Значение трудовой деятельности для развития ребенка

Значение трудового воспитания дошкольников.

Воспитание должно развить в человеке

привычку и любовь к труду; оно должно

дать ему возможность отыскать

для себя труд в жизни.

К. Д. Ушинский

      Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.
В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности. В коллективе ровесников ребенку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей. Воспитатель может активнее влиять на каждого ребенка и вместе с тем формировать черты коллективизма (например, дежурства, еженедельная коллективная уборка комнаты вместе с воспитателем и его помощником).

      Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека.

Специфика детского труда заключается в следующем:- ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей; в детском труде нет    результата;
— труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;
— трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;
— труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;
— особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;
— дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;
— действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;
— своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение с взрослым, общественно значимые мотивы);
— дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;
— детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;

Основные методы и приемы, необходимые для руководства разными видами детского труда:

-определить цель труда (если ребенок сам ставит цель — что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо внести другое предложение);                                
-помочь ребенку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;
-учить элементам планирования работы (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д.);
-показывать и объяснять (или напоминать), как лучше это сделать; советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность;
-пробудить интерес к предстоящему делу, поддерживать и развивать его в ходе работы;
выяснить, что уже сделано и что еще можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;
-вспоминать вместе с ребенком основные «трудовые правила» (работать старательно должен каждый, необходимо помогать старшим, младшим и т. д.);
-поощрять старательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;
-систематически проверять вместе с ребенком ход, результаты работы и оценивать ее, уделяя особое внимание проявленному ребенком терпению, самостоятельности и инициативы, настойчивости в достижении цели;
-подключать ребенка к своему труду, подавать пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);
-организовать совместную работу со старшими и младшими членами семьи, вместе обсудить мотив и предполагаемый результат намеченного дела, определить долю работы каждого, посоветовать, как помочь младшему брату (сестре), напомнить правила поведения и взаимоотношений во время общего труда (личная старательность, добросовестность, дружелюбие в отношениях с партнерами), -использовать поощрение, научить ребенка выполнять требования, проверять, оценивать и обсуждать результаты труда и вклада каждого в общее дело;
-пробуждать инициативу и находчивость (задавая вопросы, что можно сделать, как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное принятие решения);
-поставить ребенка перед необходимостью сделать выбор и помочь принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала лучше закончить работу, иначе не успеть приготовить подарок к завтрашнему дню);
-читать художественные произведения, посвященные людям труда, рассматривать с ним иллюстрации, обращать внимание ребенка на то, как трудятся люди (на прогулке, в магазине и т. д.)

Согласно ФГОС развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста происходит в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе. Также выделяют ручной и художественный труд.

Читайте также:  Этапы развития ребенка 1 года жизни

В условиях ДОУ воспитание труда у детей начинается с 1-й младшей группы, где основой становятся формирование навыков самообслуживания, продолжается до подготовительной группы.

Такие виды труда как : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд — в старшей и подготовительной группах. Поручения в младшей группе являются ведущей формой организации труда.

В средней группе возрастает объём трудовых задач и в старших достигает максимума. В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата. Именно в старшей группе закладывается основа трудовых умений детей. В подготовительной же группе сформированные навыки и умения совершенствуются.

Считаю, что работа по формированию и развитию трудовой деятельности детей должна быть неразрывно связана с творчеством и порывом, мастерски, педагогически точно направляемым взрослым, педагогом.

Не побоюсь утверждать, что труд детей дошкольного возраста является одним из важнейших средств воспитания. По моему мнению, процесс воспитания детей в детском саду должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость — необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.

Содержание образовательной области «Труд» в дошкольном учреждении направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение таких задач:

• развитие трудовой деятельности;

• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

• формирование привычных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Труд всегда был основанием для человеческой жизни, создания благополучия человеческого бытия и культуры в целом. Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться с игры. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за сохранность игрушек, чистоту и порядок в том месте, где находятся его игрушки и где он играет. И это потом закрепляется в детском саду. В дошкольном возрасте начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребенок приобретает в общении со взрослыми и сверстниками первые жизненные ориентиры. В силу возрастных особенностей ребенок не создает, а потребляет ценности. Возможность реализоваться в труде у ребенка ограничена. Но дети дошкольного возраста любознательны, эмоциональны и подражательны, для них характерно стремление к деятельности. Поэтому воспитание отношения к труду как первостепенной человеческой ценности в этом возрасте особенно важно.

В системе совместной деятельности большое место отводится взаимодействию детей и взрослых в трудовой деятельности. Выдающийся философ Кант говорил о том, что рука — это выдвинутый вперед мозг человека. Чем больше будет развиваться рука ребенка, тем успешнее будет осуществляться его развитое. Поэтому трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей детей дошкольного возраста. Трудовая деятельность способствует формированию культуры межличностных отношении.

Очень важно сформировать у ребенка положительное отношение к труду и чрезвычайно важно, чтобы в дальнейшем он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребенка должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению

Таким образом, формирование предпосылок трудовой деятельности и положительного отношения к ней осуществляется в процессе занятий с детьми различными видами продуктивной деятельности:

— в бытовом труде;

— при занятиях рукоделием;

— в конструктивной деятельности.

Бытовой труд менее интересен для ребенка, так как в нем ребенок не видит ощутимых результатов момента созидания. Он не может использовать результаты такого труда в дальнейшей деятельности. Но этот труд подготавливает ребенка к жизни в социуме.

При занятиях другими видами трудовой деятельности ребенок видит результаты своего труда. Формирование у ребенка определенной позиции «Я сделал это сам» важно для его развития. Получение результата труда становится для ребенка важным критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу. В то же время постоянные неудачи не только огорчают его, но и постепенно формируют негативное отношение к данной деятельности, разочарование в собственных силах.

Трудовое воспитание детей начинается с младшего возраста и осуществляется педагогами последовательно и систематично. Его цель — воспитание у детей желания трудиться. Трудовое воспитание включает в себя:

Читайте также:  Деятельность ребенка для умственного развития

— самообслуживание:

— хозяйственно-бытовой труд;

— труд в природе.

В каждой возрастной группе используются эти виды труда и задачи, которые решаются в процессе трудовой деятельности, разные методы и приемы. В процессе любого вида труда решаются задачи всестороннего развития: умственного, физического, нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями труда, что способствует умственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз; вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результатов труда.

Чтобы у детей возникало желание трудиться, учитываем следующие моменты при организации трудовой деятельности:

— продумать мотивацию, чтобы вызвать интерес к этому виду труда. Ребенок сам должен захотеть выполнить эту работу и обратиться к вам за помощью или советом;

— данный труд по объему и сложности должен быть посилен для ребенка. Предлагаемый вид труда должен немного опережать возможности ребенка, чтобы он мог овладеть новыми способами или же основываться на уже приобретенных навыках и умениях;

— педагог должен быть внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять и поощрять проявление настойчивости, терпение, желание довести работу до конца;

— усилия детей направлять на выполнение настоящего дела и получение практического результата.

Деятельность по формированию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего возраста путем индивидуального обучения. Происходит в течение всего дня. Особенности возрастного взаимодействия взрослого и ребенка при обучении этим навыкам:

• 2—3 года — терпеливое обучение;

• 3—4 года — продолжать знакомить, разъяснять,

• 4—5 лет — добиваться качества выполнения;

• 5—6 лет — совершенствовать навыки и закреплять;

• 6-7 лет — создавать ситуации для провокации навыков («Сегодня мы не будем мыть руки перед обедом») .

Трудовые навыки формируются при привлечении детей к совместной деятельности, где идет коллективная работа.

Привлечение детей к участию в деятельности

Данная задача решается во второй младшей группе. Но развитие этого вида совместной деятельности происходит тогда, когда развиваются активные отношения ребенка со сверстниками. Все это происходит в продуктивной деятельности, когда ребенок учится работать коллективно. Главная задача педагога: создать атмосферу совместной работы, ее общего обсуждения и планирования, увлечь детей перспективой получения совместного продукта.

Учитываются такие требования к организации совместной работы:

результат работы каждого ребенка должен быть виден;

— ребенок сам выбирает объем и вид работы в общем деле;

— воспитатель оказывает прямое или косвенное влияние на организацию совместной деятельности детей: распределение работы, координацию действий, выработку общего плана.

А. С. Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи.

Своеобразие детского труда:

1. Ребенок не создает общественно значимых материальных ценностей.

2. Труд детей носит воспитывающий характер.

3. Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой..

4. В процессе труда у ребенка формируются непрофессиональные навыки и умения, а навыки, помогающие ребенку стать независимым, самостоятельным.

5. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер.

6. В детском труде формируются все компоненты деятельности (цель, мотив, планирование, сам процесс деятельности, результат), но они находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения.

Своеобразно осуществляется у детей и процесс планирования трудовой деятельности. Планирование — важный компонент труда. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку, как отдельных этапов, так и результата в целом.

Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность. Но и в старшем дошкольном возрасте планирование специфично. Дети планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда, и намечают лишь основные этапы, но не способы исполнения.

Не предусматриваются контроль и оценка работы. Словесное планирование отстает от практического — ребенок не может составить план работы, но действует последовательно.

Для трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста характерен интерес к самому процессу действий. Например, ребенок, полив растения, начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки на столе, начинает раскладывать по второй.

Своеобразно отношение детей к результату труда. Для младших дошкольников зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого.

Читайте также:  Что включает эмоциональное развитие ребенка

Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. В 5-7 лет у детей уже могут появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

Итак, трудовая деятельность со всеми ее компонентами свойственна детям дошкольного возраста, хотя она и имеет свои особенности.

Трудовое воспитание в дошкольном возрасте имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие является одним из определяющих нравственных качеств личности и наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте.

В посильной трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения, у них формируются волевые качества, умения планировать свою работу и предвидеть, оценить ее результат. Последнее имеет большое значение при подготовке детей к обучению в школе.

Таким образом, своевременное приобщение ребенка к трудовой деятельности

Позже даст свои результаты.

Источник

                                                   Значение труда в дошкольном возрасте.

Труд — важнейшее средство в  воспитании   детей дошкольного возраста , в процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь   процесс  трудового  воспитания детей в детском саду,  должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для всего  коллектива, относиться к работе с любовью, видеть в ней  как — необходимое условие для проявления творчества личности.
Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним  из самых основных элементов.
А. С. Макаренко. Труд основа человеческой жизни.
Труд — это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А. С. Макаренко.  Труд  это  то,  что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия.

                                                         Виды труда

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах — оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то  в   старшем  дошкольном  возрасте  этот труд  для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных   потребностей   ребенка. Ежедневное выполнение   трудовых   заданий ,  приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени. Самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все  необходимое  без требований из вне. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться систематической работой в детском саду и семье. Самообслуживание является основным видом труда  ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует  у  них  самостоятельность,  уверенность в своих силах.
                                                               Труд детей в природе.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных  знаний  о почве, посадочном материале,  орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности, воспитывает у   детей  интерес  к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов,  осуществляется эстетическое воспитание детей.
Ручной труд — развивает конструктивные способности детей,  практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе,  умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, красивее, аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся  и   осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
 На опыте дети  усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.
Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Работа с природным материалом — листьями, желудями, соломой, корой и т. д. — дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

Источник