Значение общения для жизни и развития ребенка

Ольга Шептикина
Значение общения в развитии ребёнка

Роль общения в развитии ребенка

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы.Последствия подобных случаев бывают трагическими: в 3–5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем, но не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными – дети существенно отстают в своем психическом развитии и имеют серьезные проблемы в развитии личности.

Отсутствие необходимого общения возможно и в благополучных условиях, когда дети обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. В результате такого отделения, особенно если оно имеет место в первые годы жизни ребенка, часто возникают более или менее тяжелые проблемы в психическом развитии детей. Давно было замечено, что дети, растущие в дефиците общения с взрослым (например, в домах ребенка, как правило, отстают в своем психическом и личностном развитии. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход при этом ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.

Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитиеребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому,чтобы создавать необходимые условия для их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так.

Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общениеребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

Но главное даже не в этом. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье.

Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Моя презентация может помочь в проведении родительского собрания в разных возрастных группах, поможет сконцентрировать внимание родителей на важности общения в жизни ребёнка.

Источник

Роль общения в жизни ребенка дошкольного возраста 

Коммуникация является важнейшим фактором и условием в жизни человека. Коммуникативные умения закладываются в раннем детстве. Все, что ребенок научился воспринимать и осознавать, возникло в общении со взрослыми, а позже с детьми. Опыт общения и совместная деятельность — это тот фундамент, на котором надстраивается все здание дальнейшего психического развития.

 Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства — любовь, признание, понимание — рождаются близостью и связью с другими.

  1.  Общение дошкольников со взрослыми

Дошкольный возраст — это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочивание чувственного опыта ребенка, овладение специфическими человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование произвольного внимания и смысловой памяти. Все психические функции развиваются при непосредственном восприятии речи взрослого, она стимулирует и углубляет развитие.

Для детей дошкольного возраста характерны следующие формы общения:

  • ситуативно-личностная,
  • ситуативно-деловая,
  • вне ситуативно-познавательная и
  • вне ситуативно-личностная.

Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, характеризуемая несколькими параметрами.

Таковыми считают:

  • время возникновения данной формы общения;
  • место, которое она занимает в жизни ребенка;
  • главное содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения;
  • ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослыми;
  • основные средства общения, с помощью которых осуществляется

коммуникация с другими людьми.

Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она характерна для детей первого года жизни. Мотив общения — личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение года. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и в конечном счете выживание.

Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 3 лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях. В ходе сотрудничества ребенок получает и доброжелательное внимание, и соучастие в практических действиях. Замечания и образец взрослого, благодаря личному контакту, приобретают особое значение при усвоении правильных действий с предметами. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и к культурно-фиксированным действиям с предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть, приурочены к данному месту и времени.

В младшем дошкольном возрасте возникает вне ситуативно-познавательная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все более сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно он не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем — общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве как эрудит, «энциклопедист», способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает вне ситуативный — теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает вне ситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.

Читайте также:  Развитие эмоциональной и волевой сфер ребенка

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым — вне ситуативно-личностная. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индивидуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. Он получает в глазах ребенка собственное независимое существование. Поэтому для дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Общение имеет «теоретический» характер и включено в познавательную деятельность. Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.

Большое место во всех возрастных группах занимает формирование культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых, быть общительным и приветливым.

Воспитатель во время общения учит детей слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; вслед за мыслями собеседника менять тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон и т.д..

Таким образом, для детей до 7 лет характерны 3 формы общения: ситуативно-личностная (ранний возраст), ситуативно-деловая (младший возраст), вне ситуативно-познавательная и вне ситуативно-личностная (старший возраст). Общение детей со взрослыми — это важный этап в развитии дошкольника. Оно способствует формированию ребенка как личности, влияет на становление и развитие всех психических процессов, а также коммуникативных навыков. Кроме того, общение ребенка дошкольного возраста со взрослым способствует к его подготовке к вступлению во взрослую жизнь.

  1. Общение дошкольников со сверстниками

Взрослые до конца дошкольного возраста остаются источником новой информации и оценки. Тем не менее, в дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места занимают другие дети. В 4 — 5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников.

Особенности общения со сверстниками:

1. Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование. По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.

2. Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым. С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы.

Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность.

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка.

В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:

  • в 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре.
  • в 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба

Формы общения со сверстниками:

1. Эмоционально — практическая форма общения. (2-4года)

Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.

2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)

Этот период — расцвета ролевой игры. Сюжетно — ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)

3. Внеситуативно — деловая форма общения (6-7лет)

Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше — на игровом уровне.

Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.

3.Трудности в общении с дошкольниками

При всем многообразии проблем, с которыми сталкиваются воспитатели, можно выделить две группы трудностей в общении ребенка с взрослым, которые наиболее типичны для дошкольников – связанные с повышенной импульсивностью (гиперактивностью) и с заторможенностью (пассивностью) детей. И то, и другое в одинаковой мере затрудняет общение с взрослым, нуждается в своевременной коррекции.

— Импульсивные дети чрезвычайно подвижны и эмоциональны. Для них характерны повышенная активность, суетливость, неорганизованность. Они охотно принимают любые предложения, с интересом включаются в любую игру, но очень быстро теряют этот интерес и остывают. Таким детям трудно соблюдать правила игры, сидеть на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Им трудно слушать взрослого – они не могут дослушать объяснение до конца, постоянно отвлекаются. Очевидно, что такие дети представляют серьезную проблему в каждой группе. Они могут громко разговаривать на занятиях или просто уйти, если им не слишком интересно. Стремление к самостоятельным действиям (я так хочу) оказывается более значимым и сильным мотивом, чем любые правила.

Такие дети могут прекрасно знать правила поведения, однако знание правила не отражается на их поведении. Правило остается субъективно не значащим. Интеллектуальный уровень и творческая активность при этом могут быть достаточно высокими, но в ситуации занятий импульсивные дети часто отвлекаются сами и мешают остальным. Основная проблема здесь в неразвитости произвольности, т. е. неспособности сдержать свои непосредственные, ситуативные желания.

— Заторможенные, пассивные дети, напротив, чрезвычайно спокойны и, казалось бы, усидчивы. Они ничем не выделяются и не нарушают дисциплины, никому не мешают, спокойно и покорно выполняют поручения взрослого, соблюдают правила поведения в быту и на занятиях. Такие дети очень «удобны» в группе – они не требуют к себе внимания, почти незаметны. Однако такая покорность должна настораживать, поскольку за ней может стоять отсутствие интереса к окружающему – к играм, предметам, самостоятельной деятельности, – которое порождает полную пассивность детей. Как правило, у них сниженный эмоциональный тонус, они редко и тихо смеются, ничему не удивляются, не проявляют интереса к играм и занятиям, хотя и участвуют в них наравне с другими. Они редко и тихо говорят, от них трудно добиться развернутого ответа, а тем более самостоятельного высказывания. Они равнодушно принимают любые предложения взрослого, никогда не отказывают ему, но, как только нужно проявить инициативу в игре или на занятиях (что-нибудь придумать, сочинить, ответить на вопрос), молчат, опускают глаза, пожимают плечами и явно не знают, что делать. В их поведении, в особенности в новой, проблемной ситуации, чувствуется скованность и напряженность, которая мешает включиться в деятельность и проявить себя. Их внимание обычно сосредоточено на взрослом, от которого они постоянно ждут указаний и инструкций. Несмотря на покорность и «послушность» таких детей, общаться с ними достаточно трудно: они никогда не возражают, не высказывают своей точки зрения, редко отвечают на вопросы, не проявляют себя. А без взаимной активности общение сводится к одностороннему руководству взрослого и подчинению ребенка.  Их пассивное, «незаметное», зависимое поведение может свидетельствовать о неразвитости мотивационной сферы, об отсутствии собственных интересов и инициативности.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка на автозаводе

Детей, относящихся к описанным группам, можно выявить с помощью наблюдения. Однако далеко не всегда повышенная активность ребенка свидетельствует о его импульсивности и отсутствии произвольности, а спокойное, пассивное поведение – о неразвитости интересов и творческой активности.

Источник

Киржинова Саида Аскербиевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 а. Кошехабль

высшая квалификационная категория

Почетный работник общего образования Российской Федерации

Отправляя ребенка в школу, родители в первую очередь беспокоятся о качестве образования. Но в школе маленький человек получает не только знания, но еще и опыт общения. Трудно переоценить роль общения в жизни человека, а в жизни ребенка оно является одним из факторов становления личности.

Но прежде чем говорить о роли общения в жизни детей, давайте попробуем определить, что же такое общение?

Общение — это установление контакта, в ходе которого люди  обмениваются информацией. Общение с ребёнком — неотъемлемая часть его воспитания. Оно играет решающую роль, и является необходимым условием в развитии маленького человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни базовой для всех других видов человеческой деятельности.

Общение складывается из 3-х составляющих:

— «я хочу общаться»

— «я знаю, как общаться»

— «я умею общаться»

Первая составляющая, назовем ее «область желания», включает в себя потребность в общении, желание ребенка вступать в контакт с окружающими.

Общение с близкими взрослыми — это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Потребность во внимании взрослого — первая и основная потребность в общении — остается у ребенка на всю жизнь.

В положительных эмоциональных контактах со взрослым не только происходит удовлетворение уже существующей потребности малыша во внимании и доброжелательности, но и закладывается основа будущего развития его личности, его активное, деятельное отношение к окружающему, интерес к предметам, способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе и т. д.

Если ребенок в силу каких-то причин не получает достаточного внимания и тепла от близких взрослых (оторванность от матери, занятость родителей), это так или иначе даст о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными  и замкнутыми. Они стремятся большую часть времени проводить в одиночестве, наедине с телефоном или телевизором, в лучшем случае с книгами, а то и просто глядя в окно. А некоторые, напротив, становятся жестокими и агрессивными. Компенсировать в более позднем возрасте их неудовлетворенную потребность во внимании и доброжелательности взрослых бывает очень трудно.

Вторая составляющая общения — «область знания» определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание формируется в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают малышу, как вступить в контакт с другим человеком, как поддержать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты. Внутренние представления ребенка о способах и средствах общения формируются незаметно, в ежедневном взаимодействии с родителями, учителями, другими детьми.

В ходе общения ребенок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен своим близким и друзьям. Взаимодействуя, ребенок реализует свою потребность в общении и  проявляет свои способности.

Отсутствие или недостаточность имеющихся представлений, а также неумение воплотить свои знания в реальном общении, ведет к затруднениям, которые могут возникнуть у вашего малыша при его адаптации в новом коллективе, при установлении и поддержании контакта со сверстниками: его конфликтность, агрессивность, замкнутость и т.п..

Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении — третья составляющая способности к общению. Она включает в себя умение адресовать сообщения и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность общения, умение заинтересовать собеседника, умение слушать, эмоционально сопереживать, умение разрешать конфликты и т.д.

В начале навыки общения приобретаются и развиваются в основном в семье, а затем, по мере взросления, круг общения начинает расширяться, и в него включаются друзья-одноклассники, знакомые из других учебных заведений дополнительного образования, друзья, с которыми проводится свободное время по месту жительства, а также взрослые, с которыми ребенку приходится общаться вне семьи: учителя, руководители кружков и спортивных секций, родители одноклассников и др.

Но от разнообразия общение ребенка не становится грамотным и правильным, поскольку часто отсутствует положительный пример общения, а также оказывают влияние условия, создаваемые внутри группы, и немалое значение имеют индивидуальные особенности ребенка (такие как: стеснительность, замкнутость или же показная смелость, раскованность), которые оказывают влияние на формирование навыка общения.

Отсутствие положительного примера чаще способствует усвоению грубости и хамства как единственного способа общения. Взрослый должен давать ребенку образцы общения, которым тот еще не владеет. Поэтому, чтобы учить детей тому или иному виду общения, нужно самому уметь общаться. При этом необходимо не просто демонстрировать перед ребенком более совершенные и пока недоступные ему формы общения — познавательного и личностного, а вести ребенка за собой, включать его в это общение. В целом же, сформированность навыков общения должна способствовать успешной социализации ребенка.

Чтобы общение принесло радость всем его участникам, желательно придерживаться некоторых практических советов:

Научитесь слушать и слышать ребенка.

Обязательно находите хотя бы несколько минут для того, чтобы поговорить с ребенком о прошедшем дне.

Избегайте сразу давать советы.

Дайте ребенку возможность выговориться. Дайте себе время подумать, а ребенку изложить события так, как он хочет.

Не перебивайте ребенка!

Воздержитесь от поучений!

Если вы воздержитесь от поучений, выслушаете ребенка и решите, что ситуация требует вашего вмешательства, сделайте это позже, когда улягутся эмоции и ваши, и ребенка.

Научитесь хвалить и благодарить друг друга.

Не огорчайтесь, если стиль общения в вашей семье не будет меняться так быстро, как вам того хотелось бы.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависят уровень способностей ребенка, его характер, его будущее.

Читайте также:  Ребенок 3 года развитие мелкой моторики

В процессе общения развивается и формируется речь ребёнка — одна из самых важных предпосылок совместной работы в дальнейшем, отсюда развивается понятийное мышление. Из этого следует то, что овладев речью с помощью общения с родителями, взрослыми или со старшими детьми, ребёнок сможет в дальнейшем найти общий язык со сверстниками, сможет работать в группе и при помощи информационного обмена устанавливать отношения с другими детьми.

Часто возникает вопрос: кто нужнее ребенку и с кем дети должны проводить больше времени — со взрослыми или со сверстниками? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не может быть противопоставления «или-или». И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребенка. Но их роль в жизни детей, конечно, различна. Общение со взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному.

В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т. д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Еще одна особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. В связи с этим между детьми могут возникать  конфликты.

Если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, необходимо немедленно принимать меры — лучше пойти и поговорить с классным руководителем и школьным психологом, чтобы ситуация не вышла из-под контроля. 

В целях предотвращения конфликтных ситуаций, заранее предупредите  учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.), т.к. это может стать причиной насмешек со стороны сверстников. Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.

Но все-таки главной сферой педагогического воздействия на детей была и остается семья. В семьях, где родители находят время для общение со своим чадом, готовы поговорить с ним по душам, помочь делом и словом у ребенка формируется позитивная самооценка, уверенность в собственных силах.

Если внимания не хватает – ребенок чувствует себя ненужным. В дальнейшем это может помешать ему строить доверительные отношения с друзьями, коллегами по работе, будущим супругом. Не самым лучшим является и гиперопека родителей, не оставляющих ребенку шанса проявлять самостоятельность. Бывает и так, что родители гораздо чаще и охотнее ругают детей, чем хвалят их. Если дети вместо родительской ласки получают одни упреки и наказания, они будут делать все возможное, чтобы обратить на себя внимания папы и мамы. В ход пойдут плохая учеба, драки с одноклассниками, скандалы в семье. Выход из ситуации один: задуматься о принципах родительского воспитания и постепенно постараться перестроить всю систему взаимоотношений с ребенком, если ваши отношения носят эмоционально-конфликтный характер.

При  общении с ребенком родителям следует обращать  внимание на взгляд, улыбку, позу, темп речи. Необходимо также следить за состоянием своего собеседника: если чувствуете, что на каком-то этапе разговора контакт утерян, его нужно восстановить и поддержать. Не следует при этом пользоваться фразами: «Ты что, не слушаешь меня?!» или «Тебе что, не интересно?!» Пользуясь такими фразами невозможно восстановить утерянный контакт.

Влияние характера взаимоотношений в семье на психологическое развитие ребенка огромно. Наша с вами задача — помочь ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми, сформировать у него желание, знания и умения общаться.

А сделать это лучше вам помогут следующие рекомендации:

• Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не «запретителя».

• Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем. Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.

• Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.

• Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.

• Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.

• Отвечайте на любые вопросы ребенка, не отмахивайтесь от своих детей. Им  хочется получить ответы на все вопросы.

• Соблюдайте культуру диалога. Помните, что Ваш малыш во всем подражает Вам.

Говоря о роли общения в жизни ребенка, нельзя не затронуть тему виртуального общения. Сегодня мы живем в мире цифровых технологий. Именно поэтому современные дети гораздо чаще предпочитают виртуальное общение живому. При таком общении  нет особой вовлеченности в диалог, если хочется прервать разговор, достаточно просто выйти из своего аккаунта. Интернет общение дает чувство безопасности для современных детей: можно легко и свободно высказывать агрессию в адрес своего собеседника, максимум угрозы – это тебе нахамят в ответ. Дети чувствуют свою безнаказанность. Однако с другой стороны нарушается естественный процесс общения, а это уже влечет за собой снижение способности к сопереживанию, ребенку становится все сложнее налаживать отношения, находить друзей, решать конфликты. Он уже не ищет живого общения, ему и так хорошо.

В живом общении очень трудно ввести собеседника в заблуждение, у ребенка нет времени подготовиться к разговору и продумать сообщение, ведь общение совершается в реальном времени, собеседник будет видеть тебя таким, какой ты есть.

Однако нельзя однозначно утверждать, что развитие технологий несет под собой лишь негативный подтекст.

Множество детей и подростков ведут активную жизнь в интернете и вне его, они полноценно используют возможности интернета, но не забывают о живом общении. И научить этому ребенка могут родители, близкие люди, школа.

Чтобы ваш ребенок не впал в интернет-зависимость, рассказывайте ему о разнице виртуального и живого общения, о том, что публикуемые в соцсетях фотографии редко отражают правду жизни, чтобы ваш ребенок не завидовал чужой жизни, укажите на достоинства его собственной.

Не стоит забывать, что живое общение помогает ребенку развить в себе навыки хорошего слушателя, учит языку тела и жестов, помогает различать настроения собеседника, интонацию, тембр голоса, а это важнейшие навыки, которые необходимы ребенку во взрослой жизни.

 От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, — зависит очень многое. Если мы умеем объясняться доходчиво, это позволяет нам легче договариваться с близкими, с комфортом реализовывать свои планы и проекты, быть эффективными и успешными в обществе – ровно настолько, насколько нам нужно. А кому этого не хочется – в том числе и для своих детей?

Счастье – это когда тебя понимают!

Источник