Значение игры в развитии ребенка младшего дошкольного возраста
Статья на тему:
«Значение игры в жизни дошкольников
младшей группы»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Игра занимает в жизни ребёнка особое место. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В играх наиболее ярко проявляется его личность .
В теории игра рассматривается с различных позиций. Игра является как способ освоения мира, т.к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка; игра помогает усваивать общественный опыт.
К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений. По мнению Д.В. Менджерицкой игра призвана решать задачи на развитие нравственных и общественных качеств и игра должна носить развивающий характер и происходит под контролем взрослого.
Не смотря на важность игры как всестороннее развитие ребенка, игра вытесняется учебной деятельностью. Большая часть времени родители посвящают подготовке детей к обучению.
Поэтому лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память.
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые тем, тетрализованные игры, игры – забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные игры.
Сюжетно – ролевая игра ребенка носит творческий характер, где дети берут на себя роли и воспроизводят различную деятельность с занимательностью сюжета. В таких играх дети способны на интересную выдумку, они сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива оказывает огромное влияние на воспитание не только на одного ребенка, так и на всю группу.
Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном счете она направлена также на решение основных воспитательных задач. Дидактические игры особенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами. Интерес к качеству игровой задачи проявляется: аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
Игра дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др., т.к. играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике.
В играх с правилами требуется обобщение знаний, самостоятельный выбор в решения поставленной задачи.
Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным, стремятся совсем в раннем возрасте приобщить его к учебной деятельности (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков), не оставляя времени на игры, тем самым снижая социальность в развитии ребенка. Развитие ребенка становится дисгармоничным (например, ребенок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в худшем случае — у ребенка может случится нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т.п.).
Именно в младшем дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.
Основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.
Играя, дети учатся жить!
Литература:
1. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – Самара: Учебная литература, 2005. – 160 с.
2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2 – 7 лет. – М.: Мозайка – Синтез. 2015. – 128 с.
3. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. ИГРАЕМ?… ИГРАЕМ!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003». 2006. – 111 с.
Источник
Роль игры в развитии самых маленьких детей
Для детей в 1-3 года игра представляет простое манипулирование предметами. Играя с ними, малыш познаёт окружающий мир предметов. Мама готовит на кухне, а ребёнок, играя рядом с ней, узнаёт, для чего нужна та или иная утварь, и как называется вкусная и не очень еда. Играя со взрослым в развивающие игры (кубики, пирамидки, вкладыши), малыш развивает у себя мелкую моторику, внимание, память и мышление. Кроме того, с ними он учится общаться по поводу выполняемого занятия, упорно добиваться результата, радоваться успехам, не просто выполнять указания старших, но и соотносить свои и их действия.
Роль игры в формировании дошкольника
В дошкольный период игра остаётся важнейшим видом деятельности детей, они словно живут в ней. Поэтому игра становится важнейшей сферой их самовыражения. Но в полной мере свои развивающие функции игра выполняет, только когда является самостоятельной деятельностью.
Помимо игры с предметами, в этот период возникает и более сложная сюжетно-ролевая игра. Дети очень любят такие игры, которые готовят их к будущей жизни. В этих играх присутствует игровой замысел, проработанный сюжет (сценарий), выбор или распределение ролей и сами игровые действия. Это вид творческой игры, создаваемой самими детьми, которые вольны придумывать для неё правила. Для ребёнка эта игра предоставляет хороший способ самореализоваться, стать тем, кем он хотел бы стать, когда повзрослеет: водителем, врачом, летчиком. Это известные игры в «дочки-матери», «больницу», «магазин», «школу». Главная задача таких игр – правильно исполнять свою роль, копируя поведение взрослых. Такие игры являются прямым отражением того, что в своей жизни видят дети. Поэтому одна девочка перед сном нежно поглаживает куклу, а другая ругает её за испачканное платье.
С помощью игры дети могут входить в эмоционально насыщенную взрослую жизнь, имитируя их социальные отношения. Игры также способствуют повышению самооценки и самоутверждению малышей. Ребёнок именно в сюжетно-ролевых играх может развивать важные способности управления своей памятью и вниманием, усвоения правил и действия по ним, планирования деятельности и прогнозирования результата, воображения и наблюдательности. Кроме того, сюжетно-ролевые игры дают возможность дошкольнику ярко проявить свои эмоции, взглянуть на жизнь глазами другого человека, что помогает ему преодолеть в себе детский эгоцентризм.
В игре ребёнок чувствует себя членом коллектива, здесь формируется понятие «мы» и возникает чувство единения. Поскольку дети оценивают друг друга, то возникает общественное мнение. То есть, в процессе игры вся детская группа, как коллектив, также развивается. В игре оттачивается способность прислушиваться к чужой точке зрения, ставить себя на место другого. Это уже означает переход на более высокую ступень интеллектуального развития.
Поняв, что роль игры в развитии ребёнка невозможно переоценить, многие родители перестанут смотреть на неё, как на пустое времяпрепровождение или забаву. Со стороны родителей в жизни детей игра является главным инструментом воспитания и развития, а со стороны самих малышей – основой, почвой, тканью самой жизни.
Чтобы в игре происходило развитие ребёнка, с него нужно снять чрезмерную опеку, оставляя за ним больше самостоятельности и пространства. У детей с недостаточно развитой самостоятельностью, нет особого желания, да и умения играть.
Источник
Консультация для педагогов
Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Игра имеет большое значение для развития личности ребенка. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма. Игры создают положительный эмоциональный фон.
Велико влияние игры на чувства детей. Она обладает притягательной способностью завораживать человека, вызывать волнения, азарт и восторг.
З. Фрейд писал, «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир так, как ему больше нравиться. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции».
Л. Френк предположил, что игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. «Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности».
Согласно Ж. Пиаже игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной.
Огромное значение в социально – эмоциональном развитии, кроме стиля взаимоотношений со взрослыми имеет игра. Она может рассматриваться как несущая и диагностическую, и коррекционную, и развивающую функции.
Среди множества детских игр особое внимание отводится подвижным играм, которые разнообразны по своему содержанию и организациям. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями.
В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В — третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного возраста осуществляется разными путями. Основной формой обучения детей движением являются занятия. В то же время существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко используются во всех возрастных группах. В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, прыгание, лазанье, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста.
Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной необходимостью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные и коррекционные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале, ориентироваться в пространстве. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнять какое – либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, уметь начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних условных заданий, если игра сопровождается текстом.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: о поводках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках окружающей природы; о средствах передвижения (поезд, автомобиль, самолет). Все игры детей дошкольного возраста можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры .
Первую группу игр детей составляют игры, разные по содержанию, структуре организации детей, степени сложности и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры – забавы. Вторая группа – спортивные игры: бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей и т. д. В работе с дошкольниками их применяют обычно с упрощенными правилами.
Освоение подвижных игр дошкольниками имеет некоторые закономерности. Так, для детей двух – трех лет характерны только игры типа «ловишки», для детей среднего дошкольного возраста характерны сюжетные игры с богатым речевым материалом, со зримыми игровыми образами и атрибутами. Дети старших групп охотно играют в различные бессюжетные игры с соревновательным элементом, эстафеты, игры с различными предметами (кегли, мяч, скакалка, кольцеброс и т. п., и только к шести – семи годам дети готовы для участия в спортивных играх. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются мировые упражнения, занимающие как бы промежуточное положение между гимнастическими упражнениями и подвижными играми. Подвижные игры и игровые упражнения взаимосвязаны, и часто педагоги не видят между ними принципиальной разницы. В различие от подвижной игры, которая в своей основе всегда имеет определенный замысел, упражнение представляет собой организованные двигательные действия, специально подобранные для выполнения какого-нибудь конкретного задания. В игровых упражнениях, как правило, отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и успешность выполнения заданий зависит лишь от личных возможностей. Многие упражнения имеют сюжетный характер, то есть образ, благодаря которому упражнения приобретают игровой элемент («пройди через речку», «прыгни через канаву» и т. п.) . Для маленьких детей гораздо понятнее фраза: «Покачай веточками», чем «Покачивающие движения руками, поднятыми вверх». Все предложенные далее игровые упражнения на координацию движения и речи опираются на образ, в соответствии с которым ребенок выполняет задание. Воспитатель может оценить выполнение упражнения каждым ребенком и, используя соответствие или несоответствие с образом, корректировать неправильное движение (выполнение). «Почему у твоей щуки два хвоста, сделай один», — говорит педагог лежащему на полу ребенку, выполняющему упражнение «щука».
Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, их представлений и знаний об окружающем мире. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих. В одном случае дети могут, переваливаясь, как мишки, в другом весело скачут как зайчики.
Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах. Однако наиболее подходят детям младшего дошкольного возраста. Двигательные возможности детей 2 – 3 лет достаточно ограничены: дети еще не могут равномерно ритмично бегать и ходить, не могут преодолевать препятствия, их выразительные движения еще далеко не совершенны – это игры типа «догонялок». В коррекционном курсе с детьми 2 – 3 лет велика потребность в разнообразии игровых сюжетов, так как все они в основном направлены на совершенствование таких движений, как ходьба, бег и прыжки. В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей Иры, увлекаясь ею, они с удовольствием многократно повторяют все движения. Стихотворный текст в игре, как правило, проговаривает воспитатель, а дети только подчиняются его голосу как условной команде.
Для детей трех – четырех лет в сюжетных играх более сложные движения, обязательным условием является наличие развернутого текста. Для детей речевых групп это имеет принципиальное значение, так как в условиях игрового действия и группы ребенок меньше концентрирует внимание на собственном «Я» и на своих речевых проблемах. В этих играх, как правило, есть ведущий – водящий, который в своих действиях и поступках противопоставляется всей группе. Ребенок должен запомнить и проговорить весь текст своей роли и затем выполнить свою игровую задачу. Сюжетные игры с развернутым речевым содержанием являются прекрасным и очень эффективным психокоррекционным средством воздействия. Именно в играх такого рода удается «разговорить» и активизировать застенчивых и робких детей, научить выжидать, терпеть и подчиняться правилам агрессивных и расторможенных.
Бессюжетные игры типа «догонялок» и перебежек очень близки к сюжетным – в их лишь нет образов, которым дети подражают. В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами.
В работе с детьми дошкольного возраста используются также игры – забавы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необходимых условиях и часто включают элемент соревнования (как правило, эти задания используются на завершающем уроке, вечере развлечений, спортивном празднике).
Таким образом, игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших – все это создает у игроков состояние особого психико – педагогического комфорта.
Источник