Значение раннего детства в развитии личности ребенка

Развитие
личности ребенка начинается с раннего детства.

В раннем детском
возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье и зависит от
принятой в ней тактики воспитания, от того, что в ней преобладает – сотрудничество,
доброжелательность и взаимопонимание или же нетерпимость, грубость, окрик,
наказание. Это будет определяющим.

В результате
складывается личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося
признать свои ошибки или оплошности, открытого, не уклоняющегося от
ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного,
капризного маленького себялюбца. Важность периода раннего детства для
формирования личности была отмечена многими психологами, начиная с 3. Фрейда. И
в этом они были правы. Однако причины, его определяющие, нередко
мистифицировали.

В
действительности дело в том, что ребенок с первых месяцев сознательной жизни
находится в достаточно развитой группе и в меру присущей ему активности (здесь
большую роль играют особенности его высшей нервной деятельности, его
нервно-психической организации) усваивает тип отношений, которые в ней
сложились, претворяя их в черты своей формирующейся личности.

Воспитание
ребенка, начинаясь и продолжаясь в семье, уже с трех-четырех лет, как правило,
протекает одновременно и в детском саду, в группе сверстников, «под
руководством» воспитателя. Здесь возникает новая ситуация развития личности.
Если переход к новому периоду не подготовлен успешным завершением фазы
интеграции в предыдущем возрастном периоде, то здесь (как и на рубеже между
любыми другими возрастными периодами) складываются условия для кризиса развития
личности. В психологии давно был установлен факт «кризиса трехлетних»,
через который проходят многие малыши.

Дошкольный
возраст. Ребенок включается в группу ровесников в детском саду, управляемую
воспитательницей, которая, как правило, становится для него наравне с
родителями наиболее значимым лицом. Укажем фазы развития личности внутри этого
периода. Адаптация – усвоение детьми норм и способов одобряемого родителями и
воспитателями поведения. Индивидуализация – стремление каждого ребенка найти в
себе нечто, выделяющее его среди других детей либо позитивно в различных видах
самодеятельности, либо в шалостях и проказах. При этом дети ориентируются не
столько на оценку сверстников, сколько на родителей и воспитательниц.
Интеграция – согласованность стремления обозначить свою неповторимость и
готовности взрослых принять в ребенке только то, что соответствует важнейшей
для них задаче – обеспечить ему безболезненный переход на новый этап
воспитания, – третий период развития личности.

Содержание
нравственного воспитания. Сущность нравственности личности. Осмысливая сущность
нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого
понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо
различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе
норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах
жизни и деятельности.            Нравственность
человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек,
связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки
весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной
воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований
в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное соблюдение. Но
что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению
личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений,
предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных
сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими
людьми.

Мораль общества
охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно
четко представить содержание воспитательной работы по формированию
нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование
следующих моральных отношений:

А) отношение к
политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития ;
правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание
моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и
свободе народов;

Б) отношение к
родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной
и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура
межнациональных отношений;

В) отношение к
труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины
труда;

Г) отношение к
общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и
умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

Читайте также:  Средства развития эмоциональной сферы ребенка

Д) отношения к
людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота
о семье и воспитании детей;

Е) отношение к
себе: высокое сознание общественного долга; чувство   собственного достоинства, принципиальность.

Как видим, каждое
из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований,
которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и
поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание
нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую
многогранность.

Но для
нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его
содержании. Не менее важно детально осмыслить , какого человека можно считать
нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность
нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд,
напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении
и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно
выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою
“нравственность” в интересах личной карьеры или желая добиться других
преимуществ в обществе. Подобная внешняя “нравственная благовидность” есть не
что иное, как лицемерие. При малейшем изменений обстоятельств и жизненных
условий такой человек, как, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и
начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил.

В условиях
обновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободы
общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной,
чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним
общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру,
справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это
имел в виду Гоголь, когда утверждал: “Развязать каждому руки, а не связывать;
нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы
его держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона”.

Нравственным
нужно считать такого человека, для которого нормы правила и требования морали
выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и
привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении
нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым
только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в
обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний
категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого
выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания,
взгляды, убеждения и идеалы. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение
придавал “поступку наедине с собой”, или тому, как ведет себя воспитанник в
отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственности
можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего
побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные
взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им
привычек поведения и   составляет
глубинную сущность нравственного воспитания.

В этом смысле
нравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с ее
совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением к искреннему
раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть
и раскаяние личности в своих аморальных поступках – сильнейшие стимулы ее
нравственного развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих
личностных чувств не всегда придается должное значение. “Раскаяние – пишет
Чингиз Айтматов, – одно из великих достижений человеческого духа – в наши дни
дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира
современного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния,
без того потрясения и презрения, которые достигаются через осознание вины – в
действиях ли, через порывы самобичевания или самоосуждения”. Все это
показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ее
моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления
к моральному благородству.

Фактор – движущая
сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к
действию.

Факторы, влияющие
на развитие личности:

-наследственность;

-среда;

-воспитание;

-деятельность.

Развитие
человека, как и всех живых организмов, связано прежде всего с действием фактора
наследственности.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
– это те психофизические и анатомофизиологические особенности, которые
передаются от родителей к детям, что заложено в генах (задатки, морфологические
признаки, темперамент, характер, способности).

Читайте также:  Развитие памяти ребенка младшего школьного возраста

Человек от
рождения несет в себе определенные органические задатки, которые играют
существенную роль в развитии различных сторон личности, особенно таких, как
динамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одаренности.

СРЕДА – те
условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие.

Среда бывает 3
видов:

— биологическая
(климат);

— социальная (общество);

-педагогическая
(учителя, семья, коллектив).

Среда как фактор
развития личности имеет существен­ное значение: она предоставляет ребенку возможность
видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние но­сит, как правило,
стихийный, мало поддающийся педаго­гическому руководству характер, что, конечно
же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать
ребенка от среды нельзя. Всякое стремление взрослых оградить от социальной
среды (ограничение общения с посторонними людьми, сужение объектов познания и
др.), чревато задержкой в социальном развитии.

Влияние среды на
формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишь
в степени восприятия этого влияния. Среда может сдерживать развитие, а может и активизировать
его, но быть безучастной к развитию не может.

Отношения со
средой, в которые вступает ребенок, всегда опосредованы взрослыми. Всякая новая
ступень в развитии личности ребенка есть одновременно новая форма его связи со
взрослыми, которая ими же подготовлена и направляется.

ВОСПИТАНИЕ –
целенаправленный специально организованный процесс формирования личности.
Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени
развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве
основного, определяющего фактора ее развития.

Особенности
воспитания как фактора развития личности:

в отличие от первых двух факторов оно
всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего)
характер. Воспитание осуществляется целенаправленно, по специальным научно
обоснованным программам.;

— оно всегда
соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором
происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда
имеются в виду положительные воздействия;

— воспитательный
процесс строится по определенной системе. Единичное воздействие не приносит
ощутимых результатов.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –
форма бытия и способ существования человека, его активность направленная на
изменение и преобразование окружающего мира и самого себя. Наследственность,
среда, воспитаниеэти факторы при
всей их значимости и необходимости все же не обеспечива­ют полноценного
развития ребенка, т.к все они предполагают воздействия, не зависящие от самого
ребенка: он никак не влияет на то, что будет за­ложено в его генах, не может
изменить среду, не определя­ет цели и задачи собственного воспитания.

Но человек
обладает удивительной особенностью –
активностью. Активность проявляется в познании мира. Именно активность
позволяет малышу овладевать способами действия с предметами. Таким образом,
активность как свойство живого орга­низма выступает в качестве необходимого
условия и пред­посылки развития.

У человека активность облекается в социальные формы разныевиды деятельности:
игру, труд, учение. Каж­дый из видов деятельности направлен на удовлетворение
каких-то потребностей: играна
удовлетворение потреб­ности проявить активность в той сфере, в которой
невоз­можно реальное действие; труд- на удовлетворение по­требности в получении
реального результата, в самоут­верждении, учениена удовлетворение потребности в познании и т.д.

Рассмотренные факторыобеспечивают
развитие ребенка как человеческого существа.

Таким образом, развитие личностиэто процесс, подчиненный определенным, вполне объективным
закономерностям. Закономерное не означает фатально обусловленное. Психология не
видит в личности лишь точку приложения внешних сил. За личностью остается
выбор, ее активность нельзя игнорировать, и за каждым из нас остается право на
поступок, право и ответственность за него. Важно выбрать верный путь и, не
возлагая надежд на воспитание и обстоятельства, взять на себя принятие решений.
Разумеется, каждый, задумываясь о себе, сам ставит перед собой общие задачи и
представляет, каким он хотел бы себя видеть. В самом общем виде развитие
личности есть становление особой формы целостности или, как говорил Флоренский,
«единомножия», включающего четыре формы субъектности: субъекта
витального отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения и
субъекта самосознания.Иначе говоря,
становясь личностью, человек формирует и развивает свою собственную природу,
присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других,
проявляя себя перед самим собой. 

Читайте также:  Центр развития ребенка водолей

Источник

Значение дошкольного детства в становлении личности

Формирование личности закладывается в раннем детстве. У человека формируются нравственные формы, нормы поведения, а также понимание себя как личности. Данные сведения ребенок получает от семьи, образовательных учреждений, а также в процессе живого общения со своими сверстниками.

Ребенок копирует поведение своих родителей, а также педагогов, так как больше всего времени ребенок проводит с данными людьми.

Родители формируют личность ребенка на интуитивном уровне: своим настроением, своими словами и действиями по отношению к окружающим людям. Они направляют ребенка, разъясняют все его вопросы, анализируют действия и поступки, корректирую те или иные моменты поведения своего ребенка. Полученную информацию ребенок пытается сопоставить с действиями своих сверстников и дает оценку их поведению. В такие моменты ребенок понимает, что такое хорошо и что такое плохо.

В дошкольном образовательном учреждении педагоги формируют несколько аспектов в личности ребенка:

— эстетическое восприятие;

— оценки и моральные представления;

— личные мотивы (действия и противодействия);

— самодисциплину;

— уверенность в себе и лидерские качества;

Окружающий мир привлекает дошкольника: небо, радуга, солнце, снег, растения, птицы, животные насекомые – всё, что он может увидеть в живую или на картинке. Чем ярче, подвижнее предмет, тем он более впечатляющий. На ряду с картинкой ребенок воспринимает и звуки: шум листвы, моря, пения птиц, песни, а также родную речь. В свою очередь педагог развивает эстетическую составляющую личности ребенка с помощью доступных ему методов:

— прогулки на улице и экскурсии;

— чтение вслух детской литературы;

— прослушивание звуков природы и музыкальных произведений;

— воспроизведение мультипликационных фильмов, а также просмотр изображение в учебниках или с помощью современных информационных технологий (персональные компьютеры, планшетные компьютеры, проекторы и т.д.).

Оценки и моральные представления педагог формирует у ребенка с помощью обсуждения того или иного поступка(действия):

— после прочтения книги,

— во время игры;

— после просмотра фильмы

Ребенок формирует оценку, обсуждая действия героя: что он делает хорошо, что плохо, обосновывая свою точку зрения. Педагог старается заинтересовать и направить логику детей на устоявшиеся моральные нормы. Таким образом формируется понимание того, что ребенок делает хорошо. Какие действие его поведения не верны и должны быть скорректированы.

Режим дня – это основа самодисциплины. График формируется с самого детства. Ребенок будет чувствовать себя комфортно, если он точно знает, что его ожидает: подъем, сбор в детский сад, завтрак, занятия, сончас, прогулка, посещение кружков, игры дома, ужин, отбой. Но не только режим дня формирует самодисциплину. К школьному возрасту ребенок должен выполнять ряд действий без помощи родителей или педагогов: самостоятельно умыться, заправить кровать, одеться, расчесать волосы, принимать пищу, помогать взрослым. Педагог должен заинтересовать ребенка, привить любовь к повседневным процедурам, формируя самодисциплину.

Развить лидерские качества можно с помощью игры. Педагог подбирает игры таким образом, чтобы заинтересовать всех детей. Игра бывает:

— дидактической;

— развивающей;

— активной.

Ребенок позиционирует себя личностью, поэтому правила, установленные в игре сопутствуют развитию определённых манер поведения: ребенок может проявить себя как лидер, организовать сверстников во время игры, помощь друзьям справится со сложной задачей.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что дошкольный возраст – это особенный возраст, когда формируется личность ребенка. Профессиональные педагоги и родители должны сформировать подлинное мировоззрение ребенка, развить его всесторонне, заложить стремления к знаниям, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит самостановление ребенка как личности.

Литература:

1. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 284 c.

2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. — М.: Academia, 2017. — 288 c.

3. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. — М.: Academia, 2018. — 640 c.

4. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. — М.: Флинта, 2016. — 256 c.

5. Хухлаева, О.В. Этнопедагогика: учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, А.С. Кривцова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 333 c.

Источник