Значение пренатального периода развития ребенка

Значение пренатального периода развития ребенка thumbnail

Пренатальное развитие ребенкаПренатальный период – это период от оплодотворения до рождения. В это время происходит бурное развитие всего организма ребенка и его психики.

Темпы этих изменений поистине фантастические: через 30 часов после оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки, а к пятому дню эмбрион имеет уже более ста клеток и представляет собой полый шарик, заполненный жидкостью. После имплантации, которая происходит в начале второй недели, рост и развитие будущего ребенка еще более ускоряются: в две недели его тельце всего 2 мм, в три недели – 4 мм, в 4 – уже 8 мм, а к концу второго месяца достигает 8 см!  Всего за полтора месяца из оплодотворенной яйцеклетки образуется крошечное существо, у которого уже есть зачатки всех внутренних и внешних органов и основные отделы мозга. К концу второго месяца внутриутробный ребенок уже вполне похож на человека: у него большая округлая голова с высоким выпуклым лбом, хорошо заметными глазами, носом, ртом. Ручки и ножки еще коротковаты по сравнению с телом, но уже имеют все пальчики. Если бы темпы роста во время беременности сохранялись такими же, как на втором месяце, но новорожденный весил бы около 14 тонн – вдвое больше крупного слона.

Основное развитие заканчивается к середине внутриутробного периода, с 20 недель появляются дыхательные движения. Начиная с 22 недель ребенок может выжить вне организма матери, но только в специально организованных условиях (правда, еще не во всех странах есть возможность такие условия создать). К 20 неделям развиты и функционируют уже все органы чувств и произошел решительный поворот в строении мозга: теперь он уже отличается от мозга других высших приматов, наших ближайших родственников в животном мире, и развивается как мозг человека. Всю вторую половину внутриутробной жизни мозг активно развивается, ребенок осваивает богатую информацию, поступающую из своей ближайшей среды, и даже некоторые воздействия извне. Он, конечно, еще растет, хотя уже не так интенсивно, а в последние недели накапливает жирок и готовится к новой жизни. Посмотрим теперь, как происходит развитие психики ребенка до рождения.

В 22–23 дня начинает биться сердце эмбриона, и в это же время начинает формироваться нервная система. В 6 недель есть все отделы мозга и начинает функционировать вестибулярный аппарат. Вестибулярная система в течение всего внутриутробного периода регулирует положение тела в околоплодной жидкости. Именно она «отвечает» за освоение ребенком еще до рождения ритма и стиля движений матери. Представьте себе, что вы плаваете в большом сосуде, который кто-то носит, поворачивает, потряхивает, сопровождая каждый тип движений звуками разной интонации, разным ритмом дыхания и другой информацией. Неудивительно, что после 9 месяцев такой «тренировки» малыш быстро успокаивается, когда его качают на руках.

Уже в 7,5 недель развивающийся ребенок чувствует прикосновение кожей лица, в 10 недель открывает рот, в 10,5 – сгибает пальцы, а в 11–12 недель может ими двигать и сжимает кулачок. В этот же период возникают активные движения всего тела: ребенок плавает в плодном пузыре, прикасаясь к его стенке – изменяет траекторию движения. В 13 недель ребенок сосет пальчик, и все оставшиеся до рождения 6 месяцев (!) – это его постоянное занятие. Неудивительно, что после рождения самый лучший «успокоитель» – соска. Кроме пальчиков в утробе есть много других «игрушек» для развития тактильной чувствительности и движений: части своего тела, пуповина, а чуть позже, когда ребенок становится крупнее и располагается вплотную к стенкам матки, он может дотронуться и до них.

К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность. Первое, что начинает слышать ребенок, – внутриутробные шумы, которые весьма разнообразны и интенсивны. Это шум крови в сосудах, стук сердца матери, движение внутренних жидкостей, перистальтика кишечника. Постоянный, никогда не смолкающий фон. Самые устойчивые по своим характеристикам – стук сердца и шум крови в сосудах, напоминающий морской прибой. Во второй половине своей «первой» жизни малыш слышит и то, что происходит снаружи, правда, в слегка измененном виде из-за окружающей жидкости и тканей материнского организма. Лучше всего он различает звуки в диапазоне от 20 до 5000 гц, которые соответствуют диапазону человеческого голоса.

Очень рано, с трех месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а к 5 месяцам малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения. Также по-разному он выражает свои ощущения от разных звуков, прикосновений и других воздействий.

Последним развивается зрение – ведь видеть в утробе нечего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш жмурит глаза, а с 6 месяцев реагирует на освещение стенки живота матери оранжевым светом. Но все же конкретной информации для глаз еще нет, поэтому развивается только светоощущение, а восприятие контура и другой зрительной информации – это задача следующего, внеутробного периода.

Вот такая интересная жизнь у нас до рождения. По количеству получаемой информации и интенсивности ее освоения – это, наверное, самый «богатый» период человеческой жизни: ведь все основные характеристики мира (звуки, твердость и мягкость поверхности, вкус, движение, появление и исчезновение стимуляции, ее ритм и т.д.) – уже освоены, и все органы чувств ребенка «умеют» с ними работать – есть, на что опереться после рождения.

Читайте также:  Как открыть клуб развития ребенка

Галина Филиппова
доктор психологических наук
https://mosparents.ru

Источник

Развитие — процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.[13]

Пренатальное развитие — начало жизни человека.

Пренатальное развитие, или внутриутробное развитие, развитие до рождения, является начальным этапом человеческой жизни. Его важность была осознана уже в древних цивилизациях. Истоки представлений о внутриутробном развитии теряются в веках. Возможно, они появились вместе с Homo sapiens, открывшим у себя функцию деторождения. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, предусматривающих создание наилучших условий для жизни и развития ребенка.[16]

Так, более тысячи лет назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности в условиях покоя и целенаправленного культивирования красоты. На первых месяцах беременности жены будущий отец должен был пройти через церемонию знакомства с будущим ребёнком. Мужчина представлялся ожидаемому ребёнку, рассказывал о себе, о своей профессии, о своих взглядах на жизнь. Если после такого знакомства ребёнок оставался в чреве матери, то древние расценивали это как принятие им отца. Если же беременность прерывалась, это считалось знаком протеста против родителя и нежеланием быть его отпрыском… В некоторых культурах, в частности у народов юго-восточной Азии, начало жизни отсчитывается не с рождения, а именно с зачатия. С некоторых пор европейские народы, а в Новое время и североамериканцы, тоже стали осознавать важность всего, что предшествует рождению ребёнка, для всей последующей человеческой жизни.[16]

По-настоящему же серьезное изучение жизни еще не родившегося человека началось лишь в XYII веке, и в течение нескольких веков знания о внутриутробной жизни были фрагментарными и малочисленными. Даже в первой половине ХХ века развитие человека до его рождения понималось только как разворачивание телесных форм — считалось, что никакого индивидуального существования, а тем более психики, при этом нет. И лишь благодаря успехам современной биологии, генетики, медицины, психологии, благодаря развитию новых методов исследования удалось проникнуть в тайну жизни до рождения ребенка и получить знания об его активном внутриутробном психическом развитии. Парадокс в том, что, несмотря на огромный опыт, за тысячелетия накопленный человечеством, новорожденный ребенок за это время практически не изменился.[14]

Пренатальное развитие начинается со слияния мужского сперматозоида и женской яйцеклетки, образовавшаяся при этом зигота несет в себе всю генетическую информацию, необходимую для создания нового организма.

Пренатальное развитие является одним из ярких процессов созревания. Созревание будущего младенца происходит в строго контролируемой среде и проходит ряд этапов в жестко заданной последовательности. Практически с момента зачатия ребенок становится элементом ситуации, складывающейся в окружающей его среде и, появившись на свет, представляет собой отнюдь не «чистый» лист. Существует точка зрения, что личность человека формируется задолго до его появления на свет — мысли, переживания, ощущения матери передаются не родившемуся еще ребенку, и он не только чутко воспринимает их, но и запоминает. Так, страх и беспокойство матери ведут к появлению в ее крови особых химических веществ — катехоламинов. Через пуповину они попадают в плод, он тоже начинает испытывать беспокойство. Но одновременно эти вещества играют и роль стимуляторов, когда каждая волна материнских гормонов резко выводит плод из обычного состояния, пробуждая примитивное самосознание и обостряя восприимчивость. Плод начинает ощущать, что что-то произошло, и даже пытается понять, что именно.

Хотя впечатления пренатального периода в дальнейшем во многом определяют характер, поведение, степень психического здоровья человека, ответить на вопрос о том, с какого момента развивающийся организм действительно является человеком, очень сложно. С одной стороны с момента оплодотворения и до появления на свет в материнском организме находится биологический компонент будущего человека, но с другой стороны уже в это время он живет своей жизнью, реагируя на настроение матери, а также на стимулы извне: громкие звуки, шум, музыку, человеческую речь. Возможно, эти реакции начинаются с момента формирования нервной системы, но возможно и гораздо раньше — ведь его клетки способны улавливать даже изменения в химическом составе материнской крови.[22]

В настоящее время считается, что родившийся человек не только наделен элементарными механизмами для поддержания жизни, но, не обладая почти никакими готовыми формами поведения, уже имеет немалый житейский опыт и знает достаточно много. От него невозможно скрыть, любят его или нет. И даже плод чувствует негатив матери, если она раздражается необходимостью его появления на свет. Образующиеся при этом в ее организме гормоны оказывают непредсказуемое влияние на еще не родившегося ребенка. Сейчас уже хорошо известно, что основные характеристики мозга зависят не только от наследственности. Большое значение имеют сигналы, которые получает мозг на ранних этапах своего развития.[22]

Для того чтобы узнать, какую информацию из внешнего мира усваивает плод, способен ли он обучаться, было поставлено немало экспериментов. Так, группу живущих в Лондоне будущих матерей разделили на тех, кто смотрит популярный ежедневный сериал, и тех, кто нет. Через несколько часов после рождения, младенцам проигрывали мелодии из этого фильма в тот момент, когда они плакали. Дети, чьи матери не смотрели сериал, никак не реагировали на музыку. Дети, чьи матери смотрели сериал, переставали плакать и прислушивались — то, что они чему-то научились, не оставляло никакого сомнения.

Читайте также:  Социокультурная среда развития личности ребенка

Американские исследователи стимулировали развитие мозга плода с помощью различных игр и упражнений. Обучение начиналось на пятом месяце внутриутробного периода. Например, дважды в день будущие родители постукивали по животу матери. Через два месяца появлялась реакция — плод начинал шевелиться, когда подавался знакомый сигнал. Затем таким же сигналом подкреплялось произношение простых слов. Один из будущих отцов периодически четко произносил: » Малыш, я — твой папа». После рождения ребенка, он напомнил ему эту фразу. Судя по реакции, сын ее узнал — он перестал плакать и попытался повернуть головку на голос отца. Вообще же, “обученные новорожденные” более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями.[22]

Ожидания и опасения, достаток и лишения, стабильность и потрясения, здоровье и болезни в тех семьях, где предстоит родиться детям, влияют не только на их последующую жизнь, но и на пренатальное развитие. Несмотря на то, что роды представляют собой генетически запрограммированную последовательность событий, особенности появления на свет каждого конкретного ребенка определяются в значительной степени культурными, историческими и семейными условиями.

Источник

Первая эпоха — эпоха раннего детства — начинается с кризиса новорожденного и включает два периода — младенческий возраст и ранний возраст (Д. Б. Эльконин). Пренатальный период (от момента зачатия до рождения) в периодизацию в отечественной психологии не включается.

Основным аргументом является тезис о том, что в момент рождения коренным образом меняются тип жизни и тип развития ребенка, изменяются законы его развития. Центральным психологическим новообразованием периода новорожденного является индивидуальная психическая жизнь ребенка. До момента рождения нет ни психического отражения, ни соответствующего ему типа развития, поэтому пренатальный период в периодизацию психического развития человека не включается. Однако, признавая важность и значение пренатального развития, дадим его краткую характеристику. Пренатальное развитие включает три основных периода:

* терминальный (от зачатия до 2 недель) — период быстрого рос
та и первичной дифференциации клеток;

* эмбриональный (от 2 недель до 2 месяцев) — период формиро
вания основных структур и органов;

* фетальный (от 3 месяцев — до рождения) — период интенсив
ного морфофизиологического развития плода.

К концу второго триместра (4-6 месяцев) беременности мозг увеличивается в шесть раз. В конце шестого месяца плод жизнеспособен. Можно зафиксировать реакции на звук, тактильные раздражения, что свидетельствует об определенном уровне зрелости анализаторных систем. В третьем триместре (6-9 месяцев) происходит интенсивное развитие центральной нервной системы: формирование структур, ответственных за дыхание и глотание, локализация сенсорных и моторных центров (7 месяцев), возникает чув-

156 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

ствительность к прикосновению и вибрации. Еще в пренатальном периоде налаживается взаимодействие ребенка с матерью. Показано, что плод чувствителен к сердцебиению матери. Этот факт используется, например, для коррекции состояния недоношенных детей, когда в бокс с новорожденным подается аудиозапись сердцебиений матери в спокойном состоянии. Синхронизация частоты сердечного ритма матери и ребенка оптимизирует деятельность всех физиологических систем его организма. Это объясняется тем, что при физическом отделении от матери ребенок еще сохраняет свою биологическую зависимость от нее. В психологии пренатального развития сегодня общепризнанным является положение о значении возможно более раннего формирования общения матери (близкого взрослого) и ребенка для оптимизации его психического развития. Такое общение носит характер обмена «сообщениями»: перестукивание, поглаживание, вербальное обращение к ребенку, разговор с ним. Вопрос о мере активности каждого из участников такого взаимодействия и существовании форм психического отражения действительности ребенком до момента рождения оставим для развернутой дискуссии. Однако необходимо подчеркнуть, что такое взаимодействие создает благоприятную основу для формирования родительской позиции, эмоционального принятия ребенка, повышения сенситивное -ти матери к его поведению и состояниям, формирования субъектного отношения к нему. Опыт общения в пренатальном периоде оказывает положительное влияние на формирование психологической готовности матери к родам и налаживание сотрудничества ребенка с близким взрослым в период новорожденности. Бесспорно, что чем раньше родители включаются в процесс общения с ребенком, тем раньше формируется продуктивная родительская позиция.

Кризис новорожденности

Кризис новорожденности как психологический кризис впервые был выделен и описан Л. С. Выготским [22]. Особый характер этого кризиса связан с переходом от пренатального к постнатальному развитию, изменением типа жизни и типа развития. Изменение типа жизни связано с отделением ребенка от предмета потребностей — до рождения все его витальные потребности удовлетворялись через единую с матерью физиологическую систему питания, дыхания, выделения. Теперь возникает объективная необходимость в психическом отражении, ориентировочной деятельности. Первым

Лекция 12. Младенческий возраст «157

психологическим новообразованием кризиса новорожденности является возникновение индивидуальной психической жизни.

Другими особенностями этого кризиса являются перестройка физиологических механизмов дыхания, питания, выделения, терморегуляции; воздействие на нервную систему ребенка огромного количества раздражителей в условиях недостаточной зрелости ЦНС, особенно коры больших полушарий; ограниченность репертуара врожденных безусловных рефлексов ребенка; потеря иммунитета матери и крайняя уязвимость в отношении внешних факторов. Лавина стимулов, обрушивающаяся на ребенка после рождения, сравнимая с «информационным шоком», приводит к ускоренному созреванию ЦНС и находит отражение в преобладании сна и сновидных состояний в поведении ребенка (сон как защитное реагирование).

Читайте также:  Физическое развитие гимнастика ребенка 2 лет

Все перечисленные особенности, определяемые переходным характером кризиса новорожденности, обнаруживаются в моментах инволюции развития, например, в потере веса в первые две недели, по сравнению с моментом рождения, вследствие несформированно-сти системы пищевого поведения. Физиологический критерий завершения кризиса — начало прибавления в весе.

Социальная ситуация развития кризиса новорожденности характеризуется противоречием между полной беспомощностью ребенка и его зависимостью от близкого взрослого, с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, сотрудничества и средств такого общения, с другой. Врожденный фонд реакций ребенка очень беден, особенно по сравнению с животными. Все потребности ребенка удовлетворяются через взрослого. Поэтому вопрос о генезисе общения с близким взрослым в буквальной смысле — вопрос жизни и смерти. Психологический смысл кризиса — без взрослого не выживет, а потребности в общении и средств общения пока нет. Основная задача развития: формирование у ребенка потребности в общении и соответствующих средств.

Разрешение кризиса новорожденности осуществляется к концу второго месяца жизни и связано с формированием рубежного новообразования, получившего название комплекса оживления [91]. Рождение комплекса оживления знаменует собой формирование у ребенка первой социальной потребности — потребности в общении со взрослым и представляет первую форму такого общения.

Существует ряд особенностей поведения новорожденного. Теоретическое значение изучения форм поведения новорожденного в том, чтобы установить роль наследственности в развитии ребенка. Какие готовые наследственные формы поведения есть у новорожденного?

158 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Можно выделить следующие категории поведения: сон, бодрствование, диффузная ненаправленная активность, упорядоченные реакции.

Сон подразделяют на глубокий, поверхностный, полусон (открытые глаза и отсутствие активности). На сон приходится около 80% времени суток. Постепенно происходит дифференциация сна и бодрствования с возрастанием удельного веса бодрствования.

Бодрствование выступает в формах спокойного бодрствования (сенсорная активность) и активного бодрствования (сенсорная активность дополняется двигательной активностью).

Диффузная ненаправленная активность в форме общей спонтанной двигательной активности рефлекторной природы представляет собой реакции на внутренние раздражители и характеризуется определенным ритмом. Другим выражением диффузной активности является крик и плач, которые имеют сигнальную природу. Они сообщают близкомувзрослому о неблагополучии и дискомфорте ребенка и его потребностях. Достаточно быстро мать начинает различать крики и плач в их значении: хочет есть, болит живот, устал, хочет спать и пр. Если мать адекватно распознает потребности ребенка и удовлетворяет их, то крик и плач приобретают сигнальную функцию не только для матери, но и для самого ребенка. Во второй половине младенчества ребенок начинает использовать крик и плач для привлечения внимания взрослого к своим нуждам.

Упорядоченные реакции включают следующие виды специализированных безусловных рефлексов:

1. Пищевое и лабиринтное сосредоточение, представляющее со
бой врожденные доминантные реакции. Особенности доминант зак
лючаются в том, что их актуализация приводит к торможению всех
остальных реакций; любой раздражитель усиливает доминантную
реакцию. Пищевое сосредоточение выступает в форме сосания, ла
биринтное — сосредоточение во время укачивания (раздражения
вестибулярного анализатора). Издавна в практике воспитания ис
пользовали указанные доминантные реакции для того, чтобы успо
коить ребенка — соска-пустышка и люлька.

2. Пищевые рефлексы: врожденные пищевые реакции (соса
тельный, глотательный и ориентировочные рефлексы, обслуживаю
щие пищевое поведение — поиск пищи при раздражении губ, щек,
подбородка и др.). Безусловный сосательный рефлекс несоверше
нен, быстро «обрастает» условными рефлексами.

3. Защитные, оборонительные рефлексы: рефлекс Пейпера —
зажмуривание на сильный световой раздражитель; кохлеарно-паль-
пебральный (зажмуривание на сильный звук); корнеально-пальпеб-

Лекция 12. Младенческий возраст «159

ральный (зажмуривание на прикосновение); рефлекс Моро («группирование» на потерю опоры и сильный звук); отдергивание конечности на болевой раздражитель. Очевидно, что указанные рефлексы вряд ли могут обеспечить безопасность ребенка.

4. Ориентировочные рефлексы по типу рефлекса, названного
И. П. Павловым рефлексам «Что такое?», со зрительного и слухо
вого анализаторов, обеспечивающие выделение нового раздражите
ля и установку на его восприятие.

5. Рефлексы-атавизмы, т. е. рефлексы, полезное приспособитель
ное значение которых у человека утрачено. Рефлексы оттормажи-
ваются в раннем или позднем младенчестве. К ним относятся:

* «обезьяний» хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона), пред
ставляющий собой захватывание объекта, при раздражении
тыльной стороны ладони. К формированию хватания отноше
ния не имеет, так как к двум месяцам уже исчезает. Хвата
тельный рефлекс формируется в 4,5-5 месяцев;

* рефлекс Бабинского — тыльное сгибание подошвы ноги, исчеза
ет после 6 месяцев и заменяется подошвенным рефлексом;

* позовые и локомоторные рефлексы: шейно-тонический (исче
зает после 4 месяцев), рефлекс шагания (после 2-3 месяцев), реф
лекс опоры (после 2-3 месяцев), «плавательный» рефлекс (пос
ле 6 месяцев).

Очевидно, что все виды рефлексов, за исключением ориентировочных, значительной роли в формировании поведения не играют.

Буквально с первых дней жизни ребенка происходит выработка условных рефлексов. Первый натуральный условный рефлекс на положение при кормлении формируется у ребенка на 5-7 день жизни. На 2-4 неделе формируется слуховое сосредоточение, а на 3-5 неделе жизни после установления механизмов аккомодации и конвергенции — зрительное сосредоточение. Зрительное и слуховое сосредоточение создают необходимые сенсорные предпосылки для формирования комплекса оживления.



Источник