Значение подросткового возраста в развитии ребенка
Как быстро летит время! И вот уже ваш ребенок вырос. Из маленького, пухленького, притягивающего восхищенные взгляды крохи превратился в холодного, все отрицающего подростка.
Отношения между родителями и детьми часто входят в крутое пике и становятся одной из первых проблем в подростковом возрасте.
«Я вас ненавижу! Отстаньте от меня! Оставьте меня в покое!» — подросток все больше отдаляется от вас, прячась за компьютером, телефоном, ища уединения.
Нет у меня контакта с дочерью: она запросто может нагрубить, нахамить. Абсолютно не слушается. А иногда она ангел во плоти, и всегда поможет, и ласковая, и нежная. Такое чувство, что две личности борются в одном человеке.
Я так старалась быть хорошей мамой, чтобы сыт, одет, игрушки, раннее развитие, рекомендации психологов, английский с пеленок, мелкая моторика, сказка на ночь… И все, «чтобы идеально»! Вся для него. Где потерялся этот недостающий пазл, без которого вся картинка счастливого «глянцевого» настоящего развалилась на мелкие части? И вдруг из послушного и спокойного мальчика вырос эгоист, холодный, как айсберг? Как справиться с чувством одиночества, недоумения, горечи и пустоты — почему это происходит со мной?»
Из историй обращения к психологу
Что происходит с детьми в подростковом возрасте? Почему они становятся иногда неуправляемыми? Как понять своего ребенка родителям и справиться со своими негативными чувствами?
Для ответа на эти вопросы мы обратимся к Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Этот новейший подход к пониманию психики человека поможет нам точно разобраться в психических особенностях современных детей, объяснить причинно-следственные связи поведения и некоторых состояний подростков.
Значение подросткового возраста
Подростковый возраст ребенка считают в некотором смысле вторым рождением человека, которое начинается в 10─12 лет и продолжается до 15─16 лет. В этот период происходят серьезные физиологические изменения: быстрый рост трубчатых костей, мышечной массы, сердца, легких, перестройка работы внутренних органов, гормональные изменения. Меняется внешность подростка и ее значение для него.
А вот те изменения, которые происходят в психике подростка, непонятны ни ему, ни родителям. Отсюда и те недопонимания, разочарование и отчуждение в отношениях. Эти изменения обусловлены природой и должны состояться обязательно. Иначе подросток не сможет в дальнейшем реализовать свой потенциал в обществе.
Природой заложено так, что до завершения развития психических свойств ребенок находится под опекой родителей и должен получать чувство защищенности и безопасности от них. Но чтобы стать взрослым и самостоятельным, необходимо пройти процесс отрыва, который нарушает равновесие в психике подростка.
И чтобы выровнять психический баланс, ему необходимо включиться в социальную форму жизни. И уже самостоятельно создавать для себя чувство защищенности и безопасности в коллективе. Именно поэтому подростковый возраст имеет особенное значение в жизни ребенка.
Как бы ни вел себя подросток, что бы он ни говорил и ни делал, родителям важно взять штурвал управления в свои руки и сохранить отношения с ребенком. Установки, что он тоже взрослый, все понимает и уже несет ответственность, ошибочны и могут привести к непоправимым последствиям. Еще хуже, когда родители думают, что подросток ведет себя так назло, и начинают вести себя так же.
Психологические особенности подросткового возраста
Каждый ребенок рожден со своими психическими свойствами и особенностями, которые заданы, и их невозможно изменить. А вот развить их нужно обязательно до подросткового возраста.
Благодаря Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, каждый родитель сегодня сможет очень точно понимать уникальные психические свойства и особенности своего ребенка, которые определяются его векторами. Что такое норма и патология в состоянии вектора, как его правильно развивать, наполнять и реализовывать.
В период подросткового возраста, когда ребенок начинает пробовать свою самостоятельность, он тренирует развитые или неразвитые психические свойства в первую очередь на своих родителях, потому что пока еще они являются гарантом его безопасности. А он пока еще не очень уверен в своих психических силах, да и порой сам не знает, чего от себя ожидать. Как устроен мир взрослых, до конца ему непонятно тоже.
Например, ребенок с кожным вектором в подростковом возрасте начинает поздно возвращаться домой, нарушает все договоренности с родителями и заставляет их беспокоиться. А на вопрос: «Где ты был, почему так поздно?» — можно услышать раздраженный ответ: «Это вас не касается!»
Подросток с анальным вектором может начать в грубой форме критиковать родителей без явных оснований и очень прямолинейно. Может обнаруживать жестокость и упрямство.
У ребенка со звуковым вектором к подростковому возрасту начинает проявляться высокомерие.
Одновременно он может стать замкнутым, отгораживаться от взрослых и длительное время проводить за компьютером. Депрессия у подростка, которая свойственна только звуковому вектору, означает тяжелейший внутренний поиск ответов на вопросы о мироздании и смысле жизни. Родителям, не понимающим психики ребенка, легко спутать состояние подростковой депрессии с обычной ленью и нежеланием что-то делать.
Отсюда и неправильные действия могут только усугубить отношения с ребенком и его состояние.
Подросток со зрительным вектором способен проявлять истеричность и демонстративность, шантажировать своей жизнью. Чтобы реализовывать свое желание испытать сильные эмоции, привлечь внимание и выделиться из толпы, он может увлечься различными субкультурами (готы, эмо, аниме).
Конечно, первая реакция родителей — «с ребенком что-то не в порядке», и хочется вернуть все как было. Но в тех отношениях ребенок был полностью зависим от родителей, и попытки сохранить эту зависимость и вернуть отношения к послушанию чреваты только их ухудшением и невозможностью дальнейшей реализации ребенка.
Особенности развития в подростковом возрасте
Все изменения в поведении и состоянии ребенка в подростковом возрасте означают только одно — это естественный процесс взросления человека. И чем точнее были развиты психические свойства ребенка в период до наступления подросткового возраста, тем легче он проживается и ребенком, и родителями.
Понимание психических особенностей своего ребенка — это тот недостающий пазл, которого не хватает маме из примера, описанного выше. А еще один пазл — это эмоциональная связь с ребенком, которую важно создавать с самого раннего возраста. Это тот уровень доверия, благодаря которому в подростковом возрасте можно сохранить отношения и уберечь ребенка от непоправимых ошибок.
На самом деле подростковый возраст можно сравнить с теми первыми шагами, которые делает ребенок, учась ходить. Ведь мама сначала водит ребенка за ручку, сажает его в ходунки, оберегая от падения. Даже после первых шагов она всегда рядом и готова взять за руку. Затем малыш все увереннее ходит, узнает дорожки, улицы и вот уже бежит впереди мамы. А маме приходится его догонять.
Все то же самое происходит с психикой ребенка в подростковый период. Сначала он делает первые шаги в мир взрослых решений, зная, что мама рядом, и рассчитывая получить от нее чувство защищенности и безопасности. Но во взрослой жизни не ходят за ручку с мамой.
Поэтому все больше и больше ребенок стремится к самостоятельным решениям и реализации своих психических свойств. Отпуская мамину руку как гарант безопасности, осторожно или с разбегу — зависит от его психических свойств — он вступает во взрослую жизнь, все больше приобретая уверенность.
Как вы думаете: почему, когда ребенок делает первые шаги, мама радуется и счастлива, гордится и хвалит своего малыша? А когда ребенок делает первые шаги в психической самостоятельности — обижается, испытывает разочарование и недоумение?
Потому что психика ребенка или любого другого человека скрыта от наших глаз. Без специальных знаний мы видим и оцениваем в другом человеке только свои психические свойства, то есть смотрим на другого через себя.
И маме с анальным вектором ее ребенок с кожным вектором будет казаться неправильным, потому что гиперактивный, неусидчивый, невнимательный. А все попытки приструнить и «подогнать» под свои свойства вместо необходимого развития и наполнения приведут только к невротизации и далее, в подростковом возрасте, — к серьезным проблемам в поведении.
Особенностью психики является то, что она не передается по наследству. Поэтому, чтобы не ощущать одиночество, горечь и пустоту, а точно знать, какие же свойства нужно развивать в своем ребенке, и стать счастливой, уверенной мамой, приглашаем вас на бесплатные вводные онлайн-лекции по «Системно-векторной психологии» Юрия Бурлана.
«…Ему стало понятно то, что с ним происходило и почему, все прояснилось за час нашего разговора. Он спросил меня, как и откуда я все это знаю. «Сынок, эти знания я получила на лекциях по системно векторной психологии». «Мам, передай им от меня большое спасибо, нет, просто огромное!» Переполненный чувствами и эмоциями, утомленный, он вырубился, а когда через полчаса проснулся, то уже напевал себе под нос какую-то мелодию.
А еще несколько часов назад он был в состоянии несвязной речи. Вот такую силу имеет это знание.
С тех пор наши отношения стали особенными, полными взаимопонимания, мы можем часами разговаривать о жизни, о смысле и предназначении, о политической обстановке и манипулировании, он задает вопросы и как губка впитывает все мои ответы и рассуждения. Недавно мне сказал: «Ты знаешь, а ведь мало кто из моих друзей может вот так разговаривать со своими родителями, как мы с тобой» — и еще: «Благодаря тебе и твоей поддержке я понимаю, чем мне надо заниматься в жизни»
Евгения П., Актобе, Казахстан
«… Я верю — у нас все получится!!! Что может быть более дорогого в жизни родителей, если не их дети? Спасибо, Юрий! Разве же это называется «получать немного больше наслаждения»? Вы не просто вернули нам сына. Вы открыли нам всем глаза, открыли нам самих себя, показали весь мир вокруг во всех его проявлениях. И научили понимать, а значит любить всех…»
Наталья П., Самара
Авторы:
Светлана Малютина, учитель музыки
Светлана Козловская, психолог
Корректор Анна Катаргина
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Психология — все о детях
20 Сен, 2018
Комментариев:
2
Просмотров:
1090
Теги: Всё о детях психология
Источник
Место и значение подросткового периода в развитии ребенка.
Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношение.
Важнейший фактор развития личности подростка – его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми т товарищами, наконец, на самого себя.
Однако процесс становления нового растянут во времени, он зависит от многих условий и поэтому может происходить неравномерно по всему фактору. Это определяет, с одной стороны, сосуществование в подростке «детскости» и «взрослости», а с другой – наличие у подростков одного и того же паспортного возраста существенных различий в степени развития разных сторон взрослости. Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двоякого рода: 1. Тормозящие развитие взрослости: занятость детей только учением при отсутствии у большинства из них других постоянных родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем; 2. Овзросляющие: огромный поток разнообразной по содержанию информации: большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого – ранняя самостоятельность детей, интенсивное развитие общения с товарищами; акселерация физического развития и полового созревания.
Общее направление в развитии взрослости подростков может быть разным, и каждое направление может иметь множество вариантов. Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности.
Почему этот возраст трудный.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость. Депрессия, многие из них порой начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций и т.п. важно отметить, что даже у абсолютно нормальных подростков возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания, ровно как и последовательность появления этих признаков, колеблется в значительных пределах. Это нередко ведет к мучительным переживаниям подростка, обусловленным тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от такового у большинства сверстников. Следствием таких переживаний может быть снижение самооценки. Подростку испытывающему множество резких физических и физиологических изменений, связанных с половым созреванием, вообще бывает нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», или чувство идентичности, что в свою очередь порождает множество личностных проблем. Одна из них, в частности, связано с появлением в подростковом возрасте полового влечения, часто изменяющего всю систему мотивов и переживаний.
В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования личности. «Переходный возраст, — писал Л.С. Выготский, — предъявляет совокупность условий, в высшей степени благоприятствующих как внешним травматическим воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних конституциональных задатков и предрасположений, которые до того находились в латентном состоянии».
В этом возрасте мы встречаемся с самым большим количеством так называемых «трудных» детей. Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что некоторые исследователи склонны рассматривать его как о.дин сплошной затянувшийся конфликт, как «нормальную патологию»
Самопознание, самоопределение, самореализация.
Для обозначения аффективных, когнитивных и поведенческих компонентов, сфокусированных на «я» подростка как некоторой целостности, интенсивно развивающейся в данный возрастной период, многочисленные исследователи этого процесса используют самые различные термины: самосознание, я –концепция, я- схема, образ Я, самоидентичность и т.п.
Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что и для младших, и особенно для старших подростков характерны переживания, так или иначе связанных с их отношением к себе, к собственной личности. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя, оказываются отрицательными. Количество таких отрицательных переживаний, связанных с нахождением у себя все новых недостатков и негативных качеств, с возрастом все время растет. Есть все основания думать, что это не просто некоторая возрастная характеристика развития самосознания, а во многом результат интериоризации, усвоения подростком тех представлений и оценок, которые имеют на его счет окружающие подростка взрослые, прежде всего учителя и родители. Суждения о недостатках были всегда предельно конкретными, разнообразными, менялись с возрастом подростка.
Мощным фактором саморазвития в старшем подростковом возрасте становится возникновение у школьников интереса к тому, какой станет их личность в будущем. И эти переживания недооцениваются взрослыми, которые считают их характерными только для старших школьников. Соответственно воспитание подростков с учетом перестройки их мотивационной сферы, связанной с более ранней ориентацией на будущее, не осуществляется.
Общение со сверстниками.
Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.
Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком – то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах. Как показывают исследования, именно недоумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков.
Содержание общения младших подростков сосредоточивается главным образом вокруг вопросов учения и поведения, а старших – вокруг вопросов личностного общения, развития индивидуальности. На этом фоне у семиклассников, а особенно у восьмиклассников возрастает критичность по отношению к собственным недостаткам, которые могут сказываться в общении с другими людьми. Подросток в этом возрасте нуждается в помощи взрослого, но взрослые мало чем могут ему помочь, не воспринимая его проблем.
Дружба подростков.
Важная роль в развитии личности и социально – моральной взрослости подростка принадлежит особому роду отношений – с близкими товарищами и другом. С каждым годом они становятся все более необходимыми ему. Подростки стремятся к общению и дружбе с одноклассниками, которые пользуются уважением , авторитетом, выделяются продвинутостью в чем – то. Привлекать может разное: товарищеские качества, знания, многосторонняя умелость, спортивные достижения, взрослость внешнего вида и манеры поведения, опыт в отношениях романтического характера, самостоятельность в отношениях со взрослыми. Часто подростка привлекают ребята очень разные, с противоположными интересами, круг общения бывает широким, но не устойчивым.
Для сближения ребят большое значение имеет сходство в интересах и любимых занятиях, привлекательность разговоров. Подросток легко заражается интересами симпатичного ему сверстника сам старается приобщить его к собственным занятиям. Общение с товарищами – источник возникновения новых интересов подростка.
Достоинства понравившегося сверстника часто заставляют подростка увидеть и осознать отсутствие у себя тех качеств, которые ему импонируют и ценятся товарищами. Появляется желание быть таким же и даже лучше. Товарищ становится образцом для подростка.
Расширение и углубление содержания, осознаваемого как важное и личное, рождает острую потребность в друге, с которым можно поделиться и посоветоваться, найти у него поддержку и помощь.
Поэтому возникают особые требования к дружеским отношениям – взаимной откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, сопереживания, умения хранить тайну.
Идеал дружбы подростков – «всегда все вместе, все пополам!» Под этим разумеется не только абсолютное соблюдение кодекса товарищества
Источник