Значение стиля общения с ребенком для развития его
В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после первой мировой войны — случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, — привел ученых к выводу: причина — неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого. Этот вывод произвел огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых.
Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Вопросы, касающиеся специфики воспитательного воздействия отца и матери, давно привлекают внимание отечественных и зарубежных специалистов. Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей. Тем не менее, существует и ряд объективных социальных факторов, которые, так или иначе, сказываются на всех без исключения семьях. Среди таковых можно отметить утрату родственных или дружеских связей, всё большая включенность женщины в трудовую деятельность и ее двойная нагрузка – на работе и в семье, дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение, жилищные и материальные затруднения. Однако при всей значимости перечисленных факторов не они играют решающую роль в возникновении сложностей в развитии личности ребенка, отчуждения родителей и детей. Наибольшую опасность представляют те ошибки, которые вольно или невольно допускаются родителями в построении взаимоотношений с детьми, забывая о том, что эти взаимоотношения всегда имеют развивающий характер.
При анализе родительского отношения к детям многими психологами были выделены три группы причин ошибок взаимодействия родителей с детьми:
- неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств;
- недостаточность психологических знаний родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методах воспитательного воздействия;
- недооценка роли личного примера родителей и единства требований, предъявляемых к ребенку.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Существует огромное множество классификаций типов семейных взаимоотношений. Одной из самой распространенной является следующая: опека, диктат, «невмешательство» и сотрудничество.
Самой распространенной ситуацией в семьях, нуждающихся в психологическом сопровождении, является неумение, а иногда и нежелание родителей строить свои взаимоотношения с детьми на основе разумной любви.
Учитывая свой собственный опыт детско-родительских отношений и рассматривая порой своего ребенка как личную и частную собственность, родители могут либо чрезмерно опекать его, стремясь немедленно удовлетворять любую потребность, либо постоянно наказывать, испытывая на нем самые жестокие средства воздействия, либо всяческими способами уклоняться от воспитания, предоставляя ребенку полную свободу. При это они могут искренне верить в то, что делают это исключительно для его же блага, помогают ему в жизненном становлении. Осознание ошибок может прийти очень поздно, когда семья для того, чтобы справиться с трудностями, будет нуждаться в дополнительных ресурсах в виде психологической помощи.
Наиболее часто встречающийся тип семейного воспитания – гиперопека («потворствующая гиперпротекция», или воспитание по типу кумир семьи). Гиперопека выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, всегда защищать его, следить за каждым его шагом, охранять отпредполагаемых опасностей, беспокоиться о нем по любому поводу и без повода, удерживать детей около себя, «привязывать» к своему настроению и чувствам, обязывать поступать определенным образом. Ограждая от любых трудностей, потворствуя прихотям и капризам, родители, по сути, не воспитывают, а наполняют свою жизнь событиями жизни своих детей. Всё это, как правило, сопровождается преувеличением способностей и возможностей детей, и они растут в атмосфере безудержного восхищения, принятия и поощрения. В результате длительной гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своих ресурсов в трудных ситуациях, ждет помощи от окружающих, и прежде всего от родителей. У ребенка развивается так называемая выученная беспомощность — условнорефлекторная реакция воспринимать любые препятствия как непреодолимые.
К негативному результату в развитии личности ребенка приведет и другой стиль взаимодействия с ребенком – строгая до жестокости власть над детьми. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам взаимодействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: капризами, обманом, агрессивностью, плаксивостью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его выбора при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирования его личности.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, способности разделять ответственность за происходящее внутри этих отношений, возможности доверять всем членам семьи. Именно в этой ситуации есть возможность формирования адекватной самооценки и веры ребенка в собственные ресурсы и способности. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество – возможность формирования чувства «мы».
Важную роль во всех типах детско-родительского взаимодействия играют факторы, связанные с детством самих родителей. Нередко в основе части из них лежит следующее заблуждение: в сознании родителей ребенок превращается в мерило престижа и возможность реализации собственных детских надежд. Важным фактором также являются партнерскими отношения родителей. Они неудовлетворенные или разочарованные своими отношениями могут искать какую-то компенсацию того, что не дает им брак, в подчеркнуто близкой связи или заостренной холодностью с ребенком, чрезмерной заботе и необходимости в нем или пренебрежение его нуждами.
Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер семейных отношений, принятие, доверие и стабильность партнерских отношений, совместная с ребенком деятельность и его сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного, психологического и интеллектуального развития ребенка.
Источник
Практика воспитания изобилует подобными «вечными» вопросами. Может ли психология помочь родителям, учителям, воспитателям в их решении?
Безусловно, может. В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.
Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после первой мировой войны — случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, — привел ученых к выводу: причина — неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого,
Этот вывод произвел огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых.
Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии — известный американский психолог Карл Роджерс — назвал его «личностно центрированным», то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.
Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям составил идейную основу этой книги. Он противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка — его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. Стиль общения, с которым вы познакомитесь в этой книге, базируется на таких знаниях.
Прежде чем приступить к основному содержанию, сообщу об одной очень важной закономерности, обнаруженной практическими психологами.
Оказалось, что большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается»(запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.
Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
«Со мной никто не возился, и ничего, вырос», — говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые дружеские отношения.
Другая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают, что делают «все не так», пытаются вести себя по-новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и выливают раздражение на детей.
Из всего сказанного следует сделать вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.
Этим и стали заниматься практические психологи.
Обучаться, конечно, лучше всего в живом общении. Во многих странах уже не одно десятилетие существуют «курсы общения»» для родителей. Только в США через такие курсы прошли сотни тысяч матерей, отцов, а также учителей. И снова открытие: оказалось, что многие родители гораздо более готовы к изменению стиля общения в семье, чем предполагали психологи. В результате обучения взрослые не только смогли прекратить «холодную войну» с детьми, но и установили с ними глубокое взаимопонимание.
О другом замечательном результате сообщают родители, которые успели пройти курсы до наступления у их детей «переходного возраста»
Они вовсе не нашли этот возраст трудным — ни для себя, ни для своих детей!
В нашей стране курсы общения для родителей (их еще называют «группами» или «тренинга ми») тоже стали приобретать все большую популярность, хотя их, конечно, все еще слишком мало, чтобы удовлетворить огромную накопившуюся потребность в практических психологических знаниях.
Проф. Ю. Б. Гиппенрейтер Москва, 1995 г
Источник
Консультация «Влияние стиля общения на развитие и воспитание детей дошкольного возраста» |
В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили: |
— авторитарный(диктатура); |
— попустительский (невмешательство); |
— демократический (сотрудничество); |
— гиперопека. |
Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка. |
Авторитарный стиль |
Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав». При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения. |
Последствия: |
В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», так как все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу. |
1 вариант — развитие слабой жизненной позиции: |
— потеря чувства собственного достоинства; |
— потеря способности принимать решения, отвечать за выбор; |
— потеря собственных желаний («чего же Яхочу?»). |
2 вариант — развитие деспотической личности: |
— ненависть к родителям; |
— решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав); |
— грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим; |
— повышенная агрессивность и конфликтность. |
Рекомендации: |
Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место! |
Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа. |
Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально. |
Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком). |
Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить: «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду». Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было. Не подслушивать телефонные разговоры. Необходимо оставлять за ребенком право выбора друзей, одежды, музыки и т.д. Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте. |
Станьте терпимее к недостаткам ребенка. Замечайте, как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре. |
Попустительский стиль |
При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает ребенку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности. |
Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. |
Последствия: |
При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности: |
1 вариант — свободный, но безучастный: |
— самостоятельность; |
— неспособность к близости и привязанности; |
— безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»); |
— отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать; |
— мало «душевного тепла». |
2 вариант — личность «без тормозов» и «без запретов»: |
— хамство и вседозволенность; |
— воровство, враньё, распущенность; |
— безответственность, не умение «держать слова». |
Рекомендации: |
Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение. |
Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь ребенка. |
Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания. |
Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи. |
Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением. |
Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни. |
Гиперопека |
В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только. |
В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком.Однако, именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности. В подростковом возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто «срываются» и «восстают» против взрослых. Форма протеста может быть разной —от холодной вежливости до активного отпора. |
Последствия: |
При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности: |
1 вариант — «домашний деспот»: |
— требовательность и нетерпимость к желаниям других; |
— избалованность и капризность, эгоизм; |
— манипулирование окружающими; |
— высокомерие и надменность; |
— своенравность. |
2 вариант — зависимая личность: |
— безынициативность, беспомощность; |
— пасует перед трудностями; |
— зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение; |
— с трудом контактируют со сверстниками. |
Рекомендации: |
Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. |
Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть. |
Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. |
Стимулируйте общение со сверстниками. |
Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации. |
Предоставляйте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них. |
Демократический стиль |
При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей. |
Основные характеристики этого стиля: |
-взаимоприятие; |
Последствия: |
При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны: Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки. |
Инициативность и целеустремленность. |
Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими. |
Способность договариваться, находить компромиссные решения. |
Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих. |
Рекомендации: |
Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими! Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.И главное помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение! |
Источник