Значение игры для развития ребенка контрольная работа
Контрольная работа по дисциплине:
«Теория и методика игровой деятельности».
Тема:
« Виды дидактических игр, их структура.
Выполнила: Удодова О.В.
Оглавление
Введение
Теоретическая часть
1. Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста.
2. Классификация дидактических игр.
3.Основные особенности дидактической игры, её структура.
Практическая часть
Наблюдение за дидактической игрой «Собери картинку» .
Заключение
Литература
Введение.
Дошкольное детство — это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра — это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок, играя, учится.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.
1. Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.
Например, многие дидактические игры по формированию математических представлений у детей направлены на развитие у ребят логического мышления, с их помощью дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, учатся производить анализ, синтез, решать задачи.
Дидактические игры помогают взрослым дать дошкольникам элементарные научные знания, которые необходимы для обучения в школе, закрепить их и научить ребят применять на практике все то, чему их научили. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах. А это значит, что с использованием дидактических игр идет подготовка дошкольников к обучению в школе.
Большую роль в развитии речи детей играют дидактические игры. В ходе игры ребенок комментирует свои действия, рассказывает, о том, как он выполнял задание или как нашел выход из проблемной ситуации, отвечает на вопросы взрослого, общается со сверстниками. Развитию речи способствуют разнообразные словесные игры. В методике развития речи повсеместно используются дидактические игры, направленные на решение основных задач развития речи детей: обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры, развитие навыков монологической и диалогической речи. Из этого можно сделать вывод, что дидактическая игра является одним из средств развития речи детей дошкольного возраста.
Нельзя не отметить большое значение дидактических игр в эстетическом воспитании детей. Этому способствуют не только дидактические игры, обучающая задача которых направлена на знакомство детей с произведениями искусства, театра. Красочно, в соответствии гигиеническими с требованиями, оформленная игра прививает ребенку чувство прекрасного, формирует эстетический вкус.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.
Дидактическая игра, как одна из многообразных игр дошкольника, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Благодаря дидактическим играм у ребенка формируется самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, самоконтроль, дети учатся взаимодействовать в команде, у них формируется чувство взаимопомощи (игры-соревнования, настольно-печатные игры, в которых могут принимать участие несколько детей, например, «Собери картинку», «Пазлы», «Лото», «Домино» и др.), учатся достойно принимать поражение и победу в играх.
Положительные результаты, достигнутые ребенком в ходе обучающих игр, формируют у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание достичь успеха.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что дидактические игры оказывают положительное влияние на все стороны развития ребенка, а прежде всего они являются одним из главных методов обучения детей дошкольного возраста.
2. Классификация дидактических игр.
Дидактические игры имеют свою классификацию. Классификация дидактических игр различна. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. Данное деление игр можно отнести к классификации по использованию материала.
Виды дидактических игр
игры с предметами настольно-печатные словесные
- сюжетно-дидактические;
- игры-инсценировки
Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:
- расширяют кругозор детей;
- развитие мыслительных операций;
- совершенствование речи;
- воспитательная произвольность поведения, памяти, внимания.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению.
Значение:
- помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире;
- системные знания;
- развивают мыслительные процессы.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на:
- основе (мыслительных) представлений;
- без опоры на наглядность.
Поэтому проводят с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Это игры-загадки, игры-предположения («Что было бы, если бы?..»). Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, перевёртышами …
Значение:
- речевое развитие;
- формирование словесного внимания;
- эмоциональный настрой;
- умение понимать юмор.
По содержанию дидактические игры можно разделить на:
· математические
· сенсорные
· речевые
· музыкальные
· природоведческие
· для ознакомления с окружающим
· по изобразительной деятельности
Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:
· коллективные
· групповые
· индивидуальные
3.Основные особенности дидактической игры, её структура.
Дидактическая игра — это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.
Ей присущи две функции в процессе обучения. Первая функция — совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.
Основные особенности дидактических игр:
1. Дидактические игры — это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.
2. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
3. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.
4. Дидактические игры имеют своеобразную структуру.
Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура,
т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:
· дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;
· содержание игры
· игровые правила;
· игровые действия;
· окончание игры, подведение итогов.
Дидактическая (обучающая) задача — это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Отбор познавательных задач для игр осуществляется в соответствии с разделами программы, с учетом возрастных особенностей детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей.
Содержание игр может быть самым разнообразным, в основе дидактической игры может лежать вся окружающая действительность. Например, игры «Летает не летает», «Съедобное — несъедобное», «Назови пору года», «Кто, как кричит», «Живые слова», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Скажы па-беларуску» и т.д.
Игровые действия — это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях; без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия должны вызвать у детей радость, чувство удовлетворения, именно они делают обучение эмоциональным и занимательным.
Игровые действия — это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.
Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания, а так же делают игру демократичной. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи, т.е. они определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи.
Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи. Если дидактическая игра организуется вне занятия игру можно окончить просто подведением итогов, а можно использовать другие виды деятельности: изобразительную, развитие речи и т.п., но тематика должна соответствовать содержанию игры.
Практическая часть
Наблюдение за дидактической игрой «Собери картинку» .
В группе «Почемучки» педагогом была организована дидактическая игра по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе «Собери картинку».
Данную дидактическую игру можно отнести к следующим видам игр: игра природоведческого характера, игра с картинками, настольно-печатная игра.
Воспитатель подготовилась к проведению игры с детьми: игра была запланирована, был подготовлен необходимый материал, продумано размещение детей (дети сидели за столиками, перед ними разложен необходимый материал). Игра проводилась с подгруппой детей (4 ребенка) во второй половине дня.
Предложенная детям игра содержала основные структурные компоненты: дидактическую задачу, состоящую из игровой и обучающей; игровые правила; игровые действия; окончание игры, подведение итогов.
Задачи игры: закрепить знания детей об основных характерных признаках времен года; упражнять в складывании целого из частей; развивать восприятие, воображение, внимание, память; формировать интерес к игре. Воспитатель для реализации поставленной цели использовала такие приёмы, как напоминание, уточнение, вопросы проблемного характера, пример сверстника. Педагогом были четко сформулированы правила игры перед её началом: внимательно слушать других детей, не перебивать друг друга, можно помогать другому, если он нуждается в помощи.
Игровые действия заключались в рассматривании картинок, ответов детей на вопросы педагога и складывании частей картинок в целую картинку. Дети вели себя активно, отвечали на вопросы, с интересом складывали картинки, помогали друг другу.
В конце игры воспитатель подвела итог игры (уточнила действия, которые выполнили дети в ходе игры), похвалила детей.
Задача игры была полностью реализована: все дети описали времена года, на предложенных им картинках. Дети остались довольны игрой, просили продолжить игру, стали меняться картинками, чтобы собрать другую. Я считаю, что воспитатель грамотно руководил игрой детей.
Заключение.
1. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения и навыки, готовятся к обучению в школе.
2. Дидактическая игра является одним из средств обучения детей дошкольного возраста, имеет свои особенности и функции, выделяется из большого количества игр своей структурой.
3. Обучающие игры классифицируют по разнообразным направлениям. Классификация дидактических игр помогает педагогу сделать обучение детей с их помощью более интересным и увлекательным, не допускать в работе с детьми дублирования.
4. Дидактические игры весьма сложны для руководства. В каждой возрастной группе дошкольного учреждения свои особенности.
Литература
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой.- М.: Просвещение, 2007 г.
2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/сост. А.К. Бондаренко, — М.: Просвещение, 2009.
3. Козлова С.Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика — Москва, 2000г.
4. Менджирицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. ж. «Дошкольное воспитание» № 5 2010г.
5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду — Москва, 2009 г.
6. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 2010 г.
7.Арсеньева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте/В.П. Арсеньева. – М.: ФОРУМ, 2009. – 144с.
8.Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. Ред. Н.В. Микляевой. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 510с.
Источник
Ïðîèñõîæäåíèå è ñóùíîñòü èãðû. Ñþæåòíî-ðîëåâûå èãðû è èõ êëàññèôèêàöèÿ. Òåàòðàëèçîâàííûå, òâîð÷åñêèå, äèäàêòè÷åñêèå è ìóçûêàëüíî-äèäàêòè÷åñêèå èãðû. Âëèÿíèå èãðû íà ðàçâèòèå ðåáåíêà. Îáðàçöû äëÿ ðåøåíèÿ íîâûõ çàäà÷, âîçíèêàþùèõ â ïîçíàíèè, òðóäå.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ôåäåðàëüíîå àãåíòñòâî ïî îáðàçîâàíèþ ÃÎÓ ÂÏÎ
Íèæåãîðîäñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ëèíãâèñòè÷åñêèé óíèâåðñèòåò
èì. Í.À. Äîáðîëþáîâà
Êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà ïî ïåäàãîãèêå íà òåìó
Çíà÷åíèå èãðû â æèçíåäåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà
Âûïîëíèëà
ñòóäåíòêà 3 êóðñà
ÔÇÎ ÒèÌÏÈßÊ
ãðóïïà À-31
Ñàôèíà Äæàìèëÿ
Ïðîâåðèëà: Ãâîçäåâà Í.À.
2012 ã.
Ââåäåíèå
Ðåáåíîê îòêðûâàåò äëÿ ñåáÿ ìèð ÷åëîâå÷åñêèõ îòíîøåíèé, ðàçíûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè è îáùåñòâåííûõ ôóíêöèé ëþäåé. Îí ñòðåìèòñÿ êàê ìîæíî ñêîðåå âêëþ÷èòüñÿ âî âçðîñëóþ æèçíü, ïðèíèìàòü àêòèâíîå ó÷àñòèå â íåé, íî åñòåñòâåííî â ìàëåíüêîì âîçðàñòå åìó ýòî íåäîñòóïíî. Êðîìå òîãî ñ ðàçâèòèåì îí âñå áîëüøå ñòðåìèòñÿ ê ñàìîñòîÿòåëüíîñòè è èç ýòîãî ïðîòèâîðå÷èÿ ðîæäàåòñÿ èãðà-ñàìîñòîÿòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü äåòåé, ìîäåëèðóþùàÿ æèçíü âçðîñëûõ. Èãðà èìååò âàæíîå çíà÷åíèå â æèçíè ðåáåíêà è îíà èìååò òî æå çíà÷åíèå, êàêîå ó âçðîñëîãî èìååò äåÿòåëüíîñòü, ðàáîòà. Êàêîâ ðåáåíîê â èãðå, òàêîâ îí è áóäåò â ðàáîòå è â æèçíè â áóäóùåì.  èãðå îí ÷åðïàåò îáðàçöû äëÿ ðåøåíèÿ íîâûõ çàäà÷, âîçíèêàþùèõ â ïîçíàíèè, òðóäå. Èãðà ÿâëÿåòñÿ âàæíûì ñðåäñòâîì ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè.
Ïðîèñõîæäåíèå è ñóùíîñòü èãðû
Èãðà èçäàâíà ïðèâëåêàåò ê ñåáå âíèìàíèå íå òîëüêî ïñèõîëîãîâ è ïåäàãîãîâ, íî è ôèëîñîôîâ, ýòíîãðàôîâ, èñêóññòâîâåäîâ. Ã. Â. Ïëåõàíîâ, òåîðåòèê è ïðîïàãàíäèñò ìàðêñèçìà, äîêàçûâàåò, ÷òî â æèçíè îáùåñòâà òðóä ïðåäøåñòâóåò èãðå è îïðåäåëÿåò åå ñîäåðæàíèå.  èãðàõ ïåðâîáûòíûõ ïëåìåí èçîáðàæàåòñÿ âîéíà, îõîòà, çåìëåäåëü÷åñêèå ðàáîòû. Íåñîìíåííî, ÷òî ñíà÷àëà áûëà âîéíà, à çàòåì èãðà, èçîáðàæàþùàÿ âîåííûå ñöåíû. Ñíà÷àëà áûëî âïå÷àòëåíèå, ïðîèçâåäåííîå íà äèêàðÿ ñìåðòüþ ðàíåíîãî òîâàðèùà, à çàòåì ïîÿâèëîñü ñòðåìëåíèå âîñïðîèçâåñòè ýòî âïå÷àòëåíèå â ïëÿñêå. Òàêèì îáðàçîì, èãðà ñâÿçàíà ñ èñêóññòâîì, îíà âîçíèêëà åùå â ïåðâîáûòíîì îáùåñòâå âìåñòå ñ ðàçíûìè âèäàìè èñêóññòâà. Äèêàðè èãðàëè êàê äåòè, â èãðó âõîäèëè ïëÿñêè, ïåñíè, ýëåìåíòû äðàìàòè÷åñêîãî è èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà. Èíîãäà èãðàì ïðèïèñûâàëè ìàãè÷åñêîå äåéñòâèå.  æèçíè æå îòäåëüíîãî èíäèâèäóóìà íàáëþäàåòñÿ îáðàòíîå ñîîòíîøåíèå: ðåáåíîê âíà÷àëå ïîäðàæàåò òðóäó âçðîñëûõ â èãðå è ëèøü ïîçæå íà÷èíàåò ïðèíèìàòü ó÷àñòèå â íàñòîÿùåé ðàáîòå. Ïëåõàíîâ äîêàçûâàåò çàêîíîìåðíîñòü òàêîãî ÿâëåíèÿ: èãðà ñëóæèò ñðåäñòâîì ïîäãîòîâêè ê òðóäó, ñðåäñòâîì âîñïèòàíèÿ.
Èçó÷åíèå ïðîèñõîæäåíèÿ èãðû êàê îñîáîãî âèäà ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè äàåò âîçìîæíîñòü îïðåäåëèòü åå ñóùíîñòü: èãðà — îáðàçíîå, äåéñòâåííîå îòðàæåíèå æèçíè; îíà âîçíèêëà èç òðóäà, è ãîòîâèò ìîëîäîå ïîêîëåíèå ê òðóäó.  ïåäàãîãè÷åñêîé ëèòåðàòóðå ïîíèìàíèå èãðû êàê îòðàæåíèÿ äåéñòâèòåëüíîé æèçíè âïåðâûå áûëî âûñêàçàíî âåëèêèì ïåäàãîãîì Ê.Ä.Óøèíñêèì. Îêðóæàþùàÿ îáñòàíîâêà, ãîâîðèò îí, èìååò ñèëüíåéøåå âëèÿíèå íà èãðó, «îíà äàåò äëÿ íåå ìàòåðèàë ãîðàçäî ðàçíîîáðàçíåå è äåéñòâèòåëüíåå òîãî, êîòîðûé ïðåäëàãàåòñÿ èãðóøå÷íîé ëàâêîþ». Ê.Ä. Óøèíñêèé äîêàçûâàåò, ÷òî ñîäåðæàíèå èãðû âëèÿåò íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè ðåáåíêà.  ñîçäàíèè òåîðèè èãðû îñîáåííî âåëèêà ðîëü Í.Ê.Êðóïñêîé. Îíà ñ÷èòàåò èãðó ïîòðåáíîñòüþ ðàñòóùåãî îðãàíèçìà è îáúÿñíÿåò ýòî äâóìÿ ôàêòîðàìè: ñòðåìëåíèå ðåáåíêà ïîçíàâàòü îêðóæàþùóþ æèçíü è ñâîéñòâåííîé åìó ïîäðàæàòåëüíîñòüþ, àêòèâíîñòüþ. «Èãðà äëÿ äåòåé — ñïîñîá ïîçíàíèÿ îêðóæàþùåãî».
À. Ñ. Ìàêàðåíêî äàë ãëóáîêèé àíàëèç ïñèõîëîãèè èãðû, ïîêàçàë, ÷òî èãðà — îñìûñëåííàÿ äåÿòåëüíîñòü, à ðàäîñòü èãðû — «ðàäîñòü òâîð÷åñêàÿ», «ðàäîñòü ïîáåäû». Èãðà — ñîöèàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü, âîçíèêøàÿ â õîäå èñòîðè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ èç òðóäîâûõ ïðîöåññîâ; èãðà âñåãäà îòðàæàåò äåéñòâèòåëüíóþ æèçíü, ïîýòîìó åå ñîäåðæàíèå ìåíÿåòñÿ ñ èçìåíåíèåì îáùåñòâåííûõ óñëîâèé; èãðà — ñîçíàòåëüíàÿ, öåëåíàïðàâëåííàÿ äåÿòåëüíîñòü, êîòîðàÿ èìååò ìíîãî îáùåãî ñ òðóäîì è ñëóæèò ïîäãîòîâêîé ê òðóäó.
Êëàññèôèêàöèÿ èãð
Ñþæåòíî — ðîëåâûå èãðû.
 ïåðâîì ïîëóãîäèè ó÷åáíîãî ãîäà âîñïèòàòåëü èíòåíñèâíî ôîðìèðóåò ó äåòåé èãðîâûå óìåíèÿ è ãëàâíûì îáðàçîì ðîëåâîå ïîâåäåíèå. Îí âêëþ÷àåò ðåáÿò â ñîâìåñòíóþ èãðó èëè ïðåäëàãàåò ñþæåò â âèäå íåáîëüøîãî ðàññêàçà.
 ìëàäøèõ ãðóïïàõ ó äåòåé óæå ñôîðìèðîâàíû îñíîâíûå èãðîâûå óìåíèÿ, ïîçâîëÿþùèå èì ðàçâåðòûâàòü â ïðîöåññå èãðû ðÿä âçàèìîñâÿçàííûõ óñëîâíûõ ïðåäìåòíûõ äåéñòâèé, îòíîñèòü èõ ê îïðåäåëåííîìó ïåðñîíàæó (ðîëè). Ïåðåä ïåäàãîãîì èëè æå ïåðåä ðîäèòåëåì, åñëè äåéñòâèå ïðîèñõîäèò äîìà ñòîèò çàäà÷à — ñòèìóëèðîâàòü òâîð÷åñêóþ àêòèâíîñòü äåòåé â èãðå. Ýòîìó ñïîñîáñòâóåò ðàçâåðòûâàíèå èãðû ñ âêëþ÷åíèåì â íåå ðàçëè÷íûõ ðîëåé: èç ðàçíûõ ñôåð ñîöèàëüíîé æèçíè, èç ðàçíûõ ëèòåðàòóðíûõ ïðîèçâåäåíèé, ñêàçîê, à òàêæå ñîåäèíåíèå ñêàçî÷íûõ è ðåàëüíûõ ïåðñîíàæåé. Âêëþ÷åíèå â îáùèé ñþæåò òàêèõ ðîëåé àêòèâèçèðóåò âîîáðàæåíèå äåòåé, èõ ôàíòàçèþ, ïîáóæäàåò ïðèäóìûâàòü íîâûå íåîæèäàííûå ïîâîðîòû ñîáûòèé, êîòîðûå îáúåäèíÿþò è äåëàþò îñìûñëåííûì ñîâìåñòíîå ñóùåñòâîâàíèå è âçàèìîäåéñòâèå òàêèõ ðàçëè÷íûõ ïåðñîíàæåé. Ïðè ýòîì âîñïèòàòåëü ó÷èòûâàåò èãðîâûå èíòåðåñû äåòåé, êîòîðûå â îáû÷íûõ ñîâìåñòíûõ èãðàõ ÷àñòî íå ìîãóò ðåàëèçîâàòüñÿ. Ïåäàãîã â ñîâìåñòíîé ñ äåòüìè èãðå äîëæåí ïîêàçàòü, êàê ìîæíî ðàçâåðíóòü ñþæåò ñ òàêèìè, êàçàëîñü áû, íåñîåäèíèìûìè ðîëÿìè. Îí âñÿ÷åñêè ïîîùðÿåò äåòåé, êîòîðûå ââîäÿò â ïðåäâàðèòåëüíûé ïëàí èãðû íîâûå ñèòóàöèè, ñîáûòèÿ è äåéñòâóþùèõ ëèö, òàê êàê ýòî ÿâëÿåòñÿ ïîêàçàòåëåì ñâîáîäíîãî âëàäåíèÿ èãðîâûìè ñïîñîáàìè äåÿòåëüíîñòè è òâîð÷åñêîé àêòèâíîñòè ðåáåíêà.
Òåàòðàëèçîâàííûå èãðû
Òåàòðàëèçîâàííûå èãðû — ðàçûãðûâàíèå â îñîáàõ îïðåäåëåííîãî ëèòåðàòóðíîãî ïðîèçâåäåíèÿ è îòîáðàæåíèå ñ ïîìîùüþ âûðàçèòåëüíûõ ñïîñîáîâ (èíòîíàöèè, ìèìèêè, æåñòîâ) êîíêðåòíûõ îáðàçîâ. Òåàòðàëèçîâàííûå èãðû â îòëè÷èå îò ñþæåòíî-ðîëåâûõ ïðåäëàãàþò íàëè÷èå çðèòåëåé (ñâåðñòíèêè, ìëàäøèå äåòè, ðîäèòåëè).  èõ ïðîöåññå ó äåòåé ôîðìèðóåòñÿ óìåíèå ñ ïîìîùüþ èçîáðàçèòåëüíûõ ñðåäñòâ (èíòîíàöèè, ìèìèêè, æåñòà) òî÷íî âîñïðîèçâîäèòü èäåþ õóäîæåñòâåííîãî ïðîèçâåäåíèÿ è àâòîðñêèé òåêñò. Ýòà ñëîæíàÿ äåÿòåëüíîñòü òðåáóåò îáÿçàòåëüíîãî ó÷àñòèÿ âçðîñëîãî, îñîáåííî â ïîäãîòîâèòåëüíûé åå ïåðèîä. ×òîáû òåàòðàëèçîâàííûå èãðû ñòàëè ïî-íàñòîÿùåìó çðåëèùíûìè, íóæíî îáó÷èòü ðåáÿò íå òîëüêî ñïîñîáàì âûðàçèòåëüíîãî èñïîëíåíèÿ, íî è ñôîðìèðîâàòü ó íèõ óìåíèå ãîòîâèòü ìåñòî äëÿ ïðåäñòàâëåíèé.
Òâîð÷åñêèå èãðû
Òâîð÷åñêèå èãðû — èãðû, â êîòîðûõ ïðîÿâëÿþòñÿ îáðàçû, êîòîðûå âìåùàþò â ñåáÿ óñëîâíîå ïðåâðàùåíèå îêðóæàþùåãî. Ïåðåæèâàíèÿ â èãðå âëèÿþò íà åå õàðàêòåð.
èãðà ñþæåòíûé ðîëåâîé ðåáåíîê
Äèäàêòè÷åñêèå èãðû
 ñðåäíåé ãðóïïå âîñïèòàòåëü îðãàíèçóåò è ïðîâîäèò äèäàêòè÷åñêèå èãðû, êàê íà çàíÿòèÿõ, òàê è âíå èõ, óïðàæíåíèÿ äåòåé â óçíàâàíèè, ðàçëè÷åíèè è îïðåäåëåíèè ôîðìû, âåëè÷èíû, öâåòà, ïðîñòðàíñòâà, çâóêîâ. Ñ ïîìîùüþ äèäàêòè÷åñêèõ èãð äåòè ó÷àòñÿ ñðàâíèâàòü è ãðóïïèðîâàòü ïðåäìåòû, êàê ïî âíåøíèì ïðèçíàêàì, òàê è ïî èõ íàçíà÷åíèþ, ðåøàòü çàäà÷è; ó íèõ âîñïèòûâàåòñÿ ñîñðåäîòî÷åííîñòü, âíèìàíèå, íàñòîé÷èâîñòü, ðàçâèâàþòñÿ ïîçíàâàòåëüíûå ñïîñîáíîñòè.
Ìóçûêàëüíî — äèäàêòè÷åñêèå
Ìóçûêàëüíî-äèäàêòè÷åñêèå èãðû îñâàèâàþòñÿ äåòüìè ïîñòåïåííî. Îçíàêîìëåíèå ñ íîâîé èãðîé ïðîèñõîäèò â îñíîâíîì âî âðåìÿ ìóçûêàëüíûõ çàíÿòèé. Ïåäàãîã çíàêîìèò äåòåé ñ ïðàâèëàìè èãðû, ñòàâèò ïåðåä íèìè îïðåäåëåííóþ äèäàêòè÷åñêóþ çàäà÷ó. Âíà÷àëå âîñïèòàòåëü ÿâëÿåòñÿ èíèöèàòîðîì ïðîâåäåíèÿ èãðû â ãðóïïå, íà ïðîãóëêå èëè â äðóãèå ðåæèìíûå ïðîöåññû. Âïîñëåäñòâèè äåòè ìîãóò ñàìîñòîÿòåëüíî èãðàòü è áåç ïîìîùè ïåäàãîãà, âûáðàâ âåäóùåãî ñðåäè ñâîèõ òîâàðèùåé. Íàâûêè, ïîëó÷åííûå äåòüìè â ïðîöåññå ðàçó÷èâàíèÿ ìóçûêàëüíî-äèäàêòè÷åñêèõ èãð, ïîçâîëÿþò èì áîëåå óñïåøíî âûïîëíÿòü çàäàíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ðàçëè÷íûìè âèäàìè ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè.
Âëèÿíèå èãðû íà ðàçâèòèå ðåáåíêà
Âëèÿíèå èãðû íà ðàçâèòèå ðåáåíêà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì , ÷òî ÷åðåç íåå îí çíàêîìèòñÿ ñ ïîâåäåíèåì è âçàèìîîòíîøåíèÿìè âçðîñëûõ ëþäåé, êîòîðûå ñòàíîâÿòñÿ îáðàçöîì äëÿ åãî ñîáñòâåííîãî ïîâåäåíèÿ, è â íåé ïðèîáðåòàþòñÿ îñíîâíûå íàâûêè îáùåíèÿ, êà÷åñòâà, íåîáõîäèìûå äëÿ óñòàíîâëåíèÿ êîíòàêòà ñî ñâåðñòíèêàìè. Çàõâàòûâàÿ ðåáåíêà è çàñòàâëÿÿ åãî ïîä÷èíÿòñÿ ïðàâèëàì, ñîäåðæàùèåñÿ âî âçÿòîé íà ñåáÿ ðîëè, èãðà ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ÷óâñòâ è âîëåâîé ðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ. Òàê, â èãðå ó ðåáåíêà íà÷èíàåò ðàçâèâàòüñÿ ïðîèçâîëüíîå âíèìàíèå è ïðîèçâîëüíàÿ ïàìÿòü.  óñëîâèÿõ èãðû äåòè ñîñðåäîòà÷èâàþòñÿ ëó÷øå è çàïîìèíàþò áîëüøå.
Èãðîâàÿ ñèòóàöèÿ äåéñòâèÿ â íåé îêàçûâàåò ïîñòîÿííîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå óìñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.  èãðå ðåáåíîê ó÷èòñÿ äåéñòâîâàòü ñ çàìåñòèòåëåì ïðåäìåòà — îí äàåò çàìåñòèòåëþ íîâîå èãðîâîå íàçâàíèå è äåéñòâóåò ñ íèì â ñîîòâåòñòâèè ñ íàçâàíèåì. Ïîñòåïåííî èãðîâûå äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòàìè ñîêðàùàþòñÿ, ðåáåíîê íàó÷àåòñÿ ìûñëèòü î ïðåäìåòàõ è äåéñòâîâàòü ñ íèìè â óìñòâåííîì ïëàíå. Òàêèì îáðàçîì, èãðà â áîëüøîé ìåðå ñïîñîáñòâóåò òîìó, ÷òî ðåáåíîê ïîñòåïåííî ïåðåõîäèò ê ìûøëåíèþ â ïëàíå ïðåäñòàâëåíèé.
Çàêëþ÷åíèå
Èãðà, êàê âèä äåÿòåëüíîñòè, íàïðàâëåíà íà ïîçíàíèå ðåáåíêîì îêðóæàþùåãî ìèðà, ïóòåì àêòèâíîãî ñîó÷àñòèÿ â òðóäå è ïîâñåäíåâíîé æèçíåäåÿòåëüíîñòè ëþäåé.
Òàêèì îáðàçîì, èãðà îêàçûâàåò ïîëîæèòåëüíîå âëèÿíèå íà ôîðìèðîâàíèå âçàèìîäåéñòâèÿ è âçàèìîîòíîøåíèÿ äåòåé. Èãðû ñíèìàþò ïñèõîëîãè÷åñêèå áàðüåðû, âñåëÿþò óâåðåííîñòü â ñîáñòâåííûõ ñèëàõ, óëó÷øàþò îáùåíèå äåòåé ñî ñâåðñòíèêàìè è âçðîñëûìè.
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
1. Ìàêàðåíêî À.Ñ. Èãðà- Ñî÷. Ì., 1957
2. Àíèêååâà Í.Ï. Âîñïèòàíèå èãðîé: Êíèãà äëÿ ó÷èòåëÿ. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1987.
3. Âîñïèòàíèå äåòåé â èãðå: Ïîñîáèå äëÿ âîñïèòàòåëÿ äåò. Ñàäà Ñîñò. À.Ê. Áîíäàðåíêî, — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1983.
4. Áîæîâè÷ Ë.È. Ëè÷íîñòü è åå ôîðìèðîâàíèå â äåòñêîì âîçðàñòå. — Ì., 1968.
5. À.Ñ. Ìàêàðåíêî «Î Âîñïèòàíèè»
6. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Èãðà è åå ðîëü â ïñèõîëîãè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà Âîïðîñû ïñèõîëîãèè: — 1966. — ¹ 6.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник