Значение общей моторики для развития ребенка
Татьяна Непеина
Развитие общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. «
Уже не для кого не секрет, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления.
Мелкая моторика — это утонченные движения руки. У взрослых она достигает разной степени развития: в зависимости от профессии, натренированности и т. п. Для ребенка это очень важно, поскольку влияет на темпы его психического развития и даже — формирование речи.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами?
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно. На примере простых упражнений на развитие общей моторики— движений рук, ног, туловища— можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.
Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память, речь.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус и положительно сказываются на развитие речи ребенка.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координированно и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук
Лепка из глины и пластилина
Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.
Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!
Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 — 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке.
3. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант — ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами Исходное положение — сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.
5. «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.
6. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
7. Игра «Разноцветные снежинки» (возраст – 4-5 лет). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы. Попросите детей раскрасить снежинки. Т. к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.
8. Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»)Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки — повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
9. Игры с рисованием Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму — то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель — для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур
10. Игры с предметами домашнего обихода
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.
11. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д. , животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:»У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник,Вас уколет можжевельник». Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря: «В зоопарке мы бродили,К каждой клетке подходилиИ смотрели всех подряд:Медвежат, волчат, бобрят».
Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:»Пальцы, как пчелы, летают по сотам И в каждую входят с проверкою: что там?Хватит ли меда всем нам до весны,Чтобы не снились голодные сны?».
Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: «Месим, месим тесто,Есть в печи место. Будут-будут из печиБулочки и калачи».
Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: «Сильно кусает котенок-глупыш,Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)Но я же играю с тобою, малыш,А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:»Прищеплю прищепки ловкоЯ на мамину веревку”.
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:»Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т. д. Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:»Я катаю мой орех,Чтобы стал круглее всех». Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
12. Игры — шнуровки:- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);- способствуют развитию речи ;- развивают творческие способности.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Также способствует развитию мелкой моторики предметная деятельность:
Застегивание и расстегивание пуговиц.
Шнурование ботинок, завязывание и развязывание узелков.
Игры с мозаикой.
Игры с конструкторами.
Перебирание круп, зерен, бусин.
Нанизывание бусин на нитку, перемотка ниток (успокаивает гиперподвижных детей).
Хождение пальчиками по решётке.
Большое значение в развитии общей и мелкой моторики у ребенка имеет семейное воспитание. Помните, что чем «умнее» руки, тем умнее ваш ребёнок. Лишь благодаря совместному «общему делу» родителей и ребёнка получится хороший положительный результат.
Желаю удачи Вам и Вашим детям!
Источник
Развитие общей моторики детей, находящихся на лечении в ПНДДС.
В основе общей моторики лежит движение крупных мышц. Эта моторика закладывает базу для физического развития человеческого организма. На этой основе происходит развитие более точных движений, которые являются мелкой моторикой.
Развитие крупных мышц начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глазами, потом за повороты головой и ребенок может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки, туловище, ноги. Без достаточно развитой общей моторики ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения. В связи с этим сложно недооценить важность развития общей моторики у детей дошкольного возраста.
Дети, находящиеся на лечении в ПНДДС страдают различными психическими расстройствами и расстройствами поведения. Выделяются следующие группы расстройств:
— тяжёлые нарушения речи;
— задержка психического развития
— расстройства аутистического спектра и некоторые другие.
Чаще всего дети в ПНДДС поступают с комплексом проблем: и задержка психического развития, и задержка речевого развития, и проблемы поведения. Для таких детей особенно важна физическая активность, занятия, направленные на развитие общей моторики.
Различные психические расстройства у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.
Развитие моторики предполагает коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей, которыми дети с психическими расстройствами самостоятельно овладеть не могут; исправление неправильных двигательных образцов; формирование произвольности и целенаправленности движений; развитие некоторых основных двигательных качеств.
Базовые «схемы движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений (рука-зрение, зрение-слух, рука-зрение-слух, слух-речь и др), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.
В современной науке существует множество определений понятия «»
— двигательная активность, отдельных его органов или их .
— способностей и умелости, возрастную двигательной целостности вида (выражение , жесты, врожденные особенности)
— двигательных реакций.
— вся кинетическо – двигательная функции организма, биофизические, , психологические элементы.
— двигательная организма, его органов или их частей; двигательных возможностей (, умений и навыков, двигательных ) человека, проявляющихся в моторике, в мелкой кистей и пальцев рук, в моторике и т.д.; в себя произвольные и непроизвольные движения.
— вся двигательных функций (т. е двигательного ) организма, объединяющая их , физиологические и психологические .
Моторику на два вида:
-крупная(общая) моторика умение координировать своих и всего тела. Она детям способность различные руками, ногами, . Дает возможность равновесие, бегать, , ходить. На крупной моторики и совершенствуется мелкая .
— мелкая(тонкая) моторика служит совершенствованию совершать и правильные движения, помогают работать с предметами.
Навыки моторики в целом отличаются от мелкой моторики, в главную играют мелкие руки и глаза, и все же их объединяет..
Развитие тесно связано с интеллектуальной, и эмоциональной сфер . Ученые отмечают, что умственная и деятельность в единстве и во взаимосвязи. явления, происходящие в нас мире и в нашем могут познаны только в двигательной активности. Это , прежде всего, к о кинематических, и ритмических характеристиках .
Развития движений влияние на развитие сторон :
- внимания (овладение координированными физическими требует его концентрации на движениях и , сопутствующих движениям),
- (вследствие развития ),
- находчивости и быстроты (предъявляются требования к способности к и адекватной двигательной в изменяющейся ситуации),
- (необходимость поиски причин и неудачных движений, их цель, структуру и и т.д.
Развитие моторики не только мелкой, но и общей необходимо для и правильного ребенка.
для развития моторики любые подвижные , плавание, , лыжный спорт, с горки на санках или . Желательно, чтобы активно включались в процесс занятий, т.к. эмоциональный от семейных игр и спортом трудно .
Рекомендации по развитию общей моторики у детей в условиях ПНДДС:
1.Физическая зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело и развить крупные мышцы.
2.Игры с использованием мяча. Его можно катать, бросать и ловить, с ним приседать и наклоняться, выполнять упражнения, сидя на мяче, прыгать на гимнастическом мяче.
3.Игры на бросание и попадание в цель. Мячи, кольца помогут почувствовать свое тело и развить глазомер.
4.Занятие танцами, логоритмикой способствует укреплению и развитию мышечного аппарата ребенка.
5.Общий массаж укрепляет мышечный корсет ребёнка.
Двигаясь, ребенок мир. Поэтому важно не его активность. полезно организовать в спортивный уголок с снарядов (для хватит и шведской стенки), ребенок и дома мог свою потребность в . Разумеется, рядом с маленьким не обещает покоя. о том, что вначале родители о том, чтобы ходили и говорили, а о том, чтобы они сидели и , имеет под собой основания. требовать, чтобы не бегал, не прыгал и не , нельзя. Наоборот, должны активные занятия, от их интенсивности зависит и умственное развитие .
Становление крупной очень важно для существования и окружающего мира .
Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его мышление и речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Рекомендации для родителей.
Развитие крупной моторики полезно всем детям без исключения. Мы предлагаем вам внедрить в повседневную жизнь все 10 видов активной физической деятельности.
1. Маршировка
Внедряйте разнообразные базовые задания на имитацию:
- Сделай шаг – вперёд, назад, в бок
- Топни – одной ногой, другой
- Поочерёдно топай обеими ногами — с усилием
- Быстро шагай на месте – руки свободно, руки на пояс
2. Прыжки на батуте
Понятное дело, батут не всегда доступен в домашних условиях. Найдите игровой центр, где они в широком ассортименте. Или посещайте сенсорную комнату.
Ряд возможных заменителей для батута:
- Замените батут прыжками на фитнес-мяче, зажав его ногами к дивану и держа ребёнка за руки
- Купите домой резиновую полусферу для фитнеса
- На даче отведите для прыжков стопку матрасов или старый диван
Ищите варианты! Потому что данный вид активности крайне полезен для детей с различными расстройствами, особенно невербальных или с дополнительным моторным компонентом в речевой задержке.
3. Игры в мяч
Безукоризненный снаряд для движения – самый обычный мяч. Он дёшево стоит, легко носится с собой на прогулки, может быть использован дома и дарит нам в помощь множество вариантов для целенаправленных манипуляций руками и ногами.
- Сначала научите ребёнка катать мяч к вам и отслеживать ваше обратное движение.
- Затем покажите, как бросать мяч разными способами: вперёд снизу-вверх, подняв руки на уровень плеч, замахиваясь из-за головы.
- Добейтесь, чтобы ребёнок ловил мяч двумя руками и не боялся, когда вы бросаете мяч в ответ. Всё это станет вехами большого пути в освоении бесценного инструмента игры.
- Усложняйте задачи постепенно. Забросить мяч в крупную коробку — в мелкую коробку — в кольцо на уровне глаз — в кольцо повыше и ловить внизу, как в настоящем баскетболе.
- Предложите бросать одновременно два мяча одного размера, разного размера.
- Поднимать по 2 и 3 мяча, удерживая их соприкосновением между собой.
4. Удержание равновесия на балансире
Мы уже говорили о важности чувства равновесия для развития речи, успокоения при сенсорных перегрузках и концентрации внимания перед занятием (см. п.2 Прыжки на батуте).
5. Велосипеды
Развитие мышц нижней части тела и чувства равновесия и координации – главные эффекты от катания на велосипедах.
6. Логоритмика (танцы)
Эта деятельность сродни танцам, но лучше! Особенно на дошкольном этапе обучения. И пусть она сложнее танцев — на первый взгляд родителя. Но вам всегда имеет смысл присмотреться к логоритмике внимательнее (!)
Для занятий логоритмикой необходимо, чтобы ребёнок был хотя бы немного научен имитации и удержанию глазного контакта. Если эти два базовых навыка коррекционной работы освоены, можете смело идти на занятия с логоритмистом.
7. Имитация движений животных, транспорта и людей
Предлагайте малышу притворяться:
- Самолётом, летящим спокойно и высоко
- Птицей, парящей в чистом небе
- Газующим с места в карьер мотоциклом
- Морем, которое размеренно бьёт волнами о берег
8. Шаги в коробку и из неё
- Огромная коробка, в которую ребёнок влезает целиком и закрывает себя крышкой.
- Или коробка с высотой по колено, в которую он заходит и выходит.
- Или коробки от обуви, которым выложен витиеватый маршрут по дому.
9.Ползание по туннелю
Туннелем может стать:
- Кишка из ткани, протянутая между двумя обручами
- Или занавешенное узкое пространство между стульями
- А можно перекинуть через стол одеяла, чтобы они свисали до пола
10. Полоса препятствий с произвольными заданиями
Вам необязательно искать безукоризненную площадку — с множеством продуманных снарядов. Создавайте полосу препятствия не только физически, но и интеллектуально.
Главные факторы успеха для успешного развития крупной моторики с помощью предложенных методов просты:
- Составьте план занятий
- Сначала внедряйте не более 1-гонового вида деятельности за неделю
- Отслеживайте прогресс
- Подключайте игровые элементы
- Приглашайте к игре других детей
- По мере освоения снарядов ищите новые более сложные варианты, например, скалодром вместо шведской стенки, велобег взамен велосипеда.
Источник