Значение развития моторики ребенка
Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста
Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Исследования учёных показали, что уровень развития мышления и речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, ручной моторики. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее будет ребёнок, тем быстрее он начнёт говорить.
Именно поэтому на современном этапе в обучении и воспитании детей пристальное внимание уделяется детской руке. Педагоги и психологи придают большое значение развитию мелких движений пальцев рук, ручной моторики.
В то время как ребёнок выполняет различные действия своими руками и пальчиками, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребёнок просто забавляется, а он тем временем активно познаёт мир и … умнеет. Поэтому чем больше ребёнок действует, используя руки и пальчики, тем активнее у него развиваются мозг и речь. Ведь как утверждал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский — ум ребёнка сосредоточен именно на кончиках пальцев. Чем больше у ребёнка возможностей для самостоятельного исследования окружающего, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить.
Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Уже к трём годам движения рук ребёнка достигают значительного развития. Но руки ещё недостаточно ловки, подвижны. Не всегда движения целенаправленны, точны, подчиняются задаче деятельности. Особенно это относится к таким деятельностям, в которых используются орудия, инструменты, требующие специальных, точно координированных движений рук. Они развиваются в процессе деятельности, путём систематического обучения и постоянных упражнений ребёнка.
Всем, конечно же, хотелось бы, чтобы ребёнок удивлял окружающих своими познаниями, и интеллектом, своей развитой речью. Для этого нужно совсем немного — заниматься с ним, развивать мелкую моторику рук ребёнка.
Для развития мелкой моторики рук ребёнка существует много различных средств и все они доступны, при этом не требуют существенных затрат.
Средства развития мелкой моторики: пальчиковые игры и упражнения; шнуровки; работа с бумагой; рисование и раскрашивание; конструирование; лепка; графические упражнения, штриховка; игры со счётными палочками…
Для развития у детей рук и пальцев очень эффективны пальчиковые игры и упражнения. Доказано что игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Поэтому об играх с пальчиками и ладошками мы можем говорить как о великолепном универсальном и развивающем средстве. Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Во время игр стимулируется речевое и интеллектуальное развитие.
Кроме перечисленных выше средств эффективно использовать игры с подручными материалами. Подобные игры нравятся детям младшего возраста. Рассмотрим некоторые из них. Нанизывание на шнурок различных предметов: пуговиц, бусинок и т.д.; застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; закручивание и раскручивание крышек баночек, бутылочек, флакончиков; игры с прищепками; игры с крупой.
Хотелось бы отметить, что подобранные задания и упражнения дети готовы выполнять охотно и многократно, что, в свою очередь, обеспечивает необходимую эффективность в развитии детей.
Не надо забывать, что уровень развития моторики у всех детей разный, поэтому задания и упражнения подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Главное — проявлять терпение, если регулярно заниматься с детьми, их пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения – точными и слаженными. Что в свою очередь будет надёжным фундаментом для общего развития ребёнка. Как уже было сказано ранее дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг. Наряду с развитием мелкой моторики рук, развиваются память, внимание, интеллект.
Помните, что, используя игры с детскими пальчиками, ладошками и ручками, развивая тонкую моторику, вы сможете положительно влиять на всестороннее развитие ребёнка. Играя в подобные игры, наши дети развиваются.
Источник
Умение человека совершать точные мелкие движения пальцами рук и кистями называется мелкой моторикой. Скоординированные движения происходят благодаря работе трех систем организма:
- нервной;
- костной;
- мышечной.
Развитие мелкой моторики для детей имеет огромное значение. Проведенные исследования показали прямую зависимость развития функции рук с развитием мышления и речи ребенка. Чем больше умений, мастерства, точности и активности в движении пальцев ребенка, тем быстрее он начинает говорить и познавать окружающий мир.
Поэтому одной из задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста – развитие мелких движений кистями и пальцами рук – мелкой моторике.
В процессе выполнения каких-либо действий руками и пальцами малыш не просто забавляется – он познает мир и развивает интеллект, благодаря самостоятельному исследованию окружающего пространства.
В младшем возрасте движения пальцев детей неточные и несогласованные.
К трем годам движения пальчиков уже хорошо развиты, но еще не достаточно подвижны и ловки.
Часто даже пятилетние дети держат ложку в кулаке, не без труда работают карандашом и кисточкой, не могут расстегивать пуговицы и завязывать шнурки.
В основном к шести-семи годам происходит формирование зон головного мозга, отвечающих за мелкую моторику. Кисти рук также к этому возрасту достаточно развиты.
Однако трудности по овладению письма имеют многие первоклассники. Письмо требует выполнения тонких скоординированных движений пальчиков и мелких мышц кисти и всей руки. При этом должны быть развиты зрительное восприятие и внимание.
Мелкая моторика развивается путем регулярного обучения, выполнения некоторых специальных упражнения и полезных игр. Для развития речи, интеллекта ребенка с ним нужно постоянно заниматься.
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения
У детей наиболее часто встречаются следующие заболевания зрительных органов:
- миопия (близорукость);
- гиперметропия (дальнозоркость);
- косоглазие;
- амблиопия;
- астигматизм.
Если у ребенка имеются отклонения в органах зрения, то наблюдаются:
- снижение двигательной активности;
- трудности в координации рук;
- задержка в развитии тактильной чувствительности;
- трудности в выполнении мелких координированных движений кисти и пальцев.
Ребенок с нарушениями зрения менее качественно выполняет задания и скорость их исполнения низкая.
Дети со зрительными недугами в большей степени полагаются на ориентирование визуально, не осознавая осязания, как важное средство замещения зрительной функции. Ребенок с нарушением зрения не всегда может подражать действиям взрослых, что не позволяет им овладевать некоторыми практическими навыками. Вследствие этого у таких детей мышцы рук плохо развиты, вялые, часто напряжены. Недоразвитость тактильной чувствительности и мелкой моторики задерживается общее развитие ребенка, его речи.
Зрение и осязание с точки зрения информативности для человека тесно связаны. Поэтому осязание для детей с нарушениями зрения может явиться эффективным способом познания окружающего мира. Развитие мелкой моторики у таких детей – возможность компенсировать недостаточность зрения.
Для развития мелкой моторики с детьми проводятся специальные занятия. Однако такие навыки можно развивать и на общеобразовательных занятиях.
Дети с нарушением зрения часто отличаются двумя крайностями. Часть из них всю свою практическую деятельность выполняют, опираясь на органы зрения. Другая часть, с сильными нарушениями зрения, руководствуются осязанием, практически не используя органы зрения, имеющие нарушения, но, все-таки, дающие определенную информацию.
Обе группы детей лишаются определенных возможностей для ориентировки в пространстве и в практической деятельности. Отклонения у детей могут быть скорректированы с помощью специальных занятий, которые позволят взаимодействовать осязанию, зрению и других анализаторов.
Занятия с детьми проводятся с группами или индивидуально. Это зависит от конкретных дефектов зрения, развития осязательности и содержания занятия.
Для осязательного восприятия у детей с нарушением органов зрения используются различные педагогические приемы и методы.
Виды коррекционных занятий
Обычно занятия имеют две составляющие:
- упражнения для пальцев и рук, позволяющие снять их напряжение, развить гибкость и подвижность;
- приобщение детей к выполнению предметно-практической деятельности, которая развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность.
Существуют виды упражнений и занятий:
- пальчиковая гимнастика;
- развитие способностей по работе с мелкими предметами, например, счетными палочками, пирамидками, геометрическими фигурками и пр.;
- получение графических навыков: раскраска изображений, обвод контура, заштриховка заданных фигур и пр.;
- развитие тактильной чувствительности пальчиков и кистей;
- усвоение приемов расслабления и самомассажа;
- работа с предметами, улучшающими мелкую моторику: застегивание/расстегивание пуговиц, плетение кос, складывание из палочек, спичек и др. определенных фигур, разглаживание помятой фольги и пр.
Детям с дефектами зрения в бо́льшей степени требуются коррекционные занятия по развитию мелкой моторики. Тактильная чувствительность, развитые ловкие движения пальцев и кистей рук помогут компенсировать недостаточность зрения.
Источник
Ирина Овчинникова
Важность развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания,как:
— внимание;
— мышление;
— координация;
— воображение;
— наблюдательность;
— зрительная и двигательная память;
— речь.
Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Недаром педагог В.Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.
Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры,такие как:
— «Сорока-сорока.»,
— «Ладушки-ладушки.»,
— «Идет коза рогатая.»,
— «Пальчик-мальчик, где ты был?.»,
— «Этот пальчик дедушка.» и другие.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.
Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важных для умственного и психического развития. Важной частью являются «пальчиковые игры» и игры «Расскажи стихи руками». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук,что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.
Какова же методика проведения этих игр?
Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.
Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами.
В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность:
— застегивание и расстегивание пуговиц;
— всевозможные шнуровки;
— нанизывание колец на тесьму;
— игры с мозаикой;
— игры с конструктором;
— сортировка круп, зёрен (гречка — горох, фасоль бобы).
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:
1. Игрушки-шнуровки — дают возможность придумать множество игр;
2. Деревянная пирамидка — помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;
3. Кубики — развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;
4. Конструкторы — развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;
5. Рамки и вкладыши — способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
6. Фигурки на магнитах — развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;
7. Пазлы — развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
8. Мозаика — способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.
Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу.Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Источник
Татьяна Филиппова
Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.
Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто.
В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка.
Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Развитию пальцев рук способствуют разнообразные действия с предметами. Например, различные виды мозаик или игры с пуговицами, которые развивают внимание, восприятие. Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, а затем попросить ребенка сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, домик, машину и т. д.
Игры с сыпучими материалами. Игры с крупами не только развивают мелкую моторику, но и помогают совершенствовать сенсорное познание предметов и веществ, развивает чувственное восприятие, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие ребенка. И, наконец, это просто весело. Детям можно предложить поиграть в игру «Золушка» — перебирать крупы. Для этого в кастрюлю (миску) помещаем горох и фасоль. Попросите ребенка помочь Вам перебрать и разложить по разным баночкам или бутылочкам фасоль и горох. Можно даже устроить соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Или попробовать на ощупь определить и достать только горох или только фасоль. Затем можно выложить узор, чередуя по цвету и форме.
Рисование по манной, гречневой крупе, муке. Податливость крупы, муки, песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Для детей это не только отличное развлечение, но и способ узнать о мире и его свойствах больше. Созданная ребенком картина из этих сыпучих материалов является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития, развивается чувственное восприятие, фантазия и воображение.Совершенствуя способы работы с сыпучими продуктами можно использовать смешивание различных по размеру : гречка-манка; манка (гречка, перловка, рис и т. д.) – пшено (макароны). Количество вариантов бесконечно.
Нанизывание. Отлично развивает пальчики рук разнообразное нанизывание. Для этого можно использовать любые небольшие предметы,через которые ребенок может продеть шнурок или плотную нить: пуговицы, бусы, макаронные изделия, и т. п.
Собирание разрезных картинок, пазлов, кубиков. Игры развивают зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно-двигательную координацию. Можно использовать пазлы или взять две одинаковых картинки, одну из них разрезать на несколько частей. Предложите ребенку, глядя на образец собрать разрезанную картинку.
Аппликации. При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика, это еще увлекательный и познавательный процесс. Ребенок, выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые. Он определяет, как расположены фигуры (высоко, низко, в центре, слева, справа). Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы, фигурки и клеящим карандашом закреплять их на листе. Если Вы опасаетесь дать ребенку ножницы, пусть рвет руками цветную бумагу или картинки из журнала, газеты — как получится; а вы будете наклеивать рваные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму.
Игры с прищепками. Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика) Для этого нужно, соответственно, сделать заготовки солнца, ёжика, цветка, зайчика на картонной основе.
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков, молний; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке – это хорошая тренировка для пальчиков, развивается мелкая моторика рук, совершенствуется ловкость и развиваются элементарные навыки самообслуживания.
Скручивание лент развивает мелкую моторику и координацию движений.
Перекатывание карандаша в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.
Откручивание-закручивание крышек от пластиковых бутылок. Позволяет зрительно определять их местоположение и подбирать крышки по цвету, воспитывает усидчивость и интерес к обучению.
Ниткография. Работа выполняется нитками любого качества (мулине, шерсть, акриловые и др.) по бархатной бумаге. Нитки хорошо держатся и в то же время легко исправить ошибку.
Ниткография развивает у детей такие качества, как усидчивость, старательность, аккуратность, воображение, зрительно-моторную координацию, абстрактное мышление, пространственное ориентирование.
Рисование и раскрашивание карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след. Ребенок должен учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Можно использовать различные картинки с поэтапным рисованием, а также раскраски. Раскрашивание является средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Для закрепления данных навыков полезно использовать трафареты, помогающие детям сохранять границы закрашивания.
Лепка. Лепка глиной, пластилином или тестом способствует развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. В ходе занятий у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт, учатся доводить работу до конца. Занятия способствуют развитиюэмоциональной отзывчивости, развитию самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия; формированию умений и навыков в лепке.
Шнуровки. Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.
Еще один из способов развития мелкой моторики рук ребенка – это оригами – конструирование из бумаги, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., происходит развитие глазомера. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно, вам не раз придется показать тот или иной прием.
Уникальным средством для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи являются «Пальчиковые игры».
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальчиков рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальчиковой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов. Слушая их, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальчиковых движений и изображений персонажей, их действий и др.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
— помогает развивать речь;
— развивает эмоциональную выразительность;
— повышает работоспособность головного мозга;
— развивает внимание, память, воображение;
— способствует развитию пространственного мышления;
— снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх.
Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей, в нашем случае (младший возраст до трех-четырех лет, рекомендуемое время — от 3 до 5 минут, затем по желанию ребенка.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Ведь систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Источник