ребенок пробует себя в том, что ему раньше было неизвестно.
Техническое творчество помогает
определиться с профессией, формирует интерес к технике и небольшим научным исследования, раскрывает в детях изобретательские способности. На уроках труда, в кружках, центрах детского творчества
дети с удовольствием мастерят приборы, механизмы, модели и другие технические объекты.
Музыкальное творчество взрослые
часто не ценят, но для самого ребенка оно важно. Через игру на музыкальных инструментах, ритмику, пение помогают развиваться зрительно-пространственной координации, музыкальному слуху и моторике.
Элементы музыкального творчества появляются, наверное, самыми первыми. Ребенок может двигаться под музыку еще до того, как начал ходить.
Детское творчество помогает развитию всех сторон личности ребенка. Этот сложный процесс начинается с накопления ребенком
информации из окружающего мира. Затем он сравнивает и систематизирует накопленные знания. Переработав множество материала, ребенок создает свое, дотоле никем не созданное. Конечно, творческое
воображение и результат самого творчества зависят от накопленного им опыта, от его окружения и интересов. Большое влияние на творческие процессы оказывают возраст ребенка, его индивидуальность,
его характер, воспитание и оценка окружающими его деятельности. Результат детского творчества часто имеет малую ценность, особенно, если смотреть глазами взрослого человека, умного и опытного.
Ребенку важен сам процесс, важно возможность создания нового. Если взрослые хвалят ребенка и его работу, он испытывает душевный подъем и готов к новым творческим успехам.
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания
Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
Елена Лаврешкина, социальный педагог ГБУСО МО «Клинский ЦСПСиД «Семья»
Источник
«Значение художественно – творческой деятельности в формировании личности ребёнка»
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При организации восприятия при организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Обучение изобразительной деятельности без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями.
Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.
На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.
Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни.
Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Источник
Значение художественно-творческой деятельности для всестороннего воспитания и развития ребенка.
Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого — Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель — и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важны занятия с детьми художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
В 60-70-х годах и по настоящее время проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно — творческих способностей у детей предшкольного и младшего школьного возраста занимались Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова (в области лепки), Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Г. В. Лабунская (в выделении этапов формирования детского художественного творчества в области рисунка). Учёными был введён термин «художественно-творческие способности», исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы работы с детьми. Специально ни содержание, ни структура художественно- творческих способностей ими не определялись.
К педагогическим условиям, способствующим развитию художественного творчества детей, относится изменение стиля общения детей с педагогом и друг с другом на основе личностно-ориентированной модели. Ребенок, активный субъект творческой деятельности, свободно общается с искусством, осваивает термины и понятия, связанные с ним, расширяет границы своей деятельности по собственному желанию и инициативе.
Широкое предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, соответствующая организация педагогического процесса, способствующая накоплению впечатлений, эмоций, опыта, последующее использование результатов детской художественной деятельности – необходимые условия формирования художественно-творческой деятельности.
Как правило, дети любят рисовать. Тем самым они получают возможность передавать, то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это в свою очередь, создаёт условия для всестороннего воспитания и развития детей.
Рассмотрим особенности влияния художественно-творческой деятельности на основные качества развития личности.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдение. Для того, чтобы нарисовать предмет, надо предварительно хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, расположение частей, цвет.
Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем уже знакомы. Большей частью они создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу воображению. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображений в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений и т.п. О многом дети узнают из устных рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления их знания о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движение рук. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного положения предметов окружающего мира. При организации восприятий предметов и явлений важно обратить внимание детей на изменчивость форм величин (ребенок и взрослый), цветов (спелая и неспелая ягода, растения в различные времена года), разные и пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюёт зёрнышки и т.п.); детали конструкций так же могут быть расположены по-разному.
Занимаясь художественно-творческой деятельностью-рисованием, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краска, мел и другие), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Дети осваивают так же опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). Овладение этими действиями способствуют их умственному развитию.
На занятиях по рисованию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, а так же при рассматривании иллюстраций, репродукции картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Воспитатель так же активно привлекает детей к объяснению задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, высказывают суждения о работах других детей. Использование образных сравнений, стихотворений для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.
При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность, любознательность.
Непосредственное, чувственное, знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Изобразительная деятельность тесно связано с сенсорным воспитанием.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве. Дети определяют, называют эти свойства, сравнивает предметы, т.е. производит умственные действия. Таким образом, художественно-творческая деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.
Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке дети передают явления общественной жизни.
Значение занятий художественно-творческой деятельностью для нравственного воспитания заключается так же в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умения доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Групповые занятия изобразительной деятельностью содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (обычно два ребенка пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т.д.). В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнение общей работы, возникает стремление помочь друг другу. В этом случае каждый старается лучше выполнить свою фигурку, чтобы общая работа выглядела красиво, чтобы не подвести товарища и результат порадовал всех. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
На занятиях рисованием детям предлагается создать рисунок, открытку празднику, приготовить пригласительные билеты, сделать из бумаги ко дню рождения товарища. Такая направленность занятий способствует воспитанию внимательного, заботливого отношения к близким, доброжелательности. В процессе выполнения рисунка, аппликации ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были им вызваны. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их творчеству. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку воспитателя. Похвала всегда радует (о том, что его работа отмечена воспитателем, рассказывает всем), отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицания следует очень осторожно: если все время хвалить ребенка у него может сформироваться завышенная самооценка, и наоборот, если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал у него появляется неуверенность, может закрепиться прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности. Очень важно правильно организовывать коллективные просмотры работ в конце занятия: приучать быть внимательными к творчеству товарищей, справедливо и доброжелательно оценивать их работы, радоваться не только своей, но и общей удаче.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность учит детей преодолевать трудности, проявлять трудовые умения, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставленным им на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение. На занятиях у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; малыши приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, ножниц, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, клея и другого, возможности и особенности работы с ними. Дети овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таким волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят к подготовке к занятию и уборке рабочих мест. Нередко вся подготовка к занятию возлагается на дежурных. Это не верно. Старшие дети должны сами готовить себе рабочее место и важно приучать к этому их. Уже с младшего возраста необходимо развивать у каждого воспитанника трудовые навыки, приучать его начинать работу лишь тогда, когда все приготовлено, а по окончании все принадлежности убирать в определенное место, оставляя в порядке свой стол.
Занятия по изобразительной деятельности можно и нужно использовать для изготовления полезных предметов: атрибутов для игр, коробочек для наглядных материалов и т.д. Старшие дети могут изготовить предметы для игр малышей: вырезать и наклеить домино, лото, сделать бумажных кукол с их нарядами. Такая общественно-направленная деятельность имеет большое значение для трудового и нравственного воспитания.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создается благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (форма, величина, цвет и т.д.) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик – стройность формы, красоту цвета и т.д. На разных уровнях эстетического развития детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще недостаточно для создания изображения. Знакомство с предметом, который будет изображен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Например, внимательно рассмотрев березку, толщину ствола, направление веток, цвет того и другого, следует вновь подчеркнуть её стройность, тонкость ветвей, их плавный изгиб. При этом снова возникает эстетическое чувство. Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать их красоту, использовать образное сравнение.
Развитие у детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, легкий, радостный, праздничный, живой и другое. Для эстетического воспитания воспитание детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Источник