Значение ритмики для общего развития ребенка
Значение ритмики в жизни дошкольника
«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте»
Платон
Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.
Танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках. Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.
Ритмика — (от греч. rhythmos — порядок движения), ритмическое воспитание, педагогические системы и методы, построенные на сочетании музыкальных (художественных) форм и пластических движений.
Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Что дают занятия ритмикой? Ритмика для детей способствует формированию правильной осанки, укреплению мышц спины и улучшению подвижности суставов. На занятиях ритмикой развивается растяжка, прыжок, подъем, гибкость и даже артистичность, поскольку в процесс обучения входит изучение простых танцевальных движений и постановка небольших хореографических композиций. На занятиях ритмикой мы предоставляем возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым, приводить в гармонию внутренний мир ребенка. Ритмика не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения, разученные на уроке, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома. Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на праздничном концерте! Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка. Ритмические движения под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения.
Занятия ритмикой позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка. В структуру занятия входят: элементы ритмопластики, элементы стретчинга, дыхательная гимнастика, элементы психогимнастики, сюжетно-игровые и танцевальные композиции, танцы общего характера.
Детская ритмика способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ. В детской ритмике сливаются воедино слуховое (ритмическое) и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передаётся эмоциональное состояние человека. Движения под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом, в этом и поможет детская ритмика.
Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.
Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.
Источник
Жанна Шипунова
Значение ритмики в жизни ребёнка
Тема моего выступления: «Значение ритмики в жизни дошкольника»
Слайд 2
1. Характеристика ритмики, как вида музыкальной исполнительной деятельности.
2. Значение музыкально ритмического воспитания для формирования личности ребёнка, цели и задачи ритмики.
3. Виды музыкально ритмических движений в детском саду.
4. Принципы отбора музыкально ритмических заданий, этапы обучения.
Слайд 3
Ритмика — один из видов музыкальной деятельности в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движении.
Развитие чувства ритма – это развитие способностей детей в области эмоционального восприятия и воспроизведение целостных музыкальных образов.
Движения составляют основу детской деятельности. Ограничения двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение его особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Движение — это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой системой, дыхательной, нервной. Движение – фундамент настоящего и двигательного здоровья детей.
Слайд 4
Значение музыкально ритмического воспитания для формирования личности ребёнка, цели и задачи ритмики.
В музыкально ритмическом движении совершенствуется работа нервных центров, развивается мышечный аппарат, развиваются творческие способности, эмоциональная отзывчивость на музыку.
Цель ритмики– углубление и дифференциация восприятия музыки, её образы и формирование навыков выразительного движения.
С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей.
Слайд 5
Задачи ритмики
— укрепление здоровья дошкольника.
учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях
— развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способности, творческие способнности
— учить определять музыкальные жанры, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп и т. д.)
— формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным выражениям в игре, танце, хороводе, упражнении
Решение этих задач направлено на воспитание гармонично развитой личности.
На занятиях ритмикой идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы изящных движений тела. Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности, в первую очередь от развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка. Занятия ритмикой в большей степени способствуют развитию как моторной, так слуховой и зрительной памяти. Это происходит в сочетании с другими задачами физического воспитания.
Ритмикой дети могут заниматься с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении. Общеизвестно, что музыка снимает утомление мышц, заставляет ребенка почувствовать себя комфортно.
В наше время встречается очень много гипер активных детей, которые нуждаются в дополнительной двигательной активности. Системные занятия благотворно влияют на развитие детей.
Слайд 6
Принципы соблюдаемые при отборе музыкально-ритмических заданий.
Ритмические занятия являются формой педагогической работы при обучении детей в детском саду движениям. Максимальная эффективность занятий может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с учетом выполнения принципов систематичности, доступности, активности, сознательности.
Доступность (основное условие является преемственность и постепенность усложнения задач)
Индивидуализация (задача6 улучшить враждённые способности и задатки)
Постепенное повышение требований (условие: чередование нагрузок с отдыхом)
Систематичность (непрерывность, регулярность занятий)
Повторяемость материала (при многократном повторении образуется двигательный стереотип)
Наглядность и показ педагога.
Слайд 7
Этап начального обучения – создание предварительного представления упражнения.
Этап углубленного разучивания – совнршенствование деталей техники.
Закрепление и совершенствование – образование двигательного навыка перевод его в творческое самовыражение.
Заключение
Таким образом, занятия ритмикой являются мощным эмоционально-положительным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.
Подводя некоторые итоги к вышесказанному, необходимо отметить, что главная задача педагога — приобщить детей к удивительному миру музыки и танца, способствовать их всестороннему эстетическому развитию, используя накопленный опыт, а также способствовать оздоровлению и сохранению самого ценного, что есть у наших детей – их здоровья.
Источник
Что такое ритмика?
Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений. В процессе выполнения специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку и выражать полученные эмоции телом. Музыкальное сопровождение (аккомпанемент и фонограмма) – это важнейший компонент занятий ритмикой. Педагог специально подбирает различные по жанру, темпу, ритму и характеру мелодии, чтобы малыши могли познакомиться с музыкой во всем ее многообразии. Танцевальные движения помогают более глубоко прочувствовать музыкальный материал и являются вспомогательными средствами выразительности. На занятиях ритмикой используются, в основном, простые музыкально-ритмические движения следующих видов:
- Танцы (импровизации, хороводы, пляски, элементы народных и бальных танцев и так далее);
- Упражнения (бег, ходьба, прыжки, наклоны, повороты, приседания, упражнения с предметами и многое другое);
- Игры (сюжетные и несюжетные);
- Драматизации.
Занятия для детей дошкольного возраста проходят в игровой форме под музыку или пение. В сюжетных играх малыши вживаются в образы различных персонажей, имитируют повадки животных и птиц, разыгрывают мини представления. В несюжетных играх дети выполняют танцевальные движения и групповые перестроения. Занятия построены таким образом, что энергичные физические действия чередуются с успокаивающими упражнениями. Это позволяет избегать переутомления и поддерживать активность детей на оптимальном уровне.
Танцы в ритмике всегда несут в себе какую-либо идею. На занятиях дети не просто двигаются под музыку, а учатся передавать свои эмоции через движения.
О пользе ритмики для детей
Занятия ритмикой не только приносят детям массу положительных эмоций, но и способствуют разностороннему развитию дошкольников. Чем же полезна ритмика?
- Развитие музыкального восприятия (чувства ритма, темпа, характера и эмоциональной окраски музыки);
- Эстетическое развитие;
- Развитие творческих способностей и артистизма;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Развитие коммуникативных способностей;
- Развитие навыков самоконтроля;
- Формирование правильной осанки, укрепление мышц;
- Улучшение координации движений;
- Развитие быстроты, гибкости, пластичности, выразительности движений;
- Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?
По мнению основателя данного направления Э. Жак-Далькроза, формировать своеобразное «мышечное чувство» имеет смысл с первых лет жизни ребёнка. На занятиях для малышей 2-3 лет происходит знакомство с такими характеристиками музыки, как громко/тихо, быстро/медленно, весело/грустно. Крохи с большим удовольствием выполняют ритмические движения, тем самым развивая свою координацию и ловкость. Дети 3-4 лет уже могут научиться двигаться в такт музыке, ходить паровозиком, выстраиваться в хоровод, выполнять несложные танцевальные движения в парах и даже импровизировать. Чем старше дети становятся, тем более сложный музыкальный и танцевальный материал используется в занятиях. Дошкольники 4-6 лет обладают довольно развитыми воображением, наглядно-образным мышлением, памятью, а значит, им легче эмоционально выражать суть танца. Детям старшего дошкольного возраста подходят сложные по пластике и композиции произведения, требующие быстрой смены движений различной амплитуды. Таким образом, программы занятий ритмикой для дошкольников строятся с учетом возрастных психофизических особенностей детей. Также педагог всегда обращает внимание на индивидуальные возможности каждого ребенка.
Самое главное на занятиях ритмикой – это удовольствие, которое малыш получает от процесса движения.
Ритмические упражнения, которые можно выполнять дома
Занятия ритмикой проводятся в групповой форме и под руководством профессиональных педагогов, поэтому их полноценная реализация в домашних условиях труднодостижима. Если Ваш кроха по каким-либо причинам не может посещать занятия, то наиболее доступным и эффективным способом познакомить ребенка с миром ритмики является игровая гимнастика. Мини занятия желательно проводить несколько раз в неделю по 15-30 минут в хорошо проветриваемом помещении. Хвалите кроху за проявление внимательности и творческих способностей, позвольте ему дать волю своим чувствам. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса, поэтому заставлять ребенка повторять движения, если он этого не хочет, совершенно бессмысленно. Вот несколько несложных ритмических упражнений, которые можно выполнять с ребенком дома:
- «Ходьба» (музыка — Н. Богословский «Марш»). Предложите малышу на время стать настоящим солдатом и попробовать промаршировать в такт музыке. Это упражнение отлично развивает чувство ритма и темпа, а также координацию движения.
- «Пилот» (музыка — Л. Банникова «Самолет»). Эта игра развивает умение ориентироваться в пространстве и чувство равновесия. Под музыку ребенок должен сначала «завести мотор», вращая перед собой согнутыми в локтях руками, затем встать на одной ноге, раскинув руки в стороны, изображая самолет. После этого малыш может свободно бегать по комнате, а по окончанию музыки, он должен остановиться и опуститься на одно колено.
В ритмических упражнениях слуховые и зрительные впечатления соединяются друг с другом, а полученные от них эмоции естественным образом выражаются в движении.
- «Ветер и ветерок» (музыка — Л.В. Бетховен «7 лендлеров»). Благодаря этому упражнению дети учатся внимательно слушать музыку и воспринимать ее характер. Его суть заключается в том, что ребенок поднимает руки вверх и раскачивает или с различной амплитудой под музыку, изображая то тихий ветерок, то сильный ветер.
- «Замри» (музыка — И. Кишко «Марш»). Для игры Вам понадобится несколько карточек со схематическим изображением человека в различных позах (например, правая рука поднята вверх, а левая отведена в сторону, поза ласточки и так далее). Вначале крохе марширует под музыку, а затем замирает в выбранной заранее позе.
- «Регулировщик» (музыка — М. Раухвергер «Автомобиль»). В этой игре взрослый может выступать в роли регулировщика, а дети – водителей и пешеходов. Представьте, что в городе сломались все светофоры, а управлять дорожным движением приходится одному регулировщику. Вначале включается фонограмма, и малыши начинают движение, затем взрослый ставит музыку на паузу и командует повернуться направо, налево и еще раз направо. После выполнения задания «водители» должны припарковаться в заранее выбранном месте, а пешеходы продолжают движение.
Также в интернете Вы можете найти множество примеров логоритмических упражнений, одна из основных задач которых – развитие речи малышей.
Выводы
Ритмика для детей сегодня стала важным компонентом системы воспитания дошкольников. Занятия вводят малышей в мир музыки и движений, развивают пластику, координацию движений, грациозную походку. При помощи пластических средств выразительности ребенок начинает проявлять свои эмоции, что благоприятно сказывается на его общем эмоциональном фоне и способствует гармоничному формированию характера.
Заключение
Занятия ритмикой в Монтессори-центре «Созвездие» для детей от 2 до 6 лет построены в форме игры. Это наиболее знакомая и приятная для дошкольников форма активности. Малыши с удовольствием прислушиваются к ритму музыки и воспринимают ритмические движения. Наши опытные педагоги учитывают индивидуальные особенности детей (возраст, способность концентрировать внимание, возможность реализовать тот или иной комплекс упражнений, эмоциональный ресурс для восприятия музыкальной композиции), чтобы каждый малыш мог получить максимальную пользу от занятий. Ждем Вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Ритмы пронизывают жизнь человека. Наша планета и вся Вселенная в целом тоже подчиняются ритмам – прилив, отлив, вращение Земли вокруг Солнца. Для маленькой вселенной малыша – ритм тоже очень важен и является одним из важнейших принципов здорового развития.
Что же такое Ритм?
Ритм – это повторение схожих процессов в схожих ситуациях. Дыхание человека – это ритм: каждый вдох немного отличается от другого, но все-таки каждый вдох похож на предыдущий. Если такт представляет собой абсолютно равномерное “мертвое” деление, то ритм – это свойство всего живого. Ритм живого организма в своей основе имеет моторную природу и является одним из его врожденных устойчивых свойств. Согласно результатам биоэлектрических исследований, внешние ритмические стимулы любой модальности обязательно вызывают ответные реакции не только в мышцах, но и, в первую очередь, в биоритмах мозга.
М. Н. Ливановым и другими учеными выявляется, что выработка прочного двигательного условного рефлекса (т. е. навыка) облегчается при действии ритмического раздражителя разной природы, в то время как аритмичная стимуляция затрудняет его формирование.
Жизненные процессы целостного организма обеспечиваются сложной иерархией соподчиненных структур центральных механизмов, характеризующихся разными по сложности ритмами. Строгая система внутренних ритмов организма и их четкое согласование с внешними ритмами сохраняют гомеостаз и поддерживают его на оптимальном уровне жизнедеятельности.
Ритм музыки и других звуковых стимулов, т. е. ритмическое пространство окружающей среды, влияет на наше психофизическое состояние и отражается на нашем поведении.
Ритм речи относится к наиболее сложным видам ритмической активности организма, участвует в реализации важнейшей деятельности человеческого мозга – восприятии, порождении и воспроизведении речи, которая представляет собой одну из наиболее сложно организованных психофизиологических систем человеческого организма.
Исследования ученых показали, что ритм и повторение необыкновенно важны именно для маленького ребенка, дошкольника. Ритм – это основа любого процесса адаптации. Для ребенка упорядоченное течение дня является существенным облегчением. Не происходит ничего непредвиденного, травматичного, приобретается опыт постоянства и последовательности, сохраняется ощущение защиты. В свою очередь, нерегулярность и недостаток предсказуемости в окружении ребенка ведут к нарушениям развития. Многие родители замечают, что ребенок может бесчисленное количество раз просить почитать одну и ту же сказку, ему не надоедает гулять в одном и том же дворе ( в отличие от родителей). Это не прихоти, это все тот ж процесс адаптации. Маленькие дети не могут самостоятельно организовать свою жизнь в соответствии со здоровыми ритмами. Ребенок отдан всему, что происходит в его окружении. Если окружающие его люди будут ночью бодрствовать и заниматься какой-либо деятельностью, а днем спать, то и у ребенка будет формироваться именно такой ритм. Очень важно, чтобы взрослые осознанно помогали ребенку войти в здоровый жизненный ритм.
Несформированность ритмических процессов у детей приводит к нарушению их моторного и психического развития. И, как правило, к отставанию в развитии речи.
К сожалению, в отечественной специальной психологии и педагогике проблеме взаимосвязи ритмических и психических процессов уделяется недостаточно внимания. Есть немногочисленные исследования ритмических процессов в специальной педагогике и психологии, проведенные С. А. Баскаковой, И. В. Евтушенко, Л. В. Лопатиной, Л. С. Медниковой, свидетельствующие о том, что у детей с ограниченными возможностями здоровья имеется недостаточное развитие чувства ритма.
В работах В. И. Бельтюкова, И. Н. Мусатова, Е. З. Яхниной отмечается, что у детей с нарушением слуха речь неритмичная, монотонная, нестабильная по громкости.
В общей моторике у таких детей имеются трудности координации, выполнения последовательных движений, их недостаточная ритмичность, нарушение восприятия музыкального ритма.
В коррекционной работе с данной категорией детей давно используется речевая ритмика и музыкально-ритмические занятия, что, по мнению исследователей, положительным образом сказывается как на формировании произносительных навыков детей, так и на развитии их слухового восприятия.
У детей с интеллектуальной недостаточностью (И. В. Евтушенко, Л. С. Медникова) выявляется низкая способность к восприятию и воспроизведению ритмических структур в различных видах деятельности. Только в условиях специально созданной коррекционно-развивающей работы дети дошкольного и школьного возраста, имеющие отставание в интеллектуальном развитии, могут овладевать разными ритмами.
Исследования чувства ритма у слабовидящих детей школьного возраста, проведенные В. А. Кручининым, свидетельствуют о замедленности у них восприятия заданных ритмических сигналов.
В единичных работах отмечается взаимосвязь между степенью с отечформированности моторной функции и чувством ритма у детей с дизартрией .
Изучение Л. А. Поздняковой ритмических структур в моторике детей с дизартрией показывает, что трудности воспроизведения ритмического рисунка и передачи акцентированных ударов наиболее выражены у детей с преимущественными проявлениями экстрапирамидных и псевдобульбарных явлений при дизартрии, что, по мнению автора, обусловлено не только нарушением динамического праксиса, но и недостаточностью двигательной памяти.
Наличие нарушений ритма движений и речи у детей с ограниченными возможностями здоровья учитывается в специальной педагогике и психологии при разработке методик специальных ритмических воздействий, которые используются в процессе коррекционно-развивающей работы.
Так, например, при недоразвитии речи занятия и уроки по логоритмической ритмике, проводятся один-два раза в неделю, соотносясь с этапом логопедической коррекции.
На наш взгляд значение развития ритмических процессов в формировании психики ребенка столь значимо, что необходимо проводить профилактическую работу среди родителей, объясняя им значение режимных моментов для ребенка, пения им песен, чтения стихов, качания и т.д. Также необходимо создание новых интегрированных коррекционных программ, в которых формирование ритмических процессов будет иметь первостепенное значение.
Список литературы:
1. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей, 1982.
2. Евтушенко И. В. Музыка и пение, 2010.
3. Ливанов М. Н., Современные проблемы электрофизиологии центральной нервной системы, 1967.
4. Кручинин В. А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в процессе школьного обучения. СПб., 1991
5. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010
6. Медникова, Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии, 1995.
Источник