Значение сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста

Надежда Омарханова
Значение сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребенку накопить представления о форме, цвете, величине предметов, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста во все времена было важнейшим условием для полноценного развития ребенка.Уже с самого рождения малыш активно воспринимает окружающий мир: он слышит, видит, ощущает. К двухлетнему возрасту его мозг достаточно развит и готов к восприятию таких сложных понятий как форма, цвет, величина, пространственные отношения.

Известно, что познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – выслушиванию, осматриванию, ощупыванию. Поэтому очень важно, чтобы малыши не испытывали «сенсорного голода», а жизнь у них была разнообразной и богатой впечатлениями. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно.

Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления.

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве переоценить невозможно. Именно этот возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Пробелы в сенсорном развитии ребенка этого возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте.

Основная важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. В этом возрасте у ребенка начинают накапливаться различные представления. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление сенсорного опыта.Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

*цвет: белый, черный и все цвета спектра;

*форма: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

*величина: большой, средний, маленький, такой же (одинаковый);

*звуки: звучание различных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости.

Не стоит при этом забывать о других признаках предметов – вес, фактура, температура, время, вкус и запах.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие,применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Сенсорное развитие осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где происходит целостное восприятие различных явлений и предметов окружающего мира.

В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величин, форм, цветовых тонов. Сенсорное воспитание должно помочь формированию у детей обобщенных способов обследования веществ, в процессе которого происходит сопоставление их особенностей с общественно выработанными системами сенсорных эталонов, таких как общепринятая «звуковысотная» шкала музыкальных звуков, «решетка фонем» родного языка, система геометрических форм и т. д. Овладевая этими эталонами, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

Сенсорные действия формируются лишь в процессе содержательной деятельности. Наиболее полного восприятия предмета и его свойств требует продуктивная деятельность, в которой необходимо создать продукт по заданному образцу. Адекватными дошкольному возрасту продуктивными деятельностями являются изобразительная (лепка, рисование, аппликация) и конструктивная. В процессе изобразительной и конструктивной деятельности формируется зрительное, тактильное и двигательное восприятие ребенка. Чрезвычайно важна также деятельность по овладению речью, в процессе которой формируется фонематический слух ребенка, расширение словарного запаса.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления различных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Читайте также:  Мозг недоношенного ребенка развитие

Источник

Наталья Подобина
Значение сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание — воспитание умения видеть, слышать, осязать, т. е. воспринимать окружающий мир; формирование чувственного познания.

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста во все времена было важнейшим условием для полноценного развития ребенка.Уже с самого рождения малыш активно воспринимает окружающий мир: он слышит, видит, ощущает. К двухлетнему возрасту его мозг достаточно развит и готов к восприятию таких сложных понятий как форма, цвет, величина, пространственные отношения.

Известно, что познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – выслушиванию, осматриванию, ощупыванию.

Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве переоценить невозможно. Именно этот возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Пробелы в сенсорном развитии ребенка этого возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Основная важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. В этом возрасте у ребенка начинают накапливаться различные представления. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление сенсорного опыта.

Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

*цвет: белый, черный и все цвета спектра;

*форма: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

*величина: большой, средний, маленький, такой же (одинаковый);

*звуки: звучание различных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие,применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Сенсорное развитие осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где происходит целостное восприятие различных явлений и предметов окружающего мира.

Сенсорные действия формируются лишь в процессе содержательной деятельности. Наиболее полного восприятия предмета и его свойств требует продуктивная деятельность, в которой необходимо создать продукт по заданному образцу. Адекватными дошкольному возрасту продуктивными деятельностями являются изобразительная (лепка, рисование, аппликация) и конструктивная. В процессе изобразительной деятельности чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета.

В конструктивной деятельности формируется зрительное, тактильное и двигательное восприятие ребенка. Конструирование требует исследования формы предмета (образца, его строения.

Чрезвычайно важна также деятельность по овладению речью, в процессе которой формируется фонематический слух ребенка, расширение словарного запаса.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления различных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка.

Источник

Сенсорное развитие детей

младшего дошкольного возраста .

Установлено, что развитие сенсорных способностей, формирование  сенсорных эталонов и перцептивных действий детей младшего дошкольного возраста в условиях современного ДОО (дошкольная образовательная организация) возможно только при решении задач сенсорного развития в различных видах деятельности (игры, конструирование, изобразительная              деятельность), реализуемых преимущественно в  дидактической игре, игре-экспериментировании , в совместной деятельности воспитателя с детьми .

Важное значение для достижения качества образовательной работы в дошкольных образовательных организациях, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка.

Сенсорное развитие осуществляется  целенаправленно посредством развития у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений.

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и.т.д.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

Читайте также:  Нормы развития ребенка по месяцам по данным воз

— является основой для интеллектуального развития

— упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

— развивает внимание;

— развивает наблюдательность;

— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;

— является основой для развития воображения;

— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

— позитивно влияет на эстетические чувства;

— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

-готовит к реальной жизни.

В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. Дошкольный возраст- период первоначального ознакомления с окружающей действительностью: ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного,  различного рода действий с  предметами. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.

Восприятие окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия следует развивать у детей, опираясь на их интересы и потребности.

В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов.

Сенсорное развитие в процессе обучения и в повседневной жизни осуществляется различными методами и средствами.

На занятиях в дошкольных образовательных организациях задачи сенсорного  развития входят в дидактическую систему и решаются во всех видах деятельности.

Сенсорное развитие на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства развитием способности к ощущению, восприятию и  формированию представлений детей.

Умение рассматривать, воспринимать предметы  формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно изучать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий.

Наибольший эффект для сенсорного развития даёт продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания.

Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы- сенсорные, так и более сложные- мыслительные. Успешное овладение мыслительной деятельностью в значительной мере зависит от сенсорного развития.

Включенное в дидактическую систему занятий сенсорное развитие является     неотъемлемой частью умственного воспитания.

Сенсорное развитие влияет на:

• Умственное развитие;

• Эмоциональное развитие;

• Развитие самостоятельности;

• Развитие отношения ребенка к окружающему миру.

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

• Способствовать развитию цветоразличения, умению воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

•Способствовать формированию  у детей зрительного способа обследования предметов;

•Способствовать развитию зрительной реакции на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, величину;

• Способствовать развитию познавательных процессов;

•Способствовать развитию мелкой моторики.

Для повышения результативности сенсорного развития  большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры, дидактические упражнения.

Упражнения с дидактическими материалами и игрушками предполагают манипуляции детей с наборами геометрических фигур, деревянными сборно- разборными игрушками, вкладышами и др. Эти упражнения, основаны на практических действиях каждого ребёнка с деталями дидактических игрушек, материалов: собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др. Это позволяет ребёнку  приобретать сенсорный опыт,  закреплять  представления о форме, величине, цвете предметов.

Упражнения с дидактическими материалами и игрушками, как и упражнения с наборами обычных игрушек и мелких предметов, подобранных по определённым качествам (форме, величине и др.), чаще всего включаются в занятия по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Данные упражнения могут выступать в форме самостоятельного занятия, если проводятся в течение всего времени, отведённого для обучения. В том  и другом случае воспитателю надо позаботиться о том, чтобы у каждого ребёнка был необходимый материал и организовать работу детей.

В зависимости от задач, возраста и опыта детей воспитатель может направлять деятельность детей на развитие ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента форме.

Под руководством воспитателя дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам; включаются в экспериментирование, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность; целенаправленно наблюдают за объектами организованного восприятия;  выполнять простейший сенсорный анализ;  стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной деятельности и конструировании.

Для успешного сенсорного развития в группе создаётся предметно — развивающая среда, оформляется сенсорный уголок, разрабатываются и конструируются нетрадиционные игры и пособия.

При руководстве дидактическими играми, направленными на сенсорное развитие  в младшем дошкольном возрасте необходимо учитывать:

— у детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

Читайте также:  Ручной труд как средство развития ребенка

— игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

— учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

— с детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть с дидактическим материалом(пирамидки, башенки) , разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

— для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.

— известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

— при объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

— чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

— подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.

— интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры .

Можно сделать вывод, что с помощь дидактических  игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное развитие детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни.  Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и  с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции.

Дидактическая игра  “ Бассейн с сюрпризом”

Цель:    воздействовать на различные точки кистей, пальцев, ладоней.  Формировать основные сенсорные эталоны: форма, величина, материал, вес, звук, цвет, воспитывать  усидчивость и терпеливость в работе; снимать эмоциональное  напряжения.

Оборудование: тазик, капсулы от киндер-сюрприза,  наполненные различными наполнителями (рис, горох, фасоль, пуговицы, мелкие гвоздики и др.), мелкие игрушки, попрыгунчики, теннисные мячики и др.

Ход игры:1.  Воспитатель просит детей искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Выставлять их на стол, называя предмет или игрушку.

Сюда насыпали «сюрпризы», и пальцы запустили,

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.

Ведь тут не соль, и не фасоль,

а разноцветные «сюрпризы».

На дне – игрушки для детей,

мы их достанем без затей.

2. Воспитатель просит детей найти звучащие капсулы и сравнить их по звуку, по весу, цвету.

Данное пособие может сопровождаться музыкой. Так же можно сопровождать игру стихотворениям с движениями:

ЗАЯЦ В ЛЕСУ (игра с шумелками – капсулы от киндер – сюрприза наполненные разными наполнителями)

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(шуршат в тазике содержимым)
Испугался заяц и бежать. 
( стучим киндер –  сюрпризом друг о друга)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(стучим по столу киндер-сюрпризами )
Бросился заяц бежать.
(стучим по столу ладошками  (быстро))
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

( шумим шумелками)
Побежал заяц из леса к речке
(стучим по  столу (быстро))
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца — и скок в воду.
(хлопаем ладонями)
Тут заяц остановился и говорит:
— А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(стучим по столу (медленно)) .

После этого, дети, ищут мелких животных в тазике, выставляют их на стол и играют с ними

Дидактическая игра «Весёлые пробочки»

Цели: развитие логического и  наглядно-действенного, образного  мышления; мелкой моторики рук; внимания, памяти.

Создания эмоционально положительного настроения.

Развитие интереса и побуждение к действиям с предметами.

Знакомство с разными свойствами предмета: величина ( большой, маленький), форма (круг), цвет; формирование умения чередовать предметы по размеру и цвету.

Развитие умения понимать и правильно выполнять задания.

Оборудование: пробки разного цвета и размера, карточки-образцы выкладывания пробок.

Ход игры:  Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки и выбрать по одной, после этого дети перебирают в коробке пробочки и ищут для своей карточки одинаковые по цвету и размеру. Закрывая на карточках такие же кружочки.

Источник