Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка
Значение трудового воспитания в развитии личности дошкольника.
Значимость трудового воспитания трудно переоценить в плане формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста. Для того чтобы сформировать у ребёнка положительное отношение к труду, чрезвычайно важно, чтобы он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребёнка обязательно должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению. Именно этим требованиям отвечают продуктивные виды деятельности — конструирование и различные виды рукоделия, — в отличие от бытового труда, в котором часто исключён момент созидания, что лишает его привлекательности для ребёнка.
Формирование предпосылок трудовой деятельности и положительного отношения к ней более целесообразно осуществлять в процессе занятий с детьми разнообразными продуктивными видами деятельности и в ходе организации их самостоятельной практической работы.
Младшему дошкольнику замотивированный, интересный трудовой процесс приносит радость.
Ребёнок старшего дошкольного возраста может сделать что-то реальное, поставить чёткую цель и добиться качественного результата. Он владеет многими навыками и умениями, необходимыми для выполнения различной работы, и у него сложилась чёткая структура деятельности. Получение результата становится для ребёнка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок старшего дошкольного возраста получил в продуктивной деятельности результат, чувствовал гордость и удовлетворение от выполнения сложной работы. Предлагаемые виды работы должны лишь немного опережать возможности детей, чтобы они смогли овладеть новыми способами, или же основываться на уже приобретённых детьми навыках и умениях;
Педагогу важно поддерживать у ребенка уверенность в своих силах, одобрять и поощрять проявления настойчивости, терпения, желание довести работу до конца; поддерживать усилия детей на выполнение настоящего дела и получение практического результата.
1. Современные требования к организации трудового воспитания детей дошкольного возраста
В современных условиях формирования растущей личности будущего гражданина особая роль отводится трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. В системе дошкольного образования посильный труд, связанный с жизнью ребенка в детском саду и дома, с его интересами и потребностями является одним из основных видов деятельности и важным воспитательным средством.
Главная задача трудового воспитания — формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей трудовой деятельности, на основе учета возрастных особенностей ребенка.
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить в труде цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий поставленной цели. При этом необходимо строго учитывать особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста, их возрастные и индивидуальные особенности.
Каковы же основные условия формирования у ребенка сознательного отношения к труду, для формирования умения сознательно ставить цель труда, каковы методические приемы развития у ребенка способности планировать работу и достигать результат?
1) Постановка цели. Цель перед ребенком дошкольного возраста вначале ставится педагогом. Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления, быть посильна ребенку. Особую роль в формировании целенаправленной трудовой деятельности имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.
Мотивы трудовой деятельности следует рассматривать в развитии, по мере накопления ребенком опыта трудовой деятельности, практических умений и навыков работы. Мотивы делят на внешние и внутренние, личные и общественные.
2) Планирование труда. В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата.
Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.
Элементарное планирование могут выполнять дети с 5 лет. Умение планировать деятельность складывается постепенно из тех простых действий, которые необходимо выполнять в логической последовательности. Но уже со второй младшей группы можно приучать детей к определению последовательности работы (элементарное планирование): перед прогулкой убрать игрушки (кукол посадить на свои места, кубики сложить в коробки); перед мытьем рук сначала закатать рукава, затем намочить руки водой, затем намылить мылом, потом смыть мыло под водой и насухо вытереть руки полотенцем. Последовательность действий определяется педагогом, дети постепенно приучаются придерживаться этой очередности в работе. На основе этих элементарно простых подходов к планированию действий маленького ребенка постепенно подготавливается возможность для перехода к более сложным формам планирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Следует отметить, что без обучения у детей долго не складываются умения планировать работу, сохраняется примитивное манипулирование предметами для труда.
Очень важным моментом в планировании труда является определение логической последовательности трудовых действий, представляющее для ребенка простейший план деятельности (использование моделей последовательности умывания, дежурства, одевания на прогулку, процесса закаливания). При отсутствии навыков планирования ребенок становится на путь проб и ошибок, что приводит к бесцельной трате энергии, вызывает чувство неудовлетворенности полученным результатом. Чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, необходимо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагаются вопросы: «подумай, как ты будешь это делать? С чего начнешь работу? Какие инструменты тебе будут нужны? Сколько и какие материалы тебе понадобятся?»
Следует ставить детей в условия необходимости предварительно обдумывать процесс деятельности. Если задача ясна, то дети старшего дошкольного возраста выполняют предложенную работу самостоятельно и успешно.
3) Результат труда. Трудовая деятельность всегда предполагает целесообразную направленность усилий на достижение результата. В этом состоит особенность труда.
В труде результат — обязательный компонент деятельности. Но его достижение нельзя рассматривать как главную задачу, ради которой эта деятельность организуется в детском саду. Достижение результата имеет значение, прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду. Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. Большое педагогическое значение в воспитании у детей интереса к труду имеет сравнение результатов их деятельности. Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. Воспитывая интерес к труду у детей дошкольного возраста, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Важно, чтобы ребенок осознавал свои достижения. Эти достижения следует отмечать и доводить до сведения всех воспитанников.
Виды труда
Вне зависимости от реализуемой в ДОУ или в группе образовательной программы дети дошкольного возраста должны овладеть следующими видами труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
1. Труд по самообслуживанию (навыки одевания, еды, пользования туалетом). Начинается со второй младшей группы. Перечень КГН и навыков самообслуживания достаточно полно приведен в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой.
2. Хозяйственно — бытовой труд. II младшая группа — дежурство по столовой со второй половины учебного года; мытье игрушек, стирка кукольного белья, уборка игрушек, мытье стульчиков — со средней группы. Во второй младшей группе используются поручения, выполнение которых организуется совместно с педагогом (кормление рыбок, поливка растений, рыхление, расстановка игрушек). В старшем возрасте дети самостоятельно наводят порядок в игровых уголках, стирают кукольное белье, моют детскую мебель.
3. Труд в природе (в уголке природы и на участке). Начиная со второй младшей группы, дети учатся ухаживать за растениями и животными, понимать значимость действий человека по отношению к живым объектам.
4. Ручной труд. Используется в старшем дошкольном возрасте.
Современные педагогические технологии в организации труда детей дошкольного возраста
Для формирования навыков трудовой деятельности сегодня необходимо использовать современные педагогические технологии, позволяющие оптимизировать процесс обучения детей трудовым навыкам и умениям. В качестве таких технологий можно использовать:
· модели последовательности выполнения трудовых действий (умывания, закаливания, дежурства, одевания на прогулку),
· модели последовательности работы в уголке природы (полив растений, перевалка или пересадка растений, уход за животными уголка природы),
· модели по организации хозяйственно-бытового труда,
· схемы и алгоритмы трудовых действий (на огороде, на участке),
· модель трудового процесса (цель, оборудование, действия, результат),
· модели последовательности выполнения трудовых действий (умывания, закаливания, дежурства, одевания на прогулку).
Они могут быть вначале работы цветными, более узнаваемыми, а затем — все более схематичными.
· Модели последовательности работы в уголке природы (надеть фартук, приготовить рабочее место, подобрать необходимый инструмент).
· Модели ухода за разными видами растений (полив растений, перевалка или пересадка растений, высадка семян, рассады, подготовка почвы к посадкам).
· Модели уход за животными уголка природы (отдельно по каждому животному в зависимости от его потребностей, особенностей проживания и питания).
· Модели по организации хозяйственно-бытового труда (последовательность мытья игрушек, стирки белья для кукол, мытья кубиков).
· Схемы и алгоритмы трудовых действий на огороде, на участке (схема подготовки земли к перекопке, схема последовательности посадочных работ, схема ухода за огородными растениям) (на каждую грядку с растением — своя схема).
· Общая модель трудового процесса (цель, оборудование, планирование, действия, результат).
· Кроссворды по знакомым растениям и правилам ухода за ними
· Развивающие пособия по организации разных видов труда.
Список литературы.
1.Буре Р.С., Година Г. Н. Учите детей трудиться.- М., 1983
2.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика – Синтез, 2014.-64с.
3.Коломинский Я. Л. Психология совместного труда детей. — Минск. 1987.
4.Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников /. — М.: Просвещение, 2002. — 271 с.
5.Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2014.-128с.
Источник
Авдонькина Татьяна Алексеевна
Консультация «Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольника»
Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважения к людям труда — важная задача дошкольных учреждений.
Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования личности ребенка.
Труд — это, пожалуй, один из главных механизмов воспитания детей дошкольного возраста. Помимо того, что труд является главной обязанностью каждого человека, он также может служить источником радости и самореализации. В процессе трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, а также удовлетворение от достигнутых результатов.
Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, составлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.
С самого раннего возраста у ребенка должно вырабатываться правильное отношение к труду. Дошкольный период — это самое лучшее время, чтобы заложить основы трудолюбия и уважения к работе. Дети должны быть ознакомлены со всеми разновидностями труда (бытовыми, производственными, творческими и т. д.). Кроме того, трудовое воспитание в детских дошкольныхучреждениях проходит несколько последовательных этапов:
— младшая группа — это идеальный период для приобретения детьми навыков самообслуживания и приучению их к самостоятельности;
— воспитанники средних и старших групп должны быть в достаточной мере ознакомлены со всеми хозяйственно-бытовыми процессами, которые сопровождают жизнедеятельность человека. В процессе трудового воспитания детям должны быть привиты такие качества, как трудолюбие, чистоплотность, аккуратность и бережное отношение к вещам. Кроме того, важно объяснить детям, что труд — это не только средство удовлетворения собственных потребностей, но также и действие, направленное на достижение общего блага;
— обучаясь в подготовительной группе, дети должны получать широкие возможности для творческого развития. На данном этапе задания должны значительно усложняться, при этом, ребенок должен чувствовать свободу деятельности и ответственность за ее результат. Большое значение приобретает аналитическое мышление, которое выражается в умении планировать и структурировать свою работу. Также важно привить дошкольникам навыки работы в коллективе.
Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности.
Чтобы у детей возникало желание трудиться, необходимо учитывать следующие моменты при организации трудовой деятельности:
— продумать мотивацию, чтобы вызвать интерес к виду труда. Ребенок сам должен захотеть выполнить эту работу и обратиться к нам за помощью или советом;
— труд по объему и сложности должен быть посилен для ребенка. Предлагаемый вид труда должен немного опережать возможности ребенка, чтобы он много овладеть новыми способами или же основываться на уже приобретенных навыках и умениях;
— педагог должен быть внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять и поощрять проявления настойчивости, терпение, желание довести работу до конца;
— усилия детей направлять на выполнение настоящего дела и получение практического результата.
Организация труда — дело хлопотное для нас. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.
Трудовое воспитание — это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.
Только посредством трудового воспитания дошкольнику можно привить такие качества, как самостоятельность и ответственность. Кроме того, в процессе работы формируется личность ребенка и его характер, появляется множество навыков, а также опыт преодоления трудностей. Труд позволяет детям сформировать активную жизненную позицию, а также умение взаимодействовать с окружающими. Только посредством трудового воспитания можно вырастить достойных членов общества.
Источник
Значение трудового воспитания дошкольников.
Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский
Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.
В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности. В коллективе ровесников ребенку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей. Воспитатель может активнее влиять на каждого ребенка и вместе с тем формировать черты коллективизма (например, дежурства, еженедельная коллективная уборка комнаты вместе с воспитателем и его помощником).
Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека.
Специфика детского труда заключается в следующем:- ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей; в детском труде нет результата;
— труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;
— трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;
— труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;
— особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;
— дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;
— действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;
— своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение с взрослым, общественно значимые мотивы);
— дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;
— детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;
Основные методы и приемы, необходимые для руководства разными видами детского труда:
-определить цель труда (если ребенок сам ставит цель — что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо внести другое предложение);
-помочь ребенку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;
-учить элементам планирования работы (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д.);
-показывать и объяснять (или напоминать), как лучше это сделать; советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность;
-пробудить интерес к предстоящему делу, поддерживать и развивать его в ходе работы;
выяснить, что уже сделано и что еще можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;
-вспоминать вместе с ребенком основные «трудовые правила» (работать старательно должен каждый, необходимо помогать старшим, младшим и т. д.);
-поощрять старательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;
-систематически проверять вместе с ребенком ход, результаты работы и оценивать ее, уделяя особое внимание проявленному ребенком терпению, самостоятельности и инициативы, настойчивости в достижении цели;
-подключать ребенка к своему труду, подавать пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);
-организовать совместную работу со старшими и младшими членами семьи, вместе обсудить мотив и предполагаемый результат намеченного дела, определить долю работы каждого, посоветовать, как помочь младшему брату (сестре), напомнить правила поведения и взаимоотношений во время общего труда (личная старательность, добросовестность, дружелюбие в отношениях с партнерами), -использовать поощрение, научить ребенка выполнять требования, проверять, оценивать и обсуждать результаты труда и вклада каждого в общее дело;
-пробуждать инициативу и находчивость (задавая вопросы, что можно сделать, как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное принятие решения);
-поставить ребенка перед необходимостью сделать выбор и помочь принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала лучше закончить работу, иначе не успеть приготовить подарок к завтрашнему дню);
-читать художественные произведения, посвященные людям труда, рассматривать с ним иллюстрации, обращать внимание ребенка на то, как трудятся люди (на прогулке, в магазине и т. д.)
Согласно ФГОС развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста происходит в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе. Также выделяют ручной и художественный труд.
В условиях ДОУ воспитание труда у детей начинается с 1-й младшей группы, где основой становятся формирование навыков самообслуживания, продолжается до подготовительной группы.
Такие виды труда как : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд — в старшей и подготовительной группах. Поручения в младшей группе являются ведущей формой организации труда.
В средней группе возрастает объём трудовых задач и в старших достигает максимума. В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата. Именно в старшей группе закладывается основа трудовых умений детей. В подготовительной же группе сформированные навыки и умения совершенствуются.
Считаю, что работа по формированию и развитию трудовой деятельности детей должна быть неразрывно связана с творчеством и порывом, мастерски, педагогически точно направляемым взрослым, педагогом.
Не побоюсь утверждать, что труд детей дошкольного возраста является одним из важнейших средств воспитания. По моему мнению, процесс воспитания детей в детском саду должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость — необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.
Содержание образовательной области «Труд» в дошкольном учреждении направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение таких задач:
• развитие трудовой деятельности;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
• формирование привычных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Труд всегда был основанием для человеческой жизни, создания благополучия человеческого бытия и культуры в целом. Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться с игры. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за сохранность игрушек, чистоту и порядок в том месте, где находятся его игрушки и где он играет. И это потом закрепляется в детском саду. В дошкольном возрасте начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребенок приобретает в общении со взрослыми и сверстниками первые жизненные ориентиры. В силу возрастных особенностей ребенок не создает, а потребляет ценности. Возможность реализоваться в труде у ребенка ограничена. Но дети дошкольного возраста любознательны, эмоциональны и подражательны, для них характерно стремление к деятельности. Поэтому воспитание отношения к труду как первостепенной человеческой ценности в этом возрасте особенно важно.
В системе совместной деятельности большое место отводится взаимодействию детей и взрослых в трудовой деятельности. Выдающийся философ Кант говорил о том, что рука — это выдвинутый вперед мозг человека. Чем больше будет развиваться рука ребенка, тем успешнее будет осуществляться его развитое. Поэтому трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей детей дошкольного возраста. Трудовая деятельность способствует формированию культуры межличностных отношении.
Очень важно сформировать у ребенка положительное отношение к труду и чрезвычайно важно, чтобы в дальнейшем он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребенка должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению
Таким образом, формирование предпосылок трудовой деятельности и положительного отношения к ней осуществляется в процессе занятий с детьми различными видами продуктивной деятельности:
— в бытовом труде;
— при занятиях рукоделием;
— в конструктивной деятельности.
Бытовой труд менее интересен для ребенка, так как в нем ребенок не видит ощутимых результатов момента созидания. Он не может использовать результаты такого труда в дальнейшей деятельности. Но этот труд подготавливает ребенка к жизни в социуме.
При занятиях другими видами трудовой деятельности ребенок видит результаты своего труда. Формирование у ребенка определенной позиции «Я сделал это сам» важно для его развития. Получение результата труда становится для ребенка важным критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу. В то же время постоянные неудачи не только огорчают его, но и постепенно формируют негативное отношение к данной деятельности, разочарование в собственных силах.
Трудовое воспитание детей начинается с младшего возраста и осуществляется педагогами последовательно и систематично. Его цель — воспитание у детей желания трудиться. Трудовое воспитание включает в себя:
— самообслуживание:
— хозяйственно-бытовой труд;
— труд в природе.
В каждой возрастной группе используются эти виды труда и задачи, которые решаются в процессе трудовой деятельности, разные методы и приемы. В процессе любого вида труда решаются задачи всестороннего развития: умственного, физического, нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями труда, что способствует умственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз; вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результатов труда.
Чтобы у детей возникало желание трудиться, учитываем следующие моменты при организации трудовой деятельности:
— продумать мотивацию, чтобы вызвать интерес к этому виду труда. Ребенок сам должен захотеть выполнить эту работу и обратиться к вам за помощью или советом;
— данный труд по объему и сложности должен быть посилен для ребенка. Предлагаемый вид труда должен немного опережать возможности ребенка, чтобы он мог овладеть новыми способами или же основываться на уже приобретенных навыках и умениях;
— педагог должен быть внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять и поощрять проявление настойчивости, терпение, желание довести работу до конца;
— усилия детей направлять на выполнение настоящего дела и получение практического результата.
Деятельность по формированию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего возраста путем индивидуального обучения. Происходит в течение всего дня. Особенности возрастного взаимодействия взрослого и ребенка при обучении этим навыкам:
• 2—3 года — терпеливое обучение;
• 3—4 года — продолжать знакомить, разъяснять,
• 4—5 лет — добиваться качества выполнения;
• 5—6 лет — совершенствовать навыки и закреплять;
• 6-7 лет — создавать ситуации для провокации навыков («Сегодня мы не будем мыть руки перед обедом») .
Трудовые навыки формируются при привлечении детей к совместной деятельности, где идет коллективная работа.
Привлечение детей к участию в деятельности
Данная задача решается во второй младшей группе. Но развитие этого вида совместной деятельности происходит тогда, когда развиваются активные отношения ребенка со сверстниками. Все это происходит в продуктивной деятельности, когда ребенок учится работать коллективно. Главная задача педагога: создать атмосферу совместной работы, ее общего обсуждения и планирования, увлечь детей перспективой получения совместного продукта.
Учитываются такие требования к организации совместной работы:
результат работы каждого ребенка должен быть виден;
— ребенок сам выбирает объем и вид работы в общем деле;
— воспитатель оказывает прямое или косвенное влияние на организацию совместной деятельности детей: распределение работы, координацию действий, выработку общего плана.
А. С. Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи.
Своеобразие детского труда:
1. Ребенок не создает общественно значимых материальных ценностей.
2. Труд детей носит воспитывающий характер.
3. Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой..
4. В процессе труда у ребенка формируются непрофессиональные навыки и умения, а навыки, помогающие ребенку стать независимым, самостоятельным.
5. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер.
6. В детском труде формируются все компоненты деятельности (цель, мотив, планирование, сам процесс деятельности, результат), но они находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения.
Своеобразно осуществляется у детей и процесс планирования трудовой деятельности. Планирование — важный компонент труда. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку, как отдельных этапов, так и результата в целом.
Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность. Но и в старшем дошкольном возрасте планирование специфично. Дети планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда, и намечают лишь основные этапы, но не способы исполнения.
Не предусматриваются контроль и оценка работы. Словесное планирование отстает от практического — ребенок не может составить план работы, но действует последовательно.
Для трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста характерен интерес к самому процессу действий. Например, ребенок, полив растения, начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки на столе, начинает раскладывать по второй.
Своеобразно отношение детей к результату труда. Для младших дошкольников зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого.
Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. В 5-7 лет у детей уже могут появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.
Итак, трудовая деятельность со всеми ее компонентами свойственна детям дошкольного возраста, хотя она и имеет свои особенности.
Трудовое воспитание в дошкольном возрасте имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие является одним из определяющих нравственных качеств личности и наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте.
В посильной трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения, у них формируются волевые качества, умения планировать свою работу и предвидеть, оценить ее результат. Последнее имеет большое значение при подготовке детей к обучению в школе.
Таким образом, своевременное приобщение ребенка к трудовой деятельности
Позже даст свои результаты.
Источник