Значение ползания и лазания для развития ребенка
Контрольная работа
по дисциплине : «Методика
физического воспитания и развития детей»
Специальность 050704
«Дошкольное образование»
Студентки группы 64 (1)
Заочного отделения
Васильевой Екатерины Геннадьевны
вариант 4
Тема: «Методика обучения ползаннию и лазанью детей дошкольного возраста.»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Основная часть.
Значение упражнений в ползании и лазанье для разностороннего развития детей.
Виды и способы ползания и лазанья. Техника выполнения.
Последовательность обучения.
Особенности выполнения упражнений в ползании и лазании детьми дошкольного возраста.
Методика обучения.
Игры на ползание и лазание.
Заключение.
Список литероатуры.
Введение:
Лазание — это циклическое движение. В лазании и слезании с лесенки имеется кратковременная повторяемость элементов движений, похожих на ходьбу. Лазание осуществляется посредством поочередного движения рук и ног с опорой каждой ноги на рейки лестницы и задержкой обеих ног на них. Непрерывность повторения циклов при лазании определяется высотой гимнастической стенки (от 1 до 2 м).
Ребенок овладевает следующими видами лазания: подлезание, перелезание, пролезание, ползание на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости (на полу, на гимнастической скамейке), лазание по вертикальной (гимнастической) стенке, стремянке, веревочной лесенке, канату и шесту.
Физиологическую основу лазания определяет формирование системы координированной деятельности ребенка. Лазание способствует познанию ребенком окружающей среды. Ползая на четвереньках, ребенок снимает отягощение с позвоночника, что способствует укреплению опорно-двигательного аппарата.
Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в работу значительную массу мышц и повышает функциональную деятельность всего организма ребенка, а также помогает формированию правильной осанки.
Достаточно разнообразные действия, характеризующиеся тем, что в перемещениях участвуют не только ноги, но и руки. Эти упражнения способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, укреплению основных групп мышц (особенно косых мышц, мышц живота, стопы и кисти). Кроме того, они оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, на воспитание гибкости, координации движений, глазомера, а также смелости и других качеств.
Ползание, лазание, перелезание способствуют укреплению мышц спины, брюшного пресса, позвоночника. Эти движения оказывают положительное влияние на формирование координированного взаимодействия в движении рук и ног, на укрепление внутренних органов систем. В связи с тем, что многие умственно отсталые дети в своем развитии минуют этап ползания, одна из задач физического воспитания – восполнить этот пробел в психическом развитии.
Большую группу разнообразных движений составляют ползание, подползание, переползание, пролезание и лазанье. Движения эти чрезвычайно полезны для детей, так как они способствуют укреплению крупных групп мышц — туловища, плечевого пояса, рук, ног, развитию гибкости позвоночника. С их помощью воспитываются ловкость, смелость, привычка к высоте.
Ползание и лазанье выполняются по циклическому типу, как ходьба и бег, т. е. при передвижении повторяются одинаковые движения рук и ног.
Чередование напряжения и расслабления мышц позволяет совершать движение длительное время не уставая и тем самым дает возможность укреплять организм, воспитывать выносливость.
Перелезание, ползание, лазанье относятся к любимым движениям маленького ребенка, Он часто повторяет их в игровых ситуациях и просто в виде упражнений, особенно в тот период, когда движение только осваивается.
Многократно влезает малыш в ящик и вылезает из него, лазает по ступенькам. Процесс выполнения активных действий ползания или влезания чередуется с моментами отдыха, когда ребенок стоит или сидит в ящике, на ступеньке, заборчике.
Основная часть.
Значение упражнений в ползании и лазанье для разностороннего развития детей.
Ползать ребенок начинает с 5—6 месяцев. Дети раннего возраста любят ползать, и это стремление надо поддерживать, предусматривая по возможности больше разнообразных упражнений в данном виде движения (подползание, переползание) не только во время занятий, но и в момент самостоятельной игровой деятельности.
Упражнения в лазаний и ползании полезны для ранних дошкольников. В их выполнении берут участие крупные мышечные группы (спины, живота, рук и ног). Эти упражнения требуют большого физического напряжения. Для их выполнения нужно иметь несложное оборудование, которое используется в домашних условиях (стулья, скамейка, обруч, палка). На детских площадках, в парках и скверах следует использовать гимнастические стенки, доски, кубы, бревно и г. д.
Дети дошкольного возраста довольно рано и быстро овладевают такими видами движений, как ползание по полу, пролезание в обруч, подлезание под палку (веревку, натянутую на высоте 50 см), перелезание через бревно, скамейку и т. д.
При ползании в упоре стоя ногами опираются на носки, а руками — на кисти (как медвежонок). Согнутую правую ногу подтягивают к груди, левую руку одновременно выставляют вперед, и тело перемещается вперед до полного выпрямления левой ноги. После этого подтягивают к груди левую ногу, правую руку выставляют вперед, и тело перемещается вперед до полного выпрямления правой ноги. Далее движение выполняется в той же последовательности. Ползать можно на коленях и кистях, а также на коленях и локтях (рис.1).
Рис. 1
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
МБДОУ ГАГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
Гагинским детским садом №1
Федоскина Е.В. ____________
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ПОЛЗАНИИ, ЛАЗАНИИ
Разработчик:
инструктор по физической культуре
Марухина Е. С.
ПОЛЗАЕМ С УМОМ
Ползание — одно из самых важных достижений развития первого года жизни малыша. Пропуск этой стадии часто порождает раскоординацию, плохую ориентацию в пространстве, проблемы с речевой функцией и в крайних случаях функциональное нарушение телесного развития (подволакивание одной ноги, и т.п.).
Стремятся ползать все дети. Нет ни одного, который захотел бы сразу встать на ноги. Если ребенок пропускает эту стадию, значит, взрослые не утруждали себя развивать и поощрять этот крайне полезный навык. Тренируйте, развивайте, поддерживайте своего малыша и не торопите его вставать на ноги. Он сам решит, когда ему пора шагать.
Чем полезно ползанье?
— Развивает координацию движений.
У малыша, который сначала передвигается на четвереньках, вырабатывается великолепная координация движений. Окрепшие при ползании мышцы в дальнейшем помогут ребенку твердо стоять на своих ногах. А в подростковом возрасте такой ребенок будет более грациозен по сравнению с теми, кто сразу встал и пошел.
— С пеленок учит чтению и письму.
При ползании ребенок фокусирует зрение на ближних объектах, что, в свою очередь, позволит ему лучше освоить технику чтения, научит рисовать, лепить, писать.
-Формирует речь.
Нервные окончания, которые отвечают за речевые центры в мозге, находятся на ладонях. Ползающий малыш, опираясь на ладони, невольно тренирует такие центры. Доказано, что ребенок, который долго ползает, еще не встав на ноги, уже говорит первые слова.
-Учит ориентироваться в пространстве.
Чем дольше и лучше ребенок ползает, тем лучше он ориентируется. Он уже знает, какой предмет находится ближе, а какай дальше, как обойти (обползти) то, или иное препятствие.
Польза ползания для ребенка
1. Развивает моторные навыки
При ползании все группы мышц, как конечностей, так и всего тела, включаются в работу. Ползая, ребенок использует руки и ноги, чтобы двигаться вперед, а это, в свою очередь, развивает туловище и мышцы конечностей. Постепенно мышцы укрепляются, обеспечивая баланс и стабильность рук и ног малыша.
2. Развивает мелкую моторику
Ползание развивает моторно-зрительную координацию, а это формирует навыки контроля за мелкими мышцами тела. Проворство стимулирует ловкость рук. Кроме того, ползание поможет в будущем, когда ребенок будет применять навыки мелкой моторики при написании, чтении, шитье и других видах деятельности.
3. Выравнивает и укрепляет позвоночник
Когда ребенок начинает ползать, он учиться управлять не только ручками и ножками, но и развивает мышцы, которые укрепляют позвоночник. В будущем, это устранит проблемы, связанные с осанкой.
4. Развивает визуальное развитие
Ползая, ребенок использует технологию, называемую «бинокулярное зрение», которая включает в себя постоянное движение глаз от пола до направления, в котором он движется. Постоянные корректировки в поле зрения формируют быструю реакцию, пригодятся для будущих навыков чтения и письма.
5. Развивает вестибулярный аппарат
Ползание отлично развивает вестибулярный аппарат, который взаимосвязан с общим балансом ребенка и способствует улучшению равновесия.
6. Развивает мозг
Известно, что левую половину тела контролирует правое полушарие, а левое полушарие управляет правой половиной тела. При ползании и руки, и ноги работают в тандеме. А значит, и левое полушарие мозга, и правое, взаимно дополняя друг друга, работают в сотрудничестве. Когда ребенок ползает, импульсы двигательных нервов меняются местами между двумя полушариями головного мозга с невероятной скоростью. Это способствует развитию неврологических навыков, которые во взрослом возрасте позволят выполнять сложные задачи, например, водить автомобиль.
ЛАЗАНИЕ
Физиологическую основу лазания определяет формирование системы координированной деятельности ребенка. Лазание способствует познанию ребенком окружающей среды. Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в работу значительную массу мышц и повышает функциональную деятельность всего организма ребенка, а также помогает формированию правильной осанки.
Лазание характеризуется попеременным сокращением и расслаблением мышц, что позволяет восстанавливать энергетические затраты на движение и более длительно проявлять физическое усилие. Упражнения в лазании улучшают координацию движений, способствуют совершенствованию функций дыхания и кровообращения, повышают обмен веществ. Они способствуют развитию крупных групп мышц – туловища, плечевого пояса, рук, ног, развивают гибкость позвоночника. С их помощью воспитывается ловкость, смелость, привычка к высоте.
Литература
1.https://spargalki.ru/pedagogiks/168-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-i-razvitya-detey-dochkolnogo-vozrasta1.html?start=38
2.https://ds29.vega-int.ru/content/rol-polzaniya-razvitii-oporno-dvigatelnogo-apparata.
3.Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателя детского сада. М., 1983.
Источник
Картинка найдена на просторах интернета.
Среди современных родителей существует тенденция к раннему развитию ребенка. С года учим буквы и цифры, готовим к школе с пеленок. Многие родители стремятся, чтобы их малыш поскорее сел, встал, пошел, начал читать и писать.
Мы считаем, не стоит торопиться. Всему свое время. Есть определенные последовательные этапы развития, которые ребенок проходит в первый год жизни. Именно в первый год очень важно правильное моторное развитие, освоение всех этапов движения, в том числе, ползание.
Бытует мнение, что ползание это какой-то несовершенный вид движения, и некоторые родители даже с гордостью говорят, что их ребенок не ползал, а сразу пошел.
Подобное мнение ошибочно. На первом году жизни ребенка его развитие называют психомоторным, т.е. развитие крупной и мелкой моторики напрямую связаны с развитием когнитивных функций, речи, интеллекта ребенка – закладывается фундамент на много лет вперед. Все дети индивидуальны, кто-то пополз уже в 5 месяцев, кто-то в 8. Это нормально. Но если после 8 месяцев ребенок не делает попыток ползти, стоит присмотреться, возможно, обратиться за консультацией к специалистам.
Для чего ребенку ползать? Давайте поговорим более конкретно.
- Ребенок начинает думать, куда и зачем ему ползти, принимает самостоятельные решения, учится ориентироваться в пространстве.
- Малыш ползает так – левая рука – правая нога, правая рука – левая нога, так называемое перекрестное движение регулируется противоположными полушариями. Улучшается взаимодействие между двумя полушариями мозга, развиваются ассоциативные связи.
- Развивается зрительное и слуховое восприятие.
- Сенсорное развитие – ребенок соприкасается с разными поверхностями, исследует окружающие предметы
- Развивается способность координации в пространстве – в будущем очень влияет на способность к чтению и письму и в целом на развитие речи ребенка.
- Укрепляется мышечный каркас – профилактика возможных проблем с осанкой
Конечно, мозг ребенка может компенсировать многие пробелы в естественном развитии, в том числе и пропуск этапа ползания. Но если родители понимают значимость этого этапа, то, скорее всего, помогут малышу, немного подтолкнут его. Главное, убедиться, что мышцы малыша уже достаточно развиты.
Как стимулировать ребенка к ползанью.
- Почаще выкладывайте ребенка на пол. Пол – лучший тренажер для ползания. Кровать мягкая и не способствует развитию навыка ползания, а еще и опасна для подвижного ребенка. Манеж сильно ограничивает пространство, не дает стимула для его исследования.
- Интересные яркие игрушки привлекут внимание и будут стимулом, ребенок всеми силами будет стараться добраться до них.
- Личный пример — самое лучшее средство – ползайте с малышом, будет здорово, если есть старшие братья или сестра – пример детей более заразителен.
Не секрет, что наша взрослая жизнь связана с недостатком движения, сидением в офисе, машине. Для родителей ползание также прекрасная гимнастика, которая разгружает позвоночник, позволяет лучше циркулировать крови.
Ползайте со своими малышами – радость общения и прилив новых сил обеспечены.
Была ли статья полезная для Вас? Ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на наш канал.
Задавайте вопросы — обязательно ответим или подготовим соответствующий материал на интересующую Вас тему.
Статья учимся ползать на сайте первой школы для современных родителей first.school.
Источник
Особенности обучения ползанию и лазанию в разных возрастных группах
Автор: Масьярова Людмила Викторовна
инструктор по физической культуре
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – Детский сад № 56»
Г.Глазов, Удмуртская Республика
Ползание и лазание.
По исследованиям психологов дети, у которых наблюдается отставание в формировании основных моторных навыков, неуклюжесть, проблемы с удержанием равновесия и координацией движений; имеющихдислексию и дисграфию (нарушения чтения и письма),пропустили стадию ползания.
— 1,5 — 2 месяца — ребенок удерживает голову.
— 2,5 — 4 месяца — удерживает голову и поворачивает. Может лежать на животе с опорой на локти, подняв голову, голова на оси с туловищем. Этот навык нужен для начала формирования вертикальной оси тела.
— 3–4 месяцам – лежа на животе, ребенок опирается на раскрытые ладони.
— 4-5 месяцев — переворачивается со спины на живот. Чуть позднее — с живота на спину.
— 5-6 месяцев — ребенок вертится в положении на животе вокруг пупка. Это также нужно для формирования вертикальной оси тела и подготовки мышц к ползанию, сидению и прямохождению.
Следующий этап – раскачивание на четвереньках. Ребёнок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его, поэтому движения получаются только качательные.
5 -7 месяцев — ползание.
6 — 7 месяцев — сидение.
Ходить ребенок начинает к 1 году (без опоры).
Ползание необходимо для координации движений нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга. Развитая координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие важны для большого спектра движений, таких как бег, прыжки, ловля мяча, вырезание ножницами, рисование, письмо, и других.
На этапе ползания закладываются навыки пространственной ориентации. Если пространственные связи недостаточно усвоены, будет искажено восприятие пространства, которое так важно и для способности правильно писать, для ориентации во времени (отсюда могут быть проблемы с чувством времени, с организованностью),
Ползание развивает тактильную чувствительность, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении тела и внешних объектов, а это важно для понимания и правильного употребления предлогов и слов в будущем, правильного восприятия сложных речевых конструкций – пространственно–временных, причинно–следственных. То есть ползание формирует предпосылки для освоения грамматики родного языка.
Таким образом, нарушение программы моторного развития, пропуск ползания, может в дальнейшем оказывать отрицательное влияние на целый спектр когнитивных функций, в том числе и речь.
Здесь важно понять, что речь идет о рисках, а не о прямом следствии. Мозг человека, особенно ребенка, удивительно пластичен. Многие проблемы частично или полностью могут быть компенсированы в будущем.
Ползание даёт возможность разгрузки позвоночника, который оказывается в горизонтальном положении. Получаемая детьми нагрузка распределяется более равномерно на руки и ноги, При ползании активнее работает верхний плечевой пояс, мышцы рук и шеи, что создает хорошие предпосылки для воспитания у детей правильной осанки.
Ползание и лазание полезно всем дошкольникам и должно использоваться в работе с детьми всех возрастных групп, не исключая и старших.
Основы ползания закладываются с раннего возраста.
С Первой младшей группы ( дети 2-3 лет) ребёнка учат ползать на четвереньках по прямой ; по доске, лежащей на полу; по наклонной доске, по гимнастической скамейке.
Во 2 младшей и средней добавляется ползание змейкой между предметами, ползание по скамейке на высоких четвереньках; на животе, подтягиваясь руками, по-пластунски. Высота скамейки увеличивается.
Следует обращать внимание на характер движения малыша: движение рук и ног должно быть переменным. (не одновременно руки или ноги). Желательно перекрёстное движение. При ползании по скамейке следить за хватом рук за края. Научить подниматься и спускать со скамейки.
Подниматься детей на скамейку можно научить разными способами (но лучше одним, а остальные разучивать со средней группы):
Спереди — подойти к концу скамейки, наклониться, опереться руками, затем поочередно поставить на скамейку одно и другое колено (ступню);
С боку — встать сбоку скамейки, наклониться, взяться за ее края, опираясь на руки, поставить одно, а затем другое колено;
Из положения сидя -сесть верхом на скамейку, взяться руками впереди себя за ее края, опереться на руки и поставить поочередно колени ног на скамейку сзади.
Слезть со скамейки можно разными способами:
Опустить ноги сбоку на пол, отпустить руки, выпрямиться.
Подняться на скамейке, выпрямиться и сойти со скамейки вперед, вправо, влево или спрыгнуть с нее;
Сползти со скамейки, опираясь руками о пол.
В старших группах ползание совершенствуются и усложняются.
При ползании на животе, подтягивать тело можно и одной рукой.
Используется ползание на спине нужно захватить края скамейки согнутыми руками на уровне пояса и, разгибая их, скользить по ней. Хват руками за края скамейки можно сделать за головой и подтягиваться одновременно двумя руками или одной. Сначала можно помогать скольжению, отталкиваясь двумя ногами или поочередно, а затем держать ноги прямыми.
Можно добавить ползание на полу из положения сидя, упор сзади. Рационально использовать одноимённый и разноимённый способ ползания.
С 1мл.группы используется подлезание под воротца, веревку на четвереньках(высота 40-30 см), со 2 мл. – 50см, прямо не касаясь пола. пролезание в обруч.
со средней группы — подлезание боком
Прямо,не касаясь руками пола — При подлезании под веревку головой вперед сначала ребенок, наклонившись, проносит голову, затем, прогибаясь в спине, передвигает одну ногу, потом другую.
Боком— При подлезании правым (левым) боком – встать к препятствию боком — сначала передвигается правая (левая) нога, затем прогибается спина и проносится голова, а после этого переставляется левая (правая) нога.
Пролезание в обруч выполняется разными способами:
ребенок держит обруч в руках горизонтально, пролезает сначала одной ногой, потом другой, затем поднимает его вверх над головой и возвращает в исходное положение;
обруч поднимается прямыми руками над головой, затем опускается сверху вниз и ребенок перешагивает через него сначала одной ногой, потом другой.
Пролезание проводится также в вертикально поставленные обручи (сначала голова, рука и нога, потом вторая рука и нога), в пролеты между рейками лестницы, поставленной на ребро (из одного окошечка в другое).
С 1 мл.группы учат перелезаниючерез бревно. гимнастическую скамейку
из положения лёжа — Для перелезания через бревно, нужно, держась руками лечь вдоль предмета на живот и, перенести вначале на противоположную сторону ноги, затем — руки или одну ногу и руку, а потом вторую ногу и руку.
Из положения стоя – обхватить края скамейки, перенести по очереди ноги на другую сторону, отпустить руками скамейку.
Во 1 и 2 мл. группах учат Лазанию по лесенке-стремянке вверх -вниз , гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м) удобным для ребенка способом. Упражнения в лазании начинаются тогда, когда дети уверенно умеют ползать как по полу, так и по скамейке.
В средней добавляется перелезание с одного пролета на другой вправо и влево приставным шагом.
Со старшей группы лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м)с использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног.
С подготовительной группы — перелезание с пролета на пролет по диагонали.
В младшем дошкольном возрасте дети влезают на стенку удобным для них способом.Задача: преодоление страха высоты, правильный хват за перекладину, поочерёдное передвижение рук и ног. В начале обучения лучше использовать поэтапное объяснение: воспитатель называет действие, дети (небольшая подгруппа) воспроизводят его, взрослый при крайней важности тут же исправляет. Далее выполняется следующее действие.
Воспитатель, показывая и объясняя движение, главное внимание обращает на хват руками за рейку (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и на постановку ноги на рейку (серединой стопы).
Руки ставятся на уровне глаз ребёнка.(не выше головы, не ниже груди)
При влезании руки слегка согнуты, раздвинуты примерно на уровне плеч, туловище не прижимается к лестнице и не откланяется на уровень прямых рук.
Обратить внимание на лишние сгибания и разгибания рук,«хват»локтем. На последовательность движений рук и ног. Не правильно: руки поднялись несколько раз, а потом ноги поднимаются чуть ли не до рук. Нельзя пропускать рейки.
Самый простой способ лазания — приставной шаг. С него начинается работа в младшей группе. Обращаясь к малышам, воспитатель говорит: «Подойдите к гимнастической стенке и возьмитесь руками за рейку, на которую смотрят глазки…» Надо помочь каждому малышу увидеть эту рейку. Поставьте ногу на нижнюю рейку так, чтобы носочки выступали вперед… Вторую ногу поставьте рядышком… Теперь возьмитесь руками за реечку повыше… Переставьте ноги… «Поднимаем Ручки – поднимаем ножки».
Дети должны упражняться в лазании обязательно со страховкой воспитателя (стоит сзади) и с матами на полу.
Со средней группы дети начинают осваиватьпеременный (чередующийся шаг), им нужно подсказывать: «Возьмитесь одной рукой за реечку напротив глаз, а второй — за следующую повыше…» При спуске: «Надо начинать спускаться с ноги, которая стоит выше, потом опустить руку, которая выше…» На этом уровне обучения, как правило, в каждый момент опираются на три точки — две ноги и одну руку, или две руки и одну ногу.
По мере того как дети осваивают переменный шаг, их начинают учить ритмичным согласованным действиям — одноименному и разноименному способам, характерным для старшей группы. Легче осваивается одноимённый.
Перед лазанием проводим имитационные движения, подводящие упражнения.
Одноимённый – Медведь. Разноимённый — Паук.В случае если освоение разноименного способа подходит ползание по-пластунски — движения похожие.
При лазании обращаем внимание на одновременную постановку руки и ноги. «Возьмитесь правой рукой за реечку выше той, на которую смотрят глазки… Поставьте правую ногу на нижнюю рейку. А теперь сразу поставим на следующие рейки левую руку и левую ногу… Я буду подсказывать: «Левые… правые… Начали!»
Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой выполняется приставным шагом влево и вправо на одном уровне на высоте 1-2 рейки снизу – для средних (младших); 3-4 для старших.
Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой по диагонали выполняется снизу вверх и сверху вниз.
Таким образом, использование упражнения в равновесии, ползание, лазание с раннего возраста, как на физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни ребёнка в саду и дома, будет способствовать не только моторному развитию ребёнка, но и развитию когнитивной сферы, Ведь моторные навыки и когнитивная функция — это один и тот же неврологический процесс.
Источник