Значение коммуникативное развитие ребенка

Елена Слободчикова
Значение коммуникативных навыков в развитии личности дошкольников

Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка, считает М. И. Лисина. Вне общения формирование личности вообще не возможно. Именно в процессе общения со сверстниками ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т. п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная картина общения детей. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. Опыт первого общения со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ — помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Выходя за пределы сложившихся в семье стереотипов общения, ребенок не только обогащает свой социальный опыт, но и обретает способность к познанию своего «Я» с новых сторон, что, безусловно, ему как личности очень важно. Он как бы обретает новые ориентиры в отношении к себе, в понимании себя самого. Таким образом, расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающими — важная часть его общего развития.

По определению известного педагога А. П. Усовой, группа детского сада — это первое своеобразное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу, дружбу, сделать все необходимое, чтобы из случайной совокупности детей, собранных в группу, в возможно более короткий срок создать коллектив Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Коммуникативные навыки включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил общения. Всему этому ребенок учится в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше ребенок приобретет коммуникативные навыки и умения, тем меньше проблем у него будет в будущемСледовательно, значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение — это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды, с неписанными законами и правилам. Он не умеет говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. При этом он может скрывать свое смятение под маской бравады, демонстративного шутовства, или уйти в себя, замкнуться, впасть в депрессию. И педагог должен вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими. Чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Итак, искусство педагогов состоит в корректной и мягкой помощи детям — сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать интересную совместную игру, помочь ребенку стать немного увереннее. По мере того, как дети приобретают навыки общения, их излишняя агрессивность или пассивность в общении исчезает, острые и конфликтные моменты сглаживаются. Развитие коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, изобразительную и др. ]

Таким образом, в общении со сверстниками ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями других детей. В играх и реальной жизни, общаясь с товарищами, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся применять на практике нормы поведения, оценивать своих товарищей и себя. В общении со сверстниками дошкольник использует и проверяет действенность присвоенных им в общении со взрослым способов деятельности и норм человеческих взаимоотношений. Считая сверстников равными себе, ребенок замечает их отношения к себе, но практически не умеет выделять их устойчивые личностные качества. Взаимоотношения дошкольников в группах сверстников характеризуются ситуативностью и неустойчивостью (ссоры и примирения друг с другом происходят по нескольку раз в продолжение дня, но это общение — необходимое условие усвоения определенных норм взаимодействия. Неблагополучное положение ребенка в группе, неумение общаться, непопулярность в группе сверстников, резко снижая интенсивность процесса общения, замедляют процесс социализации, препятствуют формированию ценных качеств личности.

Таким образом, формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач социализации личности на первых этапах энтогенеза.

Источник

Наталия Кулеваа
Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Основной целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Задача педагогов нашего дошкольного отделения состоит в том, чтобы наши выпускники в будущем, когда они пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества проявляя инициативу и самостоятельность, ,уверен в своих силах,открыт внешнему миру, положительно относится к себе и окружающим, обладает развитым воображением.

Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Деятельность педагогов в нашем дошкольном учреждение по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развитиядетей включает в себя:

• организацию предметно-пространственной среды;

• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;

• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;

• устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;

• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;

• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;

• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.

Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

Читайте также:  Методы развития ребенка по месяцам

Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.

Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»реализуется в 4-ех направлениях:

Развитие игровой деятельности, патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, трудовое воспитание.

Развитие игровой деятельности детей (слайд)

Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Педагоги нашего дошкольного используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры.

Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание. (слайд)

• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

• Воспитывать уважение к труду;

Развивать интерес к русским традициям и промыслам;

• Формировать элементарные знания о правах человека;

• Расширять представления о городах России;

• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;

• Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи в нашем ДОУ решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (слайд)

Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Данная работа проводится через:

• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Основным содержанием образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми».

Основная цель которых — расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).

Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.»

Следующим направлением социально-коммуникативного

развития является (слайд)

Трудовое воспитание

Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

4. Взаимодействие с семьей. (слайд)

Также наш педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.

В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями:

-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;

-дни открытых дверей для родителей;

-анкетирование родителей;

-консультации для родителей;

-родительские собрания;

-оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.

Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии со специалистами детского сада: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-дефектологом, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, из этого следует, что начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.

Источник

Татьяна Ануфриева
Коммуникативное развитие дошкольника — насколько это важно?

Коммуникативное развитие дошкольника – насколько это важно?

Своевременно сформированный и полноценный навык общения — один из видимых признаков правильного развития дошкольника. В процессе общения с ближайшими родственниками малыш знакомится с общечеловеческим опытом, впитывает культуру поведения и формирует представления о предметах, людях и природных явлениях. Основанная на принципе взаимодействия коммуникация — залог успешного формирования сознания и соответствующих норме высших психических функций.

Основные этапы развития коммуникации дошкольника.

Развитие коммуникации ребенка изучалось многими психологами. Наиболее оптимальной считается классификация М. И. Лисиной, которая выделяет формы общения в зависимости от потребностей, мотивов и используемых средств:

Ситуативно-личностная.

Ребенок уже с рождения нуждается в доброжелательном внимании его родителей. Так как речь на этом этапе еще не развита, ребенок привлекает внимание мимикой, жестами. Если ребенок не получает этого внимания, у него появляется тревожность, а постоянный дефицит общения со взрослым часто приводит к проблемам в дошкольном развитии ребенка.

Ситуативно-деловая.

Возникает примерно в возрасте полугода и остается ведущей лет до трех. Характеризуется наличием потребности в сотрудничестве со взрослым, вследствие чего ребенок все время обращается к нему за помощью или одобрением. При этом, если до полутора лет ребенок просто ждет помощи, в дальнейшем он предпочитает пробовать и действовать самостоятельно. Ситуативно-деловая форма общения является подготовкой к становлению активной речи ребенка.

Внеситуативно-познавательная.

Выступает основной формой в период от 3 до 5 лет. В этом возрасте ребенок хочет узнать, как можно больше об окружающем мире, и источником этих знаний, как правило, становится взрослый. Вопросы не привязаны к конкретной ситуации — спросить, почему трава зеленая, ребенок может и тогда, когда за окном лежит снег. Помогите ребенку получить ответы на все вопросы, ведь так он выстраивает свое представление о мире и его всевозможных проявлениях.

Читайте также:  Ребенок отстает в развитии диагноз

Внеситуативно-личностная.

Возникает в 5-7 лет и является высшей формой общения для дошкольников. Центром здесь уже становятся не явления мира, а особенности межличностного взаимоотношения. Ребенок уже готов узнать и понять, какие ощущения может испытывать другой человек, что он думает, и в зависимости от этого устанавливать отношения с самыми разными людьми. В этом возрасте ребенок обращает внимание на то, как авторитетный для него взрослый оценивает действия окружающих, считая его примером для собственного поведения.

Сохраняемый в процессе общения позитивный настрой весьма важен для ребенка. При отсутствии данной составляющей дошкольник может испытывать дискомфорт в обществе себе подобных. Именно общение открывает перед дошкольником пути познания других людей и позволяет глубже изучить самого себя. Коммуникативным способностям в рамках социального развития детей дошкольного возраста отведена главенствующая роль. Эти навыки оказывают помощь в оценивании ситуаций, возникающих в процессе общения. Благодаря их наличию ребенок учится различать эмоциональные состояния собеседников в различные моменты времени, анализировать и обрабатывать получаемую органами чувств информацию и на ее основе корректировать собственное поведение.

Развитые коммуникативные навыки помогают ребенку выявлять признаки стандартных ситуаций и определяться с правилами действия. Без этого невозможно успешное общение, как со сверстниками, так и с взрослыми. Территория общения при этом может быть различной (общественный транспорт, улица, детский сад, групповые занятия и т. п.). Что немаловажно, грозящая вылиться в конфликт либо сопряженная с негативными последствиями ситуация не ставит дошкольника в тупик. Общительные малыши изыскивают позитивные способы ее трансформации. Этот ход сглаживает индивидуальные особенности взаимодействующих в процессе общения партнеров, способствует мирному разрешению конфликта и снижению отрицательных проявлений.

Роль семьи в развитии коммуникативных способностей ребенка.

Семья — наиболее значимая для ребенка ячейка общества, рассматриваемая специалистами в качестве социального окружения, характерной чертой которого является постоянство. Влияние домочадцев сказывается на темпах и глубине развития личности малыша. Оказание профессиональной помощи закреплено за дефектологами и психологами. При необходимости подобной терапии приветствуется тесное сотрудничество с родителями, существенно улучшающее результат проделанной работы. Главная возлагаемая на педагогов задача заключена в понимании и верном оценивании возможностей малыша. В некоторых случаях взрослым показано усвоение основ, необходимых для успешного проведения занятий с собственным ребенком.

Уровень и особенности развития коммуникативных способностей малыша базируются на используемой родителями поведенческой модели, вследствие чего крайне важно учесть определенные нюансы. Ближайшим родственникам следует осознавать пагубность изоляции малыша от ровесников. Фактор присутствия родителей других детей способствует привыканию дошкольников к наличию взрослых, не связанных с ними родственными узами. Игровая форма занятий ориентирована на приобретение навыков общения у малышей, чей возраст не превышает трех лет.

Чаще всего именно родители являются единственным источником общения для младенца. В рамках этого взаимодействия ребенок познает окружающий мир, знакомится с моделями приемлемого и неприемлемого общения с другими людьми. В процессе общения отец или мать проецируют на малыша сформированную некогда модель коммуникативности. Что интересно, передача может осуществляться как осознанно, так и неосознанно, вследствие чего родители обязаны учитывать высокую внушаемость и восприимчивость детей раннего возраста. Взрослым рекомендуется присмотреться к собственному стилю общения. В некоторых случаях он весьма далек от принятых в обществе правил и норм, что не может не сказываться на гармоничности развития дошкольников.

Игровая тактика.

Основной разновидностью деятельности дошкольников является игра. Игровой процесс не должен ассоциироваться с бессмысленным проведением времени. В отведенные для этого минуты активизируется развитие малыша и совершенствуется широкий спектр навыков. В игровой форме крохи постигают суть осуществляемой людьми деятельности. Именно в ходе игр приходит понимание глубинных мотивов, подталкивающих окружающих к совершению определенных поступков и действий. На этапе изучения системы человеческих отношений малыш выбирает для себя наиболее приемлемое место в социуме. Проигрывание сценок из реальной жизни, предполагающее копирование действий взрослых, открывает перед малышом незнакомые ранее аспекты окружающей действительности.

Дети, взаимодействующие между собой в рамках игрового процесса, учатся учитывать интересы сверстников, отодвигая при этом воплощение собственных желаний на более поздний срок. Разноплановые игры способствуют раскрепощению ребенка. Отныне его поведение определяется как произвольное. Сюжетно-ролевой характер игр закладывает основы управления собственным поведением и необходимость следования правилам. Впоследствии этот механизм будет просматриваться в иных разновидностях деятельности, включая учебную. Ролевые игры с разветвленным сюжетом и сложными в исполнении ролями — благодатное поле для реализации собственного видения, активизирующее процессы формирования творческого воображения. В качестве дополнительных положительных бонусов игры определены становление мышления, развитие внимания и произвольной памяти. Можно смело сказать, что игры ориентированы на создание условий, благоприятно сказывающихся на развитии ряда умений и навыков, без которых невозможно достичь значительных успехов в учебной деятельности.

Также следует отметить, что в играх дети могут демонстрировать качества, не проявляемые в рамках общения со взрослыми людьми. Общение ровесников не сковано социальными рамками, вследствие чего оно более обширно. К примеру, в рамках взаимодействия друг с другом малыши проявляют способность придумывания новых игр. Взрослые по объективным причинам воспринимают подобную идею со скептицизмом.

Типы игровых упражнений.

Многообразие игр может быть упорядочено в соответствии со сферой влияния. Исходя из типа воздействия принято различать следующие игровые упражнения:

1. Развитие вербальных и невербальных способов общения предполагает использование одноименных форм общения. Можно сосредоточиться на описании ярко выраженных пережитых эмоций, в число которых входят гнев, грусть, страх и т. д. Хорошую результативность показывает и игра «Испорченный телефон». Из невербальных способов общения следует отметить мимику, жесты и такую разновидность, как пантомима. Дети могут попытаться воспроизвести стихотворения жестами, поговорить через стекло или показать с помощью мимики, чего им хочется в данный момент.

2. Воздействие на физиологию не ограничивается развитием пластичности или гибкости. Игры данной направленности способствуют избавлению от мышечных зажимов и подталкивают детей к самовыражению посредством эмоционального движения. Концентрация на телесных ощущениях — отличный способ борьбы с проявлениями замкнутости, закрепощенности, скованности и пассивности. Внутреннее равновесие и спокойствие достигаются за счет расслабления мышц тела. Отвлечься от собственных переживаний и страхов дети могут посредством изображения любимого сказочного героя или животного. Приветствуется наиболее точное воспроизведение повадок и движений.

3. Формирование осознанного отношения к семье (единой целостной структуре, домочадцам (отдельно взятым элементам) и собственному Я. Ребенок должен рассматривать себя в качестве полноправного члена семьи. В рамках подобных игровых упражнений можно предложить малышу нарисовать дом и семью. Положительные сдвиги намечаются в ходе бесед, тематика которых связана с понятием любви к родителям. На этом этапе могут пригодиться альбомы с фотографиями. Каждый снимок может сопровождаться озвучиваемыми вслух комментариями. Основная цель занятий сопряжена с активизацией чувства родства. Дошкольники учатся испытывать любовь к людям, составляющим сплоченный семейный круг. При этом они осознают, что родственники испытывают по отношению к ним аналогичные теплые чувства.

Читайте также:  Ребенок с отклонениями в развитии поведения

4. Знакомство с эмоциями, привитие навыков выражения собственных чувств и развитие способности распознавания эмоционального состояния находящегося рядом индивида предполагает участие в играх, основанных на использовании специфических учебных материалов. В качестве последних могут выступать карточки со схематическими рисунками, соответствующими разнообразным эмоциям. Карточки без изображений могут быть задействованы детьми для изображения собственного лица, выражающего грусть, обиду или радость.

5. Умение концентрироваться на собственных ощущениях и состоянии развивается в рамках выполнения упражнения «Психологический автопортрет». Малыши по очереди дают ответы на вопросы о себе. При этом они стараются уяснить, за какие качества и поступки их можно наказать или, наоборот, похвалить. Каждый ответ должен начинаться с имени отвечающего ребенка, за которым следует описание черт характера, личных качеств и увлечений. Заключительная часть упражнения «Опиши себя» имеет форму совместного обсуждения. В тех случаях, когда дошкольник испытывает трудности с выполнением задания, разрешены подсказки ровесников. Озвученное сверстниками мнение подталкивает ребенка к размышлениям о своих возможностях и о том, в каком свете он предстает перед окружающими.

6. Активизация развития способности взаимодействия с ровесниками и взрослыми взращивает чуткость по отношению к другим участникам общения, учит ребенка пребывать в дружественном расположении духа и учитывать интересы товарищей. При этом малыши ощущают себя неотъемлемой частицей общего для группы процесса (в частности, создания общего для нескольких детей рисунка). Во время такой игры дошкольники обсуждают особенности будущего шедевра, учатся распределять подручные средства (краски, карандаши, фломастеры и т. д.) и идти на уступки.

Эффективно также проигрывание разнообразных ситуаций, предполагающих применение принципов взаимодействия на практике. Участвующие в сценках дети дают ответы на вопросы нравственного характера. В зависимости от исходных условий они делают выбор в пользу тех или иных поступков, дают оценки другим людям. В качестве оценочных критериев выступают добро, отважность, вежливость, смелость, честность, трусость и другие категории.

Полноценно развитые коммуникативные навыки — результат тесного взаимодействия детей и родителей. Психологи установили, что благодаря обучению родителей определенным приемам общения в рамках детско-родительских групп удается скорректировать стиль общения в семье. Что немаловажно, даже небольшие изменения влекут за собой укрепление психологического здоровья детворы.

Укреплению взаимоотношений способствует выполнение совместных действий родителей и дошкольников в пределах группы. Игровые упражнения позволяют осознавать условность ситуации, что не мешает совершению поступков, отвечающих реалиям повседневной жизни. Благодаря данной особенности малыши знакомятся с новыми способами взаимодействия при одновременной корректировке стиля общения близких друг другу людей.

Принятые в игре правила уравнивают детей и взрослых. Они являются партнерами/конкурентами и действуют в одинаковых условиях, вследствие чего малыш ощущает собственную значимость. Увлеченные игрой родители как бы погружаются в детство, сокращая тем самым расстояние между собой и отпрыском.

Некоторые родители фокусируют свое внимание на состоянии физического здоровья ребенка. Сведения о человеческих качествах малыша при этом оказываются весьма скудными. Формированию объективного мнения о дошкольнике способствует взгляд со стороны, дистанцирующий взрослого от привычного восприятия крохи. При таком подходе малыш оценивается глазами остальных участников группы. Что немаловажно, родителям и детям выпадает шанс лучше узнать себя за счет реакций и поступков других людей.

Игровой процесс тем и интересен, что в его рамках возможно установление нового стиля общения. Ближайшие родственники примеряют на себя роли союзников. Отцы и матери обретают навыки распознавания эмоционального состояния малыша, пытаются понять принципы выстраиваемых отпрыском логических цепочек и исходных побуждений. Устанавливаемое между общающимися доверие ненавязчиво подталкивает дошкольника к творческому самовыражению. При этом ребенок чувствует ответственность за происходящее. Поддержка родителей способствует повышению самооценки, укреплению психологического здоровья и развитию важных для любого вида деятельности коммуникативных навыков, успешно применяемых впоследствии в повседневной жизни.

Коррекционная работа по устранению нарушений коммуникативных навыков.

Развитые коммуникативные способности — один из основных показателей психологического здоровья. Явное отклонение от нормы свидетельствует о необходимости проведения коррекционной работы. В большинстве случаев сложная по своей сути задача возлагается на плечи педагогического коллектива дошкольного учреждения. Занятия должны носить регулярный характер, а в их совокупности должна прослеживаться определенная последовательность. Лишь при таком условии удастся привить навыки общения проблемным детям. Желательно, чтобы устранение трудностей сопровождалось формированием новой модели поведения, наиболее оптимальной как для самого ребенка, так и для окружающих его людей. На этапе развития у дошкольников коммуникативных способностей необходимо сконцентрировать усилия на достижении следующих целей:

• снятии зажимов и преодолении стеснительности;

• усвоении основ разговорной этики;

• развитии способности осознания собственных ощущений и чувств;

• обучении способам взаимодействия в сложных ситуациях;

• закреплении навыков невербальных способов общения, осуществляемых с помощью жестов и мимики;

• совершенствовании умения словесного выражения эмоций;

• развитии навыка распознавания чувств другого человека;

• формировании умения слушать и принимать точку зрения других людей;

• сохранении чуткости и доброжелательности к собеседнику на протяжении всего процесса общения;

• обретении детьми опоры в рамках общения с родителями.

Для достижения перечисленных выше целей могут быть задействованы несколько методов, базирующиеся на различных типах восприятия:

1. В группу физиологических методов вошли дыхательная и пальчиковая разновидности гимнастики, а также психогимнастика.

2. К игровым способам относят дидактические и сюжетные упражнения и игры.

3. Визуальные приемы основаны на рассматривании изображений и использовании наглядных пособий.

4. Из словесных методов наибольшее распространение получили чтение, пересказ диалогов и составление коротких рассказов.

5. Практическая часть представлена воспроизведением ситуаций и театрализованной инсценировкой сюжетов сказок.

6. Логический раздел концентрируется на постановке вопросов нравственного и этического характера. В эту группу вошли и загадки.

Каждый из озвученных методов ориентирован на развитие навыков взаимодействия, приемлемого для окружающих малыша людей. На тематических занятиях дошкольники знакомятся с чувствами гуманности и доброты, учатся проявлять эмпатию по отношению к сверстникам и взрослым.

Совершенствующиеся информационные технологии оказывают пагубное влияние на многих дошкольников, уровень социального развития которых не соответствует современным требованиям. Педагоги с сожалением констатируют, что значительной части ребят дошкольного возраста не привиты навыки правильного общения. Основная масса современных детей не способна к сопереживанию, не имеет представления о необходимости проявления дружелюбия и не склонна к общению в вежливой манере. Со слаборазвитыми коммуникативными способностями сталкиваются воспитатели многих дошкольных учреждений. В последние годы наблюдается сокращение времени, выделяемого на человеческое общение. Детей всё чаще можно застать за компьютерными играми и просмотром телевизионных передач. Вследствие этого регистрируется снижение интереса, как к ровесникам, так и к ближайшим родственникам.

Педагоги уверены в том, что для лишенного живого общения ребенка закрыт доступ к ярким эмоциональным ощущениям. Страдает от этого и способность оптимального общения с окружающими, без которой невозможно успешное продвижение практически в любой сфере деятельности. Именно поэтому столь важно развитие коммуникативных способностей у дошкольников, являющееся одним из главных направлений подготовки малыша к реалиям взрослой жизни.

Источник